Мини-лекция «Что труд дает человеку»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это благоговейное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как нравственный подвиг, как высокий долг человека. Помните «Поучение Владимира Мономаха? В нем труд – высшее мерило богоугодности и человека. Еще один древний источник – «Домострой». По этой книге устраивали свою жизнь и князья, и крестьяне. Идеал трудовой жизни наших предков – это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами. И в наше время человек в обществе ценится по труду.

Труд- это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

Игра «Окончание пословицы»

У всех  народов  детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.

Деревья смотри в плодах, …(а людей смотри в делах) Терпенье и труд…(все перетрут)                                Под лежачий камень…(и вода не течет) Маленькое дело …(лучше большого безделья).                        Горька работа, …(да сладок хлеб) Не сиди сложа руки- …(не будет и скуки)                                           Не спеши языком-…(спеши делом) Любишь кататься- …(люби и саночки возить)                                   Делу время,…(потехе час) Ищи невесту не в хороводе, …(а в огороде)

Игра «Аукцион профессий»

Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию. Сейчас мы проверим, много ли вы знаете профессий. Мы поиграем в игру «Аукцион профессий». В игре участвуют все, вы должны по очереди называть по одной профессии. Выиграет тот, кто последним назовет профессию. Игра продолжается 5 минут. Внимание- начали!

Игра закончилась. Победил… Это самый крупный специалист в области профессий.

Устные рассказы. «Профессии наших родителей».

Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионных тусовок, скандалов, рекламы. А ведь истинные герои живут среди нас – это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят- делают все то, без чего мы не можем жить. Чем занимаются ваши родители на работе? Кто они по профессии? Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.

Заключительное слово

В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудиться, если можно выиграть на «Поле чудес», или стать миллионером в телевизионной игре, или поймать свое счастье в очередной лотерее? Но никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд. Мы начали классный час со слов К.Д. Ушинского и закончим его тоже словами великого педагога. Он писал: «Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и принесет им счастье».

Подведение итогов

Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти. Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?

Примерные ответы детей:

-Запомнилась сказка о двух плугах, потому что она говорит о людях.

-Запомнилась пословица про невесту, которую надо искать в огороде.

-Запомнились слова о профессии земледельца, что она самая лучшая

-Заставила задуматься о выборе будущей профессии.



Организационный момент.

- Ребята, отгадайте загадки и догадайтесь, о чем пойдет речь на нашем занятии.

Чудо-птица, алый хвост. Прилетела в стаю звёзд. (Ракета)

 

Он не лётчик, не пилот, Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету Дети, кто, скажите это? (Космонавт)

 

Слайд 1. Звучит песня «Всё Выше (Марш Авиаторов)»

Сообщение темы занятия.

- Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить?

- Правильно, сегодня на нашем занятии мы поговорим о космосе, о космонавтах.

- Кто из вас знает, какой праздник отмечается 12 апреля?

- Правильно, День космонавтики. Это большой праздник в честь лётчиков, космонавтов, конструкторов, которые создают ракеты, космические корабли, искусственные спутники Земли.

Беседа по теме . «Освоение космоса»

- Человечество с глубокой древности стремилось к звездам. У древних греков был миф об Икаре, который на крыльях из воска и перьев пытался долететь до Солнца, но воск растаял, Икар погиб.

Мечте человечества подняться в космос, а точнее «первым шагам в космосе» и посвящена наша сегодняшняя встреча. В России мысль о возможности полета в космос впервые высказал К. Э. Циолковский. Слайд 2

Константина Эдуардовича Циолковского называют отцом космонавтики. Именно благодаря его научным работам человечество смогло подняться до невиданных ранее высот и выйти в космическое пространство. Константин много читал, самостоятельно изучил арифметику, с любопытством и пониманием освоил отцовские книги. Имя К. Э. Циалковского будет связано со всеми этапами развития ракетного дела на многие-многие годы, десятилетия и столетия. Он всю жизнь проработал учителем физики и математики, а в свободное время конструировал ракеты и двигатели к ним. Эстафету у Циолковского принял С.П. Королёв. Слайд 2

Сергей Павлович Королёв-создатель советского стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности, основоположник практической космонавтики. Уникальный инженер-конструктор, устремленный в будущее и одержимый своих изобретений и отвечающий за результаты их работы. организатор, способный сплотить, вдохновить и заставить работать любой коллектив. Слайды 3,4.

- Вы знаете, что у нашей планеты есть естественный спутник.

- Как он называется? (Луна)

- Но человек смог создать и запустить в космос искусственные спутники Земли.

Что за родственник Луны, Племянник или внучек

Мелькает между тучек? - Да это спутник!

- Вот те раз! - Он спутник каждого из нас

И в целом всей Земли. Руками спутник сотворен, А после на ракете Доставлен в дали эти.

- Сейчас вокруг нашей планеты летают тысячи искусственных спутников. Зачем они нужны? (Дети отвечают)

-Спутники помогают смотреть телепередачи, вести телефонные переговоры, посылать и получать телеграммы, связывать людей друг с другом. Люди создали спутники для того, чтобы изучать землю, солнце, планеты, звезды, разгадывать тайны природы.

Ракета с первым спутником стартовала 4 октября 1957 года в 22 часа 28 минут по московскому времени с космодрома Байконур.Под руководством Королёва в нашей стране было построение множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей.

В послевоенное время ученые задумались над возможностью длительных космических путешествий.

