Этнографическая экскурсия в Кинерму
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Этнографическая экскурсия в Кинерму

Общая характеристика Республики Карелия: границы, площадь.

Этот край называют Страной Тысячи Озер. В июне Страна Тысячи Озер превращается в Страну Белых Ночей. И зимой и летом шумят в этом краю ели и сосны, леса тянутся на север – до самого Белого моря и на запад – до границы с Финляндией. Это Карелия…

Название Карелия (фин., кар.Карьяла, Karjala) имеет балтийское происхождение - от гарья 'гора'. В этой версии карелы, то есть восточные, 'верховые' финны противопоставляются западным, 'низовым' финнам - хяме - из балтийского жемеэ 'земля, низина'.

Чем мы гордимся:

• На нашей территории располагаются самые большие озера Европы – Ладожское и Онежское

• Самый большой в Европе равнинный водопад – Кивач, высота падения воды 10,6 м

• Самое южное в Европе языческое святилище саамов – 1 тысячелетие н.э.

• Самое большое в Европе скопление наскальных рисунков 4 тыс. до нашей эры – более 3000 изображений.

• Старейший в России курорт «Марциальные воды» - с 1719 года.

• Самые старые в России мраморные ломки – с 18 века – п.Рускеала

• Единственный в мире карьер малинового кварцита – с 18 века

• Самый большой в Европе национальный парк « Водлозерский»

• Первые записи русских былин – 19 век

• Первые записи рун эпоса «Калевала» - 19 век

Республика Карелия расположена на северо-западе России, входит в состав Северо-Западного федерального округа Российской Федерации.

Если посмотреть на карту мира, то в контурах нашей страны на крайних северо – западных рубежах вырисовывается маленький «хвостик», выступающий в сторону Северного Ледовитого океана. На самом деле это полоса суши между Финляндией на западе и берегом Белого моря на востоке, ширина ее 200 км на юге и 80 км на севере. Большую ее часть занимает Республика Карелия.

Площадь, которую занимает РК. больше, чем территория некоторых государств - 180,5 тыс. кв. км (1,06% территории РФ). На её территории могут разместиться: Албания, Дания, Швейцария и Голландия, или, по словам Ю. Сенкевича, - 4 Швейцарии.

 Протяжённость с севера на юг - 660км, с запада на восток по широте г. Кеми протяженность составляет 424 км.

Западная граница Карелии совпадает с государственной границей РФ и Финляндии и имеет протяженность в 798 км.

На юге с Ленинградской и Вологодской областями,

На севере с Мурманской областью,

На востоке с Архангельской.

Карелия имеет выгодное геополитическое положение, она находится на небольшом удалении от главных политических и экономических центров страны (Москва, Спб). Расстояние от Птз до Москвы – 925 км (по автомагистрали), а до Спб – 412 км.

 Население 632 533 (на 01.01.2015). Плотность населения на 1 кв.км. – 3,5. В 2002 году было 716 тысяч. Часть уезжает, в основном молодежь, смертность превышает рождаемость. Но наша ситуация не отличается от других регионов Северо-Запада России. Карелия – многонациональна. По данным переписи населения 2010 года русские составляют 82,2 %; карелы - 7,4 %; белорусы - 3,8 %; украинцы - 2,0 %; финны - 1,4 %; вепсы - 0,5 %; другие национальности - 2,7 %.

Прионежский район

Расположен в юго-восточной части Республики Карелия, вдоль юго-западного побережья Онежского озера, вокруг столицы, города Петрозаводска. Земли, лежащие вокруг Онежского озера, именовались в старину Обонежьем. Появились географические понятия Заонежье и Прионежье. По имени земли, примыкающей к западному берегу озера, 29 января 1927 года южный административный район стал именоваться Прионежским. Административный центр района находится в г.Петрозаводске.

Местность в основном холмисто-грядовая сформировалась под воздействием последнего ледника. Вдоль Онежского побережья идет Шокшинскя гряда с максимальными высотами до 240 метров. В районе довольно много ледниковых отложений из валунных песков и супесей, а также озерно-ледниковых глин, суглинков и песков. Множество мелких лесных озер (ламбушек) и несколько довольно крупных озер, которые дополняют картину.

Более половины территории района занимают леса. Широко представлены сосняк брусничный и ельник черничный, типичные для южно-карельской зоны тайги (60% всех лесных запасов), характерны также чистые сосновые прибрежные боры. Лиственные леса составляют около 40% запасов лесов, в основном они представлены березняками.

Прионежье расположено в зоне избыточного выпадения осадков. Большое количество влаги в почве при относительно малом испарении способствует заболачиванию земель. В климатическом отношении район относится к наиболее темным местностям Карелии с мягкой и короткой зимой, наиболее длительным и солнечным вегетационным периодом.

В районе имеются запасы глины, песка, габбро-диабаза, малиновый и красный кварцит. Промышленный сектор района представлен предприятиями лесозаготовки и переработки, камнеобрабатывающими предприятиями, предприятиями народных художественных промыслов, предприятиями пищевой промышленности.

Прионежье богато объектами культурно-исторического наследия: на территории более 100 памятников архитектуры и истории, 34 объекта археологии представляют собой стоянки первобытных людей. В районе до сих пор богато представлены разные типы деревянных жилых и хозяйственных зданий, относящихся к XVIII-XIX векам.

Природа Карелии. Современный рельеф Карелии, его характеристика (горы, возвышенности, низменности). Самые высокие точки рельефа. Статистика суши и воды, озер и болот. Леса, основные сельскохозяйственные угодья.

Большая часть территории Карелии - холмистая равнина с ярко выраженными следами деятельности ледника. Волнистая каменная твердь земной поверхности и ныне сохраняет следы древних гор. Карелию часто образно называют "твердокаменной озерно-лесной", подчеркивая ведущие элементы ландшафта, неповторимые сочетания, созданные пространствами причудливых очертаний множества озер и разделяющих их каменисто - сглаженных междуречий, покрытых зеленью тайги.

