Злодеяние, дерзновение, преступление, неправда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Злодеяние, дерзновение, преступление, неправда. Так переводятся различные евр. и греч. слова, значение к-рых можно определить как "преднамеренное согрешение, преступление, злой умысел, дерзость" (Быт 6:11; 2Цар 6:7; Ам 1:3,6,9,11,13; Откр 18:5 и т.д.). Выражение "сделать дерзкою рукой", встречающееся в Чис 15:30, означает совершить грех преднамеренно с целью противления Богу и Его Закону. Такое противление Богу не могло быть искуплено жертвоприношением. -> Жертва.

 

Злоречие

Злоречие -> Хула, злословие, злоречие.

 

Злословие

Злословие -> Хула, злословие, злоречие.

 

Злословить

Злословить -> Брань, бранить, злословить.

 

Змей, дракон, крокодил

Змей, дракон, крокодил: 1) евр. слово танним (в Септуагинте - "дракон"), передаваемое в Синод. пер. как "змей", "дракон" или "крокодил", обозначает, как правило, морское чудовище (Пс 73:13; Иез 29:3; 32:2). Почти идентичное значение имеют слова -> левиафан и -> Раав (2). Слово танним встречается в Быт 1:21, Иов 7:12, Пс 148:7 (в Синод. пер. - "рыбы"), а в Иер 14:6 словом танним названы шакалы. В Исх 7:9 и след.,12; Втор 32:33 и Пс 90:13, вероятно, имеются в виду ядовитые змеи. В мифологии, и особенно в мифах о сотворении мира, важную роль играет дракон, олицетворяющий силу, враждебную одному из богов или верховному божеству. Так, и в ВЗ дракон (крокодил) символизирует ярость фараона (Иез 29:3; 32:2), Навуходоносора (Иер 51:34), а также любую силу, выступающую против Господа и стремящуюся уничтожить Божий народ (Израиль). В Пс 73:13 тоже улавливается мотив борьбы с чудовищами. В ВЗ указывается на то, что драконы (танним) были сотворены Богом (Быт 1:21, в Синод. пер. - "рыбы"), поэтому они не божества, а Божьи творения (здесь употреблен евр. глагол бара, обозначающий Божье творение из ничего). В Пс 103 о левиафане говорится следующее: "Этот левиафан, которого Ты сотворил играть в мо-ре..."; т.о., чудовища явно рассматриваются как творения Бога, полностью находящиеся в Божьей власти. "Огненное чудовище" -> Змея (I,6); 2) в НЗ дракон, или древний змей, фигурирует как образ сатаны. Это свирепое чудовище получит власть над всей землей, но в конце концов оно будет сковано и брошено в бездну (Откр 12:3 и след.; 16:13; 20:2,3).

 

Змей, медный

Змей, медный, изваяние З., сделанное из меди или бронзы, к-рое Моисей выставил в пустыне, вероятно, в районе -> Пунона, на высоком шесте. Все израильтяне, ужаленные змеями, к-рых Господь послал им в наказание, спасались, взглянув на медного З. (Чис 21:1-9). С этим ветхозаветным событием Иисус сравнивает Свою крестную смерть и ее спасит. действие (Ин 3:14). Этого медного З. израильтяне сохранили на память и принесли с собой в Ханаан. Во времена царя Езекии его называли Нехуштаном, "медным змеем", и поклонялись ему как истукану, принося перед ним жертвы курения (4Цар 18:4). Поэтому Езекия распорядился уничтожить его. -> Изображение (II) -> Идол, идолослужение.

 

Змея

Змея. В Палестине распространены различные виды З., самая большая из к-рых достигает в дл. более 2 м.

 

I. Библ. слова, обознач. З. как общее понятие [евр. нахаш; греч. офис], в переводах на рус. язык обычно передаются словом "змея". Наряду с этим существует еще целый ряд более определ. обозначений, к-рые, как это происходит со многими названиями животных в Библии, нельзя однозначно отождествить с определ. видами (см., напр., Ис 59:5: из яиц цифони выползает эфэ). Значение корней слов и контекст, в к-ром употребляются отдельные слова, позволяют сделать след. предположения: 1) евр. пэтэн (в Синод. пер. - "аспид", "змея"), опасная (Пс 90:13), ядовитая З. (Втор 32:33; Иов 20:14,16; Пс 57:5; Ис 11:8): рогатая гадюка (Cerastes cornutus), родств. гадюке обыкнов., достигающая в дл. 60-75 см, ядовитая З. песочной окраски с широкой сплющ. головой, на к-рой видны два маленьких рога. Она часто встречается в песках по всей Северной Африке и Палестине. По нек-рым предположениям пэтэн - это аспид (настоящий) (см. ниже, I,3), на что указывает Пс 57:5 и след., где пэтэн упомянут как З., к-рую использовали при заклинании. Заклинатели З. (ср. Еккл 10:11; Иер 8:17) в совр. Египте, как, вероятно, и в древности, чаще всего работают с аспидами; 2) евр. цефа, или цифони (в Синод. пер. - "змея", Ис 11:8; 59:5; "аспид", Ис 14:29; Притч 23:32; "василиск", Иер 8:17) - ядовитая З. (Ис 11:8). Это распростр. в Малой Азии, Сирии и Палестине вост. гадюка (Vipera xanthina), светло-серая ядовитая З., длиной до 1 м; 3) евр. эфэ (в Синод. пер. - "аспид", Ис 30:6; "ехидна", Иов 20:16; Ис 59:5), ядовитая З. (Иов 20:16) - состоящий в близком родстве с индийской коброй аспид (настоящий) (Naja haje). Это ядовитая З. желтоватой окраски, длиной до 2,5 м; ее изображение можно часто видеть на др.-егип. скульптурах как лобное украшение фараонов (см. ил. на стр. 286; 410; 1003, кр. того, см. выше, I,1). По предположениям других исследователей, эфэ - это песчаная эфа (Echis сarinatus), вид, сходный с рогатой гадюкой; 4) евр. шефифон (Быт 49:17, в Синод. пер. - "аспид"): это Zamenis diadema, ядовитая змея, длиной до 1,8 м, к-рая распространена на тер. от сев. Африки до сев. части Индии; 5) евр. киппоз (Ис 34:15, в Синод. пер. - "летучий змей") может обозначать зап. удавчика (Eryx jaculus), неядовитую З. длиной до 80 см, к-рая распространена в песчаных областях сев. Африки и зап. части Азии; 6) евр. сараф ("жгучий") обозначает в Чис 21:6,8 ядовитых З., к-рых Бог послал на народ Израиля в виде наказания, и медного змея, к-рого изготовил Моисей. Согл. Втор 8:15, где сараф (в Синод. пер. - "василиск") упомянут в одном ряду со скорпионом, под этими "жгучими" З. могут подразумеваться ядовитые З.; "жжение" от укуса ядовитой З. могло дать обозначение змеиному яду и ядовитым З. вообще. Места в Библии, подобные Ис 14:29; 30:6, где упоминаются летучие серафимы (мн.ч. от сараф, в Синод. пер. - "летучий дракон", "летучая змея"), а также Ис 6:2,6, где это слово обозначает шестикрылое существо, стоящее у престола Божьего (в Синод. пер. - "серафим"), явно говорят не об обычных З., а, возм., указывают на существа наподобие дракона или -> левиафана. Исаия использует здесь распростр. в народе представления, чтобы описать -> серафимов, к-рых он видел у престола Господа в своем видении (Ис 6:2,6); 7) евр. хомэт -> ящерица.

