Хлеб предложения, стол для хлебов предложения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Хлеб предложения, стол для хлебов предложения (досл. "хлеб перед лицом").

 

I. Х.П. - это 12 хлебов, улож. в два ряда, по 6 в ряд, на особом столе в святилище вместе с ливаном (ладаном) (Лев 24:6 и след.). Число 12 соответствовало 12 коленам Израиля. Х.П. пекли левиты. Каждую субботу хлебы от предыдущего приношения заменяли свежими, а прежние ели священники в святилище (Исх 25:30; Лев 24:5,9). Согл. 1Пар 9:32, левиты из рода -> Каафа должны были надзирать за Х.П. и отвечать за их изготовление (см. 1Пар 23:29; 2Пар 13:11). Священник из Номвы отдал Х.П. Давиду, когда тот спасался бегством от Саула (1Цар 21:4 и след.). Об этом Иисус напомнил фарисеям, когда порицал их закоснелое законничество (Мф 12:1-4).

 

II: 1) стол для Х.П. стоял в -> скинии, на сев. стороне, в помещении, называемом Святое, напротив светильника (Исх 40:22). Он был дл. в 2 локтя, шир. в 1 локоть и выс. в 1,5 локтя. Стол был изготовлен из дерева -> ситтим и покрыт пластинами из чистого золота. Его край был обнесен золотым венцом. Стол окружали стенки шириной в ладонь, предположит. на середине высоты или внизу, вокруг ножек стола. В углах стола, у ножек, были укреплены золотые кольца, через к-рые продевались позолоч. шесты из дерева ситтим. Ког-да стол несли, его держали за эти шесты (Исх 25:23-30). Во время -> странствования в пустыне левиты должны были нести стол Х.П., соблюдая точные предписания (Чис 4:7 и след.);

 

2) в то время как в 3Цар 7:48; 2Пар 29:18 говорится только об одном столе для Х.П., в 1Пар 28:16; 2Пар 4:19, где речь идет о -> храме Соломона, упоминается несколько таких столов, очевидно десять (ст. 8), в соотв. с десятью светильниками (ст. 7). Но, видимо, лишь один из них служил для Х.П. Во втором храме стол для Х.П. был изготовлен заново во время восстания Маккавеев (1 Мак 4:49), после того как первый стол исчез при разграблении, учин. Антиохом Эпифаном (1 Мак 1:23). Стол Х.П. из Иродова храма был привезен Титом в Рим, его изображение поместили на триумф. арке Тита; 3) к принад-лежностям стола для Х.П. относились след. предметы: -> блюда, на к-рых, видимо, подавали хлебы, кадильницы (-> Сковорода) для воскурения -> ливана, винные чаши и кружки для совершения жертвы возлияния (Исх 25:29; Чис 4:7).

 

Хлебная ржавчина (ржа)

Хлебная ржавчина (ржа), болезнь, поражающая зеленые злаки, вызывается грибками, споры которых покрывают колосья черным, коричневым или красноватым нале-том. На пораженных ржавчиной колосьях зерна не развиваются. Во Втор 28:22; 3Цар 8:37; 2Пар 6:28; Ам 4:9; Агг 2:17 хлебная ржавчина названа Божьей карой.

 

Хлебное приношение

Хлебное приношение -> Жертва.

 

Хлебодар, хлебопек

Хлебодар, хлебопек -> Хлеб.

 

Хлев

Хлев -> Животноводство.

 

Хлоя

Хлоя ["зеленая (трава)"]. От "Хлоиных (домашних)" Павел узнал о спорах внутри общины в Коринфе (1Кор 1:11). Эти "Хлоины" были, вероятно, рабами или вольноотпущенниками, а Х. - неизвестная женщина, к-рая могла жить в Эфесе (где Павлом было написано Первое послание к Коринфянам, см. 16:8) или в Коринфе; неясно, была ли она христианкой.

