ЗАНЯТИЕ 8. ПРОИЗВОДНОСТЬ И МОТИВИРОВАННОСТЬ СЛОВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Теоретические вопросы

1. Непроизводные и производные слова. Признаки производного слова.

2. Структура производного слова на формальном и семантическом уровнях. Мотивирующая и производящая база и их соотношение.

3. Словообразовательное значение, его особенности (отличие от лексического и грамматического). Особенности формулировки словообразовательного значения.

4. Правила словообразовательного анализа слова.

Практические задания

1. В приведенном ниже списке назовите производные и непроизводные слова. Есть ли среди них такие, производность которых не очевидна? Обоснуйте свою точку зрения относительно их структуры.

Создать, выдача, дача (загородный дом), недаром, дарить, приданое.

Образец: отдать – производное слово, образовано префиксальным способом на базе производящего глагола дать; имеет словообразовательное значение «удалить в результате действия, названного мотивирующим глаголом» (ср.: отломать, отколоть, отойти и др.).

2. Определите производящую базу для каждого из приведенных слов: женитьба, алгебраический, льдистый, жгучий, пришелец, перьевой.

Образец: крепч-а-тькрепче (крепкий);

производящая база – усеченная основа формы сравнительной степени прилагательного.

3. Подберите слова того же словообразовательного типа, что и данное слово, определите его словообразовательное значение: антифашист, дважды, заречье, преувеличить, столовая, черноморец.

Образец: под-пас-окпастух

Словообразовательное значение: «лицо или предмет, подобный тому, что названо мотивирующим существительным, но не являющийся им в полной пере»

Ср.: подъ-яз-окязь; под-голос-окголос.

4. Сделайте словообразовательный анализ слов (образец в тексте лекции № 6–7):

волчонок, ничей, ярко-красный, расплакаться.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое словообразовательный квадрат? Составьте его в отношении слов бакалавриат, отличник, пересдача.

2. Тождественны ли по значению термины: производящая основа и производящая база; мотивация и мотивированность; формант и форматив? Обоснуйте своё мнение.

3. Какое из перечисленных ниже значений является лексическим, а какое словообразовательным: «вместилище для того, что названо мотивирующим словом» и «коробочка или специальное блюдечко для мыла»? Определите лексическое, словообразовательное и грамматическое значения слова учёба.

 

ЗАНЯТИЕ 9. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО

 

Теоретические вопросы

1. Понятие словообразовательной системы. Производное слово как основная единица словообразовательной системы.

2. Комплексные единица словообразовательной системы: словообразовательная  пара, словообразовательная цепочка, словообразовательная парадигма.

3. Словообразовательное гнездо: понятие, типы, история изучения.

4. Правила описания словообразовательного гнезда.

Практические задания

1. Какие признаки лежат в основе характеристики словообразовательных цепочек? Опишите с учётом этих признаков словообразовательные цепочки, в состав которых входят слова общежитский и зачётка.

2. Постройте словообразовательные цепочки, парадигмы и гнезда, членами которых являются приведенные слова, выявите сходство и различие этих единиц: гусь, утка, курица, ворона, сорока, сова. Тождествен ли состав слов построенных вами словообразовательных гнёзд составу соответствующих им корневых (см.: «Словарь морфем русского языка» А.И. Кузнецовой и Т.Ф. Ефремовой)? Обоснуйте своё мнение.

3. Сделайте полный анализ словообразовательного гнезда с вершиной глухой.

Определите лексический состав гнезда, опишите словообразовательные цепочки и парадигмы в его составе, проанализируйте особенности его формальной и семантической структуры. Относится ли это гнездо к числу типовых? Обоснуйте своё мнение.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое типовое словообразовательное гнездо? Приведите примеры двух типовых отадъективных словообразовательных гнёзд.

2. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля построен по алфавитно-гнездовому принципу. Можно ли сказать, что это словарь словообразовательных гнёзд? Своё мнение обоснуйте.

3. Как в «Словообразовательном словаре русского языка» А.Н. Тихонова представлены слова, обладающие множественной словообразовательной структурой? Приведите примеры.