 

II. З. нередко олицетворяет коварство и зло (Пс 139:4; Мф 3:7; 23:33), опасность (Быт 49:17), хитрость (Мф 10:16). Ядовитый укус змеи символизирует гибель (Втор 32:33; Пс 57:5; Ис 30:6; Мф 7:10; Откр 9:19), прежде всего внезапную (Иов 20:14,16; Притч 23:32; Еккл 10:8; Ис 59:5; Ам 5:19). З. неоднокр. упоминаются как орудия кары Господней (Чис 21:6; Втор 32:24; Иер 8:17). В образе З. к Адаму и Еве подступило искушение (Быт 3:1 и след.), но в определ. время сатана, этот "древний змий", будет низвержен (Откр 12:9,14 и след.; 20:2).

 

Знак, знамение

I. З. - это внешний признак ч.-л., выражение принадлежности к ч.-л., напр. З. подлинности (2Фес 3:17); опознавательный З. (Исх 12:13). Воен. походные З. различия: -> Знамя (2).

 

II. Знамение - это действие откровения Божьего, призв. подтвердить и укрепить веру (Исх 3:12; Суд 6:17) или пробудить ее (Исх 4:1-9; Ин 2:23). Это также свидет-во о грядущем (Быт 9:12 и след.; Исх 3:12). Знамение может быть в З. воспоминания и завета (Быт 9:12-17; 17:11; Исх 31:16 и след.; Иез 20:12,20). Но знамения - это и чудеса сатанинских сил, к-рые могут отдалять от Бога (Втор 13:2 и след.; Мф 24:24; 2Фес 2:9; Откр 13:13 и след.; 16:13 и след.). -> Чудо.

 

III. "Знамения времени" (Мф 16:3; ср. Лк 12:56) - это историч. события и процессы, к-рые знаменуют собой священно-историч. действие Бога и созревание мира для суда (ср. Мф 24:3 и след.; Мк 13:4 и след.; Лк 21:7 и след.), но могут быть познаны и истолкованы только через веру.

 

IV. Иисус говорит фарисеям и саддукеям, требующим от Него особого "знамения с неба", к-рое удостоверило бы, что Он - Мессия (Мф 16:1), о З. пр. Ионы (Мф 12:39-41; 16:4; Лк 11:29 и след.,32). Слова Мф 12:40 об этом З. нужно понимать как прообраз смерти и воскресения Иисуса. Благовествование Иису-са было тогда единств. З., данным иудеям. Во всяком случае, ссылка на З. Ионы означает отказ Иисуса от демонстрации чуда как доказат-ва Своего мессианства. Иисус указывает Своим скептически настроенным противникам на необходимость веры в Его проповедь и в благовествование о Его воскресении (ср. Деян 2:32,36 и 1Кор 1:22-24).

 

Знамя

Знамя: 1) для обозначения З. различных воинских соединений в евр. яз. существуют два слова. Словом дегел называются З. четырех ополчений Израиля, каждое из к-рых включало три колена (-> Стан; Чис 1:52; 2:2; 10:14; см. также Пс 19:6; Песн 2:4). Кр. того, в Чис 2:2 упоминаются знаки [евр. от] отдельных колен. По виду эти знаки, вероятно, напоминали воен. штандарты египтян и ассирийцев. См. цвет. вклейку 90;

 

2) евр. слово нес означает сигнал или воен. знак (Исх 17:15; Пс 59:6; Ис 31:9), выставлявшийся либо на открытом возвыш. месте (Ис 13:2; 18:3; 30:17), либо на гор. стене (Иер 51:12). О том, как выглядели эти знаки, неизвестно; 3) дымовые (Суд 20:38,40) или световые (Иер 6:1) сигналы называются на евр. яз. словом масет, к-рое встречается в Лахисских письмах; 4) евр. слово нес, в случае если оно употребляется по отношению к кораблям, можно понимать как парус или, возм., флаг (Ис 33:23; Иез 27:7).

 

Знание

 

I. ПОЯСНЕНИЯ К ПОНЯТИЮ

Евр. яда, переведенное в Септуагинте как гиноскейн, имеет несколько значений: "узнавание", "осведомленность о чем-либо", "познание". От узнавания и восприятия путь ведет к З., а затем к глубочайшему проникновению в суть вещей: к -> познанию.

