О преемственности в культуре, исторической памяти поколений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ФИЛОСОФИЯ

Культура как преобразовательная деятельность человека

Принятие христианства Владимиром Святым

Принятие христианства в 988 году привело к тому, что Киевская Русь приобщилась к европейской средневековой цивилизации и пережила бурный культурный расцвет. Так, почти сразу после данного события на территорию страны начала проникать грамотность: начали свою просветительскую деятельность болгарские духовные лица Кирилл и Мефодий, которые создали первую славянскую азбуку, также была построена первая церковь – Десятинная. Из этого следует, что крещение Руси влекло за собой преобразование и развитие в других сфер жизни общества.

Уничтожение культурных сооружений после Октябрьской революции

После Октябрьской революции 1917 года многие храмы были взорваны, а религия признавалась «опиумом для народа», то есть вредным наркотиком, от которого необходимо избавляться. Многие священники были убиты, храмы разрушены( например, Храм Христа Спасителя), на их месте образовывали склады, магазины, мельницы и т. д. Это отразилось и на социальной жизни: наблюдался духовный упадок населения, люди перестали чтить традиции, не регистрировали браки в церквях, вследствие чего союзы стали распадаться. Разрушение старых и навязывание новых культурных ценностей негативно отразилось на жизни общества и привело к деградации сфер общественной жизни.

 

О преемственности в культуре, исторической памяти поколений

· Каждый образованный человек слышал о семи чудесах света – это самые прославленные архитектурные сооружения древности: Пирамида Хеопса, Висячие сады Семирамиды, Статуя Зевса в Олимпии, Храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский и Александрийский маяк. На сегодняшний день из этих замечательных памятников сохранились только египетские пирамиды. Остальные погибли от пожаров, наводнений и землетрясений. Но легенды об этих чудесах архитектуры и искусства, переходя из поколения в поколение, дошли до нашего времени.

· В названиях улиц любого города прослеживается его история и история страны. Остатки крепости святого Димитрия Ростовского рассказывают о событиях 18 века, здание городской администрации – о 19 в., памятник «Тачанка» - о суровых событиях Гражданской войны, Гвардейская площадь напоминает о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны, а проспект Ю. Гагарина – о первом полете человека в космос.

· В 10 веке до н.э. возникла цивилизация инков. Этот народ создал замечательную культуру. Известно, что инки славились умением возводить прекрасные дворцы, создавать высокохудожественные ремесленные изделия, строить дороги, водопровод. У них было узелковое письмо, богатейшая музыкальная культура. В 16 веке этот народ был завоеван и истреблен испанскими завоевателями. Об истории древней цивилизации инков мы узнаем из письменных испанских источников и сведений, полученных в результате археологических раскопок.

 

О вандализме

· После победы над греческими полисами римляне вывозили из Греции трофеи, среди них были рабы, а также уникальные произведения искусства. К сожалению, победители не оценили их действительной художественной ценности, для них было важно, из какого материала были созданы данные произведения искусства. Поэтому многие культурные памятники были разрушены и навсегда утрачены. При захвате Рима вандалы так же поступали с замечательными произведениями искусства и памятниками культуры. Они разрушали храмы, вывозили драгоценные камни, дорогие ткани, переплавляли золотые и скульптурные слитки.

· Во время Октябрьской революции и Гражданской войны были уничтожены памятники, посвященные царям, государственным деятелям или имеющие церковную символику, т.к. революционные массы не смогли правильно оценить их культурное значение, воспринимали как атрибуты царской власти и буржуазного строя.

· В 17-18 вв. в средневековой Европе на кострах инквизиции погибли выдающиеся ученые своего времени, были уничтожены картины и книги. Невежество религиозных фанатиков нанесло непоправимый вред мировой художественной культуре и научной жизни.

 

 

О развитии и регрессе

· Понятие прогресса в одной сфере нередко оборачивалось регрессом другом. Например, успешное испытание американской атомной бомбы в 1945 году в штате Нью-Мексико – это прогресс в использовании атомной энергии и регресс в области международной безопасности, так как безопасность планеты может оказаться под угрозой в случае , если террористы завладеют ядерным оружием.

· Прогрессу общества препятствует такая форма организации власти, как диктатура. В условиях отсутствия свободы общество не может прогрессировать, человек из мыслящего существа превращается в орудие в руках диктатора. Это видно на примере фашистской Германии: режим власти Гитлера на десятки лет затормозил политический прогресс, развитие свободы и прав человека, демократических институтов власти.

 

О роли образования

· В пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль» Митрофанушка не обладает тягой к знаниям и в связи с этим не заслуживает уважения среди окружающих, становится объектом для насмешек

· Законы РФ требуют наличия высшего юридического образования для будущих судей. Государство закрепляет данное требование как обязательное. Получается, что в данном случае образование – это не вспомогательный институт для обучения профессии, а обязанность.

