II. ДОМАШНЯЯ УТВАРЬ И ОРУДИЯ ТРУДА (см. также цвет. вклейку 30)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1) из многочисл. утвари, к-рой израильтяне пользовались в быту, прежде всего следует назвать глиняные СОСУДЫ: -> кувшин, -> кружку, миску, -> горшок, бутыль, -> чашу, ложку. К этому следует добавить -> светильники и -> мельницы для помола зерна; 2) приспособления для -> ОХОТЫ и РЫБОЛОВСТВА -> Западня, силки -> Силки -> Сеть -> Рыба (III,4); 3) СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНВЕНТАРЬ (частично уже описанный в статье -> Земледелие, IV) - это ПЛУГ, МОЛОТИЛКА или МОЛОТИЛО, а также ЛОПАТЫ, к-рыми пользовались при провеивании обмолоч. зерна. КОСА, известная в Египте, у израильтян почти не встречалась. Зерновые жали СЕРПОМ, к-рый до позднего бронзового века представлял собой изогнутый кусок дерева с укрепл. на нем заточ. кусочками кремня; позднее серп стали изготавливать из железа, его лезвие достигало в дл. прим. 30 см (см. Иоил 4:13; Мк 4:29; Откр 14:14 и след.). ВИНОГРАДАРСКАЯ СЕРПЕТКА похожа на серп, но короче его, ее использовали для обрезания виноградных лоз (-> Виноград, вино-градная лоза, виноградник, вино); 4) для заклания животных и разделки туш (Быт 22:6; Лев 8:20; 9:13) использовали НОЖ [евр. маахэлэт], к-рый вначале делали из камня (см. Исх 4:25), а позднее - из металла. Нож для жертвоприношений в храме Соломона был позолоч. (см. 3Цар 7:50). При еде не пользовались ни ножами, ни вилками; мясо заранее нарезали на куски, куски хлеба отламывали. Острыми ножами брились (Иез 5:1; -> Волосы), а также, согл. Иер 36:23, ими затачивали стебли тростника, к-рые использовали для письма. В Пс 51:4 коварный язык сравнивается с острым ножом;

 

5) ВИЛЫ [евр. мазлег] имели несколько разновидностей - вилы с двумя зубцами для ворошения сена, дерев. с несколькими зубцами для веяния зерна. В культовых целях использовались трезубые вилки, на них накалывали куски мяса во время варки при жертвоприношениях (Исх 27:3; 1Цар 2:13 и след.; 1Пар 28:17). Вилки либо насаживались на рукоятку, либо изготавливались цельнометаллич.; длина зубцов у найденных экземпляров составляет прим. 20 см; 6) евр. названия различных колющих и рубящих орудий не закреплялись за каким-то одним определ. видом инструментов, и это не позволяет точно установить, о каком орудии идет речь. ТОПОР (Суд 9:48; Мф 3:10; см. цвет. вклейку 30) - основное орудие труда для работы с деревом и камнем. Частично - но не у израильтян - топор применялся и как боевое О. (Иер 46:22; см. ил. на стр. 158; 159; 1031). Для конструкции топора характерно расположение режущих краев лопасти парал. рукоятке. Лезвие топора, как правило, дл. ок. 15 см, может быть прямым или изогнутым. Лопасть, первонач. каменную, а затем металлич., сначала вставляли в расщепл. конец дерев. рукоятки и закрепляли лентой; позднее верхнюю часть лопасти стали выковывать в виде двух хомутиков, которые закреплялись вокруг топорища. И наконец, появились топоры, у к-рых лопасть через спец. отверстие вертикально насаживалась на топорище. Обоюдоострые топоры с лезвиями по обеим сторонам лопасти были редки. Боевые топоры для увеличения массы часто имели вокруг отверстия для насадки утяжел. обух, иногда в форме пальцев. Во Втор 19:5; Суд 9:48; Ис 10:15; Иер 10:3; 46:22; Мф 3:10 топор (секира) - это орудие труда, служащее для обработки дерева, а в 1Цар 13:20 он упомянут в связи с обработкой земли. Родств. топору орудие - ТОПОР-КИРКА, имеющий лезвия по обе стороны от отверстия для насадки, причем плоскость одного лезвия расположена парал. топорищу, а другого - пер-пендикулярно к нему, к тому же последнее несколько изогнуто. Этим орудием обраба-тывали камень, разбивали каменные или кирпичные стены. Топоры-кирки делали из железа и бронзы, но чаще из железа. Вместо парал. лезвия они иногда имели острый шип. В Синод. пер. такой топор назван бердышом (Пс 73:6). В евр. языке для обозначения разных видов топора сущ. слова: кардом, гарзэн, маацад, кашшил. У родств. топору МОТЫГИ лопасть располагалась поперечно рукоятке и крепилась к ней либо с помощью хомутиков, либо насаживалась на нее через отверстие для насадки. В рабочем состоянии лопасть мотыги отстоит от рукоятки под прямым углом. Мотыга используется для обработки почвы на пашне или на виноградниках (Ис 7:25, в Синод. пер. - "бороздник"). ЗАСТУП (1Цар 13:20 и след.) - это разновидность мо-тыги; оба эти орудия иногда напоминали ЛОПАТУ (употребление к-рой упоминается только в описаниях богослужений, Исх 27:3 и др., в Синод. пер. - "лопатка"); 7) -> МОЛОТ использовали ремесленники в работе с деревом и металлом; встречались молотки, сдел. из камня, металлов - бронзы или железа, - а также из дерева (колотушка у столяров). ЗУБИЛО (см. ил. на стр. 833) делали из бронзы, позднее - из железа, оно могло быть с рукояткой или без нее и служило для обработки стыков на изделиях или проде-лывания отверстий в дереве, реже - для обработки камня. ПИЛА (см. ил. на стр. 833) первонач. cостояла из куска кремня с зубцами, причем ее полотно было относит. коротким; позднее пилы стали изготавливать из металла (-> Ремесло, III). Известны были и ЩИПЦЫ (-> Ремесло, V). В строит-ве, как у плотников, так и у каменщиков находил применение ОТВЕС, металлич. груз на шнуре. Были известны и -> ГВОЗДИ (Зах 10:4). Гвозди делали из бронзы и железа (см. 1Пар 22:3) и в отдельных редких случаях - из золота (2Пар 3:9); найденные экземпляры гвоздей имеют дл. 6-20 см. Вбитый в стену гвоздь - это символ непоколебимой твердости (Ис 22:23-25). См. ил. на стр. 728; 8) для сверления отверстий в дереве применяли БУРАВ (см. ил. на стр. 833), который приводили во вращение с помощью шнура, ведомого вокруг металлич. штифта. В работе с кожей для прокалывания отверстий применялось ШИЛО, изготовл. из бронзы, железа, а в более ранние периоды - из кости (ср. Исх 21:6; Втор 15:17). Оно было похоже на ИГЛУ. Иглы также делали из кости, бронзы и железа. Они были двух форм: а) одежная игла (булавка), к-рую позднее сменила фибула (застежка) (-> Украшение, II,10). Ее верхняя часть нередко была украшена (см. ил. на стр. 824; 825: поздний бронзовый век, вверху справа) драг. камнем или полиров. золотом; б) швейная игла, как правило, изготовл. из бронзы, дл. 9-16 см, на ее кованом конце просверливали ушко (Мф 19:24).

