Промыслово-производственная обрядность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
  • Обряд первого выгона скота на пастбище. Егорьев день (День святого Георгия).

Георгий - хранитель домашнего скота и хозяин волков и медведей.

Когда коров первый раз отпускали летом в лес, знахаря обязательно приглашали проводить стадо. А пастуху было положено присутствовать при этом обряде. Сначала знахаря поили вином. Затем все шли в хлев, где были заперты коровы. Он брал в руки косу без косовища и лучины. Лучины зажигал, да так с этим факелом и носился по хлеву, то в одну сторону, то в другую, и произносил заговор. Закончив заклинания, засовывал косу за наличник над дверью хлева, там она всё лето и лежала.

Пастух мог и без знахаря проводить обряд. Собирались все мужчины деревни. Пастух, с горящей свечей, обходил стадо, проводя огненную черту, через которую не мог проникнуть злой дух. На плечи пастуха накидывали рыболовную сеть, она перекрещивалась на спине и завязывалась узлом на пояснице, концы волочились по земле. После «отпуска» сеть клали под большой камень и не трогали, чтобы злые духи запутались в сетях и не проникли в стадо.

Записан и обряд, который проводила хозяйка. «Хоромы» - хлев и избу обходили 3 раза до восхода солнца с решетом, в котором находилась икона, яйцо, верба и зажженная свеча. Помимо этого исполнитель брал топор, который держал за поясом или в руках острием вперед. Произносил слова: «Егорий храбрый! Спаси и сохрани мой дом и мою скотину, кур!» После этого скот выводился через дверь хлева, на косяке которой, ставились икона и верба, а на пороге – кочерга. Через час или более животных загоняли обратно.

Важное значение имел день недели. Запрет – начинать в понедельник – день тяжелый, в постные дни – среду и пятницу, т.к. корова мало молока давать будет. Самые удачные дни – вторник и четверг. Со скотом связан и ряд запретов:

· Когда хозяйка гонит коров в лес, она ни с кем не здоровается, она не должна быть с непокрытой головой и босой.

· В первый день выгона запрещалось что-либо отдавать из дому. «Скот выпускаешь, никому ничего не давай, хоть живая мать пришла просить».

· Увидев в лесу свою корову, хозяйка не должна её признавать, тем более ласкать.

· Войдя в дом после дойки, хозяйка здоровается с присутствующими только после того, как вымоет руки.

· Молоко не продают после захода солнца.

 

Огромную роль играло в жизни карел рыболовство. И здесь без многочисленных примет и обрядов не обходилось. Когда выезжали на рыбалку, лодку поворачивали по солнцу, если хотели рыбу поймать. Закинув удочку, поизносили заговор типа:

Тронь уду, схвати иголку,

Заглотни крючок железный.

Моя леска гладкая,

Моя наживка сладкая.

Ртом её схвати широким,

Дёснами невидимыми!

Ахти, дай большую щуку,

Подари мне две поменьше.

Святой Петри, мой кормилец,

Приложи к наживке палец,

Прикоснись большой ладонью…

При этом не успевали закончить свой заговор, как из воды вытаскивали здоровенного «лаптя». Когда варили уху, примечали: если из котелка поднимется рыбий хвост, то от завтрашней рыбалки толку не жди. А если голова высунется, клёв будет хороший.

Улов следовало всегда преуменьшать, «сетовать». Традиционным ответом на расспросы любопытствующих было: «Да вот – ёухикас наберётся» (ёухикас – рукавица неводчика, связанная из конского волоса, очень удобная: вынул из воды – в тот же миг сухая). На вопрос богатый ли улов, можно было получить и такой ответ: «Если мелко покрошить, понюшка каждому выйдет

