ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Морфемика, словообразование, морфонология.

Морфема, морф, алломорф, вариант морфа, субморф.

Супплетивные морфемы. Нулевые морфемы.

Форма и значение морфемы. Функция морфемы.

Сигнификативная позиция морфемы в слове. Сильные и слабые морфемы.

Типы семантических отношений морфем в слове.

Структура слова (морфемная, словообразовательная, формообразовательная).

Морфемообразование

Корень слова (типы) Аффикс (типы). Аффиксоид. Корневое гнездо. Аффиксальная парадигма.

Анализ морфемной структуры слова.

Исторические изменения в морфемной структуре слова.

Производность и мотивированность слова. Словообразовательный квадрат.

Производное слово и его структура. Производящая и мотивирующая база.

Словообразовательная мотивация и её виды.

Фразеологичность семантики производного слова.

Полисемия производного слова. Словообразовательные значения и категории.

Словообразовательная омонимия, антонимия, паронимия, синонимия, вариантность.

Словообразовательные типы и принципы их классификации (продуктивные, непродуктивные, общие и частные).

Словообразовательная пара, цепочка, парадигма, гнездо.

Способ словообразования. Классификация способов словообразования: морфемные, неморфемные, смешанные способы.

Тип словообразования (транспозиция, синтаксическая деривация, модификация, мутация).

Анализ словообразовательной структуры слова.

Исторические изменения словообразовательной структуры слов русского языка: декорреляция, деэтимологизация, опрощение, переразложение, усложнение.

Морфонема, типы морфонем.

Морфонологические процессы в русском словообразовании (чередование, усечение, наложение, интерфиксация, изменение места ударения).

 Принципы морфонологического анализа производного слова.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩИХ И ИТОГОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Задание 1. В каком слове представлено материально выраженное окончание?

Вариант 1. а) гений и злодейство, б) некий человек, в) третий час, г) лисий хвост.

Вариант 2. а) нет шей, б) зашей пиджак, в) прогнали взашей, г) для ушей.

Вариант 3. а) борцов за отчизну, б) отцов характер, в) нет слов, г) готов к подвигу.

Вариант 4. а) ходатай у царя, б) хватай его, в) горностай и соболь, г) отрядный вожатый.

Вариант 5. а) пора в дорогу, б) грянуло ура, в) к сорока  градусам, г) пока не умею.

 

Задание 2. Найдите ряд, все слова которого имеют общий корень.

Вариант 1. а) багряный, обагрить, багровый, сбагрить; б) пререкаться, речистый, прорицатель, пророк; в) мочить, мокнуть, изнемочь, мочка (уха); г) копать, окоп, копьё, копить; Вариант 2. а) болеть, большой, соболезновать, большевик; б) браться, выбор, неразбериха, сборище; в) вождение, ведущий, ведьма, наводнение; г) пригорок, горевать, горелый, огородить;
Вариант 3. а) подъём, снимать, недоимка, поймать; б) дорогой, дорожный, раздражение, дражайший; в) жать, жатва, сжимать, зажим; г) долгожданный, выжидать, жидкий, разжижать; Вариант 4. а) индюк, обындеветь, индейка, индейский; б) безотлагательный, отлежать, положиться, улечься; в) колоть, колесо, колея, коляска; г) прокрасться, украдкой, кража, распрекрасный;

Вариант 5.

а) морить, умерший, обмирать, мерзнуть;                     б) малявка, малевать, вымолить, смолоть;

в) меркнуть, обморок, сумерничать, мрачный;             г) млеть, млечный, молочник, молоковоз.

 

Задание 3. В каком слове представлен словообразовательный суффикс со значением лица, выполняющего действие, названное мотивирующим глаголом.

Вариант 1. а) ключник, б) виновник, в) наследник, г) булыжник.

Вариант 2. а) рассказец, б) чтец, в) храбрец, г) конец.

Вариант 3. а) едок, б) бросок, в) белок, г) предок.

Вариант 4. а) вожак, б) чужак, в) рыбак, г) червяк.

Вариант 5. а) звонарь, б) аптекарь, в) фонарь, г) знахарь.

 

Задание 4. В каком ряду все слова образованы с помощью одного способа словообразования?

Вариант 1. а) прибрежный, безвременье, антимонопольный, раздолье; б) недобрый, правнук, низвергнуть, исхитриться; в) новогодний, крестоносец, сталепрокатный, новобранец. Вариант 2. а) истопник, горбун, мясник, генеральша; б) приплыть, дождаться, храбриться, самоустраниться; в) кресло-кровать, по-волчьи, крест-накрест, кто-нибудь.
Вариант 3. а) белить, возить, пить, кормить; б) зашить, побояться, расчудесный, правнук; в) ехать летом, пора идти, дежурный по школе, столовое серебро. Вариант 4. а) недолив, ширь, изморось, вуз, б) МГУ, вуз, стон, ЖЭК; в) столовая закрыта, блестящий ответ, нехотя сказал, шел мимо нас.

Вариант 5.                                                                                б) пашня, графиня, наследник, супница, 

а) сенокос, лесосплав, паровоз, переход,                           в) СССР, ТЮЗ, завуч, ключ.

 

Задание 5. Найдите слово, образование которого сопровождают следующие

 морфонологические процессы?

Вариант 1. Чередование: а) кормилец; б) гордец, в) перец, г) ларец.

Вариант 2. Усечение: безумный, бескрайний, беспалый, безбровый.

Вариант 3. Интерференция: томский, сочинский, ялтинский, вологодский.

Вариант 4. Интерфиксация: волгоградец, китаец, белозерец, чилиец.

