I. Под Ц. в Библии подразумеваются цельность характера и чистота движущих мотивов, искренность помыслов и чувств, а в более узком смысле - основанное на этом ограничение плотских влечений, прежде всего в половой жизни. ВЗ, говоря об этом (Быт 39:7-12; Лев 20:10-23; Иов 31:1), нигде не употребляет слово "Ц.", а говорит лишь о чистоте (Пс 50:12). Слова "целомудрие" и "целомудренный" появились только в НЗ как перевод различных греч. слов.
II. Греч. слова гагнос, гагнотэс, гагнидзо и гагнейа означают прежде всего нравств. чистоту, честность и непорочность (2Кор 6:6; Флп 4:8; 1Тим 4:12; 5:2,22; Тит 2:5; 1Пет 1:22; 3:2; 1Ин 3:3; Иак 3:17; 4:8). Вместе с тем слово гагнидзо может означать и культовую чистоту в ее ветхозаветном понимании (Ин 11:55; Деян 21:24,26; 24:18).
III. В противоположность греч. философии (в русле к-рой в новозаветную эпоху зародился гностицизм; см. Кол 2:21-23), рассматривавшей тело как тюрьму для души и любовное влечение как порок, Библия свидет-вует о том, что в плотской любви открываются мудрость и сила Творца (Иов 10:8; Пс 138:14), и человек должен принимать ее с благодарностью (Еккл 9:9; 1Тим 4:3-5). Правда, он должен и здесь подчиняться Божьему слову и Его заповедям. Рядом с дарованным во Христе спасением больше нет места для аскезы, имеющей целью оправдаться собств. заслугами (Гал 5:4).
Целцах
Целцах, город на границе удела Вениамина, вблизи гробницы Рахили (1Цар 10:2), т.е., согл. Быт 35:19, на пути в Вифлеем. Его точное местонахождение неизвестно.
Цемараим
Цемараим, город в уделе Вениамина (Нав 18:22), а также гора вблизи этого города (2Пар 13:4); у этой горы иуд. царь Авия нанес поражение израил. царю Иеровоаму I. Город Ц. упоминается в списке Шешонка (библ. Сусакима) (см. карту на стр. 960); место, где он стоял, находится рядом с Рас-эс-Цемарой, на горе, между Тайибой (-> Ефрон (2); ср. 2Пар 13:19) и Раммуном, прим. в 20 км сев.-вост. Иерусалима.
Цемареи
Цемареи, хананейское племя (Быт 10:18; 1Пар 1:16), вероятно, жители Симирры, или Симиры, находившейся в том месте среди-земноморского побережья юж. Арвада, где теперь лежат развалины Сумры (см. карту на стр. 1019). Этот город упомянут в егип. и ассир. надписях, а также в письмах из архива Телль-Амарны.
Цена крови
Цена крови, деньги, полученные за преступление (Мф 27:6). После вынесения Иисусу смертного приговора Иуда бросил в храме сребреники, полученные им за предат-во. Но т.к. эти деньги были "ценою крови", их не стали класть в храмовую сокровищницу, а купили на них землю горшечника (-> Акелдама), чтобы хоронить в ней чужеземцев.
Цена пса
Цена пса, плата, к-рую получал мужчина, занимавшийся культовой проституцией [евр. кадеш]. Мальчиков и юношей, к-рые во славу языч. идолов отдавались другим мужчинам (ср. Быт 19:5; Рим 1:27), называли "псами". Проституция процветала у хананеев, в капищах богини -> Астарты. Получаемую "псами" плату запрещалось приносить в дом Господень (Втор 23:18). -> Блудница -> Малакия.
Ценан
Ценан -> Цаан.
Цепочка
Цепочка -> Цепь, цепочка, оковы, узы.
Цепь, цепочка, оковы, узы
I. Медные Ц. были частью оков, к-рые надевали на ноги пленным или преступникам (Суд 16:21; 4Цар 25:7; 2Пар 33:11; 36:6). Ц. соединяла кольца, к-рые надевали заключенному выше щиколоток, так что арестант мог делать только короткие шаги. В Библии упоминаются также Ц. на руках узников (Иер 40:4; Деян 12:6 и след.); они же, вероятно, под-разумеваются и в Деян 21:33; Еф 6:20; 2Тим 1:16. Ц. сковывали одержимых бесами или безумных (Мк 5:3 и след.; Лк 8:29; ср. Дан 4:20). В Иез 19:4 под Ц. подразумеваются кольца в носу или в губе, за к-рые -> пленных вели на поводу.