Во всех рыбацких делах больше всего остерегались завистливого глаза. Улов нельзя было показывать никому. Вокнаволоцкая пенсионерка рассказывала, что, будучи маленькой девочкой, она по недоумию спросила у соседей много ли наловили рыбы. Соседка её ответила: «Да было, кажись, несколько вершковых щурят». А как пошла она на двор, поглядеть, как улов делят, так и рот разинула: щучищи – что кровати, и сложены высоченными поленницами. Если рыбаку изменяла удача – значит, кто-то сглазил снасти. Тут уж без колдовства было не обойтись. Невод заговаривали «на кострах желны носатой». Доя этого мотню, или кошель, невода растягивали на суше, распускали конец мотни и трижды проходили через неё с черпаком, в котором горел ритуальный огонь из принесённого водой сора и бересты с трухлявого пня. Самый простой способ избавиться от сглаза, известен и сейчас. Помогают колдовские слова, которые при спуске снасти в воду надо произнести в экстазе гнева, ожесточённо отплёвываясь:

Дым в глаза тебе завистник,

Сажу в нос тебе, колдунья!

Сгинь, исчезни, сглаз, отсюда!

В основном рыбачили неводами, – для плетения сетей не было нитки. Коноплю сеяли в каждом доме, её обрабатывали и пряли пеньковую нитку. Но сетей из такой нитки не сплетешь. 

По окончании путины сети окуривали дымом в банях и затем вешали на крышу, объясняя это тем, что тогда «сетей мыши не порежут и моль не поест». Так как ряпушка и сиг, не всегда были в своём озере, рыбачили на других озёрах. По берегам этих озёр было построено множество избушек, бань и амбаров. Осенний улов засаливали в ушатах и оставляли в избушках дожидаться санного пути. Здесь же оставляли и ягоды. Ремесло шитья лодок веками передавалось в каждой семье от отца к сыну. Причём местные жители намётанным глазом могли определить руку мастера.

У каждой семьи были свои туни – участки для ловли рыбы. Старики заранее распределяли места рыбной ловли, давали рыбе восстановить свою численность. Народ мудро думал о будущем, но со временем народ становился жаднее, и хорошие рыбные места были обловлены. Осуждалось воровство – нельзя лезть в чужие сети. В эпосе «Калевала» есть руна, о том как один брат по ошибке взял рыбу из сети брата. Месть – собака, тот – овцу убивает. Закончилось все войной и смертью.

Главные запреты:

1.Рыбак старался уйти на рыбалку как можно раньше, особенно опасались встретить:

· Беременную женщину;

· Болтливого мужика;

· Священника.

Если рыбаку не везло и он встречал кого-то из них на пути, то существовал способ уберечься, вернуться домой и сказать: «Мать, роди меня обратно». Мать вставала на порог, а рыбак проползал у неё под подолом. Хорошая примета – когда до лодки тебя провожает кот.

2. Мужчины женщин не брали в одну лодку, но женщины могли ходить на улов сами, без мужчин (в Заонежье, Поморье).

3. Не спасали тонущего человека. Водяной берет свою жертву, а ты обидишь его, и он с тебя возьмет жертву. Видеть водяного было плохой приметой. Перед войной часто видели вопящего, рассматривающего свои волосы водяного. Водяного нельзя было обижать. При улове водяного ублажали – бросали хлеб, топили черного петуха, к грузилу подвешивали газету и махорку, чтобы водяной покурил и почитал газету.

В Пряжинском озере в начале 20 века поймали полурыбу-получеловека, замучили его. Местная старуха предрекла – быть беде. И вскоре, в праздник молодежь каталась на лодке, внезапно поднялась волна, и все утонули. Это была месть водяного за смерть своего ребенка.

· Не менее важен в жизни карела был лес. Лес давал человеку всё, нужно было только уметь взять. Поэтому такой умелец пользовался всеобщим уважением. Невесте расхваливали жениха как искусного охотника, что было лучшей рекомендацией.

Муж твой лесовик отменный,

Он хозяин и добытчик.

У него не спят собаки,

Не лежат щенки в соломе.

В лесу были свои хозяин с хозяйкой, и множество других мифологических существ. В воображении народа, а следовательно, и в традиционной поэзии лес отожествлялся с живым существом, которому придавались человеческие черты. Его надо было ублажать, одаривать, заискивать перед ним и ни в коем случае не гневить. Только большие знахари могли чего-то требовать у леса и даже наказывать его.

