ЗАНЯТИЕ 13. КОММЕНТАРИЙ МОРФОНОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В ПРОЦЕССЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА СЛОВА

Теоретические вопросы.

1. Типы морфонологических процессов в словообразовании (чередование фонем, интерфиксация, усечение производящей основы, наложение морфем, изменение места ударения).

2. Морфонологический комментарий в ходе словообразовательного анализа слова.

Практические задания.

1. Определите, какие морфонологические процессы представлены в словах: каратист, динамовец, крепыш, песчаный, розоватый, некрасовед, воздушный, высь, укрепление, душанбинский, пехота, беспалый, судилище, шоссейный, певец, прыгун, подкормка, регбист, релейный, дружеский, заячий, жилец, сельповский, молодеть, безвыездный, передергивать, по-немецки, всезнайка, сушь, буржуазный, киношный, пастух, плакса, Заполярье.

2. Из приведённого выше списка выпишите по два примера чередований материально выраженных гласных или согласных звуков (а), материально выраженных звуков с нулём звука (б) и звука с сочетанием нескольких звуков (в). При недостатке примеров какого-либо типа подберите их самостоятельно.

3. Образование какого из слов каждого ряда происходит без морфонологических преобразований. Относительно каких слов нельзя дать однозначного ответа?

Вариант 1. Подполковник, подкоп, подполье, подарок.

Вариант 2. Расписка, разъём, разнотравье, расплакаться.

Вариант 3. Зазеркалье, заиграться, запрет, заднеприводный.

Вариант 4. Выиграть, выскальзывать, высыпаться, высыпаться.

4. Сделайте полный словообразовательный анализ выделенных в тексте слов.

Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни..

Вопросы для самопроверки.

1. Какие типы чередований вам известны? В каких позициях чаще всего они происходят? В словах, образованных какими способами, они обычно наблюдаются? 

2. В чем вы видите причину усечения производящих основ и интерфиксации при образовании производных? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Приведите пример полной интерференции морфов в процессе словообразования.

4. «И швец, и жнец и на дуде игрец»: прокомментируйте, какие морфонологические процессы представлены в производных словах этого выражения.

ЗАНЯТИЕ 14. ЗАЧЁТНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИТОГАМ КУРСА

 

Выполните морфемный (1), словообразовательный (2), этимологический (3) анализ слов в предложенном ниже тексте.

Город, в котором мы живём, относится к числу3 древнейших1 на севере славянских поселений. По свидетельству археологов1 здесь жили выходцы2 из новгородских земель, было развито1 ремесленное2 производство, строились церкви и часовни, начиналось духовное просвещение Русского Севера. Название «Вологда» происходит от  древневепсского2 *valgeda, *valkeda ¢белая, светлая река¢.

 

Образец выполнения заданий

Духовное (просвещение) – прилагательное духовный в форме ед. ч., ср. р., им. п. Изменяемая форма изменяемого слова.

1. Морфемный анализ слова.

Окончание -ое1: значение ед. ч., ср. р., им. п.

Основа -духовн-: членимая, производная, непрерванная (RS).

Корень -духI-: предметный (ср.: дух-Ø).

Суффикс -овн2-: значение признака по отношению к предмету, названному мотивирующим существительным.

Вывод:

-духI- -овн2- -ое1

Полная степень членимости основы;

семантическая позиция предметного корня ослабляется в составе основы имени прилагательного.

+ + +
+/- + +

 

 

2. Словообразовательный анализ слова.

дух-(ов)н- ыйдух-Ø

Способ: морфемный, суффиксация на базе производящей основы.

Тип: транспозиционный.

Словообразовательное значение: «признак по отношению к предмету, который назван мотивирующим существительным» (ср.: церков-н-ыйцерковь-Ø).

Морфонологические процессы: интерфиксация.

 

3. Этимологический анализ слова.

Духовный «не имеющий материальной формы выражения; обладающий духовностью».

А) Основа членимая (RS), производная (дух-(ов)н- ыйдух-Ø).

Б) Основа членимая (RSS); исторически *ду-хъду-ти. [КрЭС: 65]

Вывод: Основа сохранила членимость и производность, но в её составе уменьшилось количество морфем. Произошло неполное опрощение морфемной структуры слова.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 393.