Приемы графической организации текста
Графическое структурирование текста для многих учеников является необходимым в силу специфики их способа восприятия информации.
Наиболее популярным из современных методов является кластер.
Кластер (от англ. cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).
3. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.
Мастера работы с текстами советуют в работе над кластерами соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Хочу привести пример разбивки на кластеры на уроке литературы в 9 классе на тему «Любовная лирика А.С. Пушкина»:
ЛЮБОВЬ
Источник поэзии Будоражит Живопись
Поэзия Печаль Звуки
Праздник Грусть Краски
Крик души Музыка Гармония
Вдохновение Природа Проникающее
Движущая сила Душа Наслаждение
Побуждение к лучшему Мгла Легенда
Воображение Мелодия Образ
Слёзы Чувство Впечатление
Мгновение Красота Чистота
Божество Жизнь Боль
Упоенье Смерть Губительная сила
Посвящение Жажда Творчество
Мгновение Чудо Спасение
Молитва Прощание Самопожертвование
Достоинство Сила Страсть
Свет Обман Прощение
Забота Драма Доброта
Упражнение «Двойной дневник» дают возможность читателям тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Особенно полезны двойные дневники, когда учащиеся получают задание прочитать какой-то большой текст дома, вне учебной аудитории. Теперь об оформлении "Двойного дневника". Лист делится пополам. С левой стороны записываются фрагменты текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни. Возможно, возникли определенные аналогии из предыдущего опыта. Что-то просто озадачило или вызвало в душе резкий протест. С правой стороны предлагается дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какие вопросы возникли?
Выписки из текста | Вопросы и комментарии |
Итак, читая текст, учащиеся должны время от времени останавливаться и делать подобные пометки в таблице. Конечно, такой прием заставляет читателя быть более внимательным к прочитанному.
Методика
Пошаговое описание проектирования
и реализации данной методики:
Проектирование
Вариант А «Почтовый ящик»
1) Формируется инициативная группа - орг.комитет проекта (учителя, дети, родители, библиотекарь)
2) В школе (в классе) вывешивается объявление о проведении акции «Приз детской признательности за открытие и приобщение к миру чтения». Определяются сроки.
3) Библиотекарь и классные руководители объясняют детям суть идеи Приза.
4) Ставится красивый стилизированный почтовый ящик, в который детям предлагается опускать свои письма-предложения о номинантах на получение данного приза. Бланки с образцом письма лежат рядом с ящиком в доступном для детей месте. (Приложение 1).
5) По окончании срока орг.комитет на основании поступивших предложений подводит итоги и объявляет победителей.
6) Сбор дополнительной информации и номинантах. Подготовка презентации из как лидеров поддержки детского чтения
7) Проводится торжественная церемония вручения Приза с участием инициаторов и гостей.
Вариант Б. «Анкета» (опрос общественного мнения)
1) Классный руководитель (библиотекарь, старшеклассник) проводят с учащимися анкету Приложение 2.
2) Анализируют полученные результаты. Объявляют победителей.
3) Сбор дополнительной информации и номинантах. Подготовка презентации из как лидеров поддержки детского чтения
4) Проводится торжественная церемония вручения Приза с участием инициаторов и гостей.
Описание реализации методики:
Орг.комитет: выступает инициатором и организатором предлагаемого события
Что делают дети:
- Пишут письма (или заполняют анкеты)
- Участвуют в церемонии : представляют своего номинанта
- готовят творческие выступления по теме «Книги и чтение»
Что делают классные руководители:
- помогают с проведением анкетирования
- привлекают родителей
- оказывают помощь в подготовке творческих выступлений детей на церемонии
Какие отклонения возможны?
Спад интереса в период от голосования до проведения церемонии.
Что делать, если они возникли? Активное подключение детей к организации церемонии.
Основные достоинства?
Обогащение школьной жизни эмоционально окрашенным событием, связанным с книгой и чтением.
Выражение признательности, людям чей вклад в поддержку детского чтения, достоин внимания и уважения.
Основные достоинства?
Создание атмосферы внимания к книге и чтению. Чтение становится содержанием общения детей, учителей, родителей.
