На П.К. все израильтяне мужского пола должны были являться в святилище Господа (Втор 16:16), а со времени Соломона - в Иерусалимский храм (3Цар 8:2; 2Пар 8:12,13). Праздник отмечали в конце сельскохоз. года (-> Год), когда еще можно было ночевать под открытым небом. П.К. продолжался семь дней, с 15 по 21 тишри (сент./окт.), и завершался на восьмой день торжеств. собранием. Первый и последний дни считались днями отдыха, когда запрещалась всякая работа и когда общество Израиля собиралось вместе (Лев 23:34-36,39; 2Пар 7:8-10). После разделения царства Иеровоам I перенес П.К. на один месяц: в Северном царстве он стал отмечаться не в 7-м, а в 8-м месяце года (3Цар 12:32). У пр. Осии есть упоминание о том, что во время праздника люди жили в "кущах" (Ос 12:9), но подробное описание П.К. имеется лишь в Книге Неемии (Неем 8:14-17).
III. ПРЕДПИСАНИЯ О ПРАЗДНОВАНИИ
В первые семь дней праздника весь народ должен был жить в "кущах", шалашах (-> Шатер), сооруж. из ветвей пальм и других листв. деревьев; шалаши, к-рые символизировали защиту Господа (Пс 26:5; 30:21; Ис 4:6), устанавливались на крышах домов, во дворах и на улицах, а также во дворе храма (Лев 23:40-43; Неем 8:14-17). В первые семь дней совершались многочисл. жертвоприношения (Чис 29:13-34); жертва восьмого дня (ст. 35-38) была подобна той, к-рая приносилась в праздник Труб (ст. 1-5) и в -> День очищения (ст. 7-11). Наряду с этим израильтяне совершали добровольные приношения; приносилась также жертва первых плодов как благодарение за Божье благословение (Лев 23:38; Втор 16:16,17; 26:1-11). К радостной жертв. трапезе во время П.К. следовало приглашать левитов и пришельцев (ст. 11).
IV. ПОЗДНЕЙШИЕ ДОПОЛНЕНИЯ
1) со временем число обрядов, связ. с П.К., увеличилось (см. Bill II,774-812). В период правления Маккавеев появился праздничный "жезл" (лулав) из пальмовой ветви, обвитой миртом и вербой; его держали в правой руке, а в левой - ветвь лимонного дерева (этрог) (2 Мак 10:6,7). Упоминается также о хождении (священников?) с ветками вербы вокруг жертвенника; 2) во время праздника при восходе солнца в каждый из семи дней один из священников наполнял золотой сосуд емкостью в три лога (ср. Меры длины, площади, объема и веса, I,4б) водой из Силоамского источника. Когда он входил в храм, его трижды приветствовали звуками труб. Воду и вино одноврем. выливали в две стоявшие на жертвеннике чаши с отверстиями, через к-рые жидкость просачивалась в землю. Принято считать, что ритуал возлияния воды связан с текстом Ис 12:3, где сказано: "И в радости будете почерпать воду из источников спасения". С этого времени иудеи возобновляли просьбы о ниспослании дождя, к-рые исключались из молитв с первого дня Пасхи до восьмого дня П.К. В связи с обрядом возлияния воды Иисус во время П.К. обещал дар живой воды всем верующим (Ин 7:37,38); 3) особо радостными во время П.К. были ночные действа во дворе женщин (-> Храм). Двор освещался четырьмя большими золотыми светильниками. Вокруг них с хвалебными песнопениями под музыку, исполняемую левитами, с факелами в руках танцевали почетные горожане, священники и раввины. Левиты стояли на 15 ступенях, к-рые вели во двор израильтян. Возм., именно эта праздничная иллюминация открылась взорам Иисуса, когда по окончании П.К. Он возвестил: "Я свет миру" (Ин 8:12).
Праздник Обновления
Праздник Обновления, называемый также праздником Освящения храма [Ин 10:22; греч. энкайния, "обновление"; евр. ханукка, "освящение"], отмечался с 25 кислева (хаслева, ноябрь-декабрь) в течение восьми дней в воспоминание об освящении храма Иудой Маккавеем в 165 г. до Р.Х. (1 Мак 4:52-59) спустя три года после того, как храм был осквернен Антиохом Эпифаном, совершившим там языч. жертвоприношения (1 Мак 1:54,59). Обновление отмечалось, подобно празднику Кущей (2 Мак 10:6-8); праздничное освещение храма и домов дало повод Иосифу Флавию называть его также "праздником Огней".