4. Сравните состав и структуру отадъективного словообразовательного гнезда с вершиной глухой с его диалектным вариантом в среднеобских говорах (ср.: Опыт диалектного гнездового словообразовательного словаря. Томск, 1982). В чём вы обнаружили сходство и различия?

 

    ГЛУХО¢Й1. Полностью или частично лишённый слуха

I. 1. ГЛУХ-ОВА¢Т-ЫЙ. Обладающий в уменьшенной степени качеством.

  2. ГЛУ¢Х-ОНЬК-ИЙ. Обладающий в уменьшенной степени качеством.

IV. 1. ЗА-ГЛО¢Х-НУ-ТЬ (у/о). Приобрести признак.

  2. О-ГЛУШ-И¢-ТЬ (х/ш). Наделить признаком.

  3. О-ГЛО¢Х-НУ-ТЬ (у/о). ЛТ ЗАГЛО¢ХНУТЬ.

V. 1. ГЛУХ-А¢РЬ. Птица

1. ГЛУХАР¢-А¢Т-А. Детск.

  по подобному признаку.

2. ГЛУХАР¢-И¢Х-А. Жен.

 

3. ГЛУХА¢Р-ИЙ. Принадл. предмету.

  4. ГЛУХАР¢-И¢Н-ЫЙ. Относящ. к предмету. ПО-ГЛУХАРИ¢Н-ОМУ. Адверб. признак.
 

5. ГЛУХАР¢-О¢В. – ЛТ ГЛУХА¢РИЙ.

2. ГЛУХ-Н¢-А¢. Лицо по признаку.

    ГЛУХ-О¢Н¢-А. Лицо по признаку.

    ГЛУХ-Ы¢Н¢-А. Лицо по признаку.

3. ГЛУХ-О¢ТИН-А. Лицо по признаку.

4. ГЛУХ-О-НЕМОЙ. Лицо, характеризуемое признаками.

ГЛУХО¢Й2. Безветренный.

V. ГЛУШЬ (х/ш). Опредмеченный признак.

    ГЛУХ-ОТ-А¢. Опредмеченный признак.

VI. ГЛУ¢Х-О. Адверб. признак.

ГЛУХО¢Й3. Густо, сплошь заросший.

IV. ЗА-ГЛУШ-И¢-ТЬ (х/ш). Наделить признаком в нежелательной степени.

V. 1. ГЛУШ-И¢Н-А (х/ш). Место по признаку.

2. ГЛУШ-НЯ¢К (х/ш). Место по признаку.

3. ГЛУХ-ОТ-А¢. Место по признаку.

ГЛУХО¢Й4. Совершенно закрытый.

IV. ЗА-ГЛУШ-И¢-ТЬ (х/ш). Наделить признаком.

VI. 1. ГЛУ¢Х-О. Адверб. признак.

2. В-ГЛУ¢Х-У, В-ГЛУХ-У¢. Адверб. признак.

3. НА¢-ГЛУХ-О. Адверб. признак.

ГЛУХО¢Й5. Безлюдный, находящийся в глуши.

V. 1. ГЛУШ-И¢Н-А, ГЛУШ-ИН-А¢ (х/ш). Место по признаку.

VI. ГЛУ¢Ш-Н-О (х/ш). Адверб. признак.

 

ЗАНЯТИЕ 10. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТИП

 

Теоретические вопросы

1. Словообразовательная модель: понятие, структура, принципы анализа.

2. Словообразовательный тип. Признаки, определяющие классификацию словообразовательных типов.

3. Нетранспозиционное словообразование. Модификационные и мутационные словообразовательные типы.

4. Транспозиционное словообразование.

Практические задания

1. Распределите слова, относящиеся к разным словообразовательным типам Выделите среди этих типов непродуктивные, докажите.

Слова для анализа: безграмотный, бесчеловечный, небезвредный, небезынтересный, безногий, бесполый, безрельсовый, бесклассовый, бесхозный.

2. Сколько словообразовательных моделей включает в себя суффиксальный тип образования отадъективных существительных с суффиксом -иц-?

