ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КУРС

ВОЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

И ГУСЕНИЧНЫХ

ТРАНСПОРТЕРОВ-ТЯГАЧЕЙ

(КВ-92)

Введен в действие директивой министра обороны

Российской Федерации

от 2 августа 1992 года

М Д-15

 

 

МОСКВА

ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО 1993

 

 

Глава первая

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Курс вождения автомобилей и гусеничных транспортеров-тягачей * предназначен для руководства обучением вождению автомобилей всех типов, многоосных тяжелых колесных тягачей и специальных колесных шасси, гусеничных машин (гусеничных тягачей, транспортеров-тягачей и транспортеров)** при начальной подготовке водителей (механиков-водителей)*** в войсках (силах) и военно-учебных заведениях, доподготовке водителей, призванных на действительную военную службу, при переподготовке и совершенствовании навыков вождения в процессе службы, а также для обучения вождению личного состава родов войск и служб, если оно предусмотрено соответствующими программами.

*В дальнейшем для краткости — Курс вождения.

** В последующих статьях настоящего Курса вождения автомобили всех типов, многоосные тяжелые колесные тягачи и специальные колесные шасси, гусеничные машины (гусеничные тягачи, транспортеры-тягачи и транспортеры) для краткости будут называться машинами.

*** В дальнейшем для краткости — водители.

2. Обучение вождению является составной частью технической (автомобильной) подготовки всего личного состава автомобильной службы, офицеров и прапорщиков родов войск и служб, курсантов и слушателей военно-учебных заведений. Обучение вождению должно быть подчинено основному принципу боевой подготовки войск — учить тому, что необходимо на войне и направлено на достижение высокого мастерства управления машинами в различных условиях обстановки, местности, погоды и видимости, на выработку у обучаемых воли, решительности, смелости, самостоятельности и инициативы, на привитие уверенности в высоких технических возможностях

машин и чувства ответственности за их сохранность и постоянную готовность к использованию.

3. Успешная отработка упражнений Курса вождения обеспечивается:

- умелой организацией занятий командирами подразделений и воинских частей;

- высокой методической подготовкой руководителей занятий и инструкторов по вождению, применением передовых методов обучения;

- наличием современной учебно-материальной базы, позволяющей проводить занятия по всем разделам технической (автомобильной) подготовки;

- отличным знанием и пониманием обучаемыми Правил дорожного движения, твердым усвоением ими приемов безопасного управления машинами в различных условиях.

4. Обучение вождению машин проводится на автодроме и на местности как на одиночных машинах, так и в составе колонн. Не менее 30 процентов занятий по практическому вождению машин должно проводиться ночью.

5. Курс вождения содержит общие, контрольные и специальные упражнения для подготовки и совершенствования профессионального мастерства водителей, которые включают отработку всех вопросов, необходимых для привития навыков умелого и безопасного управления машиной.

Общие упражнения (1 —10) предназначены для обучения вождению при начальной подготовке, доподготовке, переподготовке и совершенствовании навыков водителей машин.

При этом упражнения 5, 6 и 10 одновременно являются контрольными.

Контрольные упражнения (5, 6 и 10 из числа общих упражнений) предназначены для совершенствования подготовки водителей по вождению и определения степени их обученности в конце обучения, при проверках и инспектировании войск.

Специальные упражнения (1с—4с) предназначены для обучения управлению машинами в видах Вооруженных Сил и родах войск, а также для привития навыков управления машинами в особых условиях: при буксировании, подготовке к транспортированию и погрузке (выгрузке) в транспортные средства, преодолении водных преград. Содержание специальных упражнений и условия их выполнения могут уточняться и дополняться с разрешения заместителей министра обороны РФ, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, начальников родов войск и служб, главных и центральных управлений Министерства обороны РФ.

6. Последовательность и сроки отработки упражнений в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны РФ * согласовываются с планами выполнения задач по боевой подготовке.

7. Обучаемые водители должны изучить основы движения и правила вождения; освоить приемы управления машинами и выработать навыки по преодолению искусственных и естественных препятствий, вождению машин днем и ночью в условиях, соответствующих периоду обучения; получить навыки безопасного управления машиной как при одиночном движении, так и в составе колонны.

В дальнейшем навыки водителей в вождении машин совершенствуются на тактических занятиях и учениях, а также в ходе других выходов на занятия.

8. С курсантами военных автомобильных училищ изучаются основы движения и безопасного управления, Правила дорожного движения; в полном объеме Курса вождения осваивается практическое вождение машин; прививаются навыки в организации и методике проведения занятий по вождению, в том числе с использованием тренажеров.

9. С офицерами проводятся занятия в целях совершенствования знаний и навыков в вождении машин. С командирами подразделений (частей) отрабатываются вопросы управления подразделениями при совершении марша.

ОЦЕНКА ВОЖДЕНИЯ

27. Результаты выполнения упражнений Курса вождения (техника вождения) оцениваются согласно условиям, приведенным в каждом упражнении, с учетом общих ошибок, допущенных при выполнении упражнения (задания).

К общим ошибкам относятся:

- остановка двигателя по вине обучаемого;

- движение на передаче, не соответствующей дорожным условиям;

- рывки при трогании с места;

- сильный скрежет шестерен и рывки в трансмиссии при переключении передач:

- движение с включенным стояночным тормозом;

- грубое вождение (сильные удары в подвеске машины при преодолении препятствий).

Если во время выполнения упражнения обучаемый повторяет одну из ошибок несколько раз, то в общее число ошибок засчитываются все ее повторения.

Упражнение считается невыполненным в случаях нарушения условий, приведенных в упражнениях, при несоблюдении требований безопасности, повлекших за собой телесные повреждения (ранения) или гибель людей, поломку машины, а также в случаях нарушений Правил дорожного движения, потребовавших вмешательства инструктора для предотвращения аварийной обстановки.

28. Водители, проходящие начальную подготовку, доподготовку, офицеры и прапорщики родов войск и служб оцениваются по числу ошибок, совершенных при выполнении упражнения.

Офицеры, прапорщики и мичманы, старшины и сержанты автомобильной службы, водители транспортных средств всех категорий оцениваются по числу ошибок, совершенных при выполнении упражнения, и временным показателям.

Курсанты военных автомобильных училищ и учебных частей до получения удостоверения на право управления транспортным средством оцениваются как водители, проходящие начальную подготовку; после получения удостоверения — как водители первого года службы; в дальнейшем (через год) — как водители второго года службы.

29. Оценочные нормативы по времени установлены для типовых препятствий, рекомендованных Курсом вождения для одиночного трехосного полноприводного грузового автомобиля с усилителем рулевого привода, а также одиночной гусеничной машины, при выполнении упражнений днем. При отработке упражнений на двухосных автомобилях вводится поправочный коэффициент 0,9, на многоосных тяжелых колесных тягачах и специальных колесных шасси—1,2, в ночных условиях— 1,1.

При появлении условий, затрудняющих выполнение упражнений, проверяющим (инспектирующим) предоставляется право устанавливать временные нормативы (увеличивать время до 25 процентов). В этих случаях объективность измененного норматива проверяется по результатам пробных заездов наиболее подготовленными водителями.

Затрудняющими условиями считаются: выбоины на дороге, размокшая дорога, большая запыленность воздуха, густой туман, видимость менее 50 м, дождь, гололед, снегопад, вождение на высоте более 1000 м над уровнем моря, а также при температуре окружающего воздуха выше (ниже) 35°С.

30. Индивидуальная оценка обучаемому по вождению за период обучения (в ВУЗах — за семестр, учебный год) выводится по оценкам, полученным им за каждое упражнение и признается:

- отличной, если не менее 50 процентов упражнений выполнено с оценкой «отлично», остальные — «хорошо» и «зачтено»;

- хорошей, если не менее 50 процентов упражнений выполнено с оценками «отлично» и «хорошо», а остальные — «удовлетворительно» и «зачтено»;

- удовлетворительной, если не менее 70 процентов упражнений выполнено с положительной оценкой.

31. Оценка по вождению подразделению (части) и отдельным категориям личного состава за период обучения выставляется по индивидуальным оценкам обучаемых и признается:

- отличной, если 90 процентов обучаемых имеют положительные оценки, при этом не менее 50 процентов общего числа обучаемых — оценки «отлично»;

- хорошей, если 80 процентов обучаемых имеют положительные оценки, при этом не менее 50 процентов общего числа обучаемых— оценки «отлично» и «хорошо»;

- удовлетворительной, если не менее 70 процентов обучаемых имеют положительные оценки.

32. При проверках (инспектировании) оценка по вождению выводится по результатам проверенных подразделений. Оценка по вождению за часть (подразделение) слагается из двух оценок – за одиночное вождение и вождение в колонне в составе части (подразделения) и признается:

- отличной, если одна из оценок «отлично», а другая — «хорошо»;

- хорошей, если одна из оценок не ниже «хорошо», а другая — «удовлетворительно»;

- удовлетворительной, если обе оценки не ниже «удовлетворительно».

Оценка за одиночное вождение выводится по результатам выполнения одного из контрольных упражнений на основании оценок всех проверяемых согласно ст. 31.

Оценка за вождение в колонне в составе части (подразделения) выводится по условиям выполнения упражнения 10 Курса вождения.

Для оценки вождения в составе подразделения количество выводимой автомобильной техники должно соответствовать списочному составу в пределах штатной численности с учетом установленного для данного подразделения коэффициента технической готовности. Количество выводимой автомобильной техники для части устанавливается проверяющими (инспектирующими), но не менее 20 процентов от каждого подразделения.

Упражнения 5 и 6 служат для оценки индивидуальной подготовки водителей, упражнение 10 — для оценки маршевой подготовки водителей части (подразделения).

