I. ЗАКОН
А. В общепринятом смысле З. - это обязат. для исполнения правило, к-рое общество устанавливает для своих членов. Законодатель выражает свою волю в З., регламенти-рующем отношения между двумя сторонами - властелином и подданным (Быт 47:26; Езд 7:26; Есф 1:19; 2:8; 3:8), родителями и детьми (Притч 6:20), Богом и человеком (Неем 9:29; Ис 1:10). (См. цвет. вклейку 68.)
Б. З. - это также "жизненный строй", определяемый Богом и теснейшим образом связывающий Его с избранными людьми (напр., с Адамом, Быт 2:16,17; 3:15-19; с Ноем, Быт 9:1-7), каждый из к-рых представляет в своем лице все человечество, или с избранным народом Израиля, представляющим все народы: 1) в Синайском законодат-ве (Исх 20-31) была явлена и четко выражена Божья воля, осознанная людьми ранее (Рим 1:19) и сформулированная в законах разных народов. Т.о., мы имеем дело не с эволюцией З. от примитивных его форм к высшим нравств. требованиям, а с Божьим откровением, расширяющим или отменяющим отдельные законодат. нормы. Пример расширения и подтверждения З. - законы о святости (Лев 17-26) и Второзаконие (Втор 12-26), пример же отмены З. - отмена Иисусом "преданий старцев" (Мф 15:2 и след.; Мк 7:5 и след.). Учителя З. (книжники) трактовали его как единственное, всеобъемлющее и непреложное установление: "Бог явился исключительно в Торе [в законе]". Их вера основывалась исключит. на З., а не на деяниях, совершенных Богом для Своего народа. В исполнении З. они видели залог праведности человека пред Богом и гарантию жизни в грядущем веке; 2) для обозначения понятия "З." в ВЗ используются след. евр. слова: мицва = повеление, тора = закон, давар = заповедь, слово, орах = тропа, мишпат = норма, хукка = устав, пиккудим = предписание, дерех = путь, имра = слово, эдут = свидетельство; все они использованы в Пс 118.
II. ЗАКОНОДАТЕЛЬ
А. Законодателем при заключении завета на Синае был единый Бог. До этого Он являл Себя в откровении отдельным людям и в суде над порочным человечеством во времена Ноя; на Синае же Он провозгласил Себя владыкой мира (Исх 19:16 и след.). Он открыл этому миру Свою волю, а избранной общине - Свой план спасения (ср. Ис 45:19). Он - Тот же Бог, Который избрал Израиль народом завета, спас его от егип. рабства (Исх 20:2; ср. 12:1 и след.) и стал его Царем и Господом (ср. "Бог твой" - Исх 20:2). На этом основании Бог завета дает Своему народу З. (Исх 20:1 и след.; Лев 19:1 и след.; Втор 5:1 и след.; 6:1 и след.; Пс 147:8; Иер 2:8), определяет его жизненный уклад и указывает пути к спасению. Особенность этого З. заключается в том, что он был дарован Яхве - "единым" Богом, избранному Им народу. В центре этого законодат-ва - не люди, а Господь, "Бог твой" (Исх 20:2). Его обязательный для исполнения З. охватывает все стороны жизни богоизбр. народа - правовую, нравств. и религ. Господь не позволяет нравственности Израиля замыкаться исключит. на этике и морали, его богослужению - нисходить до магии и самодовлеющей обрядности, а его праву - исходить из секуляризации и релятивизма (-> Союз, завет).
Б. -> Моисей представлял пред Богом все общество Израиля. Он говорил с Богом, ходатайствовал за народ (Исх 19:6,23; 20:18 и след.), передавал избранному Богом народу Его заповеди (Исх 19:3-6,25). По просьбе народа, Моисей вступил "во мрак" (Исх 20:19 и след.), взяв на себя роль посредника. Как Божий вестник, Моисей был не только посредником между Богом и Израилем, но и "перстом Божиим" при передаче З. (Исх 24:3,4,7 и след.,12; Лев 26:46; 27:34): целый ряд мест в Библии (Исх 17:14; 24:4; Лев 26:46; Втор 31:9) свидет-вует о том, что именно Моисей записал слова Господа (за искл. -> Десяти заповедей, Исх 24:12; 31:18). В пользу этого говорят археол. находки, а результаты "сравнительного исследования религий развеивают все сомнения относительно того, что Десятословие было записано Моисеем" (H. Frey, Das Buch der Verbindungen Gottes mit seiner Gemeinde, S. 65).
III. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Закон был дан Богом на горе Синай, находящейся за пределами Израиля (см. цвет. вклейку 79). Это дает основание утверждать, что израильтяне стали народом Божьим не потому, что они посе-лились в определ. стране или собрались вокруг "священной горы", а потому, что Бог избрал их (Исх 3:16 и след.). Дарование З. и заключение завета на Синае сопровождалось явлениями Бога Своему народу в густом облаке (Исх 19:9). Это был единств. случай в ВЗ, когда призвание отдельного человека распро-странилось на целую общину (см. Frey, op. cit., p. 18). Подтверждением Божьего откровения служили порывы ветра и огонь. Гром, молнии, густое облако и трубные звуки (Исх 19:16) не были проявлениями природной стихии, следствием извержения вулкана, - они сопровождали явления Господа. Божий голос подобен грому (Пс 17:8 и след.; 76:18,19), а Божья колесница окутана "клубящимся огнем" (Иез 1:4 и след.). Дым или облако - это символы присутствия Бога (Исх 40:34,35; Чис 9:15; 2Пар 5:13,14; Ис 6:4 и др.). В тот день, когда Господь сошел на гору Синай, "бы-ли громы, и молнии, и густое облако над горою"; звуки труб возвестили народу Израиля владычество Божье над землей (см. 3Цар 1:39,40 и Мф 24:31; 1Кор 15:52; 1Фес 4:16; Откр 8:2). Но непризванные не должны были восходить на гору, ибо существует черта, пе-реступить к-рую могут только призванные Богом (ср. Исх 19:20-25 и др.). Моисей, при-званный Богом в качестве посредника между Ним и другими людьми, предстоял пред Богом за весь Израиль; затем на гору взошли главы родов, старейшины (Исх 24:9 и след.). Сокровенный Бог явился народу, стоявшему сначала вдали от Него (Исх 19:12,21; 20:18, 21), а затем приблизившемуся к Нему (Исх 24:9-11). Кровь завета (Исх 24:6 и след.; ср. Еф 2:13 и след.), к-рой Моисей окропил жертвенник и народ по заключении завета, удостоверила Божье избрание израильтян; кровь ис-пользовалась и в обряде посвящения свя-щенников (Исх 29:1-26; Лев 14:15 и след.). Ок-ропление кровью в ознаменование заключения завета (Исх 24:6-8) - центр. момент ветхозаветного периода истории спасения. Взяв кровь (ср. Мк 14:22,23) и окропив ею народ, Моисей тем самым примирил его с Богом. Он также прочитал народу "книгу завета" (Исх 24:7) и возвестил (ср. 1Кор 11:26) ему Божью волю, на что народ ответил "аминь", избрав для себя путь послушания. "Это не было волшебством или магическим ритуалом; Бог создал непосредственный нравственно-духовный союз между себой и народом" (Frey, op. cit., p. 138). После того как была пролита кровь нового завета, Бог вновь предоставил Своему народу право выбора.