 

Хова

Хова, город "по левую сторону" (т.е. к северу) от Дамаска (Быт 14:15). Прим. в 80 км от Дамаска было обнаружено место с источником, к-рый и поныне называется Х. В док-тах из архива Телль-Амарны также упоминается некая местность с названием Убе, к-рую ученые отождествляют с Х.

 

Ховав

Ховав (от евр. "быть хитрым" или "любить"), мадианитянин, сын Рагуила, брат Сепфоры и родственник Моисея (Чис 10:29). По просьбе Моисея, Х. сопровождал израильтян в качестве проводника во время их странст-вования по пустыне. В Ханаане Х. со своим семейством поселился в уделе колена Иуды, к югу от Арада; его потомки, -> кенеяне, оставались там вплоть до времен Саула и Давида (Суд 1:16; 4:11; 1Цар 15:6; 27:10; 30:29).

 

Ховаия

Ховаия -> Хабайя (Ховаия).

 

Ховар

Ховар [вавил. нару кабару], большой канал в Вавилонии, на берегах к-рого поселились иуд. переселенцы (Иез 1:1; 3:15). Предположит. речь идет о судоходном естеств. протоке Евфрата вблизи Вавилона, совр. Шатт-эн-Ниле.

 

Хогла

Хогла ("куропатка"), дочь -> Салпаада из колена Манассии (Чис 26:33; 27:1; 36:11; Нав 17:3).

 

Ходатай

Ходатай, один из возм. переводов греч. слова параклетос "помощник", "защитник, выступающий в суде на стороне истца или ответчика". В Ин 14:16,26; 15:26; 16:7 это слово переводится как "утешитель". Согл. 1Ин 2:1, Иисус Христос ходатайствует за нас перед Своим небесным Отцом. -> Посредник.

 

Ходатайство

Ходатайство -> Молитва.

 

Ходеша

Ходеша [евр. Ходеш, "новая луна"], жена вениамитянина Шегараима (1Пар 8:9).

 

Ходить

I: 1) в ВЗ слово "Х." употребляется только в прямом значении (Быт 17:1; Ис 40:31). В НЗ оно становится синонимом глагола "жить" (Ин 8:12; 2Кор 5:7; Флп 1:27; Кол 3:7); 2) поскольку Библия рассматривает всю человеч. жизнь как продвижение вперед в определ. направлении, это слово становится часто употребляемым библ. обозначением общего поведения человека на его жизнен. -> пути. Глубокий взгляд на жизнь, присущий Библии, показывает, что люди не пребывают в покое, а постоянно находятся в движении и к чему-либо стремятся. "Хождение" является одним из основных понятий библ. этики; 3) силы, которые влияют на "хождение" человека, мо-гут быть судьбоносными; человек может ходить в страхе или во тьме (Пс 137:7; Ис 50:10; 59:9; Иез 28:14). Но и в этих местах Свящ. Писания речь не идет о "роке" в др.-греч. или совр. понимании. Здесь говорится об определ. с т.зр. нравственности силах, к-рые в общем виде могут быть определены словами "свет" и "тьма" (Ис 2:5; 9:1; Ин 8:12; 1Ин 1:6 и след.; Откр 21:24). Конкретно о них может говориться как об "истине", "любви", "правде" (3Цар 3:6; Пс 25:3; Ис 33:15; 38:3) или как о "нечистоте", "злой похоти" и "любостяжании" (ср. Кол 3:5-7). И там, где люди ходят в ожесточении своих сердец (Иер 23:17; ср. Втор 29:18; Иер 3:17; 18:12), они на деле подчинены силам зла.

