Целенаправленное систематическое внимание к чтению ребенка является залогом успешного развития и становления его как личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

11. Список книг составлен из лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы.

Принципы отбора:

- соответствие возрастным возможностям и интересам;

- проверенность многими поколениями читателей;

- отсутствие в обязательной программе по литературе (или ее опережение).

Первый класс - хорошее время читать:

рассказы о животных. Виталия Бианки.

рассказы Николая Носова.

« Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова.

«Сказки» Ганса –Христиана Андерсена.

« Винни-Пух и все-все-все» Александра Милна.

рассказы Виктора Драгунского.

« Волшебные сказки» Шарля Перро.

«Приключения Буратино» Алексея Толстого.

«Крокодил Гена и его друзья» Владимира Успенского.

Стихи и Сказки Александра Пушкина.

Сказки «О потерянном времени», «Два брата» Евгения Шварца.

Второй класс – хорошее время читать:

«Чиполлино», «Путешествие голубой стрелы» Джанни.Родари.

«Рикки-Тики-Тави», «Кошка, которая гуляла сама по себе» Редъярда Киплинга.

«Чук и Гек», и др. рассказы Аркадия Гайдара.

«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф.

«Сказки дядюшки Римуса» Джона Харриса.

« Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова.

«Две повести о малыше и Карлсоне, который живет на крыше». Астрид Линдгрен.

Рассказы о животных.Сетона-Томпсона.

«Конёк-горбунок» Петра Ершова.

Сказки Мамина-Сибиряка.

«Королевство кривых зеркал» В.А.Губарева.

 

Третий класс – хорошее время читать:

«Леля и Минька» и др. рассказы Михаила Зощенко.

«Маугли» Редъярда Киплинга.

«Три толстяка» Юрия Олеши.

«Путешествия Гулливера»Джонотана Свифта.

«Пеппи-Длинный чулок» Астрид Линдгрен.

«Приключения барона Мюнхгаузен» Распе.

«Старик Хоттабыч» Леонида Лагина.

«Сказки» Гофмана.

«Дети синего Фламинго», «Якорное поле» Владислава Крапивина.

«Принц и нищий» Марка Твена.

 

Четвертый класс – хорошее время читать:

«Дальние страны», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара.

«Динка» Валентины Осеевой.

«Кортик. Бронзовая птица». Анатолия Рыбакова.

«Хроники Нарнии» Кэррола Льюиса.

«Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо» Даниэля Дэфо.

«Хоббит, или Туда и Обратно» Дж. Р. Р. Толкина.

«Бемби» Ф. Зальтена.

«Уральские сказы» Павла Бажова.

«Пятнадцатилетний капитан» Жюля Верна.

«Том Сойер» Марка Твена.

 

Пятый класс - хорошее время читать:

«Детство Никиты» Алексея Толстого.

Рассказы Леонида Пантелеева.

 «Мальчик со шпагой» Владислава. Крапивина.

 «Кондуит и Швамбрания» Льва Кассиля.

Сказки о Мумми-троллях Туве Янсон.

 «Всадник без головы» Майн Рида.

 «Остров сокровищ» Роберта Луиса Стивенсона.

 Рассказы о Шерлоке Холмсе Конан Дойля.

 «Гончие Бафута», «Моя семья и другие звери» Джеральда Даррелла.

 «Белый клык» Джека. Лондона.

 «Глаз Волка» Даниэля Пеннака.

Шестой класс - хорошее время читать:

«Республика Шкид» Леонида Пантелеева.

«Алые паруса» Александра Грина.

Повести Алексея Алексина.

«Янки при дворе короля Артура» Марка Твена.

«Дети капитана Гранта», «Таинственный остров» Жюля Верна.

«Трое в лодке, не считая, собаки» Джерома Клапки Джерома.

«Собака Пес» Даниэля Пеннака.

 «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу.

«Приключения Камо»: Камо . Идея века, Камо и Я, Камо. Агентство «Вавилон»», Камо Побег. Даниэля Пеннака.

Пятница, или дикая жизнь Мишеля Турнье.

 

 

Виды и формы работы при подготовке

К анализу текста на уроках русского языка

Зачётно-практические работы.

№1. Художественная лексика

№2. Синтаксические фигуры

№3. Эвфония (особенности звучания)

Составление «рабочей схемы» текста

Виды и формы работы на уроках литературы

1. Зачётно-практическая работа «Художественное произведение: содержание и форма».

2. Таблица первого прочтения.

3. Композиционный план.

4. Составление тестов.

5. Практические работы.

