Распределит-я ф-ия фин.
Расрпед. ф-ия проявляется в установлении оптимальных стоимостных пропорций, распред-ии фин. рес-в пред-ий, отраслей хоз-ва и формирование на этой основе централиз. и децентрализ. фондов ден. ср-в. Объект действия распред. ф-ии- ст-ть ВНП и НД. Эта ф-ия включает 3 фазы: I распред. ВОП по элементам ст-ти и формирование первичных доходов субъектов распред. отношений. В результате первичного распред. ВОП выделяется часть, идущая на возмещение потребленных ср-в пр-ва, а т.ж. НД и его составные части, кот. не явл-ся самостоят-ми фин. категориями. Эти доходы след. субъектов пр-ва: предпр-я- pf, работники сферы мат. пр-ва- личные доходы, гос-во- НДС, АС, сборы в ФЧ, ФСС,ПФ и др. Однако эти доходы не образуют общественных ден. фондов, при помощи кот-х можно развивать эк-у, удовлет-ть обществ. потребности. II Перераспред. первичных и формирование вторичных доходов. Перераспрд. НД-сложный эк-й процесс, направляемый гос-вом в соот.с задачами эк-го и соц. развития. Перераспред. отражает 2 направления их движения: 1связано с характеристикой движения ден. ср-в в общегос-ый фонд перераспред-я- ГБ, ПФ и др. 2отражает движение ср-в из обществ-х фондов перераспред-я предпр-ям, населению. III Конечный итог распред. и перераспред.- use НД. В результате такого перераспред. НД обтазуются конечные доходы используемые для получения матер. благ, нужд непроиз. хар-ра, накопления и роста гос. матер. рес-в. Фонд непроиз-го потребления- та часть НД, кот-я непосред-о use на личное потребление населения. Фонд накопления- часть НД, use на расширение и совершенствование общ-го пр-ва.
3.Экон-я природа и роль ГБ.
Фин-е отношения складывающиеся у гос-ва с предпр-ми, учрежд-ми, организ-ми и населением наз-ся бюджетными. Специфика бюджет-х отношений проявляется: -в том что они возникают в распред-м процессе обязат-м участником явл гос-во; -связаны с формированием и use централиз-го фонда ден ср-в предназначеного для удовлетворения общегос-х потребностей. Необходимость бюджет-х отношений обусловлена потребностью в материально-фин-й базедля осуществления гос-вом своих функций и задач. Совокупность бюджетных отношений по формированию и use бюджетного фонда составляет понятие ГБ. ГБ- это ден отношения, кот-е возникают у гос-ва с юр-ми и физ-ми лицами по поводу перераспред-я НД в связи собразованием и use бюджет-го фонда. Особенности ГБ как эк-ой категории: он явл особой формой перераспр-х отношений, кот-я связана с обособлением части НД в руках гос-ва и ее use на обшегос-е нужды; с помощью ГБ происходит перераспред-е НД между отдельными отраслями, террит-ми страны; пропорции бюджетного перераспред-я определяются потребностями расширенного воспроиз-ва. Сущность ГБ как эк-й категории реализуется через распредел-ю и контрольную функции фин. бюджетный механизм- совокупность конкретных форм бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и use бюдж-х средств.
Финансы и цена.
Исходный момент появления финансовых отношений - процесс первичного распределения стоимости на составляющие её элементы (С-пост, V-перем, М-прибавочный продукт) и образование различных форм денежных доходов и накоплений. Чтобы этот процесс начался, созданная в обществе стоимость должна быть реализована.
Экономическим инструментом, благодаря которому стоимость продукта получает денежное выражение и становится объектом распределения является «цена». Цена определяет конкретную величину денежных средств, поступающих в тот или иной сектор экономики, тому или иному собственнику. Но цена не может обеспечить ни распределение по субъектам, ни функциональное обособление различных частей собственности.
Чтобы распределение произошло, должен произойти обмен и состояться стоимостное распределение, чтобы все части стоимости получили конкретное воплощение в определённых количественных пропорциях.
Процесс формирования различных частей стоимости распадается на 2 этапа:
происходит перенос авансированной себестоимости и создание доходов;
осуществляется выделение фонда размещения и различных первичных доходов в конкретных формах, осуществляется не посредством цены, а других экономических категорий.
Только на 2-м этапе движения стоимости общественного продута реально разделяется на движение фонда возмещения и валового дохода.
Необособившиеся части стоимости, какими он были на стадии материального производства, превращаются на стадии распределения в основные формы фонда возмещения (аморт. фонд, обор. ср-ва) и различные виды доходов, которые распределяются между участниками производства. Это превращение различных частей стоимости из скрытых форм в явные осуществляется не посредством цены, а с помощью финансов и зар. платы. Именно благодаря им в процессе первичного распределения образуются различные виды денежных доходов, накоплений, отчислений, структурное соотношение между которыми определяется в соответствии с общественными законами.
Функции цены и финансов осуществляются в тесной взаимосвязи: цена является основой финансового метода распределения стоимости, а финансы выступают инструментом, реализующим эти пропорции.
Бюджетный процесс (бп).
Бп- установленный з/д-ом порядок составления , рассмотрения, утверждения бюджета, а т.ж исполнение, контроль за исполнением, утверждение отчетов об исполнении бюджетов входящих в бюджет-ю систему Укр. Составление проекта бюджета осуществляется органами гос-й испол-й вл-ти и исполнительными органами местных советов в соответствии с основными направлениями бюджетной пол-ки. Основные направления бюджет-й пол-ки разрабатываются ВРУ в форме бюджет-й резолюции. Бюджет-ю резолюцию не позднее 15.06 ВР направляет президенту, ВР т.ж утверждает правила оформления проекта зак-а о ГБ. Составление проекта ГБ организует КМУ. МФУ составляет предварительный проект сводного бюджета Укр и доводит показатели до министерств, ведомств и др органов гос вл-ти. Министерства и ведомства в 2-х недельный срок рассматривают показатели и представляют МФУ свои предложения с расчетами обоснованиями. На основе полученных данных МФУ готовит проекты сводного и ГБ и до 15.08 представляет их на рассмотрение КМУ. КМУ рассматривает проект закона, принимает окончательное решение по проекту и представляет его президенту, если президент согласен с проектом он вносит его на рассмотрение ВРУ до 15.09. Проект рассматривает ВР с докладом мин-ра фин-ф. Утверждение бюджета. ВРУ утверждает предельный размер дефицита ГБ, источники его покрытия, суммы доходов, дотаций, отчислений и др. После принятия закона ВР принимает постановление «О введении в действие этого закона затем закон публикуется. Если ВР не принимает закон о ГБ до 2.12, то она принимает постановление о порядке финансирования текущих расходов до принятия закона. Если з-н не принят до 30.12 автоматически продлевается действие з-на, кроме показателей по расходам развития. Исполнение ГБ организует КМУ через МФУ, министерства, ведомства и др органы исполнительной вл-ти. ГБ исполняется по росписи доходов и расходов с поквартальным распределением. Роспись составляет МФУ в соответствии с показателями бюджета. Отчет об исполнении представляет президент ВР до 1.05. ВР рассматривает и принимает отчет об исполнении.
Расходы местных бюджетов.