Добро и зло

· Антисоциальные поступки диктаторов (А. Гитлера) приводили к ухудшению уровня жизни населения групп стран, выливались во всеобщий хаос и страдания миллионов людей. Просоциальные (на пользу общества) реформы, наоборот, устраняли противоречия между социальными группами, повышали нацеленность на сотрудничество и мотивировали государства на поиск компромисса как пути решения значимых проблем. Примером таких реформ может послужить отмена кастовой структуры в Индии (1950 г), создание международных организаций (ООН)

· В центре романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - Раскольников. Он создает теорию, в которой пытается не только объяснить мир, но и выработать собственную мораль. Он убежден, что человечество делится на две категории: одни – «право имеют», а другие – «твари дрожащие», которые служат «материалом» для истории. К этой теории раскольников пришел в результате наблюдений современной ему жизни, в которой меньшинству позволено все, а большинству – ничего. Разделение людей на две категории неизбежно вызывает у Раскольникова вопрос о том, к какому типу относится он сам. И для выяснения этого он решается на страшный эксперимент, намечает себе в жертву старуху – процентщицу, приносящую, по его мнению, один лишь вред, а потому заслуживающую гибели. Убив старуху, Раскольников поставил себя вне общества, включая даже горячо любимых мать и сестру. Чувство отрезанности, одиночества становится страшным наказанием для преступника. Раскольников убеждается в том, что ошибся в своей гипотезе. Он испытывает муки и сомнения «обычного» преступника. В конце романа Раскольников берет в руки Евангелие – это символизирует духовный перелом героя, победу доброго начала в душе героя над его гордыней, которая порождает зло

 

 

Об открытиях и изобретениях

· Дж. Бруно и Г. Галилей утверждали, что Земля круглая, и она вертится. Это было дерзостью в эпоху Средних веков, так как подобное положение расходилось с религиозной картиной мира, основанной на представлении о том, что Земля плоская и вокруг нее вращается Солнце. Каждого, кто в этом сомневался, ждал костер средневековой инквизиции.

 

«Наука – не волшебный рог изобилия, а лишь средство преобразования мира в руках людей» (Д. Бернал)

 

Приведем такой аргумент: когда в 5-7 классах мы изучали математику, ботанику, физику, казалось, каждая наука существует сама по себе. Но в 11 классе все науки стали сливаться, знания по математике стали помогать в физике, физические знания — в химии, химические — в биологии и т. д. Каждый кирпичик стоит на свои месте, и появляется целое здание — научная картина мира.

 

 

Человек и природа

· В романе И.Тургенева «Отцы и дети» поднимается актуальная тема отношений природы и человека. Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека - как работника. Аркадий, друг Базарова, напротив, относится к ней со всем присущем молодой душе восхищением. В романе каждый герой проходит проверку природой. Аркадию общение с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него это единение естественно и приятно. Базаров же, напротив, не стремится к контакту с ней - когда Базарову было плохо, он «шел в лес и ломал ветки». Она не дарит ему ни желанного успокоения, ни душевного равновесия. Таким образом, Тургенев подчеркивает необходимость плодотворного и двухстороннего диалога с природой.

· Ураган «Катрина»— самый разрушительный ураган в истории США. Наиболее тяжёлый ущерб был причинён Новому Орлеану в Луизиане, где под водой оказалось около 80% площади города. В результате стихийного бедствия погибли 1836 жителей, экономический ущерб составил $125 млрд -

 

 

· ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ОБЩЕСТВО

· Амурский тигр – самый северный подвид тигра. Из девяти известных науке подвидов тигров три были уничтожены человеком. Теперь, для сохранения этих малочисленных животных, люди создают различные заповедники, а для учёта амурского тигра впервые будут использоваться GPS-навигаторы, помогающие точно определить местонахождение тигриного следа, фотоаппараты для фотофиксации размера следа. Китайские и российские специалисты предлагают объединить заповедники «Цзяинь» и «Лобэй» в китайской провинции Хэйлунцзян с заповедниками в Амурской области и Еврейской автономной области России для того, чтобы тигры смогли безопасно пересекать границу – ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДУ (ВЗЯТО ИЗ СМИ)

О важности воспитания

Человеческая память

«Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать» (Б. Рассел)

1) Иногда исторические деятели выстраивают стратегию, не обращая внимание на то, что подобные действия не увенчались успехом в прошлом. Одним из таких примеров может послужить план Гитлера по захвату СССР, который не увенчался успехом. Немецкий диктатор не учел печальный опыт Наполеона и других горе завоевателей. К счастью, самонадеянность диктатора и самоотверженность защитников привела к капитуляции фашистской армии.

2) Дополнительные аргументы следует поискать в экономической сфере жизнедеятельности. Цикличное развитие экономики, несомненно, бесспорный факт. Однако причины глобальных финансовых кризисов всегда кроются в неэффективных действиях правительств крупных государств. Ведущие экономисты (например, Сергей Гуриев) с периодичностью 5-10 лет предупреждают о появлении опасных тенденциях, но кризисы повторяются все чаще и чаще.

