Необходимым условием финансово-бюджетной политики является сбалансированность бюджетов.
Превышение доходов над расходами представляет собой излишек бюджета.
Превышение расходов над доходами - это дефицит бюджета. В условиях административно-командной экономики при формировании бюджетного фонда страны исходили из потребностей в финансовых ресурсах на каждом уровне государственного управления, а под них изыскивали доходы, которые можно было бы мобилизовать в бюджет ж тем самым обеспечить фискальные интересы государства. Невозможность прежними волевыми методами обеспечивать нормальное соотношение между доходами и расходами, проявили себя через рост бюджетного дефицита.
Качество самого дефицита может быть различным:
а/ дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.
б/ дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств /войны, стихийные бедствия и т.п./, когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рада.
в/ дефицит может отражать кризисные явления в экономике, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства контролировать финансовую ситуацию в стране.
Основными причинами бюджетного дефицита являются:
- низкая эффективность общественного производства, малая результативность внешнеэкономических связей;
-нерациональная структура бюджетных расходов;
- не эффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы.
При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо руководствоваться следующим:
1/ недопустимо устранять дефицит путем чисто математических операций;
2/ баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично развивающейся экономики.
3/ величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно допустимого размера, определяемого 2-3 % валового национального продукта;
4/ для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться разнообразные формы государственного кредита /как внутреннего, так и внешнего/. Эмиссия, не обусловленная потребностями товарооборота, недопустима. Дефицит может покрываться только на за мной основе путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг;
Программа должна включать такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой - способствовали сокращению государственных расходов.
40. Эконом. сущность гос. финансов
ден. отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости обществ. продукта и части нац. богатства, связанные с формированием фин. ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению соц.-культ. потребностей членов общества, нужд обороны и управления.
Субъекты гос. финансов:
· государство в лице соотв. структур власти
· предприятия, учреждения, организации, объединения
· граждане
Состав финансов
1. бюджеты разл. уровней гос. управления
2. бюджетные фонды
3. гос. кредит
4. финансы гос. предприятий
С помощью бюджетных отношений в распоряжении гос. структур мобилизуется значит. часть НД, перераспределяемого финансовым методом.
Бюджеты разл. уровней-финансовая база деятельности соотв. органов власти и управления.
Внебюджетные фонды
форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некотрых обществ. потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.
Формируются на общегос. и региональном уровнях.
По функц. назначению подразделяются на фонды, имеющие эконом., соц., природоохран. характер.
57.Неоклассическая школа.. В 19 веке возникли противоречия между трудом и капиталом необходимо было скорректировать политику с учетом интересов различных групп.
Дж. Милль :* предложение о внесении изм-ний в сферу распред-ния доходов для ослабления соц-ной напряженности в стране.* Идея введения необлагаемого минимума при подоходном обложении, который д.б. = доходу, необходимому для существования, * «Налоговая теория услуг» - каждый человек должен отдать гос-ву часть доходов за полученную поддержку, * соединил налоги с гос-ными расходами и установил между ними строгую зависимость.
В 1850 гг. Новая историч-кая школа основоположники: Шмоллер, Вебер, Вагнер. Вагнер разработал 9 принципов н\о, сгруппировав их в 4 раздела:
* достаточность и подвижность
* выбор надлежащего источника и объекта
* всеобщность и равенство
* определенность, удобство, дешевизна.
· Считал что финансы могут использоваться гос-вом для достижения справедливости распределения доходов и богатства в стране.
Начало 20 века хар-ся распространением теории предельной полезности: предельная полезность услуг должна сочетаться с предельной полезностью налогов.
Неоклассическая школа
Теория основана на концепции факторов производства. Согласно которой стоимость продукта создается тремя главными факторами производства: труд, земля, капитал. Эффективность гос-ных расходов рассматривается с точки зрения достижения рационального соотношения между этими факторами. Считают, что необходимо ув-ть расходы на науку и образование, что позволит в дальнейшем сократить потребность в дорогих факторах производства.
Концепция услуг развивается американским экономистом Самуэльсоном, который ввел категорию общественный товар под которым понимаются товары и услуги, которые сочетают 3 свойства:
* неделимы среди членов общества
* доступны всем
* предоставляются гос-вом
Отличие общ-го товара от частного:
* потребление его к-л. Одним членом общества не уменьшает потребительных свойств товара.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 238.