Дети, сыновья, младенцы, чада
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I. Словами "дети" или "сыновья" в Библии обозначены не только прямые потомки человека, но также его внуки и правнуки, т.е. последующие поколения. Там, где эти слова употреблены в метафорич. значении, они указывают либо на состояние беспомощности и зависимости, неведения и незрелости (Мф 18:3; 1Кор 14:20; 1Пет 2:2), либо подразумевают людей, определяемых по к.-л. характерному свойству или по их отношению к ч.-л., как, напр., "чада света" или "сыны века сего" (Лк 16:8; Еф 5:8), "сын смерти" (2Цар 12:5 - в Синод. пер. - "достоин смерти"), "сын геенны" (Мф 23:15), "сыны лукавого" (13:38).

 

II. Многочисл. потомство означало радость и счастье, оно считалось Божьим благословением (Втор 28:4; Иов 5:25; Пс 126:3; 127:3 и след.; Притч 17:6). В бездетном браке видели Божье наказание (Быт 30:23; 1Цар 1:6 и след.; Ис 47:9).

 

III. Израил. матери долго вскармливали младенцев грудью (Быт 21:7 и след.) и отлучали их от груди только в два-три года (1Цар 1:23; 2 Мак 7:27; ср. -> Грудь (3) -> Кормилица). Имя ребенку часто давала мать (Быт 4:1,25; 29:32-35; 38:4; Суд 13:24; 1Цар 1:20; Ис 7:14 - МТ; в Синод. пер. - "нарекут ему имя"), но иногда это делал и отец (Быт 4:26; 5:28 и след.; 21:3; 35:18; 38:3; 41:51; Исх 2:22; 2Цар 12:24 - МТ; в Синод. пер. - "нарекла ему имя"). В новозаветный период имя мальчику давали при -> обрезании, на восьмой день после -> рождения (Лк 1:59; 2:21). Первенец, как все -> первородное, посвящался Господу; его полагалось принести в святилище и выкупить за пять сиклей серебра (Чис 18:15 и след.).

 

IV: 1) в первые годы жизни мальчики и девочки росли вместе, под присмотром матери (Притч 6:20; 31:1; 2Тим 1:5). Позднее -> воспитание мальчика брал на себя отец; в богатых семьях были воспитатели (4Цар 10:1; Ис 49:23). Закон обязывал отца рассказывать Д. о деяниях и слове Господа (Втор 4:9 и след.; 6:6 и след.,20-25), поскольку начало всякой мудрости - страх Господень (Притч 1:7 и след.). Во время пасхальной трапезы глава семьи рассказывал Д. о том, как Бог спас Свой народ (Исх 12:26 и след.); 2) Д. считались собственностью отца, он имел право даже продавать их в рабство, правда, только израильтянам (Исх 21:7). Чаще в Библии речь идет о Д., обращенных в рабство заимодавцем за долги их отца (4Цар 4:1; Неем 5:5; Ис 50:1). Отец решал, за кого выдать замуж дочерей, нередко он же решал и вопрос о женитьбе сыновей (-> Брак). Если Д. совершали тяжкие преступления, отец имел право наказывать их смертью (Быт 38:24; Втор 21:18-21), однако, во избежание произвола, право вынесения окончат. приговора оставалось за старейшинами города. С др. стороны, отцу запрещалось при распределении наследства отдавать первенство сыну любимой жены в ущерб первенцу, рожденному от нелюбимой (Втор 21:15-17). Закон многократно заповедует Д. почитать родителей (Исх 20:12; Лев 19:3; Втор 5:16; ср. Притч 1:8 и след.; 13:1). Злословящий отца или мать проклят Богом, и его следует предать смерти, как и того, кто ударит отца или мать (Исх 21:15,17; Лев 20:9; Втор 27:16; Притч 20:20; Мф 15:4).

 

V. НЗ не отменил ветхозаветную заповедь, но обращался одноврем. и к Д., и к родителям (Еф 6:1-4; Кол 3:20 и след.); слова Иисуса устанавливают известный предел привязанности Д. к родителям, указывая на приоритет непосредств. подчинения Д. Богу и Его воле (Мк 3:33-35; Лк 9:59-62; 14:26).

 

Детоводитель, наставник

Детоводитель, наставник [греч. пайдагогос], раб, к-рому доверяли воспитание детей и присмотр за ними (1Кор 4:15). Таким "детоводителем ко Христу" ап. Павел называет Закон (Гал 3:24 и след.).

