Г. ОТДЕЛЬНЫЕ ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Су-ществуют различные перечни Д. Духа (см. Рим 12:6-8; 1Кор 12:8-10; 12:28-31; Еф 4:7,11 и след.; 1Пет 4:10 и след.). Т.о., количество и сущность Д. точно не определены. Далее приводится перечень Д. из 1Кор 12:8-10:1) МУДРОСТЬ. Иисус обещал дать Своим ученикам "уста и премудрость, которой не возмогут ни противоречить, ни противостоять все противящиеся" (Лк 21:12-15), чтобы они, когда их будут гнать во имя Его, могли ответить, не обдумывая заранее (ст. 14), на вопросы недругов и отвести их обвинения (Лк 13:17; 14:6; 20:2-8,26,40; Деян 6:9 и след.). Мудрость Св. Духа следует отличать от природного ума и приобретенного знания (1Кор 1:18 и след.); 2) ЗНАНИЕ - это результат действия Св. Духа, к-рое нельзя отождествлять с работой человеч. ума. Ап. Павел владел этим Д. (1Кор 3:10; 2Кор 11:6). Однако знание (как, впрочем, и другие дарования) может привести к гордыне (1Кор 8:1). Для Павла знание - не только ученость, но и внутр. проницательность. После своего обращения он три года провел в молчании и общении с Богом (Гал 1:16-19). По своей сути, знание - это не что иное, как увеличивающееся познание Иисуса Христа, благодаря к-рому мы преображаемся в Его образ (2Кор 3:18; Флп 3:10; 2Пет 1:2 и след.; 3:18; -> Познание). Д. знания не предполагает обладания всей полнотой знания (1Кор 13:9,12). "Когда же настанет совершенное [знание], тогда то, что отчасти, прекратится" (1Кор 13:10). Но если бы даже человек знал все и обо всем, но не имел любви, он был бы ничем (1Кор 13:2); (-> Познание); 3) ВЕРА. Вера - это Д. Божий (1Кор 12:9). Такая вера может "переставлять горы" (Мф 17:19 и след.; 1Кор 13:2), т.е. она обращена к безграничным возможностям Господа Бога. По вере Бог творит чудеса (Лк 17:19; ср. Пс 17:30), исцеляет больных (Деян 3:16; Иак 5:15; ср. 1:6) и даже воскрешает из мертвых (Деян 9:40). В безнадежных ситуациях вера укрепляет надежду (Деян 27:20-25). Через веру в этом мире совершаются Божьи деяния (Мф 21:22; Мк 11:23 и след.; Ин 5:19 и след.; 14:12 и след.; ср. Мф 8:13; 9:2,22,29 и т.д.); 4) ИСЦЕ-ЛЕНИЕ. Наряду с исцелением через молитву, веру и пост (Мф 17:21; см. п. 3) Св. Дух наделяет отдельных людей Д. исцелять больных. В библ. тексте это слово употреблено во мн.ч.: "дары исцелений". Возм., это свидет-вует о том, что каждое исцеление даруется непосредственно Богом и что никто из людей не может использовать этот Д. "по своему усмотрению". Последнее слово Бог оставляет за Собой; -> Исцеление, лечение; 5) ЧУ-ДОТВОРЕНИЕ [греч. энергемата дюнамеон - букв. "действия сил"] (здесь снова употреблена форма мн.ч.; см. выше). В Деян 4:33 словом "сила" [греч. динамис] оценивается свидет-во апостолов, а в Деян 6:8 о Стефане, совершавшем чудеса и знамения, сказано как об "исполненном силы". В Деян 8:13 "силами" названы чудеса, творимые Филиппом. Чудесами сопровождается распространение веры. В 2Кор 12:12 чудеса называются "признаками апостола"; 6) ПРОРОЧЕСТВО. О Д. пророч. речей и других проявлениях пророч. дарования: -> Пророчество -> Предсказание; 7) РАЗЛИЧЕНИЕ ДУХОВ необходимо, т.к. сатана также творит чудеса и наделяет Д. (Мф 24:24); он может даже принимать вид ангела света (2Кор 11:14). Многое зависит и от человека, напр. от того, тщеславен он или нет. Здесь уже речь идет не о сатанинском влиянии, а, скорее, о том, что Павел называет "плотью". Различение духов не дается лишь изучением Писания. В свое время именно "книжники" не признали Иисуса и, не обладая Д. различения духов, хулили Св. Духа, приписывая совершаемые Им действия сатане (Мк 3:22-30). Д. различения духов получит особое значение в последнее время, когда, по словам Иисуса, "восстанут лжехристы и лжепророки" (Мф 24:24). Критерием различения духов, согл. НЗ, служат исповедание Иисуса Христа как пришедшего во плоти (1Ин 2:22; 4:1-3) и признание Иисуса Господом (1Кор 12:3). Общине надлежит испытывать пророчества своих членов (1Кор 14:29); 8) РАЗНЫЕ ЯЗЫКИ -> Говорение языками; 9) ИСТОЛКОВАНИЕ ЯЗЫКОВ. Если проповедь, как в Деян 2:4-6, произносилась на "ином" языке, то ее требовалось "истолковать" (перевести) на разговорный язык соответств. общины (1Кор 14:5,13,27). "Человеческие и ангельские языки" (1Кор 13:1) непонятны ни самому говорящему, ни тол-кователю сказанного (1Кор 14:7-11,14-17). Д. истолкования языков, как и Д. разных языков, дается непосредственно Св. Духом (1Кор 12:10; 14:26). Истолкование языков представляет собой отдельный Д. (1Кор 14:26), благодаря к-рому "говорение языками" служит назиданию общины (1Кор 14:5,26).