Один из ритуалов заговора заблудившейся скотины был описан так. Ведун сгибал над коровьей тропой две растущие друг против друга молодые ёлочки и связывал их верхушки красной нитью. Потом вырезал три рогатины, выбирал большое дерево, в ствол которого загонял сделанный заранее крепкий клин. На этот клин он вешал рогатины. Его помощник спрашивал: «Что ты затеял?» Знахарь сердито отвечал: «Грыжу делаю!» - и начинал махать топором, словно рубил корни этого дерева. На самом деле топор даже не касался его. Знахарь грозил: «Если не отпустишь моё добро, убью твоих сыновей!» Обычно после этих слов спор с лешим разрешался, то не смел больше на своём стоять, и через трое суток скотина приходила домой, если её действительно спрятал лес.

Для лешего под можжевеловым кустом оставляли хлеб, монтку, произносили заговоры. Если человек долго блуждал по лесу, то был проверенный способ: перевернуть одежду на левую сторону. Это как бы был уже новый человек, которого леший не узнавал и отпускал.

В лесу незнакомому человеку не протягивали руку, а здоровались только в рукавице. Это мог быть лесовик, который бы утащил в лес, наслал бы болезнь или оставил бы без руки.

Поскольку лес был прежде всего объектом хозяйственной деятельности, это отразилось и в народном искусстве слова. В поговорках подчёркивается, что, если хочешь принести из лесу что-нибудь дельное, деревья надо хорошо знать, поскольку:

Уж каков мужик на корбе,

По нему в лесу и ёлка.

Если мужик возвращается домой с никудышной заготовкой, о нём говорили: «Дураку и ёлка внове». Не каждый сумеет подобрать берёзу для лыж или полоза. Выбор дерева требует такого тонкого знания его свойств, что многие не могут научиться этому всю жизнь.

Непростая задача найти и хорошую бересту на кошель. Береста с берёзы-гладыша на это вовсе не годится, нужна берёза плакучая – её береста эластичнее, крепче и лучше скользит при плетении. Береста должна быть определённой толщины, нужно выбрать такую, чтоб при плетении не трескалась и не расслаивалась. Хотя берёзе с названиями не так повезло, как сосне, благодаря незаменимой бересте она заслуженно стала объектом народного творчества. О ней бытует занимательная легенда. Если верить ей, в один из дней декабря береста снимается с дерева также легко, как в самое лучшее «берестяное время» - между ивановым и петровым днём. Считается, что слезает береста и в лютые рождественские морозы, но только один день. Вот какой случай тому причиной. Пробегал чёрт всю лето, как лешему и положено, а бересты-то надрать и не успел. И старые запасы кончились. К зиме у чертового сына лапти прохудились, расползлись совсем, обуться не во что. А бересты ни аршина. Ну что тут делать? Пришлось чёрту к богу на поклон идти: «Выручай, всемилостливый, помоги бересты раздобыть. Ноги у сына замёрзнут. Не идёт нынче береста. Уж коли ты бог, то сделай так, чтоб мог я на лапти сыну на драть». Ну, бог затылок чешет, уже сердиться начинает, не знает, как от чёрта отвязаться. Наконец говорит: «Дуй в лес, если успеешь надрать - дери. Сегодня береста пойдёт, но завтра - нет». Черт, ясно дело, пулей в лес, надрал сколько успел и сплел сыну лапти. С тех пор в этот день береста идёт, но кто ж его знает, что это за день.

В лесу было много лесных избушек, в которых мог переночевать любой. В них хранили кресало, соль и запас дров. Заходя в избушку, приговаривали:

Большак и большуха

Пришел ночевать.

Без обиды пришел

Без обиды уйти хочу.

 

Щеккила

Деревня Щеккила находится между Крошнозером и Ведлозером. Постоянно проживают в деревне Щеккила 10 человек. Летом с приездом дачников до 100 человек. Недавно в деревне построили Храм Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа.

Первоначально часовня в деревне Щеккила была построена в 1887 году и находилась она с другой стороны кладбища. В конце зловещих 30-х годов прошлого века она была разрушена, исчезла церковная утварь и колокола. Единственное, что сохранилось – это икона Георгия Победоносца конца 19 века. В 2004 году собранием инициативной группы было принято решение о возведении в деревне нового Храма Божия, теперь уже церкви, и начался сбор пожертвований. Собирали деньги, как говорится, всем миром, но основная финансовая поддержка шла от Ивана и Натальи Яковлевых, которые сейчас проживают в Финляндии.