 

Деяние, дело

 

I. ДЕЯНИЯ

Библейский Бог - это Творец мира и Вершитель истории. Он творит великие дела, многие из к-рых недоступны человеч. пониманию (Иов 5:9 и след.). Крепче всего в памяти ветхозаветного народа Божьего сохранились славные Д., связ. с освобождением народа из егип. рабства (Втор 11:2-4). Но Господь допускает и бедствия, когда своим отпадением народ вынуждает Его прибегнуть к карам (Ам 3:6). Помыслы и дела Господа едины (Ис 46:11). Бог "бодрствует над словом Своим", чтобы оно скоро исполнилось (Иер 1:12). Для благочестивых людей нет более приятного занятия, чем размышлять и рассуждать "о делах рук" Господа (Пс 142:5). Основное Д. Божие в НЗ - это приход в мир Иисуса. Этим Бог осудил грех и дал человеку возможность внутр. духовного обновления (Рим 8:3 и след.).

 

II. ДЕЯНИЯ ИИСУСА

Основная миссия Иисуса на земле состоит в том, чтобы исполнить волю пославшего Его Отца (Ин 6:38). Эта воля направлена на вечное спасение верующих. Сын Божий един со Своим Отцом, потому что ничего не творит от Себя, а послушно взирает на Отца, в покорности принимая и исполняя все то, что предначертано Отцом (Ин 5:19). Творить волю Отца есть "пища Сына" (Ин 4:34).

 

III. ДЕЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ

1) богоугодные Д. народа Израиля, к-рому Бог возвестил Свою святую волю у горы Синай, заключаются в соблюдении Его "заповедей и законов". Послушно соблюдая их, человек получает обетование, что "будет жив" (Лев 18:5). Но никто из людей не может восславить Бога полным исполнением Его воли. Суть новозаветной проповеди ап. Павла именно в том, что на пути исполнения Закона никто не достигнет спасения, а новое "деяние", делающее человека блаженным, - это вера в Христа; 2) праведное поведение не исчерпывается -> делами. Господь спас нас "не по делам праведности, которые мы бы сотворили, а по Своей милости" (Тит 3:5). Праведный же образ действий служит свидет-вом истинности веры (Гал 5:6; Иак 1:22; 2:17), при этом без постоянной внутр. связи со своим Господом ученик ничего не может сделать (Ин 15:5). Тайна следования за Христом заключается в том, чтобы все делать во славу Божью (1Кор 10:31) и во имя Иисуса Христа (Кол 3:17).

 

Деяния апостолов

Деяния апостолов [греч. праксейс апостолон, "дела апостолов"]. Так с конца II в. по Р.Х. называют вторую часть повествования о возникновении христианства; первая часть этого труда известна как Ев. от Луки.

 

I. ВВЕДЕНИЕ

1) писавший Д.А. не называет своего имени; однако из Деян 1:1 и Лк 1:1-4 следует, что он то же лицо, что и автор третьего Евангелия. Заглавие этого Евангелия, а также мнение отцов Церкви свидет-вуют о том, что это был Лука, сподвижник Павла (Кол 4:14; 2Тим 4:10; Флм 23). Эти свидет-ва под-крепляются еще и тем, что часть Д.А. написана как рассказ очевидца (т.е. от первого ли-ца: Деян 16:10-17; 20:5-16; возм., также и 20:17-38; 21:1 - 28:16). Исключив сотрудников, к-рые были с Павлом и в других эпизодах, можно прийти к выводу, что именно Лука был автором этой книги. Если такие доводы установления авторства не кажутся достаточно убедительными, как и свидет-во отцов Церкви, то и возражения против них не выглядят основательными. О личности Луки нам известно, что он был врачом (Кол 4:14). Это косвенно подтверждается тем, что Лука дает точное описание болезней (Деян 3:2; 9:33; 14:8; 28:8). О его профессион. наблюдатель-ности свидет-вуют также меткие характеристики людей (Деян 8:9-24; 17:18-21; 19:23-40) и яркие подробности в рассказах о событиях (Деян 27). В отличие от других евангелистов, Лука не был евреем, что следует из Кол 4:10-14. В НЗ не содержится никаких сведений о его родине и его пути к вере. (См. цвет. вклейки 9; 22); 2) в Д.А. говорится, что они были написаны для некоего Феофила. Его личность также остается в тени. В Ев. от Луки он назван кратистос, что означает "могущественный", "высокочтимый", - так обращались, напр., к наместнику (Деян 23:26; 24:3). Т.о., речь, возможно, идет о лице высокого ранга, влияние к-рого могло оказаться важным для Церкви. Полагают, что Феофил жил в Италии, поскольку города и местности Палестины описаны достаточно подробно, в то время как города Италии, видимо, знакомы ему и без более точных указаний; 3) о времени и месте написания Д.А. мнения расходятся. Книга заканчивается сообщением автора (ведущего рассказ от первого лица - "мы") о том, что Павел два года находился в заключении в Риме, однако сведений о его освобождении или казни нет. Поэтому, возможно, книга была составлена еще до первого гонения на христиан при Нероне в 64 г. Если предположить более позднее время написания, то тогда непонятно, почему, в таком случае, в книге не говорится ни о смерти ап. Павла и Петра, ни о разрушении Иерусалима; 4) о на-мерениях Луки мы можем судить по его книге. Он не летописец, ведущий хронику всех событий, его описания избирательны. Но все, что он изображает, представлено живо и точно. С другой стороны, он не биограф, стре-мящийся прославить своего героя, иначе он не умолчал бы о том, что упоминается в 2Кор 11:23-28; 12:1-4. Итак, Д.А. он писал с той же целью, что и Евангелие. Феофил, как человек, занимающий высокий пост, должен был познакомиться с достоверным образом Иисуса и с тем, как Господь ведет Свою Церковь. Поэтому автор описывает созидание Церкви, распространение Евангелия и путь апостолов среди преследований и опасностей; 5) Лука смог написать подобный "отчет" о возникновении христианства, поскольку он имел доступ к различным источникам. Он сам был участником нек-рых важных событий. Дополнит. сведения о деят-сти Павла он мог получить от него самого или от его непо-средств. окружения. Кр. того, сопровождая Павла, Лука имел возможность говорить с другими апостолами и сотрудниками; проверить надежность рассказов, как он уже делал это при написании своего Евангелия (Лк 1:1-4). Т.о., сведения, дошедшие до нас, абсолютно достоверны, что проявляется даже в мелочах, к-рые подтверждаются археол. находками. (См. цвет. вклейку 24.)