 

Дара

Дара, сын Зары из колена Иуды (1Пар 2:6); в др.-сир. пер. и в нек-рых греч. рукописях - Дарда.

 

Дарда

Дарда, сын Махола (3Цар 4:31), мудрец времен Соломона.

 

Дарий

Дарий (перс. "обладатель богатства"): 1) Д. Мидянин (Дан 5:31; 9:1), сын Аccуира (Ксеркса; Дан 9:1), после смерти Валтасара (5:30 и след.) и взятия Вавилона войском -> Кира принял власть над царством халдеев. Он назначил в своем царстве 120 сатрапов (наместников), подчиненных трем князьям, одним из к-рых был Даниил (Дан 6:1 и след.). По на-стоянию своих сановников Д. велел бросить Даниила в львиный ров (Дан 6). В первый год правления Д. (539 г. до Р.Х.) Даниилу было откровение о семидесяти седьминах и судьбе его народа (Дан 9:20-27). Согл. Иосифу Флавию (Иуд. древн., 1,249), Даниил был переведен Д. в Мидию. То, что Д. Мидянин нигде, кроме Книги пр. Даниила, не упоминается, а клинописные источники того времени не упоминают никакого вавил. царя между Набонидом (и Валтасаром) и Киром, ставит под сомнение его историчность и заставляет считать ветхозаветные сведения о его царствовании результатом смешения традиций. С другой стороны, живое описание в Книге пр. Даниила обладает всеми характерными признаками историч. достоверности. Скудость дошедших до нас историч. сведений - не основание для того, чтобы их отвергать. Д. неоднократно пытались отождествить с упоминаемыми в вавил. текстах лицами, в частн. с Киром, к-рый был связан с мидянами родств. узами и назывался "царем мидийцев". Известно, что ему было прибл. 62 года, когда он стал царем Вавилона. Согл. надписям, он назначил многих чиновников. Все док-ты датировались годами его правления. В таком случае, текст Дан 6:29 следует переводить: "...в царствование Дария, то есть в царствование Кира Персидского" и понимать это как пояснение переписчика (сделанное для ясности текста), что одно и то же лицо носило два имени; 2) Д. I Великий (Гистасп) (522-486 гг. до Р.Х.) сменил на перс. престоле Камбиса, сына -> Кира и восстановил мощь гос-ва, предварит. одолев другого сына Кира (самозванца). Д. происходил из перс. цар. рода и был женат на одной из дочерей Кира. Их сын Ксеркс I (Ахашверош) стал его преемником. (См. цвет. вклейки 18; 19.) В начале правления Д. объединенное Киром Персидское царство, казалось, распадалось из-за мятежей, происходивших во всех главных провинциях. Эти провинции - Элам, Вавилон, Персия, Мидия, Ассирия, Армения и др. - перечисляются самим Д. в его большой наскальной Бехистунской надписи. Ему, однако, удалось подавить все восстания в течение шести лет. К 515 г. до Р.Х. все царство вновь было подвластно ему. После этого Д. положил конец различным формам правления, сохранявшимся еще у покоренных народов, и разделил все царство на единообразные адм. области (сатрапии), в каждой из к-рых осуществлял управление перс. наместник (сатрап), имевший в своем распоряжении соотв. воин. соединение (ср. Дан 6:1). Посредством цар. дорог и почтовой службы была установлена прямая связь между всей тер. царства и цар. двором в столицах - Сузах и Персеполе. Иудея также стала с этого времени маленькой провинцией пятой сатрапии, в к-рой перс. администрация владела правом последнего слова во всех гражд. и религ. вопросах. Когда во второй год правления Д. иудеи, побуждаемые Аггеем и Захарией, продолжили строит-во храма, перс. облас-теначальник Фафнай написал царю, что, по утверждению иудеев, это делается по приказу Кира (Езд 5; Агг 1:1,15; Зах 1:1). Д. велел провести расследование, и в цар. архиве в Екбатане (Экбатанах) был обнаружен соотв. док-т (Езд 6:2). На основании этого Д. подтвердил указ Кира о предоставлении иудеям средств из цар. доходов для строит-ва храма и принесения жертв и обязал своих чиновников оказывать в этом всяческое содействие. Т.о., строит-во нового храма смогло начаться в шестой год правления Д. - в 515 г. до Р.Х. (Езд 6:1-18); 3) Д. Персидский (Неем 12:22) - это Д. II Нот. Во время его царствования с 424 по 404 гг. до Р.Х. иуд. первосвя-щенником был Иаддуй II. Еще один Д. - послед. перс. царь Д. III Кодоманн (336-331 гг. до Р.Х.). Александр Македонский, разбив его при Иссе (333 г. до Р.Х.) и при Арбелах (331 г. до Р.Х.), покорил его царство.