Таблица первого прочтения

гл. 9 романа «Обломов» И.А. Гончарова «Сон Обломова»

 

Часть Тема Худ. приёмы Цитаты
1   2   3 «Что за чудный край!» Пейзаж Обломовки.     «Как всё тихо, всё сонно …». Нравы и обычаи Обломовки     Рассказ о детстве И.И. Обломова 1. «Ему только семь лет». Распорядок жизни в семье.     2. «Нашёптывает о какой-то неведомой стране». Нянины сказки.             3. «Мальчиком лет 13 или 14 …»     а). Три главные акта жизни: родины, свадьбы, похороны. б). «Длинный зимний вечер». Деньги и обломовцы. Время и обломовцы.   в). «Четыре дня лежало …» Письмо.   г). «Ученье Илюши. Ездит да ездит учиться» д). Захар и Обломов. «Он только проснётся …»   Контраст пейзажей   Риториче-ский во- прос, во- склица-ние   Повтор. Ключе-вые слова Сцена – ситуация   Повтор     Ирония     Повтор. Единона-чатие Ритор. вопрос   Сцены – ситуация Лиричес-кое отсту- пление   Ритори-ческий вопрос   Сцены – ситуация   «Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Нет, бог с ним, с морем!» «А в этом краю никто и не знал, что за луна такая – все называли её месяцем … и походила она на медный вычищенный таз» «Где мы?» «Что за чудный край!»     «Всё тихо и сонно …», «Тихо и сонно всё в деревне», «Тишина царствует …», «Та же глубокая тишина и мир на полях …» «Незнакомый мужик за околицей»: «Пусть его себе …» - «Интересы их были сосредоточены на них самих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими …»   «Смотрит ребёнок и наблюдает острым переимчивым взглядом, как и что делают взрослые …» «А ребёнок всё смотрел и всё наблюдал …» «А ребёнок всё наблюдал да наблюдал …» «мёртвая тишина» - всё мертво «сон, заснёт, спросонья» «Господствовавшая болезнь в Обломовке – сон»   « … так искусно избегали всего, что существует на самом деле» « … зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка» «Страшна и неверна была жизнь …, опасно выйти за порог» «Он печально озирается вокруг и всё видит в жизни вред, беду, всё мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, где нет хлопот …, где живёт Милитриса Кирбитьевна, где так хорошо кормят и одевают даром»   «Может быть …» (начало трёх абзацев)     «Да и как иначе прикажете решить ему?» «А как жили взрослые в Обломовке?» «Зачем дана жизнь?» «Жизнь как идеал покоя и бездействия»   «Труд как наказание» - полуразрушенная галерея.   «Вообще там деньги тратить не любили …» «Они вели счёт времени по праздникам, по временам года, по случаям, не ссылаясь никогда ни на месяцы, ни на числа». «Вот жизнь человеческая!»   «Неожиданное письмо». «Полно, не распечатывай, Илья Иваныч»   «Ученье то не уйдёт, а здоровья не купишь!»   «И не удастся никак И.И. сделать что-нибудь самому для себя».  

 

Схема-план сочинения-рецензии по литературе.

- Место произведения в творчестве писателя, в литературном процессе того времени, его место в жанровой нише литературы.

- Содержание и композиция.

1. Тема (о чём?)

2. Идея (что об этом «сказал» автор). Как выражена авторская позиция в рассказе (открыто, завуалировано и т.д.)

3. Сюжет, принципы его построения (временной, концентрический) и элементы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

- Все элементы сюжета представлены в произведении?

- В чём художественное своеобразие каждого; что представляет: экспозиция (если она есть); завязка (в чём её особенности); развитие действия (что характерно для него); кульминация (как выражен этот элемент сюжета); развязка.

4. Есть ли внесюжетные элементы (лирические отступления, вставные эпизоды, ретроспекции, …). Какова их роль?

- Субъективная организация повествования.

1. Манера повествования (личная, безличная).

2. Персонажи (главные, второстепенные, эпизодические, отношения между ними).

3. Портрет, принципы его создания (портрет-описание, портрет-сравнение, портрет- впечатление; краткий/подробный; статический/динамический).

- Пространственно-временная организация произведения.

1. Пространство (замкнутое («дом»), открытое («простор»)); пограничное («порог», реальное/условное).

2. Время («идиллическое», «авантюрное», «мистерийное», мифологическое, утопическое, историческое).

3. Интерьер.

4. Пейзаж, его функции (лирический, необходимый для развития действия, «самоценный», вымышленный, пейзаж-символ).

- Язык произведения.

1. Лексика (поэтическая).

2. Фонетика (поэтическая).

3. Синтаксис (поэтический).

- Пафос произведения (героический, драматический, трагический, сатирический, комический, сентиментальный, романтический).

- Ваше восприятие произведения, отношение к теме, идее, к авторскому композиционно-языковому решению темы.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 174.