Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Б 43 Методика развития речевого дыхания у дошкольников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ББК 74.3 Б 43

Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Б 43 Методика развития речевого дыхания у дошкольников

с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой. - М.: Кни­голюб, 2005. - 56 с. (Логопедические технологии.)

I8ВN 5-93927-098-0

Научный редактор:

доктор мед. наук профессор Л.И. Белякова

Рецензенты:

профессор Е.В. Лаврова,

доктор мед, наук профессор Л.Ф. Гаврилов

Методическое пособие является итогом совместной научно-практи­ческой работы преподавателей кафедры логопедии МПГУ и педагогов ГДОУ № 2246 (заведующая Н.А. Трохина) Северного окружного управле­ния Московского комитета образования. В апробации методики развития речевого дыхания у дошкольников с патологией речи приняли участие пе­дагоги Г.В. Прокопенко, М.Л. Воронцова.

Обучение по этой методике позволяет детям с заиканием усваивать правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизар­трией, ринолалией и алалией помогает нормализовать голос, интонаци­онную выразительность речи в целом, способствует правильному програм­мированию речевого высказывания.

Адресовано педагогам, осуществляющим коррекционную работу с детьми, имеющими речевые нарушения. Педагогическая технология раз­вития речевого дыхания окажет помощь студентам логопедических отде­лений вузов в овладении специальностью.

ББК 74.3

5-93927-098-0

©Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова, 2003 ©Оформление. ООО Издательство «Книголюб», 2004

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Дыхание - одна из функций жизнеобеспечения че­ловека. Процесс физиологического дыхания в норме осу­ществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является бо­лее активной фазой дыхания чем выдох. При вдохе мыш­цы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюшной полости в живот, увеличивая тем самым объем грудной клетки, что способствует наполнению легких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется. Вместе с межреберными мышцами, которые поднимают и опус­кают грудную клетку, диафрагма поднимается кверху и сжимает легкие. Диафрагма участвует в дыхании, явля­ясь главной движущей силой в его обеспечении.

Различают три типа дыхания: верхнереберный, грудной, грудобрюшной (он же диафрагмалъно-реберный). При любом типе дыхания диафрагма обязатель­но задействована, однако доля ее участия разная. Наи­менее физиологически оптимальным является ключич­ное дыхание, так как нижние доли легких участвуют при этом неполностью.

У детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания - гру­добрюшной.

Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям для развития грудобрюшного типа дыхания требуется обучение и активизация физиологи­ческой роли диафрагмальной мышцы с помощью спе­циальных коррекционных физических упражнений.

Известно, что наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также и голосообразовательную функцию.

 

Дыхание в процессе речи, или так называемое ре­чевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыха­нием в спокойном состоянии имеет существенные отли­чия, обусловленные особыми требованиями, предъяв­ляемыми к дыхательному акту во время речи.

В норме перед началом речи делается быстрый и бо­лее глубокий, чем в покое, вдох. Нормальный «речевой вдох» характеризуется наличием определенного количе­ства воздуха, способного обеспечить поддержание подскладочного давления и правильного голосоведения. Большое значение для озвучивания связного высказы­вания имеет рациональный способ расходования воздуш­ной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколь­ко необходимо звучание голоса при непрерывном произ­несении интонационно и логически завершенного отрез­ка высказывания (так называемый речевой выдох).

В ходе речевого развития вырабатывается специфи­ческий «речевой» механизм дыхания, следовательно, вырабатываются и специфические «речевые» движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма много­кратно производит тонко дифференцированные колеба­тельные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение.

Таким образом, речевое дыхание представляет со­бой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Харак­тер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит - семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.

Развитие речевого дыхания у ребенка начинается па­раллельно развитию речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, т.е. на ранней стадии речевого онтоге­неза идет диффузная отработка координации фонаторно-дыхательных механизмов, лежащих в основе устной речи.

В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и ре­чевое дыхание. У здоровых детей в 4-6-летнем возрасте, не имеющих речевой патологии, грудобрюшное и рече­вое дыхание находятся в стадии интенсивного формиро­вания. У детей без речевой патологии к пяти годам на­блюдается в основном грудобрюшной тип дыхания, хотя нередко (после бега, при волнении, в разговоре со взрос­лым и т.д.) они могут дышать всей грудью, даже подни­мая плечи. Простые речевые задачи реализуются ими на фоне сформированного речевого выдоха. В процессе од­ного речевого выдоха они произносят простые трех-четырехсловные фразы с общеупотребительной лексикой. Стихотворные тексты с короткими строками произносят­ся детьми в старшем дошкольном возрасте, как прави­ло, с использованием речевого дыхания.