Сурова, но величественна природа Карелии. Это край лесов, озер и гранитных скал. «Лесом, водой и камнем мы богаты,– скажет вам любой житель Карелии. И замирают слова человека. Безмолвие! Лес, вода и камень... Творец будто только что произнес здесь: «Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша!» И вода стала стекать к морям, а из-под нее – выступать камни.

Есть одна карельская легенда: «Вначале в мире ничего не было. Вода вечно волновалась и шумела. Этот шум несся к небу и беспокоил бога. Наконец, разгневанный, он крикнул на волны, и они окаменели, превратились в горы, а отдельные брызги – в камни, рассеянные повсюду. Места между окаменелыми волнами наполнились водой, и так образовались моря, озера и реки».

В этом случае, художественное творчество предупредило медленные поиски науки. Теперь и наука утверждает, что вначале здесь была только вода. Ледовитый океан в этом месте соединялся с Балтийским морем. Немногие мели выглядывали с поверхности ледникового моря. Громадные льдины Скандинавского ледника плавали по океану, задерживаясь только на этих мелях. Тут, на мелях, они таяли и оставляли всю массу камней, которую увлекли с собою, спускаясь с гор. Работою подземных сил из воды выдвигались все новые и новые мели, а льдины оставляли на них холмы ледникового наноса. Вот так и образовались здесь всюду раскинутые, вытянутые с севера-запада на юго-восток грядки кряжей: сельги. Низменные же места между сельгами остались наполненными водой. На каменных сельгах выросли хвойные леса, а в лесах люди «живяху, яко же и всякий зверь».

Вряд ли найдется на земле место, где гигантские ледники, покрывавшие в давние времена северные территории планеты, создали бы столь живописный ландшафт. Двигаясь с севера на юг, ледник обточил скалы, придав им причудливые формы. Чем ближе к югу, тем мягче была земля, и ледник вспахал на ней узкие вытянутые ложбины, ставшие теперь озерами, а между ними вода проложила себе путь, скатываясь от одного водоема к другому. Короткие, но стремительные реки кипят в россыпях валунов или падают с крутых выступов скал гулкими водопадами. Чередование тихих озер с бурными реками придает карельской земле редкое своеобразие и красоту. Такого сочетания не встретишь в других районах России.

20% территории Карелии покрыто болотами

50% - лесами

24% - водоёмы

6% - земля под населённые пункты и пашни(0,3%)

Камень, речка, лес и я, всё перекликается

Поэтому Карелия так и называется.

( Роберт Винанен)

И все это разнообразно.

 Вода: смолянисто-черная в ламбах, и кристально прозрачная в ладожских заливах; немая и сонная в болотах и говорливая, стремительная на речных перекатах.

Камень: вот он предстает нам в образе круто громоздящихся скал, а вот зачаровывает взгляд группой валунов.

Лес: ельник –сумрачный и загадочный как готический собор или сосняк на гребне высокого оза- как стройная колоннада храма Солнца. Сосна в Карелии разная: вот сосна на скалистом мысу, ствол у нее как бронзовый узел, перекрученный бурями. А в соснах Сопохского бора на Киваче – прямизна и упругость корабельной мачты. А сосны на болотах! Одна как фантастическая люстра, другая как сюрреалистический краб.

Карелия расположена в восточной части Балтийского щита — одной из древнейших структур земной коры. Главные черты рельефа сложились здесь в доледниковый период. Когда-то, десятки миллионов лет назад, Карелия была горной страной. Здесь шли активные вулканические процессы, извержения, землетрясения, колоссальные подвижки земной коры с образованием гигантских разломов. Именно на месте таких разломов и образовались, например, наши крупнейшие озёра. Карелия расположена в пределах Балтийского кристаллического щита, а это значит, что сложена она древнейшими кристаллическими породами. Здесь, в Карелии, у вас есть возможность ощутить связь с древней геологической историей Земли. Для этого вам не нужно будет спускаться в какие-либо шахты или бурить скважины. Просто прикоснитесь к карельским скалам, их возраст превышает 2 миллиарда лет!

В создании неповторимого карельского ландшафта сыграл свою роль ледник, который, пройдя по территории около 15 тысяч лет назад, создал столь живописную природу. Накопление снега в горах северной Норвегии обусловило возникновение мощных ледников, ареной активного движения которых стала Карелия. Медленно двигавшаяся толща льда обламывала куски горных пород, перетирала их, одновременно царапая и шлифуя скальную поверхность. Поэтому выходы горных пород имеют здесь своеобразные сглаженные формы: «бараньи лбы» и «курчавые скалы». На поверхности ледника местами возникали углубления - котлованы для будущих водоемов. Потом на этих местах поднялись непроходимые леса, возникли реки, озера, болота. У нас говорят, что этот ледник оставил в Олонце – песок, в Заонежье – глину, в Шуе – валуны.

Сейчас на поверхности Карелии много маленьких и больших холмов. Местные жители называют их горками, горушками и даже горами. Самая высокая точка Карелии- расположенная на северо-западе республики гора Нуорунен 577 м. Часто встречаются узкие и длинные гряды, их называют сельгами. Сельги состоят из сплошного камня, иногда из песка или песка с валунами. Некоторые деревни, расположенные вблизи сельг или на них, получили от этих сельг свое название. Например, Ужесельга. 

Можно увидеть как завалунены поля. Это следствие последнего ледника, прошедшего около 10 тысяч лет назад и оказавшего большое влияние на формирование рельефа Карелии. Главные черты рельефа сложились здесь в доледниковый период.

Древние разломы коры, намеченный 2-3 миллиарда лет назад, как бы усилены ледниками, двигавшимися с северо–запада на юго – восток. А сколько ледников прошло над Карелией? Разломы в коре были для них как бы рельсами. Ледники расчертили всю поверхность Карелии. Накопление снега в горах северной Норвегии обусловило возникновение мощных ледников, ареной активного движения которых стала Карелия. Медленно двигавшаяся толща льда обламывала куски горных пород, перетирала их, одновременно царапая и шлифуя скальную поверхность. Поэтому выходы горных пород имеют здесь своеобразные сглаженные формы: «бараньи лбы» и «курчавые скалы». Масса льда беспрестанно подтаивала и под ним постепенно накапливались перетертые обломки. На краю ледника их откладывалось особенно много. При отступлении льдов эти отложения обнажались в виде валов и гряд — конечной морены.