 

II. СОДЕРЖАНИЕ

1) в Д.А. можно видеть исполнение поручения, данного Иисусом (Деян 1:8), рассказ о проникновении Благой Вести в области от Иерусалима и Иудеи до Самарии и даже до "края земли". Вначале Лука дополняет написанное им ранее Евангелие подробным рассказом о вознесении Иисуса, т.е. о Его восхождении на престол Божий. На земле теперь следует собрать и ободрить народ Божий, чтобы он под водит-вом Божьим мог устоять в бурях мировой истории. Этот завещанный Богом труд совершается апостолами (и проч. христианами, ср., напр., 11:19 и след.) в период, отображенный в Д.А. Так, Петр приблизит. одноврем. с завершением этого периода может констатировать: "Некогда не народ, а ныне народ Божий" (1Пет 2:10). Д.А., как рассказ о создании Божьего народа (-> Церковь; ср. также Послания к коринфянам), в полной мере соответствуют представленим Павла, в различных своих посланиях обращавшегося к вопросу о том, как из иудеев и эллинов создать "один народ и одно тело"; 2) с этой т.зр. в книге выявляется следующий замысел:

 

Вступление: восхождение Иисуса на престол (Деян 1:4-12). Пополнение круга сотрудников (1:13-26).

 

I. Община (2:1 - 7:60):

 

а) ее основание в результате чуда, явленного в день Пятидесятницы, и проповеди Петра (2:1-47);

 

б) нерешительность синедриона (3:1 - 4:22);

 

в) период терпимости со стороны властей (4:23 - 5:42);

 

г) гонения от разгневанной толпы (6:1 - 7:60).

 

II. Присоединение язычников (8:1 - 10:48):

 

а) путь Филиппа (8:1-40);

 

б) призвание апостола язычников (9:1-31);

 

в) наставление Петра о пути Божьем (9:32 - 10:48).

 

III. Создание нового народа Божьего (11:1 - 15:35):

 

а) новые трудности Церкви (11:1 - 12:25);

 

б) миссия среди язычников (13:1 - 14:28);

 

в) Церковь, свободная от Закона (15:1-35).

 

IV. Построение Церкви на новом основании (15:36 - 20:38):

 

а) второе миссионерское путешествие Павла (15:36 - 18:23);

 

б) Церковь в столице провинции Асии (18:24 - 20:38).

 

V. Новый народ и власти (21:1 - 28:16):

 

а) путь Павла навстречу аресту (21:1-40);

 

б) решение иудеев (22:1 - 23:21);

 

в) решение наместника (23:22 - 25:12);

 

г) решение царя Агриппы (25:13 - 26:32);

 

д) поездка для рассмотрения дела императором (27:1 - 28:16).

 

Заключение: последний призыв к Израилю (28:17-31).