Усложнение речевой задачи детьми 5-6 лет в виде че­тырех-, пяти- и шестисловных фраз с новой лексикой при­водит к нарушению речевого дыхания. Усложнение со­держания высказывания как в семантическом, так и в лек-сико-грамматическом плане разрушает речевой выдох: по­являются дополнительные вдохи, задержки дыхания, т.е. высказывание прерывается и, соответственно, не имеет ин­тонационной завершенности.

Произнесение фразы детьми 10 лет, как и взрослы­ми людьми, в спокойном эмоциональном состоянии всег­да происходит в пределах одного речевого выдоха, т.е. речевой выдох растягивается во времени соответственно длине высказывания. Таким образом, к 10 годам проис­ходит формирование речевого дыхания, которое начинает соответствовать синтагматическому делению текстов, т.е. становление речевого дыхания завершается.

Физиологическое дыхание детей с речевыми нару­шениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недоста­точно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.

Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без отклонений в развитии спонтанно по мере ста­новления речевой функции, то у детей с речевыми нару­шениями оно развивается патологически.

В процессе речевого высказывания у них отмечают­ся задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи.

Помимо возможности появления судорожной ак­тивности в мышцах дыхательного аппарата и наруше­ния речевого выдоха, у таких детей отмечается недоста­точный объем вдыхаемого воздуха перед началом рече­вого высказывания, а также укороченный и нерацио­нально используемый речевой выдох. Произнесение от­дельных слов происходит в разные фазы дыхания - как на вдохе, так и на выдохе.

Таким образом, дошкольникам с речевой патологи­ей прежде всего необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания. Приближение этих пока­зателей к норме позволит в дальнейшем перейти к раз­витию речевого дыхания, так как грудобрюшной тип ды­хания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.

 

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ

Подготовка к развитию I этап грудобрюшного типа дыхания по традиционной методике

Цель: развитие ощущений движения органов дыха­ния, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюш­ному типу дыхания.

Этап включает четыре упражнения. Длительность каждого упражнения 4-5 минут. В течение дня упраж­нения повторяются 2-3 раза. Каждое упражнение от­рабатывается в течение одной недели.

Первый этап длится столько времени, сколько не­обходимо для развития грудобрюшного типа дыхания.

Примерная продолжительность этапа - четыре не­дели. В течение этого времени ребенок последователь­но выполняет упражнения вначале в положении лежа, затем сидя и стоя.

 

 

На первых занятиях при проведении дыхательных упражнений необходимо поддерживать активное вни­мание детей.

УПРАЖНЕНИЕ 2

Упр . 2. Ребенок, находящийся в положе­нии лежа, кладет ладонь на область диафрагмы.

Работа диафрагмы воспринимается ребенком не только зрительно, но и тактильно (ощущается ладонью).

Инструкция: «Положи ладонь на то место, где раньше лежала игрушка, и почувствуй, как жи­вот поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».

Упражнение можно сопровождать рифмовкой:

Бегемотики лежали Бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох).

 

Упр . 3. Ребенок, находящийся в положе­нии сидя, кладет ладонь на область диафрагмы.

Работа диафрагмы продолжает контролироваться зрительно и тактильно.

Инструкция: «Сядь, положи ладонь на живот и почув­ ствуй, как он поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».

Упражнение можно сопровождать рифмовкой:

Сели бегемотики,

Потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Упр . 4. Ребенок, находящийся в положе­нии стоя, кладет ладонь на область диафрагмы (рис. 3).

Упражнение выполняется перед большим зеркалом.

Инструкция: «Встань перед зеркалом, положи ладонь на живот, посмотри, как она движет­ ся, если ты дышишь правильно».

Это упражнение проводится также и с обнаженным торсом. Дети стоят в профиль к большому зеркалу, что помогает не только тактильно, но и визуально контро­лировать выполнение упражнений в положении стоя.

Наблюдение за детьми показывает, что некоторые из них при изменении положения тела переходят к бо­лее привычному верхнереберному типу дыхания, их рука, положенная на область диафрагмы, не совершает движений. В таком случае логопед кладет ладонь ребен­ка себе на область диафрагмы и предлагает ему «почувствовать рукой», а также посмотреть, как движется брюшная стенка в процессе дыхания.