 

ЦЕННОСТИ Патриарх Никон и протопоп Аввакум были главными идеологами двух течений в рамках русской православной церкви — никонианства и старообрядчества, возникших в середине XVII в. и ознаменовавших собой церковный раскол. Аввакум реформу церковных обрядов и движителя ее патриарха Никона расценивал как ересь. Он поддерживал концепцию «Москва – Третий Рим» (в отличие от Никона). По его мнению, русское государство и русская церковь должны служить России, русским национальным интересам. Почти во всем взгляды патриарха Никона и протопопа Аввкума расходились, и до сих пор есть значительная прослойка населения исповедует старообрядчество, защищая свои, истинные ценности.

К сожалению, не все ценности возникают в связи с действительной потребностью в каком-либо благе. Существуют «мнимые», «навязанные» ценности. Чаще всего их навязывает современные медиа с помощью рекламы. Это потребность в постоянном потреблении. Например, индивид может не нуждаться в супербыстрой машине, которая развивает скорость, намного выше разрешенной. Однако реклама может инициировать по сути ненужную для деятельности покупку. Такие «мнимые» ценности были описаны в романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».

 

 

Диалог культур

Под диалогом культур в общественных науках понимают взаимосвязи, взаимопроникновения между культурами различных стран и

народов. В ходе диалога культур одни культуры заимствуют что-то у других, приобщаются к каким-то традициям, подчас даже пересматривают свои ценности за счёт торговых

контактов, всяческих завоеваний, исторических особенностей взаимоотношений. Это делает народы терпимее друг к другу и зачастую способствует разрешению межэтнических конфликтов.

⚡ Глобализация и вестернизация

Но не всегда диалог культур проходит естественно и органично. В современном мире мы видим массу подтверждений этого. Самые яркие из этих несоответствий рождаются в ходе глобализации.

Глобализацию принято определять как процесс интеграции между странами и народами, затрагивающий все сферы жизни общества и связанный с формированием единого человечества. В данном контексте речь идёт об интеграциях в духовной сфере. И так как глобализация – процесс противоречивый и неоднозначный, то в этой сфере также появляются несоответствия. Но в чём же заключаются эти несоответствия? Здесь речь, несомненно, идёт о вестернизации – навязывании западных стандартов, ценностей и культурных аспектов восточному миру. И этот аспект диалога культур, конечно же, «сбивает с ног», ведь он ведёт к уничтожению национальной культуры и провоцирует негативную реакцию со стороны восточных стран, которые не намерены спокойно следить за тем, как чужие традиции полностью вытесняет их особую, веками развивавшуюся культуру, со своими особыми ценностями и устоями.

📚 АРГУМЕНТ №1

Примером же здорового органичного диалога культур, направленного исключительно на развитие и укрепление участвующих в нём культур, может служить ежегодная акция, посвящённая определённой стране. Так, например, 2012 год был «перекрёстным годом» России в Германии и Германии в России. Это пусть фокусно, но органично провоцирует

диалог культур, направленный на приобщение граждан одной страны к другой культуре и наоборот.

Это, несомненно, имеет массу позитивных последствий, начиная с повышения уровня образованности населения и заканчивая повышением уровня толерантности и меньшей вероятностью межэтнических конфликтов.

👀 АРГУМЕНТ №2:

Даже современный мир знает примеры стран, изолированных для культурного диалога. Этим живым примером служит КНДР, или Северная Корея. В своё время, при СССР, там был опущен «железный занавес» и введена строжайшая цензура, то есть дух различных культур, веющий снаружи, просто не в состоянии был туда попасть.

Более того, культурный диалог невозможен даже внутри, так как 99 % населения – корейцы, а оставшийся процент делят между собой китайцы и японцы. Таким образом, не получая подпитки извне, культура просто не способна развиваться.

« Наука и искусство принадлежат всему миру, перед ними исчезают межнациональные барьеры» (И. В. Гете)

Создание Интернета, то есть Всемирной Мировой Паутины в 70х годах ХХ века привело к объединению всех людей на планете. После его создания и развития люди со всего мира смогли общаться, делиться и обмениватьсяттмежду собой различной информацией, несмотря на то, как далеко онитнаходятся. Барьеры между людьми абсолютно исчезли, и это пример того, тчто это изобретение науки сегодня принадлежит всему миру и этим научным достоянием может воспользоваться каждый человек на нашей планете.

 

Недавно в СМИ, на телеканале «Россия 1», в программе «Вести Москва» показывали выпуск о художественной выставке, которая приехала в Москву.Это выставка известного японского художника, Такаси Мураками, котороготпочитают во всем мире, в том числе и в нашей стране. Этот художниктпредставитель современного искусства, который работает в стиле поп-арт. Натсчету мастера — выставки в Токио, Милане, Версале, Париже, Нью-Йорке и многих других годах мира. Это пример того, что у искусства нет государственных границ, государственного языка, оно вне политик.

