СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ, ВОСПИТАТЕЛЯ И ПЕДАГОГА В ДЕТСКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМУ ИСКУССТВУ

    Танец – это совокупность выразительных и организованных движений, подчиненных общему ритму, воплощенному в завершенную художественную форму. Истоки танцевального искусства заложены в глубокой древности. До сих пор не существует единого мнения о первенстве рождения танца. Неоспоримо одно – появление танца связано с осознанием ритма в качестве сопровождения определенной последовательности телодвижений.

    Уже на первом этапе своего существования танец пытался в обобщенной форме отображать действительность, отбирать наиболее типичные ее черты, придавать им определенный образ. Первой музыкой для танцующих были звуки барабанов, шум звенящих браслетов и амулетов.

    Справедливо будет отметить, что в многочисленных кружках, ансамблях, студиях народного, классического, бального, эстрадного, современного танца занимаются сотни тысяч детей. Проводятся фестивали, конкурсы, концерты, которые демонстрируют большое количество хорошо обученных хореографическому искусству ребят.

    В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отведена искусству, в частности хореографическому. Танцевальное искусство в каждой стране с каждым годом приобретает все большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности ребенка.

    Танцевальное искусство – это массовое искусство, оно доступно всем. Десятки тысяч детей принимают участие в работе хореографических кружков, балетных студий, коллективов современного и народного танца. Благодаря систематическому образованию и воспитанию, исполнители приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогают более тонкому восприятию жизни и профессионального хореографического искусства.

    Приобщение к искусству хореографии дает возможность познакомиться с классическими балетами, с золотым фондом народной хореографии, с современной музыкой и постановками известных балетмейстеров, с источниками танцевальной культуры: самобытностью национальных танцев, красочными костюмами, образами народной поэзии, музыкально-ритмическим складом танцевальных мелодий.

    Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно развивается и тренируется мышечная сила корпуса и ног, пластика рук, грация и выразительность движений. Занятия хореографией задают детскому организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и манеру поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.

    Танец, как средство воспитания, имеет огромное значение. Изучение танцевальной культуры разных народов приучает детей бережно и уважительно относиться к историческим корням и обычаям любой национальности.

    Танец является любимым развлечением школьников всех возрастов во время праздников. Бытовой танец, как явление социальное, ярко и наглядно отражает процессы формирования культуры общества. Стремление к изучению танца, исполнительскому совершенствованию, художественному самовыражению влечет за собой возникновение новых форм танца, которые постепенно переходят из сферы массовой культуры в сферу художественного творчества.

    Одна из новых популярных сегодня форм танца – спортивный конкурсный бальный танец. Работа коллективов бального танца имеют большие возможности для широкого охвата школьников всех возрастов, при малом сроке их обучения, по сравнению с другими видами танцев.

    Большим стимулом в расширении хореографической работе с детьми, поднятию педагогического, художественного и культурного уровня являются смотры – конкурсы. Они имеют разные масштабы, содержание, условия, но цель одна - распространение хореографической культуры среди детей. Смотры проводятся в торжественной обстановке и должны быть хорошо организованы. Они проводятся в несколько этапов:

1. Просматриваются танцевальные коллективы ЦРТДЮ, Дворцов Культуры, школ.

2. Лучшие коллективы соревнуются в городском смотре.

3. Победители городского смотра принимают участие в областном смотре.

Это вовлекает в занятия по танцу огромное число школьников. Данное соревнование создает деловой настрой и воспитывает серьезное отношение к хореографическому искусству.

    Другой формой распространения массовой танцевальной культуры среди школьников являются концерты. Ни один концерт не обходится без танцевальных номеров. Выступление детей на сценических площадках привлекает большое количество желающих, так как само хореографическое произведение является хорошей пропагандой танцевального искусства.

    Сегодня система образования уделяет много внимания хореографическому воспитанию школьников. В организационной структуре стабильного расписания наравне с другими уроками стоят уроки ритмики и хореографии. В процессе занятий ритмикой, все школьники имеют возможность приобрести прямую осанку, пластичность движений, развивать координацию движений, внимание, память и многое другое. Только тогда, когда хореографическое воспитание школьников войдет в повседневную жизнь, только тогда исчезнет дефицит юных пар в массовых школьных праздниках.

 

 

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ.

 ЗАДАЧИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Эстетическое воспитание выступает как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного с позиций доступного его пониманию художественного идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное в природе, искусстве, жить и творить по законам красоты.

Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания стоит в одном ряду с другими видами искусства, не уступая им по выразительности и художественному воздействию. Система дополнительного образования способствует самоопределению школьников в личностной, социокультурной, профессиональной областях, включению их в различные виды творческой деятельности, формированию позитивного отношения к ценностям образования и культуры, развитию нравственных качеств и эмоциональной сферы школьников. Искусство танца близко детям и любимо ими. Они систематически посещают занятия в течении длительного времени, проявляя настойчивость. Это дает возможность проводить с детьми большую воспитательную работу, используя специфические средства искусства танца.

Хореографическое воспитание ставит перед собой задачи, решение которых подкрепляется знаниями в области хореографического искусства.

Детский хореографический коллектив может обеспечить решение воспитательных задач, так как его работа является неотъемлемой частью социальной жизни детей в современном обществе. Воспитательная и образовательная среда хореографического искусства позволяет создать систему воспитания детей. В детском хореографическом коллективе дети тратят своей свободное время, занимаясь любимым делом. Постановочная деятельность коллектива позволяет руководителю активно вести работу по воспитанию гармоничной личности ребенка, что является основной целью хореографического воспитания детей в системе дополнительного образования. В танце у ребенка выражаются такие качества как бодрость, активность, творчество. В различных по жанру танцах он выявляет свою ловкость и грацию. Бодрая оптимистическая настроенность позволяет воспитывать активных, энергичных, жизнерадостных людей. У детей развиваются такие виды памяти как зрительная, музыкальная, мышечная, вырабатывается устойчивость к жизненным невзгодам, внимательность и внимание, совершенствуется творческая активность.

Основой хореографической подготовки детей является изучение танцевальных движений, которые тренируют мышцы тела, укрепляют скелетную основу, формируя тем самым стройное прекрасное тело. Хореографические занятия ставят перед собой воспитательно-образовательные задачи:

1. Развитие познавательных интересов.

2. Усвоение определенного объема знаний.

3. Правильное физическое развитие.

4. Развитие основных двигательных качеств (сила, ловкость, выносливость, координация).

5. Воспитание нравственных качеств (смелость, ответственность, решительность, коллективизм, доброта).

6. Эстетическое развитие.

7. Формирование стремлений быть прекрасным в мыслях, делах, поступках..

Приобретая хореографические знания, умения и навыки дети формируют свое мировоззрение, воспитывают взгляды и черты характера в соответствии с развитием общества. Обучаясь на лучших танцевальных произведениях хореографического искусства, ребенок имеет возможность расширять свой кругозор, укрепляются лучшие черты характера. Знания, умения и навыки, полученные детьми в процессе занятий, реализуются на сценических площадках в фестивалях, концертах, смотрах. Когда результаты деятельности участников детского хореографического коллектива имеют успех у зрителя, тогда происходит самоутверждение и дети с большим рвением продолжают заниматься танцами. Опыт эстетического переживания при исполнении танца помнится долго и ребенку всегда хочется вновь и вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным.

Педагог хореографии, прежде всего, стремится обучить детей хореографическому искусству, научить любить и понимать его. Занятия содействуют эстетическому воспитанию детей, способствуют росту общей культуры, воспитывают эмоциональное отношение к произведениям искусства, учат анализировать художественные произведения в области хореографии, музыки, живописи, скульптуры. В результате активного знакомства с хореографией формируется художественный вкус детей, они начинают различать и воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в жизни. Знакомство с различными народными танцами рождает у детей чувство гордости за свою Родину, интерес к жизни и искусству других, народов воспитывает любовь и уважение к ним.   

Уроки хореографии позволяют ребенку развиваться физически, укреплять свое здоровье, улучшать функции опорно-двигательного аппарата, повышая уровень выносливости. Физически неразвитые дети на уроках хореографии смогут избавиться от физических недостатков: сутулости, искривления позвоночника, асимметрии лопаток, косолапости и др.

Хореографическое воспитание – это обучение хореографическому искусству, которое ставит перед собой следующие задачи:

1. овладение искусством танца;

2. освоение хореографической техники определенного жанрового направления;

3. воспитание красоты и выразительности движений;

4. освоение актерской выразительности в исполнительском мастерстве;

5. укрепление здоровья через совершенствование мышечно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы.

Таким образом, чтобы решить задачи хореографического воспитания, руководитель и педагог детского хореографического коллектива должен осуществлять свою деятельность по следующим направлениям:

·  знакомство и освоение хореографического искусства, его различных жанров и видов;

·  развитие физических и хореографических данных;

·  воспитание нравственных качеств личности посредством хореографии;

·  развитие кругозора, художественного вкуса, общей культуры;

·  укрепление здоровья.

