XI. Библейские весы и деньги
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1) Весы. Единицей библейского веса считался сикль, ше­кель — «вес»; сикль подразделялся на две беки или полусикля (Исх. 30:13; Лев. 27:25; Числ. 18:16), а впоследствии и на тре­ти (Неем. 10:32) и на четверти (1 Цар. 9:8). В беке считалось десять гер, так что двадцать гер составляли полный, так называ­емый священный сикль. Кроме этих мелких единиц веса были в употреблении и сложные высшие единица веса. Это так на­зываемая мина, состоявшая из 60 сиклей (Иезек. 14:12); 60 мин, в свою очередь, составляли талант — высшую единицу веса (Исх. 38:24, 26). Талант называется по-еврейски киккар, т.е. круглый, так как самая гиря имела, вероятно, круглую фор­му. В нем было 3 600 сиклей.

Гири сначала были каменные, и чтобы постоянно иметь узаконенную систему веса, Моисей установил при скинии пра­вильные весы, с которыми народ должен был сверять свои ве­сы и гири и прибегать к ним в случае возникновения каких-либо споров. Вес этот назывался священным (сикль священ­ный — Исх. 30:13; Лев. 27:25). Эти весы и гири впоследствии были перенесены в храм и поручены охране священников (1 Пар. 23:29). Неизвестно собственно, какую форму имели эти гири. У ассириян и египтян они имели форму различных жи­вотных (львов, волов и пр.), как это видно из различных изоб­ражений, сохранившихся на памятниках. При обыденных тор­говых сделках продавец и покупатель обыкновенно пользова­лись своими собственными весами, которые постоянно носились за поясом или в особой сумке, причем бывали случаи и обмана, посредством фальшивых гирь (против чего и направ­лено особое постановление закона — Второз. 25:13).

Для определения библейского веса у нас имеются данные лишь из времени Маккавеев, именно серебряные сикли; но можно предполагать, что они того же веса, какой установлен был при Моисее. В таком случае библейскую систему веса мож­но представить в следующей таблице:

 

1 гера....................................................................15,86 долей.

10 1 бека........................................................1 зол. 65,20 д.

20 2 1 сикль .......................................3 зол. 34,40 д.

1 200 120 60 1 мина..........................2 ф. 9 з. 48 д.

72 000 7 200 3 600 60 1 талант.....3 п. 5 ф. 90 з.

 

Но такой вес был только для серебра, как наиболее ходя­чего и употребительного металла. Для золота вес этот несколь­ко видоизменялся и был больше, как это можно видеть из сле­дующей таблицы:

 

1 сикль............................................................................4 зол. 6 дол.

100 1 мина................................................4 ф. 22 зол. 23 дол.

10 000 100 1 талант......................10 п. 23 ф. 15 зол. 92 д.

 

При помощи этих таблиц можно сделать вычисление для перевода на наш вес всех встречающихся в Библейской истории весовых единиц. Так, слуга Авраама Елеазар подарил невесте Исаака Ревекке при первой встрече с нею «золотую серьгу ве­сом полсикля и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота». Это значит: серьга весила 2 зол. 3 доли, запястья — 40 зол. и 60 долей.

2) Деньги. Денег в смысле чеканной монеты у израильтян не было до позднейшего времени, именно периода Маккавеев. Купля-продажа большею частью производилась чрез обмен са­мых предметов, хотя уже рано некоторые предметы, особенно домашние животные, получили значение своего рода меновой монеты, так что стоимость известной вещи определялась изве­стным количеством телят, овец, козлят и так далее. Но вместе с тем, ценность этих предметов скоро была переведена на драгоценные металлы, которые и стали употребляться в качестве денег, хотя и не имели еще определенной монетной стоимос­ти, которая определялась единственно по весу. Куски серебра или золота, ходившие в виде простых слитков, колец, различных фигур, имели известный вес и по нему не только определялась их стоимость, но и придавалось им самое название. Если кусок весил талант, мину или сикль, то и назывался талантом, ми­ной или сиклем и так далее, так что монетная система перво­начально вполне соответствовала системе весовой, как она оп­ределена выше. Сикль (или сребреник) в этом смысле упоми­нается уже в книге Быт. 20:16, причем есть указания и на подразделение его на беки или полусикли и на геры, которых было 20 в сикле (Исх. 30:13). Из крупных денежных единиц в Исх. 37:24 ст. упоминается талант. Но слитки драгоценных металлов не имели точного, установившегося веса, а следова­тельно и ценности, и потому для определения их ценности при­ходилось часто прибегать к весам, как это было и в Египте, где на памятниках можно часто видеть изображение взвешивания слитков. В некоторых местах упоминается особая монета, так называемая кесита (Иаков купил часть поля за сто «монет», кесита — Быт. 33:19 и др.) Что, собственно, разумеется под этим названием — неизвестно; но судя по тому, что у 70 гре­ческих толковников и в Вульгате слово это переведено словом «ягненок», можно думать, что это были такого рода слитки, ко­торые имели форму ягненка и ходили по известной определен­ной цене, имея определенный вес.

