Вид профессиональной деятельности и перечень компетенций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2.Перечень планируемых результатов обучения

3.Указания к организация самостоятельной работы студентов.

Виды самостоятельной работы:

-Конспектирование, реферирование научной литературы

- подготовка к семинарским и практическим занятиям,

-выполнение практических работ,

-методические рекомендации к выполнению контрольной работы.

4. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля) на примере дисциплин Психолого-педагогического цикла).

5.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины (модуля).

Описание материально-технической базы.

 

Введение

Методические указания предназначены для подготовки обучающихся направления 44.03.03 - Специальное (дефектологическое образование) профиль Логопедия по освоению содержания учебных дисциплин в соответствии с учебными планами и рабочими программами учебных дисциплин.

Комплексное изучение учебных дисциплин предполагает овладение материалами лекций, учебников, программы, творческую работу обучающихся в ходе проведения семинарских и практических занятий, а также систематическое выполнение заданий для самостоятельной работы обучающихся.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает выполнение следующих видов работ: конспектирование, реферирование научной литературы, подготовка к семинарским и практическим занятиям, выполнение практических работ, решение тестовых заданий, выполнение контрольных работ и др.

Рабочая программа по конкретному курсу включает в себя цели освоения учебной дисциплины, определяет место дисциплины в структуре ОПОП бакалавриата, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины, структуру и содержание дисциплины, образовательные технологии, а также учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Проработка рабочей программы дисциплины является обязательным видом работы, при котором уделяется особое внимание целям и задачам, структуре и содержанию дисциплины. Необходимо ознакомление с темами и планами практических (семинарских) занятий. Анализ основной учебной литературы, после чего работа с рекомендованной дополнительной литературой.

Методика самостоятельной работы по дисциплинам подготовки бакалавра предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов, в том числе связанных с ограничением возможностей здоровья. Время и место самостоятельной работы выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельная работа обучающихся - будущих учителей-логопедов осуществляется в соответствии с объемом и структурой, предусмотренными учебными планами и графиками текущего контроля.

Практические задания выполняются обучающимися очного и очно-заочного отделений на практических занятиях под руководством преподавателя. Обучающиеся заочной формы обучения выполняют практические задания самостоятельно в течение семестра и представляют преподавателю на проверку при сдаче контрольной работы.

 

Вид профессиональной деятельности и перечень компетенций

1. Вид профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:

коррекционно-педагогическая;

Исследовательская.

 

2.Перечень формируемых компетенций:

 Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-1);

готовностью совершенствовать свою речевую культуру (ОК-2);

способностью анализировать закономерности исторического процесса, осмыслять и анализировать профессионально и личностно значимые социокультурные проблемы, осознавать и выражать собственную мировоззренческую и гражданскую позицию (ОК-3);

способностью использовать базовые экономические и правовые знания в социальной и профессиональной сферах (ОК-4);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языке для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способностью к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм (ОК-6);

способностью к самообразованию и социально-профессиональной мобильности (ОК-7);

готовностью укреплять здоровье, поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

 

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

готовностью сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

готовностью осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами (ОПК-2);

способностью осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3);

готовностью к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОПК-4);

способностью использовать в профессиональной деятельности современные компьютерные и информационные технологии (ОПК-5).

 

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду профессиональной деятельности, на который ориентирована программа бакалавриата (коррекционно-педагогическая деятельность):

способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ПК-1);

готовностью к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты (ПК-2);

готовностью к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-3);

способностью к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности (ПК-4);

способность к реализации дефектологичнских, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности (ПК-8);

способность использовать методы психолого-педагогического исследования, основы математической обработки информации, формулировать выводы, представлять результаты исследования (ПК-9).

 

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими специальными профессиональными компетенциями:

готовностью к анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с нарушениями речи и к выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе дифференцированного подхода к лицам с нарушениями речи (СПК-1);

готовность к консультированию лиц с речевыми нарушениями, членов их семей и представителей заинтересованного окружения по вопросам образования, развития, семейного воспитания и социальной адаптации (СПК-2);

готовность к проектированию содержания образовательных программ с учетом индивидуальных особенностей лиц с речевыми нарушениями (СПК-3).