Место человека в мире

«Говорят, мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, чтобы он не кончил тем, с чего начал» (В. Жемчужников)

1) Каждая личность обладает способностью к созиданию и разрушению. Созидательные шаги (например, строительство электростанций) являются первоосновой прогресса, а разрушительные действия (ликвидация лесных насаждений и загрязнение вод) ведет к появлению проблем, ставших глобальными в современности. Теорию рационального выбора индивида разрабатывал Д. Цебелис

2) Место человека в мире должно осознаваться индивидом самостоятельно при помощи системы общественных ценностей, усвоенной в результате социализации. Система ценностей сформировалась постепенно, с ходом истории, и видоизменяется по сей день. Девиантное поведение личности нередко приводит к существенным проблемам для всего общества. Герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников не смог соблюсти систему социальных норм и совершил преступление – убил человека. Если бы Раскольников понимал свое место в мире и сохранил бы крепкую связь с его системой норм, то никогда бы не совершил данного преступления.

 

Сила человеческого духа

«Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек» (И.В. Бердяев)

1) Жизнедеятельность всего общества порою зависит от нравственной силы малой группы или одного индивида. Легендарный подвиг панфиловцев, в ходе которого 28 солдат уничтожили 18 вражеских танков, сыграл весомую роль в защите г. Москвы и всего Отечества.

2) Порою личность для осуществления своей цели не только прилагает значительную силу духа, но еще и идет наперекор стереотипам. Известный российский пловец Александр Попов после ножевого ранения и тяжелой операции вернулся в спорт несмотря на неблагоприятные прогнозы врачебного сообщества, и принес сборной России золотую медаль на чемпионате мира.

Смысл жизни

«Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить» (И. Бергман)

1) Обществоведы знакомы со многими концепциями смысла жизни. Утилитаристы (Д. Бентам), например, в качестве главной цели жизни выделяют извлечение пользы из каждой ситуации. Фаталисты (исследователь фатализма Пиотровский М.Б.) верят в предрешенность бытия и судьбу, независимую от усилий личности. Различные теории порой предлагают совершенно разные категории в качестве основных. Научная дискуссия по этому поводу не утихает, и это лишнее подтверждение тому, что каждая личность наполняет свою жизнь уникальным для нее смыслом.

2) Смысл жизни всякого индивида, несомненно, претерпевает изменения в процессе социализации. На начальном этапе большинство индивидов выбирает для себя ориентиры. И от лидеров мнений зачастую зависят дальнейшие постулаты общества, заложенные в сознании молодежи. СССР активно пропагандировал массовый спорт и карьеру в области инженерии (пропагандой руководило Министерство просвещения СССР). Именно эти идеи были взяты за основу подрастающим поколением. С появлением рыночной экономики и ослаблением государственных институтов сменились агенты социализации и некоторые индивиды поменяли смысл жизни с позиции человека патриархальных взглядов на капиталистические мотивы. Вместе с «ломкой» сознания произошла перемена в понимании смысла жизни.

 

СОЦИОЛОГИЯ

О проблеме алкоголизма

· Алкоголизм убивает и бедных и богатых, и голодных и сытых, умных делает безумными. Злоупотребление алкоголем может лишить человека всего: и семьи, и дохода, и работы, и социального статуса. Человек, деградируя, умирает. Вред, который несет обществу алкоголизм, сравним с последствиями боевых действий. Так Великая Отечественная война унесла миллионы жизней, но, те, кто остался в живых, взяли на себя все бремя восстановления страны: они строили мирную жизнь, совершали трудовые подвиги, рожали и воспитывали детей. Люди, страдающие алкоголизмом, утрачивают жизненный иммунитет, а потому не могут устоять перед трудностями и постепенно деградируют.

· М. Горький "На дне". Некоторые персонажи - хронические алкоголики: одни уже спились, другие еще на грани болезненного пьянства, но и те и другие активно спаивают своих близких. Они красиво рассуждают, но всех их объединяет потребительское отношение к жизни, сами не хотят палец о палец ударить, чтобы выздороветь Лживость, пустопорожняя болтовня, эгоизм, жестокость, стремление втянуть в пьянство непьющих - все это художественно показано великим русским писателем.

· За время существования СССР на его территории проводился ряд антиалкогольных кампаний, включавших в себя правительственные меры по снижению потребления алкоголя среди населения. Данные кампании имели как положительные, так и отрицательные результаты. Например, уменьшилась государственная продажа алкоголя, которая сопровождалась ростом продолжительности жизни, ростом рождаемости, сокращением смертности населения. Но вместе с тем, широко развивалась теневая экономика, алкоголь для партийной элиты по-прежнему был доступен, увеличился рост самогоноварения, и наконец, общее уменьшение товарооборота нанесло большой урон для бюджета страны. Через некоторое время массовое недовольство граждан вынудило советское руководство свернуть борьбу с производством и потреблением алкоголя.

