Иерахмеил (Иерахмиил, Иерамеил)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Иерахмеил (Иерахмиил, Иерамеил) [евр. Йерахмеэл, "Бог встретит с любовью, смилостивится"]: 1) еврей из колена Иуды, сын Есрома (1Пар 2:9). Многочисл. потомки И. (ст. 25-41) населяли тер. на юге Палестины (1Цар 27:10; 30:29); 2) сын левита Киса (1Пар 24:29); 3) член цар. семьи, современник царя Иоакима (Иер 36:26).

 

Иерахмиил

Иерахмиил -> Иерахмеил (2).

 

Иеред (Иаред)

Иеред (Иаред) [евр. Йеред, "нисходящий"]: 1) сын Малелеила, отец Еноха и предок Иису-са Христа (Быт 5:15-20; 1Пар 1:2; Лк 3:37); 2) еврей из колена Иуды, прародитель жителей Гедора (1Пар 4:18; в Синод. пер. - "отца Гедора").

 

Иеремай

Иеремай (возм., "Яхве высоко вознесен"), израильтянин, оставивший свою жену-язычницу (Езд 10:33).

 

Иеремии пророка книга

Иеремии пророка книга -> Книга пророка Иеремии.

 

Иеремия

Иеремия [евр. Йирмейя, Ийрмейяху]. Значение имени спорно; предположит. "Яхве возвысит": 1-2) двое гадитян, пришедших к Давиду в Секелаг (1Пар 12:10,13); 3) вениамитянин, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:4); 4) глава рода в полуколене Манассии (1Пар 5:24); 5) отец Хамуталь, жены царя Иосии (4Цар 23:31), жил в Ливне; 6) рехавит, отец Иазании (Иер 35:3); 7) священник, вернувшийся из Вавилона вместе с Зоровавелем (Неем 12:1.12); 8) священник, подпи-савшийся под обязат-вом соблюдать Закон и участвовавший в освящении стены Иерусалима (Неем 10:2; 12:34); 9) сын Хелкии, пророк (Иер 1:1). -> Книга пророка Иеремии.

 

Иеремоф (Иремоф)

Иеремоф (Иремоф) [евр. Йеремот]: 1) вениамитянин, сын Берии (1Пар 8:14); 2) сын Мушия, левит из потомков Мерари (1Пар 23:23). То же лицо, что и Иеримоф (7); 3) имя И. носили двое израильтян, расставшихся со своими женами-язычницами (Езд 10:26,27); 4) вениамитянин, сын Бехера (1Пар 7:8).

 

Иеривай

Иеривай ("Он (Бог) спорит, оспаривает"), сын Елнаама, один из храбрых у Давида (1Пар 11:46).

 

Иериил

Иериил [евр. Йериэл, возм., "Бог узрит"], потомок Фолы из колена Иссахара (1Пар 7:2).

 

Иеримоф

Иеримоф [евр. Йеримот]: 1) Вениамитянин, сын Белы (1Пар 7:7); 2) вениамитянин, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:5); 3) сын Емана, левит, певец, живший во времена Давида (1Пар 25:4,22); 4) сын Давида. Его женой была Авихаиль, дочь брата Давида Елиава. Дочь И. и Авихаили Махалафу взял в жены Ровоам, сын Соломона (2Пар 11:18; в Синод. пер. - Авихаиль - жена Ровоама); 5) смотритель в храме во времена Езекии (2Пар 31:13); 6) сын Азриила, начальник над коленом Неффалима во времена Давида (1Пар 27:19); 7) сын Мушия, левит из потомков Мерари (1Пар 24:30). То же лицо, что И. (2).

 

Иериофа

Иериофа [евр. Йериот, "убежище", "робость"], жена Халева (1Пар 2:18).

 

Иерихон.