 

III. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

О богосл. постулатах Д.А. можно говорить только как об этапах на пути развития, а не как об устоявшихся канонах. Нельзя, взяв одно слово, один рассказ или какую-то ситуацию из жизни Церкви, возвести их в церк. норму, действующую всегда и повсеместно. Подобные попытки опровергаются как самой книгой Д.А., так и включ. в НЗ посланиями. Это можно показать на след. примере: верующим после крещения путем возложения рук сообщается Св. Дух (Деян 8:17; 19:6). На Павла перед его крещением возлагают руки, но о сообщении Духа в Его видимом проявлении (с даром говорении на языках) здесь не упоминается (Деян 9:17-19). С другой стороны, Дух Св., без возложения рук, нисходит на язычников, а затем они принимают крещение (Деян 10:44-48). Аполлосу, знавшему только Иоанново крещение, сообщаются более точные наставления о пути Господа, но ничего не говорится о его крещении и о возложении на него рук для передачи Духа. Тем не менее он проповедовал, "горя духом" (Деян 18:25). Вслед за этим сообщается о мужах, к-рые приняли Иоанново крещение, а теперь принимают крещение во имя Иисуса. Потом Павел возлагает на них руки, после чего на крещаемых нисходит Св. Дух, и они начинают "говорить иными языками" (Деян 19:1-7). Т.о., мы находим во всех этих фрагментах свободное, не связанное никакой формой действие Бога через служащих Ему. Но эта свобода не является произвольной: мы видим, что события, происходящие одноврем. в разных местах, развиваются в едином направлении. Буква Закона, составлявшего основу ВЗ, перестает довлеть над детьми Божьими, которые призваны достичь подлинной свободы во Христе Иисусе. Их дела должны определяться только любовью к Богу и собратьям. Решающим прорывом к этой свободе стал -> Апостольский собор. Но и на нем еще не был окончат. преодолен дух законничества, стремившийся на место неогранич. послушания сердца поставить соблюдение религ. норм и формальностей. Произошел также прорыв к признанию того, что Крест не стоит между иудеями и язычниками, но язычник через Крест становится участником обетований, данных иудеям (Рим 2:29; 3:30; Гал 3:28 и след.). С другой стороны, путь ко Кресту пролегает не через иудаизм, и язычник не обязан прежде подчиниться Закону (Деян 15:28; Гал 2:3). Ведь теперь иудеи и язычники едины перед Христом и во Христе (Рим 3:9 и след.; 3:23; 10:12). Пройдя через врата крещения, они едины как члены одного тела и одного народа (Рим 3:9; 1Кор 12:12 и след.; Кол 3:11). Этот вопрос можно поставить и по-другому: кто ближе к спасению во Христе, израильтяне или язычники? (Рим 3:9). В Д.А. мы видим горячее стремление к обращению иудеев (Деян 13:14; 14:1 и след.; 17:2,10 и др.). Почти все дошедшие до нас великие речи и проповеди были обращены к израильтянам (Деян 2:14 и след.; 7:2 и след.; 11:4 и след.; 15:7 и след.,13 и след.). Мы узнаЁм, как труден был путь Павла, готового пожертвовать собств. блаженством ради спасения своего народа (Рим 9:3) и вынужденного в конце концов обратиться почти исключит. к проповеди среди язычников (Деян 13:46; 28:28). За его горькими словами об иудеях (1Фес 2:15 и след.) стоят события, отраженные в Д.А. К этому вопросу Павел обращается в своих посланиях к галатам, римлянам и ефесянам. Предлагаемый Павлом ответ можно рассматривать как теологич. вывод, основанный на осмыслении Божьего промысла, о котором рассказывается и в Д.А. И, наоборот, можно рассматривать Д.А. как живую иллюстрацию к этим посланиям.

 

Диадема

Диадема -> Венец, диадема.

 

Дивлаим

Дивлаим, отец Гомери, жены Осии (Ос 1:3)

 

Дивон

Дивон: 1) моавитский город, до вступления в него израильтян принадлежал Аморрейскому царству со столицей в Есевоне (Чис 21:30). Колено Гадово отстроило Д. заново (Чис 32:34), после чего он назывался Дивон-Гад, но в конце концов был отдан в удел сынам Рувима (Нав 13:17). Позднее Д. был вновь захвачен Моавом (Ис 15:2). Во времена Иеремии Д. был крепостью (Иер 48:18). Здесь, в совр. Дибане (вост. Мертвого моря), Клейн нашел знаменитый -> "камень Меши", в наст. время находящийся в Лувре (Париж). Надпись на камне начинается словами: "Я, Меша, сын Хамоса, царь Моава, дивонитянин". См. карту на стр. 2; 2) город на юге удела Иуды (Неем 11:25). См. карту на стр. 473.

