Сборник алгоритмов манипуляций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сборник алгоритмов манипуляций

по учебной дисциплине

«Сестринское дело в педиатрии».

По специальности «Сестринское дело» 060109

Санкт – Петербург

2017 год.

    

 

.

Манипуляция №1

Техника пеленания новорождённого.

Цель: профилактическая: поддержание постоянной температуры тела новорождённого ребенка и сохранение целостности кожных покровов.

Показания: после проведения гигиенических процедур (подмывания, купания), перед и после прогулки.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

Техника безопасности:

- нельзя  оставлять ребенка на пеленальном столе без присмотра,

- не допускать образования грубых складок на распашонках и пелёнках,

- не завязывать косынку узлом вокруг шеи ребёнка,

- не пеленать ребёнка туго.

Подготовка пациента: успокоить ребенка,

Оснащение:

- Пеленальный стол

- Байковое одеяло

- «Конверт» для прогулки

- Фланелевая пеленка

- 4 тонкие пеленки

- Фланелевая и тонкая распашонки

- Чепчик (шапочка) тонкая или тёплая в зависимости от времени года.

- Ёмкость с дез. раствором и чистая ветошь

- Ёмкость для использованной ветоши

 

Последовательность действий:

1. Вымойте руки гигиеническим способом.

2. Обработайте пеленальный стол ветошью, смоченной одним из дез средств.

3. Разложите на пеленальном столе байковое одеяло.

4. Накройте его тонкой пеленкой, подогнув ее верхний край под одеяло на 10-15 см.

5. Положите тонкую пеленку, сложенную пополам по диагонали (косынка), выше одеяла

6. Положите на одеяло фланелевую пеленку, а на нее тонкую – на уровне одеяла.

7. Сложите тонкую пеленку в 8 слоев, которая будет выполнять роль подгузника. Уложите полученный подгузник посередине тонкой пелёнки, таким образом, чтобы узкая часть подгузника была ниже верхнего края одеяла на 15 -20см.

8. Положите ребенка на подгузник, так чтобы поясничная область ребёнка располагалась на уровне верхнего края подгузника.

9. Наденьте на ребёнка тонкую распашонку швами наружу. Осторожно поворачивая его на бок, запахните края распашонки на спине, затем поверните его на спину.

10. Наденьте на одну руку ребенка рукав фланелевой распашонки, швами наружу. Осторожно поворачивая его на бок, расправьте распашонку под спиной ребёнка, чтобы не было складок. Поверните его на спину и наденьте второй рукав распашонки. Запахните края распашонки спереди.

11. Подогните аккуратно нижние края обеих распашонок на 3-4 см. Поверните ребёнка на бок и расправьте на спине ребенка загнутые края распашонок.

12. Поднимите нижний край подгузника и проложите его между ног ребенка.

13. Заверните ребёнка в тонкую пеленку прямым пеленанием, проложив нижнюю часть бокового края пеленки между ногами ребенка.

14. Заверните ребёнка во фланелевую пеленку косым пеленанием.

15. Наденьте на головку ребенка косынку по типу «монашки».

16. Заверните ребёнка в одеяло косым пеленанием и закрепите край одеяла спереди или сбоку.

17. Уложите ребёнка в кроватку

 

Для прогулки

18. Наденьте чепчик или шапочку

19. Уложите ребёнка в «конверт» для прогулки.

20. Положите ребёнка в сумку для переноса новорождённого (коляску)

 

Примечание: в домашних условиях обработка пеленального стола осуществляется без дез растворов. 

 

Манипуляция №2

Техника проведения туалета пупочной ранки.

Цель: профилактическая: ежедневная обработка пупочной ранки до ее эпителизации для 

профилактики инфицирования, лечебная: местное лечение омфалита.

Показания: отпадение пуповинного остатка, появление на его месте пупочной ранки;

воспаление пупочной ранки (омфалит).

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка,

Техника безопасности:

- нельзя оставлять ребенка без присмотра на пеленальном столе,

- не ставить приготовленные растворы в непосредственной близости с ребенком.

- строго соблюдать правила асептики.

- нельзя пупочную ранку заклеивать лейкопластырем или накладывать повязку.

Подготовка пациента: положить ребёнка на пеленальный стол, обработанный одним из дез средств и  распеленать его.

Оснащение:

- Набор стерильных тупферов в крафт-пакете или биксе – 3 шт.

- Стерильный пинцет

- 30 мл 3% раствора перекиси водорода

- 30 мл 96% раствора этилового спирта

- Стерильные перчатки

- Лоток для сброса, использованного материала.

- Ёмкость с дез. раствором и чистая ветошь

- Ёмкость для использованной ветоши

Последовательность действий:

1. Вымойте руки гигиеническим способом.

2. Наденьте стерильные перчатки.

3. Внимательно осмотрите дно пупочной ранки, раздвигая указательным и большим пальцами левой руки ее края.

4. Достаньте из бикса или крафт пакета стерильный тупфер 

5. Возьмите в правую руку стерильный тупфер, смочите его в 3% растворе перекиси водорода и обработайте дно пупочной ранки. Использованный тупфер сбросьте в лоток для сброса, использованного материала.

6. Возьмите сухой стерильный тупфер (из бикса или крафт пакета) и просушите дно пупочной ранки. Использованный тупфер сбросьте в лоток для сброса, использованного материала.

7. Возьмите третий стерильный тупфер (из бикса или крафт пакета), смочите его в 96% растворе этилового спирта, и тщательно прижгите им дно пупочной ранки. Использованный тупфер сбросьте в лоток, для сброса, использованного материала.

8. Запеленайте ребенка, согласно алгоритму манипуляции или оденьте его.

Примечание:

  1. При появлении патологических изменений (гиперемии, отечности, серозных или серозно-гнойных выделений, кровоточивости) срочно сообщить врачу.
  2. При омфалите пупочная ранка обрабатывается 2-4 раза в день.

Манипуляция №3

 

Техника безопасности:

- не оставлять ребенка без присмотра на столе,

- контроль постоянной температуры воды (не выше 370 С),

- соблюдать правила расположения ребенка на руках при подмывании.

Подготовка пациента: нет

Оснащение:

- Чистая пеленка или полотенце

- Детское мыло

- Ёмкость со стерильным вазелиновым или растительным маслом.

- 2 стерильных ватных шарика

- Водный термометр

- Лоток для сброса, использованного материала

- Ёмкость для использованного белья

- Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник (памперс), ползунки, распашонки, кофточка).

- Ёмкость с дез. раствором и чистая ветошь

- Ёмкость для использованной ветоши

 

Последовательность действий:

1. Вымойте руки гигиеническим способом

2. Обработайте пеленальный стол ветошью, смоченной одним из дез средств.

3. Разложите на пеленальном столе комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья 

4. Приготовьте чистую пеленку или полотенце.

5. Откройте кран и отрегулируйте температуру  воды (37-38,5о, С) при помощи водного термометра или под контролем чувствительности кожи внутренней поверхности нижней трети предплечья (медперсонала).

6. Разверните ребенка в кроватке и осмотрите кожные складки.

7. Возьмите ребенка и положите его на левое предплечье таким образом, чтобы голова упиралась в локтевой сгиб, а туловище находилось на предплечье.

Девочку - на спину, лицом вверх, чтобы направление воды было спереди назад,

Мальчика - на спину лицом вверх или на живот - лицом вниз.

8. Правой рукой еще раз проверьте температуру  воды, при этом ребёнка держите над раковиной, но не под струей воды. Осторожными движениями правой руки, направленными спереди назад, промойте у ребенка наружные половые органы, ягодицы, паховые складки (у девочек только в этом порядке). При сильном загрязнении используйте детское мыло.

9. Просушите аккуратными промокательными движениями кожу ребенка чистой пеленкой или полотенцем. Использованную пелёнку (полотенце) сбросьте в ёмкость, для использованного белья

10. Положите ребёнка на пеленальный стол

11. Обработайте паховые, ягодичные, а у мальчиков мошоночные складки ватным шариком со стерильным вазелиновым или растительным маслом. Использованные ватные шарики сбросьте в лоток для сброса, использованного материала

12. Запеленайте ребенка, согласно алгоритму манипуляции или оденьте его.