 

О признаках этноса

· Англичане и американцы говорят на английском языке, но это разные нации. Созданию нации способствует общность их исторического пути. Каждая нация прошла свой неповторимый путь, который запечатлен в памяти народа. Особенности природно-климатических условий и рельефа местности, в которой проживает большинство населения, череда исторических событий, обычаи, традиции формируют неповторимый облик народа, его менталитет.

· Историческая судьба может разделить единый народ. Южные славяне в Средние века оказались в разных исторических условиях. Хорватия, вошедшая в Германскую империю, испытала влияние западной цивилизации, боснийцы приняли мусульманскую веру, войдя в состав Турецкой империи. Теперь это разные народы, хотя они имеют общее происхождение и язык.

О социализации

 

· Ф.Зимбардо проводил исследования влияния культур Запада и Востока на личность. Западная культура ориентирует человека на индивидуализм, автономию от других, родительской семьи. Молодой человек поступает в колледж, университет и затем никогда не возвращается в семью. У него формируется «независимое Я». Он в большей степени ориентируется на собственные желания, стремления. Восточные культуры, наоборот формируют «взаимозависимое Я». Такой человек больше чувствует свою принадлежность группе, социуму, семье. Цель общественной жизни в таких культурах – достижение гармонии со своим сообществом, его поддержка. Самооценка тесно связана с тем, что о человеке думают другие.

· в Ростове-на-Дону в конце 90-х обнаружили девочку по имени Наташа, которая в свои 7 лет не могла говорить, ходить на ногах, не одеваться, а все потому, что она росла в многодетной семье, где ее воспитанию не уделялось вообще никакого внимания. Ее воспитывала собака, девочка ела как собака, гавкала, рычала, кусалась, передвигалась на четвереньках, не соблюдала человеческих норм поведения. И хотя внешне она была похожа на человека, на самом деле о ней можно говорить только как об индивиде. Эту девочку забрали в приют, где ее постепенно приучали к нормам человеческой жизни, учили разговаривать, есть с помощью ложки, ухаживать за собой, вообще жить в человеческом обществе

· Около 400 лет назад один индийский падишах поспорил со своими придворными мудрецами, которые утверждали, что каждый ребенок заговорит на языке своей матери, даже если его никто не будет этому учить. Падишах усомнился в справедливости такого высказывания и провел довольно жестокий с современной точки зрения, эксперимент. Были взяты маленькие дети различных национальностей и посажены в отдельные комнаты по одному. Им прислуживали немые слуги. За семь лет эксперимента дети ни разу не услышали человеческого голоса. Когда через семь лет к ним вошли люди, то вместо человеческой речи они услышали бессвязные вопли, крики и мычание

 

· Существует также немало примеров «воспитания» детей животными, чаще волками. Во всех подобных случаях дети при их нахождении людьми демонстрировали уровень психического развития, совершенно не соответствующий возрастной норме. У них были не развиты сознание, речь, абстрактное мышление, другие высшие психические функции. Практически они мало отличались от животных: ходили на четвереньках, выли, разрывали сырую пищу зубами и т. п. После возвращения к людям они приобретали некоторые человеческие навыки, но прогресс шел чрезвычайно медленно. При максимально благоприятных условиях и усиленном обучении такие дети тем не менее не достигали в своем психическом развитии того, что характерно для каждого психически здорового ребенка при обычном воспитании. Никто из них так и не стал по-настоящему человеком.

 

Роли агентов социализации

«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания» (Адольф Дистервег)

1) В повести Е. Гришковец «Начальник» руководитель фотокружка не только учит детей азам фотографирования, но и вдохновляет их, постоянно поддерживает их веру в себя. Именно эта забота стала толчком к их карьере и помогла им стать профессионалами.

2) Повесть Быкова «Обелиск» содержит описание учителя Мороза, погибшего вместе с частью своих учеников. Учитель был героем в глазах учеников, потому что совершил подвиг – самопожертвование. Таким образом, школа научила детей видеть истинное добро.

МОБИЛЬНОСТь

Вспомним такую гениальную личность, как Александр Васильевич Суворов. Этот русский полководец конца 18 века смог дослужиться до генералиссимуса, будучи изначально камергером. Здесь мы наблюдаем восходящую вертикальную мобильность, т.е. смену (повышение) социального статуса. Суворов развил свой полководческий талант, попав в военную среду благодаря своему отцу, который увидел в Александре Суворове задатки и отправил на обучение в Семеновский полк. Василий Суворов погрузил своего сына, будущего гениального полководца, в ту среду, что позволила развить его задатки и способности.

 

ЭКОНОМИКА

«Частная собственность – главная гарантия свободы, причем и для тех, кто ею владеет, и для тех, кто ею не владеет» – Ф. Хайек.

Из истории нам известно, что в Союзе Советских Социалистических Республик существовала плановая экономика. Предпринимательская деятельность ограничивалась планами производства. Потребители не были свободны: практически отсутствовал выбор в магазинах, порой особенно ценные товары выдавались в порядке живой очереди, поэтому на всех не хватало; иногда то же происходило с продуктами питания. Итак, нельзя утверждать, что в тот период при такой экономической системе население, производители и потребители, было свободным. Причем не только в экономической сфере общества.

