Почему сны напоминают связные истории?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

С уче­том всей ин­фор­ма­ции, мож­но бы­ло бы ожи­дать, что сны пред­с­тав­ля­ют со­бой пос­ле­до­ва­тель­ность бес­связ­ных об­ра­зов, мыс­лей, ощу­ще­ний и впе­чат­ле­ний, а не вол­ну­ющие ис­то­рии с за­ни­ма­тель­ны­ми под­роб­нос­тя­ми, ка­ки­ми они час­то яв­ля­ют­ся. Я счи­таю, что слож­ность и ос­мыс­лен­ность сно­ви­де­ний мож­но объ­яс­нить ак­ти­ва­ци­ей схем. По­нять этот про­цесс мож­но, про­ана­ли­зи­ро­вав еще раз дан­ные о том, нас­коль­ко боль­ше схе­ма­ти­чес­ких пред­по­ло­же­ний, чем кон­к­рет­ной ин­фор­ма­ции, вы из­в­лек­ли из уп­раж­не­ния на стр.??? («Как схе­мы вы­во­дят нас за пре­де­лы име­ющей­ся ин­фор­ма­ции»). Как ви­ди­те, нес­коль­ко об­щих схем мо­гут по­ро­дить мно­жес­т­во ос­мыс­лен­ных де­та­лей: дай­те спя­ще­му моз­гу схе­му точ­ки, и он уви­дит му­ху, дай­те ему од­ну или две ак­ти­ви­ро­ван­ные схе­мы, и он сот­во­рит из них сон.

Некоторые сно­ви­де­ния име­ют сю­жет столь же пос­ле­до­ва­тель­ный, зах­ва­ты­ва­ющий, дра­ма­ти­чес­кий и глу­бо­кий, как и луч­шие об­раз­цы ли­те­ра­тур­но­го твор­чес­т­ва. Иног­да, про­бу­див­шись от та­ко­го сна, по­ни­ма­ешь, что зна­че­ние пер­со­на­жей или со­бы­тий, воз­ни­кав­ших по хо­ду сю­же­та, про­яс­ни­лось толь­ко в раз­вяз­ке. Это соз­да­ет впе­чат­ле­ние, буд­то весь сю­жет сна был про­ду­ман за­ра­нее и что бес­соз­на­тель­ный ра­зум, вмес­те со сно­ви­де­ни­ем, дал за­да­ние соз­на­тель­но­му ра­зу­му ис­тол­ко­вать его.

Однако, бо­лее прос­тое объ­яс­не­ние, мне ка­жет­ся, сос­то­ит в том, что на про­тя­же­нии сна бы­ла ак­ти­ви­ро­ва­на схе­ма ис­то­рии.

Понятие схе­мы ис­то­рии вас не оза­да­чит, ес­ли вспом­нить, что схе­мы су­щес­т­ву­ют на все слу­чаи. Схе­ма ис­то­рии, или по­вес­т­во­ва­тель­ная схе­ма, яв­ля­ет­ся ос­нов­ной и оди­на­ко­во по­ни­ма­емой во всем ми­ре час­тью че­ло­ве­чес­кой куль­ту­ры. Ти­пич­ная ис­то­рия сос­то­ит из пос­ле­до­ва­тель­нос­ти эпи­зо­дов, ко­то­рая де­лит­ся на три час­ти: за­вяз­ка, куль­ми­на­ция и раз­вяз­ка. В за­вяз­ке на сце­не при­сут­с­т­ву­ют об­с­то­ятель­с­т­ва и пер­со­на­жи, ко­то­рые обыч­но стал­ки­ва­ют­ся с ка­кой-ни­будь проб­ле­мой или труд­нос­тью, как-то раз­ре­ша­емой в кон­це по­вес­т­во­ва­ния.

Карл Юнг то­же опи­сы­вал сон как дра­му в трех дей­с­т­ви­ях. Схе­мы ис­то­рий мо­гут вклю­чать в се­бя пос­ле­до­ва­тель­ность со­бы­тий, мо­мен­ты по­яв­ле­ния дей­с­т­ву­ющих лиц, дра­ма­ти­чес­кие кон­ф­лик­ты и их раз­вяз­ку, «не­ожи­дан­ную» кон­цов­ку и так да­лее. И сов­сем не обя­за­тель­но прив­ле­кать бес­соз­на­тель­ный ра­зум в ро­ли «ре­жис­се­ра сно­ви­де­ний».