1 Учреждения, организации культуры, науки, здравоохранения, физ-ры и соц защите населения, находящихся в подчинении исполнит-х органов вл-ти. 2 Содержание местных органов вл-ти. 3 Финансирование предпр-й, орган-й входящих в состав местного хоз-ва 4 Финанс-е прирооохр-х мер и др расходы. В составе местных бюджетов образуются местные фонды в размере 1% от расходов каждого из соот-х бюджетов для финанср-я неотложных мер, кот-е не могли быть предусмотрены при утверждении этих бюджетов. При утверждении бюджета одновременно утверж-ся сумма оборотно-кассовой наличности, кот-я может быть в течении года use на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена в том же году до утвержденных размеров.
Виды и формы ФК.
Виды ФК:
В зависимости от субъектов осуществляющих ФК:
Государственный - реализуется через общегосударственный и ведомственный ФК.
Общегосударственный ФК осуществляют органы гос. власти и управления; направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной принадлежности.
Ведомственный ФК осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, управления исполкомов местных органов власти.
Объект - производственная и фин. деятельность подведомственных предприятий и учреждений.
Внутрихозяйственный осуществляется экономическими службами предприятий (бухгалтерия, фин. отделы и т.д.)
Объект - производственная и фин. деятельность предприятий и его структурных подразделений.
Общественный
Субъекты - группы или отдельные физические лица на основе добровольности и безвозмездности.
Объект зависит от конкретной задачи.
Независимый
Субъекты - аудиторские фирмы и службы.
По формам проведения ФК:
Предварительный - на стадии составления, рассмотрения и утверждени фин. планов предприятия; смет доходов и расходов предприятий, организаций; проектов бюджета; текстов договорных соглашений и учредительных документов.
Текущий - проводится в процессе исполнения фин. планов; в ходе осуществления финансово-хозяйственных операций; при проверке соблюдения норм и нормативов расходования ТМЦ и денежных средств. (Осуществляется повседневно фин. службами для исключения нарушений фин. дисциплины).
Последующий - осуществляется после завершения отчётного периода и финансового года в целом. При этом проверяется целесообразность расходования гос. денежных средств рпи исполнении бюджетов; при фыполнении финансовых планов предприятий, организаций, смет бюджетных организаций.
По методам проведения ФК:
Проверка - проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. При этом выявляются нарушения фин. дисциплины и намечаются мероприятия по устранению негативных последствий.
Обследование - охватывает отдельные стороны деятельности предприятия, но, в отличие от проверок по более широкому кругу показателей. В ходе обследования определяют:
финансовое положение предприятия;
необходимость реорганизации (переориентации) производства
Анализ - проводится по данным периодической или годовой отчётности. Выявляются:
уровень выполнения плана;
соблюдение норм расходования ресурсов;
соблюдение фин. дисциплины.
Ревизия - метод документального контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия, соблюдения фин. законодательства. Выделяют ревизии:
в зависимости от объекта (полные, частичные, тематические, комплексные);
в зависимости от запланированности (плановые и внеплановые);
по степени охвата данных в процессе ревизии (сплошные проверки и выборочные);
по характеру материала на основе которого проводятся ревизии (Документальные и фактические)
При проведении любого вида ревизии составляется программа, в которой указывается цель, объект, тема, основные вопроссы ревизии.
По результатам ревизии составляется акт на основе которого разрабатываются мероприятия по устранению выявленных недостатков.
Финансы и кредит.
В стоимостном выражении участвует кредит, который во многом однотипен с финансами. Вместе с тем, их функционирование значительно различается.
Кредит функционирует на возвратной основе. Возвратность - важнейший признак кредита, который обуславливающего различие в характере, источниках и направлениях использования по сравнению с финансами.
Отличие кредита от финансов:
Кредитные ресурсы выражают разорванное во времени движение стоимости от кредитора к заёмщику и обратно; а финансовые ресурсы - одностороннее движение стоимости.
Кредитное распределение связано с перемещением денежных средств между субъектами распределительного процесса; финансовое распределение осуществляется как между субъектами хозяйствования, так и внутри каждого из них (по целевому назначению в соответствии с общественными потребностями).
Кредитные финансы формируются за счёт свободных денежных средств предприятий и граждан; финансовые ресурсы - из доходов и накоплений, образующихся на стадии стоимостного распределения.
Кредитные ресурсы предоставляются заёмщикам на определённый срок на условиях возвратности и платности; финансовые ресурсы - бесплатно без оговаривания условий их возврата.
В отличии от финансов, кредит имеет более тесную связь с денежным оборотом. С его помощью удовлетворяются потребности субъектов хозяйствования в платёжных средствах, необходимых для обращения.
Взаимодействие финансов и кредита:
Пример взаимодействия и взаимозависимости кредита и финансов - комплексное использование финансовых и кредитных рессурсов.
10.Фин-вая наука изучает эк-кие отношения по
поводу образования, распределения и использования фондов денежных ресурсов на различных этапах развития общества. Решение этой проблемы зависит от уровня эк-го развития гос-ва, форм собственности, структуры эк-ки, социального состава населения, уровня интеграции в мир эк-ки.
Фин-вая наука изучает факты и явления конкретных условий гос-ва и реализации интересов разных групп населения.
Важнейшим заданием финансовых групп явл-ся изучение явлений фин-вой действительности, анализ последствий, вызываемых этими явлениями.
Фин-вая наука формируется под влиянием исследований, проводимых учеными-экономистами. Фин-вые теории, создаваемые ими, проверяются реальными потребностями общества и признаются наукой, если отражают реальную сущность явлений и вносят определенные практические рекомендации для гос-ва и населения.
Основателем финансовой науки является А. Смит. В своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» разработал отдельные положения о сущности финансов гос-ва, которые опираются на его учение о производительном и непроизводительном труде.
Вывод А. Смита состоял в том, что необходимо уменьшить затраты гос-ва, которое непроизводительно растрачивает созданные стоимости и тем самым сдерживает развитие производительных сил.
Главный постулат фин-вой концепции классической буржуазной политэкономии - обеспечение экономически благоприятных условий для накопления капитала.
Он сформулировал 4 основных принципа целесообразной организации налогообложения:
* налоги уплачиваются в соответствии с силами и способностями подданных;
* размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены;
* время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщиков;
* обеспечиваются min издержки при сборе налогов.
Гл-ная цель налоговой политики А. Смита - стимулирование накопления капитала и ускорение развития производительных сил.
Рикардо :* налоги являются великим злом т.к. вызывают увеличение з\пл. и снижение прибыли хотя и не в одинаковой степени, * ув-ние налогов или правительственных расходов понижает потребление народа, что сказывается на производстве, * следовательно задача гос-ва поощрять накопление капитала.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ
Расходы ГБ.