 

 

 

 

Медицинские показатели.

Для успешного обучения хореографическому искусству необходимо хорошее физическое здоровье, а также наличие функциональных возможностей тела. Симметричные черты лица, удлиненная подвижная шея, красивая линия плеч и предплечий, удлиненная тонкая кисть и пальцы, удлиненные руки – при опущенных руках, конец среднего пальца находится на середине бедра или чуть ниже, прямой позвоночный столб с нормальными физиологическими изгибами, симметричная грудная клетка, красивая линия ног с продолговатыми мышцами. Особое внимание нужно обратить на стопу, так как это наиболее нагружаемая часть тела. Идеальным строением стопы для обучения хореографии, когда 1,2,3 пальцы равны по длине и они больше 4,5 пальцев. Стопа узкая с разворотом пальцев наружу.

Предъявляется медицинская справка от врача-терапевта о состоянии здоровья ребенка. Профессионально заниматься хореографическим искусством могут дети не имеющие тяжелых хронических заболеваний внутренних органов и психических расстройств. Но с помощью хореографического искусства, сегодня можно и нужно заниматься оздоровлением больных детей, создавая специальные группы, которые будут поправлять свое здоровье с помощью специальных индивидуальных программ обучения.

В детский хореографический коллектив сегодня принимаются все желающие. Но отбор нужен для определения хореографических возможностей и способностей детей.

План – тестирование хореографических способностей детей в ДХК.

Критерии отбора

Проверка действий

Пояснения и рекомендации

Этап. Музыкальные данные.

1.Музыкальный

слух

Исполнись песню,

громкого и тихого звучания.

Отсутствие слуха затруднит обучение хореографическому искусству.

2.Ритм

Выполнить ритмическую хлопушку руками, ногами, выполнение движения с музыкой и изменением темпа

Отсутствие ритмических способностей препятствует изучению хореографии, развитию не поддается.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Совокупность предметов, которые заключают в себе учебную информацию или выполняют тренирующие функции и предназначены для формирования у учащихся знаний, умений и навыков управления их познавательной и практической деятельностью всестороннего развития и воспитания, есть средства обучения.

    Средства обучения являются основной образовательной работой детского хореографического коллектива. Они должны быть заложены в учебно-нормативной документации, с помощью которой планируются и реализуются основные задачи хореографического воспитания детей.

Планирование работы коллектива заключается в создании и реализации учебной документации. Учебная документация включает в себя:

1. Рабочий учебный план.

2. Рабочая учебная программа.

3. Календарно-тематический план.

4. План учебного занятия.

1.Рабочий учебный план определяет параметры обучения:

-сроки обучения исходя из форм обучения,

-график учебного процесса,

-перечень, объемы и последовательность изучения дисциплин по курсам, семестрам, группам, полугодиям.

-виды учебных занятий,

-виды профессиональной, сценической практики,

-формы промежуточной аттестации,

-виды итоговой аттестации.

2.Рабочая учебная программа это методический документ, в котором в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретной дисциплине определяется содержание обучения, последовательность и наиболее целесообразные способы его усвоения обучающимися.

    Требования к разработке программ:

1. Соответствие содержанию дисциплины, базовым дидактическим единицам, приведенным в Государственном Образовательном Стандарте.

2. Современность методического содержания по перечню литературы (5 лет).

3. Профессиональная направленность дисциплины.

4. Отражение взаимосвязи изучаемой дисциплины с другими дисциплинами.

5. Соответствие целей практического освоения дисциплины общему направлению программы.

Структура программы:

1. Пояснительная записка, которая состоит из:

- целей, соотнесенных с общими целями основной общеобразовательной   программы по специальности,

     - междисциплинарная взаимосвязь,

     - задачи воспитания и обучения.

2. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий, по объемам времени.

3. Примерное содержание тематических занятий.

4. Перечень заданий, тем для контрольных, письменных работ, рефератов.

5. Примерные вопросы для собеседований, семинаров, зачетов.

6. Учебно-методическое обеспечение: основная и дополнительная литература, методические материалы и рекомендации.

3.Календарно-тематический план – это учебно-методический документ, составленный на основе рабочей программы дисциплины и график учебного процесса, в котором зафиксировано распределение учебного материала по дидактическим единицам и времени, необходимом на их изучение, наглядные пособия и требования к самостоятельным работам студентов.

    Примерная схема-структура календарно-тематического планирования.

