Карелы, их происхождение. Этнические группы карел. Карельский язык. Сохранение и развитие карельской культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Племя «корела» сформировалось на территории Карельского перешейка. Предки карел в I тыс. н.э. занимали территорию к северу и северо-западу от Ладожского озера. К началу II тыс. н.э. здесь сформировалось племенное объединение корела с центром в г. Корела (ныне г. Приозерск Ленинградской обл.).

С XI в. начинается продвижение части корелы на Олонецкий перешеек, где они вступают во взаимодействие с отдельными группами веси.С этого же времени начинается освоение территорий современной средней и северной Карелии, где предки карел встретились с саамами. Часть саамов была ассимилирована, оставшиеся оттеснены к XVIII в. на Кольский полуостров.

С 12 века Карелия входила в состав Новгородского княжества. В XIII в. они принимают православие. В 1478 г., после присоединения к Москве Новгородской земли, карельская территория входит в состав Русского государства. впоследствии - под властью Швеции вплоть до начала XVIII века, когда земли были возвращены в состав России.

Карелы делятся на 3 этнографические группы. После подписания Столбовского мира в 1617 году, когда к Швеции отошли Выборг, земли при озере Сайма, приладожские земли, карельское население вытеснялось с этих территорий, и тогда многие карелы ушли на территорию Межозерья и растворились среди вепсов. Карелы, которые поселились ближе к Ладожскому озеру и испытали меньше влияния вепсов, образовали этническую группу карел – ливвиков. Карельские племена, поселившиеся ближе к Онежскому озеру и вобравшие в свой язык больше от вепсов, образовали людиковское наречие. Первое поселение карел – людиков – Виданы.

Третья группа карел шла к побережью Белого моря. Эти племена не смешивались с вепсами и сохранили речь древнего племени «корела». Это собственно карелы. Им родственны тихвинские и тверские карелы, ушедшие от экспансии шведов в начале 17 века.

В 1920 г. на территории Карелии создаётся Карельская Трудовая Коммуна, которая в 1923 г. преобразуется в автономную республику в составе РСФСР.

В 1940 г. на её основе была образована Карело-Финская ССР.

В 1956 она ликвидируется, вместо неё вновь создаётся Карельская АССР, которая в 1991г. преобразовается в Республику Карелия.

Современная этническая ситуация у карел неоднозначна. Продолжается процесс культурной и языковой ассимиляции. Быстрыми темпами уменьшается численность тверских карел. Относительная доля карел в Республике Карелия неуклонно снижается. К 1989 г. здесь осталось всего 116 деревень с преобладающим карельским населением. Единственный район Республики Карелия, где карелы составляют большинство - Олонецкий. 61,2 % карел - городские жители, но лишь в Олонце они составляют более половины (56,4 %). В столице Карелии, городе Петрозаводске, карельское население составляет лишь 5,3 %.

В настоящее время нет единого литературного карельского языка. В 30-е годы предпринимались попытки создать письменность карельского и вепсского языков, но, если у вепсов создан единый письменный язык (вновь созданные языки называют младописьменными), то у карел создается письменность на двух диалектах: для собственно карел и для ливвиков. У представителей этих этнических групп 2 одинаковых названия иногда пишутся по-разному.

Более половины российских карел (51,1 %) считают родным языком русский, карельским свободно владеют только 62,2 %. Неблагоприятна возрастная структура карельского населения. По переписи 1989 г. более 20 % карел имеют возраст старше 60-ти лет.

Предпринимаются усилия по сохранению и развитию карельской культуры. Большую работу ведёт созданный в 1989 г. “Союз карельского народа” (“Karjalan rahvaan liitto”). В республике Карелия на ливвиковском и собственно карельском диалектах выпущена учебная литература, в ряде школ и вузах преподаётся карельский язык, издаются газеты, действуют фольклорные и профессиональные коллективы, возрождаются народные праздники.