Расходы ГБ- эконом-е отношения возникающие в связи с распред-м фонда ден средств гос-ва и его use по отраслевому, целевому и террит-му назначению. Бюджетные расходы классифиц-ся по след признакам: I По роли в общественном пр-ве: 1расходы связанные с развитием матер-го прв-ва и совершенствованием его структуры 2 расходы на содержание и развитие непр-ой сферы. II По общественному назначению: 1 на НХ 2 соц-культурные мероприятия 3 оборона 4 управление III По отраслям и видам деят-ти IV По целевому назначению. Расходы делятся на: текущие и расходы развития. Текущие- расходы на финансирование сети предпр-й, учреж-й, орган-й, действующие на начало бюджет-го, и на финансирование мер по соц защите насел-я. Расходы развития направлены на финансирование инвестиц-й и инновац-й деяти-ти. ГБ предусматривает расходы на: 1 Финансир-е общегос-х централиз-х программ поддержание и повышение жизненного уровня народа, мер по соц защите населения. 2 Финансир-е учреждений и орган-й в области образования, науки, культуры, здравоохранения, физ-рыи т.д. 3 Финан-е производ-го и непроиз-го строит-ва, геологоразведочных проектно-изыскательских и др работ осуществляемых в соот-ии с общего-ми программами. 4 На оборону. 5 На охрану окружающей среды. 6 На содержание правоохранит-х, тамож-х органов, налоговой, КРУ, службы защиты прав потребителей. 7 Содержание органов з/д-й, испол-й, судебной вл-ти и прокуратуры. 8 Осуществление ВЭД и внешнепол-й деяти-ти. 9 Дотации и субвенции кот-е перечисляются в бюджеты Крыма, городов Киева и Севастополя. 10 Выплаты всех видов пенсий и расходов на защиту граж-н пострадавших от Черноб-й катастрофы. 11 Образование гос-х матер-х и фин-х резервов. 12 Обслуживание внутреннего и внешнего долга и их возврат.
Финансы и зар. плата.
Наряду с финансами в распределении продукта общественного труда участвует зар. плата. Эта форма распределения обусловлена необходимостью формирования доходов конкретного работника.
Как экон. категория З/П выражает стоимостные отношения возникающие в процессе вновь созданной стоимости путём формирования индивидуальных доходов, поступающих работникам в зависимости от количества и качества затраченного ими труда.
З/П отличается от финансов:
Составляющие З/П распределительные отношения материализуются в основных средствах, поступающих в собственность отдельных работников и используются для удовлетворения личных потребностей граждан, финансы находятся в распоряжении субъектов хозяйствования и государства, и предназначены для удовлетворения различных общественных потребностей;
функционирование З/П может рассматриваться как процесс двустороннего движения стоимости.
Взаимодействие финансов и ЗП:
с помощью финансов формируется ФОТ и выделяется из др. фондов предприятия;
начисление З/П по времени не совпадает с её выплатой Þ З/П выступает источником части фин. расчётов предприятия.
Финансовая система. (фс)
ФС- совокупность различных звеньев фин. отношений, каждая из кот-х хар-ся особенностями в формировании и use фондов ден. ср-в. Выделяют 3 сферы. I фин. предпр-й, они включают след. звенья: фин. предпр-й работающих на коммер-х началах; фин учреждений и орган-й, осуществ-их некоммерческую деят-ть; фин общественных объдинений. II гос-е фин-ы, они включают: ГБ, внебюджетные фонды, гос кредит. III страхование, в него входит: соц страхование, личное страх., имуществ-е, страх-е ответственности, страхов. рисков. Каждое звено фс подразделяется в соотв-ии с внутренней структурой, содержащихся в нем фин. взаимосвязей. Фин. предпр-й исходное звено фс гос-ва, оно явл. т.ж. основой общегос-х фин, т.к. именно в низовых хоз-ых звеньях в процессе мат-го пр-ва создается ВОП и НД. Поэтому состояние данного звена фс отражает положение дел в эк-ке в целом. Ведущим звеном фс гос-ва явл. ГБ- это система ден. отношений, возникающих между гос-вом, предпр-ми, и населением по поводу перераспр-я НД связан с образованием и use бюджетного фонда.
20, Дж. Кейнс 1936 г «Общая теория занятости, % и денег»:
* обосновал необходимость вмешательства гос-ва
* инструмент вмешательства - фин-вые категории и в первую очередь государственные расходы
* рост гос-ных расходов за счет налогов и займов смогут оживить предпринимательскую деятельность, повысить НД, ликвидировать безработицу
* воздействие налогов на основной психологический закон (люди склонны ув-чить потребление не в той степени в которой вырос доход)®падение спроса на товары и сокращение производства. Гос-во должно воспрепятствовать проявлению этого закона и восполнить недостающий спрос путем повышения расходов.
Неокейнсианцы : доказывали необх-ть больших гос-ных затрат не считаясь с ростом гос-го долга. Но возникшая проблема бюджетного дефицита потребовала нового решения. Представители стокгольмской школы отстаивали «Теорию циклического балансирования бюджета» т.е. приспособление доходов и расходов бюджета к экономическому циклу ( покрывать дефицит излишками образовавшимися в период подъема экономики).
В основе теории встроенного бюджетного стабилизатора лежали взгляды Кейнса на налоговые стабилизаторы, которые должны действовать автоматически, регулируя циклические колебания. Последователи добавили управляемые стабилизаторы (постоянно изменяющиеся налоговые мероприятия в соответствии с новыми экономическими условиями).
С середины 70-х годов потребовалось пересмотреть принципы фин-вой политики т.к.:
* ухудшилась конъюнктура
* усложнились условия воспроизводственного процесса
* увеличилась открытость нац-ных экономик из-за углубления М. Р. Труда
* поощрение спроса вызвало инфляцию.
Гос. расходы
часть фин. отношений, обусловл. использованием централиз. и децентрализ. доходов государства.
Специфика гос. расходов - обеспечение гос. сферы деятельности.
Содержание и характер гос. расходов связаны с функциями государства: эконом., соц., управленческой, оборонной.
Структура гос. расходов:
1. прямые расходы государства - осуществл. через систему бюджетных и вбф.
2. расходы гос. предприятиий, орг-ций, учреждений.
Цели расходов:
· расширение производства путем финансирования кап. вложений и оборотных средств;
· образования общегос. фондоф соц. назначения;
· удовлетворение др. потребностей государства.
Расходы гос.предприятий:
· затраты, связ. с хоз. деятельностью предприятия - текущие и инвестиционные
· затраты, обусловл. необходимостью удовлетворения соц. потребностей труд. коллективов и отд. работников.
Структура и объем гос. расходов зависят от:
· системы хозяйствования
· этапа развития экономики.
Сущестсвует тесная количеств. взаимосвязь между гос. доходами и расходами:
расходы можно осуществлять только в армках имеющихся доходов;
в то же время отд. виды гос. доходов не закрепляются за конкр. видами гос.расходов, что позволяет маневрировать фин. ресурсами.
Система гос. расходов -
совокупность конкр.видов гос. расходов.
Осн. принципы построения системы гос. расходов:
1. целевое направление средств - гос.расходы осуществляются по цлелевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными фин. планом;
2. принцип безвозвратности расходования гос. расходов;
3. принцип соблюдения режима экономии: система орг. методов минимизации затрат относительно полученного результата.
Формы финансирования гос. расходов:
1. самофинансирование - используется для покрытия расходов гос. предприятий за счет их собств. фин. ресурсов;
2. бюджетное финансирование - применяется для обеспечения затрат, имеющих общегос. значение;
3. кредитное обеспечение.
Доходы местных бюджетов.