 

Даркон

Даркон, один из рабов Соломона, чье потомство под водительством Зоровавеля (или при Зоровавеле) вернулось из вавил. плена (Езд 2:56; Неем 7:58).

 

Дафан

Дафан [евр. Датан, возм., "сильный"; аккад. датну]. Д. и Авирон, сыновья рувимлянина Елиава, вместе с соплеменником Авнаном, участвовали в восстании левита Корея против Моисея и Аарона. Они упрекали Моисея за то, что он вывел их из богатого Египта в пустыню, а не в землю обетованную. Вместе с прочими мятежниками были поглощены землей (Чис 16; 26:7-11; Втор 11:6; Пс 105:17).

 

Двенадцать

Двенадцать -> Число -> Колено -> Апостол.

 

Дверь

I. Входную Д. -> дома (II,2) обычно делали узкой и невысокой; высокая Д. считалась признаком пагубной надменности (Притч 17:19).

 

II. "Красные двери" -> Храм (VI) -> Ворота.

 

III. В Библии слово употребляется в прямом и в метафорич. значении. "Стеречь двери уст своих" (Мих 7:5) означает, что человек должен следить за тем, чтобы не произнести необдум. слово. "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется", - говорит о Себе Иисус (Ин 10:7,9). Благовествуя, неся в мир -> Евангелие, ученики Иисуса "отверзают дверь веры язычникам" (Деян 14:27; 1Кор 16:9; 2Кор 2:12; Кол 4:3; Откр 3:8). Человеч. -> сердце может, подобно Д., открыться пред Господом (Откр 3:20), но может и отвергнуть Его. В притче запертая Д. означает упущ. возможность спасения (Мф 25:10; Лк 13:25).

 

Дворец

Дворец. Для дворцовой архитектуры Палестины характерно расположение множества комнат вокруг одного внутp. двоpа. Такую же планировку имели и большие дома богатых горожан, так что не всегда удается отличить -> дом от Д. Фундаменты Д. обнаpу-жены, в частн., при pаскопках Шаpухена, Ге-pаpа, Лахиша (-> Лахис) и Самаpии, где найдены также отдельные предметы интерьера (-> Слоновая кость) (сp. 3 Цаp 22:39). О Д. Давида (2Цар 5:11; 1Пар 14:1) и Иоакима (Иер 22:14) имеются лишь отpывочные сведения. О Д. Соломона, к-pый возводился в течение тpинадцати лет, также невозможно составить ясного пpедставления, хотя нек-pые конкpетные данные о нем имеются (3 Цаp 7:1-12). В то же время Д. егип. (-> Телль-Амаpна) и месопотамских пpавителей с их многочисл. внутp. двоpами и аpхитектуpными ансамблями поpажают своим великолепием. Д. в Маpи, построенный пpим. в 1700 г. до Р.Х., занимал площадь в два гектаpа. Ассиp. Д., в т.ч. двоpец Саpгона II в Хоpсабаде, пришедший в запустение после смеpти цаpя, были укpашены многочисл. pельефами: изобpажения на этих pельефах являются ценнейшими истоpич. источниками. См. цвет. вклейки 18; 63.