 

II: 1) просветл. ясность приходит в жизнь человека, как только ему открывается живой Бог. С этого времени вся этика может быть выражена с помощью слов "ходить пред Богом" (Быт 17:1; 24:40) или "достойно Бога" (Флп 1:27, в Синод. пер. - "живите достойно благовествования Христова"). Люди, знающие Бога, могут попросить Его указать им путь, по к-рому они должны идти (Исх 18:20; Пс 31:8; 85:11; Иер 6:16). Для народа Израиля это "хождение пред Богом" было воплощено в -> Законе. Поэтому ВЗ говорит: "Ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь" (Втор 5:33; Иер 7:23), или "соблюдайте заповеди Божии" (Исх 16:4; Лев 18:4; 26:3; 3Цар 6:12; 8:61; Неем 10:30; Иер 32;23; Иез 36:27; Зах 3:7), или "ходите Его путями" (3Цар 11:38; 4Цар 21:22; Пс 118:3; Иер 7:23); 2) в НЗ также присутствуют определ. указания о праведном хождении пред Богом (Еф 2:10; 1Пет 1:15). Необходимо знать, что если источник неправедной жизни содержится в плотском существе человека, то источник и сила новой жизни пред Богом - это не собств. (изнач. тщетные) усилия человека, подчин. Закону, а его исполненность Св. Духом. "Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем", "если мы живем духом, то по духу и поступать должны" - таковы основные новозаветные нормы (2Кор 10:2-4; Гал 5:25). Вместе с тем это "хождение", т.е. жизнь во Христе (Кол 2:6; 1Ин 2:6; ср. также Рим 13:14; Еф 4:22-24), - это и совершение дел, к-рые Бог предназначил исполнять верующим (Еф 2:10); 3) чтобы люди могли праведно ходить пред Богом, им даны примеры, к-рые более наглядно, чем теоретич. выкладки, демонстрируют праведную жизнь, являясь одноврем. помощью верующим (3Цар 3:3; 4Цар 22:2; 2Пар 11:17; 1Тим 4:12). Самым высоким примером является Сам Иисус (1Ин 2:6); 4) сущ. "хождение" подводит итог всему сказ. Сколь разными не казались бы отдельные дела человека, его жизнь в конечном итоге становится либо "злым, суетным, нечестивым и безбожным" (Иер 23:22; 44:22; 1Пет 1:18; Иуд 15), либо "святым, целомудренным, добрым, божест-венным" хождением пред Богом (1Пет 1:15; 3:16; 2Пет 3:11; Иак 3:13).

 

Хозева

Хозева (от евр. "лгать", "обманывать"), город в уделе Иуды, в местности Шефела (1Пар 4:22), предположит. тождествен Хезиву (Быт 38:5) и Ахзиву (Нав 15:44); возм., это совр. Хирбет-Кувейциба, находящийся в 10 км сев.-вост. Хеврона.

 

Холм Божий

Холм Божий -> Гива (5).

 

Холм обрезания

Холм обрезания [евр. Аралот, "крайние плоти"]. В Нав 5:3 Х.О. назван холм вблизи того места, где израильтяне впервые расположились станом после того, как перешли че-рез р. Иордан (-> Галгал). Здесь Иисус Навин приказал подвергнуть обрезанию всех молодых израильтян, родившихся во время странствования в пустыне.

 

Холм Финееса

Холм Финееса -> Гива (4).

 

Холон

Холон, город в уделе Иуды, переданный священникам (Нав 15:51; 21:15). В 1Пар 6:58, вероятно, в результате ошибки переписчика он назван Хиленом. Предположит. - это совр. Хирбет-Алин, в 2,5 км сев.-вост. Адоллама. См. карту на стр. 526.

 

Хонания

Хонания [евр. Конаньяху, "Господь укрепил, дал силы"]: 1) левит, к-рый во времена Езекии был ответственным за приношения, десятины и пожертвования (2Пар 31:12 и след.); 2) один из начальников левитов во вре-мена Иосии (2Пар 35:9).

 

Хор-Агидгад (Гудгод)

Хор-Агидгад (Гудгод), место, где израильтяне располагались станом во время -> странствования в пустыне (Чис 33:32 и след.; Втор 10:7). Его местонахождение неизвестно, хотя упоминаемые в Библии названия местностей позволяют предположить, что речь идет о горных районах зап. Аравы. См. карту на стр. 706.