№ недели или четверть или месяц Тема и содержание занятия Кол-во часов Вид занятия Основная и дополн. литература Самостоятельная работа уч-ся или студента Форма контроля

4. План-конспект учебного занятия – это учебно-методический документ, разработанный преподавателем на каждое занятие, для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития учеников, (план-конспект прилагается).

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕПЕРТУАРНОГО  ПЛАНА В ДЕТСКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Хореографический коллектив является одним из самых популярных и любимых среди детей. Работа детского хореографического коллектива является неотъемлемой частью социальной жизни детей в современном обществе и имеет огромное значение в воспитании гармоничной личности ребенка. Воспитательная и образовательная среда хореографического искусства позволяет создать систему внешкольного воспитания детей, которые тратят свое свободное время, занимаясь любимым делом.

Педагогический процесс в детском хореографическом коллективе строится таким образом, чтобы ученик, приобретая знания, одновременно формировал бы свое мировоззрение, воспитывая в себе взгляды и черты характера в соответствии с развивающимся обществом.

Одна из основных целей работы детского хореографического коллектива состоит в развитии хореографических способностей детей с обязательной демонстрацией их на сценической площадке. Для этого руководитель коллектива формирует танцевальный репертуар, который строится с учетом исполнительских возможностей обучаемых. Основой репертуара являются хореографические постановки, которые имеют воспитательное и образовательное направления. Формируя репертуар для каждой возрастной группы детей, руководитель обязан учитывать его воспитательное значение, так как только высоко художественные постановки репертуарного плана обладают сильным средством воздействия на зрителей и на исполнителей. Поэтому руководителю необходимо серьезно подходить к подбору танцев и составлению репертуарного плана.

При подборе постановок руководитель должен учитывать:

1. Сроки обучения

2. Возрастные особенности детей

3. Исполнительские возможности и способности детей.

Проводя подготовительную работу по формированию репертуара, руководитель должен находить такие темы, средства и формы, которые отвечали бы возможностям детского возраста и одновременно сохраняли бы жанровую направленность и стиль работы коллектива. Создание танца будет удачно только в том случае, когда присутствует интересная хореографическая лексика, а исполнители выразительно воплощают замысел и идею танца на сцене, подчиняя форму и характер танцевальных движений его содержанию. Интересным танец будет тогда, когда руководитель сочинит наиболее выигрышный для возрастной группы детей вариант.

Сочинение хореографических постановок с показом на сценической площадке должно зависеть от сроков обучения той или иной возрастной группы детей: дети первого года обучения могут разучить не более одной танцевальной постановки, на втором году обучения руководитель может запланировать еще 2-3 танца, учитывая возможности исполнителей, последующие года обучения позволяют планировать неограниченное количество танцев.

Составляя репертуарный план следует помнить, что национальность и стиль будущего танца должен соответствовать желаниям и духовному развитию детей на данный момент. Большую роль играет микроклимат в коллективе, если интересы детей в коллективе совпадают, то будет достигнуто взаимопонимание их с руководителем, а руководитель сможет умело и эмоционально заинтересовать детей в создании и воплощении своих замыслов и идей.

Грамотный руководитель и постановщик должен создавать репертуарный план на один год, два или три года. Руководитель и балетмейстер должен максимально приближать идеи и темы постановок интеллектуальному развитию исполнителей.

Репертуарный план должен включать в себя различные по форме танцы:

1. Массовые танцы (от 10 и больше);

2. Сольные танцы (1-3 человека);

3. Мелкогрупповые (4-7 чел.)

4. Смешанные и раздельные по половому признаку.

Методически правильный подбор репертуара играет большую роль в творческом росте коллектива и правильном ее развитии. Репертуарный план следует строить учитывая:

· сроки обучения, возраст и возможности исполнителей,

· заинтересованность и мнение участников коллектива в изучаемом материале,

· содержание танца,

· хореографическую лексику,

· возможность раскрытия индивидуальностей,

· актерские и эмоциональные возможности.

Репертуарный план должен строиться с учетом воспитательно-образовательных задач обучения.

Образовательные задачи:

- усвоение основного хореографического материала;

- развитие физических и хореографических данных;

- формирование и укрепление мышечной системы организма;

- развитие основных двигательных качеств (сила, ловкость, выносливость,         координация движений, быстрота реакции);

Воспитательные задачи:

- развитие познавательных интересов;

- укрепление здоровья;

- воспитание нравственных качеств (ответственность, доброта, коллективизм, взаимовыручка, решительность, воля);

- формирование эстетических идеалов;

- воспитание уважения к высоко художественным ценностям и произведениям искусства.