При выполнении упражнений логопед следит за тем, чтобы вдох ребенка не был форсированным и его плечи не поднимались. Такой контроль необходим, по­тому что у детей с нарушениями речи при значитель­ном увеличении объема вдыхаемого воздуха легко воз­никает гипервентиляция (наступление гипервентиля­ции можно определить по следующим признакам: побледнение лица, жалобы на головокружение; и как след­ствие - отказ от занятий).

Важно помнить, что внимание ребенка на этом эта­пе сосредоточивается не на длительности вдоха и выдо­ха, а на работе диафрагмы, т.е. на ощущениях сокра­щений этой мышцы.

13

Сформированность грудобрюшного типа дыхания и активность сокращения диафрагмальной мышцы ребен­ка определяется логопедом визуально и тактильно (с по­мощью ладони, положенной на область диафрагмы ре­бенка).

 

ТРЕТИЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

Задача: дальнейшая тренировка грудобрюшного ды­хания и увеличение объема легких.

Третий комплекс, состоящий из трех упражнений, заключается в использовании приемов парадоксальной дыхательной гимнастики в процессе усложнения дви­гательной нагрузки.

 

Первые дни упражнения выполняются не более че­тырех раз. Постепенно их количество увеличивается до 8-10 раз за одно занятие.

Желательно повторение упражнений в течение дня на занятиях, проводимых музыкальным руководите­лем, воспитателем и другими педагогами.

Длительность обучения третьему комплексу - при­мерно три недели. Каждое упражнение обычно усваи­вается за 5-7 дней.

УПРАЖНЕНИЕ

Выполнение встречных движений рук, направленных на сжатие груд­ной клетки (рис. 15).

При максимальном сведении рук ребенок обхваты­вает свои плечи ладонями. Обхват плеч повторяется два раза без паузы, далее руки возвращаются в исходное по­ложение.

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки подняты до уровня плеч, пред­плечья располагаются горизонтально перед грудью, па­раллельно друг другу.

Логопед следит за движениями рук - они не долж­ны расходиться в стороны шире, чем при исходном по­ложении, и опускаться с уровня плеч до уровня груди. Кисти рук не следует излишне напрягать.

Ритм и темп движений задается хлопками логопеда.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражне­ния: «В лесу стало совсем холодно и надо согреться

Поднимите руки до уровня плеч, согните их в локтях. Чтобы со­греться, обнимите себя за плечи. Верните руки в исходное по­ложение и, не останавливаясь, опять обнимите себя за плечи. Верните руки в исходное положе­ние.

Согрелись? Помните, что та рука, которая у вас сейчас сверху, должна и потом нахо­диться сверху, не меняйте руки. Кисти рук должны быть "мяг­кие", не напряженные. Локти не опускайте,  и руки шире, чем я по­казываю, не разводите».
 
 Логопед показывает упражнение целиком и продолжает: « А теперь сделаем это упражнение вместе. На счет "раз" - быстро обняли пле­чи и вернули руки в исходное положение. На счет "два" — снова быстро обняли плечи и вернули руки в ис­ходное положение. Опускаем руки и отдыхаем на счет "три", "четыре", "пять"».

 

Упр . 2. Выполнение «быстрых вдохов» при встречных движениях рук, после чего руки возвращаются в исходное положение и осуществляется не­произвольный выдох (рис. 16).

Исходное положение: см. предыдущее упражнение.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражне­ния: «На счет "раз" — быстро обняли плечи и понюха­ли воздух.

Вернули руки в исходное положение, но не опуска­ем их.

На счет "два" - сделали такое же движение рука­ми и снова понюхали воздух.

Опускаем руки и отдыхаем на счет "три", "четы­ре", "пять"».

Ритм и темп движений задается логопедом с помо­щью счета или хлопков в ладони.

С детьми, которые не могут соединить пару «быст­рых вдохов» с движениями рук, проводится индивиду­альная работа.

Схема: «раз» - обхват плеч, «быстрый вдох», исход­ное положение (руки остаются на уровне плеч); «два» -обхват плеч, «быстрый вдох», исход­ное положение, «три», «четыре», «пять» - руки опускаются, выдох.

Упр . 3. Выполнение «быстрых вдохов» при наклонах туловища и движениях рук (имитация накачивания шины) (рис. 17).

 


Исходное положение: стоя,

ноги на ширине плеч, руки опу­щены, кисти сведены, ладони сжимают палочку («рукоятку насоса»).

Инструкция с поэтапной де­монстрацией упражнения: «Бу­ дем накачивать шину и нюхать воздух. Взяли насос в руки, дела­ем небольшой наклон вперед -"нюх" -раз.

Чуть выпрямились. Еще наклон - "нюх" - два. Теперь выпрямились, отды­хаем - три, четыре, пять».

