ПО РАЗВИТИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Работа включает пять этапов, которые должны проходить в строгой последовательности. Продолжи­тельность каждого этапа регламентируется только ре­зультатами работы. В то же время в пособии указы­вается средняя длительность этапов, в которую, со­гласно нашему опыту, «укладывается» приобретение дыхательных навыков у большинства детей 5—6 лет с речевыми нарушениями.

Перед началом тренировки необходимо не толь­ко обследовать детей у педиатра и невропатолога, но и проконсультировать у отоларинголога, чтобы полу­чить заключение о проходимости носовых ходов и со­стоянии их слизистой оболочки. Дети с острыми рес­пираторными заболеваниями, ринитом, аденоидами не включаются в состав группы.

Логопеду желательно проверить дыхательную функцию детей при их поступлении в дошкольное уч­реждение, затем повторить процедуру в середине и в конце года.

Для проведения обследования рекомендуется ис­пользовать приборы «Пикфлоуметр» и «Спирометр детский». С помощью «Пикфлоуметра» определяет­ся объемная пиковая скорость форсированного вы­доха, с помощью «Спирометра» - объем воздуха в легких. Полученные данные заносятся в карту обследования детей и позволяют объективно оценить ди­намику жизненной емкости легких в процессе заня­тий.

Обучение проводится как с помощью известных методических приемов, так и с использованием раз­работанной нами методики, которая включает отдель­ные положения парадоксальной дыхательной гимна­стики А.Н. Стрельниковой.

Желательно, чтобы в группе одновременно зани­мались не более 7-8 человек.

 


Подготовка к развитию I этап грудобрюшного типа дыхания по традиционной методике

Цель: развитие ощущений движения органов дыха­ния, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюш­ному типу дыхания.

Этап включает четыре упражнения. Длительность каждого упражнения 4-5 минут. В течение дня упраж­нения повторяются 2-3 раза. Каждое упражнение от­рабатывается в течение одной недели.

Первый этап длится столько времени, сколько не­обходимо для развития грудобрюшного типа дыхания.

Примерная продолжительность этапа - четыре не­дели. В течение этого времени ребенок последователь­но выполняет упражнения вначале в положении лежа, затем сидя и стоя.

 

 

На первых занятиях при проведении дыхательных упражнений необходимо поддерживать активное вни­мание детей.

Упр . 1. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку.

Работа диафрагмы по опусканию и подниманию игрушки, лежащей на животе, воспринимается ребен­ком зрительно (рис. 1).

Инструкция: «Положим игрушку на живот и посмот­рим, как она поднимается, когда ты де­ лаешь вдох, и опускается, когда ты де­лаешь выдох».

В соответствии с инструкцией логопеда ребенок сле­дит глазами за подниманием и опусканием игрушки вслед за сокращением и расслаблением диафрагмы.

 

Внимание ребенка обращается на то, что игрушка ста­новится «живой», если он дышит животом.

Упражнение можно сопровождать рифмовкой, про­износимой логопедом:

Качаю рыбку на волне, То вверх (вдох), То вниз (выдох) Плывет по мне.

В течение недели можно менять игрушки, разно­образить словесное сопровождение. Например: «Каче­ ли - вверх, качели - вниз, крепче, куколка, держись!»

УПРАЖНЕНИЕ 2

Упр . 2. Ребенок, находящийся в положе­нии лежа, кладет ладонь на область диафрагмы.

Работа диафрагмы воспринимается ребенком не только зрительно, но и тактильно (ощущается ладонью).

Инструкция: «Положи ладонь на то место, где раньше лежала игрушка, и почувствуй, как жи­вот поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».

Упражнение можно сопровождать рифмовкой:

Бегемотики лежали Бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох).

 

Упр . 3. Ребенок, находящийся в положе­нии сидя, кладет ладонь на область диафрагмы.

Работа диафрагмы продолжает контролироваться зрительно и тактильно.

Инструкция: «Сядь, положи ладонь на живот и почув­ ствуй, как он поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».

Упражнение можно сопровождать рифмовкой:

Сели бегемотики,

Потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Упр . 4. Ребенок, находящийся в положе­нии стоя, кладет ладонь на область диафрагмы (рис. 3).

Упражнение выполняется перед большим зеркалом.

Инструкция: «Встань перед зеркалом, положи ладонь на живот, посмотри, как она движет­ ся, если ты дышишь правильно».

Это упражнение проводится также и с обнаженным торсом. Дети стоят в профиль к большому зеркалу, что помогает не только тактильно, но и визуально контро­лировать выполнение упражнений в положении стоя.

Наблюдение за детьми показывает, что некоторые из них при изменении положения тела переходят к бо­лее привычному верхнереберному типу дыхания, их рука, положенная на область диафрагмы, не совершает движений. В таком случае логопед кладет ладонь ребен­ка себе на область диафрагмы и предлагает ему «почувствовать рукой», а также посмотреть, как движется брюшная стенка в процессе дыхания.

При выполнении упражнений логопед следит за тем, чтобы вдох ребенка не был форсированным и его плечи не поднимались. Такой контроль необходим, по­тому что у детей с нарушениями речи при значитель­ном увеличении объема вдыхаемого воздуха легко воз­никает гипервентиляция (наступление гипервентиля­ции можно определить по следующим признакам: побледнение лица, жалобы на головокружение; и как след­ствие - отказ от занятий).

Важно помнить, что внимание ребенка на этом эта­пе сосредоточивается не на длительности вдоха и выдо­ха, а на работе диафрагмы, т.е. на ощущениях сокра­щений этой мышцы.

13

Сформированность грудобрюшного типа дыхания и активность сокращения диафрагмальной мышцы ребен­ка определяется логопедом визуально и тактильно (с по­мощью ладони, положенной на область диафрагмы ре­бенка).

 

Дата: 2019-04-22, просмотров: 112.