 

Орфа

Орфа [евр. Орпа, "пышноволосая" или "строптивая" (?)], моавитянка, жена Хилеона и золовка Руфи. О. осталась в Моаве, когда Руфь отправилась вместе со своей свекровью Ноеминью в Вифлеем (Руфь 1:4,14).

 

Осада

Осада -> Крепость.

 

Осаия

Осаия -> Гошаия.

 

Осанна

Осанна (греч. ф-ма евр. выражения "(О, Господи), спаси же!") (Пс 117:25). Когда Иисус входил в Иерусалим, собравшийся народ, к-рый ожидал увидеть в Нем Спасителя-Мессию, приветствовал Его возгласами: "Осанна Сыну Давидову!", "Осанна в вышних!" (Мф 21:9,15; Мк 11:9,10; Ин 12:13). Выражение "в вышних" (Мк 11:10) свидет-вует о том, что содержащийся в этом возгласе призыв обращен к Богу.

 

Освящение, освящать

Освящение, освящать, обряд, которым люди или вещи отделяются для святых целей (посвящаются на служение Богу). О. скинии происходило через помазание миром (Исх 30:26-28; Лев 8:10 и след.) и принесение предписанных жертв (Исх 40:29). О. жертвенника всесожжения длилось семь дней (Исх 29:37), в течение следующих 12 дней делали свои приношения начальники каждого коле-на (Чис 7:11,84 и след.). Подобным образом освящал храм Соломон (3Цар 8:62-66; 2Пар 7:9), так же происходило и О. второго храма (Езд 6:16 и след.). Из Втор 20:5 известно об О. (в Синод. пер. - "обновление") вновь построенных домов, а Неемия освятил восстановленные стены и ворота Иерусалима (Неем 12:27-43).

 

I. Употребляемое в Септуагинте греч. слово гагиадзо = "освящать" по смыслу почти полностью совпадает с евр. словом кадаш = "освящать", "святить". Вначале слово гагиадзо ис-пользовалось лишь в узком, обрядово-бого-служебном значении (Исх 29:21 и др.), но позже область применения его существенно расширилась. О. может совершаться через обрядовые действия (Исх 19:10,14; Нав 7:13 и др.), а также через соблюдение праздников (Исх 20:8; Втор 5:12). Освящает всегда Бог, в т.ч. и в тех случаях, когда посредником выступает священник. Через О. предметы и люди ставятся на служение Господу. Снисходя к человеку и удостаивая его Своим при-сутствием и общением, Бог стремится приобщить его к Своей святой сущности. "Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш", - так обращается Господь к верующим в Него (Лев 19:2). Избранный народ должен соблюдать не только обрядовую, но и нравств. чистоту. И об этом - по поручению Господа - ему постоянно напоминали пророки, прежде всего Исаия, Иеремия, Осия и Амос (Ис 1:11-17; Ос 6:6; ср. 1Цар 15:22). Однако на практике О. оставалось преимущественно внешним, обрядовым (Евр 9:10): будучи призвано стать воспитат. средством для освящения сердец, оно не могло "сделать в совести совершенным приносящего" дары и жертвы (Евр 9:9), поскольку еще не был открыт "путь во святилище" (Евр 9:8).

 

II. Лишь с НЗ мы обретаем этот новый, живой путь, ведущий в Святое Святых (Евр 9:11-14). Иисус Христос Своими страданиями за нас, Своим послушанием вплоть до смерти крестной освятил нас; теперь и мы освящены истиною (Ин 17:19). Христос сделался для нас "освящением и искуплением" пред Богом (1Кор 1:30). Понятие "освящение" имеет в НЗ два значения: 1) О. является всецело ДЕЯНИЕМ БОГА и как дар Божий дается всем, кто приобщается к Евангелию через веру. Бог не только оправдывает верующего через -> прощение грехов ради Христа, но и приобщает его к святости Сына (1Кор 6:11; Еф 4:24; 5:25 и след.). В результате верующий рождается заново (Ин 3:1-16; 1Пет 1:3-5) через освящение от Духа (Рим 1:4; 15:16; 1Пет 1:2); 2) О. требует полного УЧАСТИЯ ВЕРУЮЩЕГО. Тот, кого Бог оправдал Своей милостью и избавил от вечного проклятия, неправомочен более распоряжаться собой (2Кор 5:14-17), и мир не может далее располагать им (Гал 6:14). С этого времени он передан во власть Богу. По Божьему праву он "освящен Господу" и не вправе забывать об этом (Рим 1:7; 1Кор 1:2; Еф 1:4; Кол 3:12; Откр 20:6). "Освященные во Христе" должны представить свои "тела в жертву живую, святую, благоугодную Богу" (Рим 12:1); они должны допустить Св. Духа в свою жизнь и проявлять послушание: "Старайтесь иметь ... святость, без которой никто не увидит Господа" (Евр 12:14). Заключит. главы апостольских посланий изобилуют увещеваниями жить в святости (Рим 12:1-21; 13:1-14; 1Кор 16:13 и след.; 2Кор 13:5; Гал 5; 6). Многочисл. выска-зывания о "святости во Христе" дополняются увещеваниями, призывающими к глубокой преданности Богу и отречению от мира (Рим 6:19; 1Ин 2:15-17 и др.). "Время странствования", т.е. время пребывания на земле, следует проводить богобоязненно (1Пет 1:15-17; 2Кор 7:1). Разъяснения по поводу того, что спасение невозможно как без содействия святой Божьей милости, так и без активного участия самого верующего, дано в Флп 2:12 и след. -> Борьба, бороться.

