Легенды о происхождении названия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одна из легенд гласит о романтической любви юноши Матти и красавицы Росси. Матти основал хутор в 4 километрах от дороги, на берегу ламбины, с братом и батраком из ближайшей деревни. Занимался он промыслом: охотился на лосей и медведей, а шкуры продавал в Петрозаводске. Зимой ставил капканы на пушных зверей: лис, куниц, белок. Матти очень любил рябины, поэтому вокруг усадьбы высадил кольцо из них. Однажды к нему из соседней деревни приехал батрак со своей сестрой – купить шкурок себе на шапку и сестре на воротник. Матти очень скоро посватался к ней, они поженились. Звали красавицу Роса. И больше всего на свете она, как и Матти, любила цветы рябины. Но однажды в схватке с медведем Матти сильно пострадал. Роса нашла его в лесу и привезла домой на волокуше. Охотник был так сильно изувечен, что больше не смог ходить на охоту — теперь это за него делала Роса. Так продолжалось двадцать лет. И когда Матти скончался, Роса пережила его всего на две недели...

Вторая легенда утверждает, что в царское время по этой дороге гнали политических ссыльных. Один из них — матрос — заболел в пути и умер. Похоронили его возле речки и поставили часовенку. Стало поселение называться Матросами.

Третий вариант тоже связан с «матросской» версией. Это местная легенда. Она повествует о том, что в глухих местах, которые находились на месте нынешнего посёлка, скрывался беглый матрос. Поскольку других матросов в этих местах не наблюдалось, слово «матрос», видимо, стало прозвищем беглеца, а затем так стали называть и место, где он скрывался. Когда это было – сказать трудно. Вполне возможно, что прозвище затем стало фамилией, и уже носитель этой фамилии основал посёлок. Поскольку территория, где находится посёлок, издавна заселена карелами-люддиками, до сих пор употребляется карельская форма названия Matrossa, а чаще – Matrossankula («деревня матроса»). Кроме того, наиболее старые наименования посёлка упоминают матроса в единственном числе; современная множественная форма «Матросы» образовалась позднее[1].

Три вещи, которые надо сделать в Матросах:

1. Посетить питомник ездовых собак и прокатиться на них.

Сегодня в Матросах обосновался всемирно известный путешественник, руководитель экспедиций и туров в Арктику, на Северный полюс, на Кавказ и Забайкалье, учредитель и основной организатор первых в России международных гонок на собачьих упряжках на средние дистанции «По земле Сампо» Виктор Симонов, который вместе с Федором Конюховым совершили несколько экспедиций на собачьих упряжках на Северный полюс в 2013 году и Онежское поморье в 2016. В Матросах работает питомник ездовых собак, тех самых которые были в этих экспедициях - Чукотская Ездовая, Сибирская Хаска, Аляскинский Маламут.

2. Поучаствовать в рафтинге. Именно за Матросами начинается рафтинг по реке Шуя. Тезки реки Шуи есть в Ивановской, Костромской и Витебской областях. Название реки идет от славянского «Шуйница» - левая рука. По – карельски «Суо» - «болото» или «глубокое». Шуя начинается с северного окончания озера Суоярви, впадает в Петрозаводскую губу Онежского озера. Длина реки 265 км, ширина до 70 – 100 м, на порогах – 20 – 40 м, это третья по величине река Карелии. По течению реки равномерно по ее течению встречается около 30 порогов.

 Река служит классом для отработки техники сплава, на ней ежегодно проводится много лагерей и соревнований различного ранга. Весьма популярен сплав по Шуе. Группа забрасывается в районе поселок Матросы и проходит по реке примерно 8 км через известные многим пороги: Кривой порог, Большой и Малый Толь. Категория сложности реки вторая. Пороги на Шуе локальные, ступенчатые с большим количеством стоянок. Порогов около 30, по реке они располагаются довольно равномерно. В большую воду пороги проходятся легче, в низкую сложность прохождения многих из них значительно возрастает, есть сливы до 1,5 м. Из непроходимых препятствий на реке только Игнойльская ГЭС.

3. Посетить братскую могилу советских воинов, погибших в сентябре 1941 года в боях Великой Отечественной войны 1941—1945 годов, которая находится в 2-х километрах от посёлка, вблизи автотрассы в 2 км по шоссе (местечко Юманишки). В братской могиле захоронены 11 советских воинов, погибших в оборонительных боях с финскими захватчиками на подступах к г. Петрозаводску в конце августа-сентябре 1941 г. 

 

Река Шуя. Тезки реки Шуи есть в Ивановской, Костромской и Витебской областях. Название реки идет от славянского «Шуйница» - левая рука. По – карельски «Суо» - «болото» или «глубокое». Шуя начинается с северного окончания озера Суоярви, впадает в Петрозаводскую губу Онежского озера. Длина реки 265 км, ширина до 70 – 100 м, на порогах – 20 – 40 м, это третья по величине река Карелии. По течению реки равномерно по ее течению встречается около 30 порогов.