Ярким примером сущности рыночной экономической системы может стать случай из СМИ. Многие издания отмечают тот факт, что современный рынок наводнили товары, произведенные в Китае. Люди активно покупают их, основываясь на дешевизне и практичности. Это при том, что экономическая система Китая долгое время носила ярко выраженный административно-командный характер, однако экономические реформы, начавшиеся в 80-х годах, привели к небывалому росту темпов экономического развития КНР.

Роли конкуренции

«Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния ‐ конкуренция» (Л. Эрхард).

1) Английский экономист Адам Смит, подчеркивая важность конкуренции, считал, что «Конкуренция выступает в качестве силы, возвращающей рынок к эффективной точке равновесия».

2) Нередко государство специально выстраивает рынок, ограничивая конкуренцию. Примером такой ситуации может стать становление корейского автопроизводителя «хёндэ», начавшего выпуск машин на закрытом южнокорейском рынке. Только после повышения качества производимых машин государство допустило импорт(ввоз) автомобилей в страну. Таким образом, иногда конкуренция подлежит ограничению.

 

Ирландская авиакомпания «Ryanair»(основанная в 1984 году братьями Райан)которая не побоялась бросить вызов существующим развитым компаниям данной индустрии того времени.«Rynair» установила рекордно низкие цены на маршруте Лондон-Дублин, что привлекло множество пассажиров, которые раньше пользовались услугами других авиакомпаний.Из этого мы можем сделать вывод, что даже ограниченная в ресурсах компания может обойти более богатых конкурентов. Братья Райан не побоялись конкуренции и достигли успеха, создав одну из самых востребованных авиакомпаний

 

Соитиро Хонда-основатель компании Honda Motor Co.Этот человек родился в небогатой семье, закончил всего восемь классов, но смог добиться много именно благодаря умению идти на риск и стремлением к новаторству.Он утверждал, что методом «проб и ошибок» можно достичь высшей ступени успеха.Соитиро не боялся делать что-то новое, он упорно трудился и в итоге создал компанию в 1948 году по производству мопедов, которая стала крупнейшим производителем мопедов в Японии.Уже в 1970 компания Соитиро Хонды стала выпускать автомобили и к 1987 году Honda Motor Co. стала самой быстрорастущей компанией в мире.Соитиро Хонда добился успеха благодаря своей готовности рисковать и усердно трудиться.Этот человек стал одним из немногих людей не побоявшихся конкуренции и вложившим много сил и времени в проект на свой страх и риск.

 

Ярким примером отсутствия соперничества в экономике является политика «Военного коммунизма», проводимая Лениным в начале 20-ого века. Отсутствие мелких и крупных частных собственников, а следовательно, и конкуренции между ними привело экономику России к упадку.

Ярким примером конкуренции,которая положительно сказалась на производстве-это деятельность компании Apple. Изначально их продукт был новым и считался лучшим,но с появлением других производителей смартфонов фирма начала терять часть потребителей,и, чтобы оставаться на первых позициях в производстве смартфонов,компания постоянно улучшала качество производимых товаров,благодаря чему создала продукт,удовлетворяющий потребности современных людей. Сейчас продукция Apple занимает лидирующую позицию в мире по производству смартфонов.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

В качестве ещё одного примера хочу привести Вторую Мировую войну, которая привела к многочисленным жертвам среди населения и ухудшению качества жизни. Война привела к огромному спаду экономики многих стран,участвовавших в ней. Кроме того, военные действия оказали негативное влияние на экологию.

Таким образом, конкуренция и война - это два несравнимых понятия,они имеют абсолютно разный характер и разные последствия.

+ Крупные конкурирующие компании:

- Макдоналдс и БургерКинг

- Вольво и Мерседес

- Marvel и DC

- Coca-Cola и Pepsi

- Nike и Reebok

- Aerobus и Boeng

 

ИНФЛЯЦИЯ

В качестве примера может служить время после распада СССР. В 1998 г. в стране произошел дефолт. Дефолт – неспособность производить своевременные выплаты по долговым обязательствам или выполнять иные условия договора займа. Причиной кризиса была предыдущая экономическая политика властей, а также кризис в странах Азии, следствием которого стало снижение цен на нефть. Естественно, из-за этого уменьшились поступления в бюджет. Кроме того, до дефолта курс рубля к доллару был искусственно завышен. Произошла гиперинфляция (до 1000%), и все сбережения, которые люди копили годами, мгновенно обесценились. Причиной кризиса была предыдущая экономическая политика властей, а также кризис в странах Азии, следствием которого стало снижение цен на нефть. Естественно, из-за этого уменьшились поступления в бюджет. Кроме того, до дефолта курс рубля к доллару был искусственно завышен. Девальвация рубля вызвала резкий рост инфляции. Часть предприятий обанкротилась, лопнули некоторые банки, а их вкладчики потеряли свои сбережения. Иностранную валюту в обменниках было не купить. Цены на большинство товаров росли, как на дрожжах, поскольку многие из них тогда были импортными. Люди теряли работу, бюджетники уже не надеялись увидеть свою зарплату.

