Конспектирование, реферирование научной литературы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Изучение и анализ литературных источников является обязательным видом самостоятельной работы студентов. Обучающийся вправе избрать для реферата (доклада) любую тему в пределах программы учебной дисциплины. Важно при этом учитывать ее актуальность, научную разработанность, возможность нахождения необходимых источников для изучения темы реферата (доклада), имеющиеся у студента начальные знания и личный интерес к выбору данной темы. После выбора темы реферата (доклада) составляется перечень источников (монографий, научных статей. Реферат (доклад) - это самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер. Примерные этапы работы над рефератом (докладом): формулирование темы (тема должна быть актуальной, оригинальной и интересной по содержанию); подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 10); составление библиографии; обработка и систематизация информации; разработка плана; написание реферата (доклада); публичное выступление с результатами исследования (на семинаре, на заседании предметного кружка, на студенческой научно-практической конференции, на консультации). Реферат (доклад) должен отражать: знание современного состояния проблемы; обоснование выбранной темы; использование известных результатов и фактов; полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой; актуальность поставленной проблемы; материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время. Не позднее, чем за 5 дней до защиты или выступления реферат (доклад) представляется на рецензию преподавателю. Защита реферата или выступление с докладом продолжается в течение 5-7 минут по плану. Выступающему студенту, по окончании представления реферата (доклада), могут быть заданы вопросы по теме реферата (доклада). Рекомендуемый объем реферата 10-15 страниц компьютерного (машинописного) текста, доклада – 2-3 страницы. Инструкция по выполнению требований к оформлению курсовой работы находится в методических материалах.Изучение литературы по избранной теме имеет своей задачей проследить характер постановки и решения определенной проблемы различными авторами, аргументацию их выводов и обобщений, провести анализ и систематизировать полученный материал на основе собственного осмысления с целью выяснения современного состояния вопроса. Тематика рефератов и требования к ним представлены в рабочих программах учебных курсов. На основании данного рода работ студенты готовят устные сообщения, которые заслушиваются на практических занятиях.

Структура и оформление реферата:

· титульный лист

· план-оглавление;

· введение (включает постановку вопроса, объяснение выбора темы, ее значимости и актуальности, формулировки цели и задач реферата, краткую характеристику используемой литературы);

·  основная часть (каждый из ее разделов раскрывает отдельную проблему или одну из ее сторон и логически является продолжением друг друга);

· заключением (подводятся итоги или делаются обобщенные выводы по теме реферата, могут быть предложены рекомендации);

· литература.

 

Как правило, при написании реферата используется не менее 5-10 различных источников, допускается включение таблиц, графиков, схем.

Примерная схема написания реферата.

  Тема. Игровая деятельность и ее формирование у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием.

План

 Введение.

Основная часть.

1. Особенности психического развития ребенка при нормальном и    нарушенном развитии.

2. Особенности становления игры дошкольника.

3. Формирование игровой деятельности при нарушенном развитии. 

4. Основные методы обучения игре нормально развивающихся и отклоняющихся в развитии дошкольников.

5. Коррекционные возможности игровой деятельности.

Заключение.

Литература.

Приложения.

Критерии оценки реферата:

· соответствие теме;

· глубина изучения и обобщения материала;

· адекватность выбора и полнота использования литературных источников;

· правильность оформления реферата.

 

Критерии оценки:

· соответствие теме;

· глубина изучения и обобщения материала;

· адекватность выбора и полнота использования литературных источников;

· правильность оформления реферата.

 

Критерии оценки рефератов

 

8-10 баллов 6-7 баллов 4-5 баллов 1-3 балла 0 баллов
Присутствуют все компоненты работы. Представлен анализ нескольких источников рекомендованной литературы. Грамотные ответы на вопросы по проблеме. Работа в целом выполнена. Отмечаются некоторые неточности в изложении отдельных частей работы. Владение основными позициями работы.  Грамотный пересказ 1-3 источников, отсутствуют элементы анализа. Поверхностное представление о проблеме. Работа списана или скачана из Интернета. Работа не выполнена.

 По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах или в процессе индивидуального собеседования преподавателя со студентом.

 

Подготовка к семинарским и практическим занятиям, выполнение практических работ и др.

Проработка рабочей программы дисциплины, уделяя особое внимание целям и задачам, структуре и содержанию дисциплины. Ознакомление с темами и планами практических (семинарских) занятий. Анализ основной учебной литературы, после чего работа с рекомендованной дополнительной литературой. Конспектирование источников.

Подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы. Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме, решение практических заданий.

Устные выступления студентов по контрольным вопросам семинарского занятия. Выступление на семинаре должно быть логичным, компактным. Обучающийся должен излагать (не читать) материал выступления свободно. Необходимо концентрировать свое внимание на том, что выступление должно быть обращено к аудитории, а не к преподавателю, т.к. это значимый аспект профессиональных компетенций логопеда. Рекомендуется привлекать других студентов к обсуждению рассматриваемой проблемы.