Вариант 5. Изменение места ударения: старец, кормилец, скупец, рассказец.

Основа и окончание

Задание 1. Сколько слов приведено в списке? Сгруппируйте формы одного слова, определите для них начальную форму: груз, грузового, грузнее, грузной, гружением, грузчика, грузилами, грузи, грузчиц, грузовых, грузовиками, грузовыми, грузило, гружёного, грузился, гружений, грузившись, грузим, грузоподъемных, грузовичков, грузом, сухогрузов, грузоподъёмности, грузиться, грузов.

 Задание 2. У слов с корнем -лег- определите основы словоформы и словоизменения. Прокомментируйте отсутствие какой-либо из них: легкий дым, мне легко, облако легко, жар к вечеру легче, слегка смутившись, облегчая путь, жилось легче, облегчившего свою участь.

Задание 3. Определите грамматическую форму глаголов, найдите основы формообразования и формативы в каждой словоформе: мёрзнуть, мёрз, мёрзший, мёрзнув, мёрзни, мёрзнут.

 Задание 4. Определите основу словообразования и формант, прокомментируйте случаи множественности основ словообразования: суп густоват, негусто размешала, чуть загустевший сок, сметана со сгустками, положи гуще, в гуще народа.

Задание 5. Найдите в приведенных ниже словах все возможные виды основ: крепче, пора, сквозь.

Задание 6. Распределите словоформы на изменяемые и неизменяемые; у изменяемых определите окончание: шей, ушей, юношей, батарей, фонарей, линий, идей, людей, герой, горой, ехать зимой; парча, врача, ворча, несла, посла, вчера, ателье, в старье, пальто, пальтишко, далеко, такси, караси, принеси, читал, взялась, сох, кенгуру, несу.

 

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА «СТРУКТУРА РУССКОГО СЛОВА»

 

1. Определите формообразовательную структуру слов: (Семь) чудес. (Жил) дольше. (Все) бегут. (Для) чего-то. Мамин (дом)

2. Определите словообразовательную структуру слов: (В) супнице. (Я) гордился. (Они) чьи-то. (С) беличьим. (Всё) по-старому

3. Опишите морфемную структуру слов: (Алла) умнее. (Их) ошибки. (Этим) утром. (Я) принёс.

 

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

 

Ванька Жуков девятилетний1 мальчик отда (н, нн)ый2 три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину в ночь под Рождество не ложился1 спать. Дождавшись3 когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене он достал из хозяйского3 шкапа пузырек с чернилами ручку с заржавле (н,нн)ым1 пером и разложив2 перед собой измятый лист бумаги стал писать. Прежде чем вывести первую букву он несколько раз пугливо4 оглянулся на двери и окна покосился3 на темный образ по обе стороны которого тянулись2 полки с колодками и прерывисто4 вздохнул. Бумага лежала на скамье а сам он стоял перед4 скамьёй на коленях...

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, раскрыть скобки.

Сделать морфемный и словообразовательный анализ выделенных слов (по вариантам).

Определить основы словоформы, словоизменения, слово- и формообразования у подчёркнутых слов.

*Выписать из текста слова, обладающие следующими признаками: а) отымённое прилагательное со связанным корнем; б) наречие с корнем процессуального значения, в) глагол с супплетивным корнем.

ТЕМЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ

1. Морфемика и словообразование современной русской разговорной речи.

2. Специфика морфемной и словообразовательной структуры слов в художественном тексте.

3. Морфемный и словообразовательный анализ ономастической лексики русского языка.

4. Особенности морфемной и словообразовательной структуры слов в текстах современной массовой коммуникации.

5. Русская языковая картина мира и возможности её реконструкции на материале производной лексики русского языка.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ / ЗАЧЕТУ

1. Морфемика: задачи, предмет изучения, основные разделы, связь с другими лингвистическими дисциплинами.

2. Структура русского слова: формообразовательная, словообразовательная, морфемная. Структурные типы слов русского языка.

3. Виды анализа структуры слова. Соотношение морфемного, словообразовательного и формообразовательного анализа слова.

4. Понятие о морфеме. Принципы классификации морфем. Аффиксоиды.

5. Корень. Типы корней. Функционально-семантические позиции корней в структуре слова.

6. Аффиксы. Типы аффиксов. Функционально-семантические позиции аффиксов в структуре слова.

7. Окончания. Трудные случаи выделения окончаний.

8. Степени членимости основ. Сильные и слабые морфемы. Методика морфемного анализа слов с основами разной степени членимости.

9. Производное слово как основная единица словообразовательной системы. Основные признаки производного слова.

10. Виды словообразовательной мотивации. Словообразовательное значение слова и методика его определения.

11. Словообразовательный тип. Транспозиционные, модификационные, мутационные словообразовательные типы.

12. Понятие словообразовательной системы языка. Комплексные единицы словообразовательной системы (словообразовательная пара, цепочка, парадигма, гнедо).

13. Понятие о способе словообразования. Принципы классификации способов словообразования.

14. Морфемные способы словообразования.

15. Неморфемные способы словообразования.

16. Смешанные способы словообразования.

17. Исторические изменения в морфемной и словообразовательной структуре слова, причины этих изменений, их основные типы (опрощение, переразложение, усложнение, декорреляция).

18. Предмет и задачи морфонологии. Морфема, морф, алломорф, субморф. Морфонологические позиции. Типы морфонологических процессов в словообразовании. Правила морфонологического анализа.

19. Морфемика, словообразование и этимология как разделы языкознания. Их соотношение. Морфемные, словообразовательные и этимологические словари.

20. Динамика морфемной и словообразовательной структуры русского слова.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 546.