РАЗДЕЛ 1. Философия о человеке – обществе – мире
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 1.1 Что такое философия

Изучение данной темы целесообразно начать с изучения понятий: философия, мировоззрение, онтология, гносеология, аксиология, философская антропология, социальная философия.

Затем рекомендуем перейти к рассмотрению предмета философии, исторических типов мировоззрения.

 Определите специфику и функции философии, основные философские проблемы и категории, связь философии с жизнью.

Далее проанализируйте соотношение философии с мировоззрением, мифологией, религией, наукой, искусством.

Выявите роль философии в истории культуры, собственный философский выбор.

 

ЛИТЕРАТУРА: [1, с.15-24]

                     [2, с.4-31]

                     [4, с.20-108]

 

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте суть категории мировоззрения.

2.  Назовите структуру мировоззрения и его основные типы?

3. Определите мифологию как форму мировоззрения?

4. Определите, чем философия, как форма мировоззрения, отличается от других форм мировоззрения?

5. Назовите предмет философии?

6. Охарактеризуйте историческую динамику предмета “Философия”?

7. Назовите основные разделы философии?

8. Сформулируйте основные функции философии?

9. Назовите две стороны основного вопроса философии?

 

 

Тема 1.2 Философия бытия

 

Изучение данной темы целесообразно начать с изучения понятий: онтология, бытие и небытие, материя и сознание, система, структура, элемент, движение, развитие, покой, диалектика, пространство и время;

Затем рекомендуем перейти к рассмотрению сущности онтологического подхода к действительности, систему онтологических атрибутов реальности;

Далее необходимо проанализировать и интерпретировать диалектику взаимосвязи бытия и небытия, специфику материального и духовного бытия, систему связей и отношений человека со всем сущим.

Обратите внимание на фундаментальные понятия и проблемы онтологии. Бытие и небытие как атрибуты реальности. Категория материи и ее эволюция. Духовное бытие, его структура и формы. Современная наука о структурной организации реальности. Динамическая организация реальности: движение, развитие, покой. Пространство и время как формы организации реальности. Бытие человека в мире.

 

ЛИТЕРАТУРА: [1, с.25-35]

                     [2, с.47-60]

Вопросы для самоконтроля

 

1. Назовите, в чем состоит философский смысл проблемы бытия?

2. Охарактеризуйте виды и формы бытия.

3. Назовите основные положения философского учения о материи.

4. Раскройте понимание сознания как субъективного бытия.

5. Объясните, что такое «движение»?

6. Назовите основные формы движения.

7. Охарактеризуйте  суть субстанциальной концепции сущности пространства и времени?

8. Охарактеризуйте  суть реляционной концепции сущности пространства и времени?

9. Охарактеризуйте  суть философской проблемы «единства мира»?

 

 

Тема 1.3 Философия познания

Изучение данной темы целесообразно начать с изучения понятий: гносеология, познание и знание, созерцание и практика, отражение и творчество, субъект и объект познания, чувственное, рациональное и иррациональное познание, заблуждение и истина, научное познание и научное знание, эмпирическое и теоретическое познание, факт, проблема, гипотеза, теория, научная картина мира;

Затем рекомендуем перейти к рассмотрению проблемы познаваемости мира и основным вариантам ее решения, сущности познавательной деятельности, ее социальной и культурной ценности, структуре и основным закономерностям познания;

Далее необходимо рассмотреть многообразие видов познания, их значение в человеческой жизни, активность субъекта в процессе позна­ния, роль чувственного, рационального и иррационального аспектов по­знания, механизмы постижения истины.

Уясните фундаментальные принципы и понятия гносеологии. «Что я могу знать?» Познание как диалог субъекта и объекта.

Раскройте структуру и динамику познавательного процесса: от чувств к разуму или от разума к чувствам. Познание и творчество. Знание и вера. Истина как цель познания. Наука: от проблемы - к теории, от теории - к новым проблемам.

