Вразумление, наказание, вразумлять
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

I. Ребенка и подростка следует вводить в жизнь посредством -> воспитания, чтобы впоследствии он смог занять отвед. ему Богом место и достичь поставл. ему Богом цели. Для этого необходимо посредством -> наставления сообщить ему определ. знания. Но человеку также нужно дать представление об определ. образе жизни, а это делается через В. От природы в каждом человеке заложено стремление опуститься вниз, к греху (Быт 6:5; Притч 1:16; Иер 3:17). Этому должно противостоять В., и горе тому, кто его ненавидит и уходит от него (Притч 5:12-14; 15:10). Мудрый сын слушает наставление отца (Притч 13:1), следует предостерегающему слову (Притч 1:2,5; 23:12). Но чем больше возрастает сопротивление того, кто подвергается наказанию, тем более суровые формы должно принимать В. (Притч 13:24; 22:15; 23:13 и след.), чтобы воспитание оставалось путем к жизни (Притч 6:23; 10:17). Но даже если жесткость необходима, детей нельзя раздражать (Кол 3:21), вызывая у них гнев. Это достижимо только в том случае, если сами воспитатели пребывают "в учении и наставлении Господнем" (Еф 6:4). Сформиров. правильным воспитанием внутр. позиция выражается в поведении, к-рое называют стыдливым или пристойным (1Тим 2:9; Тит 1:8; 2:12).

 

II. Цель В. - подчинение воле и установлениям Божьим: 1) а) Господь, относясь с долготерпением к Своему народу, все же прибегает к жестким средствам В. там, где народ нарушает заключенный завет (-> Завещание и завет -> Союз, завет) (Лев 26:23 и след.; Авв 1:12). Пророки призывают народ к порядку (1Цар 7:3-6), но Бог с момента заключения завета прибегает и к строгому суду там, где это оказывается необходимым (Чис 16; 21:4-9). Он на время отдает Свой народ в рабство к язычникам (Суд 2:11-15; 3:7 и след.), наконец (см. Иез 21:18) позволяет увести его в изгнание и -> рассеяние (Иез 6:8; 11:16). Господь говорит, что вместо ветхого завета, к исполнению к-рого израильтян Ему пришлось принуждать (Иер 31:32), Он заключит с "домом Израиля" новый завет; б) отдельные люди из народа Божьего также прогневляют Его. Господь наказывает их за грехи (Пс 38:12), и они осознают это наказание как гнев Божий (Пс 6:2; 37:2). Но им известно также, что Божье наказание как средство В. не должно вести к смерти, а призвано предохранить от окончат. заблуждения (Пс 93:12; 117:18); 2) особенно заметно действие В. Божьего на Церкви, к-рая должна не только соблюдать Божьи заповеди, но и открывать миру Его славу и любовь (2Кор 4:6). Эта задача требует -> освящения во всей полноте (1Фес 5:23) как всей Церкви (Еф 5:27), так и каждого ее члена (1Тим 6:11 и след.). Так, -> возрождение становится вступлением во В. Божье, ибо новая жизнь требует от человека полного отрешения от всего, что он имеет (Лк 14:33). Это невозможно без В., и потому Бог "кого любит, того наказывает" (Евр 12:6-11; Откр 3:19), и целью этого наказания является мирный плод праведности (Евр 12:11).

 

III. Привлекая Церковь к Своему делу спасения людей, Господь хочет, чтобы в ней применялось наказание. Для этого предназначены блюстители [греч. эпископой, Деян 20:28, "ангелы" церквей (Откр 2:1,8,12)], к-рые ответственны перед Богом за то, чтобы в церквах не распространялись грехи и лжеучения (ст. 14-16) и чтобы никто не лишился благодати (Евр 12:15). Здесь наказание и -> увещевание (Деян 20:31) всегда должны иметь своей целью В. (Гал 6:1; Иак 5:19 и след.), но Церковь не должна останавливаться и перед применением крайнего средства - отлучения от себя тех, кто не хочет слушать В. (Мф 18:15-18; 1Кор 5:3-5,13; 2Кор 6:14-17; 1Тим 1:20; 2Тим 3:5; Тит 3:10), и прекращения общения с ними (2Ин 10 и след.).