На поверхности ледника местами возникали углубления - котлованы для будущих водоемов. Потом на этих местах поднялись непроходимые леса, возникли реки, озера, болота. У нас говорят, что этот ледник оставил в Олонце – песок, в Заонежье – глину, в Шуе – валуны.

Тайну северных валунов впервые разгадал Петр Алексеевич Кропоткин, теоретик анархизма, крупный революционер и исследователь. Суть самой первый гипотезы в начале 18 века: валуны принесены на север всемирным потопом – заманчиво было видеть свидетельство библейской истории. Но анализ показал, что вода не может совершать такую большую физическую работу – транспортировку многотонных камней на огромные расстояния. В 30-40-е годы 19 века на смену пришла другая гипотеза – переносчиком валунов были объявлены плавучие льдины, гонимые ветром. Согласно представлениям того периода северная часть Скандинавии возвышалась над водным пространством, которое покрывало всю Скандинавию и Карелию, и оттуда сползали в воду мощные ледники, увлекающие за собой камни, гальку и песок. Когда льдина таяла, ее груз опускался на дно. Но при таком раскладе валуны и породы на местности бы лежали в хаотическом порядке, а есть порядок – валуны лежат как на планках гигантского веера. Именно Кропоткин раскрыл их ледниковую природу, тогда это было смелое предположение- валуны транспортируются ледником, и вскоре эта гипотеза стала признанной теорией. И если задумаемся, то перед нами гости из разных мест – кто-то из Приладожья, кто-то из Финляндии, а от этого камня ниточка тянется на Шпицберген.

Разнообразны карельские скалы. Но из них можно выделить два типа – скалы, обработанные ледником и получившие плавные очертания - бараньи лбы, и скалы, образованные сравнительно недавними тектоническими подвижками с острыми краями разломов.

Неповторимым элементом карельского ландшафта являются озы – длинные дамбы, змеевидно изгибаются, проходят через леса и болота, встретив на пути озеро, как ни в чем не бывало перекидывается через него на другой берег и пропадает где-то за горизонтом. Озы вплоть до 20 века ставили в тупик ученых. Создателем озов также является ледник. Представьте ситуацию: начинается потепление климта, в громаде ледника появляются скважины. Вскоре талые воды пробивают в леднике туннели, которые становятся руслами внутриледниковых рек. Вода несет за собой песок, гальку, камни, все это оседает на дне ледниковых рек, поднимаясь все выше и выше. Наконец осадков набирается так много, что они забивают пробкой туннель – и вода пробивает другой ход – так образовались озы. Точные слепки исчезнувших рек.

Внутри ледника образовывались и большие озера – стекавшие в них реки заполняли котловины песком, щебнем, камнями. Путешествуешь, например, по Приладожью и замираешь: перед тобой холм, похожий на полусферический купол с правильно симметричной формой. Это кам – напоминание о подземном озере. Кам – это высокий округлый курган, созданный ледником. Сочетание поросших соснами камов и озов образует один из красивейших типов карельского ландшафта.

Вилга -1 версия - веселость, хорошее расположение духа; 2 версия – уключина весла; 3 версия – хутор, на котором разводили гусей. Название Вилга дала деревне речка Вилга. Эта речка правый приток реки Шуя. Если посмотреть на Вилгу с моста, то можно заметить старое русло реки. Когда-то она была значительно больше и, видимо, полноводнее. Но в период половодья река сильно разливается.

Преобладающий тип растительности по берегам — среднетаежные сосновые лишайниковые леса в сочетании с еловыми. Есть участок осиново-березовых лесов. Берега реки сухие, приподняты над водой на 2-4 м, местами и выше. Старожилы говорят, что раньше в реке водились хариусы, а сейчас ловят окуней, щук и даже мелкую форель.

Деревня Вилга была основана в 30-е годы. На её территории в годы первых пятилеток до Великой Отечественной войны работал Вилговский мехлесхоз, который возводил лежнёвую дорогу, по которой вывозился заготовленный лес. Основной контингент жителей и рабочих составляли иммигранты из Финляндии и Канады, прибывшие для участия в строительстве в Карелии.

Название образовано от карельского слова valgei - белый, светлый на финском valkea, также означает белый. При этом он имеет общее значение с топонимом Волга, что означает ручей, вода, влага.

Рядом находится поселок Новая Вилга. Новая Вилга замышлялся и строился как агрогородок, застроенный пятиэтажными домами, - с обширными землями и многочисленными фермами вокруг, государственной научной станцией ВАСХНИЛ, племенной станцией, опытным производственным хозяйством "Вилга", институтом по подготовке специалистов агропромышленного комплекса.

Перед деревней Вилга, если выезжать из Петрозаводска на 8м км шоссе Пряжа — Петрозаводск в местечке «Площадка» находится Могила неизвестного советского лётчика. В могиле захоронен неизвестный лётчик — член экипажа бомбардировщика СБ 72-го Петрозаводского скоростного бомбардировочного авиаполка 55-й авиадивизии Карельского фронта, погибший в 1941 г. Бомбардировщик был сбит противником в воздушном бою на Петрозаводском направлении близ д. Маньга Пряжинского р-на. Останки лётчика и обломки самолёта СБ в лесном массиве у д. Маньга были обнаружены осенью 1990 г. группой «Поиск» Карельской республиканской станции детского и юношеского туризма. 9 мая 1991 г. состоялось захоронение останков в местечке «Плошадка». В изголовье могилы в качестве надгробного памятника установлено крыло найденного самолёта СБ. Могильный холм оформлен в виде цветника, обрамлённого бетонным поребриком. Имя погибшего лётчика и судьбу 2-х других членов экипажа бомбардировщика СБ установить не удалось.

Половина

Деревушка Полови́на (фин. Puoliväli, также Posta) известна своим родником и венчает половину пути от Петрозаводска до Пряжи. До революции 1917 года в деревне имелась школа грамоты и часовня в честь Крестителя Господня Иоанна. В сентябре 1941 г. в районе деревни Половина шли кровопролитные борьбы Красной армии с финскими войсками.