 

Двор

Двор -> Дом -> Храм.

 

Девир

Девир -> Давир (4).

 

Девица, дева

Девица, дева

 

I. Незамужняя девушка. Согласно закону, совративший Д. должен был жениться на ней (Исх 22:16,17) и не имел права расторгнуть брак с нею (Втор 22:28,29). Обрученная Д., уличенная в прелюбодеянии, наказывалась смертью (ст. 22-24); если же Д., подвергшись насилию, не могла позвать на помощь, то она считалась невиновной (ст. 25-27). Ложное свидет-во о том, что девушка, вступающая в брак, не девственница, строго наказывалось; если же обвинение подтверждалось, то Д. побивали камнями (ст. 13-21). Первосвящен-нику предписывалось жениться только на девственнице (Лев 21:13 и след.). В Иез 44:22 это предписание распространяется на всех священников, к-рым, однако, разрешалось жениться также на вдовах священников.

 

II. В евр. языке существуют два слова, обознач. девушку. Слово бетула указывает прежде всего на ее девственность (Быт 24:16; Суд 11:38; 2Цар 13:2; 3Цар 1:2), в то время как слово алма обозначает Д., достигшую половой зрелости и готовую к замужеству (Быт 24:43; Исх 2:8; Пс 67:26; Притч 30:19; Песн 1:2; 6:8; ср. также Мф 25:1). Тот факт, что в Ис 7:14 стоит слово алма (в Синод. пер. - Дева), не дает основания толковать его иначе как "девственница", тем более, что смысл предсказания вполне раскрылся при его исполнении, к-рое надежно засвидет-вовано (Мф 1:23; Лк 1:27).

 

III. Часто слово "дева" употреблялось у евреев в отношении городов и народов: Сион и Израиль (Плач 2:13; Иер 18:13; 31:4,21), Сидон (Ис 23:12), Вавилон (Ис 47:1) и Египет (Иер 46:11). В ВЗ используются такие метафоры, как "девствующая дочь" (4Цар 19:21), "посрамленная" (Ис 23:12), или "падшая" дева (Ам 5:2). Этот образ включает также женщин, изображ. в Иез 16; 23, и блудниц из Откр 17.

 

IV. В 1Кор 7:25-38 Павел, рассуждая о браке, говорит и о девах. Выходя за рамки ВЗ, видевшего смысл жизни женщины исключит. в замужестве, он указывает коринфянам на возможность отказа от брака ради служения Господу (ст. 32,34; ср. Деян 21:9). Напротив, в Откр 14:4 говорится, скорее, не о земном безбрачии, а о чистоте от идолослужения и идо-лопоклонства (ср. Откр 2:14), к-рые уже в ВЗ сравнивались с блудом и прелюбодеянием (Иер 13:27). Точно так же и Павел хочет представить Христу Церковь чистой девой (2Кор 11:2).

 

Девора

Девора ("пчела"): 1) кормилица Ревекки, сопровождавшая ее из г. Нахора (Месопотамия) к Исааку (Быт 24:59). Умерла в глубокой старости у Иакова в Вефиле и была там погребена под дубом, к-рый с тех пор назывался "дубом плача" (Быт 35:8); 2) пророчица, жена Лапидофа, жившая под названной ее именем пальмой между Вефилем и Рамой, на горе Ефремовой, и во время угнетения Израиля царем Асора Иавином была судьей. От нее Варак получил повеление отправиться на битву с военачальником Иавина Сисарой; она сопровождала Варака по его желанию и подала знак к атаке (Суд 4:1-16). После битвы Д. вместе с Вараком воспела одержанную победу в великолепной торжеств. песне, исполненной высокой поэтичности и образности (Суд 5).

