Цель: дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей.
Этап состоит из трех комплексов упражнений, в которых осуществляется последовательное усложнение двигательных задач.
Примерная продолжительность этапа - 12-14 недель.
Перед логопедом стоит задача обучить детей приемам специальной дыхательной гимнастики*. Особое внимание необходимо обратить на следующие условия:
1) активное внимание ребенка привлекается к фазе вдоха;
2) вдох осуществляется в момент физической нагрузки;
3) все упражнения проводятся в комфортном для детей темпе и ритме.
У детей с нарушениями речи при углубленном дыхании легко возникает гипервентиляция. Учитывая эту особенность, разработана методика дозированных «быстрых вдохов»", которые осуществляются через нос. Прохождение воздуха через носовые ходы сопровождается наибольшим шумом и примыканием ноздрей к носовой перегородке.
Чтобы дети смогли правильно понять и усвоить выполнение дыхательного упражнения, логопед предлагает инструкцию: «Попробуем нюхать воздух так, как это делают животные, например, собаки, — шумно и быстро. Их вдохи напоминают хлопки в ладоши — "нюх-нюх"».
Вырабатывается навык осуществлять подряд два «быстрых вдоха». Логопед визуально и на слух (двойной шум) контролирует выполнение «быстрых вдохов» детьми. Внимание детей привлекается к движению ноздрей, т.е. к сокращению мышц, и двойному шуму.
ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИИ
Задача: обучение детей выполнению двойных «быстрых вдохов » через нос в положении стоя, а также в сочетании с движениями головы и рук.
В комплекс входит шесть упражнений. На обучение каждому упражнению отводится неделя.
Перед разучиванием нового упражнения повторяются все ранее усвоенные упражнения. Таким образом, к концу обучения дети могут последовательно выполнить комплекс, состоящий из шести упражнений.
В первые дни упражнение выполняются 4 раза подряд. Постепенно их количество увеличивается до 12 раз. На овладение комплексом отводится шесть недель.
Упр . 1. Выполнение пары «быстрых вдохов».
Исходное положение: стоя перед логопедом, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.
Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Нюхаем воздух шумно, быстро, как собачки. Нюхаем по два раза: "нюх-нюх" и отдыхаем. Смотрите на меня и слушайте, как я буду нюхать воздух».
демонстрирует вдохи, при которых слышен шум воздуха и видно, как ноздри сближаются с носовой перегородкой.
Упражнение выполняется логопедом вместе с детьми, а затем дети выполняют «быстрые вдохи» перед зеркалом (рис. 4).
Необходимо обратить внимание детей на то, чтобы вдохи не сопровождались движениями плеч, а выдох был произвольным, не задерживался.
Первое упражнение является базовым для усвоения последующих дыхательных упражнений, поэтому отрабатывать его следует тщательно.
Логопед должен следить за состоянием детей, так как у некоторых из них могут наблюдаться признаки гипервентиляции. Это происходит, если дети не могут делать два «коротких шумных» носовых дыхательных движения в процессе вдоха. Каждое из двух дыхательных движений они осуществляют как обычный вдох, т.е. глубже, чем надо. В таких случаях логопед проводит индивидуальную работу.
Упр . 2. Выполнение пары «быстрых вдохов» по условному сигналу логопеда (быстрое движение руки вверх).
Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.
Логопед произносит рифмовку, дети выполняют «быстрые вдохи» по его сигналу — быстрому движению руки вверх.
В качестве примера приводим два текста.
Текст 1
За стеклянными дверями
Стоит мишка с пирогами.
Здравствуй, мишенъка-дружок,
Дай понюхать пирожок ('два коротких «быстрых
вдоха» по сигналу логопеда,).
Текст 2
Мышки водят хоровод,
На диване дремлет кот.
И мышиный хоровод
Вдруг увидел серый кот (два коротких «быстрых
вдоха» по сигналу логопеда,).
«Кот понюхал нас! Ура!
Разбегайся детвора!»
Если кто-то из детей не может понять, когда надо делать «быстрые вдохи», то логопед сопровождает движения руки словами: «нюх-нюх».
Упр . 3. Выполнение пары «быстрых вдохов» при повороте головы то вправо, то влево (рис. 5).
Исходное положение: стоя, подбородок приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.
Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения:
«Все помнят, как собачки нюхают воздух?
Сейчас собачки будут нюхать воздух, чтобы найти спрятавшегося зайчика.
Сначала понюхаем воздух справа. (Логопед поворачивает голову направо, делает пару «быстрых вдохов».)
Отдыхаем. (Возврат головы в исходное положение, выдох.)
Затем нюхаем воздух слева. (Логопед поворачивает голову налево и делает пару «быстрых вдохов».)
