Подумайте, что вскоре вы уже не будете ощущать свое тело
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Засыпая, сос­ре­до­точь­тесь на мыс­ли, что с нас­туп­ле­ни­ем сна вы пе­рес­та­не­те вос­п­ри­ни­мать свое те­ло.

 

Свободно парите во сне как точка эго

 

Перестав ощу­щать свое те­ло, во­об­ра­зи­те, что вы - точ­ка соз­на­ния, ко­то­рая мо­жет вос­п­ри­ни­мать, чув­с­т­во­вать, ду­мать и дей­с­т­во­вать в ми­ре сна. Сво­бод­но па­ри­те в ми­ре сна, как пы­лин­ка на све­ту.

 

Комментарий

 

Некоторые, воз­мож­но, по­чув­с­т­ву­ют, что им по­ка не хо­чет­ся су­щес­т­во­вать в ви­де бес­те­лес­ной ис­к­ры. Не вол­нуй­тесь, во сне у вас есть ши­ро­кий вы­бор ва­кан­т­ных тел. То­ли опи­сал ком­би­ни­ро­ван­ную про­це­ду­ру, на­зы­ва­емую «тех­ни­кой об­ра­зов и точ­ки эго», ко­то­рая от­ли­ча­ет­ся от бес­те­лес­ной тех­ни­ки толь­ко в од­ном: кро­ме все­го про­че­го, вы дол­ж­ны кон­цен­т­ри­ро­вать­ся на гип­на­го­ги­чес­ких ви­де­ни­ях. Он пи­шет: «Если наб­лю­да­емый сце­на­рий сна ус­та­но­вил­ся, то мож­но в не­го вклю­чить­ся. При оп­ре­де­лен­ных об­с­то­ятель­с­т­вах, точ­ка эго мо­жет вой­ти в те­ло дру­го­го пер­со­на­жа сна и ов­ла­деть его «мо­тор­ной сис­те­мой».

(Заимствовано из «Тех­ни­ки точ­ки эго» То­ли)

 

КУДА НАМ ИДТИ ДАЛЬШЕ?

 

В пос­лед­них двух гла­вах бы­ли опи­са­ны и объ­яс­не­ны тех­ни­ки вхож­де­ния в осоз­нан­ное сно­ви­де­ние. Поп­ро­буй­те каж­дую из них и ос­та­но­ви­тесь на той, ко­то­рая луч­ше все­го у вас по­лу­ча­ет­ся. Прак­ти­куй­те ее по­ча­ще, и вы уви­ди­те, как бу­дет рас­ти ва­ше мас­тер­с­т­во. Чем боль­ше вы пе­ре­жи­ве­те осоз­нан­ных сно­ви­де­ний, тем лег­че они бу­дут у вас по­лу­чать­ся. Но тог­да воз­ник­нет воп­рос: ку­да ид­ти и что де­лать даль­ше?

Следующие две гла­вы под­го­то­вят вас к прак­ти­чес­ко­му ис­поль­зо­ва­нию осоз­нан­ных сно­ви­де­ний, снаб­див све­де­ни­ями и тех­ни­ка­ми для их прод­ле­ния и по­ка­зав, как ра­бо­тать с об­ра­за­ми сна.

 

ГЛАВА 5.

 

СТРУКТУРА СНОВИДЕНИЙ

 

СНЫ - МОДЕЛЬ МИРА

 

Эта гла­ва да­ет об­щее пред­с­тав­ле­ние о про­цес­се сно­ви­де­ний. По­ка во сне ва­ша го­ло­ва ви­та­ет в об­ла­ках, об­ра­ти­те вни­ма­ние на но­ги, сто­ящие на зем­ле.

Главная за­да­ча моз­га, как об­суж­да­лось во вто­рой гла­ве, пред­с­ка­зы­вать и воз­дей­с­т­во­вать на ре­зуль­та­ты дей­с­т­вий во внеш­нем ми­ре. Для это­го он стро­ит мо­дель ми­ра. Свою вер­сию про­ис­хо­дя­ще­го в ми­ре мозг ос­но­вы­ва­ет на ин­фор­ма­ции, пос­то­ян­но пос­ту­па­ющей от на­ших ор­га­нов чувств. А на­ибо­лее дос­туп­ной яв­ля­ет­ся уже име­юща­яся у нас ин­фор­ма­ция, ко­то­рая воп­ло­ще­на в вос­по­ми­на­ни­ях, ожи­да­ни­ях, стра­хах, же­ла­ни­ях и т.д. Я счи­таю, что сны - это ре­зуль­тат об­ра­бот­ки этой внут­рен­ней ин­фор­ма­ции с целью соз­да­ния мо­де­ли ми­ра, ре­зуль­тат тех же са­мых про­цес­сов вос­п­ри­ятия и ос­мыс­ле­ния, с по­мощью ко­то­рых мы вос­п­ри­ни­ма­ем мир в сос­то­янии бод­р­с­т­во­ва­ния. По­это­му что­бы по­нять про­цесс сно­ви­де­ния, не­об­хо­ди­мо ра­зоб­рать­ся в про­цес­се вос­п­ри­ятия в про­цес­се бод­р­с­т­во­ва­ния и в про­ис­хо­дя­щих в нем из­ме­не­ни­ях.