1 Часть НДС не менее 20% , в 97г не поступало. 2 Часть АС не менее 20% 3 100% налог на pf. 3 100% ПДН. 4 Плата за землю. 5 Поступления от внутренних займов и ден вещевых лотерей, кот-е проводятся по решению совета нар-х деп-в. 6Часть дохода от приватизации гос им-ва. 7 Отчисления, дотации и субвенции ГБ. 8 Поступления от аренды ЦИК находящихся в коммунальной соб-ти данного уровня. 9 дивиденды от акций и ц.б принадлежащих гос-ву в АО созданных при участии предпр-й коммун-й соб-ти данного уровня. 10 100% платы за торговый патент на некоторые виды предприн-й деят-ти. 11 Местные налоги и сборы установленные на данной терр-ии.
24.Финансовое планирование на предприятии.
Под финансовым планированием понимается планирование формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.
Ранее финансовое планирование на предприятиях опиралось в основном на плановые показатели, то теперь финансовое планирование должно ориентироваться на конъюнктуру рынка,
В условиях. финансовой и хозяйственной самостоятельности предприятие само разрабатывает свои планы, руководствуясь единственной целью - достижением высокой эффективности хозяйствования.
Финансовое планирование должно включать как точные расчеты финансовых показателей на ближайшее время и их балансовую увязку в соответствующем финансовом документе, так и прогнозные расчеты, носящие вероятностный и многовариантный характер. Новое содержание финансового планирования требует и другого инструмента - широкого использования экономико-математических методов и моделирования наряду с ранее применявшимися способами расчётов финансовых показателей.
Главным инструментом финансового планирования является финансовый план предприятия (баланс доходов и расходов). Широкое распространение имеет такой инструмент как платежный календарь. Относительно новым инструментом финансового планирования для нашей страны является бизнес-план.
Баланс доходов и расходов - это финансовый план предприятия на текущий год, квартал или месяц. В нём находит отражение движение всех финансовых ресурсов предприятия, поступающих на предприятие и расходуемых им на соответствующие направления.
Баланс доходов м расходов включает 4 раздела:
I. Доходы и поступления средств.
II. Расходы и отчисления средств
III.Кредитные взаимоотношения предприятия
IV.Взаимоотношения предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами
Одним из направлений влияния финансового планирования на экономику предприятия является учет фактора времени поступления и использования финансовых ресурсов. Такую информацию можно получить составив платежный и календарь. Платежный календарь - инструмент оперативного планирования финансовой деятельности предприятия.. В нем отражаются ожидаемые на тот или иной отрезок времени денежные потоки по всем направлениям их поступления и расходования и возможность предприятия выполнить свои финансовые обязательства.
25.Органы ФК.
Субъекты ФК - особые органы, и организации, наделённые контрольными функциями.
Вид ФК
1. общегос
Субъекты ФК
з/д органы власти
исполнительные органы управления
финансовые, налоговые, кредитные учреждения
Страховые организации, гос. Комитеты
Министерства и ведомства
Законодательные органы осуществляют контроль при рассмотрении и утверждении гос. прогноза экономического и социального развития народного хозяйства, гос бюджета по звеньям бюджетной системы, а т.ж. отчётов о его исполнении.
Контролируются:
законность и эффективность использования гос. средств;
целесообразность осуществления расходов.
Финансовые органы возглавляемые МФУ контролируют процессы мобилизации и использования средств бюджетных фондов Þ ФК называют БЮДЖЕТНЫМ.
Контрольные органы в составе МФУ - контрольно-ревизионные управления. (их деятельность регламентируется законом «О ГКРС Украины».
Внутрихозяйственный ФК
n структурные подразделения предприятий и организаций;
n главные бухгалтера;
n фин. Отделы;
n контрольно-ревизионные отделы
В соответствии с законом Украины от 22.04.93 «Об аудиторской деятельности» в стране создана аудиторская служба.
Аудит - проверка публичной бухгалтерской отчётности, учёта первичных документов, и другой информации касающейся финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования с целью определения достоверности их отчётности, учёта, его полноты и соотетствия действующему законодательству.
Аудит может проводиться:
n поинициативе хозяйствующих субъектов;
n в случаях предасмотренных законодательством (обязательный аудит).
Содержание и значение фин-й пол-ки (фп).
Фп- совокупность мероприятий гос-ва по организации и use фин для осуществления своих функций и задач. Фп включает след. звенья: 1 выработку научно-обоснованных концепций развития фин-в; 2 определение основных направлений use фин. на перспективу и текущий период; 3 осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей. Единство этих 3-х звеньев определяет содеожание фп. Фин-я стратегия- долговременный курс фп, расчитанный на перспективу и предусматриввающий решение крупномасштабных задач. Фин-я тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития эк-ки путем своевременного изменения способов организации фин связей. Стратегия и тактика фп тесно взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика позволяет в жатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемой фин-й стратегией. Значение фп: 1 фп, сопровождается повышением уровня благосостояния народа. В процессе ее разработи и рповедении предусмат-ся фин рес-ы кот. могут быть use для повышения мат-го, культурного уровня жизни народа; 2 фп играет важную роль в развитии произ-х сил и рациональном их размещении по террит-ии страны; 3 фп способствует укреплению и развитию эк-х связей с др. странами, создавая условия для осуществления совместных мероприятий.
Контрольная ф-ия фин.
Основу контр. ф-ии сост-ет движение фин. ресурсов как в фондовой, так и не в фондовой части, они выступают универсальным орудием контроля со стороны об-ва за пр-вом распед-ем ВОП, т.е. об-во знает как складываются пропорции в распределении ден. ср-в, насколько своевременно фин рес поступают в распоряжение разных субьектов хозяйст-я, насколько эфф. они use. Объект контроля- фин. показатели деят-ти предпр-я. В зависимости от субъектов, осуществ. фин контроль различают: общегос-й, ведомственный, внутрихоз-й, общественный,независимый (аудит). Степень и глубина реализации контр. ф-ии зависит от фин. дисциплины. Фин. дисциплина- обязательный для всех предпр-й, орган-й и должност-х лиц фин-ов хоз-ва, соблюдение установленных норм и правил выполнения фин. обязательств. Контр. фун-я действует не изолированно, а в единстве с распределительной ф-ией.
Доходы ГБ.
Доходы ГБ выражают отношения возникающие у гос-ва с предпр-ми, организ-ми, населением в процессе формирования бюджет-го фонда страны. Доходы бюджетов формируются за счет поступлений от уплаты юр-ми и физ-ми лицами налогов, сборов и иных обязательных платежей, а т.ж поступления из иных источников установленных з/д-ом. Доходы ГБ формируются за сччет: 1 часть НДС утвержденная зак-м, в 97г 100%. 2 АС в 97г зачислялось 50% АС от произведенных товаров на Укр и 100% по ввозимым товарам. 3 Налог на имущество 30%. 4 Плата за землю 30%. 5 Доход от ВЭД. 6 Часть доходов от приватизации гос им-ва находящегося в общегос-й собственности. 7 Поступления от реализации гос им-ва. 8 Арендная плата за аренду им-ва ЦИК, находящихся в общегос-й соб-ти. 9 Взносы в ФЧ 12%. 10 Взносы в гос фонд содействия занятости населения 2%. 11 Взносы в др-е общегос-е целевые фонды создание кот-х предусмотрено з/д-ом ( сборы: за загрязнение окружающей среды, в гос инновац-й фонд,соц защиты инвалидов). 12 Поступления от внутренних займов. 13 Превышение доходов над расходами НБУ. 14 Возвращенные гос займы и % по предоставленным кредитам. 15 Дивиденды полученные от акций и иных цен бум-г, принадлежащих гос-ву в АО, созданных при участии гос предпр-й. 16 Плата за спец-е use природных ресурсов. 17 Иные доходы предусмотренные з/д-ом.