 

III. Согласно НЗ для "возрастания в святости" необходимы: молитва, преломление хлеба, общение святых (-> Исповедание, исповедовать (III) -> Увещевание), но прежде всего - Слово Божье (Деян 2:42).

 

IV. Целью О. является совершенствование и преображение верующих в образ Христа (Рим 8:17,28; 1Кор 15:35 и след.; Флп 3:21; 1Ин 3:2), достижение совершенства в Нем (Кол 1:28; 2:10), как того требовал Сам Господь от Своих учеников (Мф 5:48). Облечение "в нового человека" (Еф 4:24) является каждодневной задачей для всех нас: "всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите" (1Фес 5:16 и след.; 1Кор 14:20; Флп 3:15; 1Пет 2:9 и след.; Евр 5:14). -> Левиты -> Священник -> Жертва (V,2).

 

Осел

Осел [евр. хамор, ослица - атон; греч. онос]: 1) О. (Equus asinus) с древних времен известен как вьючное животное. Из ВЗ известно, что О. владели Авраам (Быт 12:16; 22:3) и Иаков (Быт 30:43). На О. ездили верхом (Исх 4:20; Нав 15:18; 1Цар 25:20), их использовали как вьючных (Быт 42:26; 1Цар 25:18; ср. Быт 49:14) и упряжных животных (Втор 22:10; Ис 30:6), причем запрещалось запрягать О. вместе с волами. Как ездовых животных, О. использовали воины (1Цар 16:20) и лица, занимавшие высокое положение в обществе (Суд 5:10; 10:4; 12:14; ср. Быт 49:11; Зах 9:9). Если царь призывал молодых воинов с их ослами (1Цар 8:16), это воспринималось как тяжелая повинность; 2) О. - нечистое животное, поэтому его мясо можно было употреблять в пищу только в случае крайней нужды. Так, во время голода при осаде Самарии (4Цар 6:25) ослиная голова продавалась за неслыханную сумму в 80 сиклей серебра (-> Деньги). В то время как первенцев других нечистых животных можно было выкупить за деньги или продать (Лев 27:27; Чис 18:15 и след.), первенца О. разрешалось заменить только агнцем (т.е. обменять на другую жизнь), в противном случае первенцу надлежало "сломать шею" (так в МТ - Исх 13:13; 34:20; см. также Втор 21:4,6; Ис 66:3); 3) известно, что у аморреев существовал обычай, описанный в док-тах архива Мари, при заключении договора приносить в жертву О. (-> Ваал-Вериф); 4) Иисус вступил в Иерусалим, "сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной" (Мф 21:5). В этом исполнилось пророчество Захарии (Зах 9:9) и отразилось значение Иисуса как царя, возвещающего народам мир, - образ, совершенно не соответств. земным представлениям и ожиданиям Его учеников и народа (Лк 24:21; Деян 1:6); 5) наряду с домашними О. в Библии упоминаются и два вида диких О.: а) евр. слово пэрэ, переданное в Синод. пер. как "дикий осел" (Иов 24:5; Пс 103:11; Ис 32:14; Иер 14:6), видимо, подразумевает онагра (Asinus onager), очень быстрого и пугливого дикого О., отдельные особи к-рого встречаются в пустыне Сахаре и в Аравии; б) евр. слово арод встречается лишь в Иов 39:5 (Синод. пер. - "онагр") и в Дан 5:21; вероятно, им назван сир. дикий О. (Asinus hemippus), обитающий в горах Армении, в Месопотамии, Сирии и на севере Палестины.

 

Осенять

Осенять, глагол, означающий в нек-рых местах Библии особое воздействие на человека творящей и оберегающей силы Господа: 1) в Лк 1:35 подразумевается передача Марии чудесной силы Божьей, к-рая сделает ее матерью Иисуса; 2) при преображении Иису-са Его осеняет светлое облако, когда голос с неба называет Его Сыном Божьим (Мф 17:5; Мк 9:7; Лк 9:34). -> Тень.

 

Осия

Осия [евр. Хошеа, кр. ф-ма от "(Господь) - помощь, спасение"]: 1) сын Навина, к-рого Моисей назвал -> Иисусом (Чис 13:9,17);

 

2) сын Азазии, предводитель колена Ефрема во времена Давида (1Пар 27:20); 3) сын Илы, последний царь Северного царства (4Цар 15:30; 17:1-6; 18:9-12), правивший в 732-723 гг. до Р.Х. Организовав заговор против царя Факея, сына Ремалии, и убив его, О. захватил престол. Ассир. царь Тиглатпаласар III (библ. Феглаффелласар) пишет об этом так: "Пакаха, своего царя, они свергли; я посадил над ними Ауси". След., возвышение О. произошло с согласия ассир. царя. Завоеванные ассирийцами области в Галилее (-> Факей) и на вост. берегу Иордана (1Пар 5:26) казались потерянными для израильтян, а их тер. ограничивалась Самарией и Ефремом. О. совершал неугодное в очах Господа, но все же не в такой степени, как его предшественники (4Цар 17:2). Возм., он прислушивался к словам пророков, напр. Осии (5). В 4Цар 17:3 говорится о том, что против О. выступил Салманасар V, к-рому израил. царь покорился и платил дань. При смене власти в Ассирии после смерти Тиглатпаласара (в 727 г. до Р.Х.) О. предпринял попытку освободиться от дальнейшей выплаты дани и т.о. вернуть Израилю независимость. Но когда пришедший на смену Тиглатпаласару Салманасар напал на царя тирского и сидонского Лули, О. покорился. Однако вскоре после этого он вступил в переговоры с Египтом и перестал платить ежегодную дань Ассирии. Это привело к его пленению Салманасаром и к падению Самарии после трехлетней осады. Израильтянам пришлось отправиться в изгнание (ст. 4-6). О дальнейшей судьбе О. ничего не известно. Покорение Самарии произошло на девятом году его правления, т.е. как минимум за девять месяцев до смерти Салманасара. Взятием Самарии похвалялся преемник Салманасара Саргон, однако эту информацию нельзя принять в качестве веского доказат-ва его причастности к назв. событию, тем более, что Библия не упоминает Саргона в этой связи; 4) израильтянин, во времена Неемии подписавшийся под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:23); 5) сын Беерии, пророк (-> Книга пророка Осии).