 

Примерная схема репертуарного плана:

Название танца Возрастная группа Тема номера  Форма танца Кол-во испол. Пол.
         

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Учебно-тренировочная работа в детском хореографическом коллективе является основным видом деятельности в приобретении хореографических знаний и навыков, в совершенствовании хореографического мастерства.

Правильная организация учебного процесса позволит руководителю добиться хорошего качества исполнения движений. Подбор изучаемого хореографического материала зависит от возрастных особенностей обучающихся, жанрового направления работы коллектива, а также от мастерства и образованности руководителя и педагога.

Весь учебно-тренировочный процесс в детском хореографическом коллективе должен быть построен так, чтобы последовательно, планомерно и систематично готовить исполнителей к выполнению поставленных перед ними художественных задач. Учебно-тренировочная работа состоит из 3 основных разделов:

1. Поурочное обучение (хореографическое занятие).

2. Репетиционная деятельность.

3. Постановочная и концертная деятельность.

1. Чтобы научиться хорошо, танцевать, необходимо упорно и систематически работать над овладением техникой танца. Для совершенствования танцевальной техники требуются постоянные тренировки на занятиях и уроках. Каждый урок или занятие включает в себя ряд специальных упражнений экзерсиса у станка. Каждое упражнение экзерсиса направлено на разогрев и развитие определенных групп мышц. Целесообразно начинать обучение с классического экзерсиса, так как классический танец является основой для любого вида танца.

    Упражнения экзерсиса у станка выполняются в строгой последовательности, исходя из закона «от простого – к сложному». Экзерсис у станка должен развивать хореографические и физические данные у детей: выворотность в стопе, колене, бедре, высокий подъем, вытянутость колена и пальцев, величину шага, гибкость корпуса, силу ног, пластичность рук, высоту прыжка и апломб.

    Каждое занятие направлено на изучение методики исполнения движений, которую желательно объяснять образно. Педагогу следует внимательно следить за востребованностью изучаемого материала, и если заметно, что новый материал усваивается плохо, то следует обратить внимание на:

- плотность занятия,

- сложность материала,

- форму подачи материала.

    2. Руководитель детского хореографического коллектива является постановщиком и репетитором одновременно. От того, как будет отрепетирован номер, будет зависеть его успех. Организация репетиции танцевального номера зависит от концертного графика коллектива. Репетиция должна проходить продуктивно с полной самоотдачей исполнителей. Поэтому руководитель и постановщик должен правильно распределять физическую нагрузку на репетиции, рационально использовать отведенное время, систематично отрабатывать все детали комбинаций и частей танца, не забывая об отдыхе исполнителей.

    Основная задача репетиционной деятельности коллектива – подготовить танцевальный номер для сценического исполнения. А для этого необходимо не только четко и качественно отработать исполнение движений, но и добиться выразительного, эмоционального исполнения. Развитие артистичности является важной частью репетиционной деятельности.

    3. Постановочная работа детского хореографического коллектива отличается от такой же работы других коллективов. Там руководители имеют дело с готовыми произведениями искусства. Руководитель хора выбирает песни, руководитель театральной студии выбирает пьесу, а руководитель хореографического коллектива сам сочиняет, ставит, отрабатывает свое хореографическое произведение, являясь его автором.

    Выбирая тему, сюжет, действие будущего хореографического произведения, руководитель, он же балетмейстер-постановщик должен учитывать круг идей и чувств, доступных детям данного возраста. Все авторские хореографические постановки обязаны удовлетворять главным требованиям:

- идейности,

- художественности,

- доступности.

    При отсутствии хотя бы одного из них, постановка не может считаться полноценной. Ведь процесс постановки танца предоставляет большие возможности для художественного, эстетического и культурного роста исполнителей.

    Постановочная деятельность воспитывает сознательное отношение к изучаемому материалу, дает прочные навыки исполнительского мастерства.

    Руководителю целесообразно равномерно задействовать всех детей в танцевальных номерах, обеспечивая тем самым стабильность работы детского хореографического коллектива. Хореографические постановки, из которых складывается репертуар детского хореографического коллектива, должны решать определенные воспитательные и образовательные задачи, которые будут развивать детей в разных направлениях, создавая гармоничную личность, будущее нашего общества.

    Отработанный хореографический номер выставляется в концертную деятельность, ради которой обучающиеся приходят учиться танцевальному искусству в детский хореографический коллектив.

    Таким образом, учебно-тренировочный процесс должен вестись систематически и планомерно, сочетая в себе разнообразные виды деятельности: обучение на занятиях, совершенствование техники танца на репетиции, развитие личного творчества при выступлениях на сценических площадках.

