1) в послепленный период П. иудеев во многом утратил свой внутр. смысл, а вместе с ним - и значение. Находясь в Вавилоне, израильтяне соблюдали четыре постных дня в году, а именно: девятый день четвертого месяца (таммуз), в к-рый халдеями был взят Иерусалим (Иер 52:6 и след.), десятый день пятого месяца (ава), в к-рый был разрушен город и сожжен храм (Иер 52:12 и след.), один из дней седьмого месяца (тишри) в память об убийстве Годолии (Иер 41:1 и след.) и десятый день десятого месяца (тевет), когда началась осада Иерусалима (Иер 52:4). После возвращения из плена эти П. продолжали соблюдаться (Зах 7:3,5), но в пророчестве говорится о наступлении времени, когда народ Божий сделает эти постные дни праздничными (Зах 8:19). Пророки тщетно пытались противостоять превращению П. в показное, рассчитанное на внешнее впечатление действо (Ис 58:5 и след.; Зах 7:5 и след.); 2) в новозаветное время подобным образом соблюдали П. прежде всего фарисеи. Они постились два раза в неделю, т.е. намного чаще, чем предписывалось Законом (Лк 18:12; ср. Мф 9:14), - в четверг, в день, когда Моисей взошел на Синай, и в понедельник, когда он спустился с горы. Иисус порицал людей, соблюдавших П., "чтобы показаться людям постящимися" (Мф 6:16).
III. ИИСУС ХРИСТОС И СОБЛЮДЕНИЕ ПОСТА
1) Иисус постился 40 дней и ночей, чтобы в тишине и спокойствии пред лицом Бога подготовиться к Своему служению (Мф 4:2). Он осуждал П. лицемеров (Мф 6:16-18) и указывал, каким должен быть истинный П. - соблюдаемый втайне, с помазанной головой и умытым лицом. На вопрос учеников Иоанна, почему Иисус и Его ученики не постятся так же часто, как они сами и фарисеи, Господь ответил, сравнив Себя и учеников с женихом и гостями на свадьбе, у к-рых, пока они вместе, нет повода для П. Но несколько позже Иисус сказал Своим ученикам, когда те оказались бессильны помочь бесноватому юноше: "Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста" (Мк 9:29, причем слова о П. отсутствуют во многих древних списках); 2) в НЗ сообщается, что после дня Пятидесятницы апостолы постились. Так, ап. Павел постился после своего обращения (Деян 9:9) и позднее (2Кор 6:5). Община в Антиохии постилась до и после отправления Павла и Варнавы на миссионерское служение (Деян 13:2 и след.), а сами апостолы постились при рукоположении пресвитеров в церквах (Деян 14:23); 3) НЗ предоставляет верующим полную свободу в отношении П. По прошествии столетий люди начали относиться к П. все более уважительно, и в средние века он стал обязат. в определ. дни года. Реформация и здесь совершила переворот, но в скором времени П. в библ. его понимании был предан забвению.
Постоянны
Постоянны в -> молитве (I,3).
Пот
Пот. В Быт 3:19 П. символизирует усилия, к-рые человек вынужден прилагать, чтобы обеспечить себе пропитание. В Иез 44:18 священникам разрешено надевать только льняные одежды, чтобы избежать потоотделения, следствием к-рого явилась бы культовая нечистота.
Потифар
Потифар (егип. "тот, которого дает (бог Солнца) Ра"), царедворец (-> Евнух) фараона и начальник его телохранителей; Иосиф был у него рабом. Жена П. обвинила Иосифа в том, что он хотел соблазнить ее, хотя на самом деле сама пыталась обольстить Иосифа. По ее обвинению П. бросил Иосифа в темницу (Быт 37:36; 39).
Потифер
Потифер [евр. Поти-Фера, егип. "тот, которого дает (бог Солнца) Ра"], егип. жрец из города Она (Илиополя). Фараон отдал его дочь Асенефу в жены Иосифу (Быт 41:45).
Поток
Поток [евр. нахаль; араб. вади], небольшая река. Большинство пересохших ручьев в Палестине в сезон дождей выходят из берегов, и образовавшиеся потоки сметают все на своем пути. Как Иов сравнивает неверных друзей с потоками (Иов 6:15 и след.), так и Иеремия, бросая горькие упреки Богу, называет Его "обманчивым потоком" (Иер 15:18; в Синод. пер. - "источником"). Речные камни, отшлифованные П., Давид использовал для своей пращи (1Цар 17:40). -> Арнон -> Восор -> Есхол -> Заред -> Иавок -> Кана -> Кедрон -> Киссон -> Сорек -> Хораф.
Поток Египетский
Поток Египетский, погран. река между Египтом и Ханааном, пересекавшая в 75 км юго-зап. Газы важнейшую воен. дорогу египтян, к-рая вела в Палестину и Сирию. П.Е. (не путать с "рекой егип." - Нилом) питался водами ручьев, бравших начало в горах на юге Синайского полуо-ва. В устье П.Е. (см. Чис 34:5; Нав 15:4; 3Цар 8:65 - в Синод. пер. - "река Египетская"; Ис 27:12), впадающего в Средиземное море и в наст. время носящего название Вади-эль-Ариш, на железнодор. линии Эль-Кантара-Хайфа находится город Эль-Ариш. См. карты на стр. 219; 706.
Потомство
Потомство -> Род (III).
Потоп
Потоп [евр. мабул, "гигантское, продолжительное наводнение"].
I. Божья кара отпавшему человечеству, от к-рой был спасен только -> Ной, как родоначальник нового человечества, и его семья (ср. Быт 10) (Быт 6-9; Ис 54:9; Мф 24:37-39; Лк 17:26 и след.; 1Пет 3:20; 2Пет 2:5; 3:6; Евр 11:7). См. цвет. вклейку 7; -> Арарат -> Ковчег -> Летосчисление.
II: 1) сказания о великом потопе имеются у многих народов мира, в т.ч. Месопотамии, Греции, Китая, Австралии и Океании. Из всех подобных сказаний наиболее близок по своим деталям к библ. повествованию шумеро-вавил. рассказ из эпоса о Гильгамеше, к-рый при этом в объяснении причин потопа имеет совершенно иной, мифологический характер. До нас дошли различные версии этого вавил. рассказа, имевшие хождение почти до 2000 г. до Р.Х. Отрывок из него, найденный при раскопках города Мегиддо в Израиле, показывает, что в XIV в. до Р.Х. он был известен и в Палестине. Наблюдается литературная общность библ., полностью демифоло-гизированного повествования о потопе и вавил. рассказа при наличии глубоких идеологических и смысловых различий в обоих текстах; 2) потоп упомянут и в ист. записях Шумера и Аккада. В клинописном документе из Киша названы десять "великих мужей", правивших до потопа (ср. Быт 5), их имена встречаются и в др. текстах как имена ист. правителей. Правда, их возраст мифологически исчисляется многими тысячелетиями.
III. При раскопках в Уре, Кише и в других местах Месопотамии были найдены толстые пласты отложений ила, к-рые покрывали самые ранние культурные слои, но сами не содержали никаких находок. В Уре эти слои достигают толщ. 2,5-3,5 м. Они свидет-вуют об одном или нескольких чрезвычайно сильных наводнениях; установление временной и пространственной связи между отдельными местами находок пока еще затруднительно.
IV. На основании устных и письменных преданий, а также геол. открытий и археол. находок совр. исследователи считают несомненной гигантскую катастрофу, вызванную потопом в позднем каменном веке, о к-рой сохранились сообщения и сказания у столь многих народов.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 242.