Проблема выбора стоит перед человеком практически ежесекундно. При этом выбор может оказаться роковым (определяющим ход событий) для большой социальной группы. Например, это выбор стратегии наступления армии. Или же данный выбор может быть незаметным для общества, внутриличностным (признаться в любви либо сообщить о готовящемся преступлении). Таким образом, человек, осуществляя деятельность, непрерывно сопоставляет несколько вариантов событий, выбирая самый выгодный. Данную теорию разрабатывал Д. Цебелис.
2) В то же время личность при избрании того или иного варианта поведения не всегда руководствуется понятием выгодности. К примеру, ваш друг может не совершать выгодную сделку, если она может навредить вам. Еще одним примером могут послужить солдаты, продолжающие безнадежный бой при полученном предложении сдаться в плен. Данные ситуации заставляют нас задуматься о важности выбора человека, о важнейшем критерии выбора – нравственности. Лишь чувствуя ответственность за свое поведение, индивид способен предпочесть просоциальный (полезный обществу) вариант поведения. О нравственном выборе писал Лоуренс Колберг.
— Проблема таланта и гениальности человека.
В качестве примера из литературы приведем пример всем известного романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Автор этого произведения повествует нам о Мастере, который впервые начал заниматься тем, о чем давно мечтал. Он начал писать роман. Но писатели и критики единодушно осудили Мастера за его произведение. Мастер не пишет роман, он живет им настолько, что отвержение романа и разгромные статьи ранят его в самое сердце, а обида и горечь материализуется в «спрута с очень длинными и холодными щупальцами», который начинает ему видится повсюду, «как только погаснет свет». Мастер пишет роман, и будто живет им. Когда появляется Маргарита, любовь и творчество сплетаются в один клубок. Они идут рядом, для Маргариты любовь к мастеру распространяется и на его роман, что еще раз подтверждает, что в свое произведение мастер вкладывает свои душу и сердце. В этом и проявляется гениальность главного героя произведения.
Также в подтверждение данного высказывания можно привести пример из жизни : трагические судьбы русских гениев — А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина, B.C. Высоцкого. Это люди душевно ранимые, тонкие, подчинившие все сферы своей жизни творчеству, таланту. Поэзия стала их образом жизни. Истинный талант всегда имеет противоречивую, двойственную природу. Он становится и смертельным заклятием, и высшим божественным даром. Служение искусству требует от человека самоотдачи, подвига; настоящий художник должен все возложить на алтарь поэзии, включая собственную жизнь. В этом состоит идея долга гения перед людьми.
Человеческая память
«Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать» (Б. Рассел)
1) Иногда исторические деятели выстраивают стратегию, не обращая внимание на то, что подобные действия не увенчались успехом в прошлом. Одним из таких примеров может послужить план Гитлера по захвату СССР, который не увенчался успехом. Немецкий диктатор не учел печальный опыт Наполеона и других горе завоевателей. К счастью, самонадеянность диктатора и самоотверженность защитников привела к капитуляции фашистской армии.
2) Дополнительные аргументы следует поискать в экономической сфере жизнедеятельности. Цикличное развитие экономики, несомненно, бесспорный факт. Однако причины глобальных финансовых кризисов всегда кроются в неэффективных действиях правительств крупных государств. Ведущие экономисты (например, Сергей Гуриев) с периодичностью 5-10 лет предупреждают о появлении опасных тенденциях, но кризисы повторяются все чаще и чаще.
ЦЕННОСТИ Патриарх Никон и протопоп Аввакум были главными идеологами двух течений в рамках русской православной церкви — никонианства и старообрядчества, возникших в середине XVII в. и ознаменовавших собой церковный раскол. Аввакум реформу церковных обрядов и движителя ее патриарха Никона расценивал как ересь. Он поддерживал концепцию «Москва – Третий Рим» (в отличие от Никона). По его мнению, русское государство и русская церковь должны служить России, русским национальным интересам. Почти во всем взгляды патриарха Никона и протопопа Аввкума расходились, и до сих пор есть значительная прослойка населения исповедует старообрядчество, защищая свои, истинные ценности.
К сожалению, не все ценности возникают в связи с действительной потребностью в каком-либо благе. Существуют «мнимые», «навязанные» ценности. Чаще всего их навязывает современные медиа с помощью рекламы. Это потребность в постоянном потреблении. Например, индивид может не нуждаться в супербыстрой машине, которая развивает скорость, намного выше разрешенной. Однако реклама может инициировать по сути ненужную для деятельности покупку. Такие «мнимые» ценности были описаны в романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
⚡Диалог культур
Под диалогом культур в общественных науках понимают взаимосвязи, взаимопроникновения между культурами различных стран и
народов. В ходе диалога культур одни культуры заимствуют что-то у других, приобщаются к каким-то традициям, подчас даже пересматривают свои ценности за счёт торговых
контактов, всяческих завоеваний, исторических особенностей взаимоотношений. Это делает народы терпимее друг к другу и зачастую способствует разрешению межэтнических конфликтов.
⚡ Глобализация и вестернизация
Но не всегда диалог культур проходит естественно и органично. В современном мире мы видим массу подтверждений этого. Самые яркие из этих несоответствий рождаются в ходе глобализации.
Глобализацию принято определять как процесс интеграции между странами и народами, затрагивающий все сферы жизни общества и связанный с формированием единого человечества. В данном контексте речь идёт об интеграциях в духовной сфере. И так как глобализация – процесс противоречивый и неоднозначный, то в этой сфере также появляются несоответствия. Но в чём же заключаются эти несоответствия? Здесь речь, несомненно, идёт о вестернизации – навязывании западных стандартов, ценностей и культурных аспектов восточному миру. И этот аспект диалога культур, конечно же, «сбивает с ног», ведь он ведёт к уничтожению национальной культуры и провоцирует негативную реакцию со стороны восточных стран, которые не намерены спокойно следить за тем, как чужие традиции полностью вытесняет их особую, веками развивавшуюся культуру, со своими особыми ценностями и устоями.