33. Упражнение выполняется в последовательности, определяемой руководителем занятия (проверяющим) на закрепленной за водителем машине или на машине той же марки. Слушатели и курсанты военно-учебных заведений (учебных частей), офицеры и другие категории личного состава, за которыми не закреплены машины, выполняют упражнение на одной из машин воинской части в соответствии с имеющейся в водительском удостоверении разрешающей отметкой категории транспортного средства.

В исходном положении, если это не оговорено условиями упражнения, обучаемый стоит в одном шаге впереди левого колеса (гусеницы) машины, двигатель не работает. По команде «Внимание. МАРШ» обучаемый занимает место в кабине и начинает движение. Упражнение считается законченным, когда обучаемый, выполнив задание, остановил машину, принял меры предосторожности, исключающие самопроизвольное ее движение, выключил двигатель и занял исходное положение (в том числе и в противогазе).

Глава вторая

ОБЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

УПРАЖНЕНИЕ 1

ПОДГОТОВКА И ВЫВОД МАШИН ИЗ ПАРКА В НАЗНАЧЕННЫЙ РАЙОН

Цель. Ознакомление водителей с особенностями управления закрепленных за ними машин с отработкой практических действий по подготовке и выводу машин из парка по тревоге или сбору.

Условия и порядок выполнения упражнения Упражнение предназначено для обеспечения высокой боевой готовности воинской части и отрабатывается со всеми водителями, прибывающими (поступающими на укомплектование) в воинскую часть до начала периода обучения (доподготовки).

Упражнение выполняется днем в парке и при движении машин в назначенный район по установленному маршруту в составе подразделения. В парке командиром воинской части (подразделения) водителям вручаются машины. Водители знакомятся с особенностями их устройства и управления, изучают порядок получения путевых листов, ключей от замков зажигания, люков машин, перечень работ по подготовке машины к движению, место в колонне, маршрут и режим движения, сигналы управления.

Отрабатываются последовательность работ по снятию машины с хранения, получение и установка аккумуляторных батарей, заправка охлаждающей жидкостью, подготовка двигателя к пуску и пуск его различными способами, прогрев двигателя и подготовка (снятие с колодок) машины к движению, сцепка с прицепом (системой и т. п.), вывод машины из парка и движение в назначенный район.

Скорость движения выбирается с учетом выполняемой задачи, дорожных условий, ширины и состояния проезжей части, видимости, атмосферных условий, рельефа местности, интенсивности движения на маршруте и подготовленности водителей.

УПРАЖНЕНИЕ 2

ТРЕНАЖЕРНАЯ ПОДГОТОВКА

Цель. Изучение и закрепление координации движений рук и ног при управлении машиной.

Условия и порядок выполнения упражнения

Упражнение состоит из двух заданий и отрабатывается днем на площадке автодрома.

Задание 1. Скоростное руление

Задание выполняется на машине (тренажере) с вывешенным передним мостом (рис. 1). При этом передние колеса должны быть приподняты на высоту 20—30 мм от поверхности земли. Машины должны быть установлены таким образом, чтобы исключить их колебания.

На машинах, имеющих гидроусилитель рулевого механизма, задание выполняется при работающем двигателе (частота вращения коленчатого вала 1200—1500 об/мин). Во время выполнения задания дросселирование (изменение частоты вращения коленчатого вала двигателя) запрещается, стопа правой ноги не должна находиться на педали управления подачи топлива.

 

 

 

Рис. 1. Установка машины для отработки приемов скоростного руления

Исходное положение: посадка, руки на рулевом колесе в стандартном положении (левая рука в секторе 9-10 по циферблату часов, правая — в секторе 2-3, хват закрытый – рис. 2), колеса вывернуты влево в положение до упора.

Водитель выполняет пять циклов скоростного руления двумя руками или одной (левой, правой).

Один цикл — поворот рулевого колеса из левого упора в правый и возврат в исходное положение. Способ руления произвольный.

 

 

Рис. 2. Стандартное (исходное) положение рук на рулевом колесе

 

Ошибки:

удары руками по рулевому колесу; вращение рулевого колеса за спицы; нарушение координации движений;

неравномерное вращение рулевого колеса (остановка при перехватах).

Задание оценивается «зачтено» при выполнении пяти циклов за время не более: для легкового автомобиля – 25 с, для грузового – 30 с.

 

Задание 2. Переключение передач в восходящем и нисходящем порядке

Задание выполняется на машине (тренажере) с выключенной передачей в раздаточной коробке (вывешенным задним мостом для неполноприводных автомобилей) при работающем двигателе.

Исходное положение: посадка, руки на рулевом колесе в стандартном положении, ноги на полу, рычаг коробки передач в нейтральном положении. Водитель выполняет пять циклов переключений передач.

Один цикл: выключить сцепление, включить I передачу, нога на пол, рука в исходное положение на рулевом колесе, выключить сцепление, включить II передачу, нога на пол, руки в стандартном положении на рулевом колесе и так до высшей передачи. Повторить в обратной последовательности до нейтральной передачи.

Ошибки:

обучаемый теряет зрительный контакт с дорогой (смотрит на рычаг коробки передач);

несоблюдение последовательности выполнения задания (невнимательность);

нарушение координации движений.

Задание оценивается «зачтено» при выполнении пяти циклов без ошибок за время не более: для легкового автомобиля – 60 с; для грузового – 90 с.

УПРАЖНЕНИЕ 3

МАНЕВРИРОВАНИЕ

Цель. Формирование и стабилизация чувства переднего, заднего и боковых габаритов машины и навыков управления машиной с контролем траектории движения задним ходом через зеркала заднего вида.

Условия и порядок выполнения упражнения

Упражнение состоит из пяти заданий и отрабатывается днем на площадке автодрома с обозначением элементов переносными ограничителями. При отработке заданий одновременно группой машин устанавливаются дистанции безопасности между ними и очередность их движения.

 

Задание 1. Трогание с места, разгон, остановка

Задание выполняется при начальной подготовке водителей. Отрабатываются правильная последовательность действий водителя при трогании машины с места передним (задним) ходом и остановке машины; управление машиной при переключении передач с низшей до высшей и в обратном порядке; приемы плавного, ступенчатого, прерывистого и комбинированного торможения.

Задание 2. Торможение у препятствия

Водитель с заданного расстояния до ограничителя выполняет последовательно трогание, разгон, торможение и остановку машины в момент касания ограничителя передним бампером, а затем – отъезд задним ходом на исходное положение (рис. 3).

Задание отрабатывается в три этапа. Сначала устанавливается расстояние до ограничителя 5 м, затем – 15 м и 30 м.

 

Задание оценивается «зачтено», если машина при остановке коснулась передним бампером ограничителя, при этом не сбила его, или если расстояние между передним бампером и ограничителем не превышает 50 см.

 

Задание 3. Движение по коридорам различной ширины (рис. 4 и 5)

Рис. 4. Движение по коридорам различной ширины передним ходом


Задание 4. Движение по «змейке»(рис. 6)


Задания 3 и 4 отрабатываются сначала при движении передним ходом, затем — задним.

Задание 5. Постановка в «бокс» задним ходом (рис. 7)

Ошибки:

задевание (наезд, сбивание) ограничителей; выход автомобиля за пределы габаритов элемента задания;

большая амплитуда маневрирования на «змейке»;

оглядывание назад при управлении машиной по зеркалам заднего вида (движении задним ходом).

Выполнение заданий 3, 4 и 5 оценивается «зачтено», если обучаемый совершил не более одной ошибки в каждом задании.

Упражнение оценивается «зачтено», если все задания получили оценку «зачтено».




УПРАЖНЕНИЕ 4

ГРУППОВАЯ ПОДГОТОВКА

Цель. Привитие навыков управления машиной и выработка чувства габаритов машины при движении в транспортном потоке.

Задание 1. Построение машин в линию

Определяется место остановки направляющего (лидера), устанавливается интервал между машинами и порядок построения — влево (вправо) от направляющего (рис. 8).

 

 

 

Рис.8 Построение машин в линию

а- построение справа от лидера; б- построение слева от лидера


Задание 2. Движение в колонну по

Задание 3. Перестроение в колонну по два, по три, по четыре и обратно

Дистанция и интервал задаются руководителем занятия.

Перестроение выполняется в движении из колонны по одному по команде «В колонну по два (по три, по четыре), дистанция ... м, интервал ... м – МАРШ» (рис. 10-13).

Рис. 10. Перестроение в колонну по два

Перестроение в обратном порядке выполняется по команде «В колонну по одному, дистанция ... м – МАРШ».

Ошибки:

несоблюдение (уменьшение, увеличение) установленных дистанции и интервала при движении (остановке) машин;

нарушение установленного порядка перестроения.

Оценка за выполнение упражнения не ставится, обучаемым указывается на совершаемые ошибки.

 

 

 

.

 


 

 


 




УПРАЖНЕНИЕ 5

УПРАЖНЕНИЕ 6

УПРАЖНЕНИЕ 7

УПРАЖНЕНИЕ 8

ВОЖДЕНИЕ ПО МЕСТНОСТИ

Цель. Привитие навыков управления машиной при движении вне дорог по местности, характерной для дислокации воинской части.

УПРАЖНЕНИЕ 9

УПРАЖНЕНИЕ 10

ВОЖДЕНИЕ В КОЛОННЕ

Цель. Обучение водителей своевременному и правильному выполнению команд и умелому правлению командиров подразделениями при завершении марша. Совершенствование навыков водителей по управлению машинами при

движении в колонне.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

УПРАЖНЕНИЕ 1с БУКСИРОВАНИЕ

Цель. Привитие и закрепление навыков по безопасному буксированию машин (прицепов, полуприцепов).

УПРАЖНЕНИЕ 2с

ВОЖДЕНИЕ НА АЭРОДРОМЕ

 

Цель. Изучение сигналов управления, маршрутов и порядка движения машин на аэродроме. Привитие навыков маневрирования при обслуживании воздушных судов.