Привлечение малочитающих детей.
Шанс выигрыша для каждого участника.
Говорят, что дети читают все меньше и меньше. И вовсе не хотят читать. Может быть, мы просто не умеем их заинтересовать или уделяем слишком мало своего времени и внимания такому важному делу как приобщение ребенка к чтению?
Могут быть разные ответы. Как впрочем, и способы действий.
Простые диагностические формы, предложенные в методической части «Портфеля» помогут определить, насколько продуктивно чтение ребенка. На что следует обратить внимание, чтобы сделать этот процесс более эффективным.
Наличие Читательского портфеля может быть полезным, при переходе в другую школу (или конкурсном отборе) как документальное подтверждение начитанности и образованности ребенка (в дополнение к формальному табелю успеваемости).
Предполагается разработать «Читательские портфели» для трех возрастных групп (начальная, средняя и старшая школа), с учетом возрастных особенностей и требований современного образовательного стандарта.
Структура и содержание.
Список книг составлен из лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы.
Принципы отбора:
- соответствие возрастным возможностям и интересам;
- проверенность многими поколениями читателей;
- отсутствие в обязательной программе по литературе (или ее опережение).
Читательский паспорт.
ПОРТРЕТ
В этом разделе ребенку предлагается представить себя как читателя: рассказать о что он любит читать, когда, почему. Кто его любимый писатель, в какую библиотеку он записан и т.п.
Поразмышлять о роли чтения в жизни человека.
В читательской биографии предлагается записывать краткие сведения и впечатления о прочитанных книгах. Здесь же координатор проекта фиксирует читательские достижения ребенка на основании результатов представленных заданий по прочитанным книгам. (факт выдачи лотерейного билета)
Архив (или коллектор)– это сборник различных методических материалов, образцов заданий.
«Копилка» (рабочие материалы) -
Туда ребенок помещает выполненные задания
Достижения:
Таблица первого прочтения
гл. 9 романа «Обломов» И.А. Гончарова «Сон Обломова»
Часть | Тема | Худ. приёмы | Цитаты |
1 2 3 | «Что за чудный край!» Пейзаж Обломовки. «Как всё тихо, всё сонно …». Нравы и обычаи Обломовки Рассказ о детстве И.И. Обломова 1. «Ему только семь лет». Распорядок жизни в семье. 2. «Нашёптывает о какой-то неведомой стране». Нянины сказки. 3. «Мальчиком лет 13 или 14 …» а). Три главные акта жизни: родины, свадьбы, похороны. б). «Длинный зимний вечер». Деньги и обломовцы. Время и обломовцы. в). «Четыре дня лежало …» Письмо. г). «Ученье Илюши. Ездит да ездит учиться» д). Захар и Обломов. «Он только проснётся …» | Контраст пейзажей Риториче-ский во- прос, во- склица-ние Повтор. Ключе-вые слова Сцена – ситуация Повтор Ирония Повтор. Единона-чатие Ритор. вопрос Сцены – ситуация Лиричес-кое отсту- пление Ритори-ческий вопрос Сцены – ситуация | «Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Нет, бог с ним, с морем!» «А в этом краю никто и не знал, что за луна такая – все называли её месяцем … и походила она на медный вычищенный таз» «Где мы?» «Что за чудный край!» «Всё тихо и сонно …», «Тихо и сонно всё в деревне», «Тишина царствует …», «Та же глубокая тишина и мир на полях …» «Незнакомый мужик за околицей»: «Пусть его себе …» - «Интересы их были сосредоточены на них самих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими …» «Смотрит ребёнок и наблюдает острым переимчивым взглядом, как и что делают взрослые …» «А ребёнок всё смотрел и всё наблюдал …» «А ребёнок всё наблюдал да наблюдал …» «мёртвая тишина» - всё мертво «сон, заснёт, спросонья» «Господствовавшая болезнь в Обломовке – сон» « … так искусно избегали всего, что существует на самом деле» « … зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка» «Страшна и неверна была жизнь …, опасно выйти за порог» «Он печально озирается вокруг и всё видит в жизни вред, беду, всё мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, где нет хлопот …, где живёт Милитриса Кирбитьевна, где так хорошо кормят и одевают даром» «Может быть …» (начало трёх абзацев) «Да и как иначе прикажете решить ему?» «А как жили взрослые в Обломовке?» «Зачем дана жизнь?» «Жизнь как идеал покоя и бездействия» «Труд как наказание» - полуразрушенная галерея. «Вообще там деньги тратить не любили …» «Они вели счёт времени по праздникам, по временам года, по случаям, не ссылаясь никогда ни на месяцы, ни на числа». «Вот жизнь человеческая!» «Неожиданное письмо». «Полно, не распечатывай, Илья Иваныч» «Ученье то не уйдёт, а здоровья не купишь!» «И не удастся никак И.И. сделать что-нибудь самому для себя». |
Схема-план сочинения-рецензии по литературе.