 Берега реки довольно густо заселены, берега поросли борами, много песчаных пляжей. На водосборе реки много озер (16), но многие из них Шуя обходит стороной. В нее впадают лишь три озера: Шотозеро, Вагатозеро – в среднем течении и Логмозеро в устье. На удалении 10 – 15 км река огибает с запада и юга одно из крупных озер Карелии – Сямозеро. 

Зесь много исторических поселений, памятников архитектуры, археологии, истории. На берегу Шуи лежит деревня Киндасово – карельский центр юмора.

Река служит классом для отработки техники сплава, на ней ежегодно проводится много лагерей и соревнований различного ранга. Весьма популярен сплав по Шуе. Группа забрасывается в районе пос.Матросы и проходит по реке примерно 7 км через известные многим пороги: Кривой порог, Большой и Малый Толь. Категория сложности реки вторая. Пороги на Шуе локальные, ступенчатые с большим количеством стоянок. Порогов около 30, по реке они располагаются довольно равномерно. В большую воду пороги проходятся легче, в низкую сложность прохождения многих из них значительно возрастает, есть сливы до 1,5 м. Из непроходимых препятствий на реке только Игнойльская ГЭС.

 

 Пряжинский район расположен в центре южной части Республики Карелия, в межозерном пространстве крупнейших в Европе пресных водоемов - Ладожского и Онежского озер. Официально был образован 29 августа 1927 года.

Общая площадь Пряжинского национального района — 6395 км². Он расположен в центре южной части Республики Карелии. Он включает в себя 1 поселок городского типа - Пряжу, 6 сел: Матросы, Эссойлу, Святозеро, Ведлозеро, Крошнозеро, Чалну и 80 деревень.

Район расположен на водоразделе двух крупнейших озер Европы - Ладожского и Онежского, удаление от границы со странами Евросоюза (Финляндия) составляет 150 км. Район пересекают две федеральные трассы: "Кола" и автодорога Петрозаводск - Санкт-Петербург через г. Сортавала, одновременно являющаяся частью международного туристического маршрута "Голубая дорога". По удаленности от столицы г. Петрозаводска район занимает достаточно выгодное положение - районный центр Пряжа располагается на расстоянии 46 км. от столицы. От Санкт-Петербурга до Пряжи 370 км.

Район является уникальным местом компактного проживания представителей двух коренных северных народов: карелов (представляющих ливвиковский и людиковский диалекты карельского языка) и финнов. Численность русского населения составляет - 46,1 %, карелов - 36,8 %, финнов - 6,3 %, остальное население - представители различных этнических групп.

 

Киндасово (с карельского языка «kinnas» – рукавица) - это небольшая старинная карельская деревня, расположенная в живописной излучине реки Шуя, в 10 км от поселка Пряжа. Испокон веков жителей деревни называют киндасовцы. По сохранившимся в фольклоре описаниям, киндасовцы отличались простотой и наивностью. Так и по сей день сохранились истории, рассказывающие, как пряжинские мужики подшучивали над жителями деревни Киндасово.

В 2006 году близ деревни Киндасово открылся уникальный музей культовых сооружений древних саамов. Создатель музея Юрий Фефилатьев построил на открытой площадке уменьшенные копии древних артефактов, расположенных в различных странах мира. Центральное место композиции занимает каменный лабиринт. Кроме того, на территории экспозиции разместились саамские кромлехи - конструкции в виде концентрических кругов, сейды - большие камни, установленные в вертикальном положении, а также несколько других сооружений. Познакомиться с уникальными сооружениями и историей древних саамов посетители экспозиции могут совершенно бесплатно.

На территории музея также есть единственный в мире памятник, посвященный рукавице, представляющий собой добродушную голову. Считается, что если потереть нос или большой палец рукавицы, загадав при этом желание, то оно обязательно сбудется.

В годы временной оккупации территории Пряжинского района в ходе Второй мировой войны финскими захватчиками, с конца 1941 года по весну 1944 года в Киндасово размещался концентрационный лагерь строгого режима для советских граждан. Он включал в себя 7 расположенных в 2 ряда бараков, окружённых колючей проволокой с четырьмя дозорными вышками, оборудованными пулемётными огневыми точками. Одновременно в лагере содержалось до 300 человек. Узники были заняты на тяжелых работах, главным образом, на заготовке леса, где был установлен 10—12-часовой рабочий день. Место, где находился концлагерь, расположено на южной окраине поселения. К настоящему времени из бывших 7 лагерных бараков сохранился лишь небольшой фрагмент печи одного из них, выполняющий роль памятного знака.

На территории деревни есть действующая часовня Введения во храм Пресвятой Богородицы. Часовня построена в 2002 году.

С конца XX века (1985 год) в деревне ежегодно проводится фестиваль народного юмора. Как правило, фестиваль выпадает на конец июня. Во время фестиваля можно побывать на «Киндасовской таможне» и «Блинной поляне», прогуляться по «Арбату», сразиться на «Частушечном ринге» и познакомиться с особенностями рыбалки. Традиционно, на фестивале выступают ансамбли и творческие коллективы со всей Карелии, позволяя насладиться национальной культурой. Также, во время фестиваля активно торгуют ремесленными изделиями: мягкой игрушкой, домашней утварью, сувенирной продукцией, изделиями из карельской березы.