В районе деревни находится месторождение подземных вод, на автотрассе в черте деревни оборудована автостоянка с подходом к роднику «Половина». В 2-х км к юго-востоку от деревни на берегу озера Белое находятся дачные посёлки.

 

Матросы — относительно молодой поселок, первое упоминание о котором идет в 1873 году : "Деревня Матрос, Петрозаводского уезд, в которой проживало 9 человек". В 1929 году здесь был организован первый в Карелии Матросский механизированный лесопункт, который был обустроен финнами-переселенцами из Канады, которые приехали на поселение в 1929 году. Они построили кузницу, сделали водопровод, привезли для работы лучковые пилы «кроскотт», сани «канкореги» и «юмпари» для транспортировки леса, чем резко подняли производительность труда. Со многих лесопунктов Карелии приезжали сюда делиться опытом. Но этих переселенцев ожидала нелегкая участь: кого-то репрессировали и сослали, кого-то расстреляли, в 1937-1938 годы от сталинских репрессий уцелели единицы. С началом войны лесопункт и многие его рабочие были эвакуированы на Урал.

Легенды о Пряже

О ПетреI .

По преданию, ехал царь Петр I по берегу озера, мимо 4 деревень, которые впоследствии и образовали поселок Пряжа, и воскликнул: "Какая же длинная дорога, словно пряжа!".

О пряжинском водяном.

Карелы верили, что в каждом озере живет свой водяной, которого нельзя обижать, а надо ублажать – бросали хлеб, топили черного петуха, к грузилу подвешивали газету и махорку, чтобы водяной покурил и почитал газету. В Пряжинском озере рыбаки в начале 20 века поймали полурыбу-получеловека и вместо того, чтобы отпустить обратно, взяли и замучили его. Местная старуха предрекла – быть беде. И вскоре, в праздник, молодежь решила каталась на лодке. Но внезапно на спокойном, казалось бы озере, поднялась высокая волна, лодка перевернулась и все, кто в ней был утонули. Это была месть водяного за смерть своего ребенка.

О кресте.

Еще одна местная легенда гласит, что в Пряже издавна стояла часовня, в которой был установлен особенный крест, привезенный из Киева. На этом месте в 1762 году была построена церковь во имя Покрова, в 1851 году была построена новая, разрушенная бомбой разрушенная бомбой в годы Великой Отечественной войны. В день Покрова 14 октября 2001 года в Пряже был открыт новый храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Корни географического названия Пряжа лежат в финском термине, обозначающем «глаженье».

Самое старое строение на территории посёлка - дом Марковых, расположенный в центре Пряжи на ул. Советской, 91А. Построен он был в конце XIX века одним из пряжинских карел, основателем рода Марковых. В нем 2 части: жилая половина и хозяйственные постройки – хлев, сеновал, чулан, кладовые. В большой половине дома жили люди, а в маленькой – животные. За прошедшие сто лет первый этаж дома ушел под землю, т.к. у карел не принято было ставить дома на прочный фундамент, лишь под углы дома подкладывались камни, чтобы было легче менять подгнившие нижние венцы дома. Зато сохранился обшитый тёсом балкончик, кружевные перильца которого неповторимы по рисунку и очень изящны.

В центре поселка, в небольшой рощице в храме Покрова Пресвятой Богородицы пожелать здоровья своим близким. Храм небольшой, деревянный, с белоснежными стенами, которые подчеркнуты темно-коричневой окантовкой углов, окон и дверей, в окружении белоствольных берез храм сам кажется даром природы.

Желательно посетить этнокультурный центр «Элляма», узнать об истории заселения и развития ремесел, промышленности (лесозаготовки, древесный уголь, добыча озерной железной руды) Пряжинского района, об особенностях быта местного населения, полюбоваться работами местных мастеров и художников, научиться делать настоящие карельские калитки на мастер-классе центра.

Можно полюбоваться озером Пряжинское, не забыв, что воду нужно почтить со всеми положенными ритуалами: до захода солнца, потому что «после захода солнца нельзя водную гладь волновать - хозяйку воды потревожишь». Ведь вода может наказать нарушителя запретов и от воды могли «пристать» разные болезни. Если что-то болит, то попросить трижды «прощения у воды», перекреститься да воде поклониться. В эпосе «Калевале» говорится, что «вода из снадобий старшая» и её применяли во многих обрядах исцеления.

Легенда о культовой роще

Летело 7 лебедей. Одного лебедя убили, остальные ударились о высокий пригорок и погибли. На этом месте выросло 7 сосен - эту поэтическую легенду услышали пряжинские школьники от одной из местных жительниц. Карелы придавали деревьям особый смысл: они свидетельствовали и об удачной охоте, и о пополнении семьи, и об уходе в армию. Там, где на краю деревни находилось кладбище, и кончалась «своя», отвоеванная у чуждого пространства жилая территория, также стояли «маркеры», или «обереги».

Вот и сосновая роща в Маньге показывала границу между деревней и лесом, а также служила особым видом связи между миром живых и миром мертвых. В ней до 40-х годов XX века местные жители хоронили людей (историко-архитектурный план деревни 1902 г., четко обозначает единство часовни, кладбища и сосен), а позже, уже позабыв об этом, не разрешали детям играть на этом месте.

 О том, что маньгинские сосны обладали особым, магическим значением, говорят следующие приметы: обрубленные сучья – особые приметы карсикко (особо помеченного дерева); специально сделанные затесы на стволах деревьев (на одном из стволов можно увидеть несколько затесов, расположенных друг над другом - «лестница, ведущая в небо»); дупла и углубления, в которые ставили иконы; а также вбитые в дерево, как «на полянку», старые большие изогнутые железные гвозди (железо раньше играло роль оберегов).

Культовая роща стоит возле часовни и скорее всего старше её. Возможно, что часовня была построена именно рядом с соснами – для того, чтобы вытеснить языческие верования карел православной христианской культурой.

Часовня Рождества Богородицы была построена во II половине XVIII века. Она находится на вершине холма в окружении культовой рощи и вместе с деревянной застройкой, расположенной вдоль подножия холма, образует выразительный природно-архитектурный ансамбль.

