Квалификация (степень) выпускника
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Направление подготовки

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Направленность (профиль) подготовки

Логопедия

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Формы обучения

Очная, заочная, очно-заочная

 

   

Москва 2017

Составитель: Разуван Елена Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики ОАНО ВО МПСУ.

 

 

 Методические указания предназначены для подготовки обучающихся направления 44.03.03 - Специальное (дефектологическое образование) профиль Логопедия по освоению содержания учебных дисциплин в соответствии с учебными планами и рабочими программами учебных дисциплин.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Вид профессиональной деятельности и перечень компетенций

2.Перечень планируемых результатов обучения

3.Указания к организация самостоятельной работы студентов.

Виды самостоятельной работы:

-Конспектирование, реферирование научной литературы

- подготовка к семинарским и практическим занятиям,

-выполнение практических работ,

-методические рекомендации к выполнению контрольной работы.

4. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля) на примере дисциплин Психолого-педагогического цикла).

5.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины (модуля).

Описание материально-технической базы.

 

Введение

Методические указания предназначены для подготовки обучающихся направления 44.03.03 - Специальное (дефектологическое образование) профиль Логопедия по освоению содержания учебных дисциплин в соответствии с учебными планами и рабочими программами учебных дисциплин.

Комплексное изучение учебных дисциплин предполагает овладение материалами лекций, учебников, программы, творческую работу обучающихся в ходе проведения семинарских и практических занятий, а также систематическое выполнение заданий для самостоятельной работы обучающихся.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает выполнение следующих видов работ: конспектирование, реферирование научной литературы, подготовка к семинарским и практическим занятиям, выполнение практических работ, решение тестовых заданий, выполнение контрольных работ и др.

Рабочая программа по конкретному курсу включает в себя цели освоения учебной дисциплины, определяет место дисциплины в структуре ОПОП бакалавриата, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины, структуру и содержание дисциплины, образовательные технологии, а также учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Проработка рабочей программы дисциплины является обязательным видом работы, при котором уделяется особое внимание целям и задачам, структуре и содержанию дисциплины. Необходимо ознакомление с темами и планами практических (семинарских) занятий. Анализ основной учебной литературы, после чего работа с рекомендованной дополнительной литературой.

Методика самостоятельной работы по дисциплинам подготовки бакалавра предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов, в том числе связанных с ограничением возможностей здоровья. Время и место самостоятельной работы выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельная работа обучающихся - будущих учителей-логопедов осуществляется в соответствии с объемом и структурой, предусмотренными учебными планами и графиками текущего контроля.

Практические задания выполняются обучающимися очного и очно-заочного отделений на практических занятиях под руководством преподавателя. Обучающиеся заочной формы обучения выполняют практические задания самостоятельно в течение семестра и представляют преподавателю на проверку при сдаче контрольной работы.

 

Исследовательская.

 

2.Перечень формируемых компетенций:

 Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-1);

готовностью совершенствовать свою речевую культуру (ОК-2);

способностью анализировать закономерности исторического процесса, осмыслять и анализировать профессионально и личностно значимые социокультурные проблемы, осознавать и выражать собственную мировоззренческую и гражданскую позицию (ОК-3);

способностью использовать базовые экономические и правовые знания в социальной и профессиональной сферах (ОК-4);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языке для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способностью к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм (ОК-6);

способностью к самообразованию и социально-профессиональной мобильности (ОК-7);

готовностью укреплять здоровье, поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

 

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

готовностью сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

готовностью осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами (ОПК-2);

способностью осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3);

готовностью к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОПК-4);

способностью использовать в профессиональной деятельности современные компьютерные и информационные технологии (ОПК-5).

 

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду профессиональной деятельности, на который ориентирована программа бакалавриата (коррекционно-педагогическая деятельность):

способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ПК-1);

готовностью к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты (ПК-2);

готовностью к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-3);

способностью к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности (ПК-4);

способность к реализации дефектологичнских, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности (ПК-8);

способность использовать методы психолого-педагогического исследования, основы математической обработки информации, формулировать выводы, представлять результаты исследования (ПК-9).

 

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими специальными профессиональными компетенциями:

готовностью к анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с нарушениями речи и к выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе дифференцированного подхода к лицам с нарушениями речи (СПК-1);

готовность к консультированию лиц с речевыми нарушениями, членов их семей и представителей заинтересованного окружения по вопросам образования, развития, семейного воспитания и социальной адаптации (СПК-2);

готовность к проектированию содержания образовательных программ с учетом индивидуальных особенностей лиц с речевыми нарушениями (СПК-3).