 

Осия пророка книга

Осия пророка книга -> Книга пророка Осии.

 

Осквернять

Осквернять -> Освящение, освящать -> Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение.

 

Осленок

Осленок, детеныш осла (Быт 49:11; Зах 9:9; Мф 21:2).

 

Ослеплять

Ослеплять. Если пленник был особо опасным (Суд 16:21) или являлся серьезным полит. противником (4Цар 25:7), то его О. На ассир. рисунках часто встречается сюжет: царь, копьем выкалывающий глаза пленному. Угроза аммонитянина Нааса выколоть всем жителям Иависа Галаадского правый глаз основывалась на соображении, что от полностью слепых ему не будет пользы (1Цар 11:2). -> Слепота, слепой.

 

Основание

 

ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1) фундамент строения, напр. -> дома (3Цар 5:17; 6:37; Езд 3:6 и др.; ср. Лк 6:48,49); 2) Творец положил "основания земли" (Иов 38:4 и след.). В Библии говорится также об О. вселенной и об О. гор (Пс 17:16; Иона 2:7).

 

МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1) в НЗ написано об О. - апостолах и пророках (Еф 2:20), - на к-ром утверждена Церковь и -> Краеугольным камнем к-рого является Христос; 2) "Твердое основание Божье" (2Тим 2:19) - это то единственное, на чем зиждется вера и что находит свое воплощение в Иисусе Христе (1Кор 3:11). Он один является О. учения, провозглашаемого в НЗ (Лк 1:4). Однако многое зависит от того, что и как строит человек на этом О. (1Кор 3:10 и след.). Человек, в душе к-рого зреют плоды Св. Духа, закладывает тем самым "доброе основание для будущего" (1Тим 6:17-19); 3) говоря в Рим 15:20 о "чужом основании", ап. Павел имеет в виду не другое вероучение, а работу для Господа, начатую другими благовестниками.

 

Оспа

Оспа -> Болезнь.

 

Остатки урожая.

Остатки урожая. Закон Моисея предписывал при сборе урожая зерновых, винограда и оливок оставлять немного плодов или злаков, чтобы их могли собрать бедные, пришельцы, вдовы и сироты (Лев 19:9 и след.; Втор 24:19-21). Чаще всего, однако, этот оста-ток был невелик (Ис 17:5 и след.; 24:13; Мих 7:1; ср. Руфь 2:2-17). Как метафора "сбор остатков" упоминается в провозвестии Божьего суда над Эдомом: этот суд будет столь ужасающим и всеохватывающим, что не останется уже никакого "остатка" (Иер 49:9; Авд 5).

 

Остаток

 

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ

Понятие "О." играет важную роль в библ. проповеди суда и спасения: 1) в ВЗ для передачи понятия "О." используется несколько евр. слов: шаар - "оставаться", палат - "избегать", сарад -"убегать", ятар - "оставаться", а также производные от этих глаголов слова. Септуагинта по-разному переводит эти евр. слова, чаще всего используя глаголы каталейпейн и гюполейпейн ("оставаться") и связанные с ними сущ.; 2) наполненное богосл. содержанием понятие О. встречается в ВЗ исключит. в книгах пророков (особенно в Книге Исаии), там, где речь идет о судьбе израил. народа, а в НЗ - в посланиях Павла (Рим 9-11), там, где он обращается к пророч. слову об Израиле. Т.о., понятие О. становится четким и ясным только тогда, когда имеется в виду сущность пророч. служения. -> Пророк как уста Божьи воплощает в себе совесть Израиля. Он указывает на грех Божьего народа и вскрывает его. Он возвещает Божий -> суд над непослушанием и указывает путь к -> спасению. Ветхозаветная идея о том, что О. Израиля спасется, пройдя через суд Божий, представляет собой как бы краткую "формулу" всех библ. пророчеств.

 