IV. СОДЕРЖАНИЕ ЗАКОНА
З. состоит из двух частей: Десятословия (-> Десять заповедей; Исх 20:2-17) и -> Книги Завета (Исх 20:22 - 23:19). Более детально З. излагается в заповедях о святости (Лев 17-26) и в книге Вто-розаконие (Втор 12-26). (См. цвет. вклейку 27.)
А. Изложению З. предшествовало не только избавление народа Израиля от егип. рабства (Исх 12:1 и след.), но и фактич. возвещение Благой Вести, заключенной в словах "Бог твой", произнесенных Господом в начале Десятословия (Исх 20:2). Эти слова вселяют уверенность в спасении, а местоимение "твой" передает волю Бога владеть Своим народом. Свое имя Бог связывает со спасением израил. народа: "Я Господь, Бог твой ... вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства" (Исх 20:2). Сам Бог ставит З. после благовестия. Божий дар предшествует определ. требованию, к-рое Господь выдвигает в отношении верующего: без Него невозможно выполнение этого требования. Этика израильтян - это этика спасенных. В основе З. Моисея лежит вера в Божье избрание и Божью любовь (Исх 19:4 и 20:2). Благодаря З. народ Израиля был выделен из других народов и возвышен пред Богом (Втор 4:6-8).
Б. ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ - это обращение к народу Израиля, в к-ром содержатся краткие, выразительные и четко сформулированные "основные положения", являющиеся уникальным свидет-вом Божьего откровения. Поскольку законодателем выступает Сам Бог, то З. приобретает новое, универсальное значение. Они затрагивают области, не охваченные законодателями Древнего Востока, они столь совершенны, что перед ними отступает любое мирское право. Они объединяют гражд. право и мораль, связывая их воедино - сколь бы ни были они различны, - ибо этого требует Божья воля.
В. КНИГА ЗАВЕТА (Исх 20:22 - 23:19) является основным З. для повседневной жизни богоизбр. народа. Здесь представлены: 1) видимое, относительное гражд. устройство - мишпатим; 2) невидимо-видимое абсолютное устройство - деварим; 3) видимое-духовное, служащее прообразом будущего Божьего Царства - общинное устройство - хуккот. 1. Мишпатим, или "права" (Исх 21:2 - 22:19) - это предписания об установлении и поддержании гражд. порядка, объединяющие в себе: а) социальное право - защита рабов (Исх 21:2-11); б) уголовное право - защита жизни (ст. 12-32); в) гражд. право - защита собственности (Исх 21:33 - 22:15); г) религ. право - защита святыни (ст. 18-20). Мишпатим призваны превратить Израиль в народ святой, освященный для Бога. В них указаны границы отступления от установленного порядка и определяется наказание за преступления и греховные поступки. Но в то же время они глубоко затрагивают и бренное, преходящее устройство этого мира. Избрав народ, Бог не стал отменять существовавшие у этого народа устаревшие неправедные порядки или переселять его на небеса. Вместо этого Он привнес Свой вечный порядок в мирскую, обыденную жизнь, протекавшую по своим законам: Он словно сталкивал два мира, один из к-рых должен был воздействовать на другой. Это не компромисс, а осуществление Божьего промысла (ср. "который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных", Гал 4:4). Бог не только допускает неправедный мирской порядок в качестве внешней оболочки, к-рая в конце концов должна уступить место духовному ядру, но и заповедует исполнение внешних З. силой Своего божеств. авторитета. Несмотря на неравенство и несправедливость этого мира, Бог предоставляет возможность Своей общине исполнять Его завет любви. Подчиняя Свой народ суровым мирским З., Бог не отдает человека на их произвол. Так, Он избавляет рабов от жестокого обращения и Сам, как высшая инстанция, вмешивается в процесс судопроизводства. Он смягчает наказание и предоставляет убежище человеку, совершившему непреднамер. убийство, не отменяя в то же время закон кровной мести. 2. Деварим, или "слова" - это указания, направленные на установление особого жизненного порядка, обязат. для богоизбр. народа (Исх 22:21 - 23:9). Указания Бога в первую очередь касаются личных отношений между людьми (Исх 22:21-27): а) четыре заповеди о милосердии к ближним; б) семь заповедей, исполнение к-рых сделает израильтян "людьми святыми"; Бог указывает на необходимость признания Его верховной власти во всех областях жизни (ст. 28-31); в) Бог определяет порядок обществ. жизни (Исх 23:1-9), даруя двенадцать заповедей о справедливости. Наряду с видимым, бренным и преходящим миропорядком Бог устанавливает и другой порядок, незримый, но, тем не менее, оказывающий прямое воздействие на видимую реальность. Этот порядок действует в созданном Богом пространстве, где основными З. являются сострадание, святость и справедливость. Через богослужение, через наставления Свящ. Писания Бог доводит до человеч. совести Свои требования, простирающиеся на ту область отношений, которая находится вне компетенции гражд. права. Четыре заповеди о сострадании учат с сочувствием относиться к людям бесправным и строго запрещают быть к ним немилосердными. Семь заповедей о святости, на первый взгляд, касаются лишь образа жизни и действий, но на самом деле они требуют глубокого смирения человеческой гордыни перед Божьим величием. Наконец, порядок, к-рый устанавливают двенадцать заповедей о справедливости, должен продемонстрировать Божье величие как израил. народу, так и всему миру. Этот порядок воздействует на мир и трансформирует его изнутри, он может существовать только там, где юридич. и нравств. нормы основаны на Слове Божьем. 3. Зуккот - это предписания, регулирующие обществ. устройство, а также порядок, к-рый будет установлен в конце времен (Исх 23:10-19). Хуккот включают в себя: а) закон о субботнем годе и субботнем покое (Исх 23:10-13) - Божье предписание, призванное напоминать о днях творения; б) заповедь о ежегодных праздниках (ст. 14-17) - Божье предписание, организующее течение времени, принадлежащего Богу; в) заповедь о жертвоприношениях (ст. 18,19) - Божье предписание, регулирующее отношения общины верующих с их Богом. Хуккот определяют жизнь израильтян временными, социальными и культовыми установлениями. Т.о., Бог трижды одарил Свой народ. Он даровал ему образец грядущего совершенного миропорядка, определил время Своего прославления в ежегодных праздниках, служащих напоминанием о Его благих деяниях, и, наконец, представил в заповедях о жертвопри-ношениях зримое свидет-во Своей незримой связи с Израилем. Эти установления гарантировали народу, находившемуся под гнетом неправедных мирских З., милостивое присутствие Самого Бога. Г. З., однако, не является чем-то застывшим и неизменным. В свете Божьих откровений мы приходим к пониманию того, что З. пребывает в процессе становления. Нам очевидно, что верующий человек НЗ живет по З. Христа (Гал 6:2), и этот новый З. есть великая заповедь любви (Ин 13:34; 15:12). Верующий христианин подзаконен [греч. энномос] Христу (1Кор 9:21). Но существует различие между понятиями "быть под законом" (Гал 4:21) и быть "подзаконным" Христу. История спасения человечества находит во Христе свое завершение. Христос - это "конец закона" (Рим 10:4). Иисус пришел не нарушить "закон или пророков", а исполнить их (Мф 5:17 и след.). Павел в Рим 3:31 опровергает мнение о том, что вера отменяет З. "...мы ... закон утверждаем", - говорит он, подразумевая при этом З. веры, божеств. право в целом. Синайское законодат-во с его обязат-вами больше недействительно для Церкви Христа. Его место заняла вера в Евангелие. (О соотношении З. и Евангелия см. ниже, п. VI.)
V. ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНА
Содержание З. передавалось различными способами: в виде кратких текстов, составленных в форме вопросов и ответов, посредством ритуалов, в виде сборников правовых норм и вероучительных положений. В зависимости от конкретного случая, толкование З. доверялось судьям, старейшинам или священникам (ср. Втор 17:8-11). Согл. З. решались судебные дела у ворот Вифлеема (Руфь 4:1-12). Чтение З. священником было неотъемлемой частью богослужения в великие праздники (Втор 31:9 и след.). Глава семейства, как домашний священник, произносил в пасхальную ночь ритуальную молитву - своеобразный символ веры (Исх 13:14 и след.). Родители должны были наставлять в З. детей (Исх 13:8-10; Втор 6:6-9; 11:18-20), а священники - весь народ (Лев 10:11; Втор 33:10). В молитве (шема), к-рую следовало произносить утром и вечером, содержатся отрывки из З. (Втор 6:4 и след.; ср. Чис 15:37 и след.). Пророки призывали народ и его вождей в вопросах политики поступать в соответствии с Десятью заповедями (ср. Ос 4:1-6,12,13,18,19; 5:1-7). З. также способствовал укреплению веры ветхозаветных праведников (ср. Втор 6:6; 11:18; Пс 18:9; 118:11; Притч 3:3; 7:3; Ис 51:7; Иер 31:33). Он служил им утешением (Пс 118:50), был для них "светильником ноге и светом стезе" (ст. 105), источником радости и мира (ст. 162,165).
VI. ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОНА
Значение закона и его отношение к З. веры: (З. и Евангелие).
А: 1) противостояние Иисуса и сторонников праведности, основанной на ветхозаветном З., на первый взгляд служит подтверждением предположения, к-рое неоднократно вы-сказывалось в Церкви со времен Маркиона. Согл. этой гипотезе, новый завет отменил древний, и вместо сурового ветхозаветного Бога явился Бог благой. С заменой формулы "ты должен" на "ты можешь" страх пред Богом заметно уменьшился, но вместе с ним исчез и благоговейный трепет пред Божьим величием; 2) из этого следует, что изложенные в З. Божьи установления нельзя предавать забвению. Необходимо продолжать проповедь верховной власти святого и вечного Бога над человеческой жизнью (ср. Деян 17:27,30 и след.; Рим 2:1 и др.). З. не может быть заменен Евангелием, они должны сосуществовать. Сам Иисус, вера в Которого составляет суть Евангелия, "подчинился закону" (Гал 4:4). О необходимости соблюдения З. Он говорил в Нагорной проповеди (Мф 5:17-20). Божьи заповеди поддерживали Его в великом искушении (Мф 4). Вся Его жизнь, вплоть до распятия на Голгофе, была воплощением совершенной власти Бога над этим миром и над всеми нами; 3) сложным было и отношение к З. и Евангелию, когда менялись не только акценты (ср. благовествования Павла и Иакова), но возникали совершенно противоположные концепции. В то время как одни видели путь к спасению в ис-полнении З., другие утверждали, что единств. путь к Богу - это Божья благодать (ср. Рим 2:21 и след.). Третьи же полагали, что путь к оправданию открывается как через З., так и через Евангелие - через поступки и через благодать одновременно.
Б: 1) Библия называет З. "детоводителем ко Христу" (Гал 3:24), и она же утверждает, что З. "производит" искушение (Рим 7:7); тем не менее, отношение З. к Евангелию нельзя определять в негативном аспекте (ср. Мф 5:17; Рим 3:31). Библия свидет-вует, что откровение на Синае явилось исключит. событием в истории спасения (Гал 3:17). С дарованием З. мир и история обрели некий единый центр, к-рый определяет обществ. и личную, мирскую и духовную жизнь; 2) о даровании НЗ (напр., Ин 13:34) в Библии говорится как о поворотном моменте в истории человечества (Ис 42:6,9; 49:6 и след.; 54:9,10; Иер 31:31 и след.; Иез 34:11 и след.; 36:26,27). О своеобразии НЗ говорит не только ап. Павел, к-рый боролся против З. (Рим 10:4; Гал 3:10), но и автор Послания к евреям, отстаивающий идею исключительности Иисуса Христа по сравнению со всеми мужами, к-рых Бог использовал в ВЗ в качестве посредников между Собой и людьми (Евр 1:2 и след.; 3:3 и след.; 7:11 и след.; 12:18 и след.). Существенное различие между ветхим и новым заветами заключается в том, что Бог, исключив всякое посредничество, ныне Сам ведет Своих приверженцев (ср. Иез 34:11 и след.; Зах 10:3). Бла-гословения, дарованные Израилю, стали теперь, через Иисуса Христа, Сына Божьего, всеобщим достоянием. В Нем Бог являет Свое любящее сердце. Иисус сошел с судейского трона и взошел на место казни, пред-назначенное преступникам, принеся на крест наши грехи перед З. Затем Бог вложил в нас Свой З. (Иер 31:33), и ныне Сам живет в спасенных: "Христос в нас" (Кол 1:27). Отношение христиан к З. изменилось коренным образом. З. исполнился "в Иисусе Христе", и движущей силой к его исполнению становится уже не страх, а любовь. Церковь Христа должна жить исключит. по Его З. (1Кор 9:21), в смирении, послушании и служении. Она не приказывает и не угрожает, а молит, свидет-вует, просит (Ин 12:26; 13:15,16; 1Кор 4:12,13; 2Кор 5:20). Служители НЗ больше не проповедуют человеч. мораль; они приходят в ожидающий суда мир с предложением при-мириться с Богом и вместо З. возлагают на плечи людей "легкое бремя" Иисуса Христа (Мф 11:30). С терпением и смирением они проповедуют свободу (Ин 8:36), к к-рой призвал их Господь, а также свободу, даруемую новым З. Духа (Рим 3:27; 8:2; Иак 1:25; 2:12); 3) об особенностях ветхозаветного З. и о его силе следует судить в сравнении с новозаветным З. Христианин должен истолковывать З. таким образом, чтобы видеть в нем путь, ведущий из оков греха к общению с милосердным Богом.