 

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ, ВОСПИТАТЕЛЯ И ПЕДАГОГА В ДЕТСКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

    Детский хореографический коллектив это наиболее распространенное детское объединение в школьных и внешкольных учреждениях.

    Система занятий формируется в детских хореографических коллективах на базах дворцов, домов культуры, центров детского творчества. В последние годы в систему хореографических занятий включились уроки ритмики и хореографии, которые вошли в учебные планы общеобразовательных школ, детских садов и частных заведений. В результате этого определился ряд требований, предъявляемых руководителю, воспитателю и педагогу хореографии.

    Сегодня хореографическое образование осуществляется в системе культуры и образования:

· по программам внешкольных детских учреждений (дома культуры, дома пионеров, центры детского творчества)

· по программам дошкольных детских учреждений (детские сады)

· по программам управления образования (школы, лицеи, гимназии)

· по авторским программам и разработкам других учебных заведений.

Программы основываются на многолетнем педагогическом опыте хореографов. Сегодня они оснащаются и дополняются методическими разработками и новыми частными методиками. Каждый педагог хореографии является одновременно автором программ и их исполнителем.

    Требования, предъявляемые педагогу хореографии, имеют как общие, так и частные положения, исходя из места и опыта работы. Для всех специалистов работающих с детьми необходимо наличие хореографического образования, высшего или средне-специального.

    Руководитель детского хореографического коллектива это воспитатель и организатор, который занимается не только развитием хореографических навыков и умений, но и формирует и воспитывает личность ребенка способного жить в современном обществе. Участник детского хореографического коллектива должен иметь возможность гармонически развиваться. Чтобы осуществлять такое развитие руководитель, педагог хореографии должен обладать определенным набором человеческих и педагогических качеств:

1. Обладать художественным вкусом, воспитывая детей на примерах высокохудожественных образцах хореографии.

2. Знать методику постановочной работы, владеть композиционным построением.

3. Владеть разнообразной разножанровой хореографической лексикой.

4. Быть музыкально грамотным, владеть работой с музыкальным материалом, концертмейстером, фонограммой.

5. Иметь элементарные знания в области педагогики, психологии, медицины, анатомии, истории хореографии, живописи, литературы и т.д.

Руководитель детского хореографического коллектива, владея элементарными знаниями в области других искусств и наук, сможет грамотно и правильно контролировать физическое развитие детей, не вредя здоровью, учитывать возрастные особенности детей при изложении и показе нового материала, быть интересным, ярким, образованным человеком.

    Вопрос, – каким должен быть преподаватель как личность? – всегда стоял в центре внимания. Успешность решения педагогических и воспитательных задач всецело зависит от свойств личности самого педагога. Основные умения, необходимые педагогу можно представить так:

 

1.Коммуникативность преподавателя Все формы контакта, хорошее отношение к ученикам, положительная их оценка перед лицом аудитории, отрицательная – только индивидуально.
2.Диагностические                 способности Дифференцированный подход, определение работоспособности группы, прогнозирование результатов.
3.Психолого-педагогическое, методическое планирование Определение ближайших задач, динамических групп внутри коллектива, система работы в предмете, индивидуальные приемы обучения.
4.Исследовательские способности Стремление узнать и овладеть новыми навыками, умениями, методиками с применением их на практике.
5.Организаторские способности Гностические – умение передавать знания.

 

Говоря об образе и характере современного преподавателя нельзя не отметить особое значение его внешнего вида, выражения лица, интонации, голоса, походки. Эта внешняя сторона должна быть безупречной и служить примером для ученика. Мировоззрение преподавателя является его внутренней стороной – это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В мировоззрении преподавателя отражены его нравственные качества: интеллигентность, такт, доброта, доброжелательность, открытость и т.д. С мировоззрением связан и характер преподавателя. Художник с плохим характером может нарисовать хорошую картину, композитор с плохим характером может сочинить прекрасную музыку, но преподаватель с плохим характером работать с детьми не может. Он становится обузой для своих коллег, нетерпим студентами и в конечном итоге портит жизнь самому себе.

    Обобщая оценки экспертов и студентов, современный преподаватель должен обладать следующими качествами:

1. Интеллектом выше среднего.

2. Психологической уравновешенностью.

3. Способностью обеспечить целенаправленную познавательную деятельность студентов.

4. Повышенным уровнем активности.

5. Искусством устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения со студентами и коллегами.

6. Педагогической прозорливостью.

7. Готовностью пойти на риск.