 

2.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) (На примере Специальной педагогики)

Цель освоения дисциплины:

1.Базовая теоретическая и предметно-практическая подготовка к выполнению профессиональной деятельности педагога-дефектолога.

2.Владение некоторыми (базовыми) технологиями коррекционно-педагогической работы с детьми и подростками, имеющими нарушения речевого и познавательного развития.

1.Задачи дисциплины:

1.Формирование социально-ориентированного подхода к будущей профессиональной деятельности.

2.Базовая теоретическая и предметно-практическая подготовка к выполнению профессиональной деятельности;

3.Формирование систематизированных знаний о закономерностях и содержании образовательного процесса, требованиях к его организации в различных учреждениях системы образования, представлений о сущности педагогической деятельности, особенностях педагогической профессии и современных требованиях к педагогу.

4.Общегуманитарное и профессиональное образование.

5.Овладение основами профессиональной деятельности и др.

В результате освоения дисциплины студент должен овладеть:

- готовностью сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способностью осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

-теорию и историю специальной педагогики,

-сущность, содержание, структуру образовательных процессов и систем, 

педагогические и инновационные процессы в сфере специального образования,

-современные тенденции развития психолого-педагогических концепций в системе

образования лиц с ОВЗ,

-медико-биологические и лингвистические основы специальной педагогики,

-актуальные технологии обучения лиц с ОВЗ,

-принципы и методы педагогической коррекции нарушений здоровья и взрослых,

-разнообразие методов педагогической реабилитации лиц с ОВЗ.

Уметь:

- применять полученные теоретические общепрофессиональные знания как базовые  при освоении дисциплин и компетенций профильной подготовки,

-использовать активные и интерактивные методы обучения лиц с ОВЗ,

-работать в команде специалистов разного профиля по созданию условий медикопсихолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ,

-участвовать в деятельности методических групп и объединений,

-проводить анализ собственной педагогической деятельности,

-проектировать педагогический процесс, ориентированный на решение современных задач конкретной образовательной ступени, конкретного образовательного

учреждения, предметной области, воспитательной ситуации на основе использования теории педагогического проектирования.   

Владеть:

- навыками межличностных отношений,

-дистанционными технологиями в специальном образовании,

-методами и приемами педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе учета принципа онтогенетического развития,

-основами использования различных средств коммуникации в разных видах профессиональной деятельности.

 

3.Указания к организации самостоятельной работы обучающихся.

Виды самостоятельной работы:

онспектирование, реферирование научной литературы

- подготовка к семинарским и практическим занятиям,

-выполнение практических работ,

-методические рекомендации к выполнению контрольной работы.

Одним из основных видов деятельности обучающегося является самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку сообщений, выступления на групповых занятиях, выполнение заданий преподавателя. Самостоятельная работа как вид учебного труда выполняется студентами без непосредственного участия преподавателя, но организуется и управляется им.

Методика самостоятельной работы по дисциплинам подготовки бакалавра предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов, в том числе связанных с ограничением возможностей здоровья. Время и место самостоятельной работы выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Рабочая программа включает в себя цели освоения учебной дисциплины, определяет место дисциплины в структуре ОПОП бакалавриата, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины, структуру и содержание дисциплины, образовательные технологии, а также учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. Обязательно следует вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочных занятий. Затем – приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой.

Комплексное изучение учебных дисциплин предполагает овладение материалами лекций, учебников, программы, творческую работу студентов в ходе проведения семинарских и практических занятий, а также систематическое выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.

Для систематизации знаний по дисциплине первоначальное внимание студенту следует обратить на рабочую программу курса, которая включает в себя разделы и основные проблемы дисциплины, в раках которых и формируются вопросы для промежуточного контроля. Поэтому студент, заранее ознакомившись с программой курса, может лучше сориентироваться в последовательности освоения курса с позиций организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа проводится с целью: систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся; углубления и расширения теоретических знаний студентов; формирования умений использовать учебную и специальную литературу; развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации; формирования общекультурных компетенций; развитию исследовательских умений студентов. Формы и виды самостоятельной работы студентов: чтение основной и дополнительной литературы – самостоятельное изучение материала по рекомендуемым литературным источникам; работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы; работа со словарем, справочником; поиск необходимой информации в сети Интернет; конспектирование источников; реферирование источников; составление аннотаций к прочитанным литературным источникам; составление рецензий и отзывов на прочитанный материал; составление обзора публикаций по теме; составление и разработка терминологического словаря; составление библиографии (библиографической картотеки); подготовка к различным формам текущей и промежуточной аттестации (к тестированию, контрольной работе, экзамену); выполнение домашних контрольных работ; самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, задачи, тесты; выполнение творческих заданий).