Формы гос. кредита
Внутренний гос.кредит может выступать в следующих формах:
- гос. займы;
- обращение части вкладов населения в гос. займы;
- заимствование средств общегосударственного ссудного фонда;
- казначейские ссуды;
- гарантированные займы.
Гос. займы как форма гос.кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные ср-ва населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций :казначейских обязательств и других видов гос. ЦБ.
Наиболее распространённый вид ЦБ - облигация. Она символизирует гос. долговое обязательство и даёт право её владельцу по истечении определённого срока получить обратно сумму долга и %-ты.
Казначейские обязательства отличаются от облигаций целью выпуска, формой выплаты дохода и свободой обращения:
- средства, поступающие от продажи облигаций, направляються на пополнение бюджетного фонда, внебюджетных фондов, или специально оговариваются цели. Средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на пополнение бюджета;
- по облигации гос.займов доход может выплачиваться в виде процентов, выигрышей, или на выплачиваться вовсе. Условиями выпуска казначейских обязательств предусмотрена выплата дохода только в виде процентов;
- облигации могут быть свободно обращающимися и с ограниченным кругом обращения; казначейские обязательства подлежат реализации только среди населения.
Гос.займы классифицируются по следующим признакам:
- по праву эмиссии (выпускаемые правительством, выпускаемые местными органами власти);
- по признаку держателей ЦБ (реализуемые только среди населения, универсальные, т.е. предназначенные для размещения только среди физ. и юр. лиц);
- по форме выплаты доходов (процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроигрышные и беспроцентные), целевые.
- по срокам погашения (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);
- по методам размещения ( добровольные, принудительные, размещаемые по подписке);
- гос.займы могут быть облигационными (сопровождаются эмиссией ЦБ государства) и безоблигационными (оформляются подписанием соглашений, договоров, а т.ж. путем записей а долговых книгах и выдачей особых свидетельств - используются на межправительственном уровне);
Вторая форма гос кредита - обращение части вкладов населения в государственные займы - опосредованно системой сберегательных учреждений. В отличие от первой формы гос. кредита, когда физ. и юр. Лица покупают ЦБ за счет собственных временно свободных денежных ср-в, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счёт заёмных средств. Обращение части вкладов населения в гос.займы осуществляется через покупку особых ЦБ (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ЦБ (облигаций, казначейских обязательств), а также оформлением безоблигационных займов.
Казначейские ссуды как форма гос.кредлта выражают отношения оказания фин. помощи предприятиям, ,организациям органами гос. власти и управления за счёт бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности.
Международный гос.кредит представляет собой совокупность отношений, в которых гос-во выступает на мировом фин. рынке в роли заёмщика или кредитора. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов. Они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Эта сумма, полученных внешних займов с начисленными %-ми включаются в гос. долг страны. Получателями займов могут быть как правительство, так и местные органы власти. Кредиторами могут выступать правительство, финансово-кредитные учреждения и другие юр. лица иностранных государств, частные лица, а также международные фин. организации.
Гос.внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме. Они бывают среднесрочными или долгосрочными. Денежные займы выпускаются в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или в валюте третей страны. Погашение займов по соглашению сторон осуществляется товарными поставками или валютой.
Содержание состав и принципы построения бюджетной системы (бс).
Бс- совокупность всех видов бюджетов страны, основанная на эк-х отношениях и юр-х формах. Бс Укр-ы состоит: ГБ Укр, республиканского бюджета респ-ки Крым, местных бюджетов. К местым бюджетам относятся: областные, городские, районные, районные в городах, поселковые и сельские бюджеты. Совокупность всех бюджетов, кот-е входят в состав бс Укр явл-ся сводным бюджетом Укр. Бюджетное устройство- это организация и принципы построения бс, ее структуры, взаимосвязь между отдельными звеньями бс. Принципы бюджетного устройства: принцип единства, он обеспечивается единством правовой базы, единой бюджетной классификацией, единством форм бюджетной документации; принцип полноты, в ГБ отражаются все расходы и доходы; принцип достоверности, бюджет формируется на основе реальных показателей, а в отчете об исполнении бюджета отражаются только те расходы и доходы кот-е являются результатом конечных кассовых операций банков; принцип гласности, обеспечивает освещение в СМИ показателей бюджета и отчета о его исполнении; принцип наглядности, отражение показателей бюджетов во взаимосвязи с общеэк-ми показателями в Украине и зарубежом.
Фин. аспекты ф-ния ОФ.
1) Первонач. форм-ние ОФ на вновь созд-х предпр. осущ-ся за счет ОС, кот. явл-ся частью УФ. ОС - это ден. ср-ва авансированные в ОФ произв. и непроизв. назнач. в ... приобретения ОФ и принятия их на баланс предпр. В-на ОС колич-но совпадает со ст-тью ОФ. В дальнейшем по мере участия ОФ в пр-ном процессе их ст-ть раздваив-ся. Одна их часть = износу и переносится на готов. прод., а 2-ая выражает отн-ную ст-ть действующ. ОФ. Изношенная часть ст-ти ОФ, пренесенная на готов. прод., по мере реализации прод. постепенно накаплив-ся в ден. форме и исп-ся для простого и частично расшир-го воспр-ва ОФ. В соотв. с з-ном Укр. «О н/о приб. предпр.» под термином амортизация ОФ и нематер. активов поним-ся постепенное отнесение расходов на их приобретение, исп-ние или улучшение на ум-ние скорректированной приб. плательщика налогов в пределах норм аморт. отчислений.
Расходы ГБ.
Расходы ГБ- эконом-е отношения возникающие в связи с распред-м фонда ден средств гос-ва и его use по отраслевому, целевому и террит-му назначению. Бюджетные расходы классифиц-ся по след признакам: I По роли в общественном пр-ве: 1расходы связанные с развитием матер-го прв-ва и совершенствованием его структуры 2 расходы на содержание и развитие непр-ой сферы. II По общественному назначению: 1 на НХ 2 соц-культурные мероприятия 3 оборона 4 управление III По отраслям и видам деят-ти IV По целевому назначению. Расходы делятся на: текущие и расходы развития. Текущие- расходы на финансирование сети предпр-й, учреж-й, орган-й, действующие на начало бюджет-го, и на финансирование мер по соц защите насел-я. Расходы развития направлены на финансирование инвестиц-й и инновац-й деяти-ти. ГБ предусматривает расходы на: 1 Финансир-е общегос-х централиз-х программ поддержание и повышение жизненного уровня народа, мер по соц защите населения. 2 Финансир-е учреждений и орган-й в области образования, науки, культуры, здравоохранения, физ-рыи т.д. 3 Финан-е производ-го и непроиз-го строит-ва, геологоразведочных проектно-изыскательских и др работ осуществляемых в соот-ии с общего-ми программами. 4 На оборону. 5 На охрану окружающей среды. 6 На содержание правоохранит-х, тамож-х органов, налоговой, КРУ, службы защиты прав потребителей. 7 Содержание органов з/д-й, испол-й, судебной вл-ти и прокуратуры. 8 Осуществление ВЭД и внешнепол-й деяти-ти. 9 Дотации и субвенции кот-е перечисляются в бюджеты Крыма, городов Киева и Севастополя. 10 Выплаты всех видов пенсий и расходов на защиту граж-н пострадавших от Черноб-й катастрофы. 11 Образование гос-х матер-х и фин-х резервов. 12 Обслуживание внутреннего и внешнего долга и их возврат.