 

II. БОЖЬЕ "ЗНАНИЕ"

Всемогущий и всеведущий Бог знает о человеке все. Ему известны не только поступки каждого отдельного человека, но и его тайные мысли (Исх 33:12; 3Цар 8:39; Иов 23:10; Пс 1:6; 36:18; 102:14; Ин 2:24). Человеку следует каяться и смиряться (Пс 102:14; 138:1; Ис 1:3; ср. послания ангелам церквей в книге Откровения, начинающиеся словами: "Знаю дела твои", Откр 2:2,9, 13,19; 3:1,8,15), поскольку Господь знает не только о его недостойных поступках, но и о тайном позоре и обличает грех, в к-ром чело-век не признается. Но вместе с тем З. Богом нашей вины должно вызывать у нас радость и благодарение Ему, т.к. в этом содержится предпосылка нашего очищения (Наум 1:7).

 

III. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ "ЗНАНИЕ"

З. о Боге, к-рое Адам вынес из Едемского сада, оказалось утраченным, так как человек отвернулся от Бога. Точно так же и то З. о Боге, к-рое израильтяне получили во время странствования по пустыне, было утеряно ими из-за идолопоклонства (Суд 2:10 и след.; Ис 1:3; Иер 31:32). Но обетованное Богом (Иер 31:34) исполнилось в Иисусе (Евр 8:10 и след.): через -> откровение Божье в Иисусе Христе человек смог узнать Бога как Он есть (Ин 14:7-9; 1Тим 3:16). Это З. не стало преимуществ. правом мудрых, оно доступно для всех, и даже прежде всего для тех, кто в глазах мира выглядит немудрым (1Кор 1:26-31), но призван к истинной мудрости (Иер 9:23 и след.).

 

Золотая дощечка (пластинка) на челе

Золотая дощечка (пластинка) на челе -> Первосвященник.

 

Золото

Золото: 1) драг. металл, к-рый в ветхозаветные времена ввозился в Палестину из Хавилы (Быт 2:11), Савы (3Цар 10:1 и след.), Аравии (Пс 71:15) и Офира (3Цар 9:28). В евр. языке для обозначения З., помимо наиб. употребит. слова захав, используются слова сегор (Иов 28:15), кетем (Иов 28:16,19; Пс 44:10 и др.), харуц (Зах 9:3 и др.) и паз (Пс 20:4 и др.), однако смысловые значения этих слов сегодня неизвестны; 2) с древнейших времен из З. делали ювелирные украшения (Быт 24:22). Много З. использовалось при постройке скинии, при изготовлении предназнач. для нее утвари (Исх 25) и первосвященнич. одеяний (Исх 28), и особенно при строит-ве храма во времена Соломона (1Пар 22:14; 2Пар 3:4-9; 4:7 и след.,19-22); вероятно, у Соломона имелись большие запасы этого металла (3Цар 10:14-19). Золотая храмовая утварь стала добычей Навуходоносора (4Цар 25:15; Дан 5:2 и след.), но была возвращена евреям царем Киром (Езд 1:7-11; 5:14). См. цвет. вклейки 20; 21; 3) в Библии З. часто упоминается как символ духовного богатства. Цена самого чистого З. ничтожно мала по сравнению с ценой исходящей от Бога мудрости (Притч 3:14; 8:10,19), Божьего Закона (Пс 118:72,127), разумных речей (Притч 20:15), доброй славы (Притч 22:1), христ. веры (1Пет 1:7) и искупит. крови Христа (1Пет 1:18 и след.). В 1Кор 3:12 З. названо в числе "строительных материалов", к-рые в Судный день пройдут испытание огнем. Совершая суд, Господь будет, подобно золотых дел мастеру, плавить и очищать З. (Мал 3:2,3), "дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего ... золота" (1Пет 1:7; Откр 3:18). В Иак 5:3 никчемность земного богатства подчеркнута образом "изоржавевшего" З. Но Небесный Иерусалим - это "чистое золото, как прозрачное стекло" (Откр 21:18,21).

 

Золотой телец

Золотой телец. На горе Синай Бог передавал Моисею Свои повеления (Исх 25-31) и две скрижали с заповедями. Поддавшись на уговоры израильтян, брат Моисея, Аарон, изготовил для них идола - З.Т. (Исх 32:1-6). Моисей сжег З.Т., растер пепел, смешал с водой и эту воду дал пить израильтянам (ст. 20). По его повелению левиты учинили в стане израильтян суровый суд (ст. 25-29); позднее Божья кара за грех идолослужения пала на весь народ Израиля (Исх 32:34 и след.; Чис 14:22 и след.). Изготовление З.Т. и поклонение ему считалось великим грехом и безого-ворочно осуждалось (ср. Втор 9:8-21; Неем 9:18; Пс 105:19-23). Далее в Библии не говорится о поклонении подобным изображениям - до тех пор, пока Иеровоам, сын Навата, не повелел изготовить двух З.Т. и установить одного в Вефиле, а другого - в Дане (3Цар 12:28 и след.). Этот грех отразился на его потомках, став одной из причин гибели Северного царства (4Цар 17:21-23; ср. -> Иеровоам -> Высота).

 

Поклонение изображениям тельцов или быков было культовой формой, распростр. и у других семит. народов, причем бык (или телец), вероятно, воспринимался не столько как собственно божество, сколько как символ могущества к.-л. божества. Аарон, а позднее Иеровоам, стремились с помощью З.Т. выразить могущество Бога. На это же указывает и имя Эгельяху ("Бык Господень"), нацарапанное на черепках, найденных в -> Самарии. В различных языч. изображениях фигура быка служит подножием для самого божества; поэтому, может быть, и Аарон, и Иеровоам намеревались создать престол для невидимого, не поддающегося изображению Бога Израиля. Вместе с тем, различные формы почитания быка, с к-рыми израильтяне познакомились в Египте, особенно культ бы-ка Аписа, могли повлиять на их представления о божестве, к-рые и привели к изготовлению З.Т.