 

 

Манипуляция №4

Техника безопасности:

- не оставлять грудного ребенка на пеленальном столе без присмотра

- не использовать для обработки слизистой оболочки полости рта грубую ткань, твёрдые предметы с накрученной на них ватой.

Подготовка пациента: успокоить ребенка.

Оснащение:

- Бикс со стерильными марлевыми салфетками размером 10x10 cм

- Стерильный пинцет

- Стерильный лоток

- Ёмкость с 2% раствором гидрокарбоната натрия или 10% раствором тетрабората натрия

- Лоток для сброса, использованного материала

- Ёмкость с дез. раствором и чистая ветошь

- Ёмкость для использованной ветоши

 

Последовательность действий:

1.Вымойте руки гигиеническим способом.

2.Обработайте пеленальный стол ветошью, смоченной одним из дез средств,

3.Положите ребёнка на пеленальный стол (ближе к источнику света),

4.Возьмите стерильным пинцетом стерильную марлевую салфетку из бикса

5.Оберните указательный палец правой руки стерильной марлевой салфеткой, свободный конец которой зажмите в кулаке,

6.Левой рукой возьмите ёмкость с одним из приготовленных растворов и смочите марлевую салфетку над лотком для сброса, использованного материала,

7.Откройте левой рукой рот ребёнку, надавливая на подбородок и, опуская его вниз,

8.Осторожными движениями указательного пальца правой руки с помощью салфетки снимите налеты со слизистой оболочки сначала в преддверии рта (внутренняя поверхность щек и десны), затем в собственно ротовой полости (под языком, спинка языка, твердое небо).

9.Использованную марлевую салфетку сбросьте в лоток для сброса, использованного материала

 

Манипуляция № 5

У грудного ребёнка.

Цель: профилактическая: профилактика опрелостей.

Показания: осуществление гигиенического ухода за новорожденным и грудным ребенком.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка,

Техника безопасности:

- не оставлять ребенка на пеленальном столе без присмотра.

- использовать только стерильное вазелиновое или растительное масло

Подготовка пациента:  

- положить ребёнка на пеленальный стол, обработанный одним из дез средств (ближе к источнику света) и  распеленать его.

- успокоить ребенка

Оснащение:

- Ёмкость (мензурка) со стерильным вазелиновым или растительным маслом

- Бикс со стерильными ватными шариками

- Стерильный лоток

- Стерильный пинцет

- Стерильные перчатки

- Лоток для сброса, использованного материала

- Ёмкость с дез. раствором и чистая ветошь

- Ёмкость для использованной ветоши

- 2 чистые пелёнки

- Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник (памперс), ползунки, распашонки, кофточка)

Последовательность действий:

1.Вымойте руки гигиеническим способом

2.Осмотрите кожные покровы ребенка,

3.Подмойте ребенка проточной водой (37-38 0 С) при загрязнении кожных покровов каловыми массами или мочой, 

4. Подсушите кожные покровы чистой пелёнкой,

5.Уложите ребенка на спину на чистую пеленку,

6.Помойте руки, наденьте стерильные перчатки,

7.Возьмите ватный шарик стерильным пинцетом из бикса, опустите его в мензурку со стерильным маслом комнатной температуры,

8.Достаньте рукой его рукой и слегка отожмите, 

9.Осторожными движениями протрите кожные складки в следующей последовательности: заушные, шейные, подмышечные, локтевые, подколенные, паховые, ягодичные, межягодичная,

10. Сбросьте использованный ватный шарик в лоток, для сброса, использованного материала,

11. При необходимости ватный шарик можно поменять.

12. Сбросьте использованный ватный шарик и перчатки в лоток для сброса, использованного материала,

13. Запеленайте ребенка, согласно алгоритму манипуляции или оденьте его.

Примечание:

  1. Стерильное вазелиновое масло можно приобрести в аптеке, а растительное приготовить в домашних условиях: взять флакон, налить в него рафинированное растительное масло, закрыть пробкой и опустить в емкость с водой, чтобы уровень воды превышал уровень масла во флаконе, поставить емкость на огонь, довести до кипения, прокипятить в течение 20-30 минут, вынуть флакон с маслом и остудить.

Манипуляция № 6

Техника безопасности:

  1. Не оставляйте ребенка на пеленальном столе без присмотра.
  2. Не используйте твёрдые предметы с накрученной на них ватой для проведения туалета носа и ушей

Подготовка пациента: успокоить ребенка.

Оснащение:

- Фланелевая пелёнка (для покрытия пеленального стола). 

- Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник (памперс), ползунки, распашонки, кофточка

- Тонкая пеленка для подмывания

- Бикс со стерильными ватными шариками и ватными жгутиками.

- Стерильный пинцет (в биксе или крафт-пакете)

- Стерильный шпатель (в биксе или крафт-пакете)

- Ёмкость со стерильным вазелиновым или растительным маслом

- Мензурка с кипяченой водой комнатной температуры

- Лоток для сброса, использованного материала

- Ёмкость, для использованного белья

- Ёмкость с дез. раствором и чистая ветошь

- Ёмкость для использованной ветоши

Последовательность действий:

1. Вымойте руки гигиеническим способом

2. Обработайте пеленальный стол ветошью, смоченной одним из дез. средств.

3. Разложите на пеленальном столе комплект для пеленания или покройте пеленальный стол фланелевой пелёнкой и приготовьте комплект чистого нательного белья для переодевания ребёнка,

4. Распеленайте или разденьте ребенка в кроватке и осмотрите кожные покровы,

5. Подмойте ребенка согласно алгоритму.

6. Положите ребёнка на пеленальный стол

Обработка глаз.

7. Вымойте руки гигиеническим способом.

8. Возьмите 2 ватных шарика стерильным пинцетом из бикса, опустите их в мензурку с кипяченой водой комнатной температуры. Достаньте рукой один из смоченных ватных шариков и слегка его отожмите.

9. Осторожно протрите один глаз ватным шариком по направлению от наружного угла к внутреннему. 

10. Сбросьте использованный шарик в лоток для сброса, использованного материала

11. Затем обработайте таким же образом второй глаз. Сбросьте использованный шарик в лоток для сброса, использованного материала

 

Обработка носовых ходов.

12. Осмотрите носовые ходы.

13. При наличии у ребёнка корочек в носовых ходах, возьмите стерильным пинцетом из бикса два ватных жгутика и смочите их в стерильном масле

14. . Удалите корочки с помощью ватного жгутика, используя для каждого носового хода отдельный ватный жгутик. Для этого ватный жгутик осторожными вращательными движениями вводится на 1-1,5 см в каждый носовой ход.

15. Сбросьте использованный ватный жгутик в лоток для сброса, использованного материала

16. При необходимости процедуру можно повторить.

17. Вымойте руки гигиеническим способом

 

Обработка наружных слуховых проходов.

18. Осмотрите ушные раковины и наружные слуховые проходы. Для этого возьмите верхний край ушной раковины и отведите её вверх и кзади.

19.  Если в ушных раковинах и наружных слуховых проходах имеются скопления серы (корочки), обработайте их сухими ватными жгутиками. Для этого ватные жгутики вводятся осторожными вращательными движениями в наружные слуховые проходы.

20. Удалите корочки с помощью ватного жгутика, используя для каждого слухового прохода отдельный ватный жгутик. 

21. Сбросьте использованные ватные жгутики в лоток для сброса, использованного материала

22. При необходимости процедуру можно повторить

Осмотр полости рта

23. Откройте рот ребёнку, надавливая на подбородок и опуская его вниз. 

24. Осмотрите полость рта ребёнка, используя стерильный шпатель. Осмотр проводите в следующей последовательности: слизистая оболочка боковых поверхностей ротовой полости, поверхности языка и дёсен.    

 

Обработка кожных складок

25. Проведите согласно алгоритму

 

26. Запеленайте ребенка, согласно алгоритму манипуляции или оденьте его.

 

Примечание: при появлении у ребенка признаков острого конъюнктивита (гиперемия склер, светобоязнь, гнойные выделения из глаз) туалет глаз проводится от верхнего века к нижнему

Манипуляция № 7

 Закапывание капель в ухо.