Логопед показывает уп­ражнение целиком.

Ритм и темп движений зада­ется логопедом с помощью счета или хлопков в ладони.

С детьми, которые не могут соединить «быстрые вдо­хи» с движениями, проводится индивидуальная работа.

Схема: «раз» - наклон вперед, «быстрый вдох»,

слегка выпрямиться; «два» - наклон вперед, «быстрый вдох»; «три», «четыре», «пять» - исходное поло­жение, выдох.

 

 

ПЯТЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

Пятый комплекс упражнений выполняется в тече­ние двух недель.

Упр . 1. Произнесение нараспев двух стихотворных фраз по схеме.

Используются строфы известных детям стихотво­рений А. Барто, С.Маршака, С. Михалкова и др.

Исходное положение: произвольное. Логопед проговаривает фразы, например:

«Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик»

и зарисовывает на доске их схемы (место каждого слова в схеме указывается):

Инструкция: «Рассмотрите схему. Теперь посмотри­ те на меня. Я покажу, как мы будем вы­полнять упражнение». (Логопед выпол­няет ротовой вдох с одновременным бы­стрым движением руки вверх и произно­сит: «Наша Таня...», затем медленно опуская руку, заканчивает фразу: «...громко плачет...». Небольшая пауза (1-2 сек). Логопед быстро поднимает руку, делает вдох через рот и произносит: «...Урони­ ла в речку мячик», одновременно опус­кая руку.)

Дети сопряженно с логопедом произносят фразы 2-3 раза, а затем повторяют их самостоятельно — по сиг­налу логопеда (подъем руки).

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................. 3

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ

ФУНКЦИИ И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ

С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ......................................................... 7

I этап. Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания

по традиционной методике............................................ 8

II этап.Развитие грудобрюшного типа дыхания с включением

элементов дыхательной гимнастики

А. Н. Стрельниковой..................................................... 14

Первый комплекс упражнений.............................. 15

Второй комплекс упражнений .............................. 22

Третий комплекс упражнений .............................. 29

III этап. Развитие фонационного выдоха................................. 34

IV этап. Развитие речевого дыхания........................................ 41

Первый комплекс упражнений.............................. 41

Второй комплекс упражнений............................... 42

Третий комплекс упражнений............................... 44

Четвертый комплекс упражнений......................... 46

Пятый комплекс упражнений................................ 48

V этап. Развитие речевого дыхания в процессе

произнесения прозаического текста............................ 51

Перечень музыкальных произведений,

рекомендуемых для использования на занятиях

по развитию дыхания у детей с нарушениями речи

(размер дву- и четырехдольный, темп умеренный)................ 54

Список рекомендуемой литературы ....................................... 54

 

ББК 74.3 Б 43

Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Б 43 Методика развития речевого дыхания у дошкольников

с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой. - М.: Кни­голюб, 2005. - 56 с. (Логопедические технологии.)

I8ВN 5-93927-098-0

Научный редактор:

доктор мед. наук профессор Л.И. Белякова

Рецензенты:

профессор Е.В. Лаврова,

доктор мед, наук профессор Л.Ф. Гаврилов

Методическое пособие является итогом совместной научно-практи­ческой работы преподавателей кафедры логопедии МПГУ и педагогов ГДОУ № 2246 (заведующая Н.А. Трохина) Северного окружного управле­ния Московского комитета образования. В апробации методики развития речевого дыхания у дошкольников с патологией речи приняли участие пе­дагоги Г.В. Прокопенко, М.Л. Воронцова.

Обучение по этой методике позволяет детям с заиканием усваивать правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизар­трией, ринолалией и алалией помогает нормализовать голос, интонаци­онную выразительность речи в целом, способствует правильному програм­мированию речевого высказывания.

Адресовано педагогам, осуществляющим коррекционную работу с детьми, имеющими речевые нарушения. Педагогическая технология раз­вития речевого дыхания окажет помощь студентам логопедических отде­лений вузов в овладении специальностью.

ББК 74.3

5-93927-098-0

©Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова, 2003 ©Оформление. ООО Издательство «Книголюб», 2004

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Дыхание - одна из функций жизнеобеспечения че­ловека. Процесс физиологического дыхания в норме осу­ществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является бо­лее активной фазой дыхания чем выдох. При вдохе мыш­цы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюшной полости в живот, увеличивая тем самым объем грудной клетки, что способствует наполнению легких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется. Вместе с межреберными мышцами, которые поднимают и опус­кают грудную клетку, диафрагма поднимается кверху и сжимает легкие. Диафрагма участвует в дыхании, явля­ясь главной движущей силой в его обеспечении.