 

Зоровавель

Зоровавель [евр. форма от аккадск. Зеру-Бабили, "семя (потомство) вавилонское"], сын -> Салафиилов, иуд. князь, к-рого перс. царь Кир в 538 г. до Р.Х. назначил областеначальником Иудеи. В Езд 1:8,11; 5:14,16 он офиц. назван своим вавил. именем Шешбацар. Ряд исследователей выражали сомнения относительно тождественности этих лиц; высказывались предположения о том, что Шешбацар является предшественником Зорова-веля. Но сравнение Езд 5:16 с 3:2,6,8 и Зах 4:9 не оставляет сомнений, что речь идет об одном и том же лице. Вместе с первосвященником Иисусом Зоровавель привел в Иерусалим возвращающихся из плена иудеев (Езд 2:1 и след.; Неем 12:1-9), восстановил богослужение (Езд 3:1-5) и в 537 г. до Р.Х. приступил к строит-ву храма (ст. 6-13). Но в результате сопротивления чужеземных племен, переселенных ассирийцами в Палестину, работы приостановились (Езд 4:1-5). Они были возобновлены и доведены до конца только во времена пророков Аггея и Захарии - в 520 г. до Р.Х. (Езд 5:1 и след.; Агг 1:1,14; Зах 1:1; 4:6-10). После освящения храма в 515 г. до Р.Х. было упорядочено служение левитов и священников (Езд 6:14-18; Неем 12:47). За этим последовало празднование Пасхи (Езд 6:19-22). О дальнейшей деят-сти Зоровавеля и продолжительности его наместничества ничего не известно. Когда впоследствии Неемия решил "собрать знатнейших и начальствующих и народ, чтобы сделать перепись", то обнаружил запись произведенной при З. переписи вернувшихся вместе с ним из плена (Неем 7:5-7; ср. Езд 2). В НЗ Зоровавель упомянут в обоих родословиях Иисуса (Мф 1:12 и след.; Лк 3:27).

 

Зохеф

Зохеф (возм., от "подвижный"), сын Ишия из колена Иуды (1Пар 4:20).

 

Зрелище.

Зрелище. Так в Синод. пер. передано греч. слово театрон = театр. В Деян 19:29,31 этим словом назван амфитеатр в Эфесе (см. цвет. вклейку 22). Такие театры были в каждом греч. и эллинистич. городе (-> Иерусалим -> Петра -> Самария). Здесь проходили представления и спортивные игры (-> Позорище, II), а также народные собрания (см. ст. 39 и след.). Напротив полукруглой сценич. площадки находились поднимающиеся кверху и располож. полукругом ряды для зрителей, к-рые завершались зданием, предназнач. для переодевания актеров [греч. скене]. Амфитеатры нередко вмещали 20-30 тыс. зрителей. Наряду с амфитеатрами существовали круглые сооружения без скене (напр., Колизей в Риме). См. цвет. вклейки 15; 62.

 

Зузимы

Зузимы, народ в Гаме, побежд. Кедорлаомером (Быт 14:5). Их отождествляют с -> замзумимами.

 

Зуй

Зуй -> Цапля.

 

 

 

 

 

Иаазиил (Азиил)

Иаазиил (Азиил) [евр. Яазиэл], левит, современник Давида, привратник и певец при скинии (1Пар 15:18,20).

 

Иаазия

Иаазия [евр. Яазияху, возм., от араб. "да напитает Бог"], сын левита Мерари, отец Шогама, Заккура и Иври (1Пар 24:26,27; имя Бено (= "сын его") появилось в Синод. пер. в результате ошибки переводчика. Следует читать: "у Иаазии, сына его: Шогам и Заккур и Иври"). Как И., так и его потомки более нигде не упоминаются (см. Исх 6:19; 1Пар 23:21-23).

 

Иаакан

Иаакан [евр. Якан, "опечаленный"], гадитянин, уроженец Васана (1Пар 5:13).

 

Иаала

Иаала [евр. Яала, "серна"], один из рабов Соломона; его потомки возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:56; Неем 7:58).

 

Иаанай

Иаанай [евр. Янай, "Он (Бог) ответит"], гадитянин, живший в Васане (1Пар 5:12).

 

Иаарешия

Иаарешия [евр. Яарешья, "Яхве взрастит"], вениамитянин, живший в Иерусалиме (1Пар 8:27).

 

Иаасай

Иаасай [евр. Яасо, "да сотворит Он (Бог)"], израильтянин, оставивший свою иноплем. жену (Езд 10:37).

 

Иаасиил

Иаасиил -> Иасиел.

 

Иааца (Яаца)

Иааца (Яаца), моавитский город, лежащий на плоскогорье вост. Иордана (Чис 21:23; Втор 2:32; Суд 11:20). И. вошла в удел Рувима (Нав 13:18), но позже была снова завоевана моавитянами (Ис 15:4). Согл. Ономастикону (список геогр. названий) Евсевия Кесарийского, этот город лежал между Дивоном и Медевой; А.Музиль предполагал, что он располагался на месте Умм-эль-Валид, в 12 км юго-вост. совр. Мадабы; Ф.М.Абель отождествлял его с руинами Джалул, находящимися в 5 км вост. города. См. карту на стр. 444.

 

Иабец (Иавис)

Иабец (Иавис) [евр. Ябец, возм. "боль", "печаль"]: 1) местность в уделе Иуды (1Пар 2:55); где был расположен И., доподлинно не известно; 2) израильтянин из колена Иуды. Мать дала ему имя И., т.к. родила его в муках. И. был "знаменитее своих братьев". Ему было ниспослано Божье благословение, после того как он, еще будучи ребенком, вознес Богу свою молитву (1Пар 4:9,10).

 

Иавал

Иавал [евр. Явал, "поток" или "умножение"], сын Ламеха, брат Иувала (Быт 4:20); его потомки были кочевниками.

 

Иаван

Иаван -> Яван.

 

Иавин

Иавин [евр. Явин, "разумный"]: 1) царь Асора (Хацора), к-рый в союзе с другими царями сражался при водах Меромских с Иисусом Навином, но потерпел поражение. Асор был сожжен, а И. убит (Нав 11:1-10); 2) другой царь Асора (Хацора), правивший позднее своего тезки и жестоко угнетавший израил. народ; вероятно, потомок Иавина (1). Его полководец Сисара был побежден Деворой и Вараком и убит Иаилью. Затем и сам И. был побежден израильтянами (Суд 4; 5; Пс 82:10).

 

Иавис

Иавис -> Иабец (2).