Цель: лечебная.

Показания: острые и хронические заболевания среднего и наружного уха по назначению врача.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка, чувство тревоги и страха, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.

Техника безопасности:

- не оставляйте ребенка без присмотра

- проверьте целостность пипетки,

- проверьте название лекарственного препарата и срок его годности.

- для каждого пациента используется отдельная стерильная пипетка.

Подготовка пациента:

- успокоить ребенка и мать, объяснить цели проведения манипуляции, убедить в необходимости проведения процедуры.

- провести инструктаж о ходе выполнения манипуляции.

Оснащение:

  • Стерильная глазная пипетка
  • Ушные капли, подогретые до температуры тела
  • Рыхлые ватные тампоны или салфетки
  • Ёмкость с дез раствором
  • Ёмкость для использованных ватных тампонов

Манипуляция № 8

Техника безопасности:

- проверьте целостность пипетки,

- не оставляйте ребенка без присмотра.

- перед применением капель проверьте надпись на флаконе, название препарата и срок годности.

- для каждого пациента используется отдельная стерильная пипетка.

Подготовка пациента:

- Успокоить ребенка.

- Ребенка раннего возраста уложите на спину, не подкладывая под голову подушку

- Проведите туалет носа согласно алгоритму.

- Ребёнка старшего возраста усадить на стул

Оснащение:

  • Капли в нос
  • Стерильная глазная пипетка
  • Ватные тампоны или марлевая салфетка.
  • Ёмкость с дез раствором

Манипуляция № 9

 

Подготовка пациента:

- успокойте ребенка и мать, объясните цели проведения манипуляции,

- Проведите туалет глаз ватными шариками, смоченными в растворе фурациллина. У детей раннего возраста движение шарика сверху вниз, старшего возраста – от наружного угла глаза к внутреннему.

Оснащение:

- Глазные капли

- Стерильная глазная пипетка

- Ватные шарики

- Раствор фурациллина 1:5000

- Ёмкость для использованных ватных шариков

- Ёмкость с дез раствором

Последовательность действий:

1.Вымойте руки гигиеническим способом

2.Уложите ребенка на руках у помощника или усадите с запрокинутой головой.

3.Наберите лекарственное вещество в пипетку, держа пипетку вертикально.

4.Возьмите в левую руку ватный тампон, попросите ребенка посмотреть вверх, оттяните нижнее веко.

5.Введите правой рукой две капли лекарственного препарата в конъюнктивальный мешок.

6.Промокните ватным шариком остатки капель у внутреннего угла глаза и сбросьте его в ёмкость для использованных ватных шариков

7. Закапайте капли в другой глаз по такому же алгоритму.

8.Сбросьте пипетку в ёмкость для использованных пипеток

9.Вымойте руки.

10. Обработайте пипетку согласно действующему приказу.

 

Примечание:

  1. Детям раннего возраста закапывать капли необходимо с помощью помощника, который фиксирует голову, руки и ноги ребенка.

 

Манипуляция № 10

Манипуляция № 11

Манипуляция № 12

Измерения окружности головы

4.Наложите сантиметровую ленту вокруг головы ребенка: сзади – на затылочные бугры, спереди – на уровне надбровных дуг.

5.Определите размер окружности головы ребёнка.

6.Запишите полученный результат в «Историю развития ребенка».

Измерение окружности груди:

7. Наложите сантиметровую ленту сзади – под нижними углами лопаток, спереди – на уровне сосков.

8. Определите размер окружности груди ребёнка.

9. Запишите полученный результат в «Историю развития ребенка».

Измерение размеров большого родничка:

10. Найдите расположение большого родничка между лобными и теменными костями на голове ребенка.

11. Измерьте сантиметровой лентой расстояние между средними точками противоположных краев (сторон) большого родничка.

12. Запишите полученный результат «Историю развития ребенка».

13. Запеленайте ребёнка согласно алгоритму или оденьте его (или отдайте его матери).

 

 

Манипуляция №13

Грудное вскармливание

Показания: удовлетворение физиологических потребностей ребенка.

Противопоказания: отсутствие у ребёнка сосательного и глотательного рефлексов. Дефект развития твёрдого нёба и верхней губы

Возможные проблемы: беспокойство ребенка, отказ от еды, рвота, затруднения при кормлении грудью со стороны матери или ребенка.

Техника безопасности:

- контроль положения ребенка во время кормления - голова выше туловища

- нельзя, чтобы молочная железа матери закрывала носовые ходы ребёнка

Подготовка пациента:

- Проверьте носовое дыхание у ребенка, в случае необходимости проведите туалет носовых ходов, согласно алгоритму.

- При необходимости подмойте ребёнка и перепеленайте или переоденьте его.

- Успокойте ребенка.

- Проследите, чтобы мать вымыла руки с мылом, обмыла молочную железу кипячёной водой комнатной температуры над раковиной и приняла удобное положение (лёжа или сидя).

Оснащение:

  • Чистая пеленка
  • Две чистые салфетки
  • Ёмкость с кипячёной водой комнатной температуры

Последовательность действий:

  1. Вымойте руки гигиеническим способом.
  2. Проследите, чтобы мать сцедила первые капли молока на салфетку.
  3. Расстелите чистую пеленку на постели матери или на её коленях (в зависимости от положения матери).
  4. Приложите ребенка к молочной железе,
  5. Убедитесь в правильной технике кормления: положения ребенка во время кормления - голова выше туловища, молочная железа матери не закрывает носовые ходы ребёнка, «захват» ребёнком не только соска, но и ареолы.
  6. После окончания кормления обсушите чистой салфеткой кожу вокруг рта ребенка
  7. Придайте ребёнку вертикальное положение на 1-3 минуты, затем уложите в кровать на бок.

Кормление из бутылочки

Показания: удовлетворение физиологических потребностей ребенка при отсутствии у матери грудного молока или отказе матери от грудного вскармливания. 

Противопоказания: отсутствие у ребёнка сосательного и глотательного рефлексов. Дефект развития твёрдого нёба верхней губы.

Техника безопасности:

- контроль положения ребенка во время кормления - голова выше туловища

- температура смеси не должна быть выше 40 0 С

- горлышко бутылочки должно быть во время кормления заполнено молоком

-  соска должна иметь диаметр отверстия, при котором жидкость вытекает каплями

Подготовка пациента:

- Проверьте носовое дыхание у ребенка, в случае необходимости проведите туалет носовых ходов, согласно алгоритму.

- При необходимости подмойте ребёнка и перепеленайте или переоденьте его.

- Успокойте ребенка.

Оснащение:

  • Молочная смесь
  • Сцеженное грудное молоко
  • Стерильная бутылочка ёмкостью 200мл
  • Стерильная соска с отверстием
  • Чистые пеленки
  • Две чистые салфетки

Последовательность действий:

  1. Подогрейте молочную смесь в бутылочке до 37-40о С (на водяной бане или специальном электроприборе).
  2. Вымойте руки гигиеническим способом.
  3. Наденьте на бутылочку соску.
  4. Проверьте температуру смеси, капнув несколько капель на внутреннюю поверхность нижней трети предплечья.
  5. Приготовьте рядом с местом кормления чистую пелёнку
  6. Возьмите ребенка на руки, сядьте на стул и постелите чистую пелёнку на колени.
  7. Держите ребёнка во время кормления таким образом, чтобы его голова была выше туловища.
  8. Введите соску в рот ребенка, проследив за тем, чтобы она находилась на языке.
  9. Кормите ребенка, соблюдая технику кормления: бутылочку держите под углом так, чтобы горлышко ее было все время заполнено молоком с целью предупреждения аэрофагии.
  10. Закончив кормление, обсушите чистой салфеткой кожу вокруг рта ребенка.
  11. Осторожно поднимите ребенка в вертикальное положение на 1-3 минуты.
  12. Положите ребенка в кровать на бок.

Техника безопасности:

- При выборе размера зонда учитывать массу ребенка: при массе тела до 2000 гр. - № 6, от 2000 до 3500 гр. - № 8, более 3500 гр. - № 10.

- Глубина введения зонда должна быть равна расстоянию от крыла носа до мочки уха, умноженному на 2.