Праздник Пурим
К древним ежегодным праздникам, отмечавшимся народом Израиля (-> Пасха -> Пятидесятница -> праздник Кущей), в позднем иудаизме добавился еще и П.П., к-рый и сегодня празднуется евреями во всех странах. В книге -> Есфирь рассказано о том, как Есфирь и Мардохей спасли евреев от уничтожения, замысленного Аманом. В честь этого события стали праздновать П.П., начало к-рому было положено евреями диаспоры, жившими в рассеянии на Среднем Востоке в V в. до Р.Х. Самое древнее письм. свидет-во о П.П. в Палестине - упоминание о нем в 2 Мак 15:36, где он назван "днем Мардохеевым". Традиционно этот праздник отмечают 14 адара (в деревнях) и 15 адара (в городах), ему предшествует пост. В память о спасении евреи устраивают веселые пиршества, дарят друг другу подарки, одаривают бедных. Маскарады - непременная составная часть этого праздника. Во время П.П. читается Книга Есфирь; нередко ее инсценируют, как пьесу.
Праотец, патриарх
Праотец, патриарх [греч. патриархес, "самый высокородный" или "самый старший из отцов рода"]. В НЗ Петр называет Давида праотцем (Деян 2:29). Стефан называет патриархами 12 сыновей Иакова (Деян 7:8,9). В Евр 7:4 патриархом назван и Авраам. Под П. подразумеваются прежде всего Авраам, Исаак и Иаков. Археол. раскопки, в частности в -> Рас-Шамре и Мари, пролили новый свет на эпоху П. Обнаруженные в Рас-Шамре тексты дают много важных сведений об укладе жизни предков израильтян. После раскопок Мари появились дополнит. свидет-ва того, что первые израильтяне пришли в Палестину из Харрана (Быт 11:31 и след.; 12:4).
Параллели к отдельным сообщениям о жизни П. обнаруживаются и на глиняных табличках, найденных в г. Нузе в сев. Месопотамии. Так, в одном из текстов говорится, что распоряжения, к-рые вместе с благословением отец дает детям на смертном одре, считаются обязательными с правовой т.зр. (ср. Быт 27:37). Там же говорится, что некий человек продал свое право наследования за трех овец (ср. Быт 25:29-34). Домашние божки (идолы), к-рые гарантировали право наследования семейного достояния, должны были передаваться родному, а не приемному сыну и не зятю (ср. Быт 31:19). Чтобы продолжить род и передать имущество своему наследнику, глава бездетной семьи мог взять наложниц из числа рабынь (ср. Быт 16:2; 30:3,9) или усыновить к.-л. Усыновленный затем вступал в права наследования (ср. Быт 15:2). В истории откровения эпоха П. имеет важное значение. Господь открывал Себя П., являясь им в реальности, снах и видениях. С народом, к-рый произошел от потомков П., связано обетование благословения и грядущего спасения. (См. также цветную вклейку 1 и статьи -> Авраам -> Исаак -> Иаков -> Летосчисление (IV,4). Хронологию эпохи П. см. на стр. 530.) Эпохой П. можно назвать историч. период между 2000 и 1650 гг. до Р.Х.
Прах
Прах. В знак скорби П. посыпали голову (Нав 7:6; Плач 2:10; Иез 27:30; Откр 18:19; в Синод. пер. часто - "пепел"; -> Плач), а в знак раскаяния "в прахе и пепле" совершали покаяние (Иов 42:6) (-> Пепел). Оказаться сидящим во П. означало унижение и презрение (1Цар 2:8; Пс 112:7; Ис 47:1; ср. Ис 52:2). Лизать П. считалось выражением полной покорности (Пс 71:9; Ис 49:23; Мих 7:17; ср. Плач 3:29) (-> Целование, лобзание). О значении выражения "отрясти прах от ног" (Мф 10:14; ср. Деян 22:23) -> Нога (VI).
Праща
Праща. П. была главным оружием пастухов. Обычно ее делали из шерсти, сплетая т.о., чтобы в середине оказался особо прочный участок шир. 5-6 см. На него клали камень. Одним концом П., как петлей, охватывали запястье, другой конец держали в руке и отпускали, описав П. несколько кругов над головой, после чего камень летел в цель. Метательные камни (Иов 41:20; Зах 9:15) были мелкими и гладкими, пастухи искали их в пересохших руслах рек и хранили в своих сумках (1Цар 17:40). Вместе с тем П. нередко упоминается в Библии как воен. оружие (Суд 20:16; 4Цар 3:25; 1Пар 12:2; 2Пар 26:14).
Предание
Предание -> Евангелие от Матфея (I,2) -> Масоретский текст -> Священное Писание (II,С) -> Библия (II,4; III,4).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 199.