 

Иавис Галаадский

Иавис Галаадский [евр. Явеш, "высох-ший"], город в Галааде. Его жители были поражены за то, что не участвовали в войне против вениамитян. Израильтяне увели 400 девушек и отдали их в жены оставшимся в живых вениамитянам (Суд 21:6-14). Позднее, когда И.Г. был осажден аммонитянами, Саул поспешил ему на помощь и разбил осаждавших (1Цар 11:1-11). В благодарность за это жители города после смерти Саула сняли его тело и тела его сыновей со стены Бефсана и с честью погребли их останки (1Цар 31:12,13). См. карту на стр. 408.

 

Иавнеил (Иавнея)

Иавнеил (Иавнея) (возм., "Божие строение" или "Бог строит"): 1) город на севере удела Иуды (Нав 15:11), к-рый называли также Иавнеей (2Пар 26:6), а в эллинистич. времена - Иамнией. Озия отвоевал город у захвативших его филистимлян. Согл. Ономастикону (списку геогр. названий) Евсевия Кесарийского, И. располагался между Диосполисом (Лиддой) и Азотом (Ашдодом). В наст. время - это Явне, большое селение, прим. в 20 км юж. Яффы; 2) город на юж. границе удела Неффалима (Нав 19:33), к-рый можно отождествить с холмом Кафр-Джемма, находящимся в 11 км юго-зап. Тверии (Тивериады), где были обнаружены культурные слои, относящиеся к железному веку, а также к римско-визант. и араб. периодам.

 

Иавнея

Иавнея -> Иавнеил.

 

Иавок (Явок)

Иавок (Явок) ("опустошающий"), левый приток Иордана, к-рый арабы называют Вади-Зарка, т.е. "голубая река" за цвет воды в нем. По верховьям И. проходила граница между владениями -> аммонитян и тер. Аморрейского царства (-> Амореи) Сигона (Втор 2:37; Нав 12:2; Суд 11:13,22), а позднее - уделом колена Гадова. В верховьях реки находился город Равва (совр. Амман), столица аммонитян (см. карту на стр. 2). В нижнем течении И. движется с востока на запад через -> Галаад. Здесь Иаков, возвращавшийся из Месопотамии, перешел эту реку (Быт 32:22 и след.).

 

Иагдиил

Иагдиил [евр. Яхдиэл, "да возрадует Бог"], глава рода в вост. полуколене Манассии (1Пар 5:24).

 

Иагур

Иагур (евр. "он поселится"), город на юге удела Иуды (Нав 15:21), возм., Телль-Джур, располож. в 10 км вост. Беэр-Шевы. См. карту на стр. 896.

 

Иада

Иада [евр. Яда, "Он (Бог) знал, позаботился, принял (кого-либо)"], израильтянин из колена Иуды, сын Онама (1Пар 2:28,32).

 

Иаддай

Иаддай [евр. Яддай]. Значение то же, что и -> Иада. Израильтянин, оставивший свою иноплем. жену (Езд 10:43).

 

Иаддуй

Иаддуй [евр. Яддуа, кр. ф-ма от "известный (Богу)"]: 1) израильтянин, во времена Неемии подписавшийся под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:21); 2) сын Ионафана, последний из упоминаемых в ВЗ первосвященников (Неем 12:11,22). Согл. Иосифу Флавию, И. занимал эту должность во времена Александра Македонского.

 

Иадон

Иадон [евр. Ядон, "(Бог) рассудит"], житель Меронофа, участвовавший в восстановлении Иерусалимской стены (Неем 3:7).

 

Иаер

Иаер, -> Иоиадда.

 

Иазания (Иезания)

Иазания (Иезания) [евр. Яазанья, Яазаньяху, "да прислушается Яхве"]: 1) сын Иеремии, глава дома рехавитов (Иер 35:3); 2) сын некоего маахитянина (4Цар 25:23). Вероятно, это то же лицо, что и военач. царя Седекии Азария, сын Осаии, упоминаемый в Иер 43:2. В Массифе (совр. Телль-эн-Насбе) была найдена печать с именем И., к-рая, возм., принадлежала этому военач.; 3) сын Сафана, одного из старейшин колена Иуды. В видении Иезекииля он предстал совершающим идолослужение в Божьем храме (Иез 8:11); 4) сын Азура, князь колена Иуды, к-рого Иезекииль увидел в видении у вост. ворот храма (Иез 11:1).

 

Иазер

Иазер (от хананейского "помощь", "защита"), аморрейский город вост. Иордана (Чис 21:32), вошедший в удел колена Гадова (Чис 32:1,3,35; Нав 13:25) и переданный затем левитам (Нав 21:39; 1Пар 6:81). Позднее И. был завоеван моавитянами (Ис 16:8; Иер 48:32). В качестве возможного местоположения И. исследователи называют ряд мест зап. и сев.-зап. Аммана (Раввы Аммонитской). См. карту на стр. 526.

 

Иазиз

Иазиз [евр. Язиз, "изобильный"], агаритянин, пастух, пасший отары овец Давида (1Пар 27:31).

 

Иаиль

Иаиль [евр. Яэл, "серна"], жена кенеянина Хевера. И. убила Сисару, когда тот, спасаясь от Варака, укрылся в ее шатре и заснул. Девора, предсказавшая этот поступок И., воспевает ее решительность в своей песне (Суд 4:9,11,17-22; 5:6,24-27).

 

Иаир

Иаир [евр. Яир, "Он (т.е. Бог), да дарует свет"]: 1) сын Сегува и внук Есрома из колена Иуды (1Пар 2:21-23). Он, однако, причис-лялся к колену Манассии, т.к. его мать принадлежала к этому колену (Чис 32:39 и след.; Втор 3:14; Нав 13:30; 3Цар 4:13); 2) галаадитянин, к-рый был судьей Израиля 22 года. Его 30 сыновьям принадлежали 30 городов в Галааде, к-рые назывались "селениями Иаира". И. был погребен в Камоне (Суд 10:3-5). Возм., он был потомком Иаира (1); 3) отец Мардохея, вениамитянин (Есф 2:5); 4) имя отца Елханана, одного из храбрых у Давида (1Пар 20:5). То же лицо, что и -> Ягаре-Оргим; 5) начальник синагоги, умершую дочь к-рого воскресил Иисус (Мф 9:18; Мк 5:22; Лк 8:41).