 

Хоразин

Хоразин, город, к-рому Иисус высказал Свой укор, ибо его жители не покаялись, видя чудеса, совершенные Им (Мф 11:21; Лк 10:13). Согл. Ономастикону (списку геогр. названий) Евсевия Кесарийского, Х. был заброшенной деревней в двух стадиях от Капернаума. Сегодня это Хирбет-Керазе, в 3 км сев. Капернаума - это развалины среди пустынного ландшафта. Руины свидет. о том, что некогда здесь был большой город с роскошной синагогой (см. цвет. вклейку 17). Среди обретенных здесь находок - каменное почетное сиденье из синагоги, т.наз. "Моисеево седалище" (Мф 23:2), и столб, очевидно, предназнач. для ларца, в к-ром хранилась Тора.

 

Хораф

Хораф, приток Иордана (3Цар 17:3,5), около к-рого вороны кормили пр. Илию. Возм., это совр. Вади-эль-Ябис, вост. приток Иордана, впадающий в него прим. в 12 км юго-вост. Бейт-Шеана (библ. Беф-Сана).

 

Хорашан

Хорашан [евр. Бор-Ашан, "коптильня"], город на юге удела Иуды (1Цар 30:30), возм., идентичный -> Ашану (1).

 

Хорем

Хорем, укреп. город в уделе Неффалима, местоположение к-рого точно не известно (Нав 19:38).

 

Хори

Хори (возм., аккад. "ребенок"): 1) сын Лотана, внук -> хоррея Сеира (Быт 36:22; 1Пар 1:39); 2) отец израил. соглядатая Сафата (Чис 13:6).

 

Хорив

Хорив (возм., "засуха", "запустение"), гора Божья (Исх 3:1; Втор 1:6; 4:10; 3Цар 8:9; 19:8; Пс 105:19). Если судить по перечисленным стихам Библии, то Х. является вторым названием горы -> Синай. Однако Х. упоминается уже в Исх 17:6, а рассказ о том, как израильтяне через Рефидим (ст. 8) подошли к Синаю, приведен только в Исх 19:1 и след. Но ни здесь, ни в других местах о Х. не говорится как об отдельной горе; в Исх 17:6 упоминается "скала в Хориве", поэтому нек-рые ученые предполагают, что название "Х." обозначает горную местность с главной вершиной Синай. Такое решение вопроса кажется самым простым, тем более, что в евр. языке по-нятия "гора" и "горная местность" обозначаются одним словом.

 

Хорма

Хорма (значение связано с понятием "подвергать кого-либо изгнанию, заклятию"), город на юге удела Иуды (Чис 14:45; 21:3; Нав 15:30; 1Цар 30:30), древний Цефаф (Суд 1:17) и, возм., совр. Хирбет-эль-Месас, располож. юго-вост. Беэр-Шевы. Поскольку в Нав 12:14; Суд 1:16 и след. Х. упоминается вместе с -> Арадом, то "место" (Чис 21:3), к-рое израильтяне назвали Х., не может быть тождественно Араду, как полагают нек-рые исследователи. Возм., название "Х." прилагается здесь ко всей области вокруг Арада или к месту решающего сражения. См. карту на стр. 896.

 

Хоровод

Хоровод -> Танец, пляски, хоровод, ликование.

 

Хоронаим (Оронаим)

Хоронаим (Оронаим) ("дыра", "нора"), город в Моаве (Ис 15:5; Иер 48:5), возм., совр. Эль-Арак, в 12 км юж. Кир-Харешета. Здесь берет свое начало ручей Эн-Нумера, название к-рого созвучно названию "Нимрим" (Ис 15:6; Иер 48:34). См. карту на стр. 444.

 

Хоронит

Хоронит, прозвище -> Санаваллата (Неем 2:10,19), к-рое говорит о нем как о человеке из Беф-Орона либо из Хоронаима. В последнем случае Санаваллат был бы -> моавитянином. В пользу первого предположения вы-сказывается Иосиф Флавий, называющий его -> самарянином.