 

УПРАЖНЕНИЕ Зс

УПРАЖНЕНИЕ 4с

ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДНЫХ ПРЕГРАД

Цель. Привитие навыков подготовки и управления машиной при преодолении водных пре град различными способами.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВОЖДЕНИИ МАШИН

Общие требования безопасности

1. Безопасность занятий по вождению обеспечивается всеми участниками: командирами (начальниками),
руководителями занятий, их помощниками, инструкторами, водителями и обслуживающими лицами, которые должны соблюдать требования .безопасности, поддерживать порядок, дисциплину и принимать все меры для предотвращения несчастных случаев или дорожно-транспортных происшествий.

2. Тренировочные площадки должны находиться на удалении не менее 20 м от отдельных деревьев, столбов, различных сооружений и не иметь неровностей и других препятствий. Для проведения занятий необходимо разметить края площадки ограничителями (стойками, конусами, автомобильными шинами и т. д.) или контрастной краской.

Для выполнения каждого упражнения (задания) необходимо предусматривать такие территорию и траекторию движения, чтобы исключить столкновение машин между собой и с окружающими объектами.

3. Лица, обслуживающие вождение (медперсонал, помощники по установке оборудования и др.), должны находиться на безопасном расстоянии и не препятствовать проведению маневров. Их задачи, местонахождение и порядок действий определяет руководитель занятия.

Во время вождения запрещается допускать на площадки и маршруты посторонних лиц и транспорт. С этой целью па пути возможного подхода и подъезда к местам занятий устанавливаются переносные знаки «Въезд запрещен».

Опасные места на маршрутах следует огораживать и обозначать ясно видимыми знаками (фонарями).

4. Выполнение упражнения (задания) должно начинаться по команде руководителя занятия (по команде должны проводиться смена движения, учебных мест и заканчиваться от упражнения.

Особое внимание участников занятий следует обратить на обеспечение безопасности при выполнении упражнений на дорожном покрытии с низким коэффициентом сцепления, группой машин, а также на отработке приемов торможения, прохождения поворотов в движения задним ходом.

Водитель машины, сделавший вынужденную остановку должен принять все меры для предотвращения дорожно-трапспортного происшествия и немедленно усиленным сигналом сообщить об этом руководителю занятия

При выполнении упражнения (задания) машины, непосредственно не занятые в вождении, и неисправные машины должны находиться (быть выведены) в зоне безопасности.

Все участники вождения должны быть ознакомлены требованиями безопасности и пройти инструктаж перед. занятиями, о чем должна быть сделана соответствующая запись в журнале с росписью инструктируемого

Запрещается:

допускать к выполнению упражнения (задания) водителей, не знающих условия его выполнения, Правил

дорожного движения, требований безопасности;

движение без команды руководителя занятия (помощника), инструктора или сигнала регулировщика;

вождение неисправных машин;

ремонт на маршрутах (местах) выполнения упражнении;

выполнять посадку в машину, выходить из нее и находиться впереди или сзади машины при работающем двигателе.

находиться личному составу во время движения в кабине в количестве, превышающем норму, установленную для данной машины, а также в кузове автомобиля или на корпусе гусеничной машины.

Требования безопасности при погрузке машин на транспортные средства

5. Перед началом погрузки руководитель погрузки должен проверить исправность железнодорожной платформы (макета платформы), погрузочной площадки и аппарели, подготовку машины и платформы к погрузке, обращая особое внимание на состояние приводов управления механизмами поворотов и тормозов, надежность торможения железнодорожной платформы башмаками (упорами).

Погрузка машин с неисправных погрузочных площадок, погрузка на малогабаритные, недостаточной грузоподъемности ила неисправные платформы запрещается.

Во время погрузки (выгрузки) на платформе находится только руководитель погрузки (инструктор). Обучаемые, не занятые погрузкой, располагаются на безопасном удалении от места погрузки.

В ночное время погрузочная площадка и железнодорожная платформа должны освещаться так, чтобы были видны края погрузочной площадки и платформы, а свет не ослеплял водителя.

На машине, установленной на железнодорожную платформу, должны быть включены (затянуты) тормоза и задняя передача, перекрыты топливные баки, привод ручной подачи топлива установлен на нулевую подачу, выключен выключатель батарей («массы») и закрыты двери (люки).

При заезде (съезде) машины на платформу запрещается кому-либо, кроме водителя, находиться б машине.

Руководитель погрузки должен находиться на таком месте, откуда он мог бы видеть положение колес или гусениц машины во время движения, а его сигналы были бы хорошо видны водителю.

Водитель обязан:

убедиться в отсутствии грязи, снега и обледенении на гусеницах и колесах машин;

пускать двигатель, начинать движение и выходить ИЗ машины только по сигналу руководителя погрузки;

выбрать направление движения при погрузке с бокового погрузочно-выгрузочного устройства, чтобы угол между машиной и платформой составлял около 30°;

двигаться по погрузочно-выгрузочным устройствам, железнодорожным платформам и переходным мосткам на низшей передаче, плавно, не делая резких рывков н поворотов (на сборно-разборных площадках и аппарелях повороты гусеничных машин не допускаются).

Внимательно следить за сигналами руководителя погрузки и быть готовым немедленно остановить машину.

6. Погрузка и крепление машин в грузовой кабине воздушного судна выполняются в соответствии с требованиями инструкции по летной эксплуатации воздушного судна (разрабатывается на каждый тип воздушного судна), инструкций по воздушному транспортированию отдельных образцов техники, а также правил перевозки опасных грузов воздушным транспортом.

Погрузка машин проводится с соблюдением следующих требований:

перед погрузкой водители должны изучить и твердо знать свои обязанности при выполнении погрузочно-выгрузочных работ;

выполнять установленный объем работ по подготовке машин к транспортированию воздушным судном;

выезжать по грузовым трапам (рампе, аппарели) до песта установки машины в грузовой кабине на низшей передаче, без резких рывков и торможений;

после размещения машины в грузовой кабине воздушного судна необходимо включить стояночный тормоз и заднюю передачу, выключить рессоры (торсионы), проверить крепление груза в кузове и съемного оборудования (огнетушителей, лопат, запасных колес в др.), слить при необходимости воду из радиаторов, закрыть двери и люки и надежно закрепить машину штатными средствами воздушного судна.

При выгрузке из вертолетов необходимо соблюдать меры, исключающие попадание людей и машин под вращающийся хвостовой винт.

Запрещается:

погрузка машины в грузовую кабину своим ходом с неисправными механизмами управления;

проезд мимо стоящих воздушных судов ближе 5 м;

проезд мимо воздушных судов с работающими двигателями со стороны их взлета;

находиться у бортов грузовой кабины, сзади машин или между тросами лебедок.

7. Погрузка и выгрузка машин, перевозимых водным транспортом, осуществляется на подготовленных и оборудованных причалах при соблюдении следующих требований:

начинать погрузку (выгрузку) разрешается после проверки готовности спасательно-эвакуационной группы; начинать движение и передвигаться по палубе можно только по команде руководителя погрузки; руководствоваться чьими-либо сигналами, кроме сигналов руководителя погрузки, запрещается; въезжать (съезжать) на судно, двигаться по перегрузочным мосткам и палубе судна нужно на низшей передаче, без рывков. 8. Погрузка машины на паром и выгрузка с него разрешаются после того, как паром будет причален и надежно закреплен на возможно близком расстоянии от берега. Во время погрузки и выгрузки в машине должен находиться только один обучаемый (водитель), люки (двери кабин) должны быть открыты. Погрузка и выгрузка выполняются по командам руководителя (инструктора) на низшей передаче и малой скорости без переключения передач, крутых поворотов и резкого изменения частоты вращения вала двигателя. После установки машины на паром двигатель должен быть остановлен, тормоза полностью затянуты и включена задняя передача.

При движении парома инструктору и обучаемому находиться в машине запрещается.

Требования безопасности при преодолении водных преград

9. Преодоление водной преграды любым способом разрешается только после тщательной ее разведки, оборудования и организации четко действующей спасательно-эвакуационной службы. К началу переправы эвакуационные и спасательные средства должны располагаться в указанных руководителем занятий (комендантом переправы) местах и быть в готовности к действиям по оказанию помощи водителям (экипажам),

Перед преодолением водных преград руководитель должен проверить знание обучаемыми правил их преодоления, требований безопасности и способов действий в аварийных случаях. Машины, предназначенные для вождения на плаву, должны быть проверены на герметичность.

К вождению машин на плаву допускаются водители, которые умеют плавать и готовить машины к движению на плаву.

В случае обильного поступления воды в машину при входе в воду необходимо немедленно вывести машину на берег.

Водитель при движении на плаву обязан следить за количеством воды, проникающей в корпус, и за работой водооткачивающих средств. Работу насосов контролировать по выбросу воды из водооткачивающих труб. При быстром поступлении воды в машину во время движения на плаву и угрозе ее затопления инструктор должен дать команду водителю на выход из затопляемой машины и немедленно доложить о случившемся по радио или установленным сигналом руководителю занятия.

В случае остановки двигателя при движении на плаву необходимо доложить по радио или установленным сигналом руководителю занятия о случившемся и действовать по его указанию.

Запрещается:

движение машины на плаву при отсутствии у водителей (экипажей) спасательных жилетов;

движение машины на скоростях, при которых начинается перекатывание воды через верхнюю кромку волноотражательного щитка;

вхождение в воду с опущенным волноотражательным щитком и опускание его до выхода из воды.

10. При переправе по льду в машине должны находиться только обучаемый (водитель) и инструктор. Люк механика-водителя и двери машины должны быть открыты. Дистанция между машинами определяется в зависимости от толщины льда и массы переправляемых машин. При буксировании остановившейся машины длина троса должна быть не менее установленной дистанции между переправляемыми машинами.

