Ll этап. Развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой

Цель: дальнейшее развитие сократительной актив­ности диафрагмальной мышцы, а также раз­витие координаторных отношений между дву­мя функциями: дыханием и движениями ту­ловища или конечностей.

Этап состоит из трех комплексов упражнений, в которых осуществляется последовательное усложнение двигательных задач.

Примерная продолжительность этапа - 12-14 не­дель.

Перед логопедом стоит задача обучить детей при­емам специальной дыхательной гимнастики*. Особое внимание необходимо обратить на следующие условия:

1) активное внимание ребенка привлекается к фазе вдоха;

2) вдох осуществляется в момент физической на­грузки;

3) все упражнения проводятся в комфортном для де­тей темпе и ритме.

У детей с нарушениями речи при углубленном ды­хании легко возникает гипервентиляция. Учитывая эту особенность, разработана методика дозированных «бы­стрых вдохов»", которые осуществляются через нос. Прохождение воздуха через носовые ходы сопровожда­ется наибольшим шумом и примыканием ноздрей к но­совой перегородке.

Чтобы дети смогли правильно понять и усвоить выполнение дыхательного упражнения, логопед пред­лагает инструкцию: «Попробуем нюхать воздух так, как это делают животные, например, собаки, — шум­но и быстро. Их вдохи напоминают хлопки в ладоши — "нюх-нюх"».

Вырабатывается навык осуществлять подряд два «быстрых вдоха». Логопед визуально и на слух (двой­ной шум) контролирует выполнение «быстрых вдохов» детьми. Внимание детей привлекается к движению ноз­дрей, т.е. к сокращению мышц, и двойному шуму.

ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИИ

Задача: обучение детей выполнению двойных «быст­рых вдохов » через нос в положении стоя, а так­же в сочетании с движениями головы и рук.

В комплекс входит шесть упражнений. На обучение каждому упражнению отводится неделя.

Перед разучиванием нового упражнения повторя­ются все ранее усвоенные упражнения. Таким образом, к концу обучения дети могут последовательно выпол­нить комплекс, состоящий из шести упражнений.

    В первые дни упражнение выполняются 4 раза под­ряд. Постепенно их количество увеличивается до 12 раз. На овладение комплексом отводится шесть недель.

Упр . 1. Выполнение пары «быстрых вдо­хов».

Исходное положение: стоя перед логопедом, подбо­родок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражне­ния: «Нюхаем воздух шумно, быстро, как собачки. Ню­хаем по два раза: "нюх-нюх" и отдыхаем. Смотрите на меня и слушайте, как я буду нюхать воздух».

демонстрирует вдохи, при которых слышен шум воздуха и видно, как ноздри сближаются с носовой перегородкой.

Упражнение выполняется лого­педом вместе с детьми, а затем дети выполняют «быстрые вдохи» перед зеркалом (рис. 4).

Необходимо обратить внимание детей на то, чтобы вдохи не сопровож­дались движениями плеч, а выдох был произвольным, не задерживался.

Первое упражнение является базовым для усвоения последую­щих дыхательных упражнений, поэтому отрабатывать его следует тщательно.

Логопед должен следить за состоянием детей, так как у некоторых из них могут наблюдаться признаки гипервентиляции. Это происходит, если дети не могут делать два «коротких шумных» носовых дыхательных движения в процессе вдоха. Каждое из двух дыхатель­ных движений они осуществляют как обычный вдох, т.е. глубже, чем надо. В таких случаях логопед прово­дит индивидуальную работу.

Упр . 2. Выполнение пары «быстрых вдо­хов» по условному сигналу логопе­да (быстрое движение руки вверх).

Исходное положение: стоя, подбородок слегка при­поднят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.

Логопед произносит рифмовку, дети выполняют «быстрые вдохи» по его сигналу — быстрому движению руки вверх.

В качестве примера приводим два текста.

Текст 1

За стеклянными дверями

Стоит мишка с пирогами.

Здравствуй, мишенъка-дружок,

Дай понюхать пирожок ('два коротких «быстрых

вдоха» по сигналу логопеда,).

Текст 2

Мышки водят хоровод,

    На диване дремлет кот.

И мышиный хоровод

Вдруг увидел серый кот (два коротких «быстрых

вдоха» по сигналу логопеда,).

«Кот понюхал нас! Ура!

Разбегайся детвора!»

Если кто-то из детей не может понять, когда надо делать «быстрые вдохи», то логопед сопровождает дви­жения руки словами: «нюх-нюх».

Упр . 3. Выполнение пары «быстрых вдо­хов» при повороте головы то вправо, то влево (рис. 5).

Исходное положение: стоя, подбородок приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения:

«Все помнят, как собачки ню­хают воздух?

Сейчас собачки будут ню­хать воздух, чтобы найти спрятавшегося зайчика.

Сначала понюхаем воздух справа. (Логопед поворачивает голову направо, делает пару «быстрых вдохов».)

Отдыхаем. (Возврат головы в исходное положение, выдох.)

 

Затем нюхаем воздух слева. (Логопед поворачива­ет голову налево и делает пару «быстрых вдохов».)

Отдыхаем». (Возврат головы в исходное положе­ние, выдох.)