 

2.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) (На примере Специальной педагогики)

Цель освоения дисциплины:

1.Базовая теоретическая и предметно-практическая подготовка к выполнению профессиональной деятельности педагога-дефектолога.

2.Владение некоторыми (базовыми) технологиями коррекционно-педагогической работы с детьми и подростками, имеющими нарушения речевого и познавательного развития.

1.Задачи дисциплины:

1.Формирование социально-ориентированного подхода к будущей профессиональной деятельности.

2.Базовая теоретическая и предметно-практическая подготовка к выполнению профессиональной деятельности;

3.Формирование систематизированных знаний о закономерностях и содержании образовательного процесса, требованиях к его организации в различных учреждениях системы образования, представлений о сущности педагогической деятельности, особенностях педагогической профессии и современных требованиях к педагогу.

4.Общегуманитарное и профессиональное образование.

5.Овладение основами профессиональной деятельности и др.

В результате освоения дисциплины студент должен овладеть:

- готовностью сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способностью осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

-теорию и историю специальной педагогики,

-сущность, содержание, структуру образовательных процессов и систем, 

педагогические и инновационные процессы в сфере специального образования,

-современные тенденции развития психолого-педагогических концепций в системе

образования лиц с ОВЗ,

-медико-биологические и лингвистические основы специальной педагогики,

-актуальные технологии обучения лиц с ОВЗ,

-принципы и методы педагогической коррекции нарушений здоровья и взрослых,

-разнообразие методов педагогической реабилитации лиц с ОВЗ.

Уметь:

- применять полученные теоретические общепрофессиональные знания как базовые  при освоении дисциплин и компетенций профильной подготовки,

-использовать активные и интерактивные методы обучения лиц с ОВЗ,

-работать в команде специалистов разного профиля по созданию условий медикопсихолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ,

-участвовать в деятельности методических групп и объединений,

-проводить анализ собственной педагогической деятельности,

-проектировать педагогический процесс, ориентированный на решение современных задач конкретной образовательной ступени, конкретного образовательного

учреждения, предметной области, воспитательной ситуации на основе использования теории педагогического проектирования.   

Владеть:

- навыками межличностных отношений,

-дистанционными технологиями в специальном образовании,

-методами и приемами педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе учета принципа онтогенетического развития,

-основами использования различных средств коммуникации в разных видах профессиональной деятельности.

 

3.Указания к организации самостоятельной работы обучающихся.

Виды самостоятельной работы:

онспектирование, реферирование научной литературы

- подготовка к семинарским и практическим занятиям,

-выполнение практических работ,

-методические рекомендации к выполнению контрольной работы.

Одним из основных видов деятельности обучающегося является самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку сообщений, выступления на групповых занятиях, выполнение заданий преподавателя. Самостоятельная работа как вид учебного труда выполняется студентами без непосредственного участия преподавателя, но организуется и управляется им.

Методика самостоятельной работы по дисциплинам подготовки бакалавра предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов, в том числе связанных с ограничением возможностей здоровья. Время и место самостоятельной работы выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Рабочая программа включает в себя цели освоения учебной дисциплины, определяет место дисциплины в структуре ОПОП бакалавриата, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины, структуру и содержание дисциплины, образовательные технологии, а также учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. Обязательно следует вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочных занятий. Затем – приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой.

Комплексное изучение учебных дисциплин предполагает овладение материалами лекций, учебников, программы, творческую работу студентов в ходе проведения семинарских и практических занятий, а также систематическое выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.

Для систематизации знаний по дисциплине первоначальное внимание студенту следует обратить на рабочую программу курса, которая включает в себя разделы и основные проблемы дисциплины, в раках которых и формируются вопросы для промежуточного контроля. Поэтому студент, заранее ознакомившись с программой курса, может лучше сориентироваться в последовательности освоения курса с позиций организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа проводится с целью: систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся; углубления и расширения теоретических знаний студентов; формирования умений использовать учебную и специальную литературу; развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации; формирования общекультурных компетенций; развитию исследовательских умений студентов. Формы и виды самостоятельной работы студентов: чтение основной и дополнительной литературы – самостоятельное изучение материала по рекомендуемым литературным источникам; работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы; работа со словарем, справочником; поиск необходимой информации в сети Интернет; конспектирование источников; реферирование источников; составление аннотаций к прочитанным литературным источникам; составление рецензий и отзывов на прочитанный материал; составление обзора публикаций по теме; составление и разработка терминологического словаря; составление библиографии (библиографической картотеки); подготовка к различным формам текущей и промежуточной аттестации (к тестированию, контрольной работе, экзамену); выполнение домашних контрольных работ; самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, задачи, тесты; выполнение творческих заданий).