- Место произведения в творчестве писателя, в литературном процессе того времени, его место в жанровой нише литературы.
- Содержание и композиция.
1. Тема (о чём?)
2. Идея (что об этом «сказал» автор). Как выражена авторская позиция в рассказе (открыто, завуалировано и т.д.)
3. Сюжет, принципы его построения (временной, концентрический) и элементы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
- Все элементы сюжета представлены в произведении?
- В чём художественное своеобразие каждого; что представляет: экспозиция (если она есть); завязка (в чём её особенности); развитие действия (что характерно для него); кульминация (как выражен этот элемент сюжета); развязка.
4. Есть ли внесюжетные элементы (лирические отступления, вставные эпизоды, ретроспекции, …). Какова их роль?
- Субъективная организация повествования.
1. Манера повествования (личная, безличная).
2. Персонажи (главные, второстепенные, эпизодические, отношения между ними).
3. Портрет, принципы его создания (портрет-описание, портрет-сравнение, портрет- впечатление; краткий/подробный; статический/динамический).
- Пространственно-временная организация произведения.
1. Пространство (замкнутое («дом»), открытое («простор»)); пограничное («порог», реальное/условное).
2. Время («идиллическое», «авантюрное», «мистерийное», мифологическое, утопическое, историческое).
3. Интерьер.
4. Пейзаж, его функции (лирический, необходимый для развития действия, «самоценный», вымышленный, пейзаж-символ).
- Язык произведения.
1. Лексика (поэтическая).
2. Фонетика (поэтическая).
3. Синтаксис (поэтический).
- Пафос произведения (героический, драматический, трагический, сатирический, комический, сентиментальный, романтический).
- Ваше восприятие произведения, отношение к теме, идее, к авторскому композиционно-языковому решению темы.
Класс)
4. Сопоставление: личность читателя – личность героя. Использование этого приема позволит выразить свое отношение к литературному персонажу, сравнить себя с героем. Так, например, можно сравнить себя с Петрушей Гриневым («Капитанская дочка», 8кл.) или с Митрофанушкой («Недоросль», 9класс), или с Остапом («Тарас Бульба», 7 класс). Мысли удобнее всего занести в таблицу. Например:
Основные черты характера героя | Черты, которыми я похож на героя (« + », « - ») | Черты героя, которые мне совершенно не свойственны |
Прием эффективно использовать как в классе на уроке, так и дома, когда у учащегося есть время, чтобы подумать. Даже если совпадений и не будет, появляется возможность проанализировать поведение героя с точки зрения своего опыта.
5. Прием «Рождение идеального героя». Этот прием эффективен в конце учебного года, когда все произведения уже пройдены. Чем больше читательский опыт учащегося, тем интереснее будет его обращение к прочитанному. Учащемуся предлагается вспомнить положительные черты тех героев, которые были близки ему, характеры которых он хорошо понял. Из этих черт создается «идеальный герой», которому можно дать имя, поместить его в любой временной отрезок, представить его окружение.
Социологический анализ.