 

Хорошие Пристани

Хорошие Пристани [греч. калой лименес, "красивые бухты" или "гавани"], стоянка судов у юж. берега Крита (Деян 27:8) вблизи города Ласеи. См. карту на стр. 688.

 

Хорреи

Хорреи упоминаются в ВЗ как жители Ханаана (Быт 14:6; 36:20 и след.,29 и след.; Втор 2:12,22). Они жили на горе Сеир и были изгнаны оттуда потомками Исава, -> эдомитянами. Евр. название Х. - хори - истолковывалось ранее как "обитатели пещер" или отождествлялось с хару, егип. обозначением жителей Сирии и Палестины. Однако нек-рые ученые высказывали предположения, что слово "Х." связано со словом харри, встре-чающимся в надписях БогазкЁя (-> Хеттеи). В наст. время Х. отождествляют также с хурритами, родиной к-рых была тер., находящаяся юж. Кавказских гор. Ок. 2400 г. до Р.Х. хурриты вторглись в Северную Месопотамию, прежде всего в земли, располож. вост. Тигра. Позднее они ассимилировались с ассирийцами, жестокость и воинственность к-рых иногда объясняют их смешением с хурритами. Памятники хурритской пись-менности, обнаруженые при раскопках в Телль-Амарне, БогазкЁе, Рас-Шамре и Мари, дали много нового и интересного для исторической науки. Важнейшие для понимания библ. текстов хурритские источники пред-ставлены глиняными табличками из города Нузы, в Сев. Месопотамии. Они относятся к XV в. до Р.Х. - тогда Нуза входила в гос-во Митанни - и позволяют по-новому взглянуть на многие подробности из жизни патриархов. Царству Митанни, располагавше-муся в верхнем течении Евфрата, где хурриты составляли преобладающий элемент, удалось в период между 1450-1350 гг. до Р.Х. подчинить себе Ассирию. Правители Митанни вели также войну с Египтом, но позднее, подвергшись совместному нападению хеттов и ассирийцев, они стали искать помощи у Египта. Закат царства Митанни приходится на время правления ассир. царя Салмана-сара I (ок. 1274-1245 гг. до Р.Х.). См. карту на стр. 1030.

 

Хоса

Хоса: 1) левитский привратник из рода Мерари, современник Давида (1Пар 16:38; 26:10 и след.,16); 2) город на сев. границе удела Асира, вблизи Тира (Нав 19:29); по мнению Дальмана, - совр. Рашидия, находящаяся в 4 км юж. Тира.

 

Хофам

Хофам [евр. Хотам, "печать"]: 1) израильтянин из колена Асира, внук Берии (1Пар 7:32); 2) -> ароерянин, два сына к-рого названы в Библии среди храбрых у Давида (1Пар 11:44).

 

Храм

 

I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

В Библии Х. [лат. templum, "помещение, посвящ. божеству"] - это святилище Господа в -> Иерусалиме. Евр. слово хехал означает прежде всего "роскошный шатер" или "великолепное здание", при этом подразумевается дворец вост. властителя; иногда слово хехал используется в этом значении и по отношению к Иерусалимскому Х. (Ис 6:1; Мал 3:1). В греч. языке для обозначения Х. употребляются слова гиерон ("святилище"; Мф 4:5; 21:12; Мк 14:49) или наос ("храм"; Лк 1:9). Иногда о нем говорится как о "святом храме" (Авв 2:20), многокр. - как о "доме Господнем" (3Цар 8:10) или как о "доме Божием" (2Пар 5:14).