Слова для анализа: теплица, горчица, передовица, роговица, пьяница, тупица, конница, вольница, лиственница, лечебница, колесница, яичница, мокрица и др.

3. Какие из слов: крупица, лужица, рощица, царица, верблюдица, черепица – имеют модификационное, а какие – мутационное словообразовательное значение? Есть ли среди приведённых слов примеры, которые сложно однозначно интерпретировать?

4. Сделайте полный анализ словообразовательного типа, по которому образованы слова: баснописец, канатоходец, первопроходец, пятиборец, самодержец, себялюбец, ясновидец.

Вопросы для самопроверки

1. Как различить модификацию и мутацию в словообразовании?

2. На основании каких признаков внутри типа словообразования выделяются словообразовательные модели?

3. В «Словаре вологодских говоров» представлено более трёхсот слов, начинающихся с сегмента па- (пабедье ‘второй завтрак’, падог ‘палка’, падчеруха ‘парчерица’, пажок ‘костер’, пазгать ‘делать что-либо с силой, с особой интенсивностью’, паморока ‘обморок’, пароходиха ‘неаккуратная женщина’, паской ‘пригодный для выпаса скота’, патрепки ‘продукт вторичного трепания льна, мягкая, хорошая кудель’, паут ‘овод’, пахтус ‘ком масла, сбитого за один прием’, пащенок ‘ребенок; негодный, дурной мальчишка’ и др.). Выпишите из этого словаря префиксальные производные, докажите, что в говорах данный тип образования слов более продуктивен, чем в литературном языке.

 

ЗАНЯТИЕ 11. СПОСОБ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

(МОРФЕМНЫЕ СПОСОБЫ)

 

Теоретические вопросы

1. Понятие способа словообразования. Проблемы определения способа образования слова в синхронии и в диахронии.

2. Морфемное словообразование. Префиксация и постфиксация.

3. Особенности суффиксального образования.

4. Конфиксальное словообразование и его виды.

5. Дискуссионные способы морфемного образования (аффиксальная мена, нулевая суффиксация и пр.).

Практические задания

1. В каком слове представлен словообразовательный суффикс со значением лица, выполняющего действие, названное мотивирующим глаголом.

Вариант 1. а) ключник, б) виновник, в) наследник, г) булыжник.

Вариант 2. а) рассказец, б) чтец, в) храбрец, г) конец.

Вариант 3. а) едок, б) бросок, в) белок, г) предок.

Вариант 4. а) вожак, б) чужак, в) рыбак, г) червяк.

2. В каком ряду все слова образованы с помощью одного способа словообразования?

Вариант 1. а) прибрежный, безвременье, антимонопольный, раздолье; б) недобрый, правнук, низвергнуть, исхитриться; в) новогодний, крестоносец,  сталепрокатный, новобранец. Вариант 2. а) истопник, горбун, мясник, генеральша; б) приплыть, дождаться, храбриться, самоустраниться; в) кресло-кровать, по-волчьи, крест-накрест, кто-нибудь.
Вариант 3. а) белить, возить, пить, кормить; б) зашить, побояться, расчудесный, правнук; в) ехать летом, пора идти, дежурный по школе, столовое серебро. Вариант 4. а) недолив, ширь, изморось, вуз, б) МГУ, вуз, стон, ЖЭК; в) столовая закрыта, блестящий ответ, нехотя сказал, шел мимо нас.

3. Восстановите приведенный фрагмент словообразовательного гнезда, дайте его характеристику

------------- по-и-ть --------------- напа-ива-ть ---------------
--------------- --------------- опаивать-ся
пит- j -о --------------- питейный (сущ.)
п j -ан-ый --------------- пьянств-ова-ть ---------------
--------------- --------------- опьяняющ-е
ча j -э-пи-ти j -э

4. Подготовьте словарный диктант (10-15 слов) на правописание приставок пре- и при-. В какой мере знания из области словообразования помогают усвоить их правописание?

Вопросы для самопроверки

1. Какие способы морфемного словообразования описаны в учебном пособии В.Н. Немченко «Современный русский язык. Морфемика и словообразование». Как, по мнению этого учёного, образованы слова синь – ср.: синий, безбровый – ср.: бровь, раба – ср.: раб? Как образование подобных слов толкуется в учебном пособии «Морфемика и словообразование русского языка» под ред. Л.Г. Яцкевич (Вологда, 2002)?