Акцентируя внимание на описании уклада жизни и быта в произведениях классиков, на примере убранства комнат, костюмах, пище, развлечениях, учитель вновь и вновь работает с деталями. Необходимо постоянно сравнивать уклад жизни героев произведений с современным бытом с целью приблизить произведение к личности учащегося. Использование приема – благодатная почва для рождения тем к проектным и творческим работам учащихся. Например: «Евгений Онегин» - усадьба Ларина, кабинет Онегина (9класс); быт детей в поэме Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» (5 класс); «Мётрвые души» - усадьбы помещиков ( 9 класс); «Тарас Бульба» - описание светлицы ( 7 класс). Использование живописи и музыки при изучении лирики и прозы создает единое, общее представление о тематике, идейном и художественном своеобразии произведений.
«Обворожить писателем».
Значит представить его как неординарную личность, рассказать о характере, мотивах, побуждающих к созданию произведения. Учащиеся должны сами задуматься, что побудило писателей создать такие произведения как «Мертвые души», «Горе от ума» и др., а уже потом прочитать об этом в учебнике. Необходимо донести до учащегося, что в произведении «живет» личность автора. Варианты заданий: подготовить «интересную» биографию (учащийся получает индивидуальное задание: найти интересные случаи из жизни писателя и рассказать об этом классу); написать сочинение-миниатюру в стиле автора произведения; угадать автора, прочитав фрагмент художественного произведения, и доказать свою точку зрения.
«Разработки для самостоятельных занятий».
Такие разработки, которые помогают направить исследовательскую деятельность учащихся даже в отсутствие учителя, допустимы, когда они получили задание самостоятельно прочитать текст. При сквозном чтении – благодаря листку с вопросами – внимание учащихся привлекается к определённым деталям, разбросанным по тексту. После чтения организуется небольшое групповое обсуждение.
Разработки для самостоятельных занятий помогают развивать критическое мышление, если они отвечают следующим требованиям:
1. Помогают учащимся заметить достаточно тонкое движение мысли, которое они вряд ли отследили бы сами, - но отнюдь не заменяют при этом тщательного чтения текста.
2. Стимулируют критическое и иное мышление высокого ряда на всех этапах работы.
3. Служат трамплином для дискуссии или письменной работы, т.е. не замыкаются сами в себе.
Листок с вопросами помогает учащимся на стадии осмысления, они получают его перед чтением довольно длинного отрывка.
Пример: Разработка для самостоятельных занятий по тексту поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (7 класс), тема «Значение эпизода кулачного боя на Москве-реке».
1. Какую роль играет пейзаж, открывающий повествование в 3 главе?
2. Каким смыслом наполняется сравнительная параллель из жизни природы и человека?
3. Исключительным событием или обычаем того исторического времени представлен кулачный бой в поэме?
4. Зачем выходит Кирибеевич на кулачный бой?
5. Из каких побуждений идёт на бой Калашников?
6. Какой смысл вкладывает он в слова, называя Кирибеевича «басурманским сыном»?
7. Как понять поведение Ивана Грозного по окончании боя?
8. Правым ли считает себя Калашников, вступив в кулачный бой с Кирибеевичем?
9. Почему он просит братьев, чтобы они «помолились…за его душу грешную»?
Отвечая на вопросы, учащиеся осмысливают поведение героев, их личные качества убеждения, что ведёт к пониманию значения эпизода в произведении. Всё это способствует развитию логического мышления учащихся, умений сопоставлять, сравнивать, выделять существенное. Развивается речь учеников, их коммуникативные способности.
«Пятиминутное эссе».
Этот вид письменного задания может применяться в конце урока на этапе рефлексии, чтобы помочь учащимся подытожить свои задания по изучаемой теме и дать учителю почувствовать, что происходит в головах его учеников. Конкретно учащихся просят выполнить следующие задания: написать, что они узнали по данной теме, и задать вопрос, на который они так и не получили ответа.
Учитель сразу же собирает работы и может использовать их при планировании следующего урока.
Таким образом, данный комплекс личностно ориентированных методов и приемов нацелен на создание атмосферы, способствующей выражению чувств и эмоций учащихся; заставляет задуматься не только о теме урока, но и о самих себе; создавая портрет литературного героя или его психологическую характеристику, учащиеся прибегают к перечитыванию произведения.