В. МНОГОЗНАЧНОСТЬ ЗАКОНА. Исходя из вышесказанного, можно прийти к следующим выводам: 1) З. - высшая правовая норма для всех народов, удерживающая этот мир от деградации. Важнейшим критерием оценки любого гражд. кодекса являются Десять Заповедей; 2) З. - это подготовительный этап к принятию Евангелия, З. - судья грешников (1Тим 1:8-10) и "детоводитель ко Христу" (Гал 3:24); 3) З. и для учеников Иисуса остается помощником, "путеводителем" и предостережением от ложного истолкования свободы (ср. Рим 6:1; 1Пет 2:15-17); 4) Церковь Христова должна строго следить за тем, чтобы З. не проповедовался как путь спасения, ибо ветхозаветный З. убивает, и только Закон Духа дарует жизнь (2Кор 3:7,8).
Закур
Закур -> Заккур (2).
Закхай
Закхай [евр. Заккай, кр. ф-ма от Захарии], израильтянин, потомки к-рого вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:9; Неем 7:14).
Закхей
Закхей [греч. Закхайос, ф-ма евр. имени Заккай, в свою очередь, видимо, представляющего собой кр. ф-му от Захарии], начальник мы-тарей в Иерихоне. Он хотел увидеть прохо-дившего через город Иисуса - но не мог из-за малого роста - и для этого взобрался на дерево. Проходя мимо, Иисус, подозвав З., сказал ему, что хочет прийти к нему в гости. После встречи с Иисусом З. решил раздать половину своего состояния нищим и многокр. возместить ущерб тем, кого он обидел. Иисус одобрил это намерение З., сказав ему: "Ныне пришло спасение дому сему" (Лк 19:1-10).
Закхур
Закхур -> Заккур (1,4-7).
Залог
I. Предмет, к-рый должник оставляет своему заимодавцу в качестве гарантии возврата долга [евр. эравон - Быт 38:17 и след.; евр. авот - Втор 24:10 и след.; евр. хавол - Иез 18:12]. Закон устанавливал границы своеволия кредитора: заимодавец мог взять в З. верхнюю одежду (если она была у должника единственной) на срок, не долее чем до захода солнца (Исх 22:25 и след.; Втор 24:12 и след.). З. не могли служить жернова и одежда вдовы (ст. 6,17). Когда заимодавец брал З., он не должен был входить в дом должника; ему полагалось ждать снаружи, пока ему вынесут З. (ст. 10 и след.). Тот, кто брал З. с нарушением этих оговорок, приобретал репутацию человека неправедного (Иов 22:6; 24:3; Иез 18:12). Передача в З. земельных наделов, ограниченная установлениями о продаже земли (-> Субботний год, II,2), упоминается в Неем 5:3 и позднее в Талмуде. -> Долг, должник, -> Заимодавец.
II. Павел говорит о З. [греч. аррабон] Св. Духа; это следует понимать в том смысле, что Св. Дух дан искупленным в качестве З. их небесного наследия (2Кор 1:22; 5:5; Еф 1:14).
Замзумимы
Замзумимы, могучий, великорослый народ, к-рый был изгнан аммонитянами (Втор 2:20 и след.). Его сравнивают с -> Енаковыми сынами, возм., З. тождественны -> зузимам. (-> Исполины.)
Замок
Замок -> Ключ.
Замок
Замок -> Дворец.
Заноах
Заноах (возм., значение слова связано с евр. "издавать зловоние" или "нарушать, объявлять порочным"): 1) город в Шефеле (Нав 15:34), заново засел. после вавил. плена (Неем 3:13; 11:30). В "Ономастиконе" (список геогр. названий) Евсевия Кесарийского упоминается Зануа, что в области Элевферополя. Вероятно, З. - это совр. Хирбет-Занва - лежащий в 4 км юго-вост. Бет-Шемеша (библ. Вефсамиса). Здесь были найдены остатки стен и керамич. черепки, относящиеся к эпохе царств; 2) город в нагорной области Иудеи (Нав 15:56). Это либо совр. Хирбет-Занута, в 20 км юго-зап. Хеврона, либо Хирбет-Бет-Арма на реке Вади-Абу-Зеннах, в 3 км зап. Юты (ст. 55).
Западня, силки
Западня, силки, ловушка, приспособление для ловли животных или птиц. В Библии эти слова встречаются только в переносном значении (Пс 68:23; 139:6; 140:9; Иер 5:26) и обозначают коварные, губительные замыслы и действия злых людей. О греч. слове скандалон, означающем ловушку -> Соблазн (I).
Запечатлевать, запечатывать
Запечатлевать, запечатывать -> Печать.
Заплата
Заплата. Иисус называет неразумными людей, к-рые в своих действиях уподобляются тем, кто использует для З. куски небеленой ткани. После стирки такая заплата, высыхая, дает усадку, разрывая старую ткань, к которой она приставлена (Мф 9:16; Мк 2:21). В Лк 5:36 этот образ употреблен по-иному: не стоит разрезать новые одежды для того, чтобы ставить З. на старые.
Заповеди блаженства
Заповеди блаженства. Из всех восхвалений блаженных в ВЗ и НЗ (ср. -> Блаженный, I,2 и 3) выделяются те, к-рые произнес Иисус в начале -> Нагорной проповеди и к-рые традиционно именуются "заповедями блаженства".