Иерихон. Значение названия "И." неясно, обычно cчитается, что это слово происходит от евр. яреах = "луна", т.е. "город луны": 1) древнее хананейское поселение на Телль-эс-Султане, рядом с к-рым находится источник Елисея (4Цар 2:19-22). И. также называли "городом пальм" (см. цвет. вклейку 36; Втор 34:3; Суд 1:16; 3:13). При -> раскопках (IV,4) на Телль-эс-Султане были обнаружены остатки поселения, относящиеся к V тысячел. до Р.Х. Древнейшие свидет-ва присутствия здесь человека относятся, по-видимому, к среднему периоду каменного века (IX тыся-чел. до Р.Х). Кр. того, было установлено, что остатки стены, ошибочно датированной Дж. Гарстэнгом временем завоевания города Иисусом Навином, относятся к IV тыся-чел. до Р.Х. и что стена была уничтожена пожаром ок. 2350 г. до Р.Х. Город И. располагался в плодородной долине (Втор 34:3; 4Цар 25:5), вблизи гор (Нав 2:16,22), рядом с Иорданом, за к-рым простирались земли Моава (Чис 22:1). Близ И. проходила граница между уделами Ефрема и Вениамина (Нав 16:7). Город славился своими пальмами, а также производством бальзамов; был важным торг. центром. (См. ил. на стр. 207; 895 и цвет. вклейки 36; 37.) И. - первый из ханаан. городов, завоеванных израильтянами. Израильтяне захватили и полностью разрушили И., после того как стены города рухнули от звука свящ. труб (Нав 6). Территория И. была отдана во владение колену Вениамина (Нав 18:21). Вероятно, рядом с городскими разва-линами все же сохранилось некое поселение. Библия говорит, что "город пальм" был захвачен моавит. царем Еглоном и его союзниками (Суд 3:13); затем город упоминается во времена Давида (2Цар 10:5). Во времена Ахава Ахиил отстроил стены И., но за это поплатился своей жизнью и жизнью своих сыновей - так исполнилось проклятие, нало-женное Иисусом Навином (3Цар 16:34; Нав 6:25). Несколько позднее в И. действовала пророч. школа (4Цар 2:4,5). Возле И. вавилоняне пленили спасавшегося бегством Седекию (4Цар 25:5). Жители города находились в числе возвратившихся из вавил. плена (Езд 2:34) и участвовали в восстановлении иерусалимской стены под руководством Неемии (Неем 3:2); 2) новозаветный И. (Лк 10:30) с его амфитеатром, ипподромом, водо-проводом и дворцом был зимней резиденцией Ирода Великого. Он стоял юж. древнего И. - на берегу Вади-Келт. В окрестностях города, согл. Лк 19:1,4, росли смоковные деревья (инжир). В И. был исцелен слепой Вартимей (Мк 10:46). В наст. время Иерихон - это плодородный оазис, располож. у вост. подножия лишенных растительности гор и окруженный пальмовыми плантациями. Совр. город находится в 2 км юго-вост. Телль-эс-Султана и в 7 км зап. Иордана. И. расположен на 250 м ниже уровня моря, поэтому здесь установился субтропич. климат. См. цвет. вклейки 36; 38.

 

Иерия

Иерия [евр. Йерийя, Йерийяху, возм., "Яхве узрит"], левит, потомок Каафа, сын Хеврона (1Пар 23:19; 24:23; 26:31).

 

Иероваал

Иероваал [евр. Йеруббаал], прозвище -> Гедеона, означающее: "пусть Ваал спорит с ним" (Суд 6:32).

 

Иеровоам

Иеровоам [евр. Яровам, "да умножится народ"]: 1) сын Навата, ефремлянин из Цереды. Его мать Церуа рано овдовела. И. был одним из чиновников (надсмотрщиков) Соломона (3Цар 11:26). При строит-ве -> Милло он своим рвением обратил на себя внимание Соломона, поэтому царь поставил его смо-трителем над оброчными работниками из дома Иосифа (ст. 27,28). Пророк -> Ахия пред-сказал И. царствование над десятью коленами. Разорвав свои новые одежды, пророк отдал ему 10 из 12 кусков, сказав при этом, что Господь поддержит И. и укрепит его дом, если он проявит послушание Его воле и будет следовать Его заповедям (ст. 29-39). Видимо, И. планировал поднять восстание против Соломона (ст. 26), поэтому царь пытался его убить. Но И. бежал в Египет к фараону Сусакиму (Шешонку), где и оставался до самой смерти Соломона (ст. 40). После этого он от имени десяти колен вел переговоры с сыном Соломона Ровоамом в Сихеме (3Цар 12:3 и след.). После того как Ровоам дал безрассудный и резкий ответ, все колена, кроме Иуды и Вениамина, отказались от союза с ним и избрали И. царем Израиля (ст. 20,21). И.I царствовал в 926-907 гг. до Р.Х. Его резиденциями поочередно были Сихем, Пенуил на вост. берегу Иордана (3Цар 12:25) и Фирца (3Цар 14:17). Великим грехом И. стало установление в Вефиле и Дане золотых тельцов. Тем самым он подал дурной пример своим преемникам, также не чуждавшимся идолопоклонства, что в конце концов привело к падению Северного царства (ст. 16; 4Цар 17:21-23). Богослужение в Иерусалимском храме привлекало подданных И., и он опасался, что в силу этого они могут вернуться к Ровоаму (3Цар 12:26-30). Поэтому он построил капище на высоте и назначил из народа священников, к-рые не принадлежали к колену Левия (ст. 31). Кр. того, И. перенес праздник Кущей с 15 афанима, или тишри (сент./окт.), на 15-й день следующего месяца, була, или мархешвана (окт./ноябрь); -> Календарь. Он сам совершал жертвоприношения в Вефиле (ст. 32,33). Не только предсказание о грядущем наказании, сделанное одним из иуд. пророков (3Цар 13), но даже болезнь и смерть сына И. Авии (3Цар 14:1-18) не заставили царя покаяться (3Цар 13:33). Это упорство в грехе обрекло дом И. на полное истребление (ст. 34; 15:29,30), к-рое было предсказано пр. Ахией (3Цар 14:10,11). Авия, сын Ровоама, одержал решительную победу над И. Сила И. была сокрушена, и "поразил его Господь, и он умер" (2Пар 13:1-20). -> Авия (3 и 4); 2) сын израил. царя Иоаса, взошедший на трон ок. 797 г. до Р.Х. в качестве соправителя отца и после его смерти правивший единолично с 787 по 747 г. до Р.Х. В правление И.II Северное царство достигло своего наивысшего расцвета. И.II вернул все израил. земли - от Емафа до Мертвого моря, как это предсказывал пр. Иона (4Цар 14:25). Однако его успехи в области внешней политики, к-рые стали возможны лишь благодаря ослаблению Дамаска, оказались временными. Вскоре после смерти И.II Северное царство пало. Именно в годы правления этого царя народ переживал религ. и нравств. упадок. Пороки израил. общества, известные по книгам пр. Амоса и Осии, оскорбляли Бога. Сам И.II совершал поступки, неугодные Господу (ст. 24). О роскоши, богатстве и великолепии израил. аристократии времен И.II, описанных Амосом и Осией, свидет-вуют и археол. находки в Самарии. К этому же периоду относится найденная в Мегиддо печать из яшмы с превосходно выполненным изображением льва и надписью: "Сема, раб Иеровоама".