Приведу пример ученических эссе, выполненных во время этапа рефлексии урока литературы Смоленщины в 9-ом классе на тему «Дорога уходит за околицу» (устный журнал по страницам жизни и творчества Н.Рыленкова):
Павлова Галина: «Мне больше всего понравилась третья страница «Прошедшим фронт, нам день зачтётся за год». Война всегда в сердцах и памяти людей. Прочитанные стихи – грустные, чувственные, проникновенные. Это стихи о жизни. Они трогают душу, остаются в наших сердцах на всю жизнь».
Шустелова Анастасия: «»Больше всего мне запомнилась страница «Я вспомню детство», потому что детство – самое светлое и счастливое время, а у Н.Рыленкова оно было тяжёлым, ему пришлось многое пережить, но он не сдавался и выдержал с честью все испытания судьбы.
И о Рыленкове: это светлая личность. Он любит Родину, природу, жизнь. Он романтик, патриот, очень впечатлительный человек. Все его стихи такие, как он сам: светлые и ясные, понятные. Стихи проникнуты чувствами и переживаниями автора, которые всегда передаются внимательному читателю. Это и есть характерная черта творчества Н.Рыленкова».
Гудушаури Манана: «Очень поразила первая страница, особенно стихотворение «Думая о матери» в исполнении Насти Вьюновой. На фоне музыки это прозвучало душевно, проникновенно, заставило задуматься о своём отношении к маме…»
Филиппов Александр: «Понравились стихи о природе. Это действительно сказка… По стихотворениям Н.Рыленкова очень легко представить и нарисовать портрет любого времени года…Замечательные стихи!»
Кирюхина Мария: «Стихи Н.Рыленкова о любви – это чудо! Поэт очень тонко уловил переживания души человеческой. И, хотя ни в одном из таких стихотворений даже не прозвучало слово «любовь», нам понятно, что это за пятое время года …»
Вот такие замечательные строки, говорящие о том, что урок не прошёл зря и вызвал целый шквал эмоциональных откликов, задел каждую детскую душу.
Остановимся на уроках – играх. Итак, урок – игра – это активная форма учебного занятия, в ходе проведения которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, воссоздаются исторические картины событий с их персонажами участниками. Как правило, у школьников во время такого урока, возникает игровое состояние – специфическое, эмоциональное отношение к исторической действительности. Школьники как бы перевоплощаются в людей из прошлого или современности, применяют на себе роль взрослых людей, через понимания мыслей, чувств и поступков моделируют историческую реальность. А знания, полученные на уроке, становятся для них личностно – значимыми, эмоционально – окрашенными, что помогает лучше узнать, “прочувствовать” изучаемую эпоху. Тем самым учащиеся осваивают и углубляют новые знания, а также овладевают целым комплексом важных “взрослых” умений, в первую очередь, коммуникативных, развивают способности к восприятию, сопереживанию.
Игры классифицируют по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности. Выделяют: имитационные (игровое моделирование, имитация реальности); символическое (основаны на четких правилах и игровых символах); исследовательские (связаны с новыми знаниями и способами деятельности).
Имеет два подвида: игра – обсуждение – это воссоздание воображаемой ситуации современности со спором, дискуссией; игра – исследование – это воссоздание воображаемой ситуации современности, основанное на индивидуальных действиях “героя”.
Ретроспективная (“реконструктивная”) игра моделирует ситуацию, ставящую учеников в позицию очевидцев и участников событий в прошлом. Главным признаком игры такого типа является “эффект присутствия” и принцип исторической беллетристики – “так могло быть”. По словам психолога А.Н. Лука, в такой игре подростку “удается прыгнуть выше себя, на некоторое время стать умнее, смелее, благороднее, справедливее”. Ретроспективные игры подразделяются на ролевые и не ролевые.
Ролевые игры – это игры ретроспективного характера, основанные на разыгрывании ролей – участников исторических событий в условиях воображаемой ситуации прошлого. Имеют три подвида: театрализованное представление – это разыгрывание по четко прописанному сценарию, исторического действия, где воссоздаются различные образы и картины прошлого; театрализованная игра – это разыгрывание исторического действия с большой долей импровизацией участников игры; проблемно – дискуссионная игра – это разыгрывание воображаемой ситуации, которая случилась в прошлом, где действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы.