II. Цепочки как украшения. -> Украшение (II,6-8).
III. Золотые цепочки служили украшением -> наперсника -> первосвященника (Исх 28:22 и след.); они были "выделаны" на стенах "дома Господня" (2Пар 3:5); цепочками были также украшены Святое Святых и медные колонны (ст. 16; ср. -> Иахин, 4). В Ис 40:19 упомянуты серебряные цепочки идолов.
Цер
Цер, укреп. город в уделе Неффалима (Нав 19:35), находившийся между Циддимом и Хамафом. Его точное местонахождение неизвестно.
Цереда
Цереда -> Цареда.
Цереф
Цереф [евр. Церет], сын Ахшура из колена Иуды и его жены Хелы (1Пар 4:7).
Цереф-Шахар
Цереф-Шахар, город в уделе Рувима "на горе Емек", т.е. над долиной (Нав 13:19). Исследователь Музиль предполагает, что Ц.-Ш. лежал на месте развалин Эз-Зара, располож. на холме на вост. берегу Мертвого моря, прим. в 5 км юж. впадения Вади-Зарка-Маина и в 6 км сев.-зап. Махера.
Цери
Цери ("мастичный бальзам"), сын Идуфуна (1Пар 25:3), в ст. 11 назв. Ицрием.
Церковь, собрание, община
Церковь, собрание, община.
I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
1) в ВЗ для обозначения общины употребляются два слова - эда, к-рое обозначает израил. народ в целом, т.е. мужчин, женщин и детей, и кахал, под к-рым подразумевается избранный Богом народ Израиля, т.е. религ. община. В реальности все это было взаимосвязано и имело общее начало; 2) ветхозаветная община состояла из потомков Авраама. Местом обществ. богослужения сначала явл. -> скиния, а позднее, со времен Соломона, - храм. О принадлежности к Израилю свидет-вовало знамение завета -> обрезание. Тот, кто хотел вступить в общину богоизбр. народа, должен был, если для этого не существовало иных ограничений (Втор 23:2 и след.), подвергнуться обрезанию (Исх 12:48). -> Гражданство.
II. В НОВОМ ЗАВЕТЕ
1) греч. слово экклесиа означает собрание членов общины, обладающих правом голоса. В Септуагинте этим словом часто обозначается ветхозаветная община в значении "народ Божий" (кахал); 2) в НЗ под словом экклесиа в первую очередь подразумевается Ц., т.е. сообщество людей (Деян 2:47; 1Кор 15:9; Кол 1:18,24), к-рые признают и исповедуют Иисуса Христа Сыном Божьим и Человеческим и, значит, - своим Спасителем и Господом (Мф 16:16 и след.; 1Кор 1:2); Ц. - это община "святых и верных во Иисусе Христе" (Еф 1:1). Члены этой общины регулярно встречаются для совершения богослужений и поддерживают общение в повседневной жизни (Деян 2:44-47). Для того чтобы быть принятым в общину, необходимо пройти обряд -> крещения (Деян 2:41); 3) вначале первая христ. община в Иерусалиме была тесно связана с иуд. общиной. Но после побиения камнями Стефана и гонений на Иерусалимскую Ц. (Деян 8 и след.) обе общины разделились, и за пределами Иерусалима ученики объединялись в группы, к-рые организовывали и утверждали самостоятельные Ц. (Деян 15:41; Рим 16:4 и след.). Словом "Ц." стали также обозначать всех верующих, живущих "по всей Иудее, Галилее и Самарии" (Деян 9:31) и во всем мире. Вселенская Ц. и отдельные поместные Ц. считаются "телом Иисуса Христа"; ее членами являются отдельные верующие, а главой - Сам Христос (1Кор 12:12; Еф 1:22 и след.); 4) Ц. росла и растет благодаря деят-сти апостолов и евангелистов (1Кор 12:28; Еф 4:11; 2Тим 