 

Иерохам

Иерохам: 1) левит, дед пр. Самуила (1Цар 1:1; 1Пар 6:27,34); 2) вениамитянин (1Пар 8:27); 3) вениамитянин из Гедора, два сына к-рого пришли к Давиду в Секелаг (1Пар 12:7); 4) отец начальника над коленом Дана во времена Давида (1Пар 27:22); 5) отец военач. Азарии, современника Иодая (2Пар 23:1); 6) вениамитянин, отец Ивнии, поселившегося в Иерусалиме после возвращения из вавил. плена (1Пар 9:8); 7) священник в Иерусалиме, отец Адаии (1Пар 9:12; Неем 11:12).

 

Иеруил

Иеруил (возм., "основанный Богом"), название пустыни. И. (2Пар 20:16) - это часть Иудейской пустыни, расположенная у возвышенности Циц, предположит. юго-вост. Фекои.

 

Иерусалим

Иерусалим. Первонач., возм., "основание (Божия) Салима"; в Библии толкуется как "основание мира".

 

I. НАЗВАНИЕ

Во времена Авраама И. назывался Салимом - "мир" (Быт 14:18; ср. Пс 75:3; Евр 7:2), при этом евр. название города звучит как Йерушалайим. В док-тах Телль-Амарнского архива И. упоминается как Уру-Салим. В ассир. надписях город называется Урусалимму; в греч. текстах встречаются две формы названия: Иерусалем и Гиеросолюма. Арабы в наши дни называют И. Эль-Кудсом - "святой" (см. Ис 52:1; Мф 4:5).

 

II. МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

А. И. расположен на склонах иуд. гор (Пс 86:2), вост. водораздела, на высоте около 760 м над уровнем моря, прим. в 25 км зап. северного побережья Мертвого моря. Известняковое плато, на к-ром стоит город, понижается к югу и разделяется проходящим с севера на юг, но в настоящее время почти полностью засыпанным, оврагом (Эль-Вад; у Иоси-фа Флавия - "долина сыроделов"). (См. цвет. вклейки 19; 39.) Вост. этой "долины сыроделов" расположены холм Офел (720 м) и гора Мориа (744 м), а зап. - Верхний город (772 м). Т.о., на тер. города наблюдается значит. перепад высот. На западе и юге И. отделен от окружающих его гор долиной Енномовой; от располож. на востоке Масличной горы (более 800 м) его отделяет Кедронская долина (см. цвет. вклейку 44).

 

Б. Хотя дороги из И. шли в разных направлениях, основные торговые пути находились в стороне от древнего города. Значение И. как главного города Израиля и Иудеи определяется не его географич. положением, а Божьим избранием: "Мое имя будет там" (3Цар 8:29; ср. Пс 67:17; -> Избрание (II,2а) -> Ковчег завета -> Давид -> Храм -> Соломон).

 

В. Единств. не пересыхавшим источником в окрестностях И. был Гион в Кедронской долине (совр. название - "источник Марии"). От него в город иевусеев был проложен водо-провод. Позднее вода из этого источника по-ступала в Силоамский пруд по наземному водопроводу, а затем - по туннелю, к-рый был вырыт по повелению Езекии. В том месте, где сходятся Енномова и Кедронская долины, находится источник грунтовых вод Рогель, или Драконов источник (совр. название - Бир-Эйюб, "колодец Иова"). Вокруг источника были сделаны многочисл. водосборники, в к-рые собирали дождевую воду с Масличной горы. Вероятно, еще в дорим. время были построены два водопровода длиной по 12 км, по к-рым в храм поступала вода из источника в -> Ефаме (1) - из т.наз. прудов Соломона (см. Еккл 2:6), располож. юго-зап. Вифлеема.