Технология организации самостоятельной работы обучающихся включает использование информационных и материальнотехнических ресурсов образовательного учреждения: библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с существующими нормами; учебно-методическую базу учебных кабинетов, лабораторий и зала кодификации; компьютерные классы с возможностью работы в Интернет; аудитории (классы) для консультационной деятельности; учебную и учебно-методическую литературу, разработанную с учетом увеличения доли самостоятельной работы студентов, и иные методические материалы. Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит консультирование по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. Во время выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить индивидуальные и групповые консультации. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся. Контроль самостоятельной работы студентов предусматривает: соотнесение содержания контроля с целями обучения; объективность контроля; валидность контроля (соответствие предъявляемых заданий тому, что предполагается проверить); дифференциацию контрольно-измерительных материалов. Формы контроля самостоятельной работы: просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем; организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе; обсуждение результатов выполненной работы на занятии; проведение письменного опроса; проведение устного опроса; организация и проведение индивидуального собеседования; организация и проведение собеседования с группой; защита отчетов о проделанной работе.

Лекции. Работа на лекции является очень важным видом студенческой деятельности для изучения материалов учебной дисциплины, где раскрываются основные методологические позиции курса, устанавливаются межпрежметные связи, выделяются наиболее актуальные проблемы и показываются способы их разрешения. Краткие записи лекций (конспектирование) помогает усвоить материал. Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. или подчеркивать красной ручкой. Целесообразно разработать собственную символику, сокращения слов, что позволит сконцентрировать внимание студента на важных сведения.

Прослушивание и запись лекции можно производить при помощи современных устройств (диктофон, ноутбук, нетбук и т.п.). Работая над конспектом лекций, всегда следует использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор, в том числе нормативно-правовые акты соответствующей направленности. По результатам работы   с конспектом лекции следует обозначить вопросы, термины, которые нуждаются в более детальной проработке на основе работы с литературными источниками.  

Лекционный материал является базовым, с которого необходимо начать освоение соответствующего раздела или темы.В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемых тем, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Материалы лекций являются основой для подготовки студентов к семинарским и практическим занятиям.

Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела и включенных в него тем. Затем, как показывает опыт, полезно изучить выдержки из первоисточников. При желании можно составить их краткий конспект. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно.

Ряд вопросов интегративного плана, изучаемых на учебных курсах с различных ракурсов, обусловленных спецификой учебной дисциплины, требуют применения системного подхода к их рассмотрению. Например, вопросы, связанные с реализацией коррекционно-педагогической деятельности в специальном учреждении 5 вида, ее основными чертами и характеристиками; вопросы, применение дифференцированного и индивидуального подхода к обучению детей с нарушениями речи и пр., разработка тематических планов и планов-конспектов, коррекционных занятий заслушиваются на семинарских занятиях в форме подготовленных студентами сообщений (5-10 минут) с последующей их оценкой всеми студентами группы.

Ряд вопросов, требующих более подробного освещения, например, коррекционная направленность различных учебных предметов в специальной школе 5 вида, использование наглядных и технических средств в логопедической работе и др., прорабатываются студентами в виде эссе и заслушиваются на семинарских занятиях.

Для успешной подготовки устных сообщений на семинарских занятиях и заданий для самостоятельной работы в письменной форме студенты в обязательном порядке должны, кроме рекомендуемой к изучению литературы, использовать публикации по изучаемой теме в журнале «Дефектология» и др. При этом необходимо обратить внимание на рекомендации по проведению самостоятельной работы.

Предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) со студентами в ходе изучения материала учебных дисциплин в соответствии графиками.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает выполнение следующих видов работ: конспектирование, реферирование научной литературы. подготовка к семинарским и практическим занятиям, выполнение практических работ, решение тестовых заданий, выполнение контрольных работ и др.

Примерная схема написания реферата.

  Тема. Игровая деятельность и ее формирование у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием.

План

 Введение.

Основная часть.