В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) необходимой предпосылкой пророчества об О. является тот факт, что Израиль избран Богом (-> Избрание). Бог заключил с этим народом союз, целью к-рого было его спасение, и поставил Израиль выше всех народов (Втор 7:6 и др.). Такое положение Израиля определил Бог, обусловив его, однако, тем, что народ будет "слушать законы сии, и хранить и исполнять их" (ст. 12). Израиль же часто не был послушен Богу (Иер 2:27); 2) призвание пророков - это ответ Бога на непослушание Израиля. Пророки должны были проповедовать Божий суд над Его народом за грехи и непослушание, подчеркивая суровость этого суда. Тот факт, что из всего народа спасется лишь небольшой О., свидет-вует о силе Божьей кары (Ис 6:10-13; Иер 24:8-10; Иез 6:8 и след.; Ам 3:12; 5:3; 6:9 и след.). Пророчества об О. дают нек-рое утешение тем израильтянам, к-рые сохранили верность своему Господу. Божий суд не будет окончат. и всеобщим. Бог, даже верша суд над Израилем, сохраняет верность завету, заключенному с ним (Ис 1:8 и след.): О. станет тем корнем (Ис 6:13; ср. также Соф 3:12 и след.), к-рый даст новые побеги. Представителями этого нового начала были пророки. Они и их ученики, жившие в вере в Бога и доверии к Нему, стали прообразом будущего О. (Ис 8:16-18). Это следует из Ис 7:1-9. Сын Исаии Шеарясув (евр. "остаток обращается") символизирует Божье обетование: Бог насадит Себе народ, к-рый будет жить в послушании и в доверии к Нему. Сохранение О. возможно лишь благодаря милосердию и верности Бога, Который спасает и избавляет избранных Своих (Ис 46:3 и след.; Плач 3:22; Иез 6:8). Это будет жизнь в вере (Ис 10:20 и след.), и Бог вновь станет оказывать помощь (Иер 15:11) и простит грехи (Мих 7:18); 3) в первую очередь эта пророч. весть относится к тому Божьему суду над Израилем, к-рый закончился вавил. пленением (-> Плен). Бог стремится положить конец -> рассеянию народа и построить заново Свои отношения с теми, кто остался после суда и вернулся из плена (Ис 11:16; Иер 23:3; 31:7 и след.); 4) свое окончат. исполнение обетования об О. обретут только с явлением Мессии (Ис 11:1 и след.), Который Сам положит начало О. Вся жизнь пророков направлена на это грядущее, предвестниками к-рого они являются.

 

В НОВОМ ЗАВЕТЕ

1) пророчество об О. осуществляется с приходом на землю Иисуса Христа и выражается в призвании и собирании -> Церкви. О. Израиля, в к-ром Бог творит через Иисуса новое начало, не просто часть чего-то прежнего; это новый народ, избранный Богом через Иисуса (Мк 3:14, досл.: "И сделал [греч. пойейн] из них двенадцать, чтобы с Ним были..."); 2) подробно об О. говорит ап. Павел в Рим 9-11 в связи с неверием Израиля и отвержением им Христа. Предсказание об О. уже осуществляется (Рим 9:27-29). Верующие в Христа евреи представляют собой истинный Израиль веры, новое Божье начало. Т.о., Христос стал для Своего народа причиной разделения: отношение к Нему разделяет израильтян на два лагеря. Апостол знает, что в той надежде, к-рая содержится в пророч. вести об О., выражена верность Бога Своему завету и Своим обетованиям. Поэтому Павел говорит о конечном спасении всего Израиля (ст. 25-32). Только тогда полностью завершится спасающее Божье деяние, к-рое заново началось в создании О.

 

Остров

Остров [евр. и, мн.ч. ийим]. Слово и первонач. обозначало как прибрежную область, берег, так и часть суши, окруж. водой (Ис 24:15; 40:15; 66:19). Наряду с О. Кафтором (вероятно, Крит - Иер 47:4) О. названы и прибрежные гос-ва Средиземноморья. В НЗ упоми-наются след. острова [греч. нэсос]: Кипр (Деян 13:4,6), Крит (Деян 27:7,12; Тит 1:5), Клавда (Деян 27:16), Мелит, т.е. Мальта (Деян 28:1) и Патмос (Откр 1:9).

 

Осуждение.

Осуждение. Божье О. - это приговор грешнику и одноврем. следствие наруш. отношений с Богом. Это приговор окончат. и не подлежащий отмене (Мк 9:43-48), поэтому О. исключительное право Бога (Иак 4:12): 1) причина Божьего О. всегда кроется в жизни осужденного, в его безбожии и соверш. злодеяниях (Втор 25:1; Иез 21:29 и след.; Рим 3:8; 5:16; Флп 3:18,19; 2Пет 2:6), в его вожде-лениях и похотях (1Тим 6:9), коренящихся в безверии (Мк 16:16; ср. также Рим 14:23). Своими грехами человек сам навлекает на себя О. (Притч 12:2; 2Пет 2:1), становясь "сыном погибели" (Ин 17:12; 2Фес 2:3). Но в конечном итоге О. на погибель определяется отношением к Иисусу Христу (2Пет 2:1), ибо вера в Него избавляет от О. (Рим 8:34);

 

2) осуждать путем вынесения приговора могут и люди. Бог дает им на это Свою санкцию (Втор 25:1: "пусть виновного осудят"). Люди должны осуждать нарушителей Божьих установлений, но они могут и ошибаться, осуждая кого-либо. Так, синедрион считал, свое решение правомерным, когда осудил Иисуса за богохульство (Мк 14:64). Приговор, выносимый людьми по воле Бога, весомее приговора, вынесенного на основании человеч. представлений. Он предвосхищает окончат. приговор Божий и определяет, судьбу человека в вечности (ср. Мф 16:19). Однако за неправомерный приговор осуждающего ждет наказание, поэтому Библия предостерегает от легковесного осуждения (Мф 12:7; Лк 6:37; Рим 2:1).

 

Отвержение, отвергать

 

ЧЕЛОВЕК ОТВЕРГАЕТ БОГА

По всей Библии прослеживаются последствия отвержения народом Израиля своего Бога (Чис 11:20). Избирая себе царя, израильтяне отвергли царствование Бога (1Цар 8:7; 10:19). Они отвергали также слово Господа (1Цар 15:23,26; Ис 30:12; Иер 8:9), Божий Закон и Божьи уставы (Иер 6:19; Иез 5:6; ср. Лев 26:15). Это тем удивительнее, что именно в даровании израильтянам слова и Закона Божьего открывается вся любовь Бога к Его народу. Народ Из-раиля в глазах Божьих подобен "отверженному серебру", т.к. "раздувальный мех обгорел ... плавильщик плавил напрасно; ибо злые не отделились": Израиль отверг послушание Богу (Иер 5:27-30; ср. Притч 3:11,12). В НЗ народ Израиля отвергает и своего истинного Царя. "Сыну Человеческому много должно пострадать" (Мк 8:31; Лк 9:22; 17:25); Он есть "камень, который отвергли строители" (Мф 21:42 и парал. места). Притча о виноградарях (Мк 12:1-12), отражающая историю отношений Бога со Своим народом (2Пар 36:15 и след.), достигает кульминации в том месте, где говорится об убийстве единств. лю-бимого сына хозяина и звучит вопрос: "Что же сделает хозяин виноградника?" (Мк 12:9).