Технология организации самостоятельной работы обучающихся включает использование информационных и материальнотехнических ресурсов образовательного учреждения: библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с существующими нормами; учебно-методическую базу учебных кабинетов, лабораторий и зала кодификации; компьютерные классы с возможностью работы в Интернет; аудитории (классы) для консультационной деятельности; учебную и учебно-методическую литературу, разработанную с учетом увеличения доли самостоятельной работы студентов, и иные методические материалы. Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит консультирование по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. Во время выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить индивидуальные и групповые консультации. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся. Контроль самостоятельной работы студентов предусматривает: соотнесение содержания контроля с целями обучения; объективность контроля; валидность контроля (соответствие предъявляемых заданий тому, что предполагается проверить); дифференциацию контрольно-измерительных материалов. Формы контроля самостоятельной работы: просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем; организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе; обсуждение результатов выполненной работы на занятии; проведение письменного опроса; проведение устного опроса; организация и проведение индивидуального собеседования; организация и проведение собеседования с группой; защита отчетов о проделанной работе.

Лекции. Работа на лекции является очень важным видом студенческой деятельности для изучения материалов учебной дисциплины, где раскрываются основные методологические позиции курса, устанавливаются межпрежметные связи, выделяются наиболее актуальные проблемы и показываются способы их разрешения. Краткие записи лекций (конспектирование) помогает усвоить материал. Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. или подчеркивать красной ручкой. Целесообразно разработать собственную символику, сокращения слов, что позволит сконцентрировать внимание студента на важных сведения.

Прослушивание и запись лекции можно производить при помощи современных устройств (диктофон, ноутбук, нетбук и т.п.). Работая над конспектом лекций, всегда следует использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор, в том числе нормативно-правовые акты соответствующей направленности. По результатам работы   с конспектом лекции следует обозначить вопросы, термины, которые нуждаются в более детальной проработке на основе работы с литературными источниками.  

Лекционный материал является базовым, с которого необходимо начать освоение соответствующего раздела или темы.В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемых тем, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Материалы лекций являются основой для подготовки студентов к семинарским и практическим занятиям.

Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела и включенных в него тем. Затем, как показывает опыт, полезно изучить выдержки из первоисточников. При желании можно составить их краткий конспект. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно.

Ряд вопросов интегративного плана, изучаемых на учебных курсах с различных ракурсов, обусловленных спецификой учебной дисциплины, требуют применения системного подхода к их рассмотрению. Например, вопросы, связанные с реализацией коррекционно-педагогической деятельности в специальном учреждении 5 вида, ее основными чертами и характеристиками; вопросы, применение дифференцированного и индивидуального подхода к обучению детей с нарушениями речи и пр., разработка тематических планов и планов-конспектов, коррекционных занятий заслушиваются на семинарских занятиях в форме подготовленных студентами сообщений (5-10 минут) с последующей их оценкой всеми студентами группы.

Ряд вопросов, требующих более подробного освещения, например, коррекционная направленность различных учебных предметов в специальной школе 5 вида, использование наглядных и технических средств в логопедической работе и др., прорабатываются студентами в виде эссе и заслушиваются на семинарских занятиях.

Для успешной подготовки устных сообщений на семинарских занятиях и заданий для самостоятельной работы в письменной форме студенты в обязательном порядке должны, кроме рекомендуемой к изучению литературы, использовать публикации по изучаемой теме в журнале «Дефектология» и др. При этом необходимо обратить внимание на рекомендации по проведению самостоятельной работы.

Предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) со студентами в ходе изучения материала учебных дисциплин в соответствии графиками.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает выполнение следующих видов работ: конспектирование, реферирование научной литературы. подготовка к семинарским и практическим занятиям, выполнение практических работ, решение тестовых заданий, выполнение контрольных работ и др.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 159.