По окончании семинарского занятия обучающемуся следует повторить выводы, сконструированные на семинаре, проследив логику их построения, отметив положения, лежащие в их основе. Для этого студенту в течение семинара следует делать пометки. Более того в случае неточностей и (или) непонимания какого-либо вопроса пройденного материала студенту следует обратиться к преподавателю для получения необходимой консультации и разъяснения возникшей ситуации. Основной целью семинарских и практических занятий является контроль за степенью усвоения пройденного материала, ходом выполнения студентами самостоятельной работы и рассмотрение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы семинарского и практического занятия. Знания, накапливаемые постепенно в различных ракурсах, с использованием противоположных мнений и взглядов на ту или иную правовую проблему являются глубокими и качественными, и позволяют формировать соответствующие компетенции как итог образовательного процесса.

В ходе лекции раскрывается система работы над терминологическим словарем, алгоритм которой должен быть основательно усвоен студентами. В начале учебного семестра все студенты разбиваются на микро-группы 4-5 человек, при разделении на группы могут учитываться пожелания студентов. Каждая группа получает тему для составления терминологического словаря в количестве не менее 50 терминов. При этом оцениваются все члены микро-группы одинаково по результатам составления словаря. Фамилии членов микро-группы указываются на титульном листе, последняя страница содержит подписи всех членов микро-группы. Каждый член микрогруппы должен владеть соответствующей терминологией. Срок выполнения одно из последних семинарских занятий осеннего семестра

Собеседование это средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя со студентом на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выявление объема знаний студента по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. Проблематика, выносимая на собеседование определена в заданиях для самостоятельной работы студента, а также может определяться преподавателем, ведущим семинарские занятия. Во время проведения собеседования студент должен уметь обсудить с преподавателем соответствующую проблематику на уровне диалога.

Групповая дискуссия это средство, которое позволяет определить уровень сформированности общепрофессиональных компетенций в условиях максимально приближенных к профессиональной среде. Для проведения групповой дискуссии лектор или преподаватель, ведущий семинарские занятия, предлагают наиболее актуальную тему из реальной образовательной политики, и ставят перед аудиторией проблемные аспекты, на которые студент должен обратить особое внимание, сформировать свою позицию, обосновать ее и подготовится к участию в дискуссии. Проведение групповой дискуссии предполагает увидеть сформированность у студента соответствующих компетенций, в том числе умение ставить проблему, обосновывать пути ее возможного разрешения, умение аргументировать свою позицию и принимать точку зрения собеседника.

При освоении содержания учебных дисциплин могут преобладать репродуктивные (терминологические диктанты, тесты, письменные экспресс-опросы, контрольные работы и др.) и репродуктивно-творческие задания и формы контроля (решение педагогических задач, анализ проблемных ситуаций, перевод содержания лекций в символическую и образную форму, составление кроссвордов, подготовка рефератов, аннотаций, участие в деловых играх и т.д.

Дисциплины базового блока, осуществляя нтегративную направленность образования, позволяют подготовить дефектолога (логопеда) к реализации конкретного направления коррекционной деятельности, вооружают его системными знаниями относительно определенных нарушений развития и методах коррекционно-компенсирующего обучения и воспитания и др. На данном этапе осуществления профессиональной подготовки студента основное место должно быть уделено применению творческо-репродуктивных заданий (подготовка рецензий, проведение микроиссследований, решение многофакторных педагогических задач, анализ нестандартных ситуаций, участие в ролевых играх и т.п.).

При освоении дисциплин вариативной части и дисциплин по выбору рекомендуется внедрение творческих заданий и форм контроля (участие в "мозговых атаках", мини-лекции, моделирование вариантов решения проблемных ситуаций, разработка творческих проектов, подготовка проблемных рефератов, составление конспектов занятий, тематических и рабочих планов и др. Виды практических работ и методические указания к ним представлены в рабочих программах.

Кейс-задача это проблемное задание, в котором студенту предлагают осмыслить реальную профессионально- ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы. Кейс-задача решается исключительно на основе нормативных документов (учебные планы, программы, учебники). Кейс-задачи доводятся до сведения студентом преподавателем, ведущим практические занятия (семинары), а также устанавливаются сроки их сдачи на проверку. Процедура разрешений кейс-задач доводится до сведения студентов преподавателем.

Практические задания выполняются студентами очного и очно-заочного отделений на практических занятиях под руководством преподавателя. Студенты заочной формы обучения выполняют практические задания самостоятельно в течение семестра и представляют преподавателю на проверку при сдаче контрольной работы.

Примерные виды практических работ.

Примерные виды практических работ.

Задание 1.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 236.