📚 АРГУМЕНТ №1
Примером же здорового органичного диалога культур, направленного исключительно на развитие и укрепление участвующих в нём культур, может служить ежегодная акция, посвящённая определённой стране. Так, например, 2012 год был «перекрёстным годом» России в Германии и Германии в России. Это пусть фокусно, но органично провоцирует
диалог культур, направленный на приобщение граждан одной страны к другой культуре и наоборот.
Это, несомненно, имеет массу позитивных последствий, начиная с повышения уровня образованности населения и заканчивая повышением уровня толерантности и меньшей вероятностью межэтнических конфликтов.
👀 АРГУМЕНТ №2:
Даже современный мир знает примеры стран, изолированных для культурного диалога. Этим живым примером служит КНДР, или Северная Корея. В своё время, при СССР, там был опущен «железный занавес» и введена строжайшая цензура, то есть дух различных культур, веющий снаружи, просто не в состоянии был туда попасть.
Более того, культурный диалог невозможен даже внутри, так как 99 % населения – корейцы, а оставшийся процент делят между собой китайцы и японцы. Таким образом, не получая подпитки извне, культура просто не способна развиваться.
« Наука и искусство принадлежат всему миру, перед ними исчезают межнациональные барьеры» (И. В. Гете)
Создание Интернета, то есть Всемирной Мировой Паутины в 70х годах ХХ века привело к объединению всех людей на планете. После его создания и развития люди со всего мира смогли общаться, делиться и обмениватьсяттмежду собой различной информацией, несмотря на то, как далеко онитнаходятся. Барьеры между людьми абсолютно исчезли, и это пример того, тчто это изобретение науки сегодня принадлежит всему миру и этим научным достоянием может воспользоваться каждый человек на нашей планете.
Недавно в СМИ, на телеканале «Россия 1», в программе «Вести Москва» показывали выпуск о художественной выставке, которая приехала в Москву.Это выставка известного японского художника, Такаси Мураками, котороготпочитают во всем мире, в том числе и в нашей стране. Этот художниктпредставитель современного искусства, который работает в стиле поп-арт. Натсчету мастера — выставки в Токио, Милане, Версале, Париже, Нью-Йорке и многих других годах мира. Это пример того, что у искусства нет государственных границ, государственного языка, оно вне политик.
Место человека в мире
«Говорят, мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, чтобы он не кончил тем, с чего начал» (В. Жемчужников)
1) Каждая личность обладает способностью к созиданию и разрушению. Созидательные шаги (например, строительство электростанций) являются первоосновой прогресса, а разрушительные действия (ликвидация лесных насаждений и загрязнение вод) ведет к появлению проблем, ставших глобальными в современности. Теорию рационального выбора индивида разрабатывал Д. Цебелис
2) Место человека в мире должно осознаваться индивидом самостоятельно при помощи системы общественных ценностей, усвоенной в результате социализации. Система ценностей сформировалась постепенно, с ходом истории, и видоизменяется по сей день. Девиантное поведение личности нередко приводит к существенным проблемам для всего общества. Герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников не смог соблюсти систему социальных норм и совершил преступление – убил человека. Если бы Раскольников понимал свое место в мире и сохранил бы крепкую связь с его системой норм, то никогда бы не совершил данного преступления.
Сила человеческого духа
«Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек» (И.В. Бердяев)
1) Жизнедеятельность всего общества порою зависит от нравственной силы малой группы или одного индивида. Легендарный подвиг панфиловцев, в ходе которого 28 солдат уничтожили 18 вражеских танков, сыграл весомую роль в защите г. Москвы и всего Отечества.
2) Порою личность для осуществления своей цели не только прилагает значительную силу духа, но еще и идет наперекор стереотипам. Известный российский пловец Александр Попов после ножевого ранения и тяжелой операции вернулся в спорт несмотря на неблагоприятные прогнозы врачебного сообщества, и принес сборной России золотую медаль на чемпионате мира.
Смысл жизни
«Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить» (И. Бергман)
1) Обществоведы знакомы со многими концепциями смысла жизни. Утилитаристы (Д. Бентам), например, в качестве главной цели жизни выделяют извлечение пользы из каждой ситуации. Фаталисты (исследователь фатализма Пиотровский М.Б.) верят в предрешенность бытия и судьбу, независимую от усилий личности. Различные теории порой предлагают совершенно разные категории в качестве основных. Научная дискуссия по этому поводу не утихает, и это лишнее подтверждение тому, что каждая личность наполняет свою жизнь уникальным для нее смыслом.
2) Смысл жизни всякого индивида, несомненно, претерпевает изменения в процессе социализации. На начальном этапе большинство индивидов выбирает для себя ориентиры. И от лидеров мнений зачастую зависят дальнейшие постулаты общества, заложенные в сознании молодежи. СССР активно пропагандировал массовый спорт и карьеру в области инженерии (пропагандой руководило Министерство просвещения СССР). Именно эти идеи были взяты за основу подрастающим поколением. С появлением рыночной экономики и ослаблением государственных институтов сменились агенты социализации и некоторые индивиды поменяли смысл жизни с позиции человека патриархальных взглядов на капиталистические мотивы. Вместе с «ломкой» сознания произошла перемена в понимании смысла жизни.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 299.