Не ролевые игры – это игры ретроспективного характера с внешними правилами, где воссоздается историческое прошлое и действие происходит в далекую эпоху. Имеют два подвида: конкурсная, соревновательная игра – это искусственное моделирование ситуации прошлого, в котором люди определенной эпохи “демонстрируют” свое мастерство, достижения, смекалку в определенном историческом контексте; маршрутная игра (путешествие, экспедиция) – особая форма урока, когда дети переносятся в прошлое и “путешествуют” по нему в определенной пространственной среде.
Деловая играСмысл феномена деловой игры в обобщенном виде зафиксирован в психологических словарях, например: «Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку «деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста». В деловой игре «обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре — это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом — общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра - это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества».Традиционно деловую игру относят к числу методов активного обучения. Область применения деловых игр как особого метода обучения довольно широка: экономика, управление, педагогика, психология, инженерные дисциплины, экология, медицина, история, география, и т.д.
Различают неимитационные и имитационные методы обучения, а в рамках последних выделяют игровые и неигровые. Как следует из нижеприводимой таблицы, деловая игра — имитационный игровой метод активного обучения.Важно также отметить, что деловая игра — это и коллективный метод обучения.Комбинированные формы работы с текстом произведений.
Своё выступление я начну словами М.М. Бахтина (известного мыслителя ХХ века): «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления». Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы, а также в библиотечной сфере.
Основу содержания литературы составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Целостное восприятие и понимание литературного текста, умения анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:
● осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;
● пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);
● ответы на вопросы;
● анализ и интерпретация произведения;
● составление планов;
● характеристика литературного героя;
● написание отзыва о произведении;
● написание сочинения.
По мнению В. Г. Маранцмана, «труд читателя измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить ответы и радоваться». Это есть путь от читательских впечатлений к автору произведения, к созданию собственного текста. Правильно организовать этот путь помогут активные формы обучения, где увеличена степень самостоятельности учащихся и развиваются творческие способности каждого ученика.
Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом.
1. Комплексный анализ текста.
2. Реконструкция текста.
3. Сложение целого текста из частей.
4. Верные-неверные утверждения. Этот прием может способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации.
5. Синквейн. (стихотвоение из пяти строк, которое строится по правилам). К этому приему, позволяющему высказать свою точку зрения, прибегаю при знакомстве с текстами. Эта работа вызывает интерес учащихся, она по-своему нужная и важная.
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлексировать по какому-либо поводу.
Когда вы знакомите учащихся с синквейнами, сначала объясните им, как пишутся такие стихотворения.
Каждому участнику будет дано 5 – 7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернётся к партнёру, и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они это написали и ещё раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи. Которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Если имеется диапроектор, то часто бывает полезным показать пару синквейнов. Каждый из них может быть представлен обоими авторами. Это может породить дальнейшую дискуссию.
Правила написания синквейна:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Примеры синквейнов :
Тарас Бульба | Данко | Чтение |
Истинный казак | Неспособный примириться с действительностью, гордый и одинокий | Свободное, активное |
Свято убеждён в своей правоте | Героический человек, смелый юноша | Участвующее, делящееся, обучающее |
Олицетворяет обобщённый образ запорожского казачества | Всегда готов совершить подвиг, способен ради других пожертвовать собой | Свечение в темноте |
Человек могучего духа, для которого свобода родного края и боевой долг превыше всего | Герой-бунтарь, движимый любовью к людям | Просвещение |
Как это делать?
Название (обычно существительное) ___________________________________________________
Описание (обычно прилагательное) ____________________________________________________
Действия __________________________________________________________________
Чувство (фраза) __________________________________________________________________
Повторение сути (синоним) ____________________________________________________________
Синквейны являются быстрым, но мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации.
6. Поэтическая разминка. Этот прием использую на уроках изучения лирики. Он активизирует мысль, учит узнавать поэта по его слову, оживляет урок.
Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:
● учить видеть, слышать и чувствовать текст;
● пополнять речевую память учащегося;
● обогащать словарный запас;
● продуктивно усваивать учебный материал;
● прививать эстетический вкус;
● формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.
Необходимо помнить, что главным всегда остается работа с текстом, а ИКТ лишь разнообразят методы, приемы и формы работы, развивающие разные стороны личности ученика, и будет способствовать
● глубине погружения в учебный материал;
● повышению мотивации обучения;
● интегративному подходу при работе с текстом;
● возможности одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов.
Хочу сказать, что в системе видов и форм работ при подготовке к анализу литературного произведения на первом месте стоит цикл зачетно-практических работ по теме: “Художественное произведение: содержание и форма”.
Какие же литературоведческие понятия должен усвоить ученик, сдавший зачет “Художественное произведение: содержание и форма”?
Содержание | Форма |
Тема Проблема Идея Конфликт Пафос | Сюжет Композиция Персонажи Характеры Приёмы создания образов -через действия и поступки -прямая авторская характеристика -портрет -описание среды обитания -психологический анализ -речевая характеристика Пейзаж, интерьер Художественные детали Речь художественная |
Второй вид работы - это практические работы по тексту. Они разрабатываются по конкретным художественным произведениям, и задания к практическим работам диктуются непосредственно их литературным своеобразием.
Другим видом работы при подготовке к анализу текста на уроках литературы может стать составление учащимися тестов к художественным произведениям. Этот вид работы не только готовит выпускников к ЕГЭ по литературе, но и акцентирует их внимание на важных художественных особенностях изучаемых текстов. Перед тем, как дать ребятам задание по составлению тестов, я знакомлю их с типологией тестов и предлагаю им составить тестовые задания разных типов. Тестовые задания классифицировала следующим образом:
1. Задания теоретического блока
2. Задания историко-биографического блока
3. Задания идейно-тематического блока
4. Задания по форме произведения
5. Задания событийно-образного блока
6. Задания по художественно-изобразительным средствам
Рекомендуемые формы работы с текстом
Основные формы - это «хочу поделиться», «кто что понял?», «читательская конференция», «свободный микрофон», «пресс-конференция», « дискуссия». Конечно, это лишь некоторые возможности организации такой работы. Учитель абсолютно свободен в выборе и придумывании новых способов организации обсуждения.
«Хочу поделиться». Обсуждение проводится в группах, причем участники группы предварительно читают разные тексты. Оптимальное число участников - 2-3 человека. Каждый ребенок по очереди рассказывает другим о том, что он прочитал. Остальные внимательно слушают каждого, задают вопросы на понимание: « Верно ли я тебя понял...», «Если я правильно понимаю, то,..», «Так ли это:
«Кто ЧТО ПОНЯЛ?». В работе по этому варианту дети одной группы читают одинаковые тексты. Усевшись в кружок, они слушают первого читателя. Он рассказывает, что понял из текста, что его особенно .заинтересовало, что осталось непонятным. Затем выступает другой участник группы. Он уже не пересказывает текст, а высказывает свои соображения по поводу предыдущего выступления. Он может попытаться ответить на вопросы, заданные предыдущим рассказчиком, согласиться или не согласиться с его оценками, выразить, свой интерес, понимание и непонимание. И так далее. К работе по этому варианту можно привлекать учеников старших классов в рамках разновозрастного сотрудничества. Они помогут организовать более продуктивную работу в группах, задать образцы внимательного отношения к сообщению предыдущих докладчиков, задать образцы верного оценочного поведения («рассказ Кати помог мне разобраться в тексте, я раньше не понимал..., а теперь...», «мне осталось неясным после сообщения Володи, как...»). Продуктом работы группы может быть, например, список вопросов к автору текста, на которые участники группы не смогли ответить самостоятельно. Один из участников должен назначаться (выбираться) на роль ведущего, фиксирующего повторы в обсуждении. Это может быть старшеклассник, а может и кто-то из одноклассников. Ведущему можно тоже предложить заполнить карточку:
1 группа | Понятно ли было слушателям из сообщения рассказчика, о чем он говорит? | Удалось ли рассказчику сообщить слушателям что-то новое по сравнению с тем, что они сами поняли из прочитанного или уже высказанного другим рассказчиком? | Какой вопрос по поводу содержания текста в ходе обсуждения остался без ответа? |
«Читательская конференция».