I. Матфей приводит девять "заповедей блаженства" (Мф 5:3-11), восемь из к-рых выражены в форме третьего лица ("блаженны..."), а одни - в форме второго лица (ст. 11 и след.: "блаженны вы..."). Первые восемь "заповедей блаженства" разделены на две части (ст. 3-6 и ст. 7-10), к-рые в греч. тексте имеют одинаковое количество слов. Вряд ли это может быть случайностью; скорее всего, такой литературный прием должен был подчеркнуть значение этих изречений, к-рые в др.-евр. или арам. оригинале (ныне утраченном) представлены в ритмизованной (стихотворной) форме. Это соответствует подобной же форме заключительных стихов Нагорной проповеди (Мф 7:24-27). Девяти "заповедям блаженства" в Ев. от Матфея соответствуют четыре в Ев. от Луки (Лк 6:20-23), к к-рым примыкают четыре противопоставленных им возгласа сожаления (ст. 24-26). При этом у Луки все стихи выражены в форме прямого обращения.
II: 1) с явлением Иисуса приблизилось -> Царство Божие на земле (Мф 3:2; 4:17; Мк 1:15). Явился Мессия, о Котором пророчест-вовал Исаия, говоря, что Он будет благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем (Ис 61:1 и след.; Лк 4:18). Его народ навеки наследует землю (Ис 60:21; ср. Пс 36:9); преданных Богу Он облачит в одежды правды (Ис 61:10), и назовут их сильными правдою, насаждением Господа (Ис 61:3). Иисус призван проповедовать "лето Господне бла-гоприятное" (Ис 61:2; Лк 4:19). Из этого следует, что "заповеди блаженства" и их обетования неразрывно связаны с личностью и деяниями Иисуса, и Он адресует их людям, собравшимся вокруг Него (Мф 5:1 и след.,11; Лк 6:20); 2) в "заповедях блаженства" предпочтение часто отдается людям, к-рых общество рассматривает как отверженных и презираемых: а) прежде всего это те, кто лишен достоинств и заслуг, ничтожные и недостойные, согл. общепринятым представлениям: -> нищие духом, страждущие и плачущие, кроткие, к-рые неспособны самостоятельно отстоять свои права, когда их притесняют и подавляют; вслед за ними названы алчущие и жаждущие правды, к-рые, однако, могут быть и уважаемыми членами общества (Мф 5:3-6; Лк 6:20 и след.). При этом Лука больше сосредоточен на внешних обстоят-вах жизни этих людей, а Матфей - на их внутреннем состоянии и их тоске по помощи Божьей. Они полностью уповают на Него, с искренней верой надеясь только на Господа и на Его вмешательство; б) затем Иисус перечисляет другие категории людей, в к-рых проявляются Божья сила и любовь: это милостивые, подобно тому, как милостив и Сам Бог (Втор 4:31; Неем 9:17,31), чистые сердцем (ср. Пс 50:12), миротворцы, поступающие так же, как поступает Бог (Лев 26:6; Иов 25:2; Кол 1:19,20; ср. Рим 15:33; 16:20), а также гонимые, к-рых преследуют за то, что они встали на сторону Божьей правды (Мф 5:7-10). И эти люди, в к-рых проявляется образ Божий и чье поведение есть подражание деяниям Бога - те, "кто от истины" (Ин 18:37) и кто слышит голос Бога - ждут явления Господа и приближения Его Царства (см. Лк 2:38); 3) ожидание и надежда блаженных, их полное обращение к Богу создают между ними нерушимую внутреннюю связь, сплачивая их в единое целое. Речь идет не об отдельных, взаимно не связанных группах людей, а об общих жизненных принципах, к-рые проявляются в разных обстоят-вах и положениях. За эти основополагающие жизненные принципы, к-рые составляют сущность внутреннего мира Его учеников, Иисус восхваляет их, называя их блаженными уже сейчас и здесь. Они тоскуют по откровению Бога, по Его вмешательству в их жизнь, а Божье откровение приносится на землю Иисусом. В Нем исполняется срок явления Мессии, и Он уполномочен дать им те обетования, к-рыми сопровождаются "заповеди блаженства". Хотя прямо Бог здесь и не упоминается как Действующий, слушателям Иисуса ясна такая иносказательность речи, и они понимают, что в заповедях говорится о Его деяниях: Бог утешит и насытит их, будет милостив к ним; Он дарует им Свое Царство и землю; Он назовет их Своими чадами и позволит им узреть Себя в славе (1Кор 13:12; 1Ин 3:2; Откр 22:4). Но все же разрыв между "заповедями блаженства" и обетованиями еще не преодолен, и исполнение обетований пока должно быть принято на веру (ср. 2Кор 5:7). И тем не менее они настолько достоверны в Иисусе, что Он призывает Своих учеников радоваться и веселиться, ибо их ожидает Божья -> награда. Тот, кто подвергается поно-шениям и гонениям за Него, Сына Человеческого, разделяет жребий пророков (Мф 5:11 и след.; Лк 6:22 и след.); враждебность тех, кто не знает Бога, становится доказат-вом правоты учеников (Ин 15:18-25; 16:2 и след.; ср. Лк 6:26). Этим еще раз удостоверяется, что "заповеди блаженства", совокупно с их обетованиями, исполнимы только "во Христе".
Заповедь
Заповедь -> Закон -> Десять заповедей.
Запор
Запор -> Ключ.
Запрещать, запрет
Запрещать, запрет -> Закон.
Запустение
Запустение -> Мерзость.
Запястья
Запястья -> Украшение.
Заразная болезнь
Заразная болезнь (в Синод. пер. - "язва") -> Болезнь.
Заред
Заред [евр. "поток"], речная долина на границе Моава (Чис 21:12; Втор 2:13 и след.), к-рую отождествляют с р. Аравийской (Ис 15:7) и ручьем Вади-эль-Ахси, что, однако, спорно. З. в Чис 21:12 назван местом стана (ср. Втор 2:14 и след.). Ср. карту на стр. 706.
Засада
Засада -> Война.
Заступник
Заступник, тот, кто выступает защитником обвиняемого (на суде, перед власть имущими и т.п.), посредником между двумя сторонами (в споре, тяжбе) или поручителем за к.-л. (см. Иов 5:4). В Синод. пер. словом "заступник" переданы различные др.-евр. слова: мафгиа - "ходатай"; цур - "скала", "оплот"; мисгав - "защита" и др. В Библии З. народа Израиля, а также всех благочестивых людей на земле, равно как и безвинно обижаемых и угнетаемых, именуется Сам Господь Бог (Втор 32:18,30,31; Иов 16:19; Пс 41:10; 45:8,12; 47:4; 58:10). В Книге Исаии З. назван грядущий Мессия (Ис 19:20; 53:12 - в Синод. пер. - "ходатай"; 59:16). -> Заступник -> Посредник -> Ходатай.