2. Можно ли считать, что слова заречье, Забайкалье, заплечье, Закавказье и пр. образованы префиксальным способом? Обоснуйте своё мнение.

3. Какой из способов морфемного образования слов преимущественно реализует модификационные значения? Подтвердите примерами словообразовательного анализа.

4. «Словарь вологодских говоров» включает в себя значительное количество глаголов с префиксом за-: загонить ‘загнать’, закомякать ‘спрятать’,   заорать ‘запахать, зарыть в землю’,  заборкать ‘зазвенеть’,   забости ‘забодать’, забусеть ‘заплесневеть’. загощевать ‘бывать в гостях’ и др. Выпишите из второго выпуска этого словаря пять глаголов, образованных префиксальным способом морфемного словообразования и реализующих словообразовательное значение «начать действие, названное мотивирующим глаголом».

 

ЗАНЯТИЕ 12. СПОСОБ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

(НЕМОРФЕМНЫЕ И СМЕШАННЫЕ СПОСОБЫ)

 

Теоретические вопросы

1. Сложение и его виды. Сложение полных и сокращённых основ, сложение основы и слова, сложение целых слов.

2. Сложение в сочетании с аффиксацией (смешанное словообразование).

3. Неморфемное образование слов. Модели лексико-семантического словообразования.

4. Модели морфолого-синтаксического словообразования (субстантивация, адъективация и др.).

5. Модели лексико-синтаксического словообразования.

Практические задания

1. Сделайте словообразовательный разбор слов, определите способ и тип их образования, а также словообразовательное значение: сухофрукты, искусствовед, потерпевший (сущ.), вечнозеленый, ехал весной.

2. Распределите слова по группам в зависимости от способа словообразования:

а) образованные путем сложения основ, 

б) образованные сложением целых слов; 

в) образованные сложноаффиксальным способом; 

г) образованные аффиксальным способом.

Слова для анализа:  властолюбивый, зубробизон, дальневосточник, дальновидный, евразийский, диван-кровать, домостроительный, лесостепь,  железобетонный, красногвардеец, платье-пальто, миролюбие, посудо-хозяйственный, жизнерадостность, пятиборье, атомоход, ракетоносец, буквоед, огнеметчик, сельскохозяйственный, волнорез, сладкоежка, пешеходный, дровосек, сталеварение, листопад, тихоокеанский, сталевар, третьекурсник, летописный.

Во всех ли случаях это распределение было однозначным? Поясните на примерах.

3. В картотеке «Словаре вологодских говоров» представлено более пятидесяти слов, начальным элементом которых является компонент сам- (сам ‘муж, супруг, хозяин’, саменький ‘тот самый’, самодельщина ‘что-либо, изготовленное вручную, своими руками’, самоволька   ‘непослушный ребенок’, самоходка ‘девушка, вышедшая замуж без согласия родителей’, самознай ‘высокомерный человек, зазнайка’, самолотка ‘молотилка’, самоседка  ‘курица, которая сама садится высиживать снесенные ею яйца’ и др.). Выпишите из словаря примеры производных слов морфемного, неморфемного и смешанного способов словообразования; сделайте словообразовательный анализ двух производных слов одного способа, но разных типов словообразования.

Вопросы для самопроверки

1. Как разграничить образование слов путём сложения и сложения с аффиксацией? Проиллюстрируйте свои наблюдения примерами.

2. Как слова, образованные в результате сложения, представлены в «Словообразовательном словаре русского языка» А.Н. Тихонова? Приведите примеры.

3. Можно ли сказать, что существительные будущее, мороженое, отступное образованы по одной модели? Обоснуйте своё мнение.

4. Какие типы аббревиации иллюстрируют приведённые ниже слова: завуч, МГУ, ТЮЗ, колхоз, США, вуз?

5. Существует ли, по-вашему, лексико-семантическое словообразование? Обоснуйте свою точку зрения.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 402.