Остановившуюся машину разрешается объезжать только по указанию командира (руководителя занятия) по обозначенному (указанному) направлению,

Переправа по льду должна иметь удобные подходы и обеспечивать выход машины на берег без поворота на льду. При ширине переправы менее 50 м очередной машине разрешается съезжать на лед только тогда, когда передняя машина вышла на противоположный берег.

11. При преодолении брода его глубина не должна превышать значение, указанное в технической характеристике машины. На машинах необходимо выполнить работы, предусмотренные в инструкциях по эксплуатации.

При преодолении брода необходимо:

поддерживать постоянную частоту вращения вала двигателя;

входить в воду плавно, на низшей передаче, не выходить за обозначенные границы брода;

избегать поворотов, резкого изменения частоты вращения вала двигателя, переключения передач, остановок машины.

Требования безопасности при эвакуации машин

12. Состояние тяговых и такелажных средств, анкерных устройств и соединительных деталей перед их использованием должно быть тщательно проверено. Нагрузки на лебедки, тросы и блоки не должны превышать норм, установленных для них техническими условиями (инструкциями по эксплуатации).

При вытаскивании и буксировании машин тросы к буксирным крюкам, тягово-сцепным устройствам надежно закрепляют при неработающих двигателях. Надежность закрепления тросов (буксиров) проверяет инструктор (руководитель занятия, командир подразделения) непосредственно перед началом вытаскивания или буксирования.

Всеми действиями водителей тягача и вытаскиваемой машины руководит инструктор (руководитель занятия, командир подразделения), находящийся в таком месте, откуда он их хорошо видит.

Предварительное натяжение тросов, а также последующее трогание машины с места во всех случаях самовытаскивания, вытаскивания и буксирования должны выполняться плавно, без рывков. После предварительного натяжения тросов проверяют их крепление.

При натяжении тросов и буксировании машины люк механика-водителя должен быть закрыт.

Жесткая сцепка должна обеспечивать расстояние между транспортными средствами не более 4 м, а гибкая — 4—6 м. При гибкой сцепке связующее звено через каждый метр должно быть обозначено сигнальными щитками или флажками.

Запрещается:

допускать к месту вытаскивания машины лиц, не имеющих отношения к работам;

пользоваться неисправным оборудованием, тросами с порванными нитями;

стоять около натянутых тросов и по их направлениям ближе, чем на расстоянии длины тросов;

стоять сбоку машины ближе 5 м при вытаскивании ее с помощью бревна;

находиться под машиной, если под нее не подставлены надежные опоры;

делать остановки буксируемой машины и тягача на подъемах, спусках, у закрытых поворотов, на перекрестках и мостах;

буксировать на гибкой сцепке в гололедицу;

перевозить личный состав в буксируемом автобусе IB в кузове буксируемого грузового автомобиля;

буксировать машину со скоростью более 50 км/ч;

буксировать на гибкой и жесткой сцепке машины с неисправными тормозами и рулевым управлением.

Буксируемая машина в любое время суток должна быть обозначена габаритными огнями, а при их неисправности — знаком аварийной остановки, укрепленным на ней сзади.

Требования безопасности при движении через железнодорожные переезды и мосты

13. При движении через железнодорожный переезд

водитель должен уступить дорогу приближающемуся поезду (локомотиву, дрезине).

Перед переездом водитель должен убедиться в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дрезины) и руководствоваться положением шлагбаума, световой и звуковой сигнализацией, дорожными знаками и разметкой, а также указаниями и сигналами дежурного по переезду. Сигналом, запрещающим движение,

является положение дежурного, обращенного к водителю грудью или спиной, с поднятым над головой жезлом (красным флагом) или с вытянутыми в сторону руками.

Запрещается въезжать на переезд при закрытом либо начинающем закрываться шлагбауме, а также при запрещающем сигнале светофора или включенной звуковой сигнализации (независимо от положения шлагбаума и при его отсутствии). Если светофор выключен, а шлагбаум открыт или его нет, водителю разрешается начинать движение через переезд только после того, как он убедится в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дрезины).

Для пропуска приближающегося поезда (локомотива, дрезины) и в тех случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линий, знака «Движение без остановки запрещено», светофора, если их нет — не ближе 5 м от шлагбаума, а при отсутствии последнего — не ближе 10 м до ближайшего рельса. Перед началом движения после остановки перед переездом водитель должен убедиться в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дрезины).

14. При вынужденной остановке на переезде водитель должен высадить людей и принять меры для освобождения переезда.

Если машину не удается удалить с переезда, водитель должен:

при имеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 м (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда;

оставаться возле машины и подавать сигнал общей тревоги (серии из одного длинного и трех коротких сигналов);

при появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки (круговое движение руки с лоскутом яркой материи или с хорошо видимым предметом днем, с факелом или фонарем — ночью).

Запрещается:

пересекать железнодорожные пути в неустановленных для этого местах;

объезжать стоящие перед закрытым шлагбаумом транспортные средства;

самовольно открывать шлагбаум или объезжать его;

выезжать на переезд, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде;

выезжать на переезд, пока впереди идущая машина не освободит его.

15. При движении по мостам необходимо:

двигаться с установленной скоростью, дистанцией, без резких поворотов и торможений;

в случае вынужденной остановки впереди идущей машины остановиться, не сокращая установленной дистанции.

Запрещаются стоянка и разворот машин на мостах.

Требования безопасности при вождении в колонне

1-6. При вождении машин в колонне необходимо строго выдерживать установленные дистанции между машинами; двигаться по правой стороне дороги, следить за сигналами управления и немедленно их выполнять. Всякое изменение порядка движения машин, а также остановки делать только по команде командира (старшего колонны). При вынужденной остановке машину отводить на обочину дороги или в сторону от проезжей части.

Водители остановившихся машин снова занимают свое место в колонне только на привалах или остановках с разрешения старшего колонны. Обгон движущейся колонны запрещается.

На остановках в хвосте и голове колонны должны выставляться регулировщики: днем — с флажками, ночью — с фонарями; личному составу разрешается выходить только на правую сторону дороги.

На всех машинах колонны при движении днем должен быть включен ближний свет фар.

Перед движением через железнодорожный переезд командир (старший колонны) обязан остановить колонну, выставить регулировщиков, установить дежурный тягач с буксирным тросом и, убедившись в полной безопасности, дать команду на движение через переезд.

 


Требования безопасности при техническом обслуживании машин

17. Техническое обслуживание машин выполняется на оборудованных для этого местах (постах) с соблюдением следующих требований:

затормозить на посту (эстакаде) машину стояночным тормозом, включить низшую передачу и вывесить на рулевое колесо табличку с надписью «Двигатель не пускать — работают люди!». Перед съездом с поста (эстакады) убедиться, что под машиной нет людей, предметов, препятствующих движению;

поднимая машину домкратом, талью или краном, соблюдать правила пользования этим оборудованием;

не работать под вывешенной машиной без специальных подставок;

не проводить операции технического обслуживания на машине с работающим двигателем (кроме случаев его регулировки);

не складывать инструмент и снятые детали на раму, подножки и другие места, откуда они могут упасть на работающих;

пользоваться только исправным инструментом и оборудованием;

при обращении с этилированным бензином, тормозными, низкозамерзающими и другими специальными жидкостями не допускать их попадания на открытые участки тела и слизистые оболочки рта, носа, глаз;

на рабочем месте постоянно поддерживать чистоту и порядок.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (к ст. 21)

 



АВТОДРОМ

Оборудование автодрома и порядок пользования им

1.    Автодромом называется участок местности, оборудованный для обучения, совершенствования и контроля навыков вождения машин.

Он должен отвечать следующим требованиям: иметь рельеф местности, обеспечивающий отработку

упражнений Курса вождения применительно к ТВД; находиться в стороне от населенных пунктов, как правило, не иметь действующих автомобильных и железных дорог, линий связи и электропередач. Если они имеются, то должны быть надежно ограждены; иметь достаточные размеры для отработки упражнений Курса вождения;

элементы автодрома должны быть оборудованы согласно прилагаемым схемам.

2.    Автодромы оборудуются на окружных и дивизионных учебных центрах (полигонах). В соединениях и отдельных автомобильных полках создаются один-
два автодрома, а при размещении соединения в нескольких гарнизонах — по одному на каждый гарнизон, в котором размещается не менее полка. В гарнизонах, где размещается менее полка, оборудуются участки для вождения машин по упражнениям 5 и 6, а также тренировочные площадки для обучения безопасному вождению машин и участки для специальных упражнений: (по предназначению воинских частей).

Военно-учебные заведения и отдельные части, не входящие в соединения, как правило, оборудуют свои автодромы или пользуются гарнизонными. Автодромы учебных центров (полигонов) и военных автомобильных училищ, как правило, должны включать участки и элементы для отработки Курса вождения в полном объеме (рис. IV. 1).

Оборудование автодромов военных училищ родов войск и служб, школ подготовки младших специалистов автомобильной службы (учебных частей) и отдельных воинских частей (рис. IV.2 и IV.3) должно обеспечивать выполнение программ подготовки водителей

я других категорий личного состава по автомобильной специальности.

Во всех случаях подготовки водителей в соединениях и в воинских частях необходимо иметь участок (тренировочную площадку) для обучения безопасным приемам управления машинами.

3. На автодроме оборудуются командный пункт, участки и маршруты упражнений с необходимыми элементами.

Командный пункт включает вышку, учебные классы, помещения для хранения учебного имущества, стоянки машин, место для курения и туалет. Место для командного пункта выбирается так, чтобы им можно было пользоваться при проведении занятий по всем упражнениям Курса вождения. Если по условиям местности или размерам автодрома на нем невозможно оборудовать маршруты и участки по всем упражнениям, то они оборудуются в других местах.