 

III. ИСТОРИЯ

А. Древнейший И. известен как город иевусеев - Иевус (Суд 19:10), или крепость Сион (2Цар 5:7). Не смогли изгнать иевусеев из И. сначала иудеяне, поразившие город мечом и предавшие его огню, а затем вениамитяне (Суд 1:8,21). Город располагался на холме у ис-точника Гион (юго-вост. часть совр. города), его площадь составляла 3 га. В результате археол. раскопок были обнаружены остатки укрепления. После того как Давид завоевал И., он назвал его своим именем (2Цар 5:9). Царь восстановил гор. стену (2Цар 5:9; 1Пар 11:8; ср. -> Милло). Соломон расширил Иерусалим на север, построив дворец, храм, прилегающие к нему здания (занимавшие площадь в 9 га), а также -> Милло, заполнив пустующие тер. в городе Давида (3Цар 11:27 - в Синод. пер. - "починивал повреждения"), т.е. застроив пустырь между дворцом и городом Давида у холма -> Офел. Кр. того, Соломон еще более укрепил стены города (3Цар 3:1; 9:15,24).

 

Б: 1) во времена правления царей площадь И. увеличилась еще на 9 га в сев.-зап. направлении; была построена "вторая часть" И. (4Цар 22:14; Соф 1:10 - в Синод. пер. - "другие ворота"), к-рая из-за своей формы получила название "ступа" (Соф 1:11; в Синод. пер. - "нижняя часть города"). Гор. стены и башни были заново укреплены и отремонтированы (2Пар 26:9; 27:3; 32:5; 33:14), но вплоть до вавил. -> плена И., вероятно, больше не расширялся; 2) в 925 г. до Р.Х. город был завоеван и разграблен фараоном Сусакимом (Шешонком) (3Цар 14:25,26), а ок. 843 г. до Р.Х. - филистимлянами и арабами (2Пар 21:16,17). Ок. 800 г. до Р.Х. городу угрожал сир. царь Азаил (4Цар 12:17,18). В 792 г. до Р.Х. израил. царь Иоас разрушил стену И. от Ефремовых до Угольных ворот - на четыреста локтей (4Цар 14:13). В 701 г. до Р.Х. город безуспешно осаждал Сеннахирим (Синаххериб) (4Цар 18-19), а после 648 г. до Р.Х. ассирийцы увели в плен царя Манассию (2Пар 33:11). В 609 г. до Р.Х. И. был захвачен фараоном Нехао (Нехо) (2Пар 36:3). Дважды И. захватывал Навуходоносор (в 605 и 597 гг. до Р.Х.; Дан 1:1,2; 4Цар 24:10 и след.) и наконец после двух лет осады окончат. разрушил его в 587 г. до Р.Х. (4Цар 25); -> Год (II) и цвет. вклейку 13.

 

В. Восстановление города началось после 538 г. до Р.Х. Ко времени Неемии, к-рый в 445 г. до Р.Х. заново отстроил гор. стены, относится первое описание иерусалимских укреплений. На прилагаемой схеме указаны ворота, существовавшие в то время в И. Номерами 1-4 обозначены не сохранившиеся (за искл. ворот, позже получивших название "ворота Долины") ко времени Неемии ворота города иевусеев; 5 - Овечьи (Неем 3:1; 12:39; Ин 5:2), или Вениаминовы, ворота (Иер 37:13; 38:7; Зах 14:10). Зап. их находились башни Меа и Хананэла (Неем 3:1; 12:39); 6 - Рыбные ворота (Неем 3:3; 12:39; 2Пар 33:14; Соф 1:10). Вероятно, именно они называются "первыми" в Зах 14:10 и "средними" в Иер 39:3; 7 - Старые (Неем 3:6; 12:39), или Угольные (Угловые), ворота (4Цар 14:13; Иер 31:38; 2Пар 26:9; Зах 14:10); 8 - Ефремовы ворота (4Цар 14:13; Неем 8:16). Считалось, что это те же ворота, что и Рыбные (6), однако, согласно Неем 12:38,39, Ефремовы ворота находились между Старыми воротами (7) и широкой стеной (ср. Неем 3:8, где об этом участке говорится: "И восстановили Иерусалим до стены широкой"). Этому не противоречит и 4Цар 14:13 (ср. 2Пар 26:9). За ши-рокой стеной стояла Печная башня (Неем 3:8, 11; 12:38); 9 - ворота Долины (Неем 2:13; 3:13; 2Пар 26:9), к-рые находились на месте зап. ворот Иевуса. Раскопки свидет-вуют о том, что этими воротами пользовались вплоть до эпохи Маккавеев; 10 - Навозные ворота (Неем 2:13; 3:13,14; 12:31), называемые также "воротами между двумя стенами" (4Цар 25:4) и "воротами Харшиф" ("ворота черепков", Иер 19:2); 11 - ворота Источника (Неем 2:14; 3:15; 12:37), рядом с к-рыми в Кедронской долине находился цар. источник (Неем 2:14), в наст. времени засыпанный землей; 12 - Водяные ворота (Неем 3:26; 8:1,16; 12:37); 13 - Конские ворота (Неем 3:28; 2Пар 23:15; Иер 31:40), внутр. ворота между храмовой площадью и Офелом; 14 - внутр. Темничные ворота (Неем 3:31, в Синод. пер. - "ворота Гаммифкад"; 12:39) находились, вероятно, сев.-вост. храма.