 

СТРУКТУРА ВОСПРИЯТИЯ

 

Процесс вос­п­ри­ятия пред­с­тав­ля­ет со­бой слож­ную и из­на­чаль­но бес­соз­на­тель­ную оцен­ку сен­сор­ной ин­фор­ма­ции, а так­же дру­гие фак­то­ры, рас­па­да­ющи­еся на два ос­нов­ных ви­да: ожи­да­ния и мо­ти­ва­ции.

 

Восприятие и ожидание

 

Восприятие (то, что мы ви­дим, слы­шим, ося­за­ем и т.д.) в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни за­ви­сит от на­ших ожи­да­ний. То есть в пер­вую оче­редь, мы вос­п­ри­ни­ма­ем то, че­го боль­ше все­го ожи­да­ем. Ожи­да­ния при­ни­ма­ют раз­лич­ные фор­мы, и од­ни­ми из на­ибо­лее важ­ных яв­ля­ют­ся об­с­то­ятель­с­т­ва. Что­бы по­нять, нас­коль­ко мощ­но вли­я­ет об­с­та­нов­ка на вос­п­ри­ятие, за­меть­те, сколь­ко вре­ме­ни у вас уй­дет, что­бы про­чи­тать вслух сле­ду­ющие два пред­ло­же­ния:

Образуют рас­став­лен­ные их слу­чай­но же быс­т­ро но при­ме­ре пра­виль­но сло­ва лег­че ос­мыс­лен­ное го­раз­до по­это­му сло­ва пред­ло­же­ние эти в как чем про­чи­тать са­мые пре­ды­ду­щем те.

Эти сло­ва об­ра­зу­ют ос­мыс­лен­ное пред­ло­же­ние по­это­му про­чи­тать их быс­т­ро и пра­виль­но го­раз­до лег­че чем те же са­мые сло­ва, но рас­став­лен­ные слу­чай­но как в пре­ды­ду­щем при­ме­ре.

Очевидно, что чте­ние пер­во­го пред­ло­же­ния у вас за­ня­ло боль­ше вре­ме­ни, чем вто­ро­го. Про­изош­ло это по­то­му, что во вто­ром пред­ло­же­нии сло­ва рас­став­ле­ны с оп­ре­де­лен­ным смыс­лом. Каж­дое сло­во вхо­дит в ра­зум­ный кон­текст, ко­то­рый по­мо­га­ет вам это сло­во уви­деть, про­чи­тать и по­нять. В пер­вом же пред­ло­же­нии вы ли­ше­ны под­дер­ж­ки кон­тек­с­та и по­это­му на ос­мыс­ле­ние слов у вас ухо­дит боль­ше вре­ме­ни.

Легче так­же вос­п­ри­ни­ма­ет­ся все бо­лее при­выч­ное. Поп­ро­буй­те иден­ти­фи­ци­ро­вать все три эле­мен­та на рис. 5.1. Сколь­ко вре­ме­ни вы пот­ра­ти­ли на каж­дую из фи­гур? Пер­вой вы, ве­ро­ят­но, уз­на­ли со­бач­ку, по­том - ко­рабль, и пос­лед­ним - сло­на. Это со­от­вет­с­т­ву­ет сте­пе­ни их бли­зос­ти нам в на­шей жиз­ни. То есть ожи­да­ешь при­выч­но­го.

Другим важ­ным фак­то­ром, вли­я­ющим на вос­п­ри­ятие, яв­ля­ет­ся не­дав­ний опыт, свя­зан­ный с объ­ек­том вос­п­ри­ятия. По дан­ным Стей­н­фел­да, ис­пы­ту­емые, ко­то­рым бы­ла рас­ска­за­на ис­то­рия об оке­ан­с­ком кру­изе, уз­на­ли на ри­сун­ке 5.1.в па­ро­ход ме­нее чем за 5 се­кунд. У тех же, ко­му пред­ла­гал­ся рас­сказ на дру­гую те­му, на это ухо­ди­ло 30 се­кунд. Мы пред­по­ла­га­ем, что те­ку­щие со­бы­тия бу­дут по­хо­жи на то, что бы­ло не­дав­но.

Рисунок 5.1. Не­пол­ные изоб­ра­же­ния

На вос­п­ри­ятие че­ло­ве­ка мо­гут силь­но пов­ли­ять так­же и лич­ные ин­те­ре­сы, род за­ня­тий и осо­бен­нос­ти ха­рак­те­ра. Этот факт ис­поль­зу­ет­ся в тес­тах ти­па «клякс Рор­ша­ха», в ко­то­рых на ос­но­ве ин­тер­п­ре­та­ции фи­гур неп­ра­виль­ной фор­мы про­из­во­дит­ся оцен­ка лич­нос­ти. Бар­т­лет за­ме­тил, что ис­пы­ту­емые, ко­то­рых про­сят ис­тол­ко­вать кляк­сы, в свои объ­яс­не­ния час­то вкла­ды­ва­ют ин­фор­ма­цию о ро­де сво­их за­ня­тий и ин­те­ре­сах. Нап­ри­мер, од­на и та же кляк­са на­пом­ни­ла жен­щи­не «шляп­ку с перь­ями», ми­нис­т­ру «рас­ка­лен­ную Ва­ви­лон­с­кую печь На­ву­хо­до­но­со­ра», а фи­зи­оло­гу - «сни­мок по­яс­нич­но­го от­де­ла пи­ще­ва­ри­тель­ной сис­те­мы». Пос­мот­ри­те на ри­су­нок 5.2. Что на­по­ми­на­ет эта кляк­са вам?