 

БОГ ОТВЕРГАЕТ ЧЕЛОВЕКА

1) Господь вправе ответить отвергающему Его человеку: "За это Я тоже отвергну тебя". Это относится как к отдельным людям - Исаву (Евр 12:17), царю Саулу (1Цар 15:23), так и ко всему народу, включая священников и пророков: "Так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя" (Ос 4:5,6). Вероятно, отвержение израил. народом слова Божьего доставляло пр. Иеремии самые сильные страдания (Иер 6:19,30; 7:29; 14:19; 52:3; Плач 2:7; 5:22). От отвержения Богом ничто не защитит. Св. город Иерусалим не защищает от гнева Божьего (4Цар 23:27). "Храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего" (3Цар 9:7), то же касается и жертвенника (Плач 2:7). Факт Божьего -> избрания нисколько не исключает возможности оказаться отвергнутым: "Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян - из Кафтора и Арамлян - из Каира? Вот очи Господа Бога - на грешное царство, и Я истреблю его с лица земли" (Ам 9:7,8). Высоко вознесшийся низвергнется до ада (Мф 11:20 и след.). "Сы-ны царства" будут "извержены во тьму внешнюю" (Мф 8:12). Лишь в одном случае избранность остается вечной, несмотря на отвержение. Христос, этот "камень, который отвергли строители" (Мк 12:10 и парал. места), имеет власть определять судьбы мира и участь отдельных людей: "Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит" (Лк 20:18; 1Пет 2:8), а "верующий в Него не постыдится" (ст. 6). Ибо отвергнутый камень стал -> краеугольным, главою угла, завершающим и несущим на себе новый Храм, народ Божий; 2) Павел, познавший на собств. опыте, что значит быть принятым Христом, с глубокой болью осознает факт отвержения израил. народа (Рим 11:15). Израилю как народу изначально принадлежали Божье усыновление и слава, заветы и Закон, богослужение и обетования. Из этого народа произошли по плоти праотцы и Сам Христос (Рим 9:1 и след.). Значит ли это, что обетования Божьи были даны напрасно? Нет, ибо после принятия язычников в лоно Церкви вновь пробьет час Израиля (Рим 11:11 и след.). Если Бог привил к корню народа Божьего язычников, как новые ветви, то тем более Он может вновь привить отломившиеся ветви народа Израиля. Но Божьи обетования есть "да" и "аминь" только во Христе (2Кор 1:20). Бог отломил ветви Израиля за его неверие (Рим 11:20) и заключил евреев вместе с язычниками в непослушание, чтобы всех помиловать (ст. 32). Но если Израиль будет упорствовать в неверии, то его ветви не будут привиты вновь (ст. 23). -> Остаток; 3) не противоречит ли окончат. отвержение милосердию Божьему, ведь Он любит мир (Ин 3:16) и "все из Него, Им и к Нему" (Рим 11:36)? Библия отвечает на этот вопрос утверждением, что спасение предназначено всякому, кто верует (Мк 16:16; Ин 3:16,18). Оказаться вне спасения рискует не только неверующий, но и тот, чья вера не подкрепляется достойной христианина жизнью. Даже ап. Павел постоянно работал над собой, чтобы самому не оказаться отвергнутым (1Кор 9:27). Помилование не является долгом Бога, Он свободен в проявлении Своей милости (Рим 9:15). Поэтому Он может и отвергать. В том и в другом Он проявляет Свое всемогущество, но повлиять на Его окончат. решение может и смиренная просьба: "Не отвергни меня от лица Твоего" (Пс 50:13).

 

ЧЕЛОВЕК ОТВЕРГАЕТ ЧЕЛОВЕКА

Слово "О." употребляется в Библии и в том случае, когда мужчина расторгает брак и отсылает жену с разводным письмом (Лев 21:7,14; Ис 54:6; Чис 30:9) или когда человек, напр., священник, отлучается от служения (3Цар 2:27, в Синод. пер. - "удалять"; 2Пар 11:14, в Синод. пер. - "отставлять").

 

Отвес

Отвес -> Свинец -> Оружие и орудия труда (II,7).

 

Ответ, отвечать

 

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ

1) Библия уделяет большое внимание отношениям между людьми, поскольку Бог сотворил человека для общения (-> Адам, I,2). Общение, как правило, состоит из вопросов и ответов. Верный О. - это радость (Притч 15:23), он бывает подобен поцелую (Притч 24:26) и является не результатом размышлений, а исходит из сердца праведного, к-рое знает, что надо ответить (Притч 15:28). Мягкий О. отвращает гнев, а резкие слова возбуждают ярость (Притч 15:1). Об этом свидет-вует, в частн., О. Ровоама десяти коленам Израилевым и последствия этого О. (3Цар 12:6,9,13,16). Израильтянам предписывалось при завоевании города принимать во внимание, какой О. будет дан тем или иным городом (Втор 20:11). В О. человека раскрывается его сущность (Притч 18:23). Глупо отвечать, не выслушав вопроса (ст. 13). Страх может лишить способности отвечать (2Цар 3:11); 2) НЗ также подчеркивает, насколько важно уметь дать верный О. каждому (Кол 4:6; 1Пет 3:15). Ученикам, к-рым предъявляются обвинения, Св. Дух в нужный момент сообщит, что им следует отвечать (Лк 12:11 и след.). В данном случае, как и в нек-рых других местах, отвечать означает "держать ответ перед судом", "свидетельствовать", "нести ответственность". -> Отчет, ответ.