 

II. ХРАМ СОЛОМОНА

1) МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ. Соломон построил Х. на горе Мориа (2Пар 3:1) или Сион (Пс 64:2; 134:21), на том месте, к-рое было указано Давиду Господом (2Цар 24:18). Это место - плоская часть возвышенности, назв. в Иер 21:13 "скалой равнины", - единственная относит. ровная площадка в Иерусалиме. Ныне она носит название Харам-эш-Шериф - "возвышенное святилище". Совр. размеры площадки - 500 х 300 м, но первонач. она была меньше. Ее центр. часть представляет собой ровное возвышение, приподнятое на несколько метров над остальной плоскостью; на нем стоит "святая скала" - скальный блок дл. 17,4 м, шир. 13,2 м и выс. 1,8 м. Вероятно, здесь находился жертвенник всесожжения Х. Соломона. Т.о., исследователи получают точку отсчета при определении положения Х. на Храмовой горе; 2) СТРОИТЕЛЬСТВО. Давид пожелал построить дом Господу (2Цар 7), но смог лишь заготовить для возведения Х. дорогостоящий строит. материал и подготовить чертежи (1Пар 28:11 - 29:8). Строит-во же Х. Господь поручил его наследнику (1Пар 28:3,6). Соломон заручился помощью финик. строителей и мастеров по обработке металла (3Цар 5:1 и след.; 7:13 и след.). Строит. лес доставлялся по морю (3Цар 5:9; см. ил. на стр. 1087); ка-менные блоки обтесывались с такой точностью, что на месте их достаточно было ставить, не подгоняя, один к другому (3Цар 6:7). Строит-во продолжалось семь лет, со 2-го месяца 4-го года (967 г. до Р.Х.; 3Цар 6:1) до 8-го месяца 11-го года царствования Соломона (961 г. до Р.Х.; ст. 38). Освящение Х. в 7-м месяце (3Цар 8:2), согл. нашему совр. ка-лендарю, относится к след. году (960 г. до Р.Х). Как и при освящении -> скинии (Исх 40:34 и след.), при освящении Х. явилась слава Божья и наполнила здание (3Цар 8:10 и след.); 3) АРХИТЕКТУРА И ИНТЕРЬЕР: а) Х. Соломона не был очень большим сооружением: 60 локтей (-> Единицы длины, площади, объема и веса, I,1) в дл., 20 локтей в шир. и 30 в выс. (3Цар 6:2), т.е. 31,5 х 10,5 х 15,75 м. Он был всего лишь вдвое больше -> скинии, но великолепием оформления далеко превосходил ее. Перед Х. находился притвор шир., как и Х., в 20 локтей и 10 локтей в глубину (ст. 3). Х. огибала трехъярусная пристройка. Нижний ярус пристройки был шир. в 5 локтей, средний в 6, а верхний в 7 локтей (ст. 5,6). Вхо-дом в Х. служила боковая дверь, а внутри его наверх вели круглые лестницы (ст. 8). На каждом ярусе располагался ряд боковых помещений, где хранились храмовая утварь, сокровища и запасы (-> Сокровищница, хранилище). Выше этой пристройки, имевшей выс. в 5 локтей (ст. 10), в стенах Х. были сделаны решетчатые окна, служившие, вероятно, прежде всего для вентиляции (ст. 4). Крыша была плоской, "обшитой кедровыми досками" (ст. 9), т.е., вероятно, на поперечные балки были уложены продольные доски. Все сооружение с пристройками занимало площадь размером 52 х 27 м. Стены Х. возводились из натур. камня (ст. 7), а внутри обшивались кедровыми досками (ст. 15); пол был настлан из кипарисовых досок (ст. 15), помещение Святого Святых также было обшито кедровыми досками (ст. 16). Здание Х. состояло из трех помещений: притвора, Святого и Святого Святых. Вход в Святое закрывала двустворчатая дверь из кипарисового дерева, каждая створка к-рой также состояла из двух половинок, так что дверь могла складываться (ст. 33,34). Святое и Святое Святых разделяла стена из кедровых досок (ст. 16), в к-рой была сделана дверь из масличного дерева; здесь же помещалась завеса, подобная завесе скинии (2Пар 3:14). Стены, двери и ворота Х. были украшены резными изображениями -> херувимов, пальм и цветов, драг. камнями (3Цар 6:29; 2Пар 3:6) и отделаны золотом, пол был покрыт золотыми листами (3Цар 6:21,30). В своем великолепии Х. должен был стать видимым отображением невидимой славы Божьей; б) перед святилищем находились два двора, обнесенные стенами (3Цар 6:36; 7:12). Внутр., или "верхний", двор (Иер 36:10) был предназначен для священников (2Пар 4:9) и, вероятно, располагался выше, чем второй. При жертвоприношениях доступ сюда, вероятно, имели и израил. мужчины, в то время как внешний, или большой, двор всегда был открыт для народа; в) на внутр. дворе находились медный жертвенник всесожжения (2Пар 4:1; -> Жертвенник всесожжения), возм., жертвенник скинии (см. 1Пар 21:29; 3Цар 8:4), литое из меди -> "море" (3Цар 7:23-26) и десять передвижных подстав с умывальницами (ст. 27-39; -> Умывальник, умывальница) и, наконец, справа и слева вход Х. украшали два медных столба (ст. 15-22; -> Воаз, 2 -> Иахин, 4); г) в Святом помещался -> жертвенник курения, называемый также "золотым жертвенником" (3Цар 7:48); десять золотых семисвечных светильников - по пять на каждой продольной стороне (ст. 49); десять столов для хлебов предложения - по пять на каждой стороне (2Пар 4:8), причем хлебы предложения, вероятно, размещались только на одном столе (3Цар 7:48); д) в Святом Святых находился -> ковчег завета, над к-рым возвышались два позо-лоченых -> херувима, вырезанных из масличного дерева (выс. по 10 локтей). Их лица были обращены к Святому, одно крыло каждого из них сходилось в середине с крылом другого, вторым крылом каждый из херувимов касался стены (3Цар 6:23-28; 2Пар 3:10-13).