 

Девять -> Число

Дедан

Дедан: 1) Д. упоминается как среди потомков Хама, так и среди потомков Авраама от Хеттуры (Быт 10:7; 25:3; 1Пар 1:9,32); в обоих случаях его братом называется Шева (Са-ва). В Иез 38:13 Д. и Шева (Сава) также упомянуты вместе; 2) в других местах род Д. упоминается вместе с Фемой (Теймой), оазисом в Северной Аравии, и его обитателями (Ис 21:13 и след.; Иер 25:23). Согл. Иер 49:8 и Иез 25:13, Д. граничит на юге с Эдомом. Вполне можно видеть в Д. араб. кочевое и торг. племя без твердо очерчен. места жит-ва, возм., возникшее из смешения двух родов. В торговле с Тиром деданитяне предлагали попоны для верховой езды (Иез 27:20); 3) Д. - город, местонахождение которого предпола-гали в оазисе Эль-Ула в Северной Хиджазе, ок. 150 км юго-зап. Фемы (совр. Таймы) и ок. 300 км сев.-зап. Медины.

 

Дееписатель

Дееписатель. Высокопост. придворный чиновник в едином Израильском, а позднее в Иудейском царстве (2Цар 8:16; 20:24; Цар 4:3; 4Цар 18:18,37; 1Пар 18:15; 2Пар 34:8; Ис 36:3,22). Словом "дееписатель" в Синод. пер. передано евр. слово, обозначающее титул мазкир (досл. "напоминающий", "доклады-вающий"). Полагают, что это был цар. чиновник, задачей к-рого было информировать правителя о важнейших событиях и давать ему соотв. советы. Й.Бегрих считал, что софер, "писец" (2Цар 8:17; -> Письмо), и мазкир - это две должности, к-рые были введены по образцу двора егип. фараонов. В этом случае софер мог быть секретарем царя, а маз-кир - церемониймейстером, круг обязанностей к-рого (придворный церемониал и аудиенции), по-видимому, относился и к компетенции -> начальника дома (дворца). Три высших придворных чиновника - начальник дворца, писец и Д. - во время осады Иерусалима вели переговоры с ассирийцами как посланцы царя Езекии (Ис 36:3,22).

 

Деир

Деир, долина в окрестностях Вавилона (Дан 3:1), где Навуходоносор приказал поставить золотого истукана для религ. поклонения.

 

Делаия

Делаия [евр. Делайя или Делайяху, возм. (согл. основному значению), "Яхве вывел из бездны"]: 1) потомок Аарона и вождь 23-й череды жрецов во времена Давида (1Пар 24:18); 2) сын Семаии, один из князей, к-рые упрашивали Иоакима не сжигать пророчества Иеремии (Иер 36:12,25); 3) "сыны Делаии" - группа иудеев, возвратившихся из плена с Зоровавелем, но бывших, однако, не в состоянии доказать свое происхождение (Езд 2:60; Неем 7:62); 4) сын Мегетавела и отец Шемаии, к-рый советовал Неемии укрыться от его врагов в храме (Неем 6:10); 5) сын Елиоеная и потомок Зоровавеля (1Пар 3:24).

 

Делать

Делать -> Дело -> Деяние, дело.

 

Дело

Дело: 1) словом "Д." в ВЗ обозначаются руководство Моисея народом Израиля (Исх 18:18), выполнение особо призванными израильтянами задач, связ. с богослужением (1Пар 26:30), повседневная профессион. деятельность (Притч 22:29); 2) делами плоти, т.е. тела [греч. сома], в Рим 8:13 названы грехи, порождаемые телесными потребностями. Эти грехи отягощают человека; они должны быть умерщвлены, т. е. преодолены, обитающим в христианах Св. Духом. Плоть, или соотв. тело, рассматривается здесь как сила, противящаяся Богу (-> Плоть, III), а не как материал, из к-рого создан человек; 3) -> Деяние, дело.