- Замена зонда должна осуществляться через каждые 48 часов.

- Кормление через зонд необходимо прекратить и срочно сообщить врачу при появлении у ребенка рвоты, цианоза, нарушения дыхания и т.д.

Подготовка пациента:

- Проверьте носовое дыхание у ребенка, в случае необходимости проведите туалет носовых ходов, согласно алгоритму.

- При необходимости подмойте ребёнка и перепеленайте или переоденьте его.

- Успокойте ребенка.

Оснащение:

- Бутылочка со сцеженным грудным молоком

- Молочная смесь 37 0 С

- Стерильный назогастральный зонд (катетер) в одноразовой упаковке.

- Стерильный одноразовый шприц 10-20 мл.

- Стерильный лоток

- Лейкопластырь, ножницы

- Чистые пеленки

- Две чистые салфетки

Последовательность действий:

  1. Вымойте руки гигиеническим способом.
  2. Положите шприц и зонд в стерильный лоток и поставьте лоток
  3. Зафиксируйте левой рукой голову ребенка.
  4. Возьмите зонд в правую руку, как «писчее перо», без усилий введите его в носовой ход, направляя по носоглотке вертикально вниз до метки.
  5. Зафиксируйте лейкопластырем введенный зонд к щеке или под нижней губой.
  6. Откройте заглушку на конце зонда
  7. Удалите из шприца поршень
  8. Подсоедините шприц к зонду.
  9. Осторожно по стенке, вливайте в шприц сцеженное грудное молоко или молочную смесь
  10. Закончив кормление, отсоедините шприц и закройте заглушку. При извлечении зонда заглушка должна быть закрыта, просвет зонда пережать пальцами около рта ребенка
  11. Уложите ребенка в устойчивое положение на боку с возвышенным головным концом.

 

Манипуляция № 14

Оснащение:

  • Горизонтальные весы (электронные или чашечные)
  • Пеленка
  • Ёмкость с дез. раствором и чистая ветошь
  • Ёмкость, для использованной ветоши

Последовательность действий:

  1. Обработайте весы ветошью, смоченную дез. раствором и отрегулируйте их.
  2. Положите на весы пелёнку, сложенную в несколько раз.
  3. Тщательно вымойте руки.
  4. Взвесьте ребенка, завернутого в пеленки или одетого в ползунки, тонкую распашонку и фланелевую кофточку.
  5. Передайте ребёнка матери для кормления,
  6. Запишите результат взвешивания.
  7. Проконтролируйте правильность кормления грудью в течение 15-20 минут.
  8. Повторно взвесьте ребенка после кормления и передайте его матери.
  9. Определите разницу в массе тела, которая будет соответствовать количеству высосанного грудного молока.
  10. Запишите результат в «Историю развития ребенка».

 

Примечание:

  1. Время проведения контрольного кормления должно соответствовать режиму кормления данного ребенка.
  2. Для достоверности полученных результатов процедуру следует проводить не менее 3-4-х раз в сутки.

Манипуляция №15.

Техника безопасности:

- Не оставлять ребенка без присмотра,

- Устойчивое положение детской ванны для купания

- Температура воды не должна быть выше  38,50 С

- Температура воздуха в помещении должна быть 22-24 0 С

- Уровень воды в ванне должен доходить примерно до мечевидного отростка грудины ребёнка.

- Не мыть лицо ребенка водой из ванны.

-  Мыть ребенка с мылом необходимо не чаще 1 раза в неделю.

- Купать ребенка первого месяца жизни необходимо в кипяченой воде.

- Продолжительность купания не более 5-10 минут.

- Купание ребёнка лучше осуществлять вдвоём.

 Подготовка пациента:

- Раздеть ребёнка в кровати

- При необходимости подмыть ребёнка

Оснащение:

- Детская ванна для купания ребёнка

- Кувшин

- Водный термометр

- Махровая рукавичка или мягкая тряпочка или губка

- Детское мыло, детский шампунь

- Чистая пелёнка или подставка в ванну

- Фланелевая пеленка или мягкое полотенце

- Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник (памперс), ползунки, распашонки, кофточка

- Ёмкость со стерильным вазелиновым или растительным маслом

- Стерильные ватные шарики и стерильный пинцет в крафт-пакете или биксе.

- Лоток для сброса, использованных шариков материала

- Ёмкость для сброса, использованного белья.

- Ёмкость с дез раствором и чистая ветошь, ёмкость для сброса ветоши.

- Ёмкость для сброса, использованной рукавички (мягкой тряпочки или губки).

 

Манипуляция № 16.

Подготовка пациента:

- Не раньше, чем через час после приёма пищи

- Раздеть или распеленать ребёнка.

- Успокоить ребенка.

Оснащение:

- Пеленальный стол

- Ёмкость с дез раствором, чистая ветошь и ёмкость для использованной ветоши

-  Чистая пеленка

- Одеяло

Последовательность действий:

1. Вымойте руки гигиеническим способом

2. Расстелите на пеленальном столе (обработанном дез раствором) одеяло и покройте его чистой пеленкой

3. Разденьте ребенка и положите его на спину.

4. Проводите массаж всех групп мышц верхних и нижних конечностей поглаживающими движениями. Конечности массируем от периферии к центру, обходя крупные суставы. Затем проведите пассивные движения конечностями ребёнка для укрепления мышц.

5. Переверните ребёнка на живот таким образом, чтобы руки ребенка лежали под грудью.

6. Проведите массаж спины поглаживающими движениями одной рукой, при этом другой рукой поддерживайте ноги ребенка. 

7. Затем поверните ребёнка на один бок и выполните рефлекс Галанта. Повторите выполнения рефлекса Галанта на другом боку.

8. Переверните ребёнка на спину и проведите массаж живота круговыми движениями по часовой стрелке, не надавливая на область печени и не задевая половых органов (у мальчиков). Затем проведите пассивные движения нижними конечностями ребёнка для укрепления мышц живота.

9. Отдайте ребёнка матери или запеленайте (оденьте) его согласно алгоритмам

Примечание: на первом году жизни здоровый ребёнок должен получит пять оздоровительных комплексов массажа и гимнастики в зависимости от возраста

 

Манипуляция № 17

Техника безопасности:

- не оставлять ребенка без присмотра,

- проверить готовность аппарата Боброва к работе,

- убедиться в целостности носового катетера или канюль.

- не использовать кислород высокой концентрации. Содержание кислорода в газовой смеси должно быть не более 60%.

Подготовка пациента: успокоить ребенка и мать, объяснить матери и ребенку необходимость проведения манипуляции, проинструктировать о ходе ее выполнения.

Оснащение:

- Стерильный носовой катетер или канюли

- Аппарат Боброва

- Лейкопластырь

- Переходник от аппарата Боброва к катетеру

- Вода дистиллированная

Последовательность действий:

  1. Вымойте руки гигиеническим способом.
  2. Определите глубину введения носового катетера по расстоянию от козелка уха до крыла носа ребенка.
  3. Заполните аппарат Боброва дистиллированной водой на 1/3 объема.
  4. Подсоедините катетер к аппарату Боброва при помощи переходника.
  5. Введите катетер по нижнему носовому ходу ребёнка до задней стенки глотки на необходимую длину.
  6. Убедитесь, что кончик катетера виден при осмотре зева.
  7. Зафиксируйте катетер лейкопластырем.
  8. Откройте кран (вентиль) централизованной подачи кислорода или вентиль кислородного баллона и осуществляйте подачу кислорода в соответствии с назначениями врача.

 

Примечание:

  1. Подачу кислорода можно осуществлять через два носовых катетера, которые вводятся одинаково в разные носовые ходы, а для подсоединения к аппарату Боброва необходим тройник. Носовые катетеры можно оставлять в носовой полости не более 12 часов, поэтому при длительной потребности в оксигенотерапии целесообразно пользоваться одним катетером и чередовать носовые ходы с целью профилактики пролежней и инфицирования.
  2. При осуществлении оксигенотерапию в домашних условиях используют подачу кислорода из кислородной подушки согласно алгоритму манипуляции (см. основы сестринского дела).
  3. Новорожденным детям кислород подается в кувез, детям раннего возраста можно использовать кислородную палатку.