 

ЛИТЕРАТУРА: [1, с.102-114]

                    [4, с.212-233]

                    [5, с.266-285]

Вопросы для самоконтроля

 

1. Охарактеризуйте познание и знание?

2. Охарактеризуйте процесс познания и его элементы.

3. Назовите основные этапы разработки проблем познания в истории философии.

4. Определите сущность, основные формы и роль чувственного познания.

5. Объясните, в чем состоит специфика рационального познания и его основных форм?

6. Охарактеризуйте место и роль интуиции в процессе познания?

7. Объясните, как проявляется многообразие форм человеческого знания?

8. Объясните, как соотносится истина, заблуждение, ложь, обыденное и теоретическое знание?

9. Определите соотношение знания и веры.

10. Сформулируйте особенности функционирования знания в современном информационном обществе.

11. Сформулируйте сущность и содержание научного знания.

12. Раскройте структуру и эволюцию форм и методов научного познания.

Тема 1.4 Философия человека

Изучение данной темы целесообразно начать с изучения понятий: философская антропология, антропосоциогенез, креационизм, смерть и бессмертие, смысл человеческой жизни;

Затем рекомендуем перейти к рассмотрению основных проблем и понятий философии человека, философские концепции антропосоциогенеза, многомерность феномена человека в философском познании;

Выявите культурно-исторические парадигмы человека (мифологическая, античная, средневековая, ренессансная, новоевропейская, современная): основные концепции антропосоциогенеза (креационистская, трудовая, игровая, психоаналитическая и др.).

Далее необходимо рассмотреть проблему человека в философии и науке. Развитие представлений о человеке в истории философии и культуры. Парадоксы жизни, смерти и бессмертия в философии. Основные проблемы современной философской антропологии. Философские концепции антропосоциогенеза. Креационистское учение о происхождении человека и его философские интерпретации, Эволюционная и трудовая концепции антропогенеза. Проблема возникновения языка, сознания и социальной жизни.

 

ЛИТЕРАТУРА: [1, с.81-89]

                    [2, с.91-99]

Вопросы для самоконтроля

 

1. Объясните, в чем, на ваш взгляд, заключается тайна человека?

2. Объясните, почему постижение человеческой сущности остается одной из самых сложных познавательных задач?

3. Охарактеризуйте специфику философского осмысления проблемы человека.

4. Объясните,  почему размышления о человеке были ключевыми для философии различных эпох.

5. Охарактеризуйте современные философские подходы к пониманию человека?

6. Сравните понятие “природа человека” и “сущность человека”. В чем их главное различие?

7. Интерпретируйте сущность и содержание антропосоциогенеза?

8. Охарактеризуйте проблему смысла жизни, смерти и бессмертия человека?

 

 

Тема 1.5 Философия общества

 

Изучение данной темы целесообразно начать с изучения понятий: общество, социальная система, социальные институты, социальные функции, социальные нормы и ценности, социальный конфликт, тип общества, традиционное общество, современное общество;

Затем рекомендуем перейти к рассмотрению общества как социальной системы и его основных функций, общество как общность, объединяемую едиными нормами и ценностями;

Сопоставьте различные типы обществ и особенности их функционирования. Динамика взаимодействия элементов социальной системы. Общество как социальная система. Основные подсистемы общества: экономика, политика, культура. Основные социальные институты: семьи и брака, политические, экономические, образования, институты религии. Функции социальных институтов. Институализация как закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы.

Уясните типологию обществ. Традиционное и современное индустриальное общество как основные социальные типы. Постиндустриальное общество: проблемы и перспективы развития.

 

ЛИТЕРАТУРА: [1, с.54-60]

                    [4, с.224-229]

                    [5, с.327-353]

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Объясните, что такое общество?

2. Назовите отличительные признаки общества.

3. Охарактеризуйте структурные компоненты общества.

4. Назовите основные подсистемы общества.

5. Охарактеризуйте типологию обществ.

6. Объясните, в чем проявляется ускорение социального развития и его неравномерность?

 

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 278.