Здание великовато для часовни – возможно, когда-то оно являлось церковью. Существует версия, что это изначально была русская церковь, которую позднее карелы переделали в часовню в своем стиле. В 1970 г. часовня была отреставрирована. 2 древние иконы – «Знамение» и «Никола», находившиеся здесь, сегодня хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Не доезжая до домов в деревне Маньга по дороге справа, подняться на холм и дойти (доехать) до Часовни Рождества Богородицы. В часовне есть лестница, по которой можно подняться и с высоты увидеть близлежащие окрестности.

Коккойла

Небольшая деревня Коккойла находится в 5 км от деревни Маньга. Она притаилась на грунтовой дороге, ведущей из Маньги в Каскеснаволок, которая часто бывает непроезжей вовсе, когда идут дожди. Такова и Коккойла - необузданная, дикая и потому сохранившая первозданную красоту. Коккойла состоит из двух частей. На востоке, ближе к Маньге - небольшая её часть, Малая Коккойла. Дорога через лесок приводит в Большую Коккойлу, в которой вдоль дороги по одной стороне протянулась череда изб, сначала - новых небольших домиков, а затем знатных настоящих старинных карельских изб. Они стоят свободно, на просторе, образовавшемся между дорогой и небольшим покатым полем, плавно поднимающимся к стоящему неподалёку лесу. А на другой стороне этого "простора", в лесу - поставлена Варваринская часовня.

Часовня Святой Варвары, год ее постройки неизвестен. Часовня отличается резным крылечком у западной стены, куда     вынесена крытая шатровая колоколенка на шести столбцах. Над часовней и шатром колокольни - главка в виде еловой шишки. Внутри часовни сохранилась храмовая икона святой Варвары (1-я четв. XVIII в.).

Часовню видно сразу со всех концов Большой Коккойлы, и с въезда со стороны Каскеснаволока, и из окон старинных изб, и с места, где расступается лесок посредине всей Коккойлы. Она открывается как настоящая лесная часовенка, необходимая в такой глуши как непременный символ сохранения этих мест на века - в красоте и гармонии, в счастливом забвении и с неиссякаемой надеждой на будущее. Так и возвышается она над Коккойлой, маленькая, но значительная в своём незримом взоре на деревню, привлекающую своей живописной компактностью.

Раньше в Коккойле стоял великолепно сохранившийся двухэтажный амбар (1892), с огороженной верхней площадкой в виде балкончика. В зарослях деревенского бурьяна он выглядел нарядным теремком. Теперь им можно полюбоваться в Кижском музее.

Если проехать по дороге дальше, то можно добраться еще до одной карельской деревни Каскеснаволок, который находится на берегу одноимённого озера. Деревня очень живописна, как и озеро с островами.

 

Крошнозеро.

Самое первое упоминание о Крошнозере фиксируется в Писцовых книгах о «деревне на Крошне-озере», датированных еще 1563 годом. Хотя крошечным озеро не назовешь, его длина 10 км. Вокруг озера много деревень. Первые дома были построены на северном берегу. Первый житель прозывался Спирко (Спиридон). Так и стала называться первая деревня – Спиридон-наволок (Пирдонниеми – по-карельски). А позже на противоположном берегу, то есть на другом берегу, был построен еще дом. Про него говорили: «Дом на другой стороне», так и появилась Котчура (по-карельски «коди» - дом, «чура» - сторона).

На противоположном берегу от Спирдонаволока был построен дом, про который него говорили: «Дом на другой стороне», так и появилась Котчура (по-карельски «коди» - дом, «чура» - сторона). Котчура знаменита своей старинной Часовней Иоанна Богослова, построенной в конце XVIII века. Местная часовенка пристроилась к деревне сбоку, со стороны озера. Часовня огорожена элегантным заборчиком с воротцами, который нависает над кручей берега Крошнозера, лишь в самом низу, у самой воды сменяемой маленькой песчаной полосой. Часовня связана берегом озера: с его водой, волнами и неторопливостью и находится в старинной кладбищенской еловой роще. К часовне сейчас можно пройти только крюком, закоулками, между старинных изб, населённых дачниками.

За Спиридон-Наволоком есть ещё одна деревня Ерш-аволок. «Наволок» - «ниеми» - это полуостров. Озеро здесь очень мелкое, имеет каменную гряду, которая тянется от одного берега к другому. В этом месте и по сей день ловят крупных ершей. И деревню, где их ловят, вполне естественно назвали Ерш-Наволок. В этих камнях водится много змей.

В Спиридон Наволоке и Ерш Наволоке до 20-х годов 20 века были церкви. Самая большая и красивая церковь была в Ерш Наволоке. Звон колокола этой церкви был слышен во всей округе, во всех деревнях Крошнозера. Когда снимали колокола с церквей, то эта участь не обошла ее. Когда снимали колокол, он упал прямо в воду, там оказалась глубокая яма и сейчас он там и находится.

Дорожная обрядность.

  • Обязательно посидеть на дорожку – обман злых духов - типа никуда не пойдем.
  • В Вепсской волости существовал обряд «терять дорогу». Когда доходили до нужного места, то надо было потерять дорогу, чтобы плохой дух отцепился.

· В дороге никому ни в чем нельзя было отказывать и побольше и почаще спрашивать у людей о правильности пути, а если у вас спрашивали о конечной точке пути, то надо было лгать, не называть её.

· Подвезти идущего было обязательным, сейчас это утрачено.

· В дорогу брали с собой домашние пироги – дорожники, но было желательным не есть их одному, а поделиться с кем-нибудь. Тот кто поел с тобой становился полуродственником.

· Отправляясь через открытое озеро в дальний путь, находили люди время, перед тем, как отправиться, остановиться у стоящего на мысе креста и просить у богов хорошей погоды. Роль поклонного креста играли и обкарзанные (сосна с обрубленными нижними ветвями) сосны «карсикко», к корням которых приносили камни. Когда-то там оставляли дары, в более позднее время – монеты. У кого денег не было, тот клал к подножию воздвигнутого на мысу креста или карсикко маленький, отшлифованный водой камень. Такие культовые сосны и кресты около которых навалена внушительная груда камней и сейчас можно встретить на севере. В тени этих деревьев путники просили у богов хорошей погоды и попутного ветра.

