I. ОРУЖИЕ (см. цвет. вклейки 92; 93)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По способу применения различают О. для самозащиты (оборонительное) и О. для поражения противника (наступательное). 1) а) Среди оборонит. О. прежде всего следует назвать ЩИТ. В ранней древности его почти всегда делали из дерева и обтягивали плетеной кожей, причем кожу смазывали оливковым маслом, для придания эластичности (2Цар 1:21). Различались большие щиты (перенятые у сирийцев) для защиты всего тела [евр. цинна] и небольшие круглые [евр. маген], защищавшие голову и грудь. Большие щиты были, как правило, прямоугольными или - обычно у египтян - с закругл. краями (см. ил. на стр. 132; 511). В железный век в центре щита стали крепить металлич. выпуклую накладку. Металлич. щиты были очень тяжелыми, поэтому их применяли редко (3Цар 14:26 и след.). В отдельных случаях упоминаются позолоч. щиты для мужей, занимающих высокое положение (2Цар 8:7; 3Цар 10:16 и след.). Готовясь к бою, щит прикрепляли ремнями к левой руке (см. ил. на стр. 1010), в походе его носили за плечами. -> Щит;

 

б) защитой воину служила и БРОНЯ [евр. сирйон; 2Пар 26:14 - в Синод. пер. - "латы"]. Первонач. это была кожаная одежда, впоследствии на нее стали крепить металлич. полоски или "чешую". В 1Цар 17:5 сказано, что вес брони Голиафа составлял 5 тыс. сиклей (-> Меры длины, площади, объема и веса, II). В 3Цар 22:34 говорится, что Ахав был ранен стрелой, прошедшей между броней и предметом снаряжения, обознач. евр. словом дэвэх (в Синод. пер. - "сквозь швы лат"). Возм., это было нечто вроде наплечников или плечевых ремней, но не латы в обычном значении этого слова. Возм., стрела попала Ахаву в подмышечную впадину, когда он поднял руку. При описании такого рода металлич. одеяния, защищавшего грудь и плечи, употребляется и слово, означающее "оружие" или "всеоружие" и подразумевающее полное облачение воина (ср. Иов 20:24; 39:21; Лк 11:22; Еф 6:11). Медные НАКОЛЕННИКИ упоминаются только в 1Цар 17:6, когда речь идет о Голиафе; такие наколенники пришли из Греции, где они использовались как усовершенств. кожаные гамаши, что видно из упомянутой ссылки. Очевидно, их использовали и филистимляне, но израильтяне к ним не прибегали. Эти металлич. пластины пришнуровывались к ноге или держались на ней за счет их собств. упругости;

 

в) в Вавилонии и Ассирии, а через них в Сирии и Израиле, для защиты головы воина использовался ШЛЕМ, правда, не как постоянная принадлежность, а лишь в отдельных случаях (напр., у Саула 1Цар 17:38). Впоследствии, видимо, это защитное одеяние получило большее распространение (ср. 2Пар 26:14). Но чаще шлем упоминается в ВЗ как экипировка воинов других народов (1Цар 17:5 - у Голиафа; Иер 46:4; Иез 23:24; 27:10). Первонач. это был кожаный головной убор, впоследствии дополненный металлич. вставками; наряду с этим встречались цельнометаллич. шлемы различной формы. Шлемы не были широко распространены, т.к. мечи являлись не рубящим, а колющим О., и от их удара шлем не спасал; 2) среди ручного наступат. О. следует отметить прежде всего меч и копье: а) КИНЖАЛ очень близок по форме к мечу, и оба эти предмета обозначаются одним евр. словом хэрэв. Кинжал отличался от меча клинком - более коротким и узким, обоюдоострым или треугольной формы, имеющим желобки для стока крови. Рукоятку кинжала, выполн. из дерева или слоновой кости, сначала насаживали на конец клинка и закрепляли с помощью клепки, позднее конец клинка насквозь проталкивали через дерев. или костяную рукоятку, а вышедшую часть загибали (петельная рукоятка). Археологами найдены искусно выполненные кинжалы, относящиеся к позднему периоду Царств. Рукоятку кинжала с двух сторон охватывали пластинки из дерева или слоновой кости. Оружие Аода (Суд 3:21 и след.) и Иоава (2Цар 20:8), очевидно, представляло собой кинжал, к-рый носили в кожаных ножнах у пояса, реже - на плечевом ремне;

 

