Танцевальное искусство и музыка всегда связаны, музыка дает пластике ритмическую основу, определяет ее эмоциональный строй, характер, образную выразительность. Музыка на уроке хореографии помогает развить способности детей, более полно раскрывает содержание танца. Музыка является неотъемлемой частью танца, важным компонентом в художественном и эстетическом воспитании детей.
Нельзя рассматривать музыку только как ритмическое сопровождение, облегчающее исполнение движений. Руководитель ДХК должен помнить, что музыка способствует гармоничному развитию личности ребенка. Каждая возрастная категория школьников в разное время увлекается разной музыкой, поэтому основная задача педагога и балетмейстера подобрать такой музыкальный материал для занятий и танцев, который способствовал бы воспитательному и образовательному процессу в работе коллектива.
Музыка, используемая в работе коллектива, должна быть доступна и понятна детям, соответствовать их умственному развитию. Музыка должна обогащать и развивать духовный мир детей, формировать музыкальный вкус, расширять кругозор. Музыкальные образы передают жизнь и чувства окружающего нас мира, мысль человека, красоту природы, учат понимать красоту музыкального произведения.
Особое значение имеет восприятие музыкального материала детьми. Они должны понимать ее тему и образы, она должна быть им интересна. Это, как правило, быстрая, зажигательная, заводная музыка, которая приносит радость детям, которая пробуждает их фантазию, увлекает за собой.
Для хореографических постановок педагог в практической деятельности должен использовать лучшие образцы народной, классической, современной музыки и песен.
Основные критерии подбора музыкального материала:
· Соответствие возрастным психологическим особенностям роста детей,
· Соответствие интеллектуальному и духовному развитию детей,
· Художественная ценность музыкального материала,
· Жизнеутверждающий, эмоционально-оптимистический характер музыки,
Несомненно, грамотный подбор музыкального материала влияет на качество хореографической постановки, музыка может способствовать успеху или стать причиной неудачи. Но бережное внимание и требовательное отношение к музыкальному материалу обязательно дает хорошие результаты в постановочной работе ДХК.
Подбор музыкального материала для занятия тоже имеет немаловажное значение. Повседневная работа с музыкой должна быть целенаправленной:
1. Подбор музыкального материала для урока при помощи концертмейстера.
2. Работа концертмейстера с музыкальным материалом.
3. Подбор музыкального материала – фонограммы для упражнений игр и танцев при отсутствии концертмейстера.
Музыкальный материал на уроке присутствует в виде работы концертмейстера (фортепиано, баян) или в виде фонограммы. В последнем случае музыка подбирается специально и компонуется частями, которые соответствуют музыкальному размеру и характеру исполняемого движения. Музыка может быть специальной жанровой направленности: народная, классическая, современная, эстрадная. Подготовительная работа с концертмейстером дает возможность правильно понимать специфику хореографического искусства и позволяет концертмейстеру развивать понимание и профессионализм в исполнении музыкальных произведений на уроке хореографии.
Таким образом, посредством художественного музыкального материала педагог вместе с концертмейстером развивает правильное отношение к различным музыкальным направлениям у детей, развивая их музыкальный кругозор.
Классический танец | Народный танец | ||
Экзерсис у станка | Муз. раз. | Экзерсис у станка | Муз. раз. |
Экзерсис на середине зала | Муз. раз | Экзерсис на середине зала | Муз. раз |
Иногда руководитель хореографического коллектива для своего сочинения берет интересную музыку и пытается "подогнать" ее под свой замысел. Появляются неоправданные купюры, ломающие форму и искажающие смысл музыкального произведения. Подобное отношение к музыке нетерпимо и не может привести к положительным результатам. Бесспорно, грамотные купюры или компоновка могут иметь место, если они не нарушают ткани музыкального произведения, но они должны быть сделаны либо самим композитором, либо опытным музыкантом, с его согласия.
Когда хореограф создает музыкальный текст для своего сочинения из отдельных музыкальных отрывков, он должен учесть следующие правила:
1. все отрывки должны соответствовать и принадлежать одному музыкальному жанру,
2. разные отрывки должны исполняться в едином стиле,
3. компонуемые части должны принадлежать одному композитору,
4. разные отрывки могут компоноваться, если они звучат в едином оркестровом или сольном исполнении,
5. при компоновке нельзя ломать или сокращать музыкальную фразу и музыкальную форму.
Таким образом, отдельные отрывки можно компоновать так, чтобы возникло цельное, гармоничное произведение.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 258.