· Озеро и вообще воду нужно было чтить со всеми положенными ритуалами. Даже ходить по воду надо было в определённое время, до захода солнца, потому что «после захода солнца нельзя водную гладь волновать - хозяйку воды потревожишь». С водой и прорубью связано столько табу и обычаев, что только о них одних можно написать целое исследование. Вода могла наказать нарушителя запретов. От воды могли «пристать» разные болезни. От зубной боли избавлялись словами «прощения у воды». Надо было трижды прочитать заговор (кого интересует он есть), перекреститься да воде поклониться. Видно как на языческие верования – обращения к силам воды – позднее наслоились элементы христианства – крестное знамение. Обычно передвигались на озёрах осторожно и просили милости у хозяев воды. В «Калевале» говорится, что «вода из снадобий старшая», её применяли во многих обрядах исцеления.

 

Щеккила

Деревня Щеккила находится между Крошнозером и Ведлозером. Постоянно проживают в деревне Щеккила 10 человек. Летом с приездом дачников до 100 человек. Недавно в деревне построили Храм Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа.

Первоначально часовня в деревне Щеккила была построена в 1887 году и находилась она с другой стороны кладбища. В конце зловещих 30-х годов прошлого века она была разрушена, исчезла церковная утварь и колокола. Единственное, что сохранилось – это икона Георгия Победоносца конца 19 века. В 2004 году собранием инициативной группы было принято решение о возведении в деревне нового Храма Божия, теперь уже церкви, и начался сбор пожертвований. Собирали деньги, как говорится, всем миром, но основная финансовая поддержка шла от Ивана и Натальи Яковлевых, которые сейчас проживают в Финляндии.

В 2007 году на месте будущей церкви был установлен поклонный крест. А еще через три года, 29 августа 2010 года состоялось торжественное открытие и освящение церкви. Приурочили открытие к престольному празднику деревни, который отмечается на следующий день после Успения. Местность, на которой стоит церковь в Щеккиле, отличается необычайной живописностью. Церковь стоит у кладбища на холме, и таким образом она оказывается видной для жителей деревни отовсюду[3].

Ведлозеро

Село раскинулось на берегах одноименного озера, площадью 58 кв. км. Ведлозеро – это край мостков и озер, небольших ламбушек и причудливо изгибающихся бухт и заливчиков озера. В исторических документах деревни на озере Ведлозере упоминаются с XV веке.

Легенды:

 О происхождении названия Ведлозеро. Ехал купец по ухабистой, каменистой дороге, заросшей по краям густым кустарником: кругом лес тянется далеко-далеко. Но вот в просвете между деревьями увидел он лесное озерко. Остановился купец, отдохнул на берегу, и пошел дальше. А вот ещё синяя полоска мелькнула - маленькая ламбушка недалеко, вот дорога круто сворачивает влево и уходит под гору. Посмотрел купец и глазам своим не верит: внизу ещё одно озеро раскинулось, конца и края не видать. "Viel järvi!" - воскликнул купец (что в переводе с карельского означает: "Ещё озеро!").

О водяной диве. С давних времен из уст в уста передавалась в карельском народе история о водяной диве. Удивительна быль тем, что эта красавица жила в воде озера и никогда не выходила на сушу, как ни умоляли ее добрые молодцы. Говорят, были смельчаки, которые, увидев водную диву, бросались в воду и хотели доплыть до нее и дотронуться рукой до ее великолепных волос. Но никому из них не удавалось доплыть до красавицы, несмотря на то, что она находилась не очень далеко от берега, все смельчаки тонули в озере. Чаще всего ее видели близ деревни Щукнаволок на маленьком каменистом острове, выступающем из воды, названным в народе Чийракко «Остров влюбленных». Про водяную диву говорили, что она всегда приносила удачу рыбаку с добрым и чистым сердцем.. И по сей день влюбленные деревенские девушки и юноши на лодках обязательно заплывают на этот остров, чтобы объясниться друг другу в своих чувствах.

Легенда гласит, что водяная дива – девушка, которая ушла из жизни в воду от несчастной, безответной любви к юноше, который отверг ее, женившись на другой девушке. Водяная красавица все больше и больше заманивала к себе молодых людей, как будто этим хотела отомстить своему возлюбленному за разбитое сердце. Было это правдой, или карельский народ выдумал эту горькую печальную историю о водяной красавице, нам это неизвестно. Только правда то, что часто в водах озера Ведлозера тонут молодые мужчины. В народе до сих пор говорят, что это дива их забирает к себе[4].

Ведлозеро - возможное место обитания странного неопознанного существа в Карелии. В 1928 году над деревней Шукнаволок близ Ведлозера наблюдался пролет цилиндрического десятиметрового тела, из хвостовой части которого истекало красное пламя и искры. Пробив лед, объект ушел под воду. После этого местные жители стали встречать на берегу некое головастое существо чуть более метра ростом с тоненькими ручками и ножками. При виде людей существо тут же ныряло обратно в воду, отчего и получило кличку "водяной". В тех местах наблюдались с той поры и аномальные явления. В 1932 году на деревню опустилось плотное черное облако, после него на земле осталось желеобразное вещество, которое крестьяне собирали в бутылки и использовали как лекарство. В начале 2000-х годов, аквалангисты-энтузиасты обследовали озеро, на дне было найдено загадочное образование, по виду напоминающее лаву. В апреле 2008-го года произошло очередное наблюдение «странного небесного гостя». Очевидцы, все как один, рассказывают о большом светящемся шаре, который двигался по небосводу, оставляя за собой белый извилистый след. Жители сразу нескольких деревень, расположенных вокруг Ведлозера, наблюдали некое небесное тело, которое было гораздо крупнее и ярче обычных «падающих звезд».[5]