б) МЕЧ, колющее О. (см. 1Цар 31:4; Притч 12:18), как уже говорилось, похож на кинжал, в т.ч. и по способу крепления рукоятки, к-рая у филистимских мечей могла быть еще и обмотана лентой. Клинок меча вначале был плоским, но уже в железном веке, как правило, имел ребро посередине и был обоюдоострым (Суд 3:16). Позднее, в ассир. период, наряду с прямыми клинками появились и саблеподобные мечи со слегка изогнутым клинком. В Египте и Вавилонии изготавливали серповидные, или кривые, мечи, к-рые, правда, едва ли можно было применять в бою (см. ил. на стр. 225). Меч хранился в ножнах (1Цар 17:51; 2Цар 20:8), из к-рых его извлекали перед сражением (ср. Пс 36:14; 54:22; Мф 26:51). Меч носили на левом боку на поясе или на плечевом ремне; в) КОПЬЯ были двух видов: метательные дротики [евр. ханит или кидон] (Нав 8:18; 2Цар 1:6; Суд 5:8), дл. к-рых равнялась прим. 1,25 м, и копья, к-рыми наносили удары, не выпуская их из рук [евр. ромах], их дл. ок. 1,8 м (см. ил. на стр. 281; 531; 708). В переводах не всегда видна разница между этими двумя видами копий. Копье имело дерев. древко (1Цар 17:7; 2Цар 21:19, из кипа-рисового дерева). Древко расщеплялось или просверливалось с верхнего конца, туда вставлялся металлич. наконечник в форме ланцета или треугольника, после чего для его закрепления древко обматывалось. Позднее наконечник стали снабжать петлей, имевшей отверстия и крепившейся к древку с помощью гвоздей; кр. того, существовали и нако-нечники для копий в форме втулки, к-рая насаживалась на древко. Наконечники в разное время делали из камня, бронзы или железа. Большое копье, используемое как колющее оружие, воин держал в руке (1Цар 17:7; 1Пар 12:9,25). На нижнем конце древка иногда находился железный хвостовик, позволяющий втыкать копье в землю. Копье для метания, судя по рисункам, часто обматывали лентой по спирали, лента при метании разматывалась, придавая полету снаряда стабильность благодаря возникающему при этом вращению. В Мф 26:47, где говорится о кольях, речь, вероятно, идет о заостр. палках и дубинках (-> Пасха, VI,2); г) в качестве боевого О. применялась и -> ПРАЩА, с помощью к-рой метали камни, а позднее - свинцовые шары. Другим видом стрелкового О. был ЛУК, из к-рого стреляли СТРЕЛАМИ. Еще одним видом боевого оружия являлась БУЛАВА (см. ил. на стр. 112), в ранние периоды - дерев. дубина с привяз. к одному из ее концов камнем, позднее - с утолщением из бронзы или свинца, и, наконец, полностью изготовл. из железа, причем ее древко иногда обматывалось лентой или снабжалось кожаной петлей, чтобы О. удобнее было держать. С течением времени из О. булава постепенно трасформировалась в -> скипетр - символ власти; 3) обычное легкое вооружение воина состояло из пращи, лука и малого щита. Тяжеловооруж. воины носили меч, колющее копье и большой щит (см. ил. на стр. 1031; 4) большие БОЕВЫЕ МАШИНЫ - это прежде всего осадные орудия (-> Крепость, III). Среди них следует назвать изобрет. ассирийцами в начале IX в. ТАРАН, стенобитное орудие в виде бревна с металлич. наконечником, вначале плоским, а позднее заостр., к-рым пробивали стены укреплений. Таран представлял собой передвижную станину, с боков обшитую кожаным плетением или кожей, верхняя надстройка служила боевой площадкой, на которой размещались воины и с к-рой можно было взобраться на крепостные стены. Известны были и ШТУРМОВЫЕ ЛЕСТНИЦЫ (см. ил. на стр. 511), по к-рым воины взбирались на стены укреплений. В эллинистич. период к стенам подкатывали по заранее сооруж. насыпям передвижные многоэтажные ОСАДНЫЕ БАШНИ, верхний этаж к-рых был занят стрелками и КАТАПУЛЬТАМИ, так что оттуда можно было метать в осаждаемый город стрелы, а позднее и каменные ядра (ср. 2Пар 26:15). Самая высокая из таких башен достигала выс. 50 м и имела 20 этажей, она использовалась при осаде Тира Александром Македонским в 332 г. до Р.Х. Верхний этаж нередко был снабжен перекидным мостом, чтобы с башни можно было достичь стены. Эти сооружения могли передвигаться на валиках. Для защиты воинов, сооружавших насыпь, использовали передвижные ЗАЩИТНЫЕ НАВЕСЫ, т.наз. "черепахи". В качестве важнейшей воен. "машины" следует назвать БОЕВУЮ КОЛЕСНИЦУ, к-рая с XV по VIII вв. до Р.Х. господствовала на полях сражений по всей Передней Азии. (-> Колесница, II); 5) многие виды О. упоминаются в Библии в метафорич. значении. Так, говорится о вооружении Бога и Его народа, а также об О. христиан. В Ис 59:17 и Еф 6:17 сказано о "шлеме спасения", в 1Фес 5:8 - о "шлеме надежды спасения". Говорится также и о щите как символе оберегающей силы Господа (Пс 17:3,31; 32:20). Щит может олицетворять истину (Пс 90:4); в Еф 6:16 вера упомянута как О. христианина, к-рым он должен пользо-ваться. Меч является символом кары, даже истребит. кары (Иер 25:29; Иез 21:14 и след.; Зах 13:7). К мечу может быть приравнено и слово Божье, поскольку Бог Своим словом может разделять и судить (Евр 4:12). Отсюда становится понятно, почему Господь говорит, что Он пришел принести не мир, но меч (Мф 10:34), и почему в Откр 2:16; 19:15 говорится о мече, исходящем из уст Сына Божьего. В Библии содержится обетование того, что, когда по воле Бога произойдет обновление ми-ра, всякое насилие уступит место мирному труду и тогда оружие станет ненужным (Ис 2:4; Мих 4:3; ср. Иоил 4:10). В Еф 6:11-17 Павел описывает жизнь и борьбу христиан, используя в качестве метафор предметы боевого облачения и вооружения рим. легионера. -> Одевать, облекать (III).

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 169.