 

III. ИСТОРИЯ ХРАМА

Х., по архитектуре и убранству, предметам обстановки и порядку богослужения во многом копировавший скинию, до смерти Соломона оставался центр. святилищем народа Израиля (3Цар 8:14). Затем Иеровоам I соорудил для Северного царства святилища в Вефиле и Дане (3Цар 12:26-29). Х. же разделил участь Иудейского царства: его сокровища были разграблены (3Цар 14:26; 4Цар 14:14) или в силу политич. необходимости розданы иноземным царям (4Цар 12:18; 16:8; 18:16). Периоды, когда Х. осквернялся идолослужением (4Цар 16:14,17; 21:7; 2Пар 24:7), сменялись периодами восстановления порядка, заповед. Господом (4Цар 12; 22:3-7; 2Пар 29), и наоборот. В конечном итоге привычные в устах израильтян ссылки на Х. потеряли всякий смысл, поскольку их дела полностью противоречили Божьим требованиям (Иер 7:4 и след.). Суд Божий над Иудейским царством завершился тем, что Х., просуществовавший почти 380 лет, в августе 586 г. до Р.Х. был разрушен -> халдеями (Вавилоном) (4Цар 25:8,9). -> Скиния (IV).

 

IV. ХРАМ ЗОРОВАВЕЛЯ

По возвращении евреев из плена перс. царь Кир издал указ о восстановлении Х. (Езд 1:2-4), и вернувшиеся вместе с -> Зоровавелем израильтяне нача-ли строит. работы (Езд 3:7 и след.). Прежде всего был восстановлен жертвенник (ст. 3). Однако из-за многочисл. трудностей дело вскоре застопорилось (Езд 4). Строит-во бы-ло продолжено лишь в 520 г. до Р.Х., а в 515 г. до Р.Х. состоялось освящение восстановл. Х. (Езд 6). О том, как выглядел этот Х., известно лишь следующее. Его выс. и шир. составляли по 60 локтей (ст. 3), т.е. по своим размерам он был больше, чем разрушенный. Важно отметить, что ковчега завета - знамения присутствия Господа - в новом Х. уже не было (Святое Святых было совершенно пустым). В Библии нигде не сказано, что при освящении этого Х. слава Господа наполнила его. В период войн -> Маккавеев Х. был разграблен и осквернен Антиохом Эпифаном (1 Мак 1:20 и след.,44 и след.,54 и след.; 2 Мак 6:2,5). Однако Иуда Маккавей распорядился восстановить его. Х. был заново укреплен и освящен (165 г. до Р.Х.; 1 Мак 4:36-61). С тех пор праздник обновления Х. (Ин 10:22) стал отмечаться ежегодно. Когда в 63 г. до Р.Х. Иерусалим был завоеван римлянами, их начальник Помпей, войдя в Святое Святых, оставил храмовые сокровища нетронутыми.