 

В ОТНОШЕНИИ К БОГУ

1) Библия говорит о том, что человек создан не только для общения с другими людьми, но в первую очередь для общения с Богом. Поэтому он должен слушать и отвечать, когда к нему обращается Бог (1Цар 3:10), а его послушание подразумевает, что за словом следует дело (Мф 21:28-32). Но часто бывает так, что Бог призывает к покаянию и обращению, а люди не желают отвечать Ему (Ис 50:2; 65:12; 66:4; Иер 7:13; 35:17). Так же люди относятся и к пророкам, вещающим по повелению Господа (3Цар 18:21; Иер 7:27). Но если человек молчит, то его дела дадут О. за него, свидет-вуя против него (Ис 59:12), "камни из стен возопиют и перекладины из дерева будут отвечать им" (Авв 2:11; Лк 19:40). О. человека даже на Божье обетование и на обещание Его помощи могут быть сомнение и неверие, к-рые подлежат суду (4Цар 7:2,19) или наказанию (Лк 1:18-20); 2) Бог, требующий О. от человека, и Сам отвечает словом и делом на зов Своих слуг (Пс 33:5; Ис 58:9; Иер 33:3), в то время как идол на все призывы не дает никакого ответа (3Цар 18:24-29; Ис 46:7). Господь отвечает, как только услышит (Ис 30:19), Он обещает: "прежде нежели они воззовут, - Я отвечу" (Ис 65:24). Пророк вопрошает и получает О. (Авв 2:1 и след.), порой неожиданный (Рим 11:2-4). В пустыне Бог давал ясные О. Своему народу через Моисея (Лев 24:12 и след.), затем Он говорил через сновидения, через -> свет и совершенство (урим и туммим) и через Своих пророков (1Цар 28:6). Симеон получил О. через Св. Духа (Лк 2:26). Одним из выражений Божьего суда является то, что Бог не дает О. человеку, к-рый не хотел слышать Его зова; теперь Господь Сам оставляет его (1Цар 28:6,15; 2Цар 22:42; Притч 1:28). Подобное молчание Бога бывает вызвано прежде всего идолопоклонством (Иез 14:3; ср. гл. 20); 3) больше всего внимания поиску О. на жизненно важные вопросы уделено в Книге Иова. Иов вопрошает о смысле своих страданий и не отступает, хотя и знает, что если вступит в пререкания с Богом, то не получит О. ни на один из вопросов (Иов 9:3,14 и след.,32). Попытки друзей Иова защитить Бога оставались безуспешными и не услышанными страдальцем, так что им пришлось замолчать (Иов 21:34; 32:1). Правда, Софар восклицает: "Размышления мои побуждают меня ответить ... дух разумения моего ответит за меня" (Иов 20:2 и след.), но уже Елиуй гневается на трех друзей за то, что те так и не смогли найти О. (Иов 32:3,5), а Бог выносит им Свой приговор: они говорили о Нем неверно (Иов 42:7). Наконец Господь Сам отвечает Иову из бури (Иов 38:1). Это тот истинный О., к-рому покоряется Иов (Иов 39:33 и след.), хотя содержание этого О. кажется на первый взгляд мало связанным с вопросом Иова. Истинный О. Бога не вмещается в рамки логич. мышления; 4) во времена Иисуса все преподавание велось путем живого обмена вопросами и О. Учитель спрашивал, а ученик отвечал. Уже в двенадцати-летнем возрасте Иисус своими О. удивил книжников в храме (Лк 2:47). А тот, кто вопрошал учителя, и сам должен был отвечать ему и высказывать свое мнение (Лк 20:1-8), поскольку в вопросах веры имеют значение только собств., а не заимствов. О. Так, вопрос Иисуса побудил Петра к исповеданию своей веры (Мф 16:16 и след.; Ин 6:67-69). Молчание же Учителя (Мф 15:23) не было выражением неприступной суровости, оно, как и повторный вопрос (Ин 21:15-17), выражало ожидание О., к-рый мог быть дан только на основе самопознания, обращения и веры. Получив верный О., Иисус указывал на необходимость подкреплять слова делами (Лк 10:28). Другого рода молчание нередко наступало в конце беседы Иисуса с фарисеями, когда те не отваживались задавать вопросы и не желали отвечать (Мф 22:46; Лк 14:6; 20:26). После ареста Иисус, как бы в последней попытке, еще раз указал им на это (Лк 22:68). Далее всякий разговор теряет смысл, и Тот, Кто является Словом Божьим, уже не дает О. на вопросы первосвященника (Мф 26:62), Пилата (Мк 15:4 и след.; Ин 19:9) и Ирода (Лк 23:9).

 

Отец

Отец. Причина и происхождение всякого отцовства - в Боге (Мф 23:9; Еф 3:15), во власти Творца, вызывающего к жизни то, чего ранее не существовало (Рим 4:17). Бог - Отец Своего единородного Сына Иисуса Христа (Ин 1:14,18; Еф 3:14), в Котором Он открывает Свою сущность. Бог и людей принимает как Своих детей (2Цар 7:14; Лк 12:32). Божье отцовство включает в себя попечит-во о Его чадах и их защиту (Мф 6:8) и проявляется в Его любви (Ин 16:27).

 