 

Иакей

Иакей [евр. Яке, возм., от араб. "осторожный"], отец -> Агура (Притч 30:1).

 

Иаким

Иаким [евр. Яким, "да установит Он (Бог)"]: 1) руководитель 12-й череды священников во времена царя Давида (1Пар 24:12); 2) сын Шимея, вениамитянин, живший в Иерусалиме (1Пар 8:19).

 

Иаков

Иаков [евр. Яаков]. В основе имени "Иаков" лежит корень акав, от к-рого образованы сущ. акев = "пятка" и глагол акав = "оставлять след", а также "побеждать" ("запинать") и "обманывать, вводить в заблуждение". Т.о., слово "И." может обозначать "он держится за пятку", "он оставит след", "он победит", "он обманывает" (см. Быт 25:26; 27:36; Ос 12:3). М.Нот считал, что имя И. - это кр. ф-ма от южноараб. яакоб-ил = "да защитит Бог". Как название местности слово "И." встречается в перечне палест. городов, завоев. Тутмосом III (XV в. до Р.Х.), в списке городов, составленным Рамсесом II, а также среди надписей, относящихся ко времени правления гиксосов, сделанных на вырезанных из камня многочисл. скарабеях; имя И. встречается на клинописных табличках XVIII в. до Р.Х.: 1) а) сын Исаака и Ревекки, брат-близнец Исава. И. жил прим. в XVIII-XVII вв. до Р.Х. и пришел в -> Египет, вероятно, во время Второго переходного периода или во время правления династии гиксосов (ок. 1785-1540). (-> Исаак -> Ле-тосчисление, IV,4). Перед родами Господь открыл Ревекке, что тот из близнецов, к-рый появится на свет первым, будет служить младшему (Быт 25:23; ср. Мал 1:2,3; Рим 9:10-13). См. цвет. вклейку 1; б) первым родился Исав, вторым - И., к-рый держался за пятку брата (Быт 25:26). Когда И. повзрослел, он стал пастухом, "живущим в шатрах" (ст. 27). Однажды И. хитростью убедил Исава продать ему право первородства за миску чечевичной похлебки (ст. 29-34). Это право приносило ему две части отцовского наследства и обеспечивало место главы семьи и первосвященника. Воспользовавшись тем, что в старости Исаак ослеп, И. при содействии матери обманул отца, получив от него благословение, к-рое предназначалось первенцу (Быт 27:1-40). По этому благословению И. унаследовал все обетования, данные Исааку Богом. Исав возненавидел брата. Боясь мести брата, И. по совету матери направился к своему дяде Лавану в Харран (Быт 27:41 - 28:5). По пути он прилег отдохнуть: ему приснилась лестница, один конец к-рой упирался в землю, а второй касался неба. По лестнице спускались и поднимались ангелы, а наверху стоял Бог. Господь обещал И., что даст во владение его потомкам землю Ханаанскую, будет хранить его везде и вернет на ту землю, которую он покидал. Проснувшись, И. "поставил памятником" камень, к-рый служил ему изголовьем во время сна, и возлил на него елей. Это место он назвал Вефилем, т.е. Домом Божьим (ст. 10-19). "И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом" (ст. 20-22); в) в доме Лавана И. сам стал жертвой обмана. Ему приглянулась младшая дочь дяди - Рахиль, и он попросил Лавана отдать ее ему в жены, пообещав отработать за нее семь лет. Прошло семь лет, но вместо Рахили "Лаван... вечером взял дочь свою Лию и ввел ее" к И. Чтобы получить Рахиль, И. вынужден был отработать еще семь лет, а затем - еще шесть за приданое. Через 21 год И. был отцом 11 сыновей и одной дочери; он разбогател, хитростью приобретя много скота. Заметив, что Лаван и его сыновья завидуют его благосостоянию, И., собрав домочадцев, тайком ушел в Ханаан. Бог предостерегает бросившегося в погоню Лавана от проявления недружелюбия по отношению к И.; на границе между Арамом и Галаадом И. и Лаван заключили между собой союз (гл. 29-31). Несмотря на то, что на вост. берегу Иордана И. встретили ангелы Божьи (Быт 32:1,2), он, тем не менее, опасался встречи со своим братом Исавом. Узнав, что Исав движется ему навстречу в сопровождении четырехсот вооруж. воинов, И. разделил своих людей и скот на два стана, чтобы в случае конфликта хотя бы один из них спасся. Затем он обратился к Богу в молитве и послал Исаву богатые подарки (ст. 7-21). Ночью ему пришлось бороться с таинственным "Некто", Которого он не хотел отпускать до тех пор, пока Тот не благословит его. Наконец Некто открылся ему, сказав, что отныне И. будет носить имя -> Израиль, "ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь" (Быт 32:28). И. назвал это место Пенуэл, что значит "Лик Божий". Утром состоялась встреча братьев, к-рая привела к примирению; г) Исав пригласил И. к себе в Сеир. Но И., к-рый все еще не доверял брату, свернул в сторону с намеченного пути и разбил свой стан близ Сихема (Быт 33). Глава 34 повествует о том, что сыновья И. Симеон и Левий перебили жителей города Сихема, после того как сын сихемского князя обесчестил их сестру Дину. По Божьему призыву И. отправился в Вефиль. Он повелел закопать под дубом близ Сихема предметы языч. культа, принадлежавшие членам его семьи и рабам. Придя в Вефиль, И. соорудил там жертвенник (Быт 35:1-7). Господь вновь явился И. и подтвердил данное ему имя - Израиль, а также обетование относит. земли, к-рая ранее была обещана Аврааму и Исааку (ст. 9-12). В том месте, где Бог разговаривал с ним, И. поставил "памятник", "возлил на него возлияние" и заново назвал это место Вефилем (ст. 13-15); д) вскоре после того как И. покинул Вефиль, Рахиль умерла при родах сына Вениамина. Она была погребена у дороги в Ефрафу, т.е. в Вифлеем (ст. 16-20); е) после того как младший сын И. -> Иосиф получил почетную должность при дворе фараона, И. вместе с семьей переселился в Египет (см. цвет. вклейку 4). Израильтяне, поселившиеся в земле Гесем, стали единым народом и жили там, защищенные от грехов Ханаана (Быт 34; 35:22; 38). Когда И. прибыл в Египет, ему было 130 лет (Быт 47:1-12). Он умер в возрасте 147 лет, благословив сыновей Иосифа и предсказав будущее всем своим 12 сыновьям. При этом наследником Божьего обетования он назвал Иуду (гл. 48; 49). Перед смертью И. выразил желание быть похороненным в семейной гробнице, где к тому времени уже покоились Авраам, Сарра, Ревекка и Лия (Быт 49:29-32). Иосиф распорядился набальзамировать тело отца, и египтяне оплакивали его 70 дней (Быт 50:1-3); затем И. был погребен в Ханаане (ст. 4-14); 2) сын Зеведея и брат Иоанна, один из первых учеников, призванных Иисусом (Мф 4:21). Так же, как Петр и Иоанн, И. занимал особое положение среди учеников Иису-са (Мф 17:1; 26:37; Лк 8:51). Однако о деятель-ности И. в Евангелии почти ничего не сообщается. Как и его отец, он был рыбаком и ловил рыбу вместе с Петром и Андреем (Мф 4:21; Лк 5:10). Его мать Саломия была, вероятно, сестрой Марии, матери Иисуса, так что И. приходился двоюродным братом Иисусу (ср. Мф 27:56 с Мк 15:40; 16:1 и Ин 19:25). В списках апостолов имя И. обычно стоит рядом с именем Иоанна, причем имя И., как правило, упоминается первым, возм., как старшего из двух братьев (Мф 10:2; Мк 3:17; Лк 6:14; что касается Деян 1:13, то в рукописях наблюдается расхождение в порядке перечисления апостолов). Иисус дал сыновьям Зеведея прозвище "Воанергес", "сыны грома" (Мк 3:17), вероятно, за их рвение. Он осудил их поспешное решение, касавшееся наказания самарян (Лк 9:54,55), и за их стремление к собств. славе (в Мф 20:20 мать просит за своих сыновей; Мк 10:35-40). После воскресения Иисуса И. вместе с другими апостолами находился в Иерусалиме (Деян 1:13). В 44 г. по Р.Х. Ирод Агриппа I распорядился его казнить (Деян 12:1,2); вероятно, И. стал вторым христ. мучеником; 3) сын Алфея, также ученик Иисуса. В списках апостолов его имя стоит одним из последних. О деятельности И. почти ничего не известно. Возм., именно он упоминается в Мф 27:56; Мк 15:40; 16:1; Лк 24:10. Если это так, то, значит, его мать Мария была среди женщин, сопровождавших Иисуса, а сам И. носил прозвище "меньший", данное ему либо из-за небольшого роста, ли-бо для того, чтобы отличать его от Иакова, сына Зеведея (-> Клеопа); 4) брат Господа, упоминаемый в Мф 13:55; Мк 6:3; Гал 1:19, сын Иосифа и Марии (-> Братья Господа). Братья Иисуса, вначале не верившие в Него (Ин 7:5), затем оказались среди апостолов (Деян 1:14). Из вышесказ. можно заключить, что в 1Кор 15:7 речь идет о брате Господа. И. играл важную роль в управлении Иерусалимской церковью (Гал 2:9,12). Именно его в первую очередь Петр просил уведомить о своем освобождении из тюрьмы (Деян 12:17). На -> Апостольском соборе И. внес предложение, к-рое было принято как общее постановление (Деян 15:13 и след.). Павел посетил его в Иерусалиме после возвращения из третьего миссионерского путешествия (Деян 21:18); он встречался с ним и ранее, вскоре после своего обращения (Гал 1:19). И. - автор -> Послания Иакова. Согл. Евсевию Кесарийскому, И. называли "праведным"; вероятно, в 62 г. по Р.Х. его побили камнями иудеи, о чем сообщает и Иосиф Флавий. И., возглавлявшего иудеохрист. церковь в Иерусалиме, нек-рые исследователи представляют ярым оппонентом апостола язычников Павла. Но какими бы, на первый взгляд, различными ни были высказывания апостолов по ряду вопросу, главным для них всегда оставалась жизнь в -> вере. Когда Павел и И. лично общались друг с другом (Деян 15; 21:18-26; Гал 1:19; 2:9), они всегда находили общий язык; 5) отец ап. Иуды (9), о котором больше ничего не известно (Лк 6:16; Деян 1:13).