 

Врата

Врата: 1) в Иез 26:2 Иерусалим назван "вратами народов"; 2) кр. того, в Библии говорится о "вратах [в значении "вход"] небесных" (Быт 28:17) и "вратах ада [преисподней]" (Ис 38:10; Мф 16:18); 3) по поводу "тесных врат" (Мф 7:13 и след.) -> Путь.

 

Врач

Врач. Болезнь и врачевание у израильтян всегда рассматриваются сквозь призму библ. изречения: "Я Господь, целитель твой" (Исх 15:26). Охозия, вопрошавший языч. оракула об исходе своей болезни (4Цар 1:6), и Аса, тоже не обратившийся к Господу в своей болезни, а призвавший врачей (2Пар 16:12), умирают. Напротив, с деяниями пророков, Иисуса и Его учеников нераздельно связаны -> исцеление от болезней и -> воскресение из мертвых. Израильтяне не развили медицины как самостоят. отрасли знаний подобно египтянам (ср. Быт 50:2), вавилонянам, ассирийцам и грекам. Тем не менее, В. неоднократно упоминаются в Библии. То, что их услуги оплачивались, следует из Исх 21:19. Чаще слово В. употребляется в переносном смысле. Иов доверял Богу больше, чем "бесполезным врачам", как он называет своих друзей (Иов 13:4). Исаия пророчествовал о невозможности исцеления безнадежно больного израил. общества (Ис 3:7), и Иеремия не мог найти В. для исцеления "дщери народа", т.е. Иудеи (Иер 8:22). Вместе с греч. культурой в Палестину проникает и греч. медицина (Мк 5:26; Лк 8:43). Иисус приводит поговорку о В., к-рый должен исцелить самого себя (Лк 4:23). С В. Он сравнивает и Себя Самого (Мф 9:12). Но средства врачевания у Иисуса совершенно особые: "ранами Его мы исцелились" (Ис 53:5). Лука, спутник Павла и евангелист, - В. по профессии (Кол 4:14). Как помощники В. упоминаются повивальные бабки и -> "составляющие масти" (мази), к-рые нередко за-меняли В. Несмотря на то, что в Библии гово-рится о нек-рых -> болезнях, сведения о лечебных средствах весьма скудны. Раны очищались и перевязывались (Ис 1:6; 30:26). Для смягчения служило масло, для дезинфекции - вино (Лк 10:34). К этому прибавлялось ле-чение мазями и бальзамом (Иер 8:22; 46:11; 51:8); упоминается и глазная мазь (Откр 3:18). При переломе костей говорится о спец. повязке (Иез 30:21), к-рая, вероятно, накладывалась на поврежденное место поверх шины. Из лекарств. средств упоминаются пластыри из смокв при нарывах (Ис 38:21) и плоды мандрагоры (мандрагоровые яблоки), к-рые должны были помогать от бесплодия (Быт 30:14); листья в качестве лекарства названы в Иез 47:12. Вино употреблялось как укрепляющее средство для желудка (1Тим 5:23); смешанное со смирной, оно служило анестезирующим средством (Мк 15:23). При душевных недугах исцеляющее воздействие ожидалось от музыки (1Цар 16:16), а в Притч 16:24 говорится о "приятной речи", к-рая "сладка для души и целебна для костей". Буйных душевнобольных и одержимых бесами связывали цепями, чтобы они не причинили вреда себе и окружающим (Дан 4:12,20; Мк 5:3 и след.; Лк 8:29).

 

Врачевание

Врачевание -> Исцеление, лечение, врачевание, выздоровление.

