Надзор за исполнением законодательства при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты и обеспечение населения питьевой водой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Согласно данных Нижнее-Волжского бассейнового водного управления за 2005 год, в водные объекты Волжского бассейна в границах Волгоградской области без очистки производился сброс 41,94 млн. м3 в год, сброс недостаточно очищенных сточных вод составлял 135,95 млн. м3 в год.

В течение 2005-2007 гг. все предприятия, осуществляющие сброс сточных вод в водоемы Волжского бассейна, охвачены прокурорскими проверками, проведена работа, направленная на устранение нарушений в данной сфере, по результатам которой достигнуты следующие результаты.

В 2005 году прокурорскими проверками охвачено 8 предприятий, осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты, по результатам которых в суды предъявлено 9 исков (все удовлетворены судом), из них 7 исков – к хозяйствующим субъектам, 1 иск – к администрации г. Волгограда об обязании принять в муниципальную собственность водовыпуски ливневой канализации. Во исполнение решения суда в 2005 году ООО «Городищенская птицефабрика» прекратило сброс неочищенных сточных вод, уменьшив общий объем годовых сбросов на 0,01 млн. м3.

В 2006 году продолжена работа в данном направлении. Проверено 18 предприятий, предъявлено 15 исков (из них 12 – удовлетворено, 2 – в стадии рассмотрения, 1 – удовлетворен, обжалуется ответчиком), из них 9 исков – к хозяйствующим субъектам, 6 исков – к администрации г. Волгограда об обязании принять в муниципальную собственность водовыпуски ливневой канализации.

В 2 из проверенных предприятий нарушений водоохранного законодательства не выявлено; 7 предприятий являются рыборазводными (осуществляют сброс из рыбоводных прудов) и в соответствии с заключением ФГУ «Нижневолжрыбвод» негативного влияния на качество поверхностных вод не оказывают. В указанной связи, до настоящего времени вопрос применения мер прокурорского реагирования в отношении рыборазводных хозяйств (прудов) о доведении уровня содержания в обменных сточных водах взвешенных веществ, БПК и нитритов до норм ПДС остается открытым.

В указанном периоде значительного снижения объемов поступающих в р. Волгу сточных вод не произошло в виду того, что большинство решений судов было вынесено с отсрочкой исполнения, т.к. мероприятия по прекращению сброса требуют значительных временных и финансовых затрат.

Общий объем сбросов уменьшился на 0,07 млн. м3 за счет МУП «Светлоярский комплекс водопровода», реализовав ранее запланированные мероприятия по отведению сточных вод в р. Волгу (меры прокурорского реагирования не применялись).

В 2007 году, в результате добровольного исполнения исковых требований к администрации г. Волгограда, произведены строительные и пусконаладочные работы канализационно-насосной станции. Указанное позволило прекратить сброс неочищенных канализационных стоков предприятий и жилого сектора Советского района Волгограда в р. Волгу в объеме 4,5 млн. м3.

Таким образом, в результате принятых мер прокурорского реагирования объем сбросов неочищенных сточных вод в настоящее время составляет около 37 млн. м3.

Одним из положительных примеров деятельности прокуратуры, направленной на прекращение сброса сточных в водные объекты, является удовлетворенный судом иск к ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» о сокращении срока реализации программы о ликвидации стоков двух водовыпусков «Банный» и «Центральный» с 2010 года до сентября 2008 года (предусмотрено выделение 72,3 миллионов рублей). Работы по ликвидации стоков предприятием начаты, завершение планируется в установленный срок.

Другим положительным примером исковой работы межрайпрокуратуры (иск 2006 года) является завершение строительством и пуск в эксплуатацию канализационно-насосной станции № 7 (КНС № 7), перекачивающей канализационные стоки предприятий и жилого сектора Советского района г. Волгограда в объеме 4,5 млн. м3 в год на биологические очистные сооружения с последующей транспортировкой в пруды-накопители. Ранее указанные стоки сбрасывались без очистки в р. Волгу.

Большой вклад в загрязнение реки Волги вносят неочищенные ливневые сточные воды, поступающие с территорий районов города. На территории Волгограда межрайпрокуратурой официально установлено нахождение 24 водовыпусков ливневых сточных вод. Все имеющиеся водовыпуски не имеют собственников. По данному поводу в адрес главы администрации Волгограда межрайпрокуратурой в 2005 году было внесено представление, в котором ставился вопрос о необходимости принятия в муниципальную собственность выпусков ливневой канализации. Представление рассмотрено администрацией, однако водовыпуски в муниципальную собственность приняты не были.