 

V. ХРАМ ИРОДА ВЕЛИКОГО

Чтобы завоевать расположение иудеев, Ирод Великий начал полную перестройку Х., стремясь придать ему небывалое великолепие. Х. по частям сносили и возводили заново, сохраняя его прежние площади, но увеличивая высоту, при этом ежедневные службы не прерывались. В новом сооружении дворы располагались один над другим террасообразно, а над всем этим возвышалось здание Х. Сам Х. и его дворы были обнесены мощной стеной (ее основание сохранилось до наших дней в "стене плача", см. цвет. вклейки 27; 41). С зап. стороны находились главные входные ворота, через к-рые посетители сначала попадали во внешний двор, называемый также "двором язычников", - большую площадь, по периметру окруж. колоннами. На вост. стороне находился "портик Соломона" (-> Притвор Соломонов) (Ин 10:23; Деян 3:11; 5:12), на юж. - "царский портик"; в одном из этих портиков 12-летний Иисус сидел среди учителей (Лк 2:46). На северо-востоке комплекс Х. венчала мощная крепость, называемая Барис. Во времена Маккавеев она была обновлена, а при Ироде Великом укреплена и переименована в Антонию (Деян 21:34). От Храмовой площади к крепости вели ступени (ст. 35,40). Посреди двора язычников на возвышении располагался собственно коплекс Х., обнесенный низкой стеной. Здесь, на колоннах, помещались доски с надписями, запрещавшими неиудеям, под страхом смертной казни, проходить дальше (ср. Деян 21:28). Лестница из двенадцати ступеней вела наверх, и посетители могли попасть внутрь через девять ворот, четыре из к-рых выходили на север, четыре - на юг и одни на восток. Эти последние, "Красные ворота", были самыми великолепными (Деян 3:2,10 - в Синод. пер. - "двери"). Через них можно было пройти во "двор женщин". Круговая лестница из 15 ступеней вела дальше, во "двор израильтян", куда женщинам доступа не было. Возм., на этой лестнице Анна и Симеон встретили Иисуса и Его родителей (Лк 2:25-38). Двор израильтян был отделен земляной насыпью от "двора священников", где были жертвенник всесожжения и медное море. От жертвенника к притвору Х. вели двенадцать ступеней. С этой лестницы священники благословляли народ (Лк 1:22). К притвору примыкали Святое и Святое Святых. Между ними висела завеса, к-рая в момент смерти Иисуса разорвалась надвое (Мф 27:51). (См. план города на стр. 377 и цвет. вклейки 39; 40; 81; 82.) В 70 г. по Р.Х., всего через несколько лет после завершения строит-ва, Х. был разрушен рим. завоевателями. Захватчики проникли в здание через крепость Антонию в тот момент, когда сами израильтяне подожгли портики Х. Один из римлян, бросив горящую головню в сев. пристройку, поджег сооружение. Пламя быстро охватило здание, и Х. рухнул. Храмовые сокровища погибли. От некогда величественного сооружения остались лишь развалины, ставшие для народа Израилева знамением Божьего суда. (См. цвет. вклейку 69.) После второго иуд. восстания имп. Адриан распорядился построить на месте иуд. Х. храм Юпитера Капитолийского (136 г. по Р.Х.). Евреям теперь было запрещено входить в город. Сегодня на храмовой террасе Харам-эш-Шериф стоит мечеть Омара, построенная арабами в 637 г., после захвата ими Иерусалима.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 192.