Исходное положение: произвольное. Логопед проговаривает фразы, например:
«Это яблоко. Яблоко большое и красное. Оно сочное и сладкое»
и зарисовывает на доске их схемы (место каждого слова в схеме указывается).
Инструкция: «А теперь мы более подробно расскажем о яблоке: ^ЭТО ЯБЛОКО \ Г ЯБЛОКО БОЛЬШОЕ И КРАСНОЕ ^. {ОНО СОЧНОЕ И СЛАДКОЕ^) (Соотнося каждое слово со схемой, логопед произносит текст, выполняя перед началом каждой фразы быстрый ротовой вдох и подъем руки.) Теперь произнесем все вместе».
При выборе текстов необходимо учитывать возраст и речевые возможности детей.
Упр . 3. Произнесение прозаического текста, каждую фразу которого необходимо закончить, называя экстренно предъявленный предмет или предметную картинку.
Исходное положение: произвольное. Инструкция: «Сейчас вы будете подбирать слово и сами заканчивать фразу: "НА СТОЛЕ ЛЕЖАТ ЯБЛОКО И ..." (Логопед показывает грушу. Дети хором отвечают: "ГРУША".)»
Упр . 3. Самостоятельное проговаривание текста при предъявлении картинного или предметного материала (фрукты, овощи и т.п.).
Исходное положение: произвольное. Инструкция: «Сейчас каждый из вас перечислит, что лежит на столе.
Перечислять будете по моему сигналу. Вова, ты начинаешь. Будь внимателен. (Логопед взмахивает рукой, и ребенок начинает называть картинки или предметы. Логопед плавно опускает руку по мере проговаривания ребенком слов.)
Варьирование текста и постепенный переход на самостоятельное высказывание способствуют автоматизации речевого дыхания.
Все этапы развития диафрагмального, фонационного и речевого дыхания соотносятся с планом работы логопеда, воспитателя группы, музыкального руководителя, преподавателя физической культуры и ритмики.
ПЕРЕЧЕНЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ,
РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА
ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ( РАЗМЕР ДВУ - И
ЧЕТЫРЕХДОЛЬНЫЙ , ТЕМП УМЕРЕННЫЙ ) ____________
Русская народная песня «Ах, утушка луговая», обр. Т. Ломовой.
Русская народная песня «В сыром бору тропинка», обр. С. Бодрен-кова.
Русская народная песня «Во саду ли, в огороде», обр. Н. Римско-го-Корсакова.
Русская народная песня «Зеленейся, зеленейся», обр. П. Чайковского.
Русская народная песня «Как на тоненький ледок», обр. М. Иорданского.
Русская народная песня «Как у наших ворот», обр. А. Луговской.
Русская народная песня «Пойду ль, выйду ль я», обр. Е. Тиличе-вой.
Русская народная песня «Ходила младшенька по борочку», обр. Н. Римского-Корсакова.
Русская народная песня «Ходит Ваня», обр. М. Раухвергера.
Русская народная песня «Я на горку шла», обр. С. Разоренова.
М. Филиппенко «По малину в сад пойдем».
Ю. Чичков «Физкульт-ура!».
С. Джоплин рэгтайм «Соревнуемся».
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ____________
Белякова Л.И., Дьякова ЕЛ.. Заикание. — М-, 2000.
Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. -М., 1989.
Козляинова И.П., Чарели Э.М, Речевой голос и его воспитание. -М., 1989.
Кочеткова И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. -М.,1989.
ПеллингерЕ.Л ., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. -М., 1995.
Поварова ИЛ. Коррекция заикания в играх и тренингах. - СПб., 2001.
Семенова Н. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. - СПб., 2002.
Чистякова М.И. Психогимнастика. -М., 1990.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................. 3
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ
ФУНКЦИИ И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ......................................................... 7
I этап. Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания
по традиционной методике............................................ 8
II этап.Развитие грудобрюшного типа дыхания с включением
элементов дыхательной гимнастики
А. Н. Стрельниковой..................................................... 14
Первый комплекс упражнений.............................. 15
Второй комплекс упражнений .............................. 22
Третий комплекс упражнений .............................. 29
III этап. Развитие фонационного выдоха................................. 34
IV этап. Развитие речевого дыхания........................................ 41
Первый комплекс упражнений.............................. 41
Второй комплекс упражнений............................... 42
Третий комплекс упражнений............................... 44
Четвертый комплекс упражнений......................... 46
Пятый комплекс упражнений................................ 48
V этап. Развитие речевого дыхания в процессе
произнесения прозаического текста............................ 51
Перечень музыкальных произведений,
рекомендуемых для использования на занятиях
по развитию дыхания у детей с нарушениями речи
(размер дву- и четырехдольный, темп умеренный)................ 54
Список рекомендуемой литературы ....................................... 54
Дата: 2019-04-22, просмотров: 382.