 

Почему сновидения осмысленны

 

Взгляд на сны как на мо­дель ми­ра да­лек от тра­ди­ци­он­но­го мне­ния о них как о вес­тях, по­сы­ла­емых бо­гом или, бес­соз­на­тель­ным. Вы­ше при­во­ди­лись ар­гу­мен­ты про­тив точ­ки зре­ния на сны как на пись­ма к са­мо­му се­бе6. Доб­ро­со­вес­т­ная ин­тер­п­ре­та­ция сно­ви­де­ний мо­жет ока­зать­ся по­лез­ной про­це­ду­рой и очень мно­гое ска­зать о лич­нос­ти че­ло­ве­ка.

Причина это­го оче­вид­на. При­пом­ни­те тест с чер­ниль­ной кляк­сой. Как мо­жет об­раз, ко­то­рый лю­ди ви­дят в кляк­се, что-то го­во­рит нам о них? Ин­тер­п­ре­та­ции этих лю­дей ин­фор­ми­ру­ют нас об их ин­те­ре­сах, де­лах, за­бо­тах и осо­бен­нос­тях ха­рак­те­ра. Сны же со­дер­жат го­раз­до боль­ше ин­фор­ма­ции о лич­нос­ти, не­же­ли ин­тер­п­ре­та­ция клякс, по­то­му что ма­те­ри­ал для соз­да­ния об­ра­зов пос­тав­ля­ет­ся на­шим ра­зу­мом. Сны - не пос­ла­ния, они - тво­ре­ния са­мых сок­ро­вен­ных глу­бин на­шей пси­хи­ки. А ес­ли так, то они бе­зо­ши­боч­но от­ра­жа­ют, что мы из се­бя пред­с­тав­ля­ем и кем мо­жем стать.

 

Структура сновидений: два примера

 

Следующие два при­ме­ра ги­по­те­ти­чес­ких сно­ви­де­ний ил­люс­т­ри­ру­ют нес­коль­ко осо­бен­нос­тей пос­т­ро­ения снов: (1) сны яв­ля­ют­ся про­дук­том вза­имо­дей­с­т­вия меж­ду раз­лич­ны­ми об­лас­тя­ми ра­зу­ма, вклю­чая соз­на­тель­ное, пред­соз­на­тель­ное и бес­соз­на­тель­ное; (2) схе­мы, мо­ти­ва­ции и ожи­да­ния вза­имо­дей­с­т­ву­ют по хо­ду сна; и (3) в снах нет ни­ка­кой пре­доп­ре­де­лен­нос­ти. В снах оди­на­ко­во на­хо­дит от­к­лик мо­ти­ва­ции как низ­ше­го, так и выс­ше­го уров­ней, ожи­да­ния как ка­тас­т­ро­фы, так и звез­д­ных ча­сов.

 

СОН, ВАРИАНТ 1

 

Я пог­ру­жа­юсь в REM-сон, и ак­тив­ность мо­его моз­га пос­те­пен­но воз­рас­та­ет. В те­че­ние ми­ну­ты ка­кая-ли­бо из схем дос­ти­га­ет по­ро­га вос­п­ри­ятия. Нап­ри­мер, это схе­ма го­род­с­кой ули­цы, ко­то­рая еще дей­с­т­ву­ет под вли­яни­ем мо­их днев­ных впе­чат­ле­ний. Уви­дев ули­цу, я тут же пред­с­тав­ляю се­бя на ней, и ока­зы­ва­юсь там. Я за­ме­чаю, что нас­та­ла ночь, и ули­ца тус­к­ло ос­ве­ще­на. Это ак­ти­ви­ру­ет ряд схем (до это­го на­хо­див­ших­ся в бес­соз­на­тель­ной и пред­соз­на­тель­ной об­лас­ти ра­зу­ма), свя­зан­ных с опас­нос­тью, ко­то­рая ис­хо­дит от ноч­ных улиц, стра­хом пе­ред те­ми, кто мо­жет при­чи­нить мне вред. Мой страх соп­ро­вож­да­ет­ся воз­ник­но­ве­ни­ем на дру­гой сто­ро­не ули­цы тем­ной фи­гу­ры.