Эта форма работы требует специальной подготовки на отдельном уроке или во и внеурочное время с приглашением родителей. Группа детей получает одинаковый текст для работы. Они индивидуально выполняют задания к тексту, на одном из уроков обсуждают текст и формулируют вопросы по теме текста. Затем они дома или в библиотеке ищут дополнительные материалы по теме, приносят в класс и на одном из уроков договариваются о том, как лучше подготовить коллективное сообщение по теме. Кто-то может нарисовать плакат, кто-то - представить книги, кто-то - сделать устное сообщение от группы, кто-то - провести наблюдение или опыт и сообщить о его результатах. Учитель рассказывает детям о возможном распределении обязанностей между ними и сообщает о времени на выступление группы (5- 10 минут) на конференции.
При проведении конференции лучше попросить родителей по ходу сообщений готовить вопросы на понимание и краткие выступления (после вопросов и ответов) о том, было ли им интересно и полезно заслушать такое сообщение.
«Письменная ДИСКУССИЯ». На оборотной стороне каждой карточки с текстом можно вести записи. Ученикам предлагается, прочитав текст, выразить кратко свои мысли по этому поводу (понимание или непонимание, согласие или несогласие, догадки и вопросы и т.д.) на обороте. Учащийся не должен забывать подписывать свое имя. Затем ученики обмениваются текстами, и следующий читатель относится уже не только к тексту, но и к высказыванию предыдущего читателя. Когда оборотная сторона карточки заполнится, учитель предлагает следующему ученику кратко описать весь ход дискуссии и подвести ее итоги, подготовив отдельное письменное (а может быть, потом и устное) сообщение.
РУКОВОДСТВО ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО
Модель Бенджамена Блума
Знание | Что значит это слово? (дай определение) Опиши место действия. Укажи главного участника событий. Перечисли основные события хронологически. Расскажи, что происходит в тексте. |
Понимание | Изложи краткое содержание отрывка или главы Поясни роль исторического деятеля в тексте. Объясни цитату. Предположи, что произойдёт дальше. Перефразируй тему - о чём текст? Что случилось в конце? (подытожь). |
Применение | Как тема соотносится лично с тобой? Если бы всё происходило в наше время, как бы это выглядело? Проиллюстрируй это на бумаге. Проведи интервью с одним из героев. Напиши свой рассказ на эту же тему. |
Анализ | Почему исторический персоналий действует и реагирует таким образом? (проанализируй). Сравни и противопоставь двух героев (темы, действия и др.) Соотнеси черты характера исторических персоналий с их поступками. Почему важен контекст/место действия? (исследуй) |
Синтез | Организуй группу/клуб для обсуждения темы, придумай план, по которому должна происходить встреча. Что бы ты сделал на месте участника событий? (представь) |
Оценка | Оцени работу автора, написав рецензию. Установи степень достоверности исторического источника. Оцени степень собственного понимания текста, (на все ли вопросы ты нашёл ответы) |
«ЧЕТЫРЕ РЕСУРСА» РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Модель Льюка и Фрибоди
Умение кодировать, или я как дешифровщик текста. Как я трактую данный текст? Из чего он исходит? На чём базируется? Какими средствами или комбинациями средств пользуется? | Умение применять, или я как пользователь текста. Какие цели текста соотносятся с его содержанием? Каким образом я использую этот текст здесь и сейчас? Что из него возьмут другие? Каковы мои возможности и альтернативы? |
Умение понять, или я как участник текста. Как связаны между собой идеи в тексте? Какие исторические факты используются в тексте? Каково значение и возможные интерпретации текста? | Умение оценивать, или я как критически грамотный читатель. Чьи позиции, мнения и интересы затронуты? Чьи мнения не прозвучали или отсутствуют? Совпадает ли мое мнение с мнением других? |
Дата: 2019-05-28, просмотров: 270.