Засуха
Засуха: 1) в Палестине, где выпадает сравнит. мало осадков, ежегодно наступает засушливый период - З.; 2) сильная З., несущая с собой неурожай, голод, болезни, может быть следствием непослушания израильтян Божьей воле (Втор 28:22; 3Цар 8:35,37; Пс 67:7; Агг 1:11; 2:17 и т.д.); богобоязненный же человек будет насыщен даже в З. (Ис 58:11). В грядущем царстве Иисуса Христа "пробьются воды в пустыне и в степи потоки", расцветет и зазеленеет земля (Ис 35:1,6 и след.; 41:18). В переносном значении это относится к человеч. сердцам: когда окончится Божье наказание, народ Израиля, ослепленный и мертвый во грехе, подобно засушливой земле, не при-носящей плода, будет, словно потоком, орошен и оживлен Божьим Св. Духом (Ис 44:3).
Заттуй (Заффу)
Заттуй (Заффу) [евр. Затту], израильтянин, потомки к-рого возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:8; Неем 7:13). Шесть мужчин этого рода расстались со своими иноплем. женами (Езд 10:27); некий З. вместе с Неемией подписался под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:15).
Затылок
Затылок -> Шея.
Заффу
Заффу -> Заттуй.
Захария
Захария [евр. Зехарья и Захарьяху, "Господь вспомнил, подумал (о ком-то)"]: 1) отец Иддо, главного начальника полуколена Манассии в Галааде во времена Давида (1Пар 27:21); 2) левит, сын Мешелемии, привратник, современник Давида (1Пар 9:21; 26:2). Он считался разумным советником (ст. 14); 3) левит, певец и привратник, современник Давида (1Пар 15:18,20; 16:5); 4) священник, современник Давида (1Пар 15:24); 5) левит, сын Ишшии и внук Озиила, современник Давида (1Пар 24:25 и след.); 6) левит, сын Хосы из рода Мерари, привратник, современник Давида (1Пар 26:10,11); 7) левит, отец певца Иозиила, современника Иосафата (2Пар 20:14); 8) один из вождей колена Иуды во времена Иосафата (2Пар 17:7); 9) сын царя Иосафата (2Пар 21:2); 10) сын первосвященника Иодая. Исполненный Духа Божьего, З. предостерег царя и народ, когда Иоас, после смерти Иодая, отступил от Господа. Но против З. был составлен заговор и по приказу царя его побили камнями во дворе храма (2Пар 24:20,21). Именно это убийство Иисус подразумевает в Мф 23:35; Лк 11:51. Упоминание в этом контексте имен Авеля и З. указывает на то, что уже во времена Иисуса книги Паралипоменон стояли на последнем месте в евр. ВЗ. Обращает на себя внимание то обстоят-во, что в Мф 23:35 этот З. назван сыном Варахии, как пророк З. Этому давались различные объяснения. Напр., высказывалось предположение, что З. был внуком Иодая, сыном к-рого был Варахия; 11) пророк, поучавший царя Озию "страху Божию" (2Пар 26:5); 12) сын Иеровоама II, к-рый в 747 г. до Р.Х. в течение шести месяцев был израил. царем в Самарии. Он, как и его предшественники, делал неугодное в очах Господа и не отступал от грехов Иеровоама I - поклонения идолам (тельцу). Против него составил заговор Селлум; убив З., он воцарился вместо него. Так исполнилось предсказание о том, что потомки Ииуя будут занимать израил. престол только до четвертого колена (4Цар 15:8-12); 13) один из вождей колена Рувима в то время, когда оно было уведено в плен ассир. царем Тиглатпаласаром III (1Пар 5:7); 14) отец Ави (Авии) и дед царя Езекии (4Цар 18:2; 2Пар 29:1); 15) сын Варахии, к-рого пр. Исаия, по повелению Господа, призвал в свидетели вместе со священником Урией, начертав на большом свитке слова: "Магер-шелал-хаш-баз" (Ис 8:1-4); 16) левит из рода Асафа, современник Езекии (2Пар 29:13); 17) левит из рода Каафа, современник Иосии (2Пар 34:12); 18) священник, современник Иосии (2Пар 35:8); 19-21) два израильтянина из колена Иуды, а также священник - их потомки жили в Иерусалиме после возвращения из вавил. плена (Неем 11:4 и след.,12); 22-23) два израильтянина, вернувшиеся из вавил. плена вместе с Ездрой (Езд 8:3,11); 24) один из израил. начальников, к-рых Ездра направил в Касифье, чтобы те привели в Иерусалим служителей для храма (Езд 8:16). Возм., он же стоял рядом с Ездрой, когда тот зачитывал Закон (Неем 8:4); 25) израильтянин, к-рый взял себе иноплем. жену (Езд 10:26); 26-27) левит и священник, принимавшие участие в освящении Иерусалимской стены во времена Неемии (Неем 12:35,41); 28) вениамитянин, сын Иеила, "отца гаваонитян" (1Пар 9:35,37). Возм., он же упомянут в 1Пар 8:31 как -> Зехер; 29) пророк, автор одной из книг ВЗ; -> Книга пророка Захарии; 30) отец -> Иоанна Крестителя, священник из Авиевой чреды. Его жену звали Елисаветой. Эти праведные пред Богом люди были бездетны. Однажды в храме, во время совершения З. жертвы каждения, ему явился архангел Гавриил и предрек, что у Елисаветы родится сын, к-рый подготовит путь для Мессии. З. усомнился, т.к. его жена была уже в преклонном возрасте. Бог наказал его за неверие. Когда З. вышел к ожидавшему его благословения народу, то не мог говорить, т.к. был поражен немотой. После рождения сына З. написал на дощечке имя младенца: "Иоанн", после чего к нему вернулся дар речи. Исполнившись Св. Духа, З. восславил Господа, а затем, ссылаясь на ветхозаветные обетования, предсказал предназначение Иоанна (Лк 1:5-25,57-80).
Защищаться (держать ответ)
Защищаться (держать ответ). В Библии это слово употребляется в значении: "отвечать на обвинение", "держать речь в свою защиту" (Деян 11:1 и след.; 24:10 и след.; 26:2,24). В соотв. с нормами рим. права, обвиняемый имел право отвечать на обвинения (Деян 19:33) и лично противостоять истцу (Деян 25:16). Так, Павел, находившийся в тюрьме по обвинению, выдвинутому иудеями, стремился защищать Евангелие - вплоть до обращения в высшую инстанцию рим. юстиции (Деян 26:2; Флп 1:7,17; 2Тим 4:16). Понятие "держать ответ" имеет в Библии и другое значение, оно не обязат. означает защиту перед судом или перед властями (Лк 12:11) - каждый верующий должен быть готов держать ответ, если к.-л. спросит его о живущем в нем уповании (1Пет 3:15).
