В первом полугодии 1995 г. продолжалось ужесточение бюджетной и кредитной политики. Однако ситуация 1995 г. значительно отличалась от той, которая существовала годом раньше. Во-первых, правительство тот урок, который оно получило осенью 1994 г., и с инфляцией была действительно поставлена во главу угла. И если год назад уже во 11 квартале 1994 г. отказ от более-менее жесткой макроэкономической политики, то в 1995 г. такая ситуация не повторилась. Несмотря на это, инфляция снижалась более темпами, чем в 1994 г. Для объяснения явления проанализируем основные направления результаты макроэкономической политики.
Государственный бюджет.
С 1992 г. четвертый подряд наблюдается похожая картина: первые два дефицит консолидированного бюджета, по бюджетной классификации Министерства финансов, не превышает 10% ВВП, причем во вторых кварталах, как правило, происходило даже относительное снижение уровня дефицита; затем дефицит резко возрастал в третьих кварталах (за исключением 1992 г.) и снижался в четвертых, превышая тем не уровень первого и второго кварталов. Это объясняется прежде всего сезонным фактором - увеличением относительных расходов на сельское хозяйство, завозом энергоносителей и ТНП в районы Крайнего Севера и созданием запасов топлива на зимний период сбрасывать со счетов и то, что годовой бюджет парламентом уже после начала финансового года, а до этого финансирование производилось сокращенным нормативам, ориентированным на фактические расходы последнего квартала года. В 1995 г. ситуация развивалась по сценарию, однако есть достаточные основания полагать, что во второй половине года амплитуда колебаний роста бюджетного дефицита в процентах к ВВП окажется не такой большой, как прежде.
Во-первых, исполнение государственного хотя и несколько расходится с проектировками, все представляется вполне достижимым по основным метрам (дефициту, доходам и расходам), хотя так к ВВП как доходы, так и расходы снизятся высокого (вследствие заниженных оценок) номинального ВВП. Доходная часть федерального бюджета (исключая операции с резервами) в I квартале 1995 г. оказалась всего на ниже бюджетных проектировок на данный период.[4] Однако, несмотря на это, недобор против плановых составил свыше 11%, прежде из-за недопоступления импортных пошлин, ряд по уплате которых был продлен до 1 июля 1995 г., также части подоходного налога с населения, зачисляемого в федеральный бюджет, и доходов от приватизации госсобственности. Превышение же на 3% величины доходов над плановым уровнем было достигнуто в основном за счет реализации резервов и золотовалютных запасов и доходов от централизованного экспорта по контрактам 1994 г.
Изменения в бюджетной классификации, по представляются итоги исполнения госбюджета, в частности, отнесение, в соответствии с практикой, перечислений в федеральный бюджет прибыли ЦБР в размере 1,38 трлн руб. за' январь- апрель 1995 г. к доходам, а не к источникам дефицита, также способствовало тому, консолидированного бюджета оказался ниже по сопоставимой методологии прошлого квартала.
С точки зрения эффективности функционирования налоговой системы настораживает относительное, в процентах к ВВП, снижение налоговых поступлений в консолидированный бюджет по прямым налогам и некоторое увеличение - по косвенным (см. табл.). Поступления налога на прибыль оказались ниже, чем за тот же период в 1993 и 1994 гг., акцизные платежи и поступления НДС лишь незначительно превысили уровень 1994 г., когда нарастали взаимные неплатежи в экономике. [5]
В относительном недоборе налогов главную роль сыграло проведение в начале года очередной переоценки основных фондов, уменьшившей налогооблагаемую базу, а, следовательно, и сбор налога на прибыль.
В абсолютном выражении план по расходам федерального бюджета в I квартале 1995 г. был лишь на 82%.
Таблица 2. Доходы и расходы бюджета в ВВП по кварталам,%.
1992
1993
1994
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
Доходы бюджета
7,1
12,7
10,4
11,8
13,8
13,1
12,9
12,9
10,4
8,5
9,3
12,7
19,3
13,1
9,9
9,2
8,8
7,3
10,4
4,3
2,5
2,7
4,1
4,6
3,2
3,9
5,0
3,6
7,5
19,9
24,5
25,8
35,1
31,5
26,2
26,0
26,7
20,7
28,3
Расходы бюджета
Народное хозяйство
5,8
10,2
11,3
13,1
9,4
8,0
14,3
13,9
7,7
Соц.-культурные расходы
5,3
8,6
8,4
11,5
12,2
11,4
16,7
17,9
12,0
Оборона
3,1
5,8
4,9
4,7
6,0
3,2
7,0
5,7
4,7
Дата: 2019-05-29, просмотров: 199.