1. Особенности психического развития ребенка при нормальном и    нарушенном развитии.

2. Особенности становления игры дошкольника.

3. Формирование игровой деятельности при нарушенном развитии. 

4. Основные методы обучения игре нормально развивающихся и отклоняющихся в развитии дошкольников.

5. Коррекционные возможности игровой деятельности.

Заключение.

Литература.

Приложения.

Критерии оценки реферата:

· соответствие теме;

· глубина изучения и обобщения материала;

· адекватность выбора и полнота использования литературных источников;

· правильность оформления реферата.

 

Критерии оценки:

· соответствие теме;

· глубина изучения и обобщения материала;

· адекватность выбора и полнота использования литературных источников;

· правильность оформления реферата.

 

Критерии оценки рефератов

 

8-10 баллов 6-7 баллов 4-5 баллов 1-3 балла 0 баллов
Присутствуют все компоненты работы. Представлен анализ нескольких источников рекомендованной литературы. Грамотные ответы на вопросы по проблеме. Работа в целом выполнена. Отмечаются некоторые неточности в изложении отдельных частей работы. Владение основными позициями работы.  Грамотный пересказ 1-3 источников, отсутствуют элементы анализа. Поверхностное представление о проблеме. Работа списана или скачана из Интернета. Работа не выполнена.

 По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах или в процессе индивидуального собеседования преподавателя со студентом.

 

Подготовка к семинарским и практическим занятиям, выполнение практических работ и др.

Проработка рабочей программы дисциплины, уделяя особое внимание целям и задачам, структуре и содержанию дисциплины. Ознакомление с темами и планами практических (семинарских) занятий. Анализ основной учебной литературы, после чего работа с рекомендованной дополнительной литературой. Конспектирование источников.

Подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы. Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме, решение практических заданий.

Устные выступления студентов по контрольным вопросам семинарского занятия. Выступление на семинаре должно быть логичным, компактным. Обучающийся должен излагать (не читать) материал выступления свободно. Необходимо концентрировать свое внимание на том, что выступление должно быть обращено к аудитории, а не к преподавателю, т.к. это значимый аспект профессиональных компетенций логопеда. Рекомендуется привлекать других студентов к обсуждению рассматриваемой проблемы.

По окончании семинарского занятия обучающемуся следует повторить выводы, сконструированные на семинаре, проследив логику их построения, отметив положения, лежащие в их основе. Для этого студенту в течение семинара следует делать пометки. Более того в случае неточностей и (или) непонимания какого-либо вопроса пройденного материала студенту следует обратиться к преподавателю для получения необходимой консультации и разъяснения возникшей ситуации. Основной целью семинарских и практических занятий является контроль за степенью усвоения пройденного материала, ходом выполнения студентами самостоятельной работы и рассмотрение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы семинарского и практического занятия. Знания, накапливаемые постепенно в различных ракурсах, с использованием противоположных мнений и взглядов на ту или иную правовую проблему являются глубокими и качественными, и позволяют формировать соответствующие компетенции как итог образовательного процесса.

В ходе лекции раскрывается система работы над терминологическим словарем, алгоритм которой должен быть основательно усвоен студентами. В начале учебного семестра все студенты разбиваются на микро-группы 4-5 человек, при разделении на группы могут учитываться пожелания студентов. Каждая группа получает тему для составления терминологического словаря в количестве не менее 50 терминов. При этом оцениваются все члены микро-группы одинаково по результатам составления словаря. Фамилии членов микро-группы указываются на титульном листе, последняя страница содержит подписи всех членов микро-группы. Каждый член микрогруппы должен владеть соответствующей терминологией. Срок выполнения одно из последних семинарских занятий осеннего семестра

Собеседование это средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя со студентом на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выявление объема знаний студента по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. Проблематика, выносимая на собеседование определена в заданиях для самостоятельной работы студента, а также может определяться преподавателем, ведущим семинарские занятия. Во время проведения собеседования студент должен уметь обсудить с преподавателем соответствующую проблематику на уровне диалога.

Групповая дискуссия это средство, которое позволяет определить уровень сформированности общепрофессиональных компетенций в условиях максимально приближенных к профессиональной среде. Для проведения групповой дискуссии лектор или преподаватель, ведущий семинарские занятия, предлагают наиболее актуальную тему из реальной образовательной политики, и ставят перед аудиторией проблемные аспекты, на которые студент должен обратить особое внимание, сформировать свою позицию, обосновать ее и подготовится к участию в дискуссии. Проведение групповой дискуссии предполагает увидеть сформированность у студента соответствующих компетенций, в том числе умение ставить проблему, обосновывать пути ее возможного разрешения, умение аргументировать свою позицию и принимать точку зрения собеседника.