 

Г. Обнесение крепостной стеной верхнего города следует, вероятно (вопреки данным Иосифа Флавия), отнести к эллинистич. времени. Лишь в это время в других городах Палестины стали появляться кварталы площадью около или более 5 га (Аскалон, Самария), к тому же ни один из найденных на сегодняшний день остатков стены верхнего города не указывает однозначно на более ранний период. О существовании более древнего поселения в верхнем городе данных нет; маловероятным представляется предположение нек-рых ученых, что рядом с городом Давида выселенные из него иевусеи основали новое поселение. После того как тер. города увеличилась к юго-зап. на 45 га, И. достиг площади, к-рая сохранилась до новозаветного времени. После Александра Македонского И. стал типично греческим городом (332 г. до Р.Х.); в ходе войн, к-рые вели преемники Александра, а также во времена Маккавеев И. нередко переходил из рук в руки, а его укрепления то разрушались, то восстанавливались заново (см. Сир 50:1-4; III в. до Р.Х.).

 

Д: 1) в 63 г. до Р.Х. И. был завоеван рим. полководцем Помпеем. В 40 г. до Р.Х. город оказался в руках парфян, после чего в 37 г. до Р.Х. им овладел Ирод Великий. В годы его правления И. пережил новый расцвет. Ирод полностью перестроил -> храм (VI); на месте маккавейской крепости Барис (сев. храма) он построил крепость Антония, а в зап. части И. воздвиг свой дворец. Позднее этот дворец стал резиденцией рим. наместников на время великих иуд. праздников; скорее всего, именно здесь находились претория Пилата и -> Гаввафа. Ирод Антипа жил в И., вероятно, во дворце Хасмонеев, располож. вост. дворца Ирода. (О других примечат. местах И., связанных с жизнью и деятельностью Иисуса Христа, см. отдельные статьи); 2) последнее расширение И. на 30 (или даже 60) га предпринял Ирод Агриппа I. Он обнес пригород Везефу т.наз. третьей стеной, но вынужден был, под нажимом римлян, остановить строит-во. Полагают, что стена находилась на месте совр. сев. стены (построенной в XVI в.) или на месте остатков стены, обнаруж. на 500 м сев. ее. В 70 г. по Р.Х., во время иуд. войны, И. был полностью разрушен; Тит сохранил только часть зап. стены и три мощные башни дворца Ирода в качестве свидет-ва своей победы (цвет. вклейки 27; 41; 69). После второго иуд. восстания (132-135 гг. по Р.Х.) император Адриан на развалинах И. основал языч. город, колонию Элиа-Капитолина с храмом Юпитера на храмовой площади. Евреям вплоть до правления Константина было запрещено входить в И. В 638 г. по Р.Х. город был завоеван арабами, к-рые позднее воздвигли на храмовой площади мечеть Омара. Со времени Адриана древний Сион, город Давида, находится за юж. стеной. См. цвет. вклейку 40.

 

Иерусалим Небесный

Иерусалим Небесный -> Небесный Иеру-салим.

 

Иеруша

Иеруша (евр. "владение"), дочь Садока, жена царя Озии и мать Иоафама (4Цар 15:33; 2Пар 27:1).

 

Иесарела

Иесарела -> Ашарела.

 

Иесваал

Иесваал -> Иашовам (1).

 

Иесимон

Иесимон [евр. йешимон, "пустыня"], пустынная полоса недалеко от холма -> Гахилы. Местоположение И. точно не известно (1Цар 23:19,24; 26:1,3).

 

Иесод

Иесод ("основание"), вероятно, боковые ворота цар. дворца в Иерусалиме (2Пар 23:5), возм., те же самые, что и ворота Сур (4Цар 11:6).