В 2007 году на месте будущей церкви был установлен поклонный крест. А еще через три года, 29 августа 2010 года состоялось торжественное открытие и освящение церкви. Приурочили открытие к престольному празднику деревни, который отмечается на следующий день после Успения. Местность, на которой стоит церковь в Щеккиле, отличается необычайной живописностью. Церковь стоит у кладбища на холме, и таким образом она оказывается видной для жителей деревни отовсюду[3].

Ведлозеро

Село раскинулось на берегах одноименного озера, площадью 58 кв. км. Ведлозеро – это край мостков и озер, небольших ламбушек и причудливо изгибающихся бухт и заливчиков озера. В исторических документах деревни на озере Ведлозере упоминаются с XV веке.

Легенды:

 О происхождении названия Ведлозеро. Ехал купец по ухабистой, каменистой дороге, заросшей по краям густым кустарником: кругом лес тянется далеко-далеко. Но вот в просвете между деревьями увидел он лесное озерко. Остановился купец, отдохнул на берегу, и пошел дальше. А вот ещё синяя полоска мелькнула - маленькая ламбушка недалеко, вот дорога круто сворачивает влево и уходит под гору. Посмотрел купец и глазам своим не верит: внизу ещё одно озеро раскинулось, конца и края не видать. "Viel järvi!" - воскликнул купец (что в переводе с карельского означает: "Ещё озеро!").

О водяной диве. С давних времен из уст в уста передавалась в карельском народе история о водяной диве. Удивительна быль тем, что эта красавица жила в воде озера и никогда не выходила на сушу, как ни умоляли ее добрые молодцы. Говорят, были смельчаки, которые, увидев водную диву, бросались в воду и хотели доплыть до нее и дотронуться рукой до ее великолепных волос. Но никому из них не удавалось доплыть до красавицы, несмотря на то, что она находилась не очень далеко от берега, все смельчаки тонули в озере. Чаще всего ее видели близ деревни Щукнаволок на маленьком каменистом острове, выступающем из воды, названным в народе Чийракко «Остров влюбленных». Про водяную диву говорили, что она всегда приносила удачу рыбаку с добрым и чистым сердцем.. И по сей день влюбленные деревенские девушки и юноши на лодках обязательно заплывают на этот остров, чтобы объясниться друг другу в своих чувствах.

Легенда гласит, что водяная дива – девушка, которая ушла из жизни в воду от несчастной, безответной любви к юноше, который отверг ее, женившись на другой девушке. Водяная красавица все больше и больше заманивала к себе молодых людей, как будто этим хотела отомстить своему возлюбленному за разбитое сердце. Было это правдой, или карельский народ выдумал эту горькую печальную историю о водяной красавице, нам это неизвестно. Только правда то, что часто в водах озера Ведлозера тонут молодые мужчины. В народе до сих пор говорят, что это дива их забирает к себе[4].

Ведлозеро - возможное место обитания странного неопознанного существа в Карелии. В 1928 году над деревней Шукнаволок близ Ведлозера наблюдался пролет цилиндрического десятиметрового тела, из хвостовой части которого истекало красное пламя и искры. Пробив лед, объект ушел под воду. После этого местные жители стали встречать на берегу некое головастое существо чуть более метра ростом с тоненькими ручками и ножками. При виде людей существо тут же ныряло обратно в воду, отчего и получило кличку "водяной". В тех местах наблюдались с той поры и аномальные явления. В 1932 году на деревню опустилось плотное черное облако, после него на земле осталось желеобразное вещество, которое крестьяне собирали в бутылки и использовали как лекарство. В начале 2000-х годов, аквалангисты-энтузиасты обследовали озеро, на дне было найдено загадочное образование, по виду напоминающее лаву. В апреле 2008-го года произошло очередное наблюдение «странного небесного гостя». Очевидцы, все как один, рассказывают о большом светящемся шаре, который двигался по небосводу, оставляя за собой белый извилистый след. Жители сразу нескольких деревень, расположенных вокруг Ведлозера, наблюдали некое небесное тело, которое было гораздо крупнее и ярче обычных «падающих звезд».[5]