 

 

Рисунок 5.2. Кляк­са или…

 

Различия в вос­п­ри­ятии обус­лов­лен­ные про­фес­си­ями лю­дей про­яв­ля­ют­ся и бо­лее не­пос­ред­с­т­вен­но. Клиф­форд и Булл в те­че­ние нес­коль­ких ча­сов по­ка­зы­ва­ли по­ли­цей­с­ким и граж­дан­с­ким ли­цам ки­носъ­ем­ку го­род­с­ких улиц. За­да­чей ис­пы­ту­емых бы­ло ис­кать бег­лых прес­туп­ни­ков (по фо­то) и сле­дить за пе­ре­ме­на­ми в об­с­та­нов­ке (от ле­галь­ной к кри­ми­наль­ной и т.п.). Хо­тя в це­лом обе груп­пы от­ме­ти­ли оди­на­ко­вое ко­ли­чес­т­во лю­дей и со­бы­тий, по­ли­цей­с­кие за­по­доз­ри­ли боль­ше краж, чем граж­да­не, пос­коль­ку ожи­да­ли уви­деть кри­ми­нал. Ожи­да­ние из­ме­ня­ет вос­п­ри­ятие в со­от­вет­с­т­вии с ва­шим пред­с­тав­ле­ни­ем о пред­ме­те вос­п­ри­ятия.

 

Восприятие и мотивация

 

Другим важ­ным фак­то­ром, вли­я­ющим на вос­п­ри­ятие, яв­ля­ет­ся мо­ти­ва­ция. Мо­ти­ва­ции - это при­чи­ны, по­буж­да­ющие нас де­лать то или иное. Су­щес­т­ву­ет мно­жес­т­во ти­пов мо­ти­ва­ции, от на­ибо­лее при­ми­тив­ных, нап­ри­мер, го­ло­да, жаж­ды, по­ло­во­го вле­че­ния, до пси­хо­ло­ги­чес­ких пот­реб­нос­тей - люб­ви, приз­на­ния, ува­же­ния, и в кон­це кон­цов, выс­ших по­буж­де­ний, та­ких как аль­т­ру­изм, а так­же то­го, что Аб­ра­хам Мас­лоу наз­вал са­мо­ре­али­за­ци­ей - пот­реб­нос­ти осу­щес­т­вить то уни­каль­ное, что за­ло­же­но в каж­дом че­ло­ве­ке при­ро­дой. На про­цес­сы вос­п­ри­ятия вли­я­ют мо­ти­ва­ции всех уров­ней.

Влияние мо­ти­ва­ции низ­ших уров­ней осу­щес­т­в­ля­ет­ся не­пос­ред­с­т­вен­но. Нап­ри­мер, в од­ном эк­с­пе­ри­мен­те де­тей поп­ро­си­ли оце­нить раз­ме­ры мо­нет. При этом од­на и та же мо­не­та бед­ным де­тям ка­за­лась боль­ше, чем бо­га­тым. В дру­гом эк­с­пе­ри­мен­те школь­ни­кам по­ка­зы­ва­ли од­ни и те же неп­ра­виль­ные фи­гу­ры до и пос­ле еды. При этом до еды они ас­со­ци­иро­ва­лись с ви­дом пи­щи в сред­нем в два ра­за ча­ще, чем пос­ле. Как гла­сит пос­ло­ви­ца: «What bre­ad lo­oks li­ke de­pends upon whet­her you are hungry or not» (ка­ким вам ви­дит­ся хлеб, за­ви­сит от то­го, го­лод­ны вы или нет).

Определенное вли­яние на по­ве­де­ние и вос­п­ри­ятие ока­зы­ва­ют силь­ные эмо­ции. Из­вес­т­но, что рас­сер­жен­ный че­ло­век скло­нен вез­де ви­деть вра­гов. Роб­кий всег­да пре­уве­ли­чи­ва­ет опас­ность, при­ни­мая по­рой му­ху за сло­на. Влюб­лен­ные, по­дог­ре­ва­емые стрем­ле­ни­ем ви­деть пред­мет сво­его обо­жа­ния, мо­гут оши­боч­но при­нять за не­го пос­то­рон­не­го че­ло­ве­ка.

В об­щем, мо­ти­ва­ции нап­рав­ля­ет дей­с­т­вия лю­дей на удов­лет­во­ре­ние их пот­реб­нос­тей. Мо­тив или эмо­ция из­ме­ня­ет ва­ше вос­п­ри­ятие со­бы­тий в сто­ро­ну же­ла­емо­го их ис­хо­да.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 230.