Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

       Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.

       Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:

· систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получения прибыли;

· определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

· выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;

· разработка мероприятий по внедрению выявленных резервов.

       В процессе анализа хозяйственной деятельности используются показатели балансовой прибыли, прибыль от реализации услуг, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

       Балансовая прибыль включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций.

       Как видно из таблицы 16 план по балансовой прибыли выполнен на 39%, по сравнению с прошлым годом ситуация значительно ухудшилась – получена прибыль в размере 96,900 тыс. руб. Прибыль от реализации услуг составляет наибольшую долю в балансовой прибыли, а внереализационные расходы резко увеличились с 4% до 30% по сравнению с прошлым годом.

           


Таблица 16

Анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой

прибыли за отчетный год.

Состав балансовой прибыли

2001 год

2002 год

сумма, тыс. руб. Структура, %

план

факт

    сумма, тыс. руб. структура % Сумма, тыс. руб. структура %
Балансовая прибыль 345,738 100,0 -248,500 100,0 96,900 100,0
Прибыль от реализации услуг 404,580 117,0 -244,900 98,6 125,200 129,2
Прибыль от прочей реализации -14,745 4,3 - - - -
Внереализационные финансовые результаты -13.019 3.8 -3,6 1,4 -28,3 29,2

 

Рис. 5. Динамика прибыли от реализации услуг и балансовой прибыли, тыс. руб.

 

Прибыль от реализации услуг зависит от объема реализации продукции (Vрп) и ее себестоимости (С)( то есть от затрат на предоставление услуг). Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Увеличение реализации объема убыточной продукции приводит к уменьшению суммы прибыли.

       Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратной зависимости: снижение себестоимости приводит к увеличению прибыли и наоборот.

       При планировании цен и выручки предприятием достигнуто договорное соглашение о назначении стоимости оказываемых услуг в размере 3% от получаемого дохода курируемых предприятий.

       Оценка рентабельности

       Полученная прибыль распределяется Учредителями предприятия на развитие предприятия и на выдачу дивидендов по акциям.

       Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

       1. показатели, характеризующие окупаемость издержек производства;

       2. показатели, характеризующие прибыльность продаж;

       3. показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Таблица 17

Расчет и анализ коэффициентов рентабельности за 2002год.

Показатель Значение
1. Прибыль от реализации продукции (Пр) 125,200
2. Себестоимость реализации продукции (Себ) 4063,700
3. Чистая прибыль (ЧП) 75,900
4. Объем реализации (V) 4188,900

 

 

Показатели   Значение
Рентабельность продаж Рп = Пр/V 0,03 (3%)
Рентабельность основной деятельности (окупаемость издержек) Род = Пр/Себ 0,03 (3%)
Рентабельность всего капитала Рк = ЧП/Б 0,7 (7%)
Рентабельность внеоборотных активов Рва = ЧП/ВА 75,900/253,8455=0,3(30%)
Рентабельность собственных средств Рсс = ЧП/ИС х 100% 75,900/634,1085=0,12(12%)

 

Таблица 18

Расчет и анализ коэффициентов рентабельности за 2001год.

Показатель Значение
1. Прибыль от реализации продукции (Пр) 373,125
2. Себестоимость реализации продукции (Себ) 1927,864
3. Чистая прибыль (ЧП) 253,900
4. Объем реализации (V) 2300,989

 

 

Показатели   Значение
Рентабельность продаж Рп = Пр/V 0,16 (16%)
Рентабельность основной деятельности(окупаемость издержек) Род = Пр/Себ 0,19 (19%)
Рентабельность всего капитала Рк = ЧП/Б 253,900/748,300=0,34(34%)
Рентабельность внеоборотных активов Рва = ЧП/ВА 253,900/264,0135=0,96(96%)
Рентабельность собственных средств Рсс = ЧП/ИС х 100% 253,900/531,972=0,48 (48%)

Вывод:

       Как видно из таблиц, все показатели рентабельности значительно снизились в 2002 году по сравнению с 2001 годом, рассмотрим каждый показатель:

       1. Рентабельность продаж показывает сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. В нашем случае мы видим, что в 2002году с 1 рубля реализованной продукции предприятия получено чистой прибыли – 0,03 руб. а в 2001 году – 0,16 руб. Мы наблюдаем снижение показателя в 2002году. Показатель в 2002году находится на очень низком уровне, он недостаточен для устойчивости финансового положения предприятия. Коэффициент рентабельности продаж показывает очень низкий процент оборотных средств, что говорит о низкой стоимости услуг. Предприятию необходимо увеличить стоимость и объем предоставляемых услуг.

       2. Коэффициент рентабельности основной деятельности (окупаемость издержек) показывает, что в 2002году на каждый рубль затрат предприятие имеет 0,03 руб. или 3 коп. прибыли, а в 2001году 0,19 руб. или 19 коп. Снова наблюдаем тенденцию к уменьшению показателя рентабельности в 2002 году. Показатель недостаточен для устойчивости финансового положения предприятия. Коэффициент рентабельности производственной деятельности показывает очень низкий процент окупаемости издержек, что говорит о большой доле издержек в доходе предприятия. Предприятию необходимо сократить долю издержек.

       3. Рентабельность всего капитала фирмы свидетельствует о снижении показателя с 34% до 7% показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение этого показателя свидетельствует о падающем спросе на предоставляемые услуги фирмы и о перенаполнении активов. Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов отражает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов, измеряемую величиной прибыли, приходящейся на единицу стоимости основных и прочих внеоборотных средств. Этот коэффициент равен отношению прибыли к средней за период стоимости основных средств и прочих внеоборотных активов.

       4. Коэффициент рентабельности внеоборотных активов отражает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов, измеряемую величиной прибыли, приходящейся на единицу стоимости средств. Мы получили 0,30 руб. прибыли, которая приходится на 1 еденицу стоимости средств в 2002году и 0,96 руб. прибыли в 2001году. Рост этого показателя при снижении показателя рентабельности всего капитала свидетельствует об избыточном увеличении мобильных средств, что может быть следствием образования излишних запасов товарно-материальных ценностей, затоваренности готовой продукцией в результате снижения спроса, чрезмерного роста дебиторской задолженности или денежных средств.

       5. Коэффициент рентабельности собственных средств показывает эффективность использования собственного капитала. Так как в 2001 году показатель прибыли был значительно выше показателя 2002 года, а сумма собственных средств почти не изменилась, соответственно и показатель рентабельности собственных средств в 2002 году снизился с 48% до 12%.

       Из всего вышесказанного следует основной вывод о том, что, прежде всего, руководству предприятия следует принимать меры :

· По снижению издержек;

· Увеличению объема предоставляемых услуг, в том числе поиск новых направлений деятельности;

· Добиваться своевременной оплаты предоставляемых услуг.

       Основной источник резерва роста прибыли для анализируемого предприятия – увеличение объема реализации услуг за счет поиска новых направлений деятельности ЗАО «Аксион-Социал». (см. п. 1.2).


 



Дата: 2019-05-29, просмотров: 253.