Учить определять тему и задачи урока (П.)
| Личные местоимения
План
| - Назовите тему урока
| Личные местоимения
|
- Давайте сформулируем задачи нашего урока. Продолжите:
1. Узнать, какие
2. Определить, как они
3. Поупражняться
4. Проверить себя,
|
|
План:
1. Узнать, какие местоимения являются личными
2. Определить, какие лица и числа имеют личные местоимения
3. Поупражняться в нахождении местоимений в тексте, в определении его числа и лица
4. Проверить себя, как усвоили тему
|
VI . Открытие нового знания.
|
Познакомить с признаками понятия «личные местоимения»: они указывают на определённое лицо или лица; к ним относятся «я, ты, мы, вы, он, она, они, оно» (Пр.)
Ввести понятие «личные местоимения» (Пр.)
|
|
Я, ты, мы, вы, он, она, они, оно - личные местоимения
|
- Скажите, когда вы начинаете разговор, как называете себя?
| я
|
- Запишите. Когда обращаетесь к товарищу не по имени?
| ты
|
- Запишите. Как бы вы назвали себя и товарища одним словом?
| мы
|
- Запишите. Как бы вы обратились к группе детей?
| вы
|
- Запишите. Когда разговор идет о мальчике, то мы говорим
| он
|
- Запишите. Когда разговор идет о девочке, то мы говорим
| она
|
- Запишите. А если говорим о ребятах?
| они
|
- Запишите. А каким словом заменить слово «солнце»?
| оно
|
- Итак, что мы записали?
| я, ты, мы, вы, он, она, они, оно
|
- Местоимения «я, ты, мы, вы, он, она, они, оно» называют личными.
|
|
- Как вы думаете, почему их так называют?
| Потому что они указывают на определённое лицо или лица, о которых идет речь
|
- Называют ли эти местоимения, о ком точно идет речь, кто это лицо?
| Нет
|
- Например, я – кто это говорит о себе?
| Непонятно, невозможно сказать, кто о себе говорит
|
- Личные местоимения не называют, а только указывают на лицо, которое выполняет действие.
|
|
Понаблюдать над изменением личных местоимений по числам и лицам (Пр.)
Учить определять число местоимений (Пр.)
Учить ставить вопросы к местоимениям (Пр.)
Совершенствовать умение анализа (П.)
Учить строить простейшие рассуждения (К.)
Учить заполнять таблицу (П.)
| Таблица «Личные местоимения»
|
Анализ языкового материала с целью заполнение таблицы «Личные местоимения»
|
У детей таблица. На доске появляется такая же таблица
Личные местоимения
| 1-е лицо
| 2-е лицо
| 3-е лицо
| Ед. ч.
|
|
|
| Мн. ч
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- На слайде диалог двух девочек. Две ученицы читают его по ролям.
- Алло! Здравствуй, Настя. Это я – Полина. Ты хорошо меня слышишь?
- Да. Привет, Полина.
- Мне нужна Даша. Мы с ней собирались сходить в библиотеку. Скажи, пожалуйста, она дома?
- Нет, она ушла в магазин.
- А Саша? Где он?
- Саша ушёл на секцию по футболу.
- А они скоро придут домой?
- Не знаю.
- Спасибо, Настя. Пока.
|
|
- Удалось ли девочкам построить телефонный разговор без местоимений?
| Нет
|
- Какие местоимения они использовали во время телефонного разговора?
| Я, ты, мы, она, он, они
|
А) Заполнение первого столбца таблицы
|
- Скажите, как назвала себя Полина, начиная разговор?
| Она назвала себя - я.
|
- Какой вопрос можно задать к местоимению «я»?
| Кто?
|
- Это первое лицо, участвующее в разговоре
|
|
- В каком числе местоимение «я»?
| В единственном
|
- Почему?
| Потому что речь идёт об одном объекте
|
- Запишем в таблицу: на пересечении столбца 1-е лицо и строки ед. ч. Какое местоимение употребляет Полина, чтобы назвать себя и Настю одним словом?
| Полина назвала себя и Настю - мы.
|
- Поставим вопрос к этому местоимению?
| Кто?
|
- Куда запишем в таблицу?
| 1 лицо, мн. число
|
- Почему местоимение множественного числа?
| Потому что говорится о двух девочках
|
- На что указывают местоимения «я» и «мы»?
- Запишем это в таблицу (кто говорит) – в последнюю строку столбца 1-е лицо.
| Местоимения 1-го лица «я», «мы» указывают на того, кто говорит.
|
- Запомните, местоимения «я» и «мы» относятся к первому лицу и указывают на того, кто говорит. Местоимения «я» - единственного числа, а местоимение «мы» - множественного.
|
Б) Заполнение второго столбца таблицы
|
- Как Полина обратилась к Насте, ко 2-му участнику диалога?
| Она сказала ей – ты
|
- Какой вопрос поставим к этому местоимению?
| Кто?
|
- А как она могла обратиться к нескольким участникам разговора? (Если бы участников разговора было несколько, то, как бы обратилась Полина?)
| Если несколько человек, то нужно обратиться к ним - вы
|
- Местоимения 2-го лица «ты», «вы», т.е. второй, другой человек в разговоре, указывают на того, к кому обращаются с речью. Запишем их в таблицу.
|
- Куда запишем «ты»?
| 2 лицо, ед. ч.
|
- Почему единственное?
| Говорится об одной девочке
|
- Куда запишем «вы»?
| 2 лицо, мн. ч.
|
- Почему множественное?
| Потому что речь идет о нескольких людях
|
В) Заполнение третьего столбца таблицы
|
- Какими местоимениями воспользовались девочки, говоря о тех, кого не было рядом с ними, то есть о третьих лицах?
| Девочки употребили местоимения он, она, они.
|
- Запишем их в таблицу. Куда запишем местоимения «он, она»?
| 3 лицо, ед. ч.
|
- Задайте вопрос к этим местоимениям
| Кто?
|
- Какое еще местоимение нужно написать к ним?
| Оно
|
- Куда запишем местоимение «они»?
| 3 лицо, мн. ч.
|
- Почему множественное число?
| Потому что они означает несколько человек
|
- Местоимения 3-го лица «он», «она», «оно», «они» указывают на того, о ком (о чем) говорят. Запишем в таблицу.
|
Г) Вывод-обобщение по таблице
|
- Какие же вопросы мы поставили к местоимениям?
| Кто?
|
- Какой вывод можно сделать?
| Личные местоимения отвечают на тот же вопрос, что и существи-ые.
|
- Почему?
| Потому что они заменяют существительные
|
- Когда местоимения стоят в единственном числе?
| Когда указывают на один объект
|
- Когда во множественном?
| Когда объектов два или несколько
|
- Когда местоимения относятся к первому лицу?
| Когда указывают на того, кто говорит
|
- Когда местоимения относятся ко второму лицу?
| Когда указывают на того, к кому обращаются
|
- Когда местоимения относятся к третьему лицу?
| Когда указывают на того, о ком говорят
|
- Эту таблицу потом вы вклеите в тетрадь.
|
|
Личные местоимения
| 1-е лицо
| 2-е лицо
| 3-е лицо
| Ед. ч.
| я
| ты
| он, она, оно
| Мн. ч
| мы
| вы
| они
|
| Кто говорит
| К кому обращаются
| О ком говорят
|
|
|
- Ребята, эту таблицу вы должны знать наизусть: вы должны знать, какие местоимения относятся к 1 лицу, ко 2 лицу, к 3 лицу, а также какие к множественному, а какие к единственному.
|
Дата: 2019-05-28, просмотров: 205.
|