Отдыхаем». (Возврат головы в исходное положение, выдох.)
Логопед показывает упражнение целиком, не останавливаясь на отдельных позициях.
Упражнение можно сопровождать рифмовкой:
Раз, два, три, четыре, пять! Где же зайчика искать?
Может, справа под кустом? (поворот головы вправо, два «быстрых вдоха», возврат головы в исходное положение).
Может, слева за бревном? (поворот головы влево, два «быстрых вдоха», возврат головы в исходное положение).
Упр . 4. Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднесении ладони то к правому, то к левому уху и легком повороте головы в противоположную сторону («прислушиваемся и нюхаем») (рис. 6).
Исходное положение: стоя, голова прямо, плечи расправлены, руки на поясе или опущены, ноги на ширине плеч.
Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Чтобы найти зайчика, будем смотреть то направо, то налево, прислушиваться и нюхать воздух.
Поворачиваем голову вправо и прикладываем ладонь к левому уху, нюх-нюх.
Отдыхаем. (Возврат в исходное положение и выдох.)
Поворачиваем голову влево и прикладываем ладонь к правому уху, нюх-нюх.
Отдыхаем». (Возврат в исходное положение и выдох.)
Упр . 5. Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднятии подбородка (рис. 7).
Исходное положение: стоя, голова прямо, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.
Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: "нюх-нюх".
Отдыхаем. (Возврат в исходное положение и выдох.) Поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: "нюх-нюх".
Отдыхаем ». (Возврат в исходное положение и выдох.) Логопед показывает упражнение целиком.
Упр . 6. Выполнение пары «быстрых вдохов» при наклоне головы то к правому, то к левому плечу.
Исходное положение:
стоя, голова прямо, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.
Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения:
«Наклоняем голову к правому плечу, нюхаем воздух: "нюх-нюх".
Отдыхаем. (Возврат в исходное положение и выдох.)
Логопед показывает упражнение целиком.
ВТОРОЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
Задача: развитие грудобрюшного типа дыхания в процессе ходьбы.
На изучение второго комплекса отводится шесть недель, в течение которых детям предлагается выполнять усвоенные ранее дыхательные упражнения при увеличении физической нагрузки.
В первые дни упражнения выполняются 4-5 минут, постепенно время увеличивается до 8-10 минут.
Для регуляции темпа и ритма движений логопед использует хлопки в ладони. Вначале каждое упражнение выполняется в замедленном темпе. По мере усвоения упражнения скорость движений увеличивается до тех пор, пока не будет найден оптимальный для всей группы темп.
С этого времени упражнения рекомендуется выполнять под музыкальное сопровождение. (Перечень музыкальных произведений см. на с. 54.)
Использование музыки ритмизирует все функции ребенка и позволяет ему быстрее овладевать навыками речевого дыхания.
Упр . 1. На первый шаг выполняется пара «быстрых вдохов», далее следуют ти шага, во время которых происходит непроизвольный выдох (рис. 9).
Исходное положение: стоя в колонну по одному. Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг нюхаем воздух: "нюх-нюх" -раз.
Затем делаем три шага - два, три, четыре. Шагать будем под мои хлопки в ладони. Вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать и нюхать воздух».
Логопед показывает упражнение целиком
Схема: 1-й шаг - два «быстрых вдоха»;
2, 3,4-й шаги - выдох. На первых занятиях инструкции в отношении рук не даются, чтобы не усложнять двигательную задачу и не отвлекать внимания от правильного выполнения вдохов. Обычно дети выполняют маршевые движения, слегка сгибая руки в локтях и практически не двигая ими. Маршировка длится 3—5 минут.
Упр . 2. На первый шаг выполняется поворот головы (то вправо, то влево) и пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох (рис. 10).
Исходное положение: стоя в колонну по одному.
Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг поворачиваем голову направо и нюхаем воздух: "нюх-нюх".
Затем смотрим прямо, делаем подряд три шага и отдыхаем.
А теперь делаем шаг и поворачиваем голову налево, нюхаем, воздух: "нюх-нюх".
Опять смотрим прямо, делаем три шага и отдыхаем.
Все движения выполняем под мои хлопки в ладони. Вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать, поворачивать голову и нюхать воздух».
Логопед показывает упражнение целиком.
Схема: дети стоят друг за другом;
на счет «раз» - шаг с поворотом головы направо и два «быстрых вдоха»; на счет «два», «три», «четыре» - возврат головы в исходное положение, ходьба в такт, свободный выдох; на счет «раз» - шаг с поворотом головы налево и два «быстрых вдоха»; на счет «два», «три», «четыре» - возврат головы в исходное положение, ходьба в такт, свободный выдох.
Далее все эти движения на 4 такта повторяются.
Дата: 2019-04-22, просмотров: 202.