Участки и маршруты для вождения автомобилей и гусеничных машин оборудуются раздельно.

Участок, предназначенный для обучения безопасному вождению машин, представляет собой площадку размером 100x150 м и более с твердым покрытием. На площадке с помощью переносных ограничителей (вешек, резиновых конусов, стоек, старых автомобильных покрышек и других предметов) размечают ограниченные проезды и другие элементы упражнений. На этой же площадке отрабатываются нормативы по технической подготовке.

4. При оборудовании автодромов необходимо руководствоваться следующими требованиями:

взаимное расположение участков автодрома и последовательность расположения элементов упражнений, указанных на схемах автодромов (рис. IV.l—IV.3), необязательны. Их необходимо размещать по маршруту с учетом рельефа местности. Форма и размеры элементов упражнений должны соответствовать рисункам, приведенным в упражнениях и настоящем приложении; препятствия " должны быть простыми по конструкции и прочными по устройству, дешевыми в изготовлении, они должны иметь элементы по предупреждению поломок машин и несчастных случаев (вспомогательные, страховочные опоры, колеи, фальшстенки и др.);

колейный мост, контрэскарп (уступ) и железнодорожная платформа оборудуются вспомогательной колеей шириной 0,3—1 м, расположенной на 20—25 см ниже

основной колеи (пола платформы); при оборудовании противотанкового рва и укрытия проход следует делать большей ширины, чем указано на рисунках, с последующей установкой фальшстенок или отвесов по ширине прохода;

крутости нерабочих стенок препятствий для предотвращения осыпания грунта укрепляют бревнами, жердями и другими материалами;

подъемы, спуски, косогоры выбирают крутизной не менее 7° (12 процентов) и протяженностью не менее 30 м;

элементы препятствий должны иметь окраску под фон местности или естественную; тип сооружаемых препятствий (земляные, деревоземляные, железобетонные и др.) должен определяться исходя из состояния грунта и имеющихся строительных материалов.

5.    Исходную линию (старт) начала упражнения (задания) обозначают столбами (стойками) высотой 1,7 м, расположенными в 5 м один от другого. К столбам
(стойкам) прикрепляют флажки белого цвета. Ночью на столбы устанавливают световые знаки (электролампочки, фонари) с желтым светом.

Конечную линию (финиш) упражнения (задания) обозначают также столбами (стойками), но с флажками красного цвета (ночью устанавливают световые знаки с красным светом).

Для подачи команд на движение (остановку) машины на старте (финише) могут устанавливаться светофоры соответственно зеленого и красного света.

У каждого элемента (препятствия) на линии его начала в 2—3 м справа по направлению движения машины устанавливают столб (стойку) высотой 1,7 м, окрашенный белыми и черными чередующимися полосами. К столбу на верхнем конце крепят металлический круг диаметром 40 см, окрашенный в белый цвет с обеих сторон. По периметру наносят красную кайму шириной 3 см. В середине круга черной краской пишут порядковый номер (высота цифр 20 см) элемента (препятствия) согласно схеме автодрома.

6.    Границы автодрома с направлений идущих на
него дорог обозначают знаками с надписью «Проезд
н проход запрещ4н»ч Все дороги и пешеходные тропы
перекрывают шлагбаумами или другими заграждениями.

Развилки, перекрестки и повороты на маршрутах движения машин обозначают соответствующими дорожными знаками согласно Правилам дорожного движения.

Опасные места на маршруте (глубокие овраги, ямы, обрывистые берега и т. п.) ограждают и обозначают ясно видимыми указками, а ночью — световыми знаками красного света.

7.    Автодромы сооружаются и оборудуются силами
и средствами соединений, воинских частей и учебных
центров; при этом необходимо руководствоваться тактико-техническими данными машин, размеры которых показаны в приложении.

Отвечают за оборудование, содержание и совершенствование (реконструкцию) автодрома командиры (начальники), в ведении которых они находятся.

8. Очередность пользования автодромом определяется графиком, составленным по форме на с. 89.

9. За готовность маршрутов для проведения занятий, поддержание установленных размеров препятствий, соблюдение порядка и требований безопасности во время вождения отвечают руководители (командиры подразделений), которые проводят на них занятия.

В каждом подразделении на время занятия по вождению или в воинской части на период вождения в распоряжение руководителя занятия выделяется личный состав для восстановления элементов автодрома, регулирования и обеспечения безопасности вождения.

По окончании вождения руководитель занятия организует восстановление препятствий и приведение в порядок других объектов, на которых проводилось обучение.

10.   В помощь руководителю занятия назначается
дежурный по автодрому, который отвечает за поддержание установленного порядка на автодроме и соблюдение требований безопасности.

Дежурный обязан:

знать общую схему автодрома, правила пользования им и требования безопасности во время вождения;

знать, какое подразделение занимается на автодроме (участках автодрома) и какое упражнение оно выполняет;

выставлять регулировщиков и оцепление и контролировать выполнение ими своих обязанностей;


 

 

следить за выполнением установленного порядка и требований безопасности личным составом, находящимся на автодроме.

11.   На автодроме должны быть:

общая схема автодрома, схемы маршрутов всех упражнений, их содержание, условия выполнения и оценочные нормативы;

инструкция по требованиям безопасности на автодроме;

инструкции руководителю занятия и дежурному по автодрому, утвержденные командиром (начальником), в ведении которого находится автодром;

график пользования автодромом;

журнал учета использования автодрома.

12.   За состояние автодрома, сохранность его оборудования, имущества и ведение положенной документации отвечает начальник автодрома. Он подчиняется
начальнику гарнизона (командиру воинской части, учебного центра), ежедневно докладывает ему о проведенных занятиях, недостатках во время вождения и мерах по их устранению и предупреждению.

Если начальник автодрома не предусмотрен штатом, он назначается приказом начальника гарнизона (командира воинской части), начальника учебного центра.

Начальник автодрома должен иметь: перечень документации начальника автодрома; общую схему автодрома; инструкцию по требованиям безопасности на автодроме; инструкцию дежурному по автодрому; график пользования автодромом; журнал учета использования автодрома; книгу приема и сдачи дежурства: I опись имущества и оборудования автодрома; Курс вождения автомобилей и гусеничных транспортеров-тягачей (КВ-92).


 


 


 

 





 

 






 

 

 

 























УЧЕБНАЯ МАШИНА

Машина, предназначенная для обучения вождению, обозначается опознавательными знаками и оборудуется ! дополнительными педалями тормоза, сцепления и зеркалом заднего вида для инструктора по вождению.

а

Рис. V.I. Обозначение учебного автомобиля:

а — грузовой автомобиль; б — легковой автомобиль

На учебных машинах (кроме легковых) устанавливают спереди и сзади опознавательные знаки в виде щитков в форме равностороннего треугольника белого цвета с окантовкой красного цвета, в которой вписана буква «У» черного цвета (рис. V.1, а). Опознавательные знаки должны иметь следующие размеры, мм:

длина стороны треугольника — 200—300;

ширина окантовки — 20—30;

высота буквы—100—150;

ширина буквы — 60—80;

ширина штриха буквы =15—20.

На учебных легковых автомобилях передний бампер раскрашивают красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм, на передних дверях и на запасном колесе наносят опознавательные знаки учебной машины (рис. V.1, б). Размеры знака должны быть следующими, мм:

Рис. V.2. Дуга безопасности

диаметр большого круга — 310;

диаметр малого круга — 200 (поле кругов желтого цвета);

ширина окантовки кругов (красного цвета) _— 10;

высота буквы «У» (черного цвета) — 150;

ширина буквы — 90;

ширина штриха буквы — 15.

В кабине легкового автомобиля вплотную к рамке ветрового стекла устанавливают дугу безопасности (рис. V.2). Днище кузова автомобиля в местах установки опорных площадок дуги усиливают приваркой стальных пластин толщиной 2—3 мм. Отверстия для крепления опорных площадок просверливают в днище кузова «по месту».

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

Сигналы управления строем

 