Кто он? Я не мо­гу раз­г­ля­деть его дос­та­точ­но хо­ро­шо, что­бы ска­зать, на ко­го он по­хож, но в го­ло­ве мель­ка­ет мысль, что это мо­жет быть гра­би­тель. И он ста­но­вит­ся гра­би­те­лем: уг­ро­жа­юще смот­рит на ме­ня, а я по­во­ра­чи­ва­юсь и нап­рав­ля­юсь в дру­гую сто­ро­ну. Я бо­юсь (а зна­чит, ожи­даю), что он пос­ле­ду­ет за мной, так оно и про­ис­хо­дит. Я пус­ка­юсь бе­жать, и он бе­жит за мной. Я пы­та­юсь из­ба­вить­ся от не­го, пря­чусь по раз­ным ули­цам и пе­ре­ул­кам, но ка­ким-то об­ра­зом он все вре­мя на­хо­дит ме­ня.

В кон­це кон­цов, я за­та­ива­юсь под ка­кой-то лес­т­ни­цей и нес­коль­ко мгно­ве­ний чув­с­т­вую се­бя в бе­зо­пас­нос­ти. Но как толь­ко я по­ду­мал, что он най­дет ме­ня и здесь, так оно и про­ис­хо­дит. Я про­сы­па­юсь весь в по­ту.

 

СОН, ВАРИАНТ 2

 

Я пог­ру­жа­юсь в REM-сон, и ак­тив­ность мо­его моз­га пос­те­пен­но воз­рас­та­ет. В те­че­ние ми­ну­ты ка­кая-ли­бо из схем дос­ти­га­ет по­ро­га вос­п­ри­ятия. Нап­ри­мер, это схе­ма го­род­с­кой ули­цы, ко­то­рая еще дей­с­т­ву­ет в ка­чес­т­ве «днев­но­го осад­ка». Уви­дев ули­цу, я тут же пред­с­тав­ляю се­бя на ней, и ока­зы­ва­юсь там. Я за­ме­чаю, что сто­ит ночь, и ули­ца тус­к­ло ос­ве­ще­на.

Ощущение пре­бы­ва­ния на ноч­ной ули­це ак­ти­ви­ру­ет дру­гие свя­зан­ные с ним схе­мы, и в го­ло­ву при­хо­дит мысль, что я иду в ки­но. Я ви­жу тем­ную фи­гу­ру на дру­гом кон­це ули­цы, ко­то­рую не мо­гу хо­ро­шо раз­г­ля­деть. Од­на­ко схе­ма ки­но под­тал­ки­ва­ет ме­ня к мыс­ли, что это друг, с ко­то­рым я дол­жен встре­тить­ся пе­ред се­ан­сом. Ког­да я под­хо­жу бли­же, то ви­жу, что это дей­с­т­ви­тель­но мой друг.

Мы идем в ки­но­те­атр по ули­це, ко­то­рая мне хо­ро­шо зна­ко­ма. Но я за­был, на ка­кой фильм мы идем, и всмат­ри­ва­юсь в афи­шу. Ка­кая-то часть мо­его ра­зу­ма, ве­ро­ят­но, осоз­на­ет, что я сплю, - ак­ти­ви­ру­ет­ся схе­ма сно­ви­де­ния, и я ви­жу на афи­ше наз­ва­ние «Пос­лед­няя вол­на» (фильм о сно­ви­де­ни­ях). Я ви­дел этот фильм мно­го раз, и мне не по­нят­но, по­че­му я опять иду его смот­реть. Я вновь об­ра­ща­юсь к афи­ше, но на этот раз на ней дру­гое наз­ва­ние «Сон или бод­р­с­т­во­ва­ние». Я не мо­гу про­пус­тить та­кую нед­вус­мыс­лен­ную под­с­каз­ку, и те­перь пол­нос­тью по­ни­маю, что сплю. Мой друг ис­чез, по­ка я раз­мыш­лял над афи­шей. Я под­ни­ма­юсь в не­бо и па­рю (зная, что схе­ма гра­ви­та­ции здесь не ра­бо­та­ет).

 

УМСТВЕННЫЕ ОКОВЫ СНОВИДЕНИЯ

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 206.