Абсолютным рекордсменом по уровню инфляции является Венгрия в 1945-46 годах. Опустошённая Второй мировой войной, Венгрия осталась без производств и как «гитлеровский пособник» попала в экономическую зависимость от СССР. Выплатив огромные репарации странам-участникам, Венгрия стала банкротом с огромными долгами и разрухой в стране. Темп инфляции исчислялся триллионами процентов в год, цены удваивались каждые 15 часов. В июле 1946 года была выпущена купюра номиналом в 1 миллиард пенгё, позже появилась купюра номиналом в 1 секстиллион пенгё – самая большая по номиналу банкнота на земле.

В современном мире существуют методы борьбы с инфляцией. Это денежная политика жёстких ограничений на ежегодные приросты денежной массы и сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации путём увеличения доходов и уменьшения расходов государства.

 

 

О монополии

 «Монополия — это бизнес в конце своего пути» (Г. Ллойд)

1) Монополия ухудшает уровень конкуренции, усложняет выход на рынок других игроков. Например, в 2006 году ведущие французские косметические компании были оштрафованы на 50 миллионов евро за то, что они специально понизили цены, чтобы более мелкие конкуренты ушли с рынка.

2) Монополисты нередко специально завышают цены, пользуясь своей исключительностью. В 2014 году Федеральная Антимонопольная Служба зарегистрировала следующее преступление: энергетическая компания, обладающая монополией на подключение граждан к электроэнергии, завысила цену подключения к сетям в тысячу раз.

 

Государство в рыночной экономике обеспечивает нормальные условия для работы рыночного механизма, в том числе осуществляет антимонопольную политику. Так, в России с 1991 г. действует Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Целью Федерального Закона является определение организационных и правовых основ предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации. Конечным результатом данного закона является обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации а также создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Одной из наиболее развитых стран в области антимонопольного регулирования экономики является США. Государственное регулирование в этой стране осуществляется в отношении отдельной категории отраслей экономики, тех, где зачастую возникает естественная монополия. При этом они не национализируются, а действующие в них компании пользуются полной либо значительной независимостью от органов государства в вопросах построения внутренней системы организации производства, принятия инвестиционных решений. Важнейшие принципы антимонопольной политики сформулированы в специальном своде хозяйственного права США под названием «Антитрестовское законодательство».

БЕЗРАБОТИЦА

Анализ статистических данных показывает, что с увеличением численности безработных, снижается число заключенных браков. Последствия безработицы могут быть социальным возмущением и даже социальным взрывом.

Например, в одной из научных статей говорилось о том, что в Ростовской области из-за высокого уровня безработицы, резко упал уровень медицины, что привело к ухудшению уровня здравоохранения в данном субъекте РФ.

Также нежелание работать может привести к увеличению преступных деяний. Например, произведение Фёдора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание". Главный герой Родион Раскольников из-за своих, как сказал автор высказывания, "взбалмошных" мыслей, уникального мировоззрения, и нежелания зарабатывать гроши, идёт на преступление, что ведёт к убийству пожилой женщины и беременной девушки.

 

 

О торговле

· Торговля может служить объединяющим фактором страны и даже мира. Возьмем, к примеру, Древнюю Русь. Торговля поистине объединяла Русь. По сухопутным дорогам, по рекам тянулись купеческие караваны. В Новгород шли возы с зерном из Приднепровья; из Волыни во все земли везли соль; с севера на юг - меха, рыбу. В другие страны русские купцы везли кожу, воск, льняное полотно для парусов, изделия из серебра и кости. Из других стран поступали зарубежные товары: ткани, оружия, драгоценные камни, украшения, церковная утварь, вино. Таким образом, благодаря торговле происходило процветание и развитие государств

 

О функциях государства

· Государства у всех народов начали формироваться по схожим причинам, но в данном случае рассмотрим этот процесс и его последствия на примере восточнославянских племен. Одной из основных предпосылок формирования Древнерусского государства являлась необходимость в защите от внешнего противника – Хазарского каганата. Разрозненные и враждующие друг с другом племена не могли по одиночке справиться с неприятелем, однако после образования государства победа над кочевниками стала лишь вопросом времени. Это наглядно иллюстрирует нам действие одной из важнейших функций государства – оборонительной

· Как известно, в 1861 Александром II была проведена крестьянская реформа, итогом которой стала отмена крепостного права. Данное явление оказало большое влияние на жизнь русских людей, ведь большая часть населения Российской Империи в то время были никем иными, как крепостными крестьянами. Даровав им свободу, государство в значительной мере расширило права и обязанности освободившихся крестьян. Следствием отмены крепостного права стало формирование новой социальной прослойки, изменение устоев и обычаев, сложившихся за несколько веков. Этот пример демонстрирует нам последствия проведения государством реформы, отразившиеся на всем населении страны