4:5). Руководят Ц. -> пресвитеры (Деян 14:23), к-рые также называются -> епископами (блю-стителями) и -> пастырями (Деян 20:17,28; 1Тим 5:17). Наряду с ними упоминаются диаконы (Флп 1:1; 1Тим 3:8; -> Служитель). Женщины также бывали диакониссами церквей (Рим 16:1). Особые обязанности в общине возлагались на вдов (1Тим 5:9 и след.). Мужчины и женщины, наделенные даром -> про-рочества, состояли в Ц. пророками и пророчицами (Деян 11:27; 21:9 и след.; 1Кор 11:4 и след.). Из других -> даров Св. Духа, используемых на благо Ц., следует отметить силу ис-целения, чудотворение и др. (1Кор 12:7-10). -> Должность; 5) в своих богослужениях первые Ц. во многом опирались на опыт синагог. К чтению Писания (т.е. ВЗ) прибавилось публичное чтение апостольских посланий (Кол 4:16; 1Фес 5:27). Упоминаются такие элементы богослужения, как проповедь (Деян 20:7), молитва (Деян 4:23 и след.; 1Кор 14:15) и пост (Деян 13:2 и след.), песнопения (Еф 5:19), возложение рук (Деян 6:6; 1Тим 4:14), пророчество, хлебопреломление (Деян 2:46; 1Кор 11:20-34), крещение и сбор пожертво-ваний (1Кор 16:1 и след.). Об устройстве Ц. -> Должность (II,A) -> Деяния апостолов (III); 6) сбор пожертвований в пользу Иерусалимской Ц., проводившийся в основанных ап. Павлом Ц. (1Кор 16:3), свидет-вует о том, что, несмотря на независимость отдельных Ц., все они были "едины" между собой (Ин 17:21). Это позволило преодолеть даже весьма острые противоречия между иудеохристианами и обращенными язычниками. -> Апостольский собор.
Церон
Церон [евр. Церор, "мешочек" или "камешек"], вениамитянин, предок Саула (1Цар 9:1).
Церуа
Церуа ["страдающая кожным заболеванием" (вероятно, прокаженная)], мать израил. царя Иеровоама I (3Цар 11:26), жена Навата.
Цефания (Софония)
Цефания (Софония) [евр. Цефанья и Цефаньяху, "Господь укрыл"]: 1) левит, потомок Каафа (1Пар 6:36); 2) пророк, сын Хусия и потомок Езекии (Соф 1:1); -> Книга пророка Софонии; 3) сын Маасеи (Иер 21:1), священник в Иерусалиме, к-рый по своему чину занимал место непосредств. за первосвященником (4Цар 25:18). Лжепророк Шемаия, живший в изгнании, донес на Иеремию Ц., но тот сообщил об этом обвиненному пророку и не применял против него никаких мер (Иер 29:24-32). Седекия послал Ц. вместе с другими к Иеремии с просьбой, чтобы тот вопросил Господа о царе и за него (Иер 21:1; 37:3). После завоевания Иерусалима С. был казнен в Ривле (4Цар 25:18-21; Иер 52:24-27); 4) отец Иосии, живший во времена пр. Захарии (Зах 6:10,14).
Цефата
Цефата, долина у Мареши (2Пар 14:10), возм., Вади-Сафит (новоевр. Гуврин). Ц. начинается сев.-вост. Мареши и простирается через Бет-Джибрин на северо-запад. Предполагают, что евр. слово цефата - это искаж. в результате ошибки переписчика цефона ("северная") и должно переводиться, как это и сделано в Септуагинте, "в долине севернее Мареши".
Цефаф
Цефаф, прежнее название -> Хормы (Суд 1:17).
Цефо
Цефо, сын Елифаза, правнук Исава, эдомский старейшина (Быт 36:11,15; 1Пар 1:36).
Цефон
Цефон -> Цифион (Цефон).
Цивеон
Цивеон [евр. Цивон, возм., "гиена"], дед Оливемы, жены Исава, -> евей (Быт 36:2,14), а также один из старейшин у -> хорреев (Быт 36:20,24,29; 1Пар 1:38,40). Возм., речь здесь идет об одном и том же лице; ср. -> Ана.
