Существующие программы текстовой информации условно делятся на 3 вида: редакторы текстов, текстовые процессоры и издательские системы.
Редакторы текстов – предназначены для подготовки простых текстов. К ним относятся редакторы, встроенные в файловые менеджеры для ОС MS DOS (Norton, Dos Navigator) или Windows (FAR, Total Commander), а также Блокнот, входящий в состав любой версии Windows.
Текстовые процессоры предназначены для создания, редактирования, форматирования и печати самых различных текстовых документов. К их числу относятся: Microsoft Word, Corel Word, Perfect, Лексикон, Иероглиф и др. Современные текстовые процессоры предоставляют пользователям различные интеллектуальные услуги:
· проверка орфографии и коррекция ошибок путем сопоставления каждого слова текста с рабочим словарем;
· автоматическая индексация, то есть выделение из текста слов по определенному критерию и занесение их в упорядоченные списки;
· подготовка текста для фотонабора, обеспечивающего высококачественное воспроизводство документа в большом количестве;
· автоматическое составление оглавления по заданному тексту и др.
Компьютерные издательские системы (publishing system) основываются на использовании современных персональных компьютеров, сканеров, принтеров и сложного программного обеспечения. Отличительными особенностями издательских систем является наличие средств для подготовки текста, иллюстраций, графиков, использование различных шрифтов и других оформительских элементов, развитые средства для организации и размещения текста разнотипного характера на странице, поддержка большого числа принтеров, высокое качество печати. К числу издательских систем относятся программы Adobe PageMaker, QuarkXPress и др.
Издательские системы обеспечивают:
· необходимую мощность при верстке сложной страницы, то есть обладают набором свойств, которые позволяют объединять текстовые и графические компоненты, управлять обработкой иллюстраций, набором стилей шрифтов, соответствующих требованиям цветовых и специальных эффектов, обеспечивать абсолютно точное размещение элементов страниц на завершающих стадиях верстки;
· работу с цветом, то есть поддерживают систему согласования цветов, обеспечивают импорт палитры цветов, настройку изображения при окончательном выводе;
· формирование документов большого объема, то есть имеют возможность делать сноски, формировать оглавление, обеспечивать импорт текста в разных вариантах;
· управление текстом и полиграфическим оформлением, то есть содержат полный набор клавиатурных команд, обеспечивающих быстрый доступ ко всем устройствам управления текстом, обеспечивают точную подгонку межбуквенных просветов и т.д.
Современные текстовые процессоры, например, Microsoft Word 2003, обладают многими функциями издательских систем и позволяют подготавливать полноценные документы для полиграфии, в том числе большие и полноцветные. При создании подобных документов осуществляются следующие основные операции:
· выбор типа шрифта (в полиграфии используется термин гарнитура), который определяет особенности написания целого набора символов, включающего заглавные и строчные буквы, цифры, знаки пунктуации и специальные символы. Каждый тип шрифта имеет несколько стилей начертания;
· установление размера шрифта (в полиграфии используется термин кегль), который измеряется в пунктах (1 пт = 0,376 мм). В большинстве документов используются шрифты 10-14 пунктов, в то время как газетная полоса имеет 8-пунктовый кегль;
· установление межстрочного интервала (в полиграфии используется термин интерлиньяж), который определяет разреженность строк. В современных издательских системах устанавливается автоматически на уровне 110-120% от выбранного размера шрифта;
· установление ширины строки. Для обычного листа бумаги (формата А4) оптимальной считается ширина строки 60-80 символов;
· верстка страницы, которая определяет организацию страницы, задавая соотношения между границами, колонками и расстоянием между ними.
Особенности подготовки текстовых документов
Часто возникает необходимость создания больших документов со сложной структурой, например, статей, отчетов, дипломных работ и т.д. Под структурой документа понимается схема, определяющая взаиморасположение и связь его составных частей. Содержание разрабатываемого сложного документа имеет иерархическую структуру, которая облегчает восприятие материала, повышает значимость документа и степень его воздействия на читателя.
Каждый документ имеет свое название (высший уровень иерархии). Далее следуют названия частей и глав документа, внутри которых располагаются параграфы (низший уровень иерархии). Содержание параграфов представляет собой основную смысловую часть документа.
Для эффективной работы с большими документами в распоряжении пользователя имеется стандартный набор операций:
· возможность создания структурированного документа и реорганизации его структуры;
· возможность просмотра структуры документа с выводом на экран только заголовка определенного уровня;
· возможность создания сносок, оглавления, списка иллюстраций и т.д.
Документ становится более привлекательным при добавлении в него рисунков, таблиц и других объектов, подготовленных в иных программах. Эти задачи позволяет выполнить технология, связывания и внедрения объектов OLE. Импорт различных объектов возможен благодаря встроенным или внешним преобразователям форматов файлов (фильтрам).
Размещение инородных фрагментов в текстовом документе производится с использованием хранилищ для размещения объектов в области страницы (кадров). Могут использоваться кадры прямоугольной и неправильной формы. Одно из важных свойств кадра — возможность быть окруженным текстом.
В комплектах поставки текстовых процессоров содержатся обширные библиотеки готовых шаблонов и стилей форматирования документа, вставляемых полей, нестандартных меню и т.д.
Шаблон — это специальный файл (.dot в Word), содержащий структуру и стиль создаваемых документов программы, а также инструменты для создания будущих файлов. Например, шаблоны Microsoft Word позволяют создавать отдельные документы, а шаблоны Microsoft FrontPage —- целые web-узлы.
Однако обойтись только готовыми шаблонами удается не всегда, поэтому можно изготовить собственные шаблоны, например, шаблон бланка предприятия. Будучи один раз подготовленным и сохраненным в памяти компьютера, шаблон позволяет быстро изготовлять аналогичные по форме документы, сокращая затраты на их оформление. Содержание документа при этом всегда уникально.
На предприятии может быть создана целая коллекция внутрифирменных шаблонов документов, которая будет использоваться всеми сотрудниками, обеспечивая единообразие оформления документов и сокращая время подготовки конкретного документа.
Стиль — это описание оформления текста, которое именуется и запоминается в шаблоне, базовом для документа. Стилевое оформление заменяет непосредственное форматирование документа. Можно изменять атрибуты формирования встроенных стилей и создавать собственные стили, можно назначить стилю клавиатурную комбинацию клавиш и использовать ее для оформления текста соответствующим стилем.
Современные информационные технологии позволяют сохранить не только созданный документ, но и совокупность действий, с помощью которых он был создан. Это достигается с помощью макросов, работу с которыми поддерживают все современные текстовые процессоры. Макрос ~— это набор макрокоманд на языке программирования VBA (Visual Basic for Applications — Visual Basic для приложений), используемый для автоматического выполнения некоторых операций.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 410.