При освоении содержания учебных дисциплин могут преобладать репродуктивные (терминологические диктанты, тесты, письменные экспресс-опросы, контрольные работы и др.) и репродуктивно-творческие задания и формы контроля (решение педагогических задач, анализ проблемных ситуаций, перевод содержания лекций в символическую и образную форму, составление кроссвордов, подготовка рефератов, аннотаций, участие в деловых играх и т.д.

Дисциплины базового блока, осуществляя нтегративную направленность образования, позволяют подготовить дефектолога (логопеда) к реализации конкретного направления коррекционной деятельности, вооружают его системными знаниями относительно определенных нарушений развития и методах коррекционно-компенсирующего обучения и воспитания и др. На данном этапе осуществления профессиональной подготовки студента основное место должно быть уделено применению творческо-репродуктивных заданий (подготовка рецензий, проведение микроиссследований, решение многофакторных педагогических задач, анализ нестандартных ситуаций, участие в ролевых играх и т.п.).

При освоении дисциплин вариативной части и дисциплин по выбору рекомендуется внедрение творческих заданий и форм контроля (участие в "мозговых атаках", мини-лекции, моделирование вариантов решения проблемных ситуаций, разработка творческих проектов, подготовка проблемных рефератов, составление конспектов занятий, тематических и рабочих планов и др. Виды практических работ и методические указания к ним представлены в рабочих программах.

Кейс-задача это проблемное задание, в котором студенту предлагают осмыслить реальную профессионально- ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы. Кейс-задача решается исключительно на основе нормативных документов (учебные планы, программы, учебники). Кейс-задачи доводятся до сведения студентом преподавателем, ведущим практические занятия (семинары), а также устанавливаются сроки их сдачи на проверку. Процедура разрешений кейс-задач доводится до сведения студентов преподавателем.

Практические задания выполняются студентами очного и очно-заочного отделений на практических занятиях под руководством преподавателя. Студенты заочной формы обучения выполняют практические задания самостоятельно в течение семестра и представляют преподавателю на проверку при сдаче контрольной работы.

Примерные виды практических работ.

Примерные виды практических работ.

Задание 1.

Задание 3.

Посещение занятия в ДОУ (анализ занятия представляется в письменной форме).

Рекомендации к анализу занятия педагога в логопедической группе.

Задачи занятия:

1) Образовательные.

2) Коррекционно-развивающие.

3) Воспитательные.

1) Общие требования.

1. Структура и ход проведенного занятия.

2. Научность и точность фактического материала.

3. Соответствие перспективному плану, целесообразность выбора данного вида занятия и его построение.

4.  Формулировка целей и задач занятия; их конкретность; реализация в результате проведения занятия.

5. Соответствие материала программным требованиям, теме, целям и задачам занятия, возрасту воспитанников и др.

6. Объем изучаемого (не было ли перегрузки?) материала. Характер усвоения знаний детьми (продуктивные варианты отработки материала; задания с опорой на несколько анализаторов; задания, предусматривающие смену доминантного анализатора; задания, предполагающие перенос усвоенного способа деятельности в аналогичные ситуации и др.

7.  Самостоятельная работа дошкольников.

8. Наглядные и технические средства обучения, целесообразность их применения на занятии.

2) Требования к структурным элементам.

1. Изложение нового материала (методы обучения, адекватность их выбора; связи нового материала с предыдущим и последующим, межпредметные связи, соблюдение общедидактических принципов обучения (от простого к сложному, связь теории с практикой и др.). Степень владения педагога методами обучения.

2. Эффективность используемых методов для совершенствования познавательной деятельности, реализация индивидуального и дифференцированного подходов и др.

3. Коррекционная направленность занятия.

3) Организация занятия.

1. Подготовка к занятию педагога, детей, кабинета, групповой комнаты.

2. Распределение времени на отдельные этапы занятия, виды работ.

3. Поведение детей, степень их активности и заинтересованности, сосредоточенности и устойчивости внимании, динамика работоспособности и др.

Требования к педагогу.

 Внешний облик и поведение (уверенность, собранность, инициатива, педагогический такт, культура речи, эмоциональный тон, умение наблюдать за группой и отдельными детьми, способность к разрешению сложных ситуаций, способность к оказанию помощи и др.