 

Дело, действовать

 

I. ДЕЛА И ДЕЙСТВИЯ БОЖЬИ

1) в Библии Бог, в отличие от "бога философов", действует. Его вечная сила и Божество "чрез рассматривание творений видимы" (Рим 1:20). Бог действует доныне (Ин 5:17) и является одним и тем же, "производящим все во всех" (1Кор 12:6). Д. Божьи велики и многочисл. (Пс 103:24). Бог позволяет радоваться Д. рук Его и восхищаться ими (Пс 91:5), но никто не в состоянии достойно восславить все достославные дела Его (Пс 105:2). При этом Библия подразумевает Божьи Д. в природе и во всем мироздании (Пс 8:4; 18:2; 91:5 и след.; 101:26; 103; 138:14). Но она прославляет и действие Бога в историч. процессе, прежде всего в истории народа Израиля (Втор 3:24; 11:3; Суд 2:10; Пс 45:9; 63:10; 65:3; 67:29; 76:13; 94:9; 106:22; 110:2,7; 144:4; Ис 10:12; 19:25; 28:21; Иер 51:10). Это Д. еще не завершено, оно простирается в будущее, в конец времен (Ис 60:21); 2) поскольку Бог действует, то действует и Его Сын, Иисус Христос (Ин 5:17). Он не только Учитель, Он Сам совершает дело Божье (Ин 4:34; 5:20,36; 9:4; 10:25,37; 14:10; 17:4). Слово Иисуса, как и слово Бога (Пс 32:9), действенно (Мф 8:5-10). Поэтому в деят-сти Иисуса слова и Д. (в т.ч. чудеса, исцеления и изгнания бесов) неразрывно связаны между собой, и эта деят-сть разрушает дела дьявола (1Ин 3:8). Церковь Христова по праву называет искупит. деяние Иисуса и перенес. Им страдания Д. спасения; 3) хотя Писание нигде не употребляет выражение "дело Святого Духа", но все то, что Господь делает со Сво-ими чадами и через них, Он совершает посредством Духа. Об этом отчетливо свидет-вует миссионерская деят-сть Его посланников (Деян 13:2; 14:26). В других местах Писания такое положение вещей может быть выражено несколько иначе (Мк 16:20; Рим 15:18; 1Кор 4:15; 9:1; Еф 3:20; Флп 2:13; Кол 1:29; 2:12; 1Фес 2:13). Иисус дал Своим ученикам обетование о том, что с помощью Св. Духа они смогут творить такие же дела, какие творил Он Сам, и даже большие (Ин 14:12).

 

II. ДЕЛА ВОЗРОЖДЕННЫХ

1) в ходе истории библ. учение об оправдании было серьезно искажено в связи с неправильно понятым значением дел в жизни христианина. НЗ ясно учит тому, что никто не оправдается перед Богом делами Закона, т.е. теми делами, к-рые совершаются с целью добиться оправдания пред Богом. "Человек оправдывается верою" (Рим 3:20 и след.,28; 4:5 и след.; Гал 2:16; Еф 2:8 и след.; 2Тим 1:9), "действующей любовью" (Гал 5:6), ибо в этом открывается та праведность, к-рая действительна перед Богом. -> Плоть по сути своей не может исполнить требования Божьего Закона (Рим 7:22-25; 8:1-8). Поэтому все дела, даже при безукоризн. соблюдении закона, тщетны перед Богом (Флп 3:3-9). Это "мертвые дела" (Евр 6:1; 9:14). Но возрожд. уже не живет "по плоти", он служит Богу "по духу" (Рим 8:9; Флп 3:3). Поэтому апостолы требовали и ожидали от церквей и от отдельных верующих добрых Д. во Христе (Еф 2:10). Т.о., вера и Д. не только не противоречат друг другу, но и по своей сути связаны в послушании вере (Рим 1:5; 14:25). Иаков показывает, что живая вера подвигает на Д. и проявляется в Д. (Иак 2:14-26). Павел великолепно выразил эту же мысль в краткой формулировке, сказав о "деле веры" (1Фес 1:3). И в Послании к ефесянам он говорит: вы спасены "не от дел", но именно благодаря своему спасению мы есть "Его творение", "созданное во Христе Иисусе на добрые дела". Эти Д. "предназначены" нам и, след., в них нет нашей заслуги, но мы должны жить в них, как святые, вооруж. на Д. служения (Еф 2:8-10; 4:12). Поэтому во многих местах Библия требует от церквей и верующих добрых Д. и просит о них (2Кор 9:8; Кол 1:10; 3:17; 1Тим 2:10; 6:18; Тит 2:14; 3:8; Евр 13:21; Откр 2;3). От христиан ожидается преуспевание в деле Господнем (1Кор 15:58), и проклятию подлежит тот, "кто дело Господне делает небрежно" (Иер 48:10). Ибо доброе Д. - это видимое свидет-во присутствия Царства Божиего в мире (Мф 5:16; 1Пет 2:12); 2) не должно удивлять и то обстоят-во, что НЗ свидет-вует о суде "сообразно с делами", к-рый коснется не только неверующих (Рим 14:10; 1Кор 4:5; 2Кор 5:10; 1Пет 1:17). Дела, к-рые мы совершали как верующие, попадут в испытующий огонь дня Господня. Они могут сгореть в этом огне; тогда мы потерпим поражение и будем посрамлены; но если они уцелеют, то принесут нам награду (1Кор 3:11-15; 1Ин 2:28).