Особый интерес представляют киндасовские байки. Киндасовцы по свету немало браживали и бражничали, перенимали что где доброго увидят - и в свою деревню волокли! А вообще-то, хорошо жили - ни часов. ни календарей, ни тебе всяких минут с месяцами: закукарекал петух - вставали, солнышко закатилось - киндасовец на печь. А когда последний петух "откукарекался", совсем красота - спи не хочу. Однако на беду или на радость прознали киндасовцы про календарь - увидели не то в сельсовете, не то у урядника или у старосты, не важно у кого, а только на стене цифры да дни, да месяцы. Пояснили пряжинцы, что это за штука такая, но стену в Киндасово утащить не дали. Вот и получилось, что каждое утро бегать в Пряжу узнавать, какой ноне день - накладно, а с березы видно плохо - стена не той стороной повернута. Поэтому приходится вести учет времени по байкам.

 

Пряжа – старинное поселение, находящееся в 44 км к юго-западу от Петрозаводска, является административным центром Пряжинского района.

Название «Пряжа» было впервые зафиксировано в 1616-1619 гг. Раньше Пряжа делилась на три деревни, которые тянулись вдоль Пряжинского озера. От «горки любви» до речки — Павлова Пряжа (Терункюля), от речки до горки — Средняя Пряжа (Кескикюля), от горки до перекрестка улиц Советская и Октябрьская — Пахомова Пряжа (Сааванкюля). Только в послевоенное время появилось единое название села — Пряжа.

Легенды о Пряже

О ПетреI .

По преданию, ехал царь Петр I по берегу озера, мимо 4 деревень, которые впоследствии и образовали поселок Пряжа, и воскликнул: "Какая же длинная дорога, словно пряжа!".

О пряжинском водяном.

Карелы верили, что в каждом озере живет свой водяной, которого нельзя обижать, а надо ублажать – бросали хлеб, топили черного петуха, к грузилу подвешивали газету и махорку, чтобы водяной покурил и почитал газету. В Пряжинском озере рыбаки в начале 20 века поймали полурыбу-получеловека и вместо того, чтобы отпустить обратно, взяли и замучили его. Местная старуха предрекла – быть беде. И вскоре, в праздник, молодежь решила каталась на лодке. Но внезапно на спокойном, казалось бы озере, поднялась высокая волна, лодка перевернулась и все, кто в ней был утонули. Это была месть водяного за смерть своего ребенка.

О кресте.

Еще одна местная легенда гласит, что в Пряже издавна стояла часовня, в которой был установлен особенный крест, привезенный из Киева. На этом месте в 1762 году была построена церковь во имя Покрова, в 1851 году была построена новая, разрушенная бомбой разрушенная бомбой в годы Великой Отечественной войны. В день Покрова 14 октября 2001 года в Пряже был открыт новый храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Корни географического названия Пряжа лежат в финском термине, обозначающем «глаженье».

Самое старое строение на территории посёлка - дом Марковых, расположенный в центре Пряжи на ул. Советской, 91А. Построен он был в конце XIX века одним из пряжинских карел, основателем рода Марковых. В нем 2 части: жилая половина и хозяйственные постройки – хлев, сеновал, чулан, кладовые. В большой половине дома жили люди, а в маленькой – животные. За прошедшие сто лет первый этаж дома ушел под землю, т.к. у карел не принято было ставить дома на прочный фундамент, лишь под углы дома подкладывались камни, чтобы было легче менять подгнившие нижние венцы дома. Зато сохранился обшитый тёсом балкончик, кружевные перильца которого неповторимы по рисунку и очень изящны.

В центре поселка, в небольшой рощице в храме Покрова Пресвятой Богородицы пожелать здоровья своим близким. Храм небольшой, деревянный, с белоснежными стенами, которые подчеркнуты темно-коричневой окантовкой углов, окон и дверей, в окружении белоствольных берез храм сам кажется даром природы.

Желательно посетить этнокультурный центр «Элляма», узнать об истории заселения и развития ремесел, промышленности (лесозаготовки, древесный уголь, добыча озерной железной руды) Пряжинского района, об особенностях быта местного населения, полюбоваться работами местных мастеров и художников, научиться делать настоящие карельские калитки на мастер-классе центра.

Можно полюбоваться озером Пряжинское, не забыв, что воду нужно почтить со всеми положенными ритуалами: до захода солнца, потому что «после захода солнца нельзя водную гладь волновать - хозяйку воды потревожишь». Ведь вода может наказать нарушителя запретов и от воды могли «пристать» разные болезни. Если что-то болит, то попросить трижды «прощения у воды», перекреститься да воде поклониться. В эпосе «Калевале» говорится, что «вода из снадобий старшая» и её применяли во многих обрядах исцеления.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 198.