 

Маньга - небольшая деревня, расположенная в 12 км к юго-востоку от Пряжи на правом берегу реки Маньга, которой 450 лет. Территория деревни ограничена с северо-востока крутым холмом. С другой стороны границей деревни является заболоченный берег реки. Эти ландшафтные особенности и определили форму деревни в виде полосы, направленной с юго-востока на северо-запад. Деревня возникла в середине XVI века и первоначально состояла из 4 домов; позже число домов увеличилось до 11. В 1580-х годах деревня была разорена шведами и только спустя полвека была восстановлена. В течение XVII века количество домов и численность жителей в Маньге значительно колебались, что было связано с неурожайными годами. Деревня сохранила типичный облик северного карельского селения. Крупные двухэтажные карельские дома, построенные в конце XIX - начале XX веков, выстроились ровным рядом вдоль улицы. Это типичные для данной территории дома-комплексы, где под одной крышей объединены жилые и хозяйственные помещения. Фасады часто богато украшены декором: резьба причелин, полотенца, резные балкончики (на уровне слухового окна).

В советское время рядом со старой деревней был построен лесозаготовительный поселок - Новая Маньга, от которого в настоящее время осталась лишь одна молочная ферма. Сейчас многие дома используются как летние дачи. Большинство жителей - пенсионеры.

Легенда о культовой роще

Летело 7 лебедей. Одного лебедя убили, остальные ударились о высокий пригорок и погибли. На этом месте выросло 7 сосен - эту поэтическую легенду услышали пряжинские школьники от одной из местных жительниц. Карелы придавали деревьям особый смысл: они свидетельствовали и об удачной охоте, и о пополнении семьи, и об уходе в армию. Там, где на краю деревни находилось кладбище, и кончалась «своя», отвоеванная у чуждого пространства жилая территория, также стояли «маркеры», или «обереги».

Вот и сосновая роща в Маньге показывала границу между деревней и лесом, а также служила особым видом связи между миром живых и миром мертвых. В ней до 40-х годов XX века местные жители хоронили людей (историко-архитектурный план деревни 1902 г., четко обозначает единство часовни, кладбища и сосен), а позже, уже позабыв об этом, не разрешали детям играть на этом месте.

 О том, что маньгинские сосны обладали особым, магическим значением, говорят следующие приметы: обрубленные сучья – особые приметы карсикко (особо помеченного дерева); специально сделанные затесы на стволах деревьев (на одном из стволов можно увидеть несколько затесов, расположенных друг над другом - «лестница, ведущая в небо»); дупла и углубления, в которые ставили иконы; а также вбитые в дерево, как «на полянку», старые большие изогнутые железные гвозди (железо раньше играло роль оберегов).

Культовая роща стоит возле часовни и скорее всего старше её. Возможно, что часовня была построена именно рядом с соснами – для того, чтобы вытеснить языческие верования карел православной христианской культурой.

Часовня Рождества Богородицы была построена во II половине XVIII века. Она находится на вершине холма в окружении культовой рощи и вместе с деревянной застройкой, расположенной вдоль подножия холма, образует выразительный природно-архитектурный ансамбль.

Здание великовато для часовни – возможно, когда-то оно являлось церковью. Существует версия, что это изначально была русская церковь, которую позднее карелы переделали в часовню в своем стиле. В 1970 г. часовня была отреставрирована. 2 древние иконы – «Знамение» и «Никола», находившиеся здесь, сегодня хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Не доезжая до домов в деревне Маньга по дороге справа, подняться на холм и дойти (доехать) до Часовни Рождества Богородицы. В часовне есть лестница, по которой можно подняться и с высоты увидеть близлежащие окрестности.