Различают три типа дыхания: верхнереберный, грудной, грудобрюшной (он же диафрагмалъно-реберный). При любом типе дыхания диафрагма обязатель­но задействована, однако доля ее участия разная. Наи­менее физиологически оптимальным является ключич­ное дыхание, так как нижние доли легких участвуют при этом неполностью.

У детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания - гру­добрюшной.

Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям для развития грудобрюшного типа дыхания требуется обучение и активизация физиологи­ческой роли диафрагмальной мышцы с помощью спе­циальных коррекционных физических упражнений.

Известно, что наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также и голосообразовательную функцию.

 

Дыхание в процессе речи, или так называемое ре­чевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыха­нием в спокойном состоянии имеет существенные отли­чия, обусловленные особыми требованиями, предъяв­ляемыми к дыхательному акту во время речи.

В норме перед началом речи делается быстрый и бо­лее глубокий, чем в покое, вдох. Нормальный «речевой вдох» характеризуется наличием определенного количе­ства воздуха, способного обеспечить поддержание подскладочного давления и правильного голосоведения. Большое значение для озвучивания связного высказы­вания имеет рациональный способ расходования воздуш­ной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколь­ко необходимо звучание голоса при непрерывном произ­несении интонационно и логически завершенного отрез­ка высказывания (так называемый речевой выдох).

В ходе речевого развития вырабатывается специфи­ческий «речевой» механизм дыхания, следовательно, вырабатываются и специфические «речевые» движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма много­кратно производит тонко дифференцированные колеба­тельные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение.

Таким образом, речевое дыхание представляет со­бой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Харак­тер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит - семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.

Развитие речевого дыхания у ребенка начинается па­раллельно развитию речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, т.е. на ранней стадии речевого онтоге­неза идет диффузная отработка координации фонаторно-дыхательных механизмов, лежащих в основе устной речи.

В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и ре­чевое дыхание. У здоровых детей в 4-6-летнем возрасте, не имеющих речевой патологии, грудобрюшное и рече­вое дыхание находятся в стадии интенсивного формиро­вания. У детей без речевой патологии к пяти годам на­блюдается в основном грудобрюшной тип дыхания, хотя нередко (после бега, при волнении, в разговоре со взрос­лым и т.д.) они могут дышать всей грудью, даже подни­мая плечи. Простые речевые задачи реализуются ими на фоне сформированного речевого выдоха. В процессе од­ного речевого выдоха они произносят простые трех-четырехсловные фразы с общеупотребительной лексикой. Стихотворные тексты с короткими строками произносят­ся детьми в старшем дошкольном возрасте, как прави­ло, с использованием речевого дыхания.

Усложнение речевой задачи детьми 5-6 лет в виде че­тырех-, пяти- и шестисловных фраз с новой лексикой при­водит к нарушению речевого дыхания. Усложнение со­держания высказывания как в семантическом, так и в лек-сико-грамматическом плане разрушает речевой выдох: по­являются дополнительные вдохи, задержки дыхания, т.е. высказывание прерывается и, соответственно, не имеет ин­тонационной завершенности.

Произнесение фразы детьми 10 лет, как и взрослы­ми людьми, в спокойном эмоциональном состоянии всег­да происходит в пределах одного речевого выдоха, т.е. речевой выдох растягивается во времени соответственно длине высказывания. Таким образом, к 10 годам проис­ходит формирование речевого дыхания, которое начинает соответствовать синтагматическому делению текстов, т.е. становление речевого дыхания завершается.

Физиологическое дыхание детей с речевыми нару­шениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недоста­точно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.

Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без отклонений в развитии спонтанно по мере ста­новления речевой функции, то у детей с речевыми нару­шениями оно развивается патологически.

В процессе речевого высказывания у них отмечают­ся задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи.

Помимо возможности появления судорожной ак­тивности в мышцах дыхательного аппарата и наруше­ния речевого выдоха, у таких детей отмечается недоста­точный объем вдыхаемого воздуха перед началом рече­вого высказывания, а также укороченный и нерацио­нально используемый речевой выдох. Произнесение от­дельных слов происходит в разные фазы дыхания - как на вдохе, так и на выдохе.

Таким образом, дошкольникам с речевой патологи­ей прежде всего необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания. Приближение этих пока­зателей к норме позволит в дальнейшем перейти к раз­витию речевого дыхания, так как грудобрюшной тип ды­хания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.

 

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ

Дата: 2019-04-22, просмотров: 230.