 

Время

Время

 

I: 1) одно из важнейших библ. понятий, связ. с идеей В., выражено греч. словом эон, к-рое может обозначать как -> вечность в значении "бесконечность", так и особо продолжит. отрезок В. Значение этого слова в каждом конкретном случае выступает из контекста, но очевидно, что в отношении Самого -> Бога (Быт 21:33; Ис 40:28) и Его свойств (-> Милость, Пс 88:3; 137:8; -> Милосердие, 2Пар 5:13) "вечность" может пониматься только как "бесконечность". Это же относится к Его слову (1Пет 1:25), Его спасению (Ис 45:17) и Его Царству (Пс 144:13). Под словом эон может подразумеваться и большой отрезок Свящ. истории, к-рый, закончившись однажды, начинает принадлежать вечности. Так, Аароново священство считается "священством по уставу на веки" (Исх 29:9). То же от-носится и к установлениям культа, к-рые бы-ли лишь тенью грядущего и с его наступлением были отменены (Евр 7:11-22; 9:11 и след.); 2) В. имеет власть над всем, что сотворено Богом, но для Самого Бога оно не существует. В. и вечность не следуют одно за другим, как бы объедин. одной линией. Неверно полагать, что до сотворения мира существовала вечность и после конца света она наступит вновь. В. и вечность - два различных способа бытия, относящиеся к разным мирам, к-рые сосуществуют, но имеют коренные отличия, как мир видимого и мир невидимого (2Кор 4:18). Но эта граница прозрачна, вечность проникает в то, что сковано узами В. Хотя присущие вечности блага спасения пребывают на небесах (1Пет 1:4), но избр. они доступны уже в их земной жизни (2Тим 1:12,14; 4:8). Люди могут быть удостоены временного перехода через эту границу (2Кор 12:2,4); тогда они пребывают "в духе" (Откр 4:2), слышат и видят то, чего нельзя изречь ни на одном из земных языков. Миры вечности и В. различаются не столько по продолжит-сти, сколько по содержанию. Там, где надо подчеркнуть, что речь идет о бесконечности, в греч. языке употребляются другие слова; 3) собственно В. в греч. языке обозначается словами хронос и кайрос. Слово хронос обозначает момент, когда совершилось то или иное событие (Мф 2:7,16; Мк 2:19 и след.; 9:21; Лк 1:57; Деян 1:6 и след.), или В., на протяжении к-рого к.-л. или ч.-л. пребывает в определ. состоянии (Лк 8:27; Ин 7:33). Слово же кайрос обозначает определ. срок или отрезок В. (Мф 24:45; Лк 12:42; 20:10). Так, люди, услышав слово Божье, могут уверовать на какое-то время (Лк 8:13). Соверш. послушание Христа проявляется в том, что Он все совершает в точно определ. В. (Ин 7:6,8; ср. Мф 11:25; 12:1; Лк 13:1), зная об установл. Ему Отцом сроках (Мф 26:18). Сатане также отведено свое В. (Лк 4:13). Но люди, как правило, не различают своего В. (Мф 16:3; Лк 12:56; 19:44), хотя все указывает на то, что им дано В. спасения (Еф 5:16; ср. 2Кор 6:2); с другой стороны, ничего нельзя предпринимать раньше установл. В. (ср. 1Кор 4:5). Сам Бог определяет это В. для всего, что подчинено Ему (Мк 13:33; Лк 21:24; 2Фес 2:6; 1Пет 4:17; 5:6; ср. Еккл 3:1-8; Авв 2:3).

 

II: 1) как и другие народы, израильтяне делили В. на годы (-> Календарь), месяцы, -> дни и -> часы, но у них это деление связывалось преимущ. с Богом и богослужением. Слово "ежегодно" встречается почти исключит. в указаниях к богослужениям и в сообщениях о них (Исх 13:10; 30:10; Втор 15:20; 1Цар 1:3; Зах 14:16). Бог упорядочивает течение лет, деля его на отрезки, в к-рые Его заповедь прерывает привычную жизнь -> субботними годами и -> юбилейным годом; 2) историч. книги Библии не знают сквозной хронологии, где отсчет В. начинался бы с определ. момента (-> Летосчисление). Годами измеряется только продолжит-сть -> перехода через пустыню. За точку отсчета В. взят исход из Египта, подобно тому как в Риме отсчитывали годы от основания города. В книгах Царств и Пара-липоменон год того или иного события обозначается как год царствования соотв. царя. Перед лицом Бога, для Которого "один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2Пет 3:8), событие оценивается как исполнение Божьей воли, а не как "всемирно-исто-рический" момент. Только однажды библ. со-бытие сознательно вводится в мировую исто-рию: рождение Сына Божьего (Лк 2:1) и нача-ло Его служения (Лк 3:1) знаменуют собой начало новой эры в истории человечества; 3) отсюда становится понятным, почему день, как строго определ. календарная дата, встречается в Библии только как срок установл. Богом праздника. Но понятие "час" никогда не встречается в ВЗ как указание на В. и лишь однажды - как указание длит-сти происходящего (Дан 4:16); в остальном оно замещает понятие "в данный момент", "до данного момента" или "с этого момента". И лишь одно из описываемых событий хронометрируется в Евангелиях по часам: смерть Иисуса на кресте (Мк 27:45 и след.; Мк 15:25,33 и след.; Лк 23:44). Часы суток указаны и в повествованиях о таких событиях, как сошествие Св. Духа в день Пятидесятницы (Деян 2:15), первое чудо, соверш. учениками Господа (Деян 3:1), видение Корнилия и молитва Петра (Деян 10:3,9,30).