сигнал

Условные знаки

рукой флажками фонарем
1 «Внимание» (внимание, делай, что я; отзыв) Поднять правую руку вверх и держать до отзыва (до повторения сигнала «Внимание») Поднять правой рукой вверх желтый флажок и держать до отзыва (до повторения сигнала «Внимание») Фонарем с белым светом – серия точек  
2 «Сбор командиров» (начальников) Поднять правую руку вверх и кружить ею над головой, после чего руку резко опустить То же с красным и желтым флажками в правой руке     Фонарем с белым светом размахивать над головой вправо и влево, описывая полукруг  
3 «К машинам» Поднять обе руки вверх и держать до исполнения То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажки   Фонарем с белым светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча  
4 «По местам» Поднять обе руки вверх и резко опустить вниз через стороны То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок   Фонарем с белым светом размахивать по вертикали вверх и вниз  
5 «Заводи» Правой рукой вращать впереди себя То же, имея в правой руке желтый флажок   Фонарем с белым светом вращать впереди себя  
6 «Глуши двигатель» Размахивать перед собой обеими опущенными руками То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажки   Фонарем с красным светом, опущенным вниз размахивать перед собой, описывая полукруг  
7 «Марш» (вперед, продолжать движение в прежнем или новом направлении, путь свободен) Поднять правую руку вверх, повернуться в сторону движения и опустить руку в направлении движения на уровень плеча То же, с желтым флажком в правой руке   Фонарем с зеленым светом размахивать по вертикали вверх и вниз  
8 «Стой» (стоп) Поднять левую руку вверх и быстро опустить вниз перед собой повторяя до исполнения То же, с красным флажком в левой руке   Фонарем с красным светом размахивать по вертикали вверх и вниз  
9 «Увеличить дистанции» Поднять левую руку вверх, а правую вытянуть горизонтально в сторону и размахивать ею вниз и вверх до уровня плеча То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажки   Фонарем с зеленым светом размахивать в вертикальной плоскости, описывая «восьмерку»  
10 «Уменьшить дистанции» Поднять правую руку вверх, а левую вытянуть горизонтально в сторону и размахивать ею вниз и вверх до уровня плеча То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажки   Фонарем с красным светом размахивать в вертикальной плоскости, описывая восьмерку
11 «В линию машин» Вытянуть обе руки горизонтально в стороны и держать до отзыва То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажки Фонарем с зеленым светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча
12 «В линию колонн» В линию взводных колонн: поднять обе руки вверх и размахивать ими накрест над головой То же имя в правой руке желтый, а в левой красный флажки   Фонарем с зеленым светом размахивать над головой вправо и влево, описывая полукруг  
13 «В колонну» Поднять правую руку вверх и опустить ее, держа предплечье вертикально (повторять до отзыва) То же, с желтым флажком в правой руке   Фонарь с зеленым светом в начале держать неподвижно, а затем сигнал «марш» повторять до отзыва  
14 «Все кругом» Вытянуть левую руку горизонтально в сторону, а правую поднять вверх и кружить над головой То же, имя в правой руке желтый, а в левой красный флажки   Фонарем с зеленым светом вращать впереди себя  
15 «Все направо (налево)» Вытянуть левую руку горизонтально в сторону, а правую руку поднять вверх, повернуться в сторону поворота и размахивать правой рукой вверх и вниз до уровня плеча (повторять до отзыва) То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок   Фонарем с зеленым светом размахивать по вертикали сверху вниз и в сторону поворота  
16 «Авария» (вынужденная остановка) Вытянуть правую руку горизонтально в сторону, а левую поднять вверх и размахивать ею над головой вправо и влево   То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажки. После подачи сигнала красный флажок установить на машине под углом 45 градусов   Фонарем с красным светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча  

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

 

КУРС

ВОЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

И ГУСЕНИЧНЫХ

ТРАНСПОРТЕРОВ-ТЯГАЧЕЙ

(КВ-92)

Введен в действие директивой министра обороны

Российской Федерации

от 2 августа 1992 года

М Д-15

 

 

МОСКВА

ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО 1993

 

 

Глава первая

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Курс вождения автомобилей и гусеничных транспортеров-тягачей * предназначен для руководства обучением вождению автомобилей всех типов, многоосных тяжелых колесных тягачей и специальных колесных шасси, гусеничных машин (гусеничных тягачей, транспортеров-тягачей и транспортеров)** при начальной подготовке водителей (механиков-водителей)*** в войсках (силах) и военно-учебных заведениях, доподготовке водителей, призванных на действительную военную службу, при переподготовке и совершенствовании навыков вождения в процессе службы, а также для обучения вождению личного состава родов войск и служб, если оно предусмотрено соответствующими программами.

*В дальнейшем для краткости — Курс вождения.

** В последующих статьях настоящего Курса вождения автомобили всех типов, многоосные тяжелые колесные тягачи и специальные колесные шасси, гусеничные машины (гусеничные тягачи, транспортеры-тягачи и транспортеры) для краткости будут называться машинами.

*** В дальнейшем для краткости — водители.

2. Обучение вождению является составной частью технической (автомобильной) подготовки всего личного состава автомобильной службы, офицеров и прапорщиков родов войск и служб, курсантов и слушателей военно-учебных заведений. Обучение вождению должно быть подчинено основному принципу боевой подготовки войск — учить тому, что необходимо на войне и направлено на достижение высокого мастерства управления машинами в различных условиях обстановки, местности, погоды и видимости, на выработку у обучаемых воли, решительности, смелости, самостоятельности и инициативы, на привитие уверенности в высоких технических возможностях

машин и чувства ответственности за их сохранность и постоянную готовность к использованию.

3. Успешная отработка упражнений Курса вождения обеспечивается:

- умелой организацией занятий командирами подразделений и воинских частей;

- высокой методической подготовкой руководителей занятий и инструкторов по вождению, применением передовых методов обучения;

- наличием современной учебно-материальной базы, позволяющей проводить занятия по всем разделам технической (автомобильной) подготовки;

- отличным знанием и пониманием обучаемыми Правил дорожного движения, твердым усвоением ими приемов безопасного управления машинами в различных условиях.

4. Обучение вождению машин проводится на автодроме и на местности как на одиночных машинах, так и в составе колонн. Не менее 30 процентов занятий по практическому вождению машин должно проводиться ночью.

5. Курс вождения содержит общие, контрольные и специальные упражнения для подготовки и совершенствования профессионального мастерства водителей, которые включают отработку всех вопросов, необходимых для привития навыков умелого и безопасного управления машиной.

Общие упражнения (1 —10) предназначены для обучения вождению при начальной подготовке, доподготовке, переподготовке и совершенствовании навыков водителей машин.

При этом упражнения 5, 6 и 10 одновременно являются контрольными.

Контрольные упражнения (5, 6 и 10 из числа общих упражнений) предназначены для совершенствования подготовки водителей по вождению и определения степени их обученности в конце обучения, при проверках и инспектировании войск.

Специальные упражнения (1с—4с) предназначены для обучения управлению машинами в видах Вооруженных Сил и родах войск, а также для привития навыков управления машинами в особых условиях: при буксировании, подготовке к транспортированию и погрузке (выгрузке) в транспортные средства, преодолении водных преград. Содержание специальных упражнений и условия их выполнения могут уточняться и дополняться с разрешения заместителей министра обороны РФ, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, начальников родов войск и служб, главных и центральных управлений Министерства обороны РФ.

6. Последовательность и сроки отработки упражнений в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны РФ * согласовываются с планами выполнения задач по боевой подготовке.

7. Обучаемые водители должны изучить основы движения и правила вождения; освоить приемы управления машинами и выработать навыки по преодолению искусственных и естественных препятствий, вождению машин днем и ночью в условиях, соответствующих периоду обучения; получить навыки безопасного управления машиной как при одиночном движении, так и в составе колонны.

В дальнейшем навыки водителей в вождении машин совершенствуются на тактических занятиях и учениях, а также в ходе других выходов на занятия.

8. С курсантами военных автомобильных училищ изучаются основы движения и безопасного управления, Правила дорожного движения; в полном объеме Курса вождения осваивается практическое вождение машин; прививаются навыки в организации и методике проведения занятий по вождению, в том числе с использованием тренажеров.

9. С офицерами проводятся занятия в целях совершенствования знаний и навыков в вождении машин. С командирами подразделений (частей) отрабатываются вопросы управления подразделениями при совершении марша.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

10. Обучение вождению машин организуется и проводится в соответствии с настоящим Курсом вождения, организационно-методическими указаниями по подготовке войск (сил) и программами боевой подготовки с учетом особенностей района дислокации войск.

11. При планировании боевой подготовки командиры воинских частей и соединений обязаны:

определить категории обучаемых по вождению машин, номера упражнений, количество часов на вождение и сроки отработки упражнений Курса вождения;

установить порядок проведения показных и инструкторско-методических занятий по вождению и оказания помощи командирам подразделений по овладению передовыми методами обучения;

утвердить графики пользования учебными объектами и инструкции по требованиям безопасности при обучении вождению (разрабатываются в соответствии с приложением 1).

12. Число часов практического вождения на машине для одного обучаемого и расчет часов на отработку упражнений Курса вождения для различных категорий обучаемых определяются программами обучения, а также указаниями заместителей министра обороны РФ, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, начальников родов войск и служб, главных и центральных управлений Министерства обороны РФ. Расход моторесурсов определяется Руководством по годовым нормам расхода моторесурсов автомобильной техники на мирное время, введенным в действие приказом министра обороны РФ.

13. Обучение вождению организуется и проводится с учетом следующих положений:

изучение общего устройства, основных правил эксплуатации машин, Правил дорожного движения проводится до начала занятий по вождению; в дальнейшем изучение устройства машин и обучение вождению проводятся параллельно;

упражнения отрабатываются в последовательности, определяемой программами подготовки (обучения);

занятия по вождению при начальной подготовке курсантов и слушателей проводятся не реже одного раза в неделю, с другими категориями личного состава — равномерно в течение всего периода обучения;

подготовка машин к вождению и их техническое обслуживание после вождения выполняются с привлечением обучаемого личного состава;

в военно-учебных заведениях машины готовит, выводит на участок вождения (место занятия) и представляет руководителю занятия должностное лицо, назначенное от подразделения обеспечения учебного процесса, а после вождения оно же возвращает машины в парк и организует их обслуживание.

14. Для проведения занятий по вождению машин назначаются руководители занятий (при необходимости и их помощники):

с офицерами, прапорщиками, мичманами и военнослужащими сверхсрочной службы воинских частей – офицеры этих воинских частей;

с курсантами и слушателями военно-учебных заведений – преподаватели и командиры подразделений;

с курсантами учебных автомобильных частей – командиры батальонов, рот, их заместители и командиры взводов;

с водителями – командиры подразделений.

15. Организация занятий по вождению предусматривает: подготовку руководителя занятий, инструкторов по вождению и обучаемых; определение необходимого количества машин, учебных мест, сил и средств для обеспечения занятия; подготовку учебно-материальной базы (участка вождения, учебных мест, техники).

Для обеспечения руководства и контроля за качеством вождения в распоряжение руководителя занятия выделяются средства связи, санинструктор со средствами оказания неотложной медицинской помощи, а при необходимости – дополнительный транспорт и личный состав для регулирования движения.

16. Руководитель занятия по вождению отвечает за организацию, материальное обеспечение и качество проводимых занятий, за дисциплину, порядок и соблюдение требований безопасности.