 

День (сутки)

 

I. СУТКИ КАК ЧАСТЬ НЕДЕЛИ И МЕСЯЦА (-> Календарь)

Сутки длились у израильтян от захода солнца в первый день до его захода на след. день (Исх 12:18; Лев 23:32), т.е. внутри единого временного пространства ночные часы предшествовали дневным (ср. "вечера и утра" в Дан 8:14; ср. греч. слово нюхтэмерон, досл. "ночь-день" = 24 часа, 2Кор 11:25, в Синод. пер. - "ночь и день"). Из дней недели название имел лишь седьмой, -> суббота, остальные дни именовались по порядковым номерам (ср. Мк 16:2; Ин 20:19; Деян 20:7).

 

II. ДЕЛЕНИЕ ДНЯ НА ЧАСЫ

Деление дня на часы ученые обнаруживают у израильтян только после вавил. плена; в евр. языке в тот период еще не было слова, обозначающего час как отрезок времени, оно появилось только в арам. Правда, исследователи обнаружили упоминание о солнечном указателе (солнечных часах ?) еще во времена Ахаза. В большинстве случаев в ветхозаветное время люди довольствовались делением суток на вечер (и -> ночные стражи), утро и полдень (Пс 54:18). Кр. того, чтобы точнее выразить, когда произошло то или иное событие, они прибегали к разного рода описаниям: "при наступлении вечера" (Быт 24:63), "под вечер, в то время, когда выходят женщины черпать [воду]" (Быт 24:11), "при захождении солнца" и "когда зашло солнце" (Быт 15:12,17); "когда взошла заря" (Быт 19:15; 32:26), "солнце взошло над землею" (Быт 19:23; 32:31); "до дневного зноя" (1Цар 11:11), "во время зноя дневного" (Быт 18:1), "до полного дня" (Притч 4:18), "время вечернего жертвоприношения" (3Цар 18:29,36), "время вечерней жертвы" (Езд 9:4 и след.; Дан 9:21), "доколе преклонится день" (Суд 19:8 и след.), "во время прохлады дня" (Быт 3:8; Песн 2:17) и т.д. (О делении дня в новозаветный период -> Час.)

 

III. СВЕТЛАЯ ЧАСТЬ СУТОК

Наряду со значением "сутки" слово "день" обозначает также и СВЕТЛУЮ ЧАСТЬ СУТОК, в отличие от ночи (Быт 31:39; Ин 9:4). В 1Фес 5:5 ап. Павел образно называет членов общины, своих учеников, "сынами дня". Кр. того, слово "день" употребляется и для обозначения определ. момента или временного периода: "в день, когда..." (Быт 2:17) означает "в тот момент, когда..."; "до сего дня" (4Цар 2:22) - "до настоящего времени"; "дни" (Ис 7:17) - "времена"; "последние дни" (2Тим 3:1; Иак 5:3) - конец времен; "дни жизни" человека - продолжительность его жизни (Пс 101:24 и след.; Ис 38:5; Плач 5:21).

 

День Господень

 

I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

В пророч. книгах нередко встречаются выражения "день Господень" и "день Господа" (Ис 13:6,9; Иез 13:5; Иоил 1:15; 2:1,11,31; Ам 5:18,20; Авд 15; Соф 1:7,14; Мал 4:5), досл. пер. - "день Яхве" (-> Имена Бога). В других местах (Ис 2:12; Иез 30:3; Зах 14:1 - в русских переводах обычно никак не передается отсутствие определ. артикля в евр. тексте) это словосочетание дословно означает "некий день Яхве". Но чаще в том же самом значении употребляется словосочетание "тот день" (Ис 2:11,17,20). Под Д.Г. в ВЗ понимается день или момент, когда Бог вмешивается в человеч. историю для суда или спасения. В отдельных пророчествах Д.Г. может быть связан (а может и не иметь этой связи) с концом времен.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 176.