Результативность занятия

Выполнение плана, достижение цели занятия, разрешение коррекционно-развивающих, коррекционно-воспитательных задач, усвоение детьми знаний, овладение умениями и навыками.

Выводы и предложения.

(Адаптированный вариант протокола посещения урока, напечатанного в журнале «Коррекция и развитие» № 3, 1999, с. 41-42.)

 

Решение тестовых заданий.

Одной из мер усиления эффективности подготовки бакалавра является вопрос об использовании тестовых заданий, который довольно активно разрабатывается в современной теории и практике высшей школы.

Тестовые задания должны соответствовать содержанию Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования логике и содержанию изучаемой учебной дисциплины. Должна быть выдержана структурах представления в соответствии с системой работы по изучаемому курсу, предусмотрена последовательность усложнения заданий в постепенным увеличением доли самостоятельной деятельности обучающегося.

Тест это система стандартизированных вопросов (заданий) позволяющих автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающихся. Тесты могут быть аудиторными и внеаудиторными. О проведении теста, его формы, а также раздел (темы) дисциплины, выносимые на тестирование, доводит до сведения студентов преподаватель, ведущий семинарские заняти

Разрабатываемые тестовые задания, которые могут выполнять различные функции. Систему тестовых заданий можно представить в виде двух блоков.

1.Блок. Тестовые задания, обучающего характера, применяемые в ходе работы по курсу.

2. Блок. Тестовые задания в целях промежуточного и завершающего контроля. В форме контрольно-тестовых заданий должны быть представлены данные по основным сквозным темам курса, позволяющие актуализировать теоретические знания, полученные в ходе лекционных занятий. Часть тестовых заданий может быть направлена на формирование у студентов умения самостоятельного получения нужной информации, на работу с основными и дополнительными источниками, монографиями, научными статьями и др.

Превалирующими идеями педагогических тестов выступают: - отбор содержания образования в соответствии с потребностями обучающегося (ребенка с нарушениями речи), с моделью бакалавра и моделью будущей профессиональной деятельности; -обучение для выживания, а не для сдачи экзаменов.

-всеобщее право выбора и право участия в жизненно важных процессах, каковым является образование.

Использование в практике подготовки специалиста-дефектолога системы тестовых заданий направлено на овладение различными компонентами учебной деятельности, формированию обобщенного "умения педагогически мыслить и действовать", содействует развитию самостоятельного мышления, осмысленности в овладении системой знаний, повышает активность и ответственность, усиливает положительную мотивацию, содействует укреплению успеха в профессиональной подготовке.

Разработка педагогического теста включает в себя ряд этапов:

1.Определение задач тестирования.

2.Выделение единиц знаний, умений, навыков по изучаемому предмету.

3.Построение критериев сформированности знаний, умений, навыков.

4.Опроеделение индикаторов знаний, умений и навыков.

5.Разработка плана теста.

6.Составление и подбор заданий.

7.Качественный анализ содержания заданий.

8.Проведение обследования.

 9.Статистический анализ теста и его стандартизация.

В педагогических тестах могут быть использованы различные формы тестовых заданий.

1.Закрытые, в которых необходимо выбрать ответ из множества приведенных. Такие задания чаще используются для текущего контроля.

2.Открытые, которые включают самостоятельное конструирование ответа. Именно они обладают наиболее высоким обучающим потенциалом. Их применение полезно на итоговом этапе работы по предмету.

3.Установление правильного соответствия между двумя группами объектов. Данного рода тесты полезны для работы над понятийным аппаратом курса, например, при установлении соотношения понятия и его определения.

4.Установление правильной последовательности определенных действий, этапов развития. Они могут быть рекомендованы, как в целях обучения, так и для контроля.

Важен вопрос о готовности студентов к решению тестовых заданий. Эффективность их использования будет значительно выше, если тестовые задания:

-отвечают текущим запросам обучающихся, содействуют усилению мотивации; -тесно связаны и прошлым и имеющимся опытом профессиональной подготовки; -участники активно вовлечены в процесс обучения и сами им управляют; -создана атмосфера взаимного уважения;

-есть реальная возможность применения полученных знаний и опыта к условиям реальной жизни, -понятны и конкретны; -просты с точки зрения организационного разрешения.