Манипуляция № 18.

Техника безопасности:

- Не оставлять ребенка без присмотра на пеленальном столе.

- Глубина введения газоотводной трубки должна соответствовать возрасту ребенка:

§ детям до одного месяца - на 3-4 см.

§ до 1 года – на 5-7 см.

- Газоотводная трубка вводится не более, чем на 5-10 мин.

Подготовка пациента:

- распеленать ребёнка или раздеть его до пояса в кровати (снять с него ползунки, штанишки, трусики)

- успокоить ребенка.

Оснащение:

- Стерильная газоотводная трубка в крафт-пакете

- Две чистые пеленки 

- Чистая клеенка

- Ёмкость со стерильным вазелиновым маслом или вазелином.

- Резиновые перчатки.

- Детский крем

- Ёмкость с дез раствором, чистая ветошь и ёмкость для использованной ветоши

- Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник (памперс), ползунки, распашонки, кофточка.

- Лоток для сброса, использованного материала (перчаток, газоотводной трубки).

- Ёмкость, для использованного белья.

 

Манипуляция № 19.

Техника безопасности:

- Не оставлять ребенка без присмотра рядом с приготовленным предметным стеклом.

Подготовка пациента:

- Ребёнка перед обследованием не подмывать после акта дефекации

- Успокоить ребенка.

Оснащение:

- Прозрачная липкая лента

- Стерильное предметное стекло

- Резиновые перчатки

- Стеклограф

- Ножницы

- Чистая пелёнка

- Ёмкость с дез раствором, чистая ветошь и ёмкость для использованной ветоши

- Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник (памперс), ползунки, распашонки, кофточка.

- Лоток для сброса, использованных перчаток

- Ёмкость, для использованного белья.

- Заполненное врачом направление на исследование

Последовательность действий:

  1. Напишите стеклографом порядковый номер анализа на предметном стекле.
  2. Отмерьте и отрежьте липкую ленту по величине предметного стекла и положите её на предметное стекло липкой стороной вверх.
  3. Обработайте пеленальный стол или кушетку ветошью, смоченной дез. раствором.
  4. Накройте пелёнкой пеленальный стол или кушетку.
  5. Вымойте руки гигиеническим способом, наденьте перчатки.
  6. Распеленайте или разденьте ребёнка до пояса (снять ползунки, штанишки или трусики).
  7. Уложите ребенка на пеленальный стол или кушетку на левый бок с согнутыми и приведенными к животу ногами.
  8. Раздвиньте ягодицы ребенка 1 и 2 пальцами левой руки и зафиксируйте их в таком положении.
  9. Возьмите правой рукой липкую ленту с предметного стекла и плотно приложите её к анальному отверстию и перианальным складкам ребенка, стараясь пальцами рук не касаться перианальной области.
  10.  Отклейте полоску от кожи перианальной области и перенесите ее обратно на предметное стекло липким слоем вниз. Приклейте липкую ленту к стеклу равномерно для избежания образования воздушных пузырей.
  11. Снимите перчатки и сбросьте их в ёмкость использованных перчаток
  12. Вымойте руки гигиеническим способом
  13. Запеленайте ребёнка согласно алгоритму или оденьте его.
  14. Отправьте направление и полученный материал в клиническую лабораторию

 

 

Манипуляция № 20.

 Техника промывания желудка ребёнку грудного возраста .

Цель: лечебная, диагностическая, лечебно-диагностическая

Показания: острые отравления, интоксикации, исследование промывных вод желудка

Противопоказания: бессознательное состояние ребенка, желудочное кровотечение, отравление кислотами, щелочами.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка, чувство страха перед манипуляцией, отказ от манипуляции

Техника безопасности: не оставлять ребенка без присмотра, постоянный контроль состояния.

Подготовка пациента:

- Успокоить ребенка,

- Уложить ребенка на левый бок со слегка повернутым вниз лицом и слегка приподнятыми ногами (угол примерно 15-20о).

Оснащение:

- Желудочный зонд.

- Стеклянная воронка.

- Емкость с водой температурой 22-24о С (количество воды берется из расчета 100 мл на 1 месяц жизни).

- Емкость для промывных вод.

- Кувшин.

- Баночка (200 мл.) для первой порции промывных вод.

- Два фартука, перчатки, полотенце.

- Шпатель или роторасширитель.

- Назогастральный зонд для кормления и шприц (вместо воронки) - для промывания желудка ребенку первых месяцев жизни

Манипуляция № 21.

Техника постановки очистительной клизмы ребёнку различного возраста. +

Цель: лечебная.

Показания: по назначению врача при задержке стула, перед проведением лечебной клизмы, планового оперативного вмешательства и т.д.

Противопоказания: выпадение прямой кишки, кровотечение, острая хирургическая патология.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка, чувство страха, отказ от выполнения манипуляции. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.

Техника безопасности: не оставлять ребенка без присмотра.

Подготовка пациента: успокоить мать и ребенка, объяснить цель и необходимость проведения манипуляции, провести беседу о ходе выполнения манипуляции.

Оснащение:

  • Стерильный грушевидный баллончик.
  • Банка с кипяченой водой То 20-22о С.
  • Клеенка.
  • Пеленка.
  • Вазелин.
  • Резиновые перчатки.

Последовательность действий:

  1. Вымойте руки и наденьте перчатки.
  2. Положите на предварительно подготовленный пеленальный стол клеенку, сверху пеленку.
  3. Уложите ребенка на левый бок, ножки приведите к животу.
  4. Заполните баллон водой, при этом большим пальцем правой руки надавите на дно баллона, наконечник должен находиться между указательным и безымянным пальцами.
  5. Смажьте наконечник вазелином.
  6. Выпустите воздух из баллона.
  7. Левой рукой разведите ягодицы ребенка, а правой осторожно, без усилий, введите наконечник в прямую кишку (вначале в направлении передней брюшной стенки, затем вдоль позвоночника).
  8. Надавливая на баллон, медленно введите воду в кишечник.
  9. После введения воды в кишечник левой рукой зажмите ягодицы ребенка, а правой осторожно, не разжимая баллон, извлеките наконечник.
  10. Когда ребенок начнет тужиться, отпустите ягодицы и ребенка старше года посадите на горшок, а ребенку грудного возраста подложите подгузник.
  11. После окончания процедуры проведите подмывание ребенка и область анального отверстия обработайте детским кремом.
  12. Резиновый баллончик и наконечник обработайте в соответствии с действующими приказами.

 

Примечание:

  1. Ребенка грудного возраста для выполнения манипуляции укладывают на спину с приведенными к животу ножками.
  2. Для постановки клизмы детям грудного возраста лучше пользоваться грушевидным баллоном с мягким наконечником.
  3. Размер баллона выбирают в зависимости от возраста ребенка:

· Для детей первых 2-3-х месяцев жизни – баллон № 2 (50 мл.)

· Для детей 6 месяцев – баллон № 3-4 (75-100 мл.)

· Для ребенка одного года – баллон № 5 (150 мл.)

· Детям 2-3 лет – баллон № 5-6 (180-200 мл.)

  1. Количество вводимой жидкости определяется возрастом ребенка:

· Новорожденный – 25-30 мл.

· В 1-3 месяца – 50-60 мл.

· В 3 месяца-1 год – 100-150 мл.

· В 1-2 года – 200 мл.

· С 2-х до 5-ти лет – 300 мл.

Детям старшего возраста для проведения манипуляции применяют кружку Эсмарха

Манипуляция № 22.

Оснащение:

- Металлическая тарелка

- Резиновый круг

- Чистая баночка

- Три тонкие пеленки

- Чистая клеёнка

- Фланелевая пеленка или байковое одеяло

- Подушка

- Резиновые перчатки

-    Ёмкость с дез раствором, чистая ветошь и ёмкость для использованной ветоши

-    Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник (памперс), ползунки, распашонки, кофточка.

-   Лоток для сброса, использованных перчаток

-   Ёмкость, для использованного белья.