Логопед показывает упражнение целиком, не оста­навливаясь на отдельных позициях.

Упражнение можно сопровождать рифмовкой:

Раз, два, три, четыре, пять! Где же зайчика искать?

Может, справа под кустом? (поворот головы впра­во, два «быстрых вдоха», возврат головы в исход­ное положение).

Может, слева за бревном? (поворот головы влево, два «быстрых вдоха», возврат головы в исходное положение).

Упр . 4. Выполнение пары «быстрых вдо­хов» при поднесении ладони то к правому, то к левому уху и легком повороте головы в противополож­ную сторону («прислушиваемся и нюхаем») (рис. 6).

Исходное положение: стоя, голова прямо, плечи расправлены, руки на поясе или опущены, ноги на ши­рине плеч.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упраж­нения: «Чтобы найти зайчика, будем смотреть то направо, то налево, прислушиваться и нюхать воз­дух.

Поворачиваем голову вправо и прикладываем ла­донь к левому уху, нюх-нюх.

Отдыхаем. (Возврат в исходное положение и выдох.)

Поворачиваем голову влево и прикладываем ладонь к правому уху, нюх-нюх.

Отдыхаем». (Возврат в исходное положение и вы­дох.)

Упр . 5. Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднятии подбородка (рис. 7).

Исходное положение: стоя, голова прямо, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражне­ния: «Поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: "нюх-нюх".

Отдыхаем. (Возврат в исходное положение и выдох.) Поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: "нюх-нюх".

Отдыхаем ». (Возврат в исходное положение и выдох.) Логопед показывает упражнение целиком.

Упр . 6. Выполнение пары «быстрых вдо­хов» при наклоне головы то к пра­вому, то к левому плечу.

Исходное положение:

стоя, голова прямо, плечи рас­правлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения:

«Наклоняем голову к правому плечу, нюхаем воздух: "нюх-нюх".

Отдыхаем. (Возврат в ис­ходное положение и выдох.)

Логопед показывает уп­ражнение целиком.

 

ВТОРОЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

Задача: развитие грудобрюшного типа дыхания в про­цессе ходьбы.

На изучение второго комплекса отводится шесть недель, в течение которых детям предлагается выпол­нять усвоенные ранее дыхательные упражнения при увеличении физической нагрузки.

В первые дни упражнения выполняются 4-5 минут, постепенно время увеличивается до 8-10 минут.

Для регуляции темпа и ритма движений логопед ис­пользует хлопки в ладони. Вначале каждое упражнение выполняется в замедленном темпе. По мере усвоения уп­ражнения скорость движений увеличивается до тех пор, пока не будет найден оптимальный для всей группы темп.

С этого времени упражнения рекомендуется вы­полнять под музыкальное сопровождение. (Перечень музыкальных произведений см. на с. 54.)

Использование музыки ритмизирует все функции ребенка и позволяет ему быстрее овладевать навыками речевого дыхания.

Упр . 1. На первый шаг выполняется пара «быстрых вдохов», далее следуют ти шага, во время которых происхо­дит непроизвольный выдох (рис. 9).

Исходное положение: стоя в колонну по одному. Инструкция с поэтапной демонстрацией упражне­ния: «На первый шаг нюхаем воздух: "нюх-нюх" -раз.

Затем делаем три шага - два, три, четыре. Шагать будем под мои хлопки в ладони. Вам хлопать не надо. Посмотри­те, как я буду шагать и ню­хать воздух».

Логопед показывает уп­ражнение целиком

 

Схема: 1-й шаг - два «быстрых вдоха»;

2, 3,4-й шаги - выдох. На первых занятиях инст­рукции в отношении рук не да­ются, чтобы не усложнять дви­гательную задачу и не отвле­кать внимания от правильного выполнения вдохов. Обычно дети выполняют маршевые движения, слегка сгибая руки в локтях и практически не двигая ими. Маршировка длится 3—5 минут.

Упр . 2. На первый шаг выполняется пово­рот головы (то вправо, то влево) и пара «быстрых вдохов», далее голо­ва возвращается в исходное поло­жение и следуют три шага, во вре­мя которых происходит непроиз­вольный выдох (рис. 10).

Исходное положение: стоя в колонну по одному.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражне­ния: «На первый шаг поворачиваем голову направо и ню­хаем воздух: "нюх-нюх".

Затем смотрим прямо, делаем подряд три шага и отдыхаем.

А теперь делаем шаг и поворачиваем голову нале­во, нюхаем, воздух: "нюх-нюх".

Опять смотрим прямо, делаем три шага и отды­хаем.

Все движения выполняем под мои хлопки в ладони. Вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать, поворачивать голову и нюхать воздух».

Логопед показывает упражнение целиком.

Схема: дети стоят друг за другом;

на счет «раз» - шаг с поворотом головы направо и два «быстрых вдоха»; на счет «два», «три», «четыре» - возврат головы в исходное положение, ходьба в такт, свободный выдох; на счет «раз» - шаг с поворотом головы на­лево и два «быстрых вдоха»; на счет «два», «три», «четыре» - возврат головы в исходное положение, ходьба в такт, свободный выдох.

Далее все эти движения на 4 такта повторяются.

Дата: 2019-04-22, просмотров: 29.