Последнее послужило поводом подаче 7 исковых заявлений об обязании администрации Волгограда принять в муниципальную собственность водовыпуски ливневых сточных вод.

По состоянию на сегодняшний день все 7 исков прокуратуры удовлетворены судом, службой судебных приставов возбуждены исполнительные производства.

Проверки соблюдения природоохранного и санитарного законодательства показывают, что в регионе допускается достаточно много фактов нарушений действующего законодательства при обеспечении населения питьевой водой.

Причинами такого положения дел являются изношенные системы водоснабжения, построенные еще в годы Советской власти, отсутствие должной очистки и обеззараживания питьевой воды, т.е. отсутствие должной водоподготовки, отсутствие производственного контроля, нарушения режима зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

Вместе с тем, можно отметить положительную тенденцию по снижению нарушений в данной сфере. Так, число источников и водопроводов, не отвечающих санитарным правилам и нормам в 2006г. составило 607 (АППГ-696). Несмотря на увеличение числа исследованных проб по санитарно-химическим показателям в 2006г. – 1887 (АППГ-1519), уменьшилось содержание в питьевой воде тяжелых металлов: в 2006г. – 474 (АППГ – 530), ртути в 2006г. – 277 (АППГ-327). В 2007 году число источников и водопроводов, не отвечающих санитарным правилам и нормам составило – 556 (АППГ-607). Однако, имеет место рост числа проб, не соответствующих по микробиологическим показателям: в 2005г. – 1078, в 2006г. – 1726, в 2007г. – 1762. Такое положение объясняется, во-первых, усилением со стороны надзорного органа Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области возложенных на него функций (в т.ч. и после внесения в адрес руководителя представления) по контролю качества подаваемой населению питьевой воды (особенно в сельских населенных пунктах), в частности, число отобранных и исследованных проб в 2005г. составило – 11889, в 2006г. – 17293, в 2007г. – 27540. А также отсутствие у собственников источников питьевого водоснабжения финансовых возможностей по должной очистке и обеззараживании питьевой воды.

Вместе с тем, межрайпрокуратурой данный вопрос держится на контроле и принимаются меры прокурорского реагирования, вплоть до возбуждения уголовных дел.

Так, в 2005 году в рамках осуществления надзора за исполнением действующего законодательства в сфере обеспечения населения питьевой водой выявлено, возбуждено и расследовано 3 уголовных дела по ст. 238 УК РФ. Указанные дела по результатам расследования направлены в суд, рассмотрены по существу, вынесены обвинительные приговоры.

Аналогичное количество уголовно наказуемых деяний по тем же составам выявлено в 2006 году. Уголовные дела рассмотрены судами, вынесены обвинительные приговоры.

В 2007 году общенадзорными проверками выявлен 1 уголовно наказуемый факт, возбуждено 1 уголовное дело по ст. 238 УК РФ (до настоящего времени Четвертым межрайонным следственным отделом проводится предварительное расследование).

В суды Волгоградской области подано 5 исковых заявлений, из которых 1 – об обеспечении подачи питьевой воды надлежащего качества, 4 – об организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. Исковые требования удовлетворены по 3 исковым заявлениям, 2 – находятся в стадии рассмотрения.

Ввиду того, что основным и самым действенным способом защиты прав граждан в вопросе обеспечения питьевой водой является понуждение в судебном порядке к выполнению тех или иных действий ОМС и предприятиями ВКХ, в 2007 году межрайпрокуратурой к администрации городского поселения – г. Палласовка и МООО «Водоканал» подано исковое заявление с требованиями обязать ответчиков обеспечить качество питьевой воды, поставляемой потребителям, в соответствии с нормативным. Исковые требования удовлетворены судом, решение вступило в законную силу.

Другим положительным примером проводимой работы является присуждение к исполнению в натуре обязанности по установке и оборудованию зоны строго режима источников питьевого водоснабжения.

Так, проведенными проверками на территории Дубовского района Волгоградской области выявлен ряд случаев нарушений режима зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. В этой связи в Дубовский районный суд подано 4 исковых заявления с требованиями присудить ответчикам к исполнению в натуре обязанности по установке и оборудованию зоны строго режима разводящих сетей питьевого водоснабжения и водяных скважин для подачи питьевой воды в соответствии с СанПиН (2 рассмотрено и удовлетворено судом, 2 находятся в стадии рассмотрения).

Дата: 2019-05-28, просмотров: 168.