Загадочным в селе является наличие необыкновенных культовых камней-следовиков, камней необычной, загадочной формы, камней небесного происхождения. К их числу относятся так называемые “следовики”, то есть камни с естественными или искусственными углублениями в виде следов ног или рук человека, лап животных и птиц. Один из таких камней находится в Рожнаволоке, у самой дороги, неподалеку от озера. Это покатый серый валун, наполовину вросший в землю. Камень в диаметре чуть больше метра, высотой более полуметра. Примерно посередине отчетливо виден след стопы, длина которого составляет 28 см. У основания камня еще один отпечаток − более размытый, то ли пятки, то ли пальцев. Рядом, правее, круглое отверстие диаметром 6 см. Местные жители убеждены, что это отпечаток от посоха прошедшего по валуну человека. След стопы настолько явственен, что не остается сомнения, что принадлежит человеку. В селе о камне говорят по-разному. Одни считают, что это бесовы проделки, другие уверены, что след оставил Алексий, человек Божий. Кто он, для нас так и остается загадкой: святой или какой-нибудь персонаж из местных легенд? Говорят, камень имеет целебные свойства. По словам местных жителей, жидкость, скапливающаяся в углублении, многих вылечила от различных кожных заболеваний. Многие ведлозерцы свято верят в волшебную силу загадочного камня.

Своеобразным открытием стал рассказ одной из жительниц Ведлозера, которая случайно обнаружила на берегу озера большой камень с зеркальным изображением православного креста. И если мысленно поднять этот крест, то он укажет направление на ту возвышенность, где в прошлом предками была построена в середине ХIХ века (ныне восстановленная) православная церковь. Его длина — 70 см, ширина — 40 см. Изображение креста отчетливо просматривается по всей длине камня. Является ли это изображение естественным рисунком камня или крест высекли на камне — ответить трудно, а близость к церкви делает это изображение таинственным знаком[6].

Что можно сделать в Ведлозере:

1. Посетить Дом карельского языка.

Карельский язык относится к прибалтийско-финской ветви финно-угорской группы уральской языковой семьи. Наиболее близки к языку карел языки таких народов, как вепсы, ижора, водь, эстонцы, финны, ливы. Идея о создании Дома карельского языка связана с проблемой его сохранения. Более половины проживающих в селе Ведлозеро говорит на карельском языке или понимает его. Но долгий запрет на использование карельского языка в советский период и почти полное отсутствие целенаправленного развития и поддержки языка в постсоветский период привели к тому, что язык используется только дома и следственно обедневает от такого узкого применения. Дом карельского языка предназначен для проведения курсов карельского языка (как для начинающих изучение карельского языка, так и по развитию речи говорящих); обучающих курсов на карельском языке (приготовление пищи, обучение традиционным ремеслам и т.д.); занятий с детьми и молодежью; инфоцентра для туристов и места по продаже местных изделий ручного труда . Больше половины жителей Ведлозера говорят на карельском языке и не собираются отказываться от своей привычки. Местными властями и общественниками предпринимаются усилия по сохранению и восстановлению разнообразных видов и форм традиционной народной культуры карел. Здесь построен Дом карельского языка - «Karjalankielenkodi», своеобразный культурный центр, где люди смогут изучать карельский язык, разговаривать друг с другом по-карельски, знакомиться с народными традициями, ремеслами, песнями и танцами южных карел. Строительные работы финансировались за счёт добровольных взносов самих жителей деревни. В Доме карельского языка проводят курсы карельского языка, занятия физкультурой, различные курсы на карельском языке (приготовление пищи, прикладной труд, обучение компьютерной грамотности и т.д.). В Доме карельского языка можно будет послушать аудиокниги на карельском языке или почитать газеты или книги.

2. Посетить Храм имени Святого пророка божия Илии. Ильинская церковь именовалась так по находившейся в ней иконе Илии Пророка. В годы советской власти здание церкви было переоборудовано в спортзал, а в начале 80-х годов ХХ века разобрано. Православный приход возобновился весной 1997 года. В 2005 году был поставлен Поклонный крест недалеко от места, где стояла бывшая церковь. А в конце 2006 года началось строительство Храма имени Святого пророка божия Илии.