 

Иессей

Иессей [евр. Йишай], сын Овида, внук Вооза и Руфи (Руфь 4:18-22). У И. было восемь сыновей, младшим из к-рых являлся Давид (1Цар 16:1-13; 17:12,14). В 1Пар 2:13-15 названы только семь из них (-> Елиав, 4). Их сестры Саруия и Авигея (ст. 16) были, согл. 2Цар 17:25, дочерьми другого отца. Когда Давид скрывался от Саула, его родители прибыли к нему в пещеру Адолламскую. В поисках убежища Давид привел их к моавит. царю (1Цар 22:1-4). В устах Саула (1Цар 20:27,30 и след.; 22:7 и след.,13) и Навала (1Цар 25:10) выражение "сын Иессеев" приобретает презрит. оттенок. Это позволяет предположить, что И. и члены его семейства не были родовиты и не пользовались известностью за пределами Вифлеема (см. также 2Цар 20:1; 3Цар 12:16). О потомках Иессея -> Давид.

 

Иессуи

Иессуи -> Ишви.

 

Иетеф

Иетеф [евр. Йетет, возм., "Он (Бог) даст"], потомок Исава, старейшина Едома (Быт 36:40; 1Пар 1:51).

 

Иетур

Иетур (возм., от "круг", "палаточный лагерь"), сын Исмаила (Быт 25:15; 1Пар 1:31; 5:19). Его потомками были кочевые племена итуреев. -> Итурея.

 

Иеуил

Иеуил [евр. Йеуэл, возм., "да очистит Бог"], еврей из колена Иуды и рода Зары, живший в Иерусалиме (1Пар 9:6).

 

Иеуй

Иеуй -> Иегу (4).

 

Иеус

Иеус -> Иеуш (1, 2, 5).

 

Иеуц

Иеуц, вениамитянин, сын Шегараима (1Пар 8:10).

 

Иеуш (Иеус)

Иеуш (Иеус) ("Он (Бог) поможет"): 1) сын Исава и Оливемы, старейшина Едома (Быт 36:5,14,18; 1Пар 1:35); 2) вениамитянин, сын Билгана (1Пар 7:10); 3) левит, потомок Гирсона, сын Шимея (1Пар 23:10,11); 4) вениамитянин, потомок Ионафана, сын Ешека (1Пар 8:39); 5) сын царя Ровоама (2Пар 11:19).

 

Иефер

Иефер [евр. Йетер, "сверх меры", "избыток" или кр. ф-ма от "Он (Бог) стал изобильным, даровал с избытком"]: 1) старший сын Гедеона (Суд 8:20); 2) сын Иады из колена Иуды; умер бездетным (1Пар 2:32); 3) еврей из колена Иуды, сын Езры (1Пар 4:17); 4) еврей из колена Асира (1Пар 7:38), видимо, то же лицо, что и Ифран, сын Цофаха (ст. 37); 5) отец Амессая (Амессы), военачальника Авессалома (3Цар 2:5,32), измаильтянин (1Пар 2:17); во 2Цар 17:25 он назван из-реелитянином, но, возм., это ошибка переписчика.

 

Иефонния

Иефонния -> Иефунни (1).

 

Иефунни (Иефонния)

Иефунни (Иефонния) [евр. Йефунне, возм., "Он (Бог) вновь милостиво обратился"]: 1) отец Халева из колена Иуды (Чис 13:7); 2) сын Иефера из колена Асира (1Пар 7:38).

 

Иеффай

Иеффай [евр. Йифтах, "Он (Бог) освободит, откроет"], галаадитянин, сын -> Галаада (2) и его наложницы. После того как братья изгнали И. из дома, он бежал в землю Тов (возм., это область сев.-вост. Галаада), где, собрав шайку разбойников, совершал набеги (Суд 11:1-3). К тому времени Господь в наказание за идолослужение отдал израильтян под власть филистимлян и аммонитян (Суд 10:6-8). Аммонитяне даже перешли Иордан и напали на колена Иуды, Вениамина и Ефрема (ст. 9). Израильтяне, раскаиваясь в своем грехе, обратились с мольбой к Господу, и Бог смилостивился над ними (ст. 10-16). Израил. войско собралось в Массифе (5), но у него не было предводителя. Тогда галаадские старейшины обратились к И. с просьбой принять командование (Суд 10:17,18; 11:4-11). Став вождем всего Израиля, И. отверг претензии аммонитян на вост. берег Иордана. Он сообщил им, что израильтяне отняли эти земли, на к-рых живут вот уже 300 лет, не у аммонитян, а у аморрейского царя Сигона (ст. 12-28). Но все же войны избежать не удалось. И., дав обет Господу, испросил у Него победу, после чего разгромил войско аммонитян (ст. 30-33). Он разбил и ефремлян, к-рые не могли смириться с тем, что слава победителей досталась колену Манассии, и, угрожая И., перешли Иордан (Суд 12:1-6). И. был судьей Израиля шесть лет, до своей кончины (ст. 7). (См. карту на стр. 188.) Нерешенным остается вопрос об обете И. Он сказал, что принесет Господу в жертву всесожжения первое, что "по возвращении (его) с миром от аммонитян... выйдет из ворот дома" его (Суд 11:30,31). Первой навстречу ему вышла его единственная дочь. С горя И. разодрал свои одежды, а затем отпустил дочь на два месяца, дабы она с подругами в горах оплакала свое девство (Суд 11:38). После этого "он совершил над нею обет свой" (ст. 39). Учитывая, что И. очень страдал, исполняя обет (ст. 35), нек-рые толкователи Библии считают, что он действительно принес дочь в жертву всесожжения. Однако израил. закон не допускает человеч. жертвоприношений; в нем содержатся предписания о денежном выкупе за людей, посвящ. Господу (Лев 27:1-8). Поэтому другие исследователи считают, что И., восхваляемый в 1Цар 12:11 и Евр 11:32, смог избежать букв. исполнения обета. Существует и третья т.зр.: безбрачие и пожизненное служение дочери И. при -> Скинии (см. Суд 11:39) - такая же жертва Господу, как и жертва всесожжения. Однако такое толкование представляется менее убедительным, чем предыдущие.