 

Дивон-Гад

Дивон-Гад -> Гад.

 

Диври

Диври (возм., "болтливый"), данитянин, отец Суламифи, чей сын, по повелению Господа, был побит камнями как богохульник (Лев 24:11 - в Синод. пер. имена Д. и его дочери опущены).

 

Дизагав

Дизагав ("место, богатое золотом"), местность "за Иорданом" (Втор 1:1). Одни ученые предполагают, что она находилась в Моаве, другие отождествляют ее с Киброт-Гаттаавой ("гробы прихоти"). Местоположение Д. точно не известно.

 

Дикий осел

Дикий осел -> Осел (5).

 

Дикла

Дикла (арам. "финиковая пальма"), сын Иоктана и потомок Сима. Потомки Д. жили, вероятно, в юж. Аравии (Быт 10:27; 1Пар 1:21).

 

Дилеан

Дилеан (от араб. "возвышаться"). Город в уделе Иуды (Нав 15:38), помещенный в списке городов между Мигдал-Гадом и Мицфой; возм., в наст. время это холм Телль-эн-Нагиле [евр. Тель-Нагила], располож. приблизит. в 30 км сев. Беэр-Шевы и в 33 км зап. Хеврона.

 

Димас

Димас ("человек народа"), сподвижник Павла, вместе с ним посылавший из Рима приветы в Колоссы и Филимону (Кол 4:14; Флм 23). Позже он, из любви к мирскому, оставил апостола и отправился в Фессалонику (2Тим 4:10).

 

Димитрий

Димитрий ["принадлежащий (богине) Деметре (Земле-матери)"]: 1) серебряник и, возм., старшина цеха в Эфесе, делавший серебряные модели храма Артемиды, к-рые служили свящ. дарами, или "сувенирами", для иногородних посетителей храма. До сих пор серебряных моделей храма обнаружено не было, известны только терракотовые. Напуганный проповедью ап. Павла, Д. созвал своих собратьев по ремеслу и заявил, что угроза нависла не только над их доходным промыслом, но и над самим почитанием Артемиды. Это вызвало крупные волнения, толпа ворвалась в театр (см. цвет. вклейку 22) и, вслед за серебряниками, кричала: "Велика Артемида Ефесская!", пока блюститель порядка не успокоил сборище разумными словами (Деян 19:23-40); 2) христианин, о к-ром положит. свидет-вует Иоанн (3Ин 12).

 

Димна

Димна (значение неясно, возм., связано с араб. "удобрять"), левит. город в уделе Завулона (Нав 21:35); -> Риммон (2).

 

Дина

Дина ("суд"), дочь Иакова от Лии (см. цвет. вклейку 1). Евеянин Сихем, сын Еммора, обесчестил Д. и хотел жениться на ней. Сыновья Иакова вначале дали согласие на этот брак, но затем Симеон и Левий, братья Д., напали на город Еммора, умертвили "весь мужской пол" и забрали сестру. Иаков, не принимавший участия в нападении, укорял своих сыновей за этот поступок (Быт 34); даже на смертном одре он осудил их гнев (Быт 49:5-7). Д., вероятно, осталась незамужней и отправилась с Иаковом в Египет (Быт 46:15).

 

Дингава

Дингава, город идумейского царя Белы (Быт 36:32); его местоположение неизвестно. Согл. Иерониму, это Даннайя, совр. Хирбет-эд-Денн - развалины, прим. в 10 км юж. Арнона на пути в Керак.

 

Дионисий

Дионисий ["принадлежащий Дионису (или Вакху, богу вина)"], житель Афин, уверовавший в результате проповеди ап. Павла в Ареопаге (Деян 17:34). Д. был ареопагитом, т.е. членом афин. верховного суда (Ареопага). По словам коринфского епископа Дионисия (ок. 170 г. по Р.Х.), Д. был избран первым епископом Афинской церкви.

 

Диотреф

Диотреф ["питаемый, воспитываемый (богом) Зевсом"], член церк. общины, к-рой посвящено Третье послание ап. Иоанна. Д. "любил первенствовать", не признавал авторитета апостола и отказывался принимать как самих апостолов, так и их послания (3Ин 9 и след.).

 

Дишан

Дишан (возм., "антилопа"), хоррей, сын Сеира и отец Уца и Арана (Быт 36:21,28,30;

 

1Пар 1:38,42).

 

Дишон

Дишон (возм., "антилопа"), потомок Сеира, старейшина хорреев; брат Оливемы, жены Исава (Быт 36:20-30; 1Пар 1:38,40 и след.).

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 173.