-   Ёмкость с дез раствором, для использованной тарелки

-   Заполненное направление на анализ мочи

 

При сборе мочи с помощью одноразового мочесборника следует приготовить:

- Одноразовый мочесборник емкостью до 100 мл

Последовательность действий:

  1. Вымойте руки гигиеническим способом
  2. На пеленальный стол (обработанный дез раствором) или в кроватку постелите клеенку.
  3. Разложите на кровати или пеленальном столе пеленку, сложенную по диагонали.
  4. Поставьте на пеленку тарелку.
  5. Сверху тарелки уложите слегка надутый резиновый круг, пробкой на себя.
  6. Вторую пеленку сверните вначале по диагонали, затем еще несколько раз, чтобы получилась полоса шириной 10 – 12 см.
  7.  Свернутую пеленку уложите на круг так, чтобы она полностью покрывала круг.
  8. Положите подушку рядом с кругом, где будет лежать головка ребенка.
  9. Поднимите края распашонок и уложите девочку на круг так, чтобы ягодицы находились над центром круга, а голова и спина на подушке.
  10. Завяжите нижнюю пеленку вокруг тела ребенка таким образом, чтобы узел располагался на правом боку, тарелка с кругом были неподвижны, а положение ребенка удобным, руки оставались свободными.
  11. Укройте ребенка фланелевой пеленкой или байковым одеялом.
  12. После мочеиспускания снимите фланелевую пеленку или байковое одеяло, развяжите узел на пелёнке,
  13. Возьмите ребёнка, подмойте и запеленайте (или оденьте) его согласно алгоритмам.
  14. Положите ребёнка в кровать или отдайте матери.
  15. Наденьте резиновые перчатки.
  16. Возьмите тарелку с мочой и слейте мочу в баночку.
  17. Тарелку поместите в ёмкость с дез. раствором.
  18. Собранную мочу с направлением доставьте в клиническую лабораторию.
  19. Круг следует обработать согласно требованиям СЭР.

 

Манипуляция № 23

Техника безопасности:

- не оставлять ребенка без присмотра,

- проверить баночку на целостность.

Подготовка пациента: подмыть ребёнка

Оснащение:

  • Чистая стеклянная емкость (не менее 2 литров)
  • Чистая стеклянная баночка 250 мл. с крышкой
  • Стеклянная палочка
  • Градуированный цилиндр
  • Направление в лабораторию
  • Перчатки

Последовательность действий:

  1. Разбудите ребенка в 6 часов утра и попросите помочиться в горшок или в унитаз. Эта порция мочи не собирается.
  2. Все последующие порции мочи до 6 часов утра следующего дня соберите в одну большую емкость ( работа проводится в перчатках).
  3. У детей раннего возраста моча собирается согласно алгоритму сбора мочи
  4. Наденьте перчатки перед измерением общего количества выделенной мочи
  5. Измерьте общее количество выделенной мочи при помощи градуированного цилиндра
  6. Тщательно перемешайте мочу в большой емкости стеклянной палочкой.
  7. Налейте в баночку примерно 100-150 мл. мочи и закройте крышкой.
  8. Мочу из большой емкости вылейте в унитаз,
  9. Использованную емкость для сбора мочи и стеклянную палочку поместите в накопитель с дез. средством.
  10. Снимите перчатки и вымойте руки.
  11. Запишите полученный результат измерения в бланк направления
  12. Доставьте баночку с мочой в сопровождении направления в клиническую лабораторию в течение 1 часа.

 

Манипуляция № 24.

Манипуляция № 25.

 Техника измерения температуры тела у детей различного возраста.

Графическая запись

 

Цель: диагностическая.

Показания: измерить температуру тела по назначению врача.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка, чувство тревоги и страха, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.

Техника безопасности:  не оставлять ребёнка без присмотра, проверить целостность термометра.

Подготовка пациента: успокоить ребенка и мать, объяснить цели проведения манипуляции, убедить в необходимости проведения процедуры. Провести инструктаж о ходе выполнения манипуляции.

Оснащение:  

  • Медицинский термометр
  • Часы
  • Лоток с дез. раствором
  • Температурный лист, ручка.

Последовательность действий:

1. Просушить кожу в месте постановки термометра ( детям старшего возраста термометр ставить в                         подмышечную впадину, малышам – в паховую).

2. Стряхнуть ртутный столбик, если он выше 35°С.

3. Поместить ртутный резервуар термометра в подмышечную (паховую) область так, чтобы он полностью охватывался кожной складкой и не соприкасался с бельём.

4. Фиксировать руку (плечо прижать к грудной клетке) или ногу ребёнка (нога несколько согнута в тазобедренном суставе)

5. Засечь время и через 10 минут извлечь термометр и определить его показания.

6. Зафиксировать температуру в температурном листе (каждая клеточка температурного листа   соответствует 0,2°С. Точку, фиксирующую температуру, необходимо ставить в центре, а не по краям клеточки)

7. Встряхнуть термометр так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар.

8. Полностью погрузить термометр в лоток с дез.раствором (длительность дезинфекции зависит от используемого дез.раствора)

9. Вынуть термометр из дез.раствора, промыть под проточной водой и вытереть насухо салфеткой.

10. Поместить термометр в футляр или в стеклянную банку, на дно которой уложена вата.

 

Примечание.

  1. Возможно измерение температуры в прямой кишке (по показаниям). Перед этим ребёнку предварительно ставят очистительную клизму. Ребенка укладывают на бок, левой рукой раздвигают ягодицы, а правой вводят в прямую кишку смазанный вазелином ртутный резервуар на глубину 2 сантиметра. Затем ягодицы ребенка сжимают и удерживают в течение 5 минут. Нужно помнить, что температура в прямой кишке на 0,5 градуса выше, чем в подмышечной впадине. Противопоказаниями являются заболевания прямой кишки, запоры, поносы.
  2. В стационаре измерение температуры проводят два раза в день: в 7-8 утра и в 17-18 вечера. По показаниям иногда температуру измеряют каждые 2-3 часа.
  3. В домашних условиях можно измерять температуру тела пероральным и внутриушным электронными термометрами, не забывая их обрабатывать. Желательно, чтобы такой термометр был индивидуальным.
  4. Без особой необходимости нельзя будить ребёнка в утренние часы или в другое время суток, чтобы измерить у него температуру.
  5. Не следует обсуждать результаты термометрии в присутствии детей дошкольного и школьного возраста.
  6. Не рекомендуется измерять температуру у детей через короткое время после психоэмоционального возбуждения, приёма пищи, значительных мышечных нагрузок, физиотерапевтических процедур.

Манипуляция № 26

Исследование пульса.

Цель: диагностическая, оценка состояния дыхательной системы.

Показания:  согласно назначению врача.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребёнка, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.

Техника безопасности:  не оставлять ребёнка без присмотра.

Подготовка пациента: успокоить ребенка и мать, объяснить цели проведения манипуляции, убедить в необходимости проведения процедуры. Провести инструктаж о ходе выполнения манипуляции.

Оснащение:  

  • Секундомер или часы с секундной стрелкой
  • Фонендоскоп
  • Температурный лист, ручка

Последовательность действий:

  1. Успокоить ребёнка или подождать, когда он заснёт (у детей раннего возраста ЧДД лучше считать во сне, поднеся фонендоскоп к носу ребёнка).
  2. Придать ребёнку удобное положение (сидя или лёжа).
  3. Вымыть руки. Сесть лицом к лицу ребёнка.
  4. Взять его руку в области пульса и положить вторую руку на живот или грудную клетку ребенка, не фиксируя его внимание на производимом подсчете.
  5. Подсчитать количество дыхательных движений за 1 минуту (делая вид, что считает пульс с целью отвлечения ребёнка).
  6. Записать полученные данные в температурный лист или в лист наблюдения и сравнить с возрастной нормой.

 

Примечание:

  1. Подъём температуры тела сопровождается увеличением частоты дыхания:

       на каждый градус её повышения ЧДД увеличивается на 4 дыхательные движения

       Соотношение частоты дыхания к пульсу: новорождённый 1 : 2,5-3

                                                                             у более старших 1 : 3,5-4

                                                                             у взрослых       1 : 4

  1. Чем моложе ребёнок, тем поверхностнее у него дыхание.
  2. В первые 2-3 недели у новорождённого ребенка отмечается аритмия дыхания.
  3. Тип дыхания: в раннем возрасте брюшной, в 3-4 года преобладает грудное дыхание,

       в период полового созревания: у мальчиков брюшной тип, у девочек - грудной тип дыхания.