Библейскую денежную систему можно выразить таким об­разом в соответствующей весу таблице, из которой вместе вид­но будет, что в этой системе сделаны некоторые отступления от весовой системы. Но чтобы определить ценность того или дру­гого веса металла и, прежде всего, серебра, мы за норму берем русский серебряный рубль. В нем значится 4 золотника 21 до­ля чистого серебра. Так как на одну копейку приходится 4,05 долей серебра, то, следовательно, 1 гера серебра будет равнять­ся 3,91 коп. Для круглоты вычисления мы полагаем ценность геры в 4 коп. и тогда вся денежная система выразится в следу­ющей таблице:

 

1 гера...................................................................................4 коп.

10 1 бека......................................................................40 коп.

20 2 1 сикль......................................................80 коп.

1200 120 60 1 мина...................................... 48 руб.

60 000 6 000 3 000 50 1 талант.............. 2 400 руб.

 

Чтобы составить подобную же таблицу для золота, нужно принять во внимание сравнительную стоимость этих металлов в библейское время. По наиболее тщательному исследованию оказывается, что в древности в западной Азии золото было в 13 раз дороже серебра (в Афинах в 12, а в настоящее время в 16).

Рассчитывая по этой норме, мы получим следующую таб­лицу золотой монеты:

 

1 сикль........................................................................12 руб.50 коп.

100 1 мина................................................................1 250 руб.

10 000 100 1 талант............................................125 000 руб.

 

После плена Вавилонского между иудеями вошли в упо­требление персидские червонцы, так называемые дарики, с изо­бражением на лицевой стороне царя с копьем в правой и луком в левой руке и на обороте — неправильного четырехугольника. Эти дарики, или по-еврейски даркмоны, стали впоследствии из­вестны под названием драхм (1 Ездр. 2:69 и пр.). Ценность их неизвестна, но приблизительно определяется в 6 рублей 25 коп., следовательно, равнялась золотому полусиклю.

При Маккавеях впервые появляется чеканная монета. Именно Симон Маккавей получил в 140 г. до Р.Х. от сирийско­го царя Антиоха VII право чеканить монету (1 Макк. 15:6) и от этого времени до нас дошло много монет, которые можно видеть в музеях. На лицевой стороне маккавейских сиклей зна­чится: «Сикль (или полусикль) Израильский», а на обороте: «Иерусалим святой». При римлянах также чеканились сикли, на которых с лицевой стороны выбивалось изображение того или другого римского императора, а на обороте — женщина

под деревом с надписью по сторонам: Judaea capta (Плененная Иудея).

 

XII. Меры длины

При измерении длины евреи, как и все древние народы, пользовались самыми естественными средствами, именно раз­личными частями человеческого тела. Отсюда самой обыкно­венной мерой был локоть (амма), под которым разумеется нижняя часть руки от локтя до кончика среднего пальца. В Биб­лии нет точного и ясного определения локтя, и потому его при­ходится определять по частным указаниям и соображениям. Приблизительно его определяют в 21 дюйм, что составит 3/4 ар­шина или 12 вершков. Локоть, в свою очередь, разделялся на две пяди, под которыми разумеется пространство от конца большого пальца до кончика мизинца в их растянутом положе­нии (Исх. 23:16; 1 Цар. 17:4). Пядень подразделяется на три ладони (тефак), соответствующих естественной ширине ладо­ни (Исх. 25:25 и др.). Ладонь затем разделяется на четыре пер­ста (Иерем. 52:21). Из более крупных мер длины известна так называемая у пророка Иезекииля трость (капе) — «шесть полных локтей» (Иезек. 41:8). Этим и ограничиваются более или менее определенные меры длины. Их можно представить в следующей таблице:

 

1 перст............................................................................1/2 вершка

4 1 ладонь....................................................................2 вершка

12 3 1 пядень ................................................6 вершков

24 6 2 1 локоть.................................12 вершков

144 36 12 6 1 трость ..........1 с. 1 арш. 8 в.

 

Для примера перевода этих мер на русские можно взять сообщение в 1 Цар. 17:4, где говорится, что «Голиаф был ростом шести локтей и пяди». На русскую меру это значит, что филистимский исполин был ростом в 4 аршина и 14 вершков, т.е. ровно на 2 аршина выше Петра Великого.

 

Дата: 2019-04-22, просмотров: 382.