Управление фин-ми в Укр.
Управление фин-ми- составная часть управления эк-ки. Объект управления- разнообразные виды фин-х отношений: фин-ы предпр-й, страховые отношения гос фин-ы. Субъекты- те организационные структуры, кот-е осуществл-т управление: фин отделы предпр-й, фин управления, ГНАУ, гос казначейство. Совокупность всех этих органов составляет фин аппарат. В управлении фин-ми выделяют след элементы: планирование, оперативное управление, контроль. В ходе планирования субъект хозяйствования оценивает состояние своих фин-ф, выявляет возможность увеличения фин-х рес-в и направление их на эфф-е use. Содержание оперативного управления состоит в маневренности фин-ми рес-ми. Достижение максимального эфф-та при минимуме затрат. Контроль осуществляется и в процессе планирования, и в процессе оперативного управления. Он позволяет сопоставить фин результаты от use фин рес-в с плановыми. Оперативное управление осуществляется аппаратом фин системы: МФУ, фин-ми управлениями и отделами местных советов, фин-ми службами предпр-й. Основные задачи гос казначейства: организация выполнения ГБ и контроль за этим процессом, управление наличными ср-ми ГБ, финансирование расходов, ведение кассового выполнения ГБ, управление гос-ым внешним и внутренним долглм, распред-е между ГБ и местными бюджетами отчислений от общегос-х налогов и
55.Задачи и содержание ФК.
Финансовый контроль - совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними вопросов деятельности субъекта хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов организации.
ФК - форма реализации контрольной функции финансов. Контрольная форма определяет назначение и содержание ФК.
Содержание ФК и его направленность изменяются в зависимости от уровня развития производственных сил и производственных отношений в обществе.
Объект ФК - денежные распределительные процессы при формировании и использовании фин. Ресурсов, в т.ч. в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
Непосредственные объекты проверок - показатели:
- прибыль;
- НДС;
- издержки обращения;
- валютные доходы предприятия;
- отчисления в различные фонды и на различные цели.
Содержание (составляющие) ФК: проверка
- соблюдения требований экономических законов, оптимальных пропорций, распределения и перераспределения стоимости ВОП и НД;
- составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль);
- фин. Состояния и эффективности использования трудовых, материальных, фин. ресурсов предприятий, организаций, бюджетных учреждений.
Задачи ФК:
содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;
обеспечение полноты и своеврменности выполнения финансовых обязательств перед бюджетом;
выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов.
Содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятии, правильному ведению бух. Учёта и отчётности;
обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов.
содействие высокой отдаче ВЭД предприятия, в т.ч. по валютным операциям.
ФК содействует соблюдению фин. дисциплины субъектами хозяйствования.
Распределит-я ф-ия фин.
Расрпед. ф-ия проявляется в установлении оптимальных стоимостных пропорций, распред-ии фин. рес-в пред-ий, отраслей хоз-ва и формирование на этой основе централиз. и децентрализ. фондов ден. ср-в. Объект действия распред. ф-ии- ст-ть ВНП и НД. Эта ф-ия включает 3 фазы: I распред. ВОП по элементам ст-ти и формирование первичных доходов субъектов распред. отношений. В результате первичного распред. ВОП выделяется часть, идущая на возмещение потребленных ср-в пр-ва, а т.ж. НД и его составные части, кот. не явл-ся самостоят-ми фин. категориями. Эти доходы след. субъектов пр-ва: предпр-я- pf, работники сферы мат. пр-ва- личные доходы, гос-во- НДС, АС, сборы в ФЧ, ФСС,ПФ и др. Однако эти доходы не образуют общественных ден. фондов, при помощи кот-х можно развивать эк-у, удовлет-ть обществ. потребности. II Перераспред. первичных и формирование вторичных доходов. Перераспрд. НД-сложный эк-й процесс, направляемый гос-вом в соот.с задачами эк-го и соц. развития. Перераспред. отражает 2 направления их движения: 1связано с характеристикой движения ден. ср-в в общегос-ый фонд перераспред-я- ГБ, ПФ и др. 2отражает движение ср-в из обществ-х фондов перераспред-я предпр-ям, населению. III Конечный итог распред. и перераспред.- use НД. В результате такого перераспред. НД обтазуются конечные доходы используемые для получения матер. благ, нужд непроиз. хар-ра, накопления и роста гос. матер. рес-в. Фонд непроиз-го потребления- та часть НД, кот-я непосред-о use на личное потребление населения. Фонд накопления- часть НД, use на расширение и совершенствование общ-го пр-ва.
Контрольная ф-ия фин.
Основу контр. ф-ии сост-ет движение фин. ресурсов как в фондовой, так и не в фондовой части, они выступают универсальным орудием контроля со стороны об-ва за пр-вом распед-ем ВОП, т.е. об-во знает как складываются пропорции в распределении ден. ср-в, насколько своевременно фин рес поступают в распоряжение разных субьектов хозяйст-я, насколько эфф. они use. Объект контроля- фин. показатели деят-ти предпр-я. В зависимости от субъектов, осуществ. фин контроль различают: общегос-й, ведомственный, внутрихоз-й, общественный,независимый (аудит). Степень и глубина реализации контр. ф-ии зависит от фин. дисциплины. Фин. дисциплина- обязательный для всех предпр-й, орган-й и должност-х лиц фин-ов хоз-ва, соблюдение установленных норм и правил выполнения фин. обязательств. Контр. фун-я действует не изолированно, а в единстве с распределительной ф-ией.
Распределит-я ф-ия фин.