Загадочным в селе является наличие необыкновенных культовых камней-следовиков, камней необычной, загадочной формы, камней небесного происхождения. К их числу относятся так называемые “следовики”, то есть камни с естественными или искусственными углублениями в виде следов ног или рук человека, лап животных и птиц. Один из таких камней находится в Рожнаволоке, у самой дороги, неподалеку от озера. Это покатый серый валун, наполовину вросший в землю. Камень в диаметре чуть больше метра, высотой более полуметра. Примерно посередине отчетливо виден след стопы, длина которого составляет 28 см. У основания камня еще один отпечаток − более размытый, то ли пятки, то ли пальцев. Рядом, правее, круглое отверстие диаметром 6 см. Местные жители убеждены, что это отпечаток от посоха прошедшего по валуну человека. След стопы настолько явственен, что не остается сомнения, что принадлежит человеку. В селе о камне говорят по-разному. Одни считают, что это бесовы проделки, другие уверены, что след оставил Алексий, человек Божий. Кто он, для нас так и остается загадкой: святой или какой-нибудь персонаж из местных легенд? Говорят, камень имеет целебные свойства. По словам местных жителей, жидкость, скапливающаяся в углублении, многих вылечила от различных кожных заболеваний. Многие ведлозерцы свято верят в волшебную силу загадочного камня.

Своеобразным открытием стал рассказ одной из жительниц Ведлозера, которая случайно обнаружила на берегу озера большой камень с зеркальным изображением православного креста. И если мысленно поднять этот крест, то он укажет направление на ту возвышенность, где в прошлом предками была построена в середине ХIХ века (ныне восстановленная) православная церковь. Его длина — 70 см, ширина — 40 см. Изображение креста отчетливо просматривается по всей длине камня. Является ли это изображение естественным рисунком камня или крест высекли на камне — ответить трудно, а близость к церкви делает это изображение таинственным знаком[6].

Что можно сделать в Ведлозере:

1. Посетить Дом карельского языка.

Карельский язык относится к прибалтийско-финской ветви финно-угорской группы уральской языковой семьи. Наиболее близки к языку карел языки таких народов, как вепсы, ижора, водь, эстонцы, финны, ливы. Идея о создании Дома карельского языка связана с проблемой его сохранения. Более половины проживающих в селе Ведлозеро говорит на карельском языке или понимает его. Но долгий запрет на использование карельского языка в советский период и почти полное отсутствие целенаправленного развития и поддержки языка в постсоветский период привели к тому, что язык используется только дома и следственно обедневает от такого узкого применения. Дом карельского языка предназначен для проведения курсов карельского языка (как для начинающих изучение карельского языка, так и по развитию речи говорящих); обучающих курсов на карельском языке (приготовление пищи, обучение традиционным ремеслам и т.д.); занятий с детьми и молодежью; инфоцентра для туристов и места по продаже местных изделий ручного труда . Больше половины жителей Ведлозера говорят на карельском языке и не собираются отказываться от своей привычки. Местными властями и общественниками предпринимаются усилия по сохранению и восстановлению разнообразных видов и форм традиционной народной культуры карел. Здесь построен Дом карельского языка - «Karjalankielenkodi», своеобразный культурный центр, где люди смогут изучать карельский язык, разговаривать друг с другом по-карельски, знакомиться с народными традициями, ремеслами, песнями и танцами южных карел. Строительные работы финансировались за счёт добровольных взносов самих жителей деревни. В Доме карельского языка проводят курсы карельского языка, занятия физкультурой, различные курсы на карельском языке (приготовление пищи, прикладной труд, обучение компьютерной грамотности и т.д.). В Доме карельского языка можно будет послушать аудиокниги на карельском языке или почитать газеты или книги.

2. Посетить Храм имени Святого пророка божия Илии. Ильинская церковь именовалась так по находившейся в ней иконе Илии Пророка. В годы советской власти здание церкви было переоборудовано в спортзал, а в начале 80-х годов ХХ века разобрано. Православный приход возобновился весной 1997 года. В 2005 году был поставлен Поклонный крест недалеко от места, где стояла бывшая церковь. А в конце 2006 года началось строительство Храма имени Святого пророка божия Илии.

Доподлинно известно, что в 1880 году в Ведлозере было 2 церкви: Никольская, зимняя церковь с приделом Георгия Страстотерпца (в честь Николая Чудотворца) и Ильинская, летняя церковь (в честь Пророка Илии).

Никольская церковь давала яркое представление об архитектуре древних клетских церквей с шатровым венчанием. Местные жители называли эту церковь Погостинской, потому что рядом находилось кладбище. В церкви была помещена икона святого Николая угодника – единственная, которой поклонялись православные верующие. Позднее она была сожжена. Превращенная в годы советской власти в одно из зданий школы Никольская церковь сгорела в 60-х годах.

Ильинская церковь именовалась так по находившейся в ней иконе Илии Пророка. В годы советской власти здание церкви было переоборудовано в спортзал, а в начале 80-х годов ХХ века разобрано.

Православный приход возобновился весной 1997 года. Прихожане собирались в здании бывшего детского сада на службы, которые проходили раз в неделю по воскресеньям. В дни православных праздников прихожане уезжали на службы в церкви и часовни района, республики. В июле 2005 года был поставлен Поклонный крест недалеко от места, где стояла бывшая церковь. А в конце 2006 года началось строительство церкви. С января по июнь 2007 года в церкви проводились внутренние ремонтные работы (потолок, установление окон, дверей, обшивка внутренних стен, покрытие пола), одновременно залили фундамент колокольни. А 14 июля в храме отслужили первую службу.

В настоящее время ведется сбор пожертвований на приобретение колоколов и материалов для ограды вокруг храма. Настоятелем храма Пророка Илии является иерей Виктор Трукшанин. Службы в храме проходят еженедельно по воскресеньям, дважды в месяц проводится Божественная литургия, осуществляются таинства крещения, соборования, отпевания и другие требы. Сейчас в приходе 20 постоянных прихожан, на праздничные богослужения в храм Пророка Илии собираются до 60 и более человек. Безусловно, по написанию давней истории православной жизни села предстоит большая работа, которая потребует материалов из архива епархии.