Возрастные нормы ЧДД

 

Возраст Частота дыхательных движений
Новорождённый 40-60
1 год 30
5 лет 25
10 лет 20
15 лет 16-18

 

 

Манипуляция № 27

 

Техника взятия мазков со слизистых зева и носа на микрофлору у детей .

Цель: диагностическая, выявление больных и бациллоносителей.

Показания: выявление больных и бациллоносителей, контроль выздоровления, по эпид.показаниям.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: чувство страха у ребенка, отказ от проведения обследования, негативное отношение матери к обследованию, недоверие медперсоналу.

Техника безопасности: не оставлять ребёнка без присмотра

Подготовка пациента: Успокоить ребенка и мать, объяснить цель и необходимость проведения обследования, провести инструктаж о ходе выполнения манипуляции.

 

Мазок из носоглотки на менингококк.

Оснащение:

· Стерильная пробирка с сухим тампоном.

· Шпатель.

· Бланк направления в лабораторию.

· Маска, перчатки.

.

Последовательность действий:

1. Вымойте руки.

2. Наденьте маску и перчатки.

3. Усадите ребенка лицом к свету и попросите его слегка запрокинуть голову.

4. Возьмите в левую руку пробирку между IY и У пальцами и шпатель 1, 2, 3
пальцами.

5. Надавите шпателем на спинку языка, правой рукой извлеките из пробирки
стерильный тампон на 2/3 длины и слегка изогните его о внутреннюю стенку
пробирки.

6. Осторожно, не касаясь тампоном слизистой оболочки полости рта и языка,
проведите тампоном по слизистой оболочке носоглотки.

7. Осторожно извлеките тампон изо рта и введите его в стерильную пробирку,
не касаясь ее наружной поверхности.

8. Оформите направление и отправьте в бактериологическую лабораторию не
позднее 2-3 часов, чтобы избежать высыхания.

Примечание: При проведении обследования у ребенка раннего возраста

медсестре необходим помощник - мать усаживает ребенка на колени, левой

рукой фиксирует его руки, а правой, положив ладонь на лоб, удерживает

голову.

Хранить тампон в холодильнике можно не более 2-3 часов.

 

Мазок из зева на гемолитический стрептококк.

Оснащение:

· Стерильная пробирка с сухим тампоном.

· Шпатель.

· Бланк направления в лабораторию.

Последовательность действий:

1. Вымойте руки.

2. Наденьте маску и перчатки.

3. Усадите ребенка лицом к свету и попросите его слегка запрокинуть голову.

4. Возьмите в левую руку пробирку и шпатель.

5. Надавите шпателем на спинку языка, а правой рукой за пробку извлеките из
пробирки стерильный тампон.

6. Осторожно, не касаясь тампоном слизистой оболочки полости рта и языка,
проведите тампоном по дужкам и небным миндалинам.

7. Извлеките тампон из полости рта и введите его в пробирку, не касаясь ее
наружной поверхности

8. Оформите направление и отправьте в бактериологическую лабораторию не
позднее 2-3 часов.

Примечание: При проведении обследования у ребенка раннего возраста

медсестре необходим помощник - мать, которая усаживает ребенка на колени,

левой рукой фиксирует руки ребенка, а правой, положив ладонь на его лоб,

удерживает голову.

Мазок из зева снимается натощак или через 2-3 часа после еды. Не

рекомендуется брать мазок после полоскания зева дезинфицирующими

растворами.

Мазок на коклюшную палочку.

Оснащение:

· Стерильная пробирка с влажным темным (с транспортной средой)
тампоном.

· Шпатель.

· Бланк направления в бактериологическую лабораторию.

Маска, перчатки.
 Последовательность действий:

1. Вымойте руки.

2. Наденьте маску и перчатки.

3. Усадите ребенка лицом к свету.

4. Возьмите в левую руку пробирку между IY и Y пальцами, а шпатель I, 2, 3
пальцами.

5. Надавите шпателем на спинку языка, а правой рукой извлеките из пробирки
стерильный тампон на 2/3 длины и слегка изогните его о внутреннюю стенку
пробирки.

6. Осторожно, не касаясь слизистой оболочки полости рта и языка взять мазок
с задней стенки глотки.

7. Извлеките тампон из полости рта и введите его в пробирку, не касаясь ее
наружной поверхности.

8. Оформите направление и отправьте в лабораторию не позднее 2-3 часов
после забора.

Примечание:

При проведении обследования у ребенка раннего возраста медсестре необходим помощник - мать усаживает ребенка на колени, левой рукой фиксирует его руки, а правой. Положив ладонь на лоб, удерживает голову. Мазок снимается натощак, не рекомендуется брать мазок после еды.

 

Мазок из зева и носа на бациллу Леффлера ( BL, дифтерийная палочка),

Оснащение:

· Стерильная пробирка с сухим ватным тампоном, промаркированная «Н».

· Стерильная пробирка с сухим ватным тампоном, промаркированная «3».

· Шпатель.

· Бланк направления в бактериологическую лабораторию.

2. Маска, перчатки
 Последовательность действий:

1. Вымойте руки.

2. Наденьте маску и перчатки.

3. Усадите ребенка лицом к свету и попросите его слегка запрокинуть голову.

4. Возьмите пробирку с маркировкой «Н» в левую руку, а затем правой рукой извлеките тампон из пробирки

5. Введите тампон вглубь левой, затем правой полости носа, снимая мазок со слизистой оболочки

    1. 6 Осторожно, не касаясь наружной поверхности пробирки, тампон со слизью из носа введите в стерильную пробирку.

7. Возьмите в левую руку пробирку с маркировкой «3» между IY и Y пальцами, и шпатель I, 2 и 3 пальцами.

8. Надавите шпателем на спинку языка, а правой рукой извлеките из пробирки стерильный тампон.

9. Осторожно, не касаясь слизистой оболочки полости рта и языка, проведите тампоном по дужкам и небным миндалинам на границе между пораженным участком и здоровой слизистой.

10. Извлеките тампон из полости рта и введите его в пробирку, не касаясь ее наружной поверхности.

    1. Оформите направление и отправьте в лабораторию.

 

Примечание: При проведении обследования у ребенка раннего возраста медсестре необходим помощник - мать усаживает ребенка на колени. Левой рукой фиксирует его руки, а правой, положив ладонь на лоб, удерживает голову.

Мазок из зева снимается натощак, не рекомендуется брать мазок после еды или вскоре после полоскания дезинфицирующими растворами.

Взятый материал необходимо не позднее 2-3 часов отправить в бактериологическую лабораторию, чтобы избежать высыхания.

 

 




















Манипуляция № 28.

Манипуляция №30

Примечание.

Если грудная клетка не поднимается, необходимо улучшить проходимость дыхательных путей или плотно прижать рот оказывающего помощь ко рту или носу пациента, предотвратив утечку воздуха через нос или рот.

Реанимация одним человеком.

Самая трудная ситуация. Реаниматор производит 2 вдувания в легкие, затем 10-12 компрессий на грудную клетку, далее вновь 2 вдувания и снова 10-12 компрессий, пока не подоспеет помощь.

Реанимация двумя людьми.

Один проводит ИВЛ, другой непрямой массаж. Важно добиться правильной синхронности.

Соотношение: на 1 вдувание 4-5 компрессий на грудную клетку.

В момент компрессии вдувания прекращаются.

Целесообразно через каждые 3-4 минуты меняться местами.

Каждые 2-3 минуты массаж прерывают, чтобы проверить пульс на крупных сосудах, ухом тоны сердца, величину и реакцию зрачка.

Критерии эффективности первичной реанимации:

* Появление пульса на крупных сосудах

* Определение АД/свыше 60 мм. рт.ст.

* Появление самостоятельных вдохов

* Исчезновение цианоза, бледности, мраморности кожи, покраснение кожи

* Сужение зрачков, появление движений глазных яблок

Массаж прекращается только при хорошем пульсе, но ИВЛ продолжают.