Расрпед. ф-ия проявляется в установлении оптимальных стоимостных пропорций, распред-ии фин. рес-в пред-ий, отраслей хоз-ва и формирование на этой основе централиз. и децентрализ. фондов ден. ср-в. Объект действия распред. ф-ии- ст-ть ВНП и НД. Эта ф-ия включает 3 фазы: I распред. ВОП по элементам ст-ти и формирование первичных доходов субъектов распред. отношений. В результате первичного распред. ВОП выделяется часть, идущая на возмещение потребленных ср-в пр-ва, а т.ж. НД и его составные части, кот. не явл-ся самостоят-ми фин. категориями. Эти доходы след. субъектов пр-ва: предпр-я- pf, работники сферы мат. пр-ва- личные доходы, гос-во- НДС, АС, сборы в ФЧ, ФСС,ПФ и др. Однако эти доходы не образуют общественных ден. фондов, при помощи кот-х можно развивать эк-у, удовлет-ть обществ. потребности. II Перераспред. первичных и формирование вторичных доходов. Перераспрд. НД-сложный эк-й процесс, направляемый гос-вом в соот.с задачами эк-го и соц. развития. Перераспред. отражает 2 направления их движения: 1связано с характеристикой движения ден. ср-в в общегос-ый фонд перераспред-я- ГБ, ПФ и др. 2отражает движение ср-в из обществ-х фондов перераспред-я предпр-ям, населению. III Конечный итог распред. и перераспред.- use НД. В результате такого перераспред. НД обтазуются конечные доходы используемые для получения матер. благ, нужд непроиз. хар-ра, накопления и роста гос. матер. рес-в. Фонд непроиз-го потребления- та часть НД, кот-я непосред-о use на личное потребление населения. Фонд накопления- часть НД, use на расширение и совершенствование общ-го пр-ва.
3.Экон-я природа и роль ГБ.
Фин-е отношения складывающиеся у гос-ва с предпр-ми, учрежд-ми, организ-ми и населением наз-ся бюджетными. Специфика бюджет-х отношений проявляется: -в том что они возникают в распред-м процессе обязат-м участником явл гос-во; -связаны с формированием и use централиз-го фонда ден ср-в предназначеного для удовлетворения общегос-х потребностей. Необходимость бюджет-х отношений обусловлена потребностью в материально-фин-й базедля осуществления гос-вом своих функций и задач. Совокупность бюджетных отношений по формированию и use бюджетного фонда составляет понятие ГБ. ГБ- это ден отношения, кот-е возникают у гос-ва с юр-ми и физ-ми лицами по поводу перераспред-я НД в связи собразованием и use бюджет-го фонда. Особенности ГБ как эк-ой категории: он явл особой формой перераспр-х отношений, кот-я связана с обособлением части НД в руках гос-ва и ее use на обшегос-е нужды; с помощью ГБ происходит перераспред-е НД между отдельными отраслями, террит-ми страны; пропорции бюджетного перераспред-я определяются потребностями расширенного воспроиз-ва. Сущность ГБ как эк-й категории реализуется через распредел-ю и контрольную функции фин. бюджетный механизм- совокупность конкретных форм бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и use бюдж-х средств.
Финансы и цена.
Исходный момент появления финансовых отношений - процесс первичного распределения стоимости на составляющие её элементы (С-пост, V-перем, М-прибавочный продукт) и образование различных форм денежных доходов и накоплений. Чтобы этот процесс начался, созданная в обществе стоимость должна быть реализована.
Экономическим инструментом, благодаря которому стоимость продукта получает денежное выражение и становится объектом распределения является «цена». Цена определяет конкретную величину денежных средств, поступающих в тот или иной сектор экономики, тому или иному собственнику. Но цена не может обеспечить ни распределение по субъектам, ни функциональное обособление различных частей собственности.
Чтобы распределение произошло, должен произойти обмен и состояться стоимостное распределение, чтобы все части стоимости получили конкретное воплощение в определённых количественных пропорциях.
Процесс формирования различных частей стоимости распадается на 2 этапа:
происходит перенос авансированной себестоимости и создание доходов;
осуществляется выделение фонда размещения и различных первичных доходов в конкретных формах, осуществляется не посредством цены, а других экономических категорий.
Только на 2-м этапе движения стоимости общественного продута реально разделяется на движение фонда возмещения и валового дохода.
Необособившиеся части стоимости, какими он были на стадии материального производства, превращаются на стадии распределения в основные формы фонда возмещения (аморт. фонд, обор. ср-ва) и различные виды доходов, которые распределяются между участниками производства. Это превращение различных частей стоимости из скрытых форм в явные осуществляется не посредством цены, а с помощью финансов и зар. платы. Именно благодаря им в процессе первичного распределения образуются различные виды денежных доходов, накоплений, отчислений, структурное соотношение между которыми определяется в соответствии с общественными законами.
Функции цены и финансов осуществляются в тесной взаимосвязи: цена является основой финансового метода распределения стоимости, а финансы выступают инструментом, реализующим эти пропорции.
Бюджетный процесс (бп).
Бп- установленный з/д-ом порядок составления , рассмотрения, утверждения бюджета, а т.ж исполнение, контроль за исполнением, утверждение отчетов об исполнении бюджетов входящих в бюджет-ю систему Укр. Составление проекта бюджета осуществляется органами гос-й испол-й вл-ти и исполнительными органами местных советов в соответствии с основными направлениями бюджетной пол-ки. Основные направления бюджет-й пол-ки разрабатываются ВРУ в форме бюджет-й резолюции. Бюджет-ю резолюцию не позднее 15.06 ВР направляет президенту, ВР т.ж утверждает правила оформления проекта зак-а о ГБ. Составление проекта ГБ организует КМУ. МФУ составляет предварительный проект сводного бюджета Укр и доводит показатели до министерств, ведомств и др органов гос вл-ти. Министерства и ведомства в 2-х недельный срок рассматривают показатели и представляют МФУ свои предложения с расчетами обоснованиями. На основе полученных данных МФУ готовит проекты сводного и ГБ и до 15.08 представляет их на рассмотрение КМУ. КМУ рассматривает проект закона, принимает окончательное решение по проекту и представляет его президенту, если президент согласен с проектом он вносит его на рассмотрение ВРУ до 15.09. Проект рассматривает ВР с докладом мин-ра фин-ф. Утверждение бюджета. ВРУ утверждает предельный размер дефицита ГБ, источники его покрытия, суммы доходов, дотаций, отчислений и др. После принятия закона ВР принимает постановление «О введении в действие этого закона затем закон публикуется. Если ВР не принимает закон о ГБ до 2.12, то она принимает постановление о порядке финансирования текущих расходов до принятия закона. Если з-н не принят до 30.12 автоматически продлевается действие з-на, кроме показателей по расходам развития. Исполнение ГБ организует КМУ через МФУ, министерства, ведомства и др органы исполнительной вл-ти. ГБ исполняется по росписи доходов и расходов с поквартальным распределением. Роспись составляет МФУ в соответствии с показателями бюджета. Отчет об исполнении представляет президент ВР до 1.05. ВР рассматривает и принимает отчет об исполнении.
Государственный долг и управление ним.
Функционирование гос.крсдита ведет к образованию гос.долга.
Капитальный; гос.долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные %-ты, которые должны быт» выплачены по этим обязательствам.
Текущий гос. долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам и по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Гос. долг является характеристикой результативности всех совершенных гос. кредитных операций. Под управлением гос. долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных эаймов, определению условий и выпуску новых гос ЦБ.
Выплата доходов по займам и их погашение обычно проводится за счет бюджетных средств. Под рефинансированием понимается погашение старой гос.задолженности путем выпуска новых займов.
На достижение эффективности гос.кредита направлены такие меры в области управления гос. долгом как конверсии, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов.
Под конверсией понимается изменение доходности займов.
Под консолидацией гос.долга понимается изменение условий займов, связанное с их сроками.
В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации.
Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Отсрочка погашения займов отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов. Во время консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход.