 

Иехдия (Иедия)

Иехдия (Иедия) [евр. Йехдеяху, "да возрадуется Яхве"]: 1) левит, современник Давида (1Пар 24:20); 2) меронифянин, надсмотрщик над ослицами Давида (1Пар 27:30).

 

Иехиел (Иехиил, Иеиел)

Иехиел (Иехиил, Иеиел) [евр. Йехиэл, "Бог живой, творящий"]: 1) левит, игравший на псалтири и сопровождавший ковчег завета в Иерусалим. Позже он играл на псалтири в скинии, к-рую царь Давид соорудил в качестве временного святилища для ковчега (1Пар 15:18,20; 16:5); 2) левит из рода Гирсона, сын Лаедана, живший во времена Давида (1Пар 23:8). Его потомки "смотрели за сокровищами дома Господня", т.е. за сокровищницей храма (1Пар 26:21,22); 3) сын Хахмония, современник Давида (1Пар 27:32); 4) сын Иосафата (2Пар 21:2-4); 5) священник, современник царя Иосии (2Пар 35:8); 6) отец Овадии, возвратившегося из вавил. плена вместе с Ездрой (Езд 8:9); 7) отец Шехании, сын Елама (Езд 10:2), возм., тот же израильтянин, к-рый отпустил свою жену-язычницу (Езд 10:26); 8) священник, расставшийся с женой-язычницей (Езд 10:21); 9) левит, со-временник царя Езекии (2Пар 31:13). Возм., то же лицо, что и И. (10); 10) левит, потомок певца Емана, живший во времена Езекии (2Пар 29:14). Возм., то же лицо, что и И. (9).

 

Иехиил

Иехиил -> Иехиел (2, 3, 5, 7, 8).

 

Иехия

Иехия ("Яхве живой" или "Яхве живет"), придверник у ковчега завета, современник царя Давида (1Пар 15:24).

 

Иехолия

Иехолия [евр. Йехолья, Йехольяху, "Яхве явил свое могущество" или "Яхве смог"], жена иуд. царя Амасии, мать Озии (4Цар 15:2; 2Пар 26:3).

 

Иехония

Иехония ("Яхве укрепит, установит"), сын и преемник иуд. царя Иоакима (1Пар 3:16,17; Есф 2:6; Иер 24:1; 27:20; 28:4; 29:2; 22:24,28; 37:1; Мф 1:11,12). Его мать Нехушта была дочерью Елнафана (4Цар 24:8), одного из видных вельмож Иоакима (Иер 26:22; 36:12,25). Когда И. взошел на престол, ему было 18 лет (4Цар 24:8; 2Пар 36:9); его правление продолжалось недолго - три месяца и десять дней (2Пар 36:9; ср. Иосиф Флавий, Иудейские древности, X,11). Как и его отец, И. совершал богопротивные поступки. Когда Навуходоносор в наказание за отпадение Иоакима выступил против Иерусалима и осадил город (598/597 гг. до Р.Х.), И. вышел к нему вместе с матерью, слугами, князьями и евнухами. Его схватили и вместе со всеми вельможами и воинами, плотниками и кузнецами отвели в Вавилон, прихватив при этом сокровища храма и цар. дворца. Навуходоносор посадил на иерусалимский престол дядю И. Матфанию, дав ему имя Седекия (4Цар 24:10-17; ср. также Иер 22:24-30). После 37-летнего заключения в Вавилоне И. был помилован царем Евилмеродахом в год его восшествия на престол (562 г. до Р.Х.); Евилмеродах возвысил И. по сравнению с другими царями, жившими при вавил. дворе, и назначил ему содержание (4Цар 25:27-30; Иер 52:31-34). Библ. сведения о времени пленения И. были подтверждены археол. раскопками. В Вавилоне, возле ворот Иштар, было обнаружено около 300 глиняных табличек, на к-рых указано количество масла, ячменя и другого продовольствия, ежемесячно выдававшегося пленникам и ремесленникам в Вавилоне и его окрестностях. На четырех табличках, одна из к-рых предположит. датируется 592 г. до Р.Х., указано, что масло предназначено "для Яукина, царя земли Яхуд", "для пяти сыновей царя земли Яхуд" и "для восьми людей из земли Яхуд", при этом добавляется: "лично в руки Канаме" (вероятно, слуге). След., в 1Пар 3:17 имеются в виду сыновья И., а не его внуки, как предполагают нек-рые ученые. Из этого можно заключить, что первые пять сыновей И. родились до 592 г. до Р.Х., причем старший -> Салафиил - не позднее 598 г. до Р.Х. На клейме, обнаруженном на трех ручках от кувшинов, найденных археологами в Бет-Шемеше (Вефсамисе) и Кирьят-Сефере (Давире), написано: "При-надлежит Елиакиму, управляющему Яуки-на". Это позволяет предположить, что в то время, пока И. находился в плену, цар. имуществом распоряжался Елиаким, а Седекия в ожидании возвращения своего племянника (на что надеялись все жители Иудеи - Иер 28:3,4) не стал присваивать себе собственность законного царя.