 

 

О демократии

· Принято считать, что в Швейцарии существует «прямая» демократия (как они ее сами называют) и население вовлечено в процесс принятия законов в гораздо большей степени, чем в других странах. Одними из важнейших элементов швейцарской модели демократии являются народные инициативы – право граждан предложить новый закон, а также референдум – право граждан отклонить предложенный законодательными органами нормативный акт. Таким образом, демократия в Швейцарии работает, институты и механизмы отлажены и имеют давнюю историю. Граждане имеют возможность принимать самое прямое участие в управлении своей страной, своим кантоном, своим городом. Вместе с тем, институт демократии несовершенен. Политические силы используют демократические инструменты в своих целях, манипулируя общественным мнением, а принятие необходимых законов и изменение устаревших норм зачастую затягивается на многие годы.

 

В статье газеты «Аргументы и факты» привели рейтинг стран, где существует наиболее сильная демократия. В тройку лидеров вошли Норвегия, Исландия, Дания. Это страны, которые обеспечивают своим гражданам политические права и свободы, именно поэтому там высоко развито гражданское общество. Его наличие свидетельствует о развитой политической свободе граждан. Государство выплачивает большие социальные пособия, разрабатывает специальные программы помощи нуждающимся, поощряет открытие новых рабочих мест, делает медицину более качественной и доступной, образование также является бесплатным для американцев.

Таким образом, данный пример свидетельствует о реализации в этих странах важнейшей государственной функции – социальной, направленной на обеспечение достойной жизни гражданина.

 

Приведу пример из истории. Древняя Греция было первым демократическим государством. С самого детства жителей страны привлекали к участию в общественной и политической жизни государства. Также при рождении греки обладали разнообразными политическими правами и свободами. Именно поэтому каждый грек с особой ответственностью относился к политической жизни: граждане участвовали в выборах, голосованиях и собраниях для того,чтобы решить важные государственные вопросы , потому что каждый голос был учтен и ценился. Это показывает,что государственная власть отвечала взаимностью своим гражданам, стремилась удовлетворить их потребности, максимально защитить их права и свободы. Таким образом, в соответствии с активным политическим участием граждан, их политической грамотностью, политическое управление в Древней Греции осуществлялось на том же высоком уровне.

 

 

ПРАВОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ

Культура как преобразовательная деятельность человека

Принятие христианства Владимиром Святым

Принятие христианства в 988 году привело к тому, что Киевская Русь приобщилась к европейской средневековой цивилизации и пережила бурный культурный расцвет. Так, почти сразу после данного события на территорию страны начала проникать грамотность: начали свою просветительскую деятельность болгарские духовные лица Кирилл и Мефодий, которые создали первую славянскую азбуку, также была построена первая церковь – Десятинная. Из этого следует, что крещение Руси влекло за собой преобразование и развитие в других сфер жизни общества.

Уничтожение культурных сооружений после Октябрьской революции

После Октябрьской революции 1917 года многие храмы были взорваны, а религия признавалась «опиумом для народа», то есть вредным наркотиком, от которого необходимо избавляться. Многие священники были убиты, храмы разрушены( например, Храм Христа Спасителя), на их месте образовывали склады, магазины, мельницы и т. д. Это отразилось и на социальной жизни: наблюдался духовный упадок населения, люди перестали чтить традиции, не регистрировали браки в церквях, вследствие чего союзы стали распадаться. Разрушение старых и навязывание новых культурных ценностей негативно отразилось на жизни общества и привело к деградации сфер общественной жизни.

 

О преемственности в культуре, исторической памяти поколений

· Каждый образованный человек слышал о семи чудесах света – это самые прославленные архитектурные сооружения древности: Пирамида Хеопса, Висячие сады Семирамиды, Статуя Зевса в Олимпии, Храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский и Александрийский маяк. На сегодняшний день из этих замечательных памятников сохранились только египетские пирамиды. Остальные погибли от пожаров, наводнений и землетрясений. Но легенды об этих чудесах архитектуры и искусства, переходя из поколения в поколение, дошли до нашего времени.

· В названиях улиц любого города прослеживается его история и история страны. Остатки крепости святого Димитрия Ростовского рассказывают о событиях 18 века, здание городской администрации – о 19 в., памятник «Тачанка» - о суровых событиях Гражданской войны, Гвардейская площадь напоминает о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны, а проспект Ю. Гагарина – о первом полете человека в космос.

· В 10 веке до н.э. возникла цивилизация инков. Этот народ создал замечательную культуру. Известно, что инки славились умением возводить прекрасные дворцы, создавать высокохудожественные ремесленные изделия, строить дороги, водопровод. У них было узелковое письмо, богатейшая музыкальная культура. В 16 веке этот народ был завоеван и истреблен испанскими завоевателями. Об истории древней цивилизации инков мы узнаем из письменных испанских источников и сведений, полученных в результате археологических раскопок.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 271.