Под аннулированием гос. долга понимается мера, в результате которой гос-во полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам.
Важной является сфера управления гос.долгом , связанная с определением условий и выпуском новых займов.
Предельный размер внутреннего курса долга Укр. по состоянию на 01.01.98 утверждён закон Укр. «О государственном бюджете Украины на 1998 год» в сумме 14150755,9 тыс. грн.
Расходы местных бюджетов.
1 Учреждения, организации культуры, науки, здравоохранения, физ-ры и соц защите населения, находящихся в подчинении исполнит-х органов вл-ти. 2 Содержание местных органов вл-ти. 3 Финансирование предпр-й, орган-й входящих в состав местного хоз-ва 4 Финанс-е прирооохр-х мер и др расходы. В составе местных бюджетов образуются местные фонды в размере 1% от расходов каждого из соот-х бюджетов для финанср-я неотложных мер, кот-е не могли быть предусмотрены при утверждении этих бюджетов. При утверждении бюджета одновременно утверж-ся сумма оборотно-кассовой наличности, кот-я может быть в течении года use на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена в том же году до утвержденных размеров.
Виды и формы ФК.
Виды ФК:
В зависимости от субъектов осуществляющих ФК:
Государственный - реализуется через общегосударственный и ведомственный ФК.
Общегосударственный ФК осуществляют органы гос. власти и управления; направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной принадлежности.
Ведомственный ФК осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, управления исполкомов местных органов власти.
Объект - производственная и фин. деятельность подведомственных предприятий и учреждений.
Внутрихозяйственный осуществляется экономическими службами предприятий (бухгалтерия, фин. отделы и т.д.)
Объект - производственная и фин. деятельность предприятий и его структурных подразделений.
Общественный
Субъекты - группы или отдельные физические лица на основе добровольности и безвозмездности.
Объект зависит от конкретной задачи.
Независимый
Субъекты - аудиторские фирмы и службы.
По формам проведения ФК:
Предварительный - на стадии составления, рассмотрения и утверждени фин. планов предприятия; смет доходов и расходов предприятий, организаций; проектов бюджета; текстов договорных соглашений и учредительных документов.
Текущий - проводится в процессе исполнения фин. планов; в ходе осуществления финансово-хозяйственных операций; при проверке соблюдения норм и нормативов расходования ТМЦ и денежных средств. (Осуществляется повседневно фин. службами для исключения нарушений фин. дисциплины).
Последующий - осуществляется после завершения отчётного периода и финансового года в целом. При этом проверяется целесообразность расходования гос. денежных средств рпи исполнении бюджетов; при фыполнении финансовых планов предприятий, организаций, смет бюджетных организаций.
По методам проведения ФК:
Проверка - проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. При этом выявляются нарушения фин. дисциплины и намечаются мероприятия по устранению негативных последствий.
Обследование - охватывает отдельные стороны деятельности предприятия, но, в отличие от проверок по более широкому кругу показателей. В ходе обследования определяют:
финансовое положение предприятия;
необходимость реорганизации (переориентации) производства
Анализ - проводится по данным периодической или годовой отчётности. Выявляются:
уровень выполнения плана;
соблюдение норм расходования ресурсов;
соблюдение фин. дисциплины.
Ревизия - метод документального контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия, соблюдения фин. законодательства. Выделяют ревизии:
в зависимости от объекта (полные, частичные, тематические, комплексные);
в зависимости от запланированности (плановые и внеплановые);
по степени охвата данных в процессе ревизии (сплошные проверки и выборочные);
по характеру материала на основе которого проводятся ревизии (Документальные и фактические)
При проведении любого вида ревизии составляется программа, в которой указывается цель, объект, тема, основные вопроссы ревизии.
По результатам ревизии составляется акт на основе которого разрабатываются мероприятия по устранению выявленных недостатков.
Финансы и кредит.
В стоимостном выражении участвует кредит, который во многом однотипен с финансами. Вместе с тем, их функционирование значительно различается.
Кредит функционирует на возвратной основе. Возвратность - важнейший признак кредита, который обуславливающего различие в характере, источниках и направлениях использования по сравнению с финансами.
Отличие кредита от финансов:
Кредитные ресурсы выражают разорванное во времени движение стоимости от кредитора к заёмщику и обратно; а финансовые ресурсы - одностороннее движение стоимости.
Кредитное распределение связано с перемещением денежных средств между субъектами распределительного процесса; финансовое распределение осуществляется как между субъектами хозяйствования, так и внутри каждого из них (по целевому назначению в соответствии с общественными потребностями).
Кредитные финансы формируются за счёт свободных денежных средств предприятий и граждан; финансовые ресурсы - из доходов и накоплений, образующихся на стадии стоимостного распределения.
Кредитные ресурсы предоставляются заёмщикам на определённый срок на условиях возвратности и платности; финансовые ресурсы - бесплатно без оговаривания условий их возврата.
В отличии от финансов, кредит имеет более тесную связь с денежным оборотом. С его помощью удовлетворяются потребности субъектов хозяйствования в платёжных средствах, необходимых для обращения.
Взаимодействие финансов и кредита:
Пример взаимодействия и взаимозависимости кредита и финансов - комплексное использование финансовых и кредитных рессурсов.
10.Фин-вая наука изучает эк-кие отношения по
поводу образования, распределения и использования фондов денежных ресурсов на различных этапах развития общества. Решение этой проблемы зависит от уровня эк-го развития гос-ва, форм собственности, структуры эк-ки, социального состава населения, уровня интеграции в мир эк-ки.
Фин-вая наука изучает факты и явления конкретных условий гос-ва и реализации интересов разных групп населения.
Важнейшим заданием финансовых групп явл-ся изучение явлений фин-вой действительности, анализ последствий, вызываемых этими явлениями.
Фин-вая наука формируется под влиянием исследований, проводимых учеными-экономистами. Фин-вые теории, создаваемые ими, проверяются реальными потребностями общества и признаются наукой, если отражают реальную сущность явлений и вносят определенные практические рекомендации для гос-ва и населения.
Основателем финансовой науки является А. Смит. В своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» разработал отдельные положения о сущности финансов гос-ва, которые опираются на его учение о производительном и непроизводительном труде.
Вывод А. Смита состоял в том, что необходимо уменьшить затраты гос-ва, которое непроизводительно растрачивает созданные стоимости и тем самым сдерживает развитие производительных сил.
Главный постулат фин-вой концепции классической буржуазной политэкономии - обеспечение экономически благоприятных условий для накопления капитала.
Он сформулировал 4 основных принципа целесообразной организации налогообложения:
* налоги уплачиваются в соответствии с силами и способностями подданных;
* размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены;
* время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщиков;
* обеспечиваются min издержки при сборе налогов.
Гл-ная цель налоговой политики А. Смита - стимулирование накопления капитала и ускорение развития производительных сил.
Рикардо :* налоги являются великим злом т.к. вызывают увеличение з\пл. и снижение прибыли хотя и не в одинаковой степени, * ув-ние налогов или правительственных расходов понижает потребление народа, что сказывается на производстве, * следовательно задача гос-ва поощрять накопление капитала.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ
Дата: 2019-05-29, просмотров: 224.