 

Дети Иакова

 

от Лии: Рувим

 

Симеон

 

Левий

 

Иуда

 

от Валлы, рабыни Рахили: Дан

 

Неффалим

 

от Зелфы, рабыни Лии: Гад

 

Асир

 

от Лии: Иссахар

 

Завулон

 

Дина

 

от Рахили: Иосиф

 

Вениамин

 

(О внуках и правнуках см. Быт 46:8-27.)

 

Дети Иакова (см. также цвет. вклейку 1).

 

Иакова

Иакова [евр. Яакова, ф-ма имени -> Иаков], князь из колена Симеона, современник Иезе-кииля (1Пар 4:36).

 

Иакова колодец

Иакова колодец -> Колодец Иакова.

 

Иакова послание

Иакова послание -> Послание Иакова.

 

Иалон

Иалон [евр. Ялон, "обитающий"], сын Езры, израильтянина из колена Иуды (1Пар 4:17).

 

Иамврий

Иамврий -> Ианний и Иамврий.

 

Иамин

Иамин -> Ямин.

 

Иамлех

Иамлех [евр. Ямлех, возм., "да поставит Он (Бог) царем"], князь из колена Симеона (1Пар 4:34).

 

Ианнай

Ианнай [евр. Яннай, "Яхве услышит"], сын Мелхия, предок Иисуса Христа (Лк 3:24).

 

Ианний

Ианний -> Ианний и Иамврий.