Он обязан:

накануне занятия по вождению уточнить место его проведения, разработать и представить на утверждение в установленном порядке план проведения занятия;

организовать подготовку обучаемых и инструкторов, подготовку маршрута (участка) вождения и учебных мест;

перед началом занятия лично проверить готовность маршрута (участка) вождения, учебных мест и материальной части; проинструктировать личный состав, выделенный для обеспечения занятия;

во время занятия вести учет выполнения упражнений, следить за соблюдением установленного порядка и требований безопасности;

по окончании занятия подвести итоги, оценить действия обучаемых и сделать запись в журнале учета использования автодрома (приложение 2), организовать восстановление маршрута, препятствий и учебных мест, на которых проводились занятия.

Помощник руководителя занятия подчиняется руководителю и выполняет его указания (обязанности) по организации обучения на учебных местах.

17. Непосредственное обучение на машинах осуществляют инструкторы по вождению или хорошо подготовленные водители, назначенные приказом командира воинской части.

Инструктор по вождению машин несет личную ответственность за непосредственное обучение вождению закрепленных за ним обучаемых.

Он обязан:

твердо знать требования Курса вождения, условия отрабатываемых упражнений и порядок оценки действий обучаемых;

знать методику обучения вождению машин и уметь ее применять с учетом индивидуальных особенностей обучаемых;

строго требовать от обучаемого точного выполнения Правил дорожного движения;

обеспечивать требования безопасности при вождении машин;

следить за сигналами руководителя занятия и требовать выполнения их обучаемыми;

в конце занятия указать на все ошибки обучаемых и заполнить карточку учета практического вождения машин (приложение 3);

по окончании вождения доложить руководителю (помощнику руководителя) занятия о результатах обучения и техническом состоянии машины;

проводить техническое обслуживание машины совместно с обучаемыми.

18. Обучаемый обязан:

- знать правила дорожного движения, условия, порядок и правила вождения машин для данного упражнения и четко их выполнять;

- знать и соблюдать порядок, установленный на занятии (автодроме);

- соблюдать требования безопасности при вождении машин и на учебных местах;

- выполнять указания инструктора по вождению;

- участвовать в подготовке машины к занятию и обслуживании ее после занятия;

- бережно относиться к учебно-материальной базе.

19. Подготовка руководителей занятий и инструкторов проводится на учебно-методических сборах, показных и инструкторско-методических занятиях, инструктажах. Накануне занятий по вождению с инструкторами проводится инструкторско-методическое занятие. На этом занятии руководитель сообщает тему, цель и план проведения занятия, ставит конкретные задачи, уточняет требования безопасности, методику обучения, знакомит с маршрутом или местом проведения занятия, проверяет личную подготовленность инструкторов и при необходимости отрабатывает с ними упражнения (задания) практически.

20. Обучение вождению проводится на штатной автомобильной технике, а также на тех типах и марках машин, на которых обучаемые проходят или будут проходить службу. Учебные машины выделяются на занятия из расчета: в военно-учебных заведениях — одна машина на одного обучаемого, в воинских частях и подразделениях — на двух-трех обучаемых.

В машине при обучении вождению находятся обучаемый и инструктор, а при проверке (оценке) уровня подготовки — только обучаемый.

Подготовка и выделение техники на занятия осуществляются в соответствии с требованиями Наставления по автомобильной службе и Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ. Неисправные и неукомплектованные машины выделять на занятия запрещается.

21. Учебно-материальная база для обучения вождению машин включает:

тренажерный комплекс, состоящий из класса для изучения основ вождения, приемов и правил безопасного управления машиной с комплектом программированного и ситуационного обучения и класса тренажеров;

автодром, оборудованный в соответствии с рекомендациями Курса вождения (приложение 4);

учебные машины, на которых обучаемые получают практику вождения (приложение 5).

22. Маршруты вождения при проведении занятий вне автодрома должны быть заранее изучены, согласованы с ГАИ и местными органами и при необходимости оборудованы знаками, указателями, табличками. Схемы маршрутов утверждаются командиром воинской части.

23. Занятия по вождению могут совмещаться с другими видами занятий по технической (автомобильной) подготовке, при этом организуются учебные места для отработки упражнений по вождению и нормативов по технической подготовке, изучения Правил дорожного движения, технического обслуживания и устранения неисправностей.

В начале занятия по вождению указываются тема, учебные цели, время и место проведения занятия, учебные места, состав и порядок смены учебных групп, маршрут и порядок движения машин, оценочные нормативы и требования безопасности.

Если обучаемые не принимали участие в подготовке машин к движению, то перед отработкой упражнений проводится контрольный осмотр машин.

24. Упражнения Курса вождения отрабатываются в последовательности:

изучаются условия, порядок и правила выполнения упражнения;

проводятся показ приемов вождения и тренировка (при необходимости) в действии органами управления на машинах (тренажерах);

отрабатывается упражнение (задание) по элементам и в целом.

Условия и порядок выполнения упражнения, Правила дорожного движения и приемы вождения, требования безопасности изучаются в часы самостоятельной подготовки или на учебных местах во время занятия. При этом обращается внимание на возможные ошибки и способы их устранения. При обучении применяются методы рассказа, беседы и показа с применением технических средств обучения, при этом используются сигналы управления (приложение 6). Методы обучения определяются руководителем занятия в зависимости от уровня подготовленности обучаемых.

Правила и приемы вождения объясняются и показываются на машинах (тренажерах). Приемы руления, переключения передач и правила действия педалями отрабатываются раздельно, а затем комплексно, с увеличением темпа выполнения. Это позволяет привить правильную координацию движений при пользовании механизмами управления и выработать у обучаемых твердые навыки в работе с ними.

Лица, не изучившие порядок выполнения упражнения, соответствующие положения Правил дорожного движения и требования безопасности, к управлению машиной не допускаются.

25. На занятиях по вождению от обучаемых необходимо добиваться:

постоянного наблюдения за дорожной обстановкой, знаками, средствами сигнализаций и сигналами регулировщиков;

правильного расчета траектории движения машины, особенно при маневрировании в ограниченных проездах;

выработки профессиональных навыков путем многократного повторения упражнения;

привития навыков контроля за показаниями контрольно-измерительных приборов;

развития самостоятельности, быстрой реакции, «чувства машины»;

выработки осмысленных действий при управлении машиной, умения прогнозировать дорожную ситуацию и предупреждать дорожно-транспортные происшествия.

26. После окончания занятия руководитель объявляет оценки каждому обучаемому, отмечает положительные стороны и недостатки в подготовке личного состава, выявленные на вождении, а также дает указания, на что следует обратить внимание на следующем занятии по вождению. Замечания и время вождения * каждого обучаемого заносятся в карточку учета практического вождения машин (приложение 3).

* Под временем вождения понимается время работы обучаемого на машине, которое кроме движения включает время объяснения и показа инструктором приемов вождения.

 

ОЦЕНКА ВОЖДЕНИЯ

27. Результаты выполнения упражнений Курса вождения (техника вождения) оцениваются согласно условиям, приведенным в каждом упражнении, с учетом общих ошибок, допущенных при выполнении упражнения (задания).

К общим ошибкам относятся:

- остановка двигателя по вине обучаемого;

- движение на передаче, не соответствующей дорожным условиям;

- рывки при трогании с места;

- сильный скрежет шестерен и рывки в трансмиссии при переключении передач:

- движение с включенным стояночным тормозом;

- грубое вождение (сильные удары в подвеске машины при преодолении препятствий).

Если во время выполнения упражнения обучаемый повторяет одну из ошибок несколько раз, то в общее число ошибок засчитываются все ее повторения.

Упражнение считается невыполненным в случаях нарушения условий, приведенных в упражнениях, при несоблюдении требований безопасности, повлекших за собой телесные повреждения (ранения) или гибель людей, поломку машины, а также в случаях нарушений Правил дорожного движения, потребовавших вмешательства инструктора для предотвращения аварийной обстановки.

28. Водители, проходящие начальную подготовку, доподготовку, офицеры и прапорщики родов войск и служб оцениваются по числу ошибок, совершенных при выполнении упражнения.

Офицеры, прапорщики и мичманы, старшины и сержанты автомобильной службы, водители транспортных средств всех категорий оцениваются по числу ошибок, совершенных при выполнении упражнения, и временным показателям.

Курсанты военных автомобильных училищ и учебных частей до получения удостоверения на право управления транспортным средством оцениваются как водители, проходящие начальную подготовку; после получения удостоверения — как водители первого года службы; в дальнейшем (через год) — как водители второго года службы.

29. Оценочные нормативы по времени установлены для типовых препятствий, рекомендованных Курсом вождения для одиночного трехосного полноприводного грузового автомобиля с усилителем рулевого привода, а также одиночной гусеничной машины, при выполнении упражнений днем. При отработке упражнений на двухосных автомобилях вводится поправочный коэффициент 0,9, на многоосных тяжелых колесных тягачах и специальных колесных шасси—1,2, в ночных условиях— 1,1.

При появлении условий, затрудняющих выполнение упражнений, проверяющим (инспектирующим) предоставляется право устанавливать временные нормативы (увеличивать время до 25 процентов). В этих случаях объективность измененного норматива проверяется по результатам пробных заездов наиболее подготовленными водителями.

Затрудняющими условиями считаются: выбоины на дороге, размокшая дорога, большая запыленность воздуха, густой туман, видимость менее 50 м, дождь, гололед, снегопад, вождение на высоте более 1000 м над уровнем моря, а также при температуре окружающего воздуха выше (ниже) 35°С.

30. Индивидуальная оценка обучаемому по вождению за период обучения (в ВУЗах — за семестр, учебный год) выводится по оценкам, полученным им за каждое упражнение и признается:

- отличной, если не менее 50 процентов упражнений выполнено с оценкой «отлично», остальные — «хорошо» и «зачтено»;

- хорошей, если не менее 50 процентов упражнений выполнено с оценками «отлично» и «хорошо», а остальные — «удовлетворительно» и «зачтено»;

- удовлетворительной, если не менее 70 процентов упражнений выполнено с положительной оценкой.

