Педагогическое обследование дошкольника с нарушением речи ОВЗ и составление характеристики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Разделы и направления педагогического обследования.

1.Общие сведения о ребенке: фамилия, имя, возраст.

2.Общие особенности поведения.

3.Функциональное состояние здоровья и уровень физической подготовленности.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5.Интеллектуально развитие.

6. Речевое развитие.

7.Эмоционально-волевое развитие.

8. Игровая деятельность.

9. Предметно-практическая деятельность.

10.Элементарные математические представления.

11. Работоспособность.

Задание 2.Составление тематического плана занятий по одной из тем (по выбору студента).

Схема:

1. Тема занятия.

2. Цель и задачи.

3. Содержание занятия.

4. Кол. час.

5. Примерный речевой материал.

6. Методы и приемы работы.

7. Коррекционная направленность занятия.

8. Технические и наглядные средства обучения.

Задание 3.

Посещение занятия в ДОУ (анализ занятия представляется в письменной форме).

Рекомендации к анализу занятия педагога в логопедической группе.

Задачи занятия:

1) Образовательные.

2) Коррекционно-развивающие.

3) Воспитательные.

1) Общие требования.

1. Структура и ход проведенного занятия.

2. Научность и точность фактического материала.

3. Соответствие перспективному плану, целесообразность выбора данного вида занятия и его построение.

4.  Формулировка целей и задач занятия; их конкретность; реализация в результате проведения занятия.

5. Соответствие материала программным требованиям, теме, целям и задачам занятия, возрасту воспитанников и др.

6. Объем изучаемого (не было ли перегрузки?) материала. Характер усвоения знаний детьми (продуктивные варианты отработки материала; задания с опорой на несколько анализаторов; задания, предусматривающие смену доминантного анализатора; задания, предполагающие перенос усвоенного способа деятельности в аналогичные ситуации и др.

7.  Самостоятельная работа дошкольников.

8. Наглядные и технические средства обучения, целесообразность их применения на занятии.

2) Требования к структурным элементам.

1. Изложение нового материала (методы обучения, адекватность их выбора; связи нового материала с предыдущим и последующим, межпредметные связи, соблюдение общедидактических принципов обучения (от простого к сложному, связь теории с практикой и др.). Степень владения педагога методами обучения.

2. Эффективность используемых методов для совершенствования познавательной деятельности, реализация индивидуального и дифференцированного подходов и др.

3. Коррекционная направленность занятия.

3) Организация занятия.

1. Подготовка к занятию педагога, детей, кабинета, групповой комнаты.

2. Распределение времени на отдельные этапы занятия, виды работ.

3. Поведение детей, степень их активности и заинтересованности, сосредоточенности и устойчивости внимании, динамика работоспособности и др.

Требования к педагогу.

 Внешний облик и поведение (уверенность, собранность, инициатива, педагогический такт, культура речи, эмоциональный тон, умение наблюдать за группой и отдельными детьми, способность к разрешению сложных ситуаций, способность к оказанию помощи и др.

Результативность занятия

Выполнение плана, достижение цели занятия, разрешение коррекционно-развивающих, коррекционно-воспитательных задач, усвоение детьми знаний, овладение умениями и навыками.

Выводы и предложения.

(Адаптированный вариант протокола посещения урока, напечатанного в журнале «Коррекция и развитие» № 3, 1999, с. 41-42.)

 

Решение тестовых заданий.

Одной из мер усиления эффективности подготовки бакалавра является вопрос об использовании тестовых заданий, который довольно активно разрабатывается в современной теории и практике высшей школы.

Тестовые задания должны соответствовать содержанию Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования логике и содержанию изучаемой учебной дисциплины. Должна быть выдержана структурах представления в соответствии с системой работы по изучаемому курсу, предусмотрена последовательность усложнения заданий в постепенным увеличением доли самостоятельной деятельности обучающегося.