Игра «Звёздные слова» (Дети делятся на 2 команды и по очереди называют слова, связанные с космосом. Команда, которая называет последней и победит. Н-р, спутник, скафандр, луноход, космодром, ракета, невесомость, космонавт…)

Работа по теме. Беседа.

-Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Потом наступила очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики. Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтобы величиной она была чуть больше кошки, чтобы весила 4-6 кг, чтоб ей было не больше двух-трех лет и, чтобы у нее была светлая шерсть – ее лучше видно в камеру. Собак учили не бояться тряски, шума, переносить жару и холод, есть и еще многому. Слайд 5.

-Лучше других сдала «выпускные экзамены» умная и смелая Лайка.

- Лайку надели в специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Лайка из космоса не вернулась.

-А потом были 2 собаки, которые показали всему миру, что человек непременно может совершить полёт в космос, не боясь погибнуть.

-Как звали этих собак? (Белка и Стрелка).

Всего для полета были отобраны 12 собак. Их тренировали как настоящих космонавтов. Белка и Стрелка оказались самыми способными. Перед отправкой в космос на корабле - спутнике «Восток» для них сшили специальные космические комбинезончики красного и зелёного цвета. Белка и Стрелка провели в космосе больше суток. Когда собаки вернулись на Землю, они стали героями. Их возили по детским садам и школам. Давали погладить детям. А симпатичного щенка Стрелки даже подарили жене американского президента!

Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.

Физкультминутка

 

Работа по теме. Беседа.

- Скажите, кто был первым человеком, полетевшим в космос, первым космонавтом?

Юрий Алексеевич Гагарин.

Слайд 6. Звучит песн «Знаете, каким он парнем был?»(Слова Н. Добронравова Музыка Л. Пахмутовой)

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934г. В д. Клушино Смоленской области.  -А 12 апреля 1961 года со словами «поехали» в космос полетел гражданин СССР - Юрий Алексеевич Гагарин.Имя этого человека известно во всем мире. С детства Юра увлекался самолётами. Он был очень любознательным и схватывал все на лету. Когда Юре было 7 лет, началась Великая Отечественная война. Немцы выгнали его семью из дома. Пришлось ютиться в землянке. Войну Гагарин пережил и в 15 лет поступил в ремесленное училище. Но увлечение авиацией перетянуло, и он поступает в военное авиационное училище. Человеком он был смелым, находчивым, веселым. Редко злился и очень не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил. Внимательно относился к товарищам, помогал им во всем. Был отлично подготовлен физически. 12 апреля 1961 года на ракете «Восток» облетел вокруг нашей планеты за 108 минут (1 час 68 минут). Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий», «Россия». Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к звездам. На космическом корабле «Восток-1», Гагарин за 108 минут облетел вокруг Земли. Ракета стартовала с космодрома Байконур в Казахстане. И ракета-носитель, и космический корабль «Восток-1», и стартовый комплекс были созданы под руководством Сергея Павловича Королева, который также осуществлял руководство полётом Гагарина.

Улыбка Юрия Гагарина бессмертна. Она стала символом. Гагарин улыбался всему миру. Он улыбался нашей планете, радовался солнцу, лесам и полям. И он сказал: “Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!..” Да, она прекрасна. И нашу прекрасную и маленькую планету, единственную, где есть цветы, ручьи, березы, где есть смех и улыбки и любовь, надо беречь!

- А как вы думаете, космонавт - это мужская профессия? (Выслушиваются ответы детей.) Оказывается, космос покоряется и женщинам. Имя одной женщины-космонавта известно всему миру. Это - Валентина Николаевна Терешкова (портрет). А впервые вышел в открытое космическое пространство известный космонавт - Алексей Леонов.

В космосе - невесомость. Это неблагоприятное явление для космонавта. Под действием невесомости у человека начинает кружиться голова, его укачивает. Также в открытом космосе большая разница температур: то высокая, то низкая. Поэтому космонавт должен быть тренированным и здоровым человеком. . Слайд 8

Валентина. Терешкова родилась в крестьянской семье в деревне Большое Масленниково Ярославской области. Отец- тракторист, мать-работница текстильной фабрики. В 1945 г. Она поступила в среднюю школу г. Ярославль. Чтобы помочь семье в 1954г. пошла работать на шинный завод браслетчицей. В отряд космонавтов Валентина Терешкова была зачислена 12 марта 1962 года. Свой космический полёт совершила 16июня 1963 года на космическом корабле Восток-6, он продолжался почти трое суток.

Игра « Загадки»

А сейчас я вам загадаю загадки. Чтобы глаз вооружить,
И со звездами дружить, Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный … (телескоп)
Там все знаки зодиака- Водолея, девы, рака.

Светятся и ночью и днём, Туда смотрит астроном. (Космос)

Телескопом сотни лет изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем Умный дядя … (астроном)
Из какого ковша Не пьют, не едят,

А только на него глядят? (Большая Медведица)

Астроном — он звездочет, Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна в небе полная … (Луна)

Самый первый в космосе Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень, Наш космонавт … (Гагарин)

До Луны не может птица долететь и прилуниться,
Но зато умеет это делать быстрая … (Ракета)

На корабле воздушном, Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер, Несёмся на… (Ракете)

У ракеты есть водитель, Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт», А по-русски … (Космонавт)

Состоит из точек свет, Полна горница планет. (Космос)

 









Дата: 2019-05-28, просмотров: 260.