 

 

 

 

 

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМУ ИСКУССТВУ

    Танец – это совокупность выразительных и организованных движений, подчиненных общему ритму, воплощенному в завершенную художественную форму. Истоки танцевального искусства заложены в глубокой древности. До сих пор не существует единого мнения о первенстве рождения танца. Неоспоримо одно – появление танца связано с осознанием ритма в качестве сопровождения определенной последовательности телодвижений.

    Уже на первом этапе своего существования танец пытался в обобщенной форме отображать действительность, отбирать наиболее типичные ее черты, придавать им определенный образ. Первой музыкой для танцующих были звуки барабанов, шум звенящих браслетов и амулетов.

    Справедливо будет отметить, что в многочисленных кружках, ансамблях, студиях народного, классического, бального, эстрадного, современного танца занимаются сотни тысяч детей. Проводятся фестивали, конкурсы, концерты, которые демонстрируют большое количество хорошо обученных хореографическому искусству ребят.

    В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отведена искусству, в частности хореографическому. Танцевальное искусство в каждой стране с каждым годом приобретает все большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности ребенка.

    Танцевальное искусство – это массовое искусство, оно доступно всем. Десятки тысяч детей принимают участие в работе хореографических кружков, балетных студий, коллективов современного и народного танца. Благодаря систематическому образованию и воспитанию, исполнители приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогают более тонкому восприятию жизни и профессионального хореографического искусства.

    Приобщение к искусству хореографии дает возможность познакомиться с классическими балетами, с золотым фондом народной хореографии, с современной музыкой и постановками известных балетмейстеров, с источниками танцевальной культуры: самобытностью национальных танцев, красочными костюмами, образами народной поэзии, музыкально-ритмическим складом танцевальных мелодий.

    Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно развивается и тренируется мышечная сила корпуса и ног, пластика рук, грация и выразительность движений. Занятия хореографией задают детскому организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и манеру поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.

    Танец, как средство воспитания, имеет огромное значение. Изучение танцевальной культуры разных народов приучает детей бережно и уважительно относиться к историческим корням и обычаям любой национальности.

    Танец является любимым развлечением школьников всех возрастов во время праздников. Бытовой танец, как явление социальное, ярко и наглядно отражает процессы формирования культуры общества. Стремление к изучению танца, исполнительскому совершенствованию, художественному самовыражению влечет за собой возникновение новых форм танца, которые постепенно переходят из сферы массовой культуры в сферу художественного творчества.

    Одна из новых популярных сегодня форм танца – спортивный конкурсный бальный танец. Работа коллективов бального танца имеют большие возможности для широкого охвата школьников всех возрастов, при малом сроке их обучения, по сравнению с другими видами танцев.

    Большим стимулом в расширении хореографической работе с детьми, поднятию педагогического, художественного и культурного уровня являются смотры – конкурсы. Они имеют разные масштабы, содержание, условия, но цель одна - распространение хореографической культуры среди детей. Смотры проводятся в торжественной обстановке и должны быть хорошо организованы. Они проводятся в несколько этапов:

1. Просматриваются танцевальные коллективы ЦРТДЮ, Дворцов Культуры, школ.

2. Лучшие коллективы соревнуются в городском смотре.

3. Победители городского смотра принимают участие в областном смотре.

Это вовлекает в занятия по танцу огромное число школьников. Данное соревнование создает деловой настрой и воспитывает серьезное отношение к хореографическому искусству.

    Другой формой распространения массовой танцевальной культуры среди школьников являются концерты. Ни один концерт не обходится без танцевальных номеров. Выступление детей на сценических площадках привлекает большое количество желающих, так как само хореографическое произведение является хорошей пропагандой танцевального искусства.

    Сегодня система образования уделяет много внимания хореографическому воспитанию школьников. В организационной структуре стабильного расписания наравне с другими уроками стоят уроки ритмики и хореографии. В процессе занятий ритмикой, все школьники имеют возможность приобрести прямую осанку, пластичность движений, развивать координацию движений, внимание, память и многое другое. Только тогда, когда хореографическое воспитание школьников войдет в повседневную жизнь, только тогда исчезнет дефицит юных пар в массовых школьных праздниках.

 

 

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ.

 ЗАДАЧИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Эстетическое воспитание выступает как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного с позиций доступного его пониманию художественного идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное в природе, искусстве, жить и творить по законам красоты.

Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания стоит в одном ряду с другими видами искусства, не уступая им по выразительности и художественному воздействию. Система дополнительного образования способствует самоопределению школьников в личностной, социокультурной, профессиональной областях, включению их в различные виды творческой деятельности, формированию позитивного отношения к ценностям образования и культуры, развитию нравственных качеств и эмоциональной сферы школьников. Искусство танца близко детям и любимо ими. Они систематически посещают занятия в течении длительного времени, проявляя настойчивость. Это дает возможность проводить с детьми большую воспитательную работу, используя специфические средства искусства танца.

Хореографическое воспитание ставит перед собой задачи, решение которых подкрепляется знаниями в области хореографического искусства.

Детский хореографический коллектив может обеспечить решение воспитательных задач, так как его работа является неотъемлемой частью социальной жизни детей в современном обществе. Воспитательная и образовательная среда хореографического искусства позволяет создать систему воспитания детей. В детском хореографическом коллективе дети тратят своей свободное время, занимаясь любимым делом. Постановочная деятельность коллектива позволяет руководителю активно вести работу по воспитанию гармоничной личности ребенка, что является основной целью хореографического воспитания детей в системе дополнительного образования. В танце у ребенка выражаются такие качества как бодрость, активность, творчество. В различных по жанру танцах он выявляет свою ловкость и грацию. Бодрая оптимистическая настроенность позволяет воспитывать активных, энергичных, жизнерадостных людей. У детей развиваются такие виды памяти как зрительная, музыкальная, мышечная, вырабатывается устойчивость к жизненным невзгодам, внимательность и внимание, совершенствуется творческая активность.

Основой хореографической подготовки детей является изучение танцевальных движений, которые тренируют мышцы тела, укрепляют скелетную основу, формируя тем самым стройное прекрасное тело. Хореографические занятия ставят перед собой воспитательно-образовательные задачи:

1. Развитие познавательных интересов.

2. Усвоение определенного объема знаний.

3. Правильное физическое развитие.

4. Развитие основных двигательных качеств (сила, ловкость, выносливость, координация).

5. Воспитание нравственных качеств (смелость, ответственность, решительность, коллективизм, доброта).

6. Эстетическое развитие.

7. Формирование стремлений быть прекрасным в мыслях, делах, поступках..

Приобретая хореографические знания, умения и навыки дети формируют свое мировоззрение, воспитывают взгляды и черты характера в соответствии с развитием общества. Обучаясь на лучших танцевальных произведениях хореографического искусства, ребенок имеет возможность расширять свой кругозор, укрепляются лучшие черты характера. Знания, умения и навыки, полученные детьми в процессе занятий, реализуются на сценических площадках в фестивалях, концертах, смотрах. Когда результаты деятельности участников детского хореографического коллектива имеют успех у зрителя, тогда происходит самоутверждение и дети с большим рвением продолжают заниматься танцами. Опыт эстетического переживания при исполнении танца помнится долго и ребенку всегда хочется вновь и вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным.

Педагог хореографии, прежде всего, стремится обучить детей хореографическому искусству, научить любить и понимать его. Занятия содействуют эстетическому воспитанию детей, способствуют росту общей культуры, воспитывают эмоциональное отношение к произведениям искусства, учат анализировать художественные произведения в области хореографии, музыки, живописи, скульптуры. В результате активного знакомства с хореографией формируется художественный вкус детей, они начинают различать и воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в жизни. Знакомство с различными народными танцами рождает у детей чувство гордости за свою Родину, интерес к жизни и искусству других, народов воспитывает любовь и уважение к ним.   

Уроки хореографии позволяют ребенку развиваться физически, укреплять свое здоровье, улучшать функции опорно-двигательного аппарата, повышая уровень выносливости. Физически неразвитые дети на уроках хореографии смогут избавиться от физических недостатков: сутулости, искривления позвоночника, асимметрии лопаток, косолапости и др.

Хореографическое воспитание – это обучение хореографическому искусству, которое ставит перед собой следующие задачи:

1. овладение искусством танца;

2. освоение хореографической техники определенного жанрового направления;

3. воспитание красоты и выразительности движений;

4. освоение актерской выразительности в исполнительском мастерстве;

5. укрепление здоровья через совершенствование мышечно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы.

Таким образом, чтобы решить задачи хореографического воспитания, руководитель и педагог детского хореографического коллектива должен осуществлять свою деятельность по следующим направлениям:

·  знакомство и освоение хореографического искусства, его различных жанров и видов;

·  развитие физических и хореографических данных;

·  воспитание нравственных качеств личности посредством хореографии;

·  развитие кругозора, художественного вкуса, общей культуры;

·  укрепление здоровья.

 

 

 

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 306.