Гравированные, расписные и золоченые стекла
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Еще недавно такие стекла считались изделиями римской эпохи второго века н.э. и позже, но находки в Помпеях и особенно в греческих колониях Северного Причерноморья

 

заставили археологов сильно изменить их датировку. В настоящее время можно считать весьма вероятным, что изобретение этих технических приемов относится к эпохе эллинизма.

Рис. 94. Ваза Портланд.

Техника гравировки орнаментов и рисунков по стеклу в сущности ничем не отличается от техники резьбы по стеклу, как она применялась для изготовления стеклянных печатей. Стеклянные сосуды, украшенные простыми гравированными геометрическими орнаментами, поясками и т.п., известны были еще в глубокой древности. В эллинистическую эпоху стали гравировать на стекле уже более сложные рисунки. Так, на некоторых расписных вазах, которые можно приписать концу эпохи эллинизма и которые по характеру своих изображений тесно связаны с искусством Александрии, краски наложены на рисунок, контуры которого обозначены гравировкой.

 

 

Золоченые стекла, известные нам, главным образом, по так называемым fondi d'oro III в. н.э., имели своих предшественников в изделиях египетской стеклянной промышленности (бусы), а также и в изделиях Греции IV в. Среди находок в курганах юга СССР – Большая Близница и Курджипс – были стеклянные перстни со вставленными в стекло (в одном случае темно-синее, в другом – зеленовато-белое) тонкими вырезными золотыми пластинками. Пластинки в обоих случаях изображают танцовщиц. Техника изготовления этих перстней по существу та же, что и у упомянутых выше fondi d'oro. На нижний слой стекла помещали тонкую золотую пластинку и заливали ее затем сверху вторым слоем такого же стекла. Таким образом, золото оказывалось как бы вкрапленным в стекло и просвечивало сквозь его прозрачные стенки.

          Рис. 95. Расписная и позолоченная  ваза из Ольвии. Эрмитаж.

Другой прием золочения состоял в прикреплении к стеклу тонких листов золота холодным способом, при помощи какого-либо связующего средства. В Ольвии найдена была расписная и позолоченная стеклянная миска с крышкой из прозрачного белого стекла (рис. 95), которая сделана была, по всей вероятности, в середине I в. до н.э. От росписи сохранилась в настоящее время только незначительная часть – гирлянда из мирт на краю крышки. Первоначально расписано было и донышко миски, средняя же часть крышки не имела росписи. Когда миска была прикрыта крышкой, то роспись на донышке сосуда просвечивала сквозь прозрачное стекло крышки. Роспись края крышки исполнена таким образом, что сперва прикреплены были золотые листочки, изображающее листья мирта, а затем красной и синей краской были сделаны перевязки гирлянд, бордюры и фон.

 

Стеклянные вазы обычно расписывали эмалевыми красками. Расписных сосудов сохранилось очень мало, так как такие изделия, конечно, особенно легко разрушаются. Два прекрасных образца этой техники, относящиеся, может быть, еще к концу I в.

 

до н.э., хранятся в Государственном Эрмитаже в Ленинграде. Один из них найден был в Керчи (рис. 96). Это амфориск из темно-зеленого прозрачного стекла, расписанный эмалевыми (белой, желтой, красной) красками. Вазу сплошь покрывают ветки винограда, среди которых порхают птицы. Другой образец найден в Ольвии – он представляет собой полусферическую чашу, близкую по своей форме к так называемым мегарским чашам. Роспись исполнена белой, зеленой, синей, желтой, красной и коричневой красками по белому непрозрачному стеклу и изображает бегущую газель, трех птиц, гирлянды, ветви с листьями и розетку.

Рис. 96. Расписной стеклянный амфориск из Керчи. Эрмитаж.

Во второй половине, а может быть уже к середине I в. до н.э. греческие мастерские в Сидоне начали изготовлять стеклянные вазы с отлитыми в формах рельефными орнаментами. Согласно сделанной в начале нашего изложения оговорке, мы не будем здесь касаться работ, выпущенных этими мастерскими, так как они целиком принадлежат к той эпохе, которая пользовалась дутьем как основным техническим приемом для изготовления стеклянных ваз.

Подводя итоги всему сказанному выше, мы приходим к заключению, что эллинистическая эпоха и, главным образом, мастерские Александрии внесли много нового в технику производства стеклянных изделий. Ряд приемов переработки стеклянной массы на изделия был ими развит или впервые введен в обращение, и Рим широко использовал затем это наследство эллинизма. Все эти достижения шли по линии производства предметов роскоши, и стекло, как и прежде, продолжало, главным образом, играть роль подсобного материала – замены металла и цветного камня, но самые способы имитации сделались более совершенными и изощренными. Свое настоящее значение легкого, прозрачного и хорошо поддающегося обработке материала для предметов широкого потребления – обыденных сосудов и оконных стекол – стекло получило лишь в римскую эпоху, после развития техники дутья, позволявшего быстро изготовлять стеклянные сосуды самых разнообразных форм, и после открытия в то же примерно время какого-то, нам

 

 

в точности не известного, легкого способа обесцвечивания стеклянной массы.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 174.