Таким образом, повышение эффективности самостоятельной деятельности обучающихся путем использования инновационных методов, будет способствовать улучшению общей готовности логопеда к реализации будущей профессиональной деятельности.

Методические рекомендации к выполнению контрольной работы

Контрольная работа - вид отчета обучающегося, способ проверки знаний по одному из разделов изучаемого курса. 

Контрольная работа выполняется с целью закрепления знаний, полученных студентом в ходе лекционных и семинарских занятиях. Написание контрольной работы призвано оперативно установить степень усвоения студентами учебного материала дисциплины и формирования соответствующих компетенций. Контрольная работа может включает задания на знания основных положений темы, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в теме, выполнение конкретных практических заданий. Содержание подготовленного обучающимся ответа на поставленные вопросы контрольной работы должно показать знание обучающимся теории вопроса и практического ее разрешения. Контрольная работа выполняется обучающимся, в срок установленный преподавателем в письменном (печатном или рукописном) виде. Перед написанием работы необходимо внимательно ознакомиться с содержанием вопросов (или заданий) по лекции, учебнику, изучить рекомендуемую литературу, Ответы на контрольные вопросы должны быть полными, обстоятельно изложены и в целом раскрывающими содержание вопроса. Инструкция по выполнению требований к оформлению контрольной работы находится в методических материалах. Структура контрольной работы определяется темой и может быть выполнена путем теоретического изучения литературы, практического выполнения заданий, эмпирического микроисследования (на основании содержания курса и по выбору преподавателя), а также должна иметь следующие части.

План контрольной работы, отражает все ключевые части текста работы.

Введение, в котором дается общая характеристика работы: краткое обоснование актуальности темы, цель исследования.

Основная часть - теоретические основы, краткая история, характеристика уровня разработанности в теории и практике изучаемой проблемы на основе анализа литературы. По ходу выполнения контрольной работы студенту необходимо ссылаться на те первоисточники, которые непосредственно цитируются или анализируются.

Выводы (заключение), в котором сформулированы итоги всей работы.

Список литературы, используемой при работе,  составляется в алфавитном порядке по общепринятым правилам: фамилия и инициалы автора; полное и точное название книги без кавычек; сведения об издании; место издания; название издательства без кавычек; год издания (без слова «год» или сокращения «г.»). Если на титульном листе отсутствует фамилия автора, то запись данных о книге начинают с названия книги, после- чего указывают инициалы и фамилию редактора и далее - все остальные элементы.

Приложение (диагностические карты, протоколы обследования, перспективные планы, конспекты занятий, дидактический материал, письменные работы школьников, рисунки, фотографии и др.).

Требования к оформлению контрольной работы

1. Контрольная работа может быть написана от руки или напечатана.

2. Объем контрольной работы составляет не менее 15 страниц машинописного текста. Работа выполняется на одной стороне листа (А4), печатается 14 размером шрифта, через 1,5-2 интервала, поля стандартные: верхнее - 2,5 см, нижнее - 2 см, левое - 2,5 - 3 см, правое -1.5-2 см.

3. Текст начинается с титульного листа. На следующей странице дается план (оглавление) с перечислением глав, параграфов с указанием страниц. Каждый пункт контрольной работы рекомендуется начинать с новой страницы. Главы нумеруются римскими цифрами, а параграфы - арабскими. Номера страниц проставляются внизу, справа арабскими цифрами (без точки). Титульный лист и страница, на которой расположено оглавление, не нумеруются, но принимаются за первую и вторую страницы.

4. Выдержки из источников, которые автор приводит дословно, берутся в кавычки, в конце цитаты (в квадратных скобках [5] или [5, С.56] ), ставится номер источника в списке литературы.

5. В контрольной работе рекомендуется использовать не менее 3 литературных источников.

                                     

Пример оформления списка литературы

1. Афонькина Ю. Урунтаева Г. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников// Дошкольное воспитание.-1992.- № 1 - С 15-16.

2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.

3. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» -М.: В.Секачев, 1998.- С.3-7

4. Дети - сироты: консультирование и диагностика развития/ Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграф сервис, 1998.- С.34

5. Детские народные подвижные игры/ Сост. А.В.Кенеман, Т.И.Осокина - 2-е изд-е, доработ. - М.: П., Владос, 1995. - 224 с. (или С.5-25)

6. Соботович Е.Ф. Психологические механизмы, структура и формы первичных нарушений речевого развития// Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. — М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1985. - С. 3-13.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

N П /п Задания Максим. Сумма
1. Реферат 10
2 Практические работы 15
3. Контрольная работа 5
4 Промежуточный контроль 10
5. Тесты 20
6. Ответ на экзамене 40

 

Оценка знаний по 100-балльной шкале в соответствии с установленными критериями реализуется следующим образом:

- менее 50 балл. – «неудовлетворительно»

- от 50 до 65 баллов – «удовлетворительно»

- от 70 до 85 баллов – «хорошо»

- свыше 85 баллов – «отлично».