3. Возложить цветы на Братской могиле, которая находится в центре села у Дома культуры. В могиле села Ведлозеро захоронено 379 советских патриотов. Основную группу захороненных составляют солдаты и офицеры частей и соединений 7-й армии Карельского фронта, погибшие в ходе оборонительных (середина июля — начало августа 1941 г.) и наступательных (июль 1944 г.) боёв против финских войск в этом районе

 

 

Деревня Кинерма располагается в Пряжинском районе Республики Карелия, в 6 километрах от села Ведлозеро, в 100 километрах от города Петрозаводска.

Кинерма - по-карельски - Киннермяги (мяги - гора, Кинер - имя) – это комплексный памятник деревянного зодчества карелов-ливвиков. Первое упоминание о деревне относится к 1563 году. Пережив набеги иноземцев, пожары и разорения, она до наших дней сохранила свой исторический облик. И сегодня в Кинерме можно встретить потомков основателей деревни. В центре этого небольшого поселения из 17 домов находится часовня Смоленской Богоматери XVIII века, убранство которой сохранилось почти в первоначальном виде. Всю деревню можно обойти за полчаса: 17 домов, 7 бань - причем три из них по-черному, старое кладбище и часовня Смоленской богоматери.

Легенда о чудотворной иконе Смоленской Божьей матери в Кинерме:

Легенда о том, как икона первоначально попала в деревню, была описана уже в 1894 году в Олонецких губернских ведомостях. Согласно преданию, она была принесена сюда каким-то солдатом, пришедшим в отпуск со службы. Приблизительно дело происходило в начале XVIII столетия. Перед уходом домой, солдату во сне явилась Богоматерь и просила взять эту икону с собой. При этом ему было указано во сне и место, где он должен искать икону. Проснувшись, солдат нашел икону в указанном месте и, пораженный чудом, взял ее с собой на родину. В пути ему пришлось переночевать у какого-то не то купца, не то священника. Узнав о существовании у солдата такой иконы, хозяину дома захотелось оставить ее у себя. Ночью, когда солдат спал, он вскрыл котомку, где была спрятана икона, а на ее место положил деревяшку. Утром, не заметив исчезновения, солдат продолжил свой путь. Но похищение не осталось безнаказанным. Как только солдат ушёл, похититель был наказан слепотой. Видя в этом кару небесную, он погнался за владельцем иконы и, признавшись в похищении, вернул её. После этого вернулось к нему и зрение. Когда солдат пришел на Ведлозерский погост, икона была поставлена в церкви св. Николая Чудотворца. Но видимо Богоматери угодно было избрать для неё другое место, потому что на следующий день иконы уже не было в церкви, а через несколько дней жители деревни Кинермы увидели ее в своей роще, находящейся в центре деревни. Здесь и решено было выстроить часовню во имя Смоленской Божией Матери. Только, по преданию, первоначально место для нее почему-то было выбрано иное, в полях, где на груде камней и поставлена была на время икона. Однако и это оказалось неугодным Богоматери, икона Её снова была найдена в роще. Желая точно испытать, действительно ли это желание свыше, жители несколько раз относили икону в поле, но каждый раз находили ее в роще. Приняв это за несомненное выражение воли Божией Матери, они построили на избранном Ею месте часовню, которая и стоит в роще до сего времени.

Часовня Смоленской Богоматери относится к концу XVII - началу XVIII века. Часовня Смоленской Богоматери в Кинерме является одной из редких в Карелии, которая никогда не использовались ни по какому другому назначению. В 30-е годы 20 века местные жители отстояли свою часовню и не согласились сделать из нее клуб, несмотря на угрозу ссылки и смертной казни. Тогда часовню было решено снести и таким образом сломить волеизъявление местного населения. На разрушительные работы были наняты посторонние работники, а жители деревни ушли на луга, чтобы не видеть разрушения. Сносить часовню начали с колокольни – подпили столбы, обвязали их веревками и стали стягивать вниз. Колокольня, упав на землю, издала такой неестественный звук, что он бы услышан и на лугах, а присутствующие на месте говорят, что им показалось, будто земля разверзлась под ногами. Работники настолько испугались, что отказались продолжать работы по сносу. До войны так и простояла часовня с разрушенной крышей, никто не решался отремонтировать её из-за угрозы своей жизни. Во время войны снова было разрешено проводить богослужения и местные жители смогли починить крышу. После войны вплоть до перестройки ключи от часовни были в сельском совете и местные жители не могли в неё войти. Но в праздники люди все равно собирались на крыльце и читали молитвы. После перестройки начались регулярные грабежи и сохранившийся полностью до 80-ых годов иконостас сейчас практически разграблен. Последние годы в Кинерму на престольный праздник деревни День иконы Смоленской Божьей матери (10 августа) приезжает священник и проводит службу. Икона была изъята из часовни в 1979 году и перенесена в музей Изобразительных искусств в г. Петрозаводске. Она отреставрирована и сейчас выставлена на постоянной выставке. Но по-прежнему местные жители верят в чудотворность своей часовни. Об этом говорят и предметы одежды, оставленные в часовне. Сюда приносят одежду или платки больного человека, веря в его исцеление.

 


[1] Деревня Матросы. Туринструктор. Этимология и топонимика http://xn--h1aeifgccefeceg.xn--p1ai/w/selo/2207

[2] Г.Васильева Гонганалица: Деревня под соснами. Газета Пряжинского национального района Наша жизнь

чт, 01/23/2014 - 14:02 http://elaigu.ru/content/gonganalica-derevnya-pod-sosnami

[3] (Газета «Vieljärven ikkunat». № 2 (2), апрель, 2011

[4] Елена ЧУБИЕВА  История о водяной диве .("Ведлозерские окна", 6,2011) http://vedlozero.ru/vedlozero/selo/1092-rusalka.html

[5]Ведлозеро. http://vedlozero.ru/vedlozero/selo/65-obiknovenniy-fenomen.html

[6] Загадочные камни Ведлозерья Юлия ПОНОМАРЕВА http://vedlozero.ru/vedlozero/selo/1063-zagadka.html


Этнографическая экскурсия в Кинерму

Дата: 2019-05-28, просмотров: 156.