ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАНЦЕВ В РАЗЛИЧНЫХ ГОСУДАРСТВАХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нормами международного частного права регулиру ются имущественные, личные неимущественные, семей ные, трудовые и процессуальные права иностранцев. Иностранец подчиняется как бы двум правопорядкам отечественному и государства, в котором он находится В этой двойственности — своеобразие правового положе ния иностранца.

Для конца XX века характерно резкое увеличение числа иностранцев, временно или постоянно находящих ся в другой стране. Так, например в ФРГ с 1988 по 1992 год число проживающих в стране иностранцев

105

возросло более чем на 2 млн. человек и достигло почти 6,5 млн. человек.

В условиях развития и углубления международного сотрудничества, создания в нашей стране большей откры­тости общее число приезжающих в РФ иностранцев все время увеличивается.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного го­сударства. В настоящей работе «иностранец» применя­ется как адекватный термину «иностранный гражда­нин».

Положение иностранцев определяется прежде всего Конституцией РФ. Статья 37 Конституции устанавли­вает: «Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обя­занности, установленные Конституцией, законами и меж­дународными договорами Российской Федерации».

Поскольку в России в течение определенного вре­мени сохранялось действие Закона СССР о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981 г., остановимся на основных положениях этого закона.

Закон 1981 года исходит из следующих основных принципов правового положения иностранных граждан:

во-первых, иностранные граждане пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане СССР, если иное не вытекает из Консти­туции СССР, этого закона и других актов законодатель­ства Союза ССР. Таким образом, исходным является принцип национального режима;

во-вторых, иностранные граждане в СССР равны перед законом независимо от происхождения, социаль­ного и имущественного положения, расовой и националь­ной принадлежности, пола, образования, языка, отноше­ния к религии, рода и характера занятий и других об­стоятельств;

в-третьих, в отношении граждан тех государств, в ко­торых имеются специальные ограничения прав и свобод граждан СССР, Советом Министров СССР могут быть установлены ответные ограничения;

в-четвертых, использование иностранными граждана-

106

ми прав и свобод в СССР не должно наносить ущер­ба интересам советского общества и государства, пра­вам и законным интересам граждан СССР и других лиц.

При определении правового положения иностранцев наше законодательство исходит из принципа равенства всех рас и национальностей, поэтому, например, запреты для вступления в брак между белыми и неграми, дейст­вующие в некоторых странах, в РФ не имеют никакой силы.

Согласно Конституции РФ, женщины и мужчины имеют в РФ равные права и свободы. Действующий в нашей стране принцип равноправия женщины и муж­чины полностью распространяется и на иностранцев. Женщине-иностранке предоставляются в РФ равные пра­ва с мужчиной-иностранцем.

Поэтому в РФ не могут быть признаны всякого рода ограничения прав замужних женщин. Правила законодательства Греции, Нидерландов, Бельгии, Брази­лии и других государств, устанавливающие власть мужа над женой, перестают действовать для граждан этих государств во время их нахождения в РФ. Жена без согласия мужа может в РФ поступать на работу, распо­ряжаться своим имуществом, обращаться в суд и т. д.

Безоговорочное признание принципа равенства жен­щины и мужчины приводит к тому, что в РФ не могут быть осуществлены вообще юридические действия, осно­ванные на неравноправном положении женщины.

Закон о правовом положении иностранных граждан в СССР предусматривает разделение всех иностранных граждан на две категории: постоянно проживающих и временно находящихся в СССР. Отнесение лица к той или иной категории зависит не от временного фактора (срока пребывания), а от критерия степени устойчи­вости правовой связи иностранца с Советским государ­ством, цели и характера нахождения его на территории СССР.

Закон исходит из того, что факт постоянного про­живания какого-либо лица в стране определяет сущест­венным образом его правовое положение. Поэтому в таких вопросах, как трудовая деятельность, обеспече­ние жилищем, предоставление медицинской помощи, об­разование, иностранные граждане, постоянно проживаю-

107

щие в РФ, полностью приравниваются к гражданам России.

Статус таких лиц отличается, таким образом, от статуса лиц, на время приезжающих в нашу страну.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 178.