Если через 30-40 минут от начала реанимации сердечная деятельность не восстановилась, зрачки остаются широкие, не реагирующие на свет, такую реанимацию считают неэффективной и ее следует прекратить.

Осложнения реанимационных мероприятий:

Переломы ребер. Перелом грудины.                                                                                           

Гематома на грудной стенке в месте приложения рук реаниматора. Пневмоторакс или гемоторакс. Переполнение желудка воздухом.

 

 



Дородовый патронаж.

Участковая медсестра детской поликлиники посещает в течение беременности здоровую женщину 2 раза , при неблагоприятном течении беременности, при наличии у неё соматических заболеваний или неблагополучных бытовых условий –3 раза

Первый дородовый патронаж (сразу после постановки беременной на учёт в женской консультации).

Цель: сбор информации о состоянии здоровья беременной женщины и членов её семьи и условиях ее труда и быта.

Показания: дородовый патронаж осуществляется всех беременных, вставших на учёт в женской консультации.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: отсутствие информации о важности дородового патронажа.

Подготовка пациентки: установление психологического контакта с беременной

 Оснащение:

- Карта дородового патронажа

Последовательность действий:

1. Получив сведения о появлении беременной на своём педиатрическом участке, посетите её по месту жительства.

  1. Представьтесь, познакомьтесь с беременной женщиной, постарайтесь наладить с ней психологический контакт.
  2. Соберите информацию о семейном положении беременной женщины, состоянии здоровья её и будущего отца, родственников с обеих сторон (наличие или отсутствие у них хронических соматических, психических и наследственных заболеваний), условиях жизни и труда ( профессиональные вредности ) беременной женщины, психологическом климате в семье, наличии возможных вредных привычек у будущих родителей.
  3. Соберите информацию о количестве, протекании и исходе предыдущих беременностей (если они были): предшествующие выкидыши, аборты, рождение детей. Состояние здоровья у имеющихся детей. Течение настоящей беременности: наличие токсикоза, перенесенных заболеваний во время данной беременности. Выявите факторы риска.
  4. Дайте советы по организации режима дня, рационального питания, необходимости достаточного пребывания на свежем воздухе, полноценного ночного сна, профилактике инфекционных заболеваний.
  5. Заполните «Карту дородового патронажа».

 

Второй дородовый патронаж.

Цель: подготовить беременную женщину к рождению ребенка, к кормлению грудью и уходу за ребенком.

Показания: начало дородового отпуска (32-34 недели беременности).

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: отсутствие беременной женщины дома на момент проведения патронажа, негативное отношение к проведению патронажа.

Подготовка пациентки: психологическая подготовка беременной к рождению будущего ребёнка

Оснащение:

- Карта дородового патронажа

Последовательность действий:

  1. Соберите информацию о течении беременности за время, прошедшее после  первого дородового патронажа: наличии тяжелых токсикозов, перенесенных заболеваниях, выполнении назначений врача (соблюдение режима жизни, характера питания).
  2. Соберите информацию о, психологическом климате в семье, подготовке к рождению ребенка.
  3. Обучите будущую маму уходу за молочными железами, подготовке к лактации, профилактике мастита, организации уголка для новорожденного ребенка.
  4. Пригласите будущую маму в «Комнату здорового ребенка» для занятий в «Школе молодой матери».
  5. Дайте советы по организации режима жизни, рационального питания, правильного выбора одежды и обуви.
  6. Заполните «Карту дородового патронажа».
  7. Проведите беседу с родственниками о значении психологического климата в семье.

 

Третий дородовый патронаж

Проводится с целью контроля протекания беременности при ее неблагоприятном течении, контроля состояния беременной женщины с тяжелыми соматическими заболеваниями, контроля ликвидации выявленных проблем на любом сроке беременности.

 

Манипуляция №2

Оснащение:

  • Чистый халат
  • Маска (для первого патронажа к новорожденному ребенку)
  • Комплект для обработки пупочной ранки (для новорожденного ребенка)
  • Схема патронажа (в зависимости от возраста ребенка)

Последовательность действий:

  1. Представьтесь, поздравьте с новорожденным (на первом патронаже к новорожденному).
  2. Соберите информацию о ребенке:
    • Состояние здоровья
    • Сон, аппетит
    • Индивидуальные особенности
    • Характер вскармливания: свободное, по режиму, грудное, смешанное, искусственное, название смеси, получаемые ребенком прикормы и корригирующие добавки
    • Состояние здоровья матери, других членов семьи, лактация (достаточная или нет), форма сосков (на первом патронаже к новорожденному),
    • Информация об организации ухода
    • Температурный режим в комнате
    • Санитарное состояние комнаты
    • Чистота белья
    • Наличие аптечки для ухода за ребенком
    • Организация прогулок, воспитания ребенка (для ребенка грудного возраста)
    • Роль отца в уходе
    • Эмоционально-психологический климат в семье
  3. Вымойте руки, попросите маму распеленать или раздеть ребенка.
  4. Осмотрите кожу, видимые слизистые оболочки, пупочную ранку у новорожденного ребенка, оцените их состояние.
  5. Обработайте пупочную ранку новорожденному ребенку.
  6. Оцените состояние здоровья ребенка, его физическое и психомоторное развитие, развитие речи, эмоциональное состояние.
  7. Занесите полученные данные в «Схему патронажа», которую затем вклейте в «Историю развития ребенка».
  8. Дайте маме рекомендации по организации режима, питания ребенка, обучите манипуляциям по уходу за ребенком, если мама ими не владеет, проведению комплекса массажа и гимнастики по возрасту, ребенка старше 1-го месяца (при необходимости) пригласите на прием в поликлинику к участковому педиатру, к врачам-специалистам, дайте направления на лабораторные обследования.

 

Примечание:

  1. Первый патронаж к новорожденному ребенку проводится медсестрой совместно с врачом не позднее трех суток после выписки ребенка из роддома; недоношенного ребенка, детей из двойни, тройни – на следующий день после выписки, затем -  еженедельно.
  2. Патронажи с целью обработки пупочной ранки проводятся ежедневно до ее полного заживления.
  3. Патронажи к детям первого года жизни проводятся 1 раз в месяц.

 

 

Проведение первичной сердечно – легочной реанимации детям разного возраста.

Примечание.

Если грудная клетка не поднимается, необходимо улучшить проходимость дыхательных путей или плотно прижать рот оказывающего помощь ко рту или носу пациента, предотвратив утечку воздуха через нос или рот.

Реанимация одним человеком.

Самая трудная ситуация. Реаниматор производит 2 вдувания в легкие, затем 10-12 компрессий на грудную клетку, далее вновь 2 вдувания и снова 10-12 компрессий, пока не подоспеет помощь.

Реанимация двумя людьми.

Один проводит ИВЛ, другой непрямой массаж. Важно добиться правильной синхронности.

Соотношение: на 1 вдувание 4-5 компрессий на грудную клетку.

В момент компрессии вдувания прекращаются.

Целесообразно через каждые 3-4 минуты меняться местами.

Каждые 2-3 минуты массаж прерывают, чтобы проверить пульс на крупных сосудах, ухом тоны сердца, величину и реакцию зрачка.

Критерии эффективности первичной реанимации:

* Появление пульса на крупных сосудах

* Определение АД/свыше 60 мм. рт.ст.

* Появление самостоятельных вдохов

* Исчезновение цианоза, бледности, мраморности кожи, покраснение кожи

* Сужение зрачков, появление движений глазных яблок

Массаж прекращается только при хорошем пульсе, но ИВЛ продолжают.

Если через 30-40 минут от начала реанимации сердечная деятельность не восстановилась, зрачки остаются широкие, не реагирующие на свет, такую реанимацию считают неэффективной и ее следует прекратить.

Осложнения реанимационных мероприятий:

Переломы ребер. Перелом грудины.                                                                                           

Гематома на грудной стенке в месте приложения рук реаниматора. Пневмоторакс или гемоторакс. Переполнение желудка воздухом.

 

Сборник алгоритмов манипуляций

по учебной дисциплине

«Сестринское дело в педиатрии».

Дата: 2019-05-28, просмотров: 198.