Доподлинно известно, что в 1880 году в Ведлозере было 2 церкви: Никольская, зимняя церковь с приделом Георгия Страстотерпца (в честь Николая Чудотворца) и Ильинская, летняя церковь (в честь Пророка Илии).

Никольская церковь давала яркое представление об архитектуре древних клетских церквей с шатровым венчанием. Местные жители называли эту церковь Погостинской, потому что рядом находилось кладбище. В церкви была помещена икона святого Николая угодника – единственная, которой поклонялись православные верующие. Позднее она была сожжена. Превращенная в годы советской власти в одно из зданий школы Никольская церковь сгорела в 60-х годах.

Ильинская церковь именовалась так по находившейся в ней иконе Илии Пророка. В годы советской власти здание церкви было переоборудовано в спортзал, а в начале 80-х годов ХХ века разобрано.

Православный приход возобновился весной 1997 года. Прихожане собирались в здании бывшего детского сада на службы, которые проходили раз в неделю по воскресеньям. В дни православных праздников прихожане уезжали на службы в церкви и часовни района, республики. В июле 2005 года был поставлен Поклонный крест недалеко от места, где стояла бывшая церковь. А в конце 2006 года началось строительство церкви. С января по июнь 2007 года в церкви проводились внутренние ремонтные работы (потолок, установление окон, дверей, обшивка внутренних стен, покрытие пола), одновременно залили фундамент колокольни. А 14 июля в храме отслужили первую службу.

В настоящее время ведется сбор пожертвований на приобретение колоколов и материалов для ограды вокруг храма. Настоятелем храма Пророка Илии является иерей Виктор Трукшанин. Службы в храме проходят еженедельно по воскресеньям, дважды в месяц проводится Божественная литургия, осуществляются таинства крещения, соборования, отпевания и другие требы. Сейчас в приходе 20 постоянных прихожан, на праздничные богослужения в храм Пророка Илии собираются до 60 и более человек. Безусловно, по написанию давней истории православной жизни села предстоит большая работа, которая потребует материалов из архива епархии.

3. Возложить цветы на Братской могиле, которая находится в центре села у Дома культуры. В могиле села Ведлозеро захоронено 379 советских патриотов. Основную группу захороненных составляют солдаты и офицеры частей и соединений 7-й армии Карельского фронта, погибшие в ходе оборонительных (середина июля — начало августа 1941 г.) и наступательных (июль 1944 г.) боёв против финских войск в этом районе

 

 

Деревня Кинерма располагается в Пряжинском районе Республики Карелия, в 6 километрах от села Ведлозеро, в 100 километрах от города Петрозаводска.

Кинерма - по-карельски - Киннермяги (мяги - гора, Кинер - имя) – это комплексный памятник деревянного зодчества карелов-ливвиков. Первое упоминание о деревне относится к 1563 году. Пережив набеги иноземцев, пожары и разорения, она до наших дней сохранила свой исторический облик. И сегодня в Кинерме можно встретить потомков основателей деревни. В центре этого небольшого поселения из 17 домов находится часовня Смоленской Богоматери XVIII века, убранство которой сохранилось почти в первоначальном виде. Всю деревню можно обойти за полчаса: 17 домов, 7 бань - причем три из них по-черному, старое кладбище и часовня Смоленской богоматери.

Легенда о чудотворной иконе Смоленской Божьей матери в Кинерме:

Легенда о том, как икона первоначально попала в деревню, была описана уже в 1894 году в Олонецких губернских ведомостях. Согласно преданию, она была принесена сюда каким-то солдатом, пришедшим в отпуск со службы. Приблизительно дело происходило в начале XVIII столетия. Перед уходом домой, солдату во сне явилась Богоматерь и просила взять эту икону с собой. При этом ему было указано во сне и место, где он должен искать икону. Проснувшись, солдат нашел икону в указанном месте и, пораженный чудом, взял ее с собой на родину. В пути ему пришлось переночевать у какого-то не то купца, не то священника. Узнав о существовании у солдата такой иконы, хозяину дома захотелось оставить ее у себя. Ночью, когда солдат спал, он вскрыл котомку, где была спрятана икона, а на ее место положил деревяшку. Утром, не заметив исчезновения, солдат продолжил свой путь. Но похищение не осталось безнаказанным. Как только солдат ушёл, похититель был наказан слепотой. Видя в этом кару небесную, он погнался за владельцем иконы и, признавшись в похищении, вернул её. После этого вернулось к нему и зрение. Когда солдат пришел на Ведлозерский погост, икона была поставлена в церкви св. Николая Чудотворца. Но видимо Богоматери угодно было избрать для неё другое место, потому что на следующий день иконы уже не было в церкви, а через несколько дней жители деревни Кинермы увидели ее в своей роще, находящейся в центре деревни. Здесь и решено было выстроить часовню во имя Смоленской Божией Матери. Только, по преданию, первоначально место для нее почему-то было выбрано иное, в полях, где на груде камней и поставлена была на время икона. Однако и это оказалось неугодным Богоматери, икона Её снова была найдена в роще. Желая точно испытать, действительно ли это желание свыше, жители несколько раз относили икону в поле, но каждый раз находили ее в роще. Приняв это за несомненное выражение воли Божией Матери, они построили на избранном Ею месте часовню, которая и стоит в роще до сего времени.

Часовня Смоленской Богоматери относится к концу XVII - началу XVIII века. Часовня Смоленской Богоматери в Кинерме является одной из редких в Карелии, которая никогда не использовались ни по какому другому назначению. В 30-е годы 20 века местные жители отстояли свою часовню и не согласились сделать из нее клуб, несмотря на угрозу ссылки и смертной казни. Тогда часовню было решено снести и таким образом сломить волеизъявление местного населения. На разрушительные работы были наняты посторонние работники, а жители деревни ушли на луга, чтобы не видеть разрушения. Сносить часовню начали с колокольни – подпили столбы, обвязали их веревками и стали стягивать вниз. Колокольня, упав на землю, издала такой неестественный звук, что он бы услышан и на лугах, а присутствующие на месте говорят, что им показалось, будто земля разверзлась под ногами. Работники настолько испугались, что отказались продолжать работы по сносу. До войны так и простояла часовня с разрушенной крышей, никто не решался отремонтировать её из-за угрозы своей жизни. Во время войны снова было разрешено проводить богослужения и местные жители смогли починить крышу. После войны вплоть до перестройки ключи от часовни были в сельском совете и местные жители не могли в неё войти. Но в праздники люди все равно собирались на крыльце и читали молитвы. После перестройки начались регулярные грабежи и сохранившийся полностью до 80-ых годов иконостас сейчас практически разграблен. Последние годы в Кинерму на престольный праздник деревни День иконы Смоленской Божьей матери (10 августа) приезжает священник и проводит службу. Икона была изъята из часовни в 1979 году и перенесена в музей Изобразительных искусств в г. Петрозаводске. Она отреставрирована и сейчас выставлена на постоянной выставке. Но по-прежнему местные жители верят в чудотворность своей часовни. Об этом говорят и предметы одежды, оставленные в часовне. Сюда приносят одежду или платки больного человека, веря в его исцеление.

 


[1] Деревня Матросы. Туринструктор. Этимология и топонимика http://xn--h1aeifgccefeceg.xn--p1ai/w/selo/2207

[2] Г.Васильева Гонганалица: Деревня под соснами. Газета Пряжинского национального района Наша жизнь

чт, 01/23/2014 - 14:02 http://elaigu.ru/content/gonganalica-derevnya-pod-sosnami

[3] (Газета «Vieljärven ikkunat». № 2 (2), апрель, 2011

[4] Елена ЧУБИЕВА  История о водяной диве .("Ведлозерские окна", 6,2011) http://vedlozero.ru/vedlozero/selo/1092-rusalka.html

[5]Ведлозеро. http://vedlozero.ru/vedlozero/selo/65-obiknovenniy-fenomen.html

[6] Загадочные камни Ведлозерья Юлия ПОНОМАРЕВА http://vedlozero.ru/vedlozero/selo/1063-zagadka.html


Дата: 2019-05-28, просмотров: 170.