 

Иецер

Иецер ("изображение"), сын Неффалима (Быт 46:24; Чис 26:49; 1Пар 7:13). Его потомки образовали один из родов колена Неффалима.

 

Иешана

Иешана (евр. "древний"), город, завоеванный Авией в войне с Иеровоамом (2Пар 13:19). Вначале ученые полагали, что И. находилась на месте Айн-Синджа, на полпути между Иерусалимом и Наблусом (Сихемом). У.Ф.Олбрайт считал, что И. - это Бурдж-эль-Исане, располож. сев.-зап. Баал-Хацора, в 25 км от Иерусалима.

 

Иешевав

Иешевав (евр. "жилище отца"), глава 14-й чреды священников во времена Давида (1Пар 24:13).

 

Иешер

Иешер (кр. ф-ма от "Он (Бог) явил свою справедливость"), сын Халева и внук Есрома (1Пар 2:18).

 

Иешишай

Иешишай (возм., "дряхлый", "старик"), гадитянин, живший в Васане (1Пар 5:14).

 

Иешуа (Иешуй, Иисус)

I. [евр. Йехошуа, "Господь-спаситель", или "спасение Господне"]: 1) житель Вефсамиса, на поле к-рого остановилась колесница с ковчегом завета, возвращенным филистимлянами (1Цар 6:14,18); 2) градонач. Иерусалима во времена царя Иосии (4Цар 23:8); 3) предок Иисуса Христа (Лк 3:29 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; в Синод. пер. - Иосия).

 

II. [евр. Йешуа, другая, более поздняя, ф-ма евр. имени Йехошуа: "Господь есть помощь, спасение"]: 1) глава 9-й чреды священников во времена Давида (1Пар 24:11). Потомки И. упоминаются среди пленников, вернувшихся из Вавилона (Езд 2:36; Неем 7:39); 2) левит, современник Езекии (2Пар 31:15); 3) сын Иоседека, вернувшийся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:2; Неем 7:7; 12:1,7,10). Будучи первосвященником, И. устроил жертвенник всесожжения, положил начало регулярным богослужениям, начал строит-во храма (Езд 3:2-9), отказавшись при этом от помощи иноплем. поселенцев (Езд 4:3). В пророчествах Аггея и Захарии, побудивших израильтян возобновить прерванное строит-во храма (Езд 5:2), И. была обещана помощь Господа (Агг 1:1,12,14; 2:2,4; Зах 3:1-10; 6:11-13); 4) израильтянин, потомки к-рого вернулись из вавил. плена (Езд 2:6; Неем 7:11); 5) левит, потомки к-рого вернулись из вавил. плена (Езд 2:40; Неем 7:43). Возм., то же лицо, что и в Неем 12:8,24. Левит И. упоминается также в связи с чтением Закона Ездрой (Неем 8:7; 9:4,5); другой левит И., сын Азании, подписал обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:9). Нельзя точно сказать, о скольких людях здесь идет речь; 6) отец левита Иозавада, современ-ника Ездры (Езд 8:33); 7) отец Езера, начальника Мицфы, помогавшего восстанавливать стены Иерусалима (Неем 3:19); 8) селение в Иудее (Неем 11:26), совр. Телль-эс-Саве (новоевр. Телль-Иешуа), в 15 км сев.-вост. Вирсавии. -> Иисус Навин -> Иисус Христос -> Иисус.

 

Иешуй

Иешуй -> Иешуа.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 163.