Тема 2.1 Личность и общество
Изучение данной темы целесообразно начать с изучения понятий: индивид, индивидуальность, личность, социализация, федеральные люди, агенты социализации, первичная и вторичная социализация, социальная адаптация, интериоризация, десоциализация, ресоциализация, социальное действие, социальное взаимодействие, социальные отношения, социальные нормы, социальная структура, социальный статус, личный статус, социальная роль, социальный конфликт;
Затем рекомендуем перейти к рассмотрению социальных и биологических предпосылок детства; значение процесса социализации в формировании личности; основные механизмы социализации; основные сферы первичной социализации; особенности юношеской социализации; критерии успешной и неуспешной социализации; признаки социальной зрелости; основные проявления неполной социализации;
Далее проанализируйте общее и различия в способах социализации разных поколений, проблемы социальной адаптации в условиях общественных перемен, основные виды действий человека для защиты собственного «Я». Основные факторы развития личности:
Изучите основные виды и агенты социализации. Социальная адаптация и интеграция. Значение социальных и биологических условий детства (ранней социализации). Роль игры в процессе социализации детей. Процесс обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Роль семьи в процессе социализации детей. Особенности социализации ребенка в неполной семье. Особенности юношеской социализации. Значение индивидуального опыта в процессе социализации. Признаки социальной зрелости. Критерии успешной и неуспешной социализации. Проблемы социальной адаптации в условиях общественных перемен. Ресоциализация взрослых. Каким может быть социально одобряемый тип личности для нашего общества? Субъективное «Я»: время и условия формирования. Отраженное «Я» и «Я» субъективное. Индивидуальность: «за» и «против».
Затем нужно перейти к рассмотрению специфики социальных связей и отношений, типов социальных отношений, разновидностей социального статуса, взаимосвязи статусов и социальных отношений, социальной роли как модели поведения, ориентированного на определенный статус, взаимосвязи социальной роли и социального взаимодействия;
Проанализируйте: причины и последствия несовпадения статусов; влияние статуса на образ жизни человека; проблемы идентификации с ролью и статусом.
Рассмотрите социальные связи и отношения, природу социальной взаимозависимости. Социальные действия. Сущность социального действия.
Охарактеризуйте социальную структуру. Социальные статусы и роли как элементы социальной структуры.
Уясните статусные права, обязанности, ответственность. Статусный набор. Личный статус. Несовпадение статусов: понятие, причины, последствие. Статус и социальные отношения.
Проанализируйте социальную роль как динамическую, поведенческую сторону статуса. Социальные нормы. Ролевой набор. Способы эффективного выполнения социальных ролей и разрешения ролевых конфликтов. Идентификация с ролью и статусом.
ЛИТЕРАТУРА: [1, с.70-74]
[2, с. 9-42, 71-88, 90-100, 129-146]
[3, с.157-162]
[7, с.70-76]
Вопросы для самоконтроля
1. Объясните различие терминов “человек”, “индивид”, “личность”.
2. Охарактеризуйте личность.
3. Интерпретируйте сущность социализации личности.
4. Охарактеризуйте особенности ненаправленной (стихийной) и направленной социализации.
5. Объясните социализирующая роль идентификации.
6. Назовите основные этапы социализации личности.
7. Охарактеризуйте факторы, влияющие на социализацию личности.
8. Охарактеризуйте роль таких агентов социализации, как семья, школа, трудовой коллектив.
9. Интерпретируйте социализирующее значение культуры.
10. Охарактеризуйте социальный статус и социальную роль.
11. Охарактеризуйте предписанные статусы. Существуют ли предписанные статусы в современном индустриальном обществе?
12. Охарактеризуйте достигаемые статусы? В чем причина увеличения их числа в современных обществах?
13. Охарактеризуйте специфику поведения людей в обществе? Где в основном существуют достигаемые статусы?
14. Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны достигаемых статусов? Существует ли общества, в котором наблюдается только достигаемые статусы?
15. Охарактеризуйте ролевое поведение. Чем оно отличается от набора прав и обязанностей для данной роли?
16. Назовите причины ролевого напряжения и ролевого конфликта? Чем отличаются эти два понятия?
17. Назовите основные виды действий, совершаемые человеком для защиты своего «Я» от ролевых напряжений и конфликтов?
Дата: 2019-04-23, просмотров: 231.