Усвоение материала дисциплины на лекциях, семинарах и в результате самостоятельной подготовки и изучения отдельных вопросов дисциплины, позволят студенту подойти к промежуточному контролю подготовленным, и потребует лишь повторения ранее пройденного материала.

При подготовке к экзамену (зачету) необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, учебную и рекомендуемую литературу. Основное в подготовке к сдаче экзамена (зачета) - это проработка контрольных вопросов и систематизация теоретических знаний, подтверждение практическими примерами и выкладками. По завершению изучения дисциплины сдается экзамен (зачет). Подготовка студента к заключительному этапу работы по каждой дисциплине включает в себя три этапа: самостоятельная работа в течение семестра; непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену (зачету) по темам курса; подготовка к ответу на задания, содержащиеся в билетах (тестах) экзамена. Экзамен (зачет) проводится по билетам, (вопросам) для успешной сдачи которого студенты должны понимать сущность вопроса, его смысл и уметь аргументировать структурные составляющие и подтверждать практическими примерами, что должно соответствовать компетенциям освоения дисциплины, указанным в рабочей программе.

 

 

4. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля) на примере дисциплин Психолого-педагогического цикла);

Литература (основная учебная )

1. Басилова С.Ю., Давидович Л.Р., Микляева Н.В. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) учебно-метод пособие для студ. деф. фак-тов. -М.:, 2011. Гриф УМО

2. Глухов В.П.. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (курс лекций) Учебное пособие для студентов нуманит . и педагогич. Вузов. – М.: Секачев, 2012.- 256 с.

3. Кинаш Е.А. Подготовка к письму детей с отклонением в развитии: метод.посб. для педагога. – М.: ПАРАДИГМА, 2010. – 80 с.

4. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. Учебно-методический комплекс. – 2 изд. – М.: Флинта; МПСИ, 2010. – 376 с.

5. Рыжова Н.В. Методика развития навыков изобразительного творчества у детей с общим недоразвитием речи.- СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.

Литература (дополнительная учебная )

1. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. (Организационный аспект). – М.: В.Секачев, 2007. – 78 с.

2. Дети с нарушениями развития: Хрестоматия для студ. и слушателей спец.фак-тов / Сост. В.М.Астапов. – М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2011. – 384 с.

3. Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. –М.: Мозаика-Синтез, 2009. -48с.Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 110с.

4. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3-4 лет Конспекты занятий. –М.: Мозаика-Синтез, 2009.- 56с.

5. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной группе детского сада. Конспекты занятий.- М.: Мозаика-Синтез, 2007.- 48 с.

6. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика. Аранжировки и скульптуры из природного материала.- М.: Карапуз, 2009.- 159 с.

7. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников.-2 изд., испр. и доп./ Под общей редакцией Т.В.Ахутиной, О.В. Иншаковой.М: В.Секачёв, 2012.-128с.(обл.)

8. Плотникова С.В. Развитие лексикона ребенка. Учебное пособие.УМО.-2 изд.-М:ФЛИНТА;МПСУ, 2013.- 224с. (обл.) (на руках)

9. Сорокина Н.А. Коррекционные речевые игры, упражнения и сценки.- М. :В.Секачев, ИОИ,- 2010г.-256с.

10. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонением в развитии: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Спец.дошк.педагогика и психология»/под ред.В.И.Селиверстова,О.А.Денисовой,Л.М.Кобриной.-М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС,2009 г.-358с.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Направление подготовки

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Направленность (профиль) подготовки

Логопедия

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Формы обучения

Очная, заочная, очно-заочная

 

   

Москва 2017

Составитель: Разуван Елена Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики ОАНО ВО МПСУ.

 

 

 Методические указания предназначены для подготовки обучающихся направления 44.03.03 - Специальное (дефектологическое образование) профиль Логопедия по освоению содержания учебных дисциплин в соответствии с учебными планами и рабочими программами учебных дисциплин.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Дата: 2019-04-23, просмотров: 176.