 

Ианний и Иамврий

Ианний и Иамврий [греч. Ианнес и Иамбрес], егип. волхвы, противостоявшие Моисею, но побежденные им (2Тим 3:6-8). В ВЗ не названы не только имена, но и число волхвов (Исх 7:11,22; 8:7,18,19). Но они указыва-ются в иуд. -> Таргуме (толковании) на Исх 7:11. Иамврий - это предположит. греч. ф-ма от Ямре ("упрямый"); Ианний, вероятно, кр. ф-ма от евр. имени Йехоханан, близкого к встречающемуся в Талмуде слову яна - "подавлять".

 

Ианох

Ианох ("покой"): 1) город вблизи Авел-Беф-Маахи и Кедеса (4Цар 15:29), завоев. Феглаффелласаром (Тиглатпаласаром III). Высказываются предположения, что это совр. Яну, к-рый находится в 10 км вост. Тира; 2) погран. город между уделами Ефрема и Манассии (Нав 16:6,7), совр. Хирбет-Янун, располож. в 10 км юго-вост. Сихема.

 

Ианум

Ианум (возм., "он дремлет"), город в уделе Иуды, названный в Нав 15:53, возм., совр. Бени-Наим, в 6 км вост. Хеврона.

 

Иарев

Иарев [евр. Ярев]. "Царем Иаревом" Осия называет ассир. царя (Ос 5:13; 10:6). Нек-рые исследователи рассматривают это евр. выражение как перевод аккад. титула "великий царь".

 

Иаред

Иаред -> Иеред (1).

 

Иарив

Иарив [евр. Ярив, "пусть Он (Бог) спорит, вершит суд"]: 1) сын Симеона (1Пар 4:24), -> Яхин (1); 2) один из начальников, посланных Ездрой в Касифье (Езд 8:16); 3) священник, оставивший свою языч. жену (Езд 10:18).

 

Иарим

Иарим. В Пс 131:6, вероятно, поэтич. обозначение -> Кириаф-Иарима.

 

Иаритянин

Иаритянин, прозвище, к-рое указывает на то, что данный человек произошел от Иаира (2Цар 20:26). Возм., Ира И. был родственником или братом Елханана (1), сына Иаира (4).

 

Иармуф

Иармуф (возм., от хананейского "возвышенность"): 1) аморрейский город-гос-во, царь к-рого был побежден Иисусом Навином (Нав 10:3,5,23; 12:11). Позднее И. принадлежал к уделу Иуды (Нав 15:35; Неем 11:29). Это совр. Хирбет-Ярмук [новоевр. Телль-Яр-мут на Вади-Сурар, в 5 км юж. Бет-Шемеша. См. карту на стр. 388; 2) левитский город в уделе Иссахара (Нав 21:29). В 1Пар 6:73 он назван -> Рамоф (2); см. также карту на стр. 526 -> Ремеф.

 

Иароах

Иароах [евр. Яроах, возм., "лунный"], гадитянин, живший в Васане (1Пар 5:14).

 

Иарха

Иарха [евр. Ярха], египтянин, раб Шешана, израильтянина из колена Иуды. И., получив в жены дочь Шешана, стал его наследником (1Пар 2:34,35).

 

Иасиел (Иаасиил)

Иасиел (Иаасиил) [евр. Яасиэл, "да сотворит Бог"]: 1) И. из Мецоваи, один из главных воинов Давида (1Пар 11:47); 2) сын Авенира, глава колена Вениамина во времена Давида (1Пар 27:21). Иногда его отождествляют с И. (1).

 

Иасон

Иасон (греч. "исцелитель"): 1) христианин из Фессалоники, принявший у себя Павла и Силу, схваченный за это евреями и отведенный ими к гор. начальникам (Деян 17:5-9); 2) христианин из Коринфа, родственник ап. Павла (Рим 16:21).

 

Иаттир

Иаттир (евр. "остаток"), город священников в горах удела Иуды (Нав 15:48; 21:14). Давид отправил в И. часть своей добычи (1Цар 30:27). Возм., это совр. Хирбет-Аттир [новоевр. Хурва-Ятрир], находящийся юж. Эд-Дахарие, в 25 км сев.-вост. Беэр-Шевы. Двое храбрых у Давида были итритянами (ифриянами), т.е. уроженцами И. (2Цар 23:38; 1Пар 11:40). См. карту на стр. 526.

 

Иафет

Иафет [евр. Йефет, "да распространит (Бог)"], сын Ноя (Быт 5:32; 6:10; 7:13; 9:18; 10:1-5,21; 1Пар 1:4,5). И., как и Сим, почтительно вел себя с отцом, когда тот, пьяный и обнаженный, лежал в шатре (Быт 9:22,23), за что был благословлен Ноем: "Да распространит Бог Иафета; и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему" (ст. 27). Это должно было означать не господство И. над Симом, а его причастность к благословению, обещанному потомкам Сима (Быт 12:3). Сыновьями И. названы Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас (Быт 10:2). В ст. 3-5 сказано, что потомки И. населили "острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих". Исследователи считают, что это тер. на побережье Черного и Каспийского морей, Малая Азия и острова в сев. части Средиземного моря. При этом имеются в виду индоевроп. народы. -> Гомер -> Магог и т.д.

 

Иафиа (Яфий)

Иафиа (Яфий) [евр. Яфиа, "да воссияет Он (Бог) (в знак своей милости)"]: 1) хананейский царь Лахиса (Нав 10:3); 2) сын Давида (2Цар 5:15); 3) город в уделе Завулона (Нав 19:12), совр. Яфа (новоевр. Яфиа), располож. в 2 км юго-зап. Назарета.

 

Иафлет

Иафлет [евр. Яфлет, "да спасет Он (Бог)"]: 1) потомок Асира, сын Хевера (1Пар 7:32,33); 2) в Нав 16:3 говорится об области иафлетлян (в Синод. пер. - "предел Иафлета"), живших на границе между уделами Ефрема и Дана, рядом с Беф-Ороном. Были ли они потомками И. (1), сказать трудно.

 

Иафниил

Иафниил [евр. Ятниэл, "Бог дал, даровал"], левит из рода Корея, привратник, сын Мешелемии (1Пар 26:2).

 

Иахав

Иахав -> Иахаф (2,4).

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 179.