Коккойла

Небольшая деревня Коккойла находится в 5 км от деревни Маньга. Она притаилась на грунтовой дороге, ведущей из Маньги в Каскеснаволок, которая часто бывает непроезжей вовсе, когда идут дожди. Такова и Коккойла - необузданная, дикая и потому сохранившая первозданную красоту. Коккойла состоит из двух частей. На востоке, ближе к Маньге - небольшая её часть, Малая Коккойла. Дорога через лесок приводит в Большую Коккойлу, в которой вдоль дороги по одной стороне протянулась череда изб, сначала - новых небольших домиков, а затем знатных настоящих старинных карельских изб. Они стоят свободно, на просторе, образовавшемся между дорогой и небольшим покатым полем, плавно поднимающимся к стоящему неподалёку лесу. А на другой стороне этого "простора", в лесу - поставлена Варваринская часовня.

Часовня Святой Варвары, год ее постройки неизвестен. Часовня отличается резным крылечком у западной стены, куда     вынесена крытая шатровая колоколенка на шести столбцах. Над часовней и шатром колокольни - главка в виде еловой шишки. Внутри часовни сохранилась храмовая икона святой Варвары (1-я четв. XVIII в.).

Часовню видно сразу со всех концов Большой Коккойлы, и с въезда со стороны Каскеснаволока, и из окон старинных изб, и с места, где расступается лесок посредине всей Коккойлы. Она открывается как настоящая лесная часовенка, необходимая в такой глуши как непременный символ сохранения этих мест на века - в красоте и гармонии, в счастливом забвении и с неиссякаемой надеждой на будущее. Так и возвышается она над Коккойлой, маленькая, но значительная в своём незримом взоре на деревню, привлекающую своей живописной компактностью.

Раньше в Коккойле стоял великолепно сохранившийся двухэтажный амбар (1892), с огороженной верхней площадкой в виде балкончика. В зарослях деревенского бурьяна он выглядел нарядным теремком. Теперь им можно полюбоваться в Кижском музее.

Если проехать по дороге дальше, то можно добраться еще до одной карельской деревни Каскеснаволок, который находится на берегу одноимённого озера. Деревня очень живописна, как и озеро с островами.

 

Крошнозеро.

Самое первое упоминание о Крошнозере фиксируется в Писцовых книгах о «деревне на Крошне-озере», датированных еще 1563 годом. Хотя крошечным озеро не назовешь, его длина 10 км. Вокруг озера много деревень. Первые дома были построены на северном берегу. Первый житель прозывался Спирко (Спиридон). Так и стала называться первая деревня – Спиридон-наволок (Пирдонниеми – по-карельски). А позже на противоположном берегу, то есть на другом берегу, был построен еще дом. Про него говорили: «Дом на другой стороне», так и появилась Котчура (по-карельски «коди» - дом, «чура» - сторона).

На противоположном берегу от Спирдонаволока был построен дом, про который него говорили: «Дом на другой стороне», так и появилась Котчура (по-карельски «коди» - дом, «чура» - сторона). Котчура знаменита своей старинной Часовней Иоанна Богослова, построенной в конце XVIII века. Местная часовенка пристроилась к деревне сбоку, со стороны озера. Часовня огорожена элегантным заборчиком с воротцами, который нависает над кручей берега Крошнозера, лишь в самом низу, у самой воды сменяемой маленькой песчаной полосой. Часовня связана берегом озера: с его водой, волнами и неторопливостью и находится в старинной кладбищенской еловой роще. К часовне сейчас можно пройти только крюком, закоулками, между старинных изб, населённых дачниками.

За Спиридон-Наволоком есть ещё одна деревня Ерш-аволок. «Наволок» - «ниеми» - это полуостров. Озеро здесь очень мелкое, имеет каменную гряду, которая тянется от одного берега к другому. В этом месте и по сей день ловят крупных ершей. И деревню, где их ловят, вполне естественно назвали Ерш-Наволок. В этих камнях водится много змей.

В Спиридон Наволоке и Ерш Наволоке до 20-х годов 20 века были церкви. Самая большая и красивая церковь была в Ерш Наволоке. Звон колокола этой церкви был слышен во всей округе, во всех деревнях Крошнозера. Когда снимали колокола с церквей, то эта участь не обошла ее. Когда снимали колокол, он упал прямо в воду, там оказалась глубокая яма и сейчас он там и находится.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 189.