Тест это система стандартизированных вопросов (заданий) позволяющих автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающихся. Тесты могут быть аудиторными и внеаудиторными. О проведении теста, его формы, а также раздел (темы) дисциплины, выносимые на тестирование, доводит до сведения студентов преподаватель, ведущий семинарские заняти

Разрабатываемые тестовые задания, которые могут выполнять различные функции. Систему тестовых заданий можно представить в виде двух блоков.

1.Блок. Тестовые задания, обучающего характера, применяемые в ходе работы по курсу.

2. Блок. Тестовые задания в целях промежуточного и завершающего контроля. В форме контрольно-тестовых заданий должны быть представлены данные по основным сквозным темам курса, позволяющие актуализировать теоретические знания, полученные в ходе лекционных занятий. Часть тестовых заданий может быть направлена на формирование у студентов умения самостоятельного получения нужной информации, на работу с основными и дополнительными источниками, монографиями, научными статьями и др.

Превалирующими идеями педагогических тестов выступают: - отбор содержания образования в соответствии с потребностями обучающегося (ребенка с нарушениями речи), с моделью бакалавра и моделью будущей профессиональной деятельности; -обучение для выживания, а не для сдачи экзаменов.

-всеобщее право выбора и право участия в жизненно важных процессах, каковым является образование.

Использование в практике подготовки специалиста-дефектолога системы тестовых заданий направлено на овладение различными компонентами учебной деятельности, формированию обобщенного "умения педагогически мыслить и действовать", содействует развитию самостоятельного мышления, осмысленности в овладении системой знаний, повышает активность и ответственность, усиливает положительную мотивацию, содействует укреплению успеха в профессиональной подготовке.

Разработка педагогического теста включает в себя ряд этапов:

1.Определение задач тестирования.

2.Выделение единиц знаний, умений, навыков по изучаемому предмету.

3.Построение критериев сформированности знаний, умений, навыков.

4.Опроеделение индикаторов знаний, умений и навыков.

5.Разработка плана теста.

6.Составление и подбор заданий.

7.Качественный анализ содержания заданий.

8.Проведение обследования.

 9.Статистический анализ теста и его стандартизация.

В педагогических тестах могут быть использованы различные формы тестовых заданий.

1.Закрытые, в которых необходимо выбрать ответ из множества приведенных. Такие задания чаще используются для текущего контроля.

2.Открытые, которые включают самостоятельное конструирование ответа. Именно они обладают наиболее высоким обучающим потенциалом. Их применение полезно на итоговом этапе работы по предмету.

3.Установление правильного соответствия между двумя группами объектов. Данного рода тесты полезны для работы над понятийным аппаратом курса, например, при установлении соотношения понятия и его определения.

4.Установление правильной последовательности определенных действий, этапов развития. Они могут быть рекомендованы, как в целях обучения, так и для контроля.

Важен вопрос о готовности студентов к решению тестовых заданий. Эффективность их использования будет значительно выше, если тестовые задания:

-отвечают текущим запросам обучающихся, содействуют усилению мотивации; -тесно связаны и прошлым и имеющимся опытом профессиональной подготовки; -участники активно вовлечены в процесс обучения и сами им управляют; -создана атмосфера взаимного уважения;

-есть реальная возможность применения полученных знаний и опыта к условиям реальной жизни, -понятны и конкретны; -просты с точки зрения организационного разрешения.

Таким образом, повышение эффективности самостоятельной деятельности обучающихся путем использования инновационных методов, будет способствовать улучшению общей готовности логопеда к реализации будущей профессиональной деятельности.

Методические рекомендации к выполнению контрольной работы

Контрольная работа - вид отчета обучающегося, способ проверки знаний по одному из разделов изучаемого курса. 