Цивья
Цивья ("газель"), жена царя Иудеи Охозии и мать царя Иоаса. Ц. была родом из Вирсавии (4Цар 12:1).
Цигор
Цигор (от евр. "быть ничтожным"), селение в Иудейских горах (Нав 15:54), ныне Са-ир, или Сиир, в 7,5 км сев.-вост. Хеврона. -> Цаир.
Циддим
Циддим, укреп. город в уделе Неффалима (Нав 19:35). Талмуд называет этот город "Кефар-Хаттья", поэтому ученые полагают, что он находился на месте Хаттина (новоевр. Кафар-Цейтим), прим. в 15 км сев. горы Хаттин (новоевр. Карней-Хиттим) и прим. в 8 км сев.-зап. Тивериады.
Циклаг (Секелаг)
Циклаг (Секелаг), город в пустыне Негев (Нав 15:31), доставшийся в удел колену Симеона (Нав 19:5; 1Пар 4:30). Позднее этот город принадлежал филистимлянам. Гефский царь Анхус отдал Ц. Давиду (1Цар 27:6; 1Пар 12:1), и с тех пор город находился во владении царей Иуды. Когда Давид сопровождал Анхуса в походе против Саула, Ц. был разрушен амаликитянами (1Цар 30:1). Через несколько дней Давид получил здесь известие о смерти Саула (2Цар 1:1; 4:10). После возвращения евреев из вавил. плена город был вновь заселен (Неем 11:28). Возм., Ц. - это совр. Телль-эль-Хувелифе (новоевр. Тель-Циклаг), в 16 км сев. Беэр-Шевы (см. карту на стр. 216).
Цилла
Цилла ["тень (т.е. защита Божья)"], одна из жен Ламеха, мать Тувалкаина и Ноемы (Быт 4:19,22 и след.).
Цилльфай
Цилльфай -> Цилфай.
Цилфай (Цилльфай)
Цилфай (Цилльфай) [евр. Циллетай, кр. ф-ма от Бецалела]: 1) вениамитянин, сын Шимея (1Пар 8:20); 2) израильтянин из колена Манассии, к-рый пришел к Давиду в Секелаг (1Пар 12:21).
Цин (Син)
Цин (Син), пустыня на границе с Эдомом, на западе земли обетованной (Чис 13:22; 34:3; Нав 15:1). Она простирается между Акравимом и Кадес-Варни (Чис 34:4; Нав 15:3), Кадес находился на ее тер. (Чис 20:1; 33:36; 34:4; Втор 32:51). Очевидно, пустыня Ц. - это часть пустыни -> Фаран.
Цитра
Цитра -> Музыкальные инструменты (III).
Цифион (Цефон)
Цифион (Цефон) [евр. Цифйон, возм., "нести вахту" или "разведовать"], сын Гада, родоначальник одного из родов колена Гада (Быт 46:16; Чис 26:15).
Цифрон
Цифрон [евр. Зифрон], город на сев. границе Ханаана (Чис 34:9). -> Сепарваим.
Циха:
Циха: 1) -> нефиней, потомки к-рого возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:43; Неем 7:46); 2) начальник над нефинеями в Офеле во времена Неемии (Неем 11:21).
Циц
Циц ("цветок"), перевал, через к-рый объедин. силы аммонитян, моавитян и маонитян наступали на израильтян со стороны Енгедди в направлении Фекои и пустыни Фекойской (2Пар 20:2,16,20). Ц. чаще всего отождествляют с долиной Вади-Хазаза, к-рая начинается от побережья Мертвого моря, прим. в 10 км сев. совр. Эйн-Геди, и тянется к Иудейским горам.