31. Оценка по вождению подразделению (части) и отдельным категориям личного состава за период обучения выставляется по индивидуальным оценкам обучаемых и признается:

- отличной, если 90 процентов обучаемых имеют положительные оценки, при этом не менее 50 процентов общего числа обучаемых — оценки «отлично»;

- хорошей, если 80 процентов обучаемых имеют положительные оценки, при этом не менее 50 процентов общего числа обучаемых— оценки «отлично» и «хорошо»;

- удовлетворительной, если не менее 70 процентов обучаемых имеют положительные оценки.

32. При проверках (инспектировании) оценка по вождению выводится по результатам проверенных подразделений. Оценка по вождению за часть (подразделение) слагается из двух оценок – за одиночное вождение и вождение в колонне в составе части (подразделения) и признается:

- отличной, если одна из оценок «отлично», а другая — «хорошо»;

- хорошей, если одна из оценок не ниже «хорошо», а другая — «удовлетворительно»;

- удовлетворительной, если обе оценки не ниже «удовлетворительно».

Оценка за одиночное вождение выводится по результатам выполнения одного из контрольных упражнений на основании оценок всех проверяемых согласно ст. 31.

Оценка за вождение в колонне в составе части (подразделения) выводится по условиям выполнения упражнения 10 Курса вождения.

Для оценки вождения в составе подразделения количество выводимой автомобильной техники должно соответствовать списочному составу в пределах штатной численности с учетом установленного для данного подразделения коэффициента технической готовности. Количество выводимой автомобильной техники для части устанавливается проверяющими (инспектирующими), но не менее 20 процентов от каждого подразделения.

Упражнения 5 и 6 служат для оценки индивидуальной подготовки водителей, упражнение 10 — для оценки маршевой подготовки водителей части (подразделения).

33. Упражнение выполняется в последовательности, определяемой руководителем занятия (проверяющим) на закрепленной за водителем машине или на машине той же марки. Слушатели и курсанты военно-учебных заведений (учебных частей), офицеры и другие категории личного состава, за которыми не закреплены машины, выполняют упражнение на одной из машин воинской части в соответствии с имеющейся в водительском удостоверении разрешающей отметкой категории транспортного средства.

В исходном положении, если это не оговорено условиями упражнения, обучаемый стоит в одном шаге впереди левого колеса (гусеницы) машины, двигатель не работает. По команде «Внимание. МАРШ» обучаемый занимает место в кабине и начинает движение. Упражнение считается законченным, когда обучаемый, выполнив задание, остановил машину, принял меры предосторожности, исключающие самопроизвольное ее движение, выключил двигатель и занял исходное положение (в том числе и в противогазе).

Глава вторая

ОБЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

УПРАЖНЕНИЕ 1

ПОДГОТОВКА И ВЫВОД МАШИН ИЗ ПАРКА В НАЗНАЧЕННЫЙ РАЙОН

Цель. Ознакомление водителей с особенностями управления закрепленных за ними машин с отработкой практических действий по подготовке и выводу машин из парка по тревоге или сбору.

Условия и порядок выполнения упражнения Упражнение предназначено для обеспечения высокой боевой готовности воинской части и отрабатывается со всеми водителями, прибывающими (поступающими на укомплектование) в воинскую часть до начала периода обучения (доподготовки).

Упражнение выполняется днем в парке и при движении машин в назначенный район по установленному маршруту в составе подразделения. В парке командиром воинской части (подразделения) водителям вручаются машины. Водители знакомятся с особенностями их устройства и управления, изучают порядок получения путевых листов, ключей от замков зажигания, люков машин, перечень работ по подготовке машины к движению, место в колонне, маршрут и режим движения, сигналы управления.

Отрабатываются последовательность работ по снятию машины с хранения, получение и установка аккумуляторных батарей, заправка охлаждающей жидкостью, подготовка двигателя к пуску и пуск его различными способами, прогрев двигателя и подготовка (снятие с колодок) машины к движению, сцепка с прицепом (системой и т. п.), вывод машины из парка и движение в назначенный район.

Скорость движения выбирается с учетом выполняемой задачи, дорожных условий, ширины и состояния проезжей части, видимости, атмосферных условий, рельефа местности, интенсивности движения на маршруте и подготовленности водителей.

УПРАЖНЕНИЕ 2

ТРЕНАЖЕРНАЯ ПОДГОТОВКА

Цель. Изучение и закрепление координации движений рук и ног при управлении машиной.

Условия и порядок выполнения упражнения

Упражнение состоит из двух заданий и отрабатывается днем на площадке автодрома.

Задание 1. Скоростное руление

Задание выполняется на машине (тренажере) с вывешенным передним мостом (рис. 1). При этом передние колеса должны быть приподняты на высоту 20—30 мм от поверхности земли. Машины должны быть установлены таким образом, чтобы исключить их колебания.

На машинах, имеющих гидроусилитель рулевого механизма, задание выполняется при работающем двигателе (частота вращения коленчатого вала 1200—1500 об/мин). Во время выполнения задания дросселирование (изменение частоты вращения коленчатого вала двигателя) запрещается, стопа правой ноги не должна находиться на педали управления подачи топлива.

 

 

 

Рис. 1. Установка машины для отработки приемов скоростного руления

Исходное положение: посадка, руки на рулевом колесе в стандартном положении (левая рука в секторе 9-10 по циферблату часов, правая — в секторе 2-3, хват закрытый – рис. 2), колеса вывернуты влево в положение до упора.

Водитель выполняет пять циклов скоростного руления двумя руками или одной (левой, правой).

Один цикл — поворот рулевого колеса из левого упора в правый и возврат в исходное положение. Способ руления произвольный.

 

 

Рис. 2. Стандартное (исходное) положение рук на рулевом колесе

 

Ошибки:

удары руками по рулевому колесу; вращение рулевого колеса за спицы; нарушение координации движений;

неравномерное вращение рулевого колеса (остановка при перехватах).

Задание оценивается «зачтено» при выполнении пяти циклов за время не более: для легкового автомобиля – 25 с, для грузового – 30 с.

 

Задание 2. Переключение передач в восходящем и нисходящем порядке

Задание выполняется на машине (тренажере) с выключенной передачей в раздаточной коробке (вывешенным задним мостом для неполноприводных автомобилей) при работающем двигателе.

Исходное положение: посадка, руки на рулевом колесе в стандартном положении, ноги на полу, рычаг коробки передач в нейтральном положении. Водитель выполняет пять циклов переключений передач.

Один цикл: выключить сцепление, включить I передачу, нога на пол, рука в исходное положение на рулевом колесе, выключить сцепление, включить II передачу, нога на пол, руки в стандартном положении на рулевом колесе и так до высшей передачи. Повторить в обратной последовательности до нейтральной передачи.

Ошибки:

обучаемый теряет зрительный контакт с дорогой (смотрит на рычаг коробки передач);

несоблюдение последовательности выполнения задания (невнимательность);

нарушение координации движений.

Задание оценивается «зачтено» при выполнении пяти циклов без ошибок за время не более: для легкового автомобиля – 60 с; для грузового – 90 с.

УПРАЖНЕНИЕ 3

МАНЕВРИРОВАНИЕ

Цель. Формирование и стабилизация чувства переднего, заднего и боковых габаритов машины и навыков управления машиной с контролем траектории движения задним ходом через зеркала заднего вида.

Условия и порядок выполнения упражнения

Упражнение состоит из пяти заданий и отрабатывается днем на площадке автодрома с обозначением элементов переносными ограничителями. При отработке заданий одновременно группой машин устанавливаются дистанции безопасности между ними и очередность их движения.

 

Задание 1. Трогание с места, разгон, остановка

Задание выполняется при начальной подготовке водителей. Отрабатываются правильная последовательность действий водителя при трогании машины с места передним (задним) ходом и остановке машины; управление машиной при переключении передач с низшей до высшей и в обратном порядке; приемы плавного, ступенчатого, прерывистого и комбинированного торможения.

Задание 2. Торможение у препятствия

Водитель с заданного расстояния до ограничителя выполняет последовательно трогание, разгон, торможение и остановку машины в момент касания ограничителя передним бампером, а затем – отъезд задним ходом на исходное положение (рис. 3).

Задание отрабатывается в три этапа. Сначала устанавливается расстояние до ограничителя 5 м, затем – 15 м и 30 м.

 

Задание оценивается «зачтено», если машина при остановке коснулась передним бампером ограничителя, при этом не сбила его, или если расстояние между передним бампером и ограничителем не превышает 50 см.

 

Задание 3. Движение по коридорам различной ширины (рис. 4 и 5)

Рис. 4. Движение по коридорам различной ширины передним ходом


Задание 4. Движение по «змейке»(рис. 6)


Задания 3 и 4 отрабатываются сначала при движении передним ходом, затем — задним.

Задание 5. Постановка в «бокс» задним ходом (рис. 7)

Ошибки:

задевание (наезд, сбивание) ограничителей; выход автомобиля за пределы габаритов элемента задания;

большая амплитуда маневрирования на «змейке»;

оглядывание назад при управлении машиной по зеркалам заднего вида (движении задним ходом).

Выполнение заданий 3, 4 и 5 оценивается «зачтено», если обучаемый совершил не более одной ошибки в каждом задании.

Упражнение оценивается «зачтено», если все задания получили оценку «зачтено».




УПРАЖНЕНИЕ 4

ГРУППОВАЯ ПОДГОТОВКА

Цель. Привитие навыков управления машиной и выработка чувства габаритов машины при движении в транспортном потоке.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 2313.