I: 1) О. - это тот, кто порождает -> детей (Пс 2:7) и воспитывает их. Отцовство - это милость Божья, а дети являются даром Божьим (Пс 126:3), к-рый получает не каждый (Лк 20:28-31). Понятие "дед" чуждо Библии, поэтому все потомки рассматриваются здесь как сыновья и дочери родоначальника (Мф 21:9). Из отчего дома ведут три пути: а) сын покидает О., чтобы "прилепиться к жене" и самому стать О. (Быт 2:24); б) сын может умереть для О., причем не только в результате телесной смерти, но и вследствие греховного заблуждения (Лк 15:24); в) наконец, веление Божье, как в случае с Авраамом, но особенно преданность Христу в НЗ, превалирует над привязанностью к О., если эта привязанность вступает в противоречие с Божьей волей (Мф 4:22; Лк 14:26); 2) В ВЗ отношения между О. и сыном упорядочены заповедями, значение к-рых подчеркивается присовокупл. к ним предупреждениями (Втор 21:18-21; Притч 30:17). Долг О. заключается в том, чтобы обеспечивать детям пропитание (Лк 11:11), руководить ими и воспитывать их (Притч 13:24; Евр 12:8 и след.), но прежде всего - в том, чтобы наставлять их в Законе Господа (Втор 6:7; Еф 6:4). Если О. оставляет поклонение истинному Богу и начинает поклоняться идолам, то ответственность за этот грех несут и его дети (Исх 20:5), хотя суровость их наказания Бог ограничивает определ. пределом (Втор 24:16; Иез 18:17-20). След., О. не может поступать по собств. произволу; в частн., в НЗ ему внушается, что он не должен раздражать своих детей (Еф 6:4), доводить их до уныния (Кол 3:21). Дети обязаны чтить О. (Исх 20:12; Притч 30:17) и быть послушными ему (Притч 23:22). В ВЗ О. имеет право решать вопрос о жизни и смерти детей (Быт 22:1-10). Дети обязаны содержать его, когда он становится нетрудоспособным (Притч 19:26; Мф 15:5). То обстоят-во, что отношения между О. и детьми, к-рые должны регулироваться любовью (Быт 22:2; 44:20), упорядочиваются Законом, является вынужд. мерой и свидет-вует о нарушении установл. Богом порядка. И все же у О. есть то преимущество, что он первым может полюбить ребенка и пробудить в его сердце ответную любовь; в этом отношении человеч. отцовство также является отражением отцовства Бога (Притч 23:26; 1Ин 4:10,19); 3) понятие отцовства расширяется и в том случае, если О. называют человека, исполняющего родит. обязанность по обеспечению детей, когда родств. связь отсутствует, т.е. благодетеля (Иов 29:16; 31:18), доброго господина (4Цар 5:13) или правителя (Быт 41:43; 1Цар 24:12; Ис 22:21). Так, О. может называться священник или пророк, если человек (или люди) до-веряет себя его руководству (Суд 17:10; 4Цар 2:12; 13:14); 4) в НЗ понятие "О." переносится в область духовного и используется в особом значении, когда речь идет о духовном воспитании, направленном на становление в вере (1Кор 4:15; Флп 2:22; Флм 10). Павел проявляет настоящее отцовское чувство по отношению к Тимофею (1Тим 1:2; 2Тим 1:2), а Петр - к Марку (1Пет 5:13). Также по-отцовски Павел относится к тем членам церкви, к-рые благодаря ему пришли к вере (1Фес 2:11). О. в церкви являются все те, кто духовно породил или воспитал детей, т.е. верующих (1Ин 2:13,14).

 

II: 1) отцовство особого рода предусмотрено в Божьем замысле спасения в отношении Авраама. Он - патриарх, праотец (Евр 7:4). С Него Бог начал новую эру в отношениях с людьми. Когда живой Бог призвал Авраама, тот не только покинул родину и родных, но и отказался от богов своего О. Фарры (Нав 24:2). В союз Бога с Авраамом были включены и потомки патриарха (Быт 26:3). Иаков знал, что с ним был Бог Авраама (Быт 31:42), и Бог говорил с ним как Бог его О. (Быт 46:3). Но поскольку рядом с Исааком стоял Измаил, а рядом с Иаковом - Исав, к-рых Бог исключил из Своего обетования, то позднее обетования стали наследоваться теми, кто исповедовал Бога Авраама, Исаака и Иакова (Исх 3:6). Так, Бог заключает завет с народом, О. к-рого являлся Авраам и к-рый чтил Бога своих отцов. След. поколения включались в дело спасения, к-рое Бог совершил в отношении их отцов (Исх 6:3; Чис 11:12; Втор 4:31; 5:3); 2) еще до вавил. плена Иеремия сетовал на то, что израильтяне нарушили тот завет (-> Союз, завет), к-рый Бог заключил с их отцами (Иер 31:32). В Евангелии упоминается об отцах, нарушавших завет и убивавших пророков; это прообраз тех, кто гнал Иисуса и Его учеников (Мф 5:12; 23:31). После того как народ Израиля оставил Бога своих отцов, Иоанн Креститель пытался, во многом тщетно, обратить сердца отцов к детям, а сердца детей к отцам (Мал 4:6; Лк 1:16,17). Народ Израиля помнил только о своем происхождении по крови, но забыл веру Авраама и его дела (Ин 8:33,37). В то же время тот, кто продолжает дело Авраама, имеет право называться его истинным наследником (Гал 3:6 и след.,29) и является полноправным членом народа Божьего (Еф 2:19 и след.). Еврей, признающий Иисуса Сыном Божьим, служит Богу своих отцов (Деян 24:14).

 

III. Признание Иисуса Сыном Божьим позволяет по-новому взглянуть на Божье отцовство по отношению к людям. Бог создал всех людей и поддерживает в них жизнь, Он - Отец для Своего народа, Израиля (Ис 63:16; Иер 3:4; 31:9), и для каждого отдельного израильтянина (Пс 67:6). В результате подвига Его единородного Сына -> Иисуса Христа (-> Имена Иисуса Христа, II,А), люди через рождение от Бога словом истины (Иак 1:18; 1Ин 2:29; 3:9; 4:7) становятся "детьми Божиими" (1Ин 3:1). К ним, образующим народ Израилев по духу, Бог проявляет Свою любовь и заботу (1Пет 5:7). Он воспитывает их (Евр 12:6-8) и назначает их Своими наследниками (Рим 8:17). Он также ожидает, что на Его любовь люди ответят своей любовью (1Ин 4:19) и основанным на этой любви послушанием (Рим 16:19; Евр 5:9). Он хочет, чтобы Его дети любили друг друга (Ин 13:34), были по-сыновнему благодарны Ему (Кол 2:7; 1Фес 5:18) и доверит. обращались к Нему - "Авва" (Рим 8:15; арам. доверит. обращение детей к отцу, соотв. рус. "папа").

 

Отец наш

Отец наш -> Отче наш.

 

Откровение, открывать

 

I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ

В своем изнач. значении слово "откровение" обозначает действие, в результате к-рого раскрывается, разоблачается, выступает на свет нечто, прежде сокрытое. Но свое истинное значение это слово обретает тогда, когда речь идет о Боге. Ибо с момента грехопадения человека Бог является для людей "Богом сокровенным" и уже не общается с ними "лицом к лицу", как это было в раю (Быт 2:16).

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 176.