Заяц
Заяц [евр. арнэвэт].
I. Это животное упомянуто в Лев 11:6 и Втор 14:7 как нечистое, потому что З. "жует жвачку, но копыта у него не раздвоены". К жвачным животным З. отнести нельзя, и данная ему в Библии характеристика связана, вероятно, с тем, что, пережевывая пищу, он делает движения челюстями, похожие на движения челюстей жвачных животных.
II. В Палестине встречаются разные виды З. В странах Средиземноморья живут сир. З. (Lepus syriacus), к-рые несколько мельче европ. (L. europaeus); уши у них короче, а череп - шире. В Негеве и в долине Иордана преимущ. обитают мелкие егип. З. (L. aegypticus), спины к-рых имеют желтоватую окраску.
Звать, взывать, призывать
I. Бог призывает к соблюдению Своих заповедей, к -> покаянию и восприятию Его слова о спасении (Иер 35:17; Мф 9:13). Его зов часто бывает призванием к особому служению (Исх 3:4; Мф 4:21; 1Фес 5:24) или просто к общению с Ним (1Кор 1:9).
II. Разговор людей с Богом, -> молитва, также может быть призывом, обращенным к Нему. Люди взывают к Господу в скорби (Пс 106:6) и ободряются, будучи услышаны (Пс 49:15). Бог всегда слышит нас (Пс 39:2 и проч.), знает о наших нуждах (Мф 6:8) и особенно внемлет призывам обездоленных и притесняемых (Исх 22:22; Суд 3:9; 10:12). Сила призыва зависит от искренности молящегося (Мк 15:34; Евр 5:7). Но, не отказывая в помощи, Бог и в самых тяжких обстоят-вах сохраняет за Собой право, когда и как избавить человека от бедствия (Пс 21:2,3,24,25; ср. Мф 6:10). Он всегда свят (Пс 21:4), и Его кажущийся отказ ответить на призыв страждущего влечет за собой лишь большее благословение (2Кор 12:8 и след.).
Звезда
I. Вид звездного неба побуждал израильтян к молитве Богу (Пс 8:4; 148:3), сотворившему звезды (Быт 1:16; Пс 135:7 и след.) и знающему все звезды по их числу и именам (Пс 146:4; Ис 40:26). В Библии названы многие созвездия и отдельные звезды. Мы не всегда знаем, какие созвездия подразумеваются под теми или иными названиями: -> Утренняя звезда (Иов 38:7) -> Орион -> Семизвездие (Плеяды; Иов 9:9; 38:31; Амос 5:8). Евр. Аш (Иов 9:9; в Синод. пер. - "Ас") или Аиш (Иов 38:32; в Синод. пер. - "Ас с ее детьми") предположит. можно отождествить с созвездием Льва. А "ее дети" - это, возм., часть звезд созвездия Девы, к-рые у арабов называются "псами, гонящимися за львом". Ряд исследователей считает, что это - созвездие Большой Медведицы. Часто звездное небо символизирует понятие "бесконечное множество" (Быт 15:5; 22:17; Втор 1:10; Наум 3:16; Евр 11:12). Красота З., их сияние восхищали израильтян, однако они никогда не считали З. богами (подобно язычникам), а мыслили их сотворенными Богом и призванными, подобно Солнцу и Луне, выполнять опред. функцию - быть светилами на небосклоне (-> Небо) (Быт 1:15 и след.; Иер 31:35; -> Сотворение мира). Бог направляет движение З. (Иов 38:32), определяет очертания созвездий (Иов 9:9), решает, взойдет светило или нет (Иов 9:7). Бог "налагает печать" на З., т.е. "запечатывает (затворяет) им врата", так что они не могут взойти (там же).
II. Народ Израиля полагал, что З. - это существа, восхваляющие Бога (Пс 148:3) и способные сражаться (Суд 5:20), но, в отличие от других народов, не считал их божествами. Служение З. было запрещено Законом (Втор 4:19). Но иногда и израильтяне впадали в языч. служение З. Согл. Деян 7:43, жители Северного царства (Израиля) сделали изображение З. бога -> Ремфана и носили его с собой (по-видимому, в сражениях - см. Амос 5:26). Царь Манассия поклонялся воинству небесному в самом Иерусалимском храме (4Цар 21:5; 2Пар 33:3). Хотя царь Иосия и отменил это идолослужение (-> Идол, идолослужение, V) (4Цар 23:4 и след.,11), но еще Иеремии и Иезекиилю пришлось бороться против служения З. и Солнцу (Иер 8:2; 19:13; Иез 8:16). (-> Астарта.) Тесно связано с культом З. иск-во гадания по звездам (-> Предсказание), к-рое было очень развито в Вавилоне (Дан 2:27; 4:4; 5:11). Но однажды З. использовал и Господь, чтобы указать мудрецам (-> Волхвы с востока) с востока на рождение Мессии (Мф 2:2).
III. З. должны померкнуть перед наступлением особых судов Господних (Иез 32:7; Иоил 2:10; 3:15). Иисус называет среди знамений, возвещающих Его Второе пришествие, изменения, касающиеся З. (Мф 24:29; Лк 21:25); в книге Откровения также предсказываются космические катастрофы в конце времен (Откр 6:13; 8:12; 12:4; ср. Дан 8:10).
IV. В переносном значении о Мессии говорится как о З. от Иакова (Чис 24:17), а о проповедниках Богопознания - как о З., сияющих на небосклоне (Дан 12:3).
Звезда утренняя
Звезда утренняя -> Утренняя звезда.
Звездочет
Звездочет [арам. гезар, "определяющий", "решающий"], обозначение халдейского астролога (Дан 2:27; 4:4; 5:7,11), передано в Синод. пер. словом "гадатель". В Ис 47:13 астрологи подразумеваются и под словом "звездо-четы". -> Звезда (II).
Звери пустыни
Звери пустыни. Этим словосочетанием в Ис 13:21; 34:14; Иер 50:39 (в Синод. пер. - "степные звери") переведено евр. слово цийим, к-рое предположит. означает "демоны пустыни". -> Косматый, леший -> Собака (I,3).
Здание
Здание -> Дом -> Дворец.
Зебудда
Зебудда [евр. Зевуда, от "наделять", "одаривать"], дочь Федаии из Румы, мать царя Иоакима (4Цар 23:36).