Контрольная работа выполняется с целью закрепления знаний, полученных студентом в ходе лекционных и семинарских занятиях. Написание контрольной работы призвано оперативно установить степень усвоения студентами учебного материала дисциплины и формирования соответствующих компетенций. Контрольная работа может включает задания на знания основных положений темы, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в теме, выполнение конкретных практических заданий. Содержание подготовленного обучающимся ответа на поставленные вопросы контрольной работы должно показать знание обучающимся теории вопроса и практического ее разрешения. Контрольная работа выполняется обучающимся, в срок установленный преподавателем в письменном (печатном или рукописном) виде. Перед написанием работы необходимо внимательно ознакомиться с содержанием вопросов (или заданий) по лекции, учебнику, изучить рекомендуемую литературу, Ответы на контрольные вопросы должны быть полными, обстоятельно изложены и в целом раскрывающими содержание вопроса. Инструкция по выполнению требований к оформлению контрольной работы находится в методических материалах. Структура контрольной работы определяется темой и может быть выполнена путем теоретического изучения литературы, практического выполнения заданий, эмпирического микроисследования (на основании содержания курса и по выбору преподавателя), а также должна иметь следующие части.

План контрольной работы, отражает все ключевые части текста работы.

Введение, в котором дается общая характеристика работы: краткое обоснование актуальности темы, цель исследования.

Основная часть - теоретические основы, краткая история, характеристика уровня разработанности в теории и практике изучаемой проблемы на основе анализа литературы. По ходу выполнения контрольной работы студенту необходимо ссылаться на те первоисточники, которые непосредственно цитируются или анализируются.

Выводы (заключение), в котором сформулированы итоги всей работы.

Список литературы, используемой при работе,  составляется в алфавитном порядке по общепринятым правилам: фамилия и инициалы автора; полное и точное название книги без кавычек; сведения об издании; место издания; название издательства без кавычек; год издания (без слова «год» или сокращения «г.»). Если на титульном листе отсутствует фамилия автора, то запись данных о книге начинают с названия книги, после- чего указывают инициалы и фамилию редактора и далее - все остальные элементы.

Приложение (диагностические карты, протоколы обследования, перспективные планы, конспекты занятий, дидактический материал, письменные работы школьников, рисунки, фотографии и др.).

Требования к оформлению контрольной работы

1. Контрольная работа может быть написана от руки или напечатана.

2. Объем контрольной работы составляет не менее 15 страниц машинописного текста. Работа выполняется на одной стороне листа (А4), печатается 14 размером шрифта, через 1,5-2 интервала, поля стандартные: верхнее - 2,5 см, нижнее - 2 см, левое - 2,5 - 3 см, правое -1.5-2 см.

3. Текст начинается с титульного листа. На следующей странице дается план (оглавление) с перечислением глав, параграфов с указанием страниц. Каждый пункт контрольной работы рекомендуется начинать с новой страницы. Главы нумеруются римскими цифрами, а параграфы - арабскими. Номера страниц проставляются внизу, справа арабскими цифрами (без точки). Титульный лист и страница, на которой расположено оглавление, не нумеруются, но принимаются за первую и вторую страницы.

4. Выдержки из источников, которые автор приводит дословно, берутся в кавычки, в конце цитаты (в квадратных скобках [5] или [5, С.56] ), ставится номер источника в списке литературы.

5. В контрольной работе рекомендуется использовать не менее 3 литературных источников.

                                     

Пример оформления списка литературы

1. Афонькина Ю. Урунтаева Г. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников// Дошкольное воспитание.-1992.- № 1 - С 15-16.

2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.

3. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» -М.: В.Секачев, 1998.- С.3-7

4. Дети - сироты: консультирование и диагностика развития/ Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграф сервис, 1998.- С.34

5. Детские народные подвижные игры/ Сост. А.В.Кенеман, Т.И.Осокина - 2-е изд-е, доработ. - М.: П., Владос, 1995. - 224 с. (или С.5-25)

6. Соботович Е.Ф. Психологические механизмы, структура и формы первичных нарушений речевого развития// Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. — М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1985. - С. 3-13.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 208.