Цоан
Цоан, древний город в Египте. Его егип. обозначение днт точно соответствует евр. названию цоан; греч. имя этого города - Танис; ныне это местечко Сан-эль-Хагар-эль-Киблия вблизи озера Манзала, в сев. части дельты Нила. Замечание в Чис 13:23 о том, что Хеврон был построен на семь лет раньше егип. Ц., могло бы свидет-вовать о возрождении Ц. в период Среднего царства (прим. в 2000-1800 гг. до Р.Х.) или в царствование гиксосов в XVI в. до Р.Х., сев. столицей к-рых, возм., был Ц. В Пс 77:12,43 упоминается "поле Цоан" [евр. седе цоан] как место чудес, совершавшихся при исходе из Египта. С 1100 г. до Р.Х. и прим. до 660 г. до Р.Х., во время правления XXI-XXIII династий, Ц. фактич. был столицей Египта, а затем сев. форпостом XXV (эфиопской) династии. Это стало причиной возвышения Ц. как резиденции князей, советников фараона (Ис 19:11,13; 30:4). Он был упомянут среди величайших егип. городов в пророчестве Иезекииля (30:14). -> Исход (V,1); см. также карту на стр. 282. -> Хеврон (1).
Цоар
Цоар (в др.-евр. оригинале Мицар, "маленький"), гора в Северной Палестине (Пс 41:7). Исследователи предполагают, что это одна из гор Телль-эль-Ахмара, находящихся в 7,5 км юго-вост. Баниас; на ее сев.-зап. склоне расположен город Цоара.
Цоба
Цоба -> Сова (Цоба, Сува, Цован).
Цован
Цован -> Сова (Цоба, Сува, Цован).
Цовев
Цовев [евр. Цовева], сын Коца из колена Иуды (1Пар 4:8).
Цора
Цора, город на границе уделов Иуды и Дана (Нав 15:33; 19:41), родина Самсона (Суд 13:2,25; 16:31), совр. Тель-Цора, в 3 км сев.-вост. Бет-Шемеша.
Цофах
Цофах ("пузатый кувшин"), сын Гелема из колена Асира (1Пар 7:35 и след.).
Цохар
Цохар (возм., "красновато-белый"): 1) хетт (-> Хеттеи), отец Ефрона (Быт 23:8; 25:9); 2) сын Симеона (Быт 46:10), называемый также Зарой (-> Зерах, 3) (Чис 26:13); 3) (от др.-евр. "светлый", "яркий"), сын Ахшура из колена Иуды и его жены Хелы (1Пар 4:7).
Цуар
Цуар (от евр. "быть ничтожным"), отец Нафанаила, главы колена Иссахара во время -> странствования евреев в пустыне (Чис 1:8; 2:5; 7:18,23; 10:15).
Цур
Цур ("скала"): 1) мадиамский царь, вассал или союзник царя аморреев Сигона из Есевона, отец -> Хазвы. Ц. был убит в сражении израильтян с мадианитянами (Чис 25:15,18; 31:8; Нав 13:21); 2) вениамитянин, сын Иеила из Гаваона (1Пар 8:30; 9:36).
Цур-Орив
Цур-Орив ("скала ворона"), скала, на к-рой был убит Орив (Суд 7:25; Ис 10:26). Известно, что она расположена зап. р. Иордан, но более точно ее местоположение не определено.
Цуриил
Цуриил [евр. Цуриэл, "Бог - (моя) скала"], левит, сын Авихаила, глава родов Мерари во время -> странствования в пустыне (Чис 3:35).
Цуришаддай
Цуришаддай ["(моя) скала - Всемогущий"], отец Шелумиила, главы колена Симеона (Чис 1:6; 2:12; 7:36,41; 10:19).
Цуф
Цуф (возм., "сочащийся мед", "патока"): 1) левит, предок Самуила (1Цар 1:1; 1Пар 6:35); 2) земля Ц.; здесь находился город, в котором жил Самуил (1Цар 9:5,6; ср. 7:17), -> Рама (1) или Рамафаим-Цофим (1Цар 1:1).
Чада
Чада -> Дети, сыновья, младенцы, чада.
Чайка
Чайка. Евр. слово шахаф обозначает птицу, возм., из семейства чаек, к-рую не разрешалось употреблять в пищу как нечистую (Лев 11:16; Втор 14:15). Ч. различных видов прилетают зимовать в Палестину; среди них наиб. распространены Ч. обыкновенная, или озерная (Larus ridibundus), морская Ч. (L. fus- cus) и сизая Ч. (L. canus). Иногда слово шахаф, по аналогии с араб., переводят как "летучая мышь".
Дата: 2019-05-28, просмотров: 227.