Зевадия (Завадия)
Зевадия (Завадия) [евр. Зевадья и Зевадьяху, "Господь дарует"]: 1) вениамитянин, потомок Берии (1Пар 8:15,16); 2) вениамитянин, потомок Елпаала (1Пар 8:17,18); 3) сын Иерохама из Гедора, вениамитянин, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:7); 4) сын Асаила и племянник Иоава. Вслед за своим отцом он стал начальником 4-го отделения войска во времена Давида (1Пар 27:7); 5) ле-вит из рода Корея, сын Мешелемии, привратник, современник Давида (1Пар 26:1 и след.); 6) левит, современник Иосафата (2Пар 17:8); 7) вождь колена Иуды, сын Исмаила. Царь Иосафат поручил ему осуществлять надзор над судьями (2Пар 19:11); 8) сын Михаила из рода Сафатии, вернувшийся из Вавилона вместе с Ездрой (Езд 8:8); 9) священник из сыновей Иммера, расставшийся со своей иноплем. женой (Езд 10:20).
Зеведей
Зеведей [греч. Зебедайос, ф-ма евр. имени Зевадия, "Господь дарует"], отец ап. Иоанна (Мф 4:21; Мк 1:19,20).
Зевей
Зевей [евр. Зевах, возм., "рождЁнный в день жертвы заклания"], мадиамский царь, плен. и казн. Гедеоном (Суд 8:4-21; Пс 82:12).
Зевина
Зевина ("купленный", "приобретенный"), израильтянин, отпустивший свою иноплем. жену (Езд 10:43).
Зевс
Зевс (Деян 14:12 и след.), называемый также Юпитером - верховное божество греч.-рим. пантеона. Его почитали защитником существующего у людей порядка (гос-ва, семьи) и мстителем за нарушение договора или клятвы. Почитание З., вместе с греч. культурой, распространилось на все Средиземноморье и Ближний Восток. В Листре храм З. находился за пределами города (ст. 13). Жители ликаонийского г. Листры, язычники, пытались совершить поклонение ап. Павлу и Варнаве как богам. Они называли Варнаву З., а Павла воспринимали как его посланца.
Зевул
Зевул -> Завулон. Главный начальник, к-рого Авимелех назначил в Сихем (Суд 9:28,30-33,36-38,41).
Зелень, зеленеть, цвести.
Зелень, зеленеть, цвести. Праведники "зеленеют" (в Синод. пер. - "цветут") "во дворах Бога нашего" (Пс 91:13,14), "процветет" и жилище праведных (Притч 14:11), расцветет и народ Израиля, когда окончится время Божьего суда (Ис 27:6). "Зеленеющее дерево" (Лк 23:31; ср. Пс 1:3; Иер 17:7,8) - это безгрешный Иисус, принявший на Себя наказание за грехи человечества, сухое же дерево - это евр. народ, отвергнувший Его и идущий навстречу Страшному суду (см. 1Пет 4:18). -> Трава.
Зелфа
Зелфа [евр. Зилпа, возм., "пылкая"], рабыня, к-рую Лия получила от своего отца Лавана (Быт 29:24). Позднее З. стала наложницей Иакова, к-рому она родила Гада и Асира (Быт 30:9-13; 46:16-18). См. цветную вклейку 1.
Земира
Земира ("сопровождаемое музыкой пение"), вениамитянин, сын Бехера (1Пар 7:8).
Земледелие
Земледелие. В раннепатриарх. период важнейшей отраслью сельского хоз-ва у израильтян являлось -> животноводство. Овладев землей в Палестине, израил. народ в первую очередь стал заниматься З. Раскопки древнего Иерихона показывают, что Палестина - один из древнейших известных нам сельскохоз. центров. Во Втор 6:10 и след. указывается, что З. существовало в Палестине еще до захвата страны израильтянами. По данным науки, интенсивная обработка почвы существовала здесь прим. с 7500 г. до Р.Х. Др.-израил. законодат-во типично для народа, занимающегося З. Об этом ясно свидет-вует упоминание в Пятой книге Моисея об отдыхе земли в -> субботний год, а также закон о нерушимости межевых знаков (Втор 19:14; 27:17). Даже царь Саул вначале был земледельцем (1Цар 11:5), а три главных праздника израил. народа связаны с урожаем.
I. КЛИМАТ И ПОЧВА
В библ. времена климат Палестины, вероятно, был похож на нынешний. Кол-во осадков вряд ли претерпело значит. изменения, т.о., З. определялось периодом дождей с октября по апрель. Границы сельскохоз. областей сегодня трудно установить; в результате раскорчевки лесов и уничтожения кустарника скотом они постоянно расширялись. Максимальное кол-во осадков выпадало на плоскогорьях северо-запада, минимальное - в пустынях на юге и востоке страны. Поскольку угодья очень неоднородны, то областей сплошного З. почти нет. Для сельскохоз. обработки могут исполь-зоваться прежде всего площади долин и равнин; но и на склонах гор, вследствие выветривания красного известняка, образуется плодородная почва, так же как и в результате разрушения вулканич. лавы в областях вост. берега Иордана. Т.о., для З. пригодной оказывалась прежде всего холмистая область между приморской равниной и горами Иудеи, равнина Махне в Самарии - юго-вост. Сихема, окраины Изреельской равнины, плоскогорья Моава и Аврана. Почва облагораживалась прежде всего очисткой угодий от камней, а содержание земли под паром каждый седьмой год препятствовало ее истощению (Исх 23:10 и след.; Лев 25:1-7). О планомерном удобрении почвы почти ничего не известно вплоть до периода рим. господства. Из-за недостатка равнинных земель в зап. части Иудейского нагорья практиковались террасы, когда плодородную почву на горных склонах удерживали с помощью спец. каменных оград. По климатич. причинам земледел. работы были возможны только после ранних дождей в конце октября, так что сбор зерновых даже в горах заканчивался к середине июня. Земля под паром могла использоваться для выпаса мелкого скота, что одноврем. являлось единств. способом внесения удобрений. Как только начинались ранние дожди и размягчалась твердая, как камень, почвенная корка, приступали к пахоте и севу. Урожай зависел от своевременности и кол-ва осадков, выпадавших в виде зимних, или поздних дождей (Ам 4:7-9). Урожай находился под постоянной угрозой нападения саранчи и заболеваний злаковых культур. Как правило, участками земли владели семейства, их обрабатывавшие, крупное землевладение встречалось редко; позднее его доля стала увеличиваться, о чем свидетельствуют осуждающие речи пророков (Ис 5:8-10; Мих 2:2). В таких крупных хоз-вах применялся труд рабов и наемных работников, находившихся, однако, под защитой Закона (Исх 21:2 и след.; Лев 25:39-46; Втор 15:12 и след.).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 227.