 

III. Из сказ. выше следует, что Библия рассматривает В. не как процесс, внутренне присущий миру, напр., как круговорот, в к-ром все повторяется, возвращаясь к своему нача-лу, или как течение из ничего в ничто, а как нечто, данное Богом и направл. к определ. це-ли. Бог определяет продолжит-сть жизни (Иов 14:5; Пс 30:16), только Он может продлить жизнь людей сверх предусмотр. срока (4Цар 20:6; Ис 38:5; ср. Мф 6:27). Но Бог опре-деляет и содержание каждого временного отрезка, ибо Он записывает в Свою книгу все дни жизни человека начиная с его рождения (Пс 138:16). По Своей воле Бог определяет во В. события в жизни Своего и других наро-дов (Быт 15:16; Иер 25:11; Деян 17:26). Как для отдельных людей и народов, так и для всего мира Бог определяет цель [греч. телос] их су-ществования (-> Приход Царства Божиего на землю). Час последнего решения известен только Ему. Все жившие на земле предстанут тогда пред Божьим -> судом (Откр 20:11 и след.) и должны будут дать отчет об исполь-зовании отмер. им В. земной жизни. Правильное использование В. откроет путь к вечному блаженству, злоупотребление им приведет к вечному проклятию (ст. 15). Так В. обретает свой смысл как В. милости, предназнач. для принятия спасения и подготовки к тому, чтобы выдержать испытание в день Божьего суда.

 

Вретище, власяница

Вретище, власяница

 

Вретище, власяница [евр. сак; греч. саккос], темное (см. Откр 6:12) одеяние из грубой ткани, к-рое надевали в знак траура (2Цар 3:31), покаяния (Мф 11:21) или покорности (3Цар 20:31 и след.). Пророки использовали подобное одеяние как символ грядущего суда (Ис 3:23; 22:12; Ам 8:10). Ср. Плач 1:2.

 

Вседержитель

Вседержитель -> Всемогущий.

 

Вселенная

Вселенная. Под В. в Библии подразумевается часть земной суши, населенная людьми (Деян 11:28).

 

Всемогущий

Всемогущий. Бог В., поскольку Он создал все сущее, управляет всеми событиями и ведет Свое царство к совершенству. Для этого Господу служит вся подвластная Ему вселенная: могущество природы, силы человеческие и власть ангелов (Исх 6:1; Иов 36 и след.; Пс 90:1,11; 103:4; Ис 45:1-7; Ам 5:8; Евр 1:14). Даже враждебный Господу мир вынужден служить Богу В. для совершения Его замыслов (Исх 15:6; Ис 13:3-6). Божье всемогущество - залог исполнения Его обетований. Имя Бога "Эль Шаддай" переведено на греч. в Септуагинте (Пантократор) и на лат. как "Бог В." ("Вседержитель") (Быт 17:1; 28:3; 43:14; 49:25; Исх 6:3). Книга Откровения также, в соотв. с Септуагинтой, передает именование Бога "Яхве Саваоф" ("Господь воинств") как "Пантократор" (в Синод. пер. - "Вседержитель"; см. 2Кор 6:18; Откр 1:8 и пр.).

 

Всесожжение

Всесожжение